Арпеджио в музыке что это
Значение слова «арпеджио»
1. нареч. Исполнение звуков аккорда не одновременно, а поочередно, обычно от нижнего к верхнему.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Арпеджированные аккорды называются также «ломаными» или разбитыми, с этим выражением связаны такие звуковые группы в гармонической фигурации, которые происходят от раздробления аккордов, и в которых отдельные ноты аккорда могут подвергаться различной перестановке.
Арпеджио часто использовались в старинной фортепианной музыке около 1700 г. Венецианский композитор, певец и виртуоз-клавесинист, живший в первой половине XVIII столетия в Италии и Испании Доменико Альберти начал использовать этот приём в качестве арпеджированного аккомпанемента к басу, за что этот вид исполнения получил название басы Альберти.
Применительно к струнным инструментам (например, гитара), арпеджио в русском языке часто называют перебором, что является не совсем точным, так как перебором можно играть не только арпеджио.
В жанре чиптюн под арпеджио обычно подразумевается эффект, когда быстро сменяющиеся ноты образуют аккорд. В большинстве композиций данного жанра арпеджио уделяется особое значение. В ZX-чиптюне арпеджио обычно называют орнаментом или узором.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
арпе́джио
1. муз. последовательное воспроизведение, извлечение звуков аккорда (обычно начиная с нижнего тона)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: худоба — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Дэвид Брэйд >Что должен знать об арпеджио каждый гитарист?
Если вы учитесь играть на гитаре, рано или поздно вы непременно столкнетесь с понятием «арпеджио«.
Это просто незаменимый прием, придающий вашей игре разнообразие и особый характер. Из арпеджио можно строить целые риффы, можно использовать их в соло и даже создавать мелодические линии благодаря его плавному звучанию.
Практически все великие гитаристы имеют этот прием в своем арсенале. Но есть также и те, кто избегает арпеджио. Почему? Да потому что боятся заблудиться в лабиринтах теории и техники его исполнения. Вы же не относитесь к таким «музыкантам»? Если вы уже знакомы с тем, как работают аккорды, самое время приступить к арпеджио.
Вот восемь важных моментов, которые помогут вам одолеть этот непростой прием.
Что же такое арпеджио
Слово «арпеджио» происходит от итальянского «arpeggiare», означающего «играть на арфе». (Логично, ведь арфисты часто акцентируют ноты, играя их не в унисон, а одну за другой.) Арпеджио иногда называют «ломаными аккордами». По сути, это ноты аккорда, играемые по одиночке.
Как арпеджио могут пригодиться гитаристу
Арпеджио создают эффект быстрой, плавной игры. Кроме того, с их помощью вы выведете свой навык импровизации на новый уровень. В арпеджио входят все ноты аккорда. Они легко свяжут ваше соло с аккордовой структурой и станут основой для отличных фраз.
На фоне соответствующего аккорда арпеджио всегда звучит хорошо, поэтому можно сказать, что это своего рода ключевые моменты мелодии. Вы можете смело импровизировать в рамках нот, входящих в арпеджио.
Гаммы vs. арпеджио
Давайте посмотрим, в чем разница между гаммами и арпеджио. Гаммы — это последовательность нот, играемых одна за другой и образующих определенную тональность (например, в гамму G мажор входят ноты G, A, B, C, D, E, F#).
Арпеджио — это последовательность нот, играемых одна за другой и образующих определенный аккорд (например, в арпеджио аккорда G мажор входят ноты G, B, D). И гаммы, и арпеджио линейны: в обоих случаях ноты извлекаются одна за другой. Но в отличие от гамм, которые содержат как аккордовые, так и неаккордовые ноты, арпеджио строятся исключительно из нот, образующих тот или иной аккорд. Как гаммы, так и арпеджио можно играть в восходящем, нисходящем направлении или же так, как хочется исполнителю.
Аппликатуры арпеджио
Как и в случае гамм, для арпеджио существует несколько аппликатур. Для каждого арпеджио можно насчитать пять аппликатур CAGED. (Исключение — уменьшенный септаккорд. Для него существует всего одна аппликатура.)
Выучите арпеджио в разных позициях на грифе — так вы запомните именно его форму, а не просто порядок ладов, которые нужно зажимать. Учите аппликатуры постепенно, одна за другой. Конечно, будет замечательно, если вы освоите все аппликатуры. Но в любом случае гораздо лучше знать и играть одну аппликатуру идеально, чем пять, но кое-как. Потренируйтесь в переходе от одной аппликатуры к другой. Возьмите, например, две каких-нибудь аппликатуры и чередуйте их между собой.
На каких арпеджио следует сконцентрироваться вначале
Лучше всего начать с мажорных (1, 3, 5) и минорных трезвучий (1, b3, 5). Это самые распространенные гитарные арпеджио в музыке любого стиля. В трезвучие входят всего три ноты, но арпеджио можно расширить, добавив к нему седьмую, девятую, одиннадцатую, тринадцатую и т.д. ступени. Возможностям нет предела!
Разные способы звукоизвлечения
Арпеджио можно играть разными способами. Это, помимо прочего, техника переменного штриха, легато, хаммер-оны и пулл-оффы, свип-пикинг и тэппинг. (Более опытным гитаристам нельзя забывать и о таких приемах, как игра через струну и перекат пальцев на грифе — все это позволяет значительно прибавить в скорости.) Поэкспериментируйте с каждым способом и выберите то, что подходит именно вам и вашему стилю игры.
А как же перебор? Аккорды, играемые перебором, с технической точки зрения тоже являются арпеджио, но в этом случае ноты не глушатся сразу после исполнения, а звучат одновременно. То есть колебания каждой ноты вместе дают нам тот или иной аккорд. Арпеджио в стандартном понимании подразумевают звучание только одной ноты в один момент времени, поэтому они все-таки отличаются от аккордов, исполняемых перебором.
Заключите арпеджио в рамки тоники
Если вы только начинаете работу над арпеджио, старайтесь, чтобы первой и последней его нотой была тоника соответствующего аккорда (нота, от которой построен аккорд). Это поможет вам научиться слышать и различать звучание данной гаммы. Начните с нижней тоники, дойдите до верхней ноты так быстро, как только сможете, затем вновь спуститесь вниз и вернитесь к тонике.
Форма и скорость
Играя арпеджио, глушите каждую ноту сразу после ее извлечения. Делать это можно, например, снимая пальцы левой руки с зажатых струн. Так ноты не будут звучать одновременно, и ваше арпеджио будет отличаться от простого аккорда, сыгранного перебором. Каждая нота должна прозвучать отдельно!
Начинайте в медленном темпе. Первое время следует уделять внимание тому, как вы исполняете арпеджио. Скорость придет со временем. Вы же не хотите играть с ошибками, правда? Кроме того, исправлять ошибки сложнее, чем сразу учиться правильно.
Если вы хотите узнать об арпеджио больше, читайте один из прошлых уроков об арпеджио. И не забывайте подписываться, чтобы каждый день получать новые уроки и интересные статьи.
Арпеджио в музыке
Арпеджио является музыкальной техникой, заключающейся в последовательном взятии нот аккорда на инструменте или голосом. Арпеджированный аккорд также называют ломанным или разбитым. Слово «арпеджио» имеет итальянские корни и дословно переводится «играть на арфе», ведь именно для арфистов характерно схожее звукоизвлечение. В нотном письме при арпеджио перед аккордом ставится вертикальная волнистая линия. Если предполагается исполнение нескольких арпеджированных аккордов подряд, сверху над ними указывается слово arpeggio. Иногда арпеджио обозначается маленькими нотками, слигованными с основными нотами аккорда.
При арпеджио аккорд получается разобранным по нотам — ноты играются одна за другой, но общая длительность созвучия остается прежней. Ноты можно брать в восходящем, нисходящем или произвольном порядке. Арпеджио чаще всего применяется при игре на смычковых, струнных и клавишных инструментах. На струнных смычковых аккорды играются только приемом арпеджио из-за особенностей ведения смычка по струнам.
Этот прием позволяет играть аккорды на инструментах, на которых одновременно можно взять только 1-2 ноты. Исполнение арпеджио развивает технику игры у музыкантов, обучающиеся игре на инструменте играют арпеджио наравне с гаммами.
Примеры использования арпеджио
Композиторы начали применять арпеджио в фортепианной музыке с 18-го века. Доменико Альберти, итальянский композитор и исполнитель, использовал арпеджио как арпеджированный аккомпанемент к басу, что в последствии получило название басов Альберти. В басах Альберти аккорд игрался следующим образом: сначала бралась нижняя нота трезвучия (1-я ступень), потом самая высокая (5-я ступень), средняя (3-я ступень), самая высокая (5-я ступень), и все повторялось еще раз.
В музыке Моцарта, Бетховена, Гайдна арпеджио часто формируют стержень произведения. В финале «Лунной» сонаты Бетховена короткие арпеджио в cis-moll идут по ступеням трезвучия одно за другим. В сонате C-dur Моцарта арпеджио используется в связующей партии первой части. Прелюдия C-dur Баха представляет собой простой ряд арпеджио, временами проходящий через модуляции и возвращающийся к до мажору.
Мастерское применение техники арпеджио гитариста-виртуоза Агустина Барриоса можно наблюдать в его произведениях La Catedral, Las Abejas, Концертный этюд, Allegro Solemne. Среди произведений для классической гитары, по которым учатся играть арпеджио начинающие, стоит также выделить Prelude Маттео Каркасси.
Арпеджио на гитаре
Во время обучения игре на гитаре вы непременно столкнетесь с понятием арпеджио. Это прекрасный способ добавить произведению яркости и сложности. В русском языке гитарные арпеджио имеют альтернативное название — «переборы».
Арпеджио на гитаре активно используется при создании рифов, мелодических линий с льющимся звучанием и в сольных партиях. Применяя арпеджированные аккорды, можно создавать гармонически богатые мелодии, выполнять изящные и ловкие перемещения от аккорда к аккорду.
Начните упражнение арпеджио с проигрывания мажорных и минорных трезвучий (1-я, 3-я, 5-я ступени), обычные трезвучия используются в музыке чаще всего. Когда освоитесь с ними, можете добавить 7-ю и последующие ступени. Следите, чтобы пальцы правой руки работали только на закрепленных за ними струнах: большой палец — на басовых струнах, указательный — на 3-й струне, средний — на 2-й, мизинец — на 1-й.
Сыграйте прямое арпеджио на открытых струнах — струны должны звучать в следующем порядке: 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a). У вас получится минорное трезвучие ми-соль-си-ми.
Большой палец играет апояндо (после извлечения звука останавливается на следующей струне), а остальные — тирандо (после извлечения звука направлены внутрь ладони, не задевают соседние струны). Проиграйте прямое арпеджио несколько раз подряд, не торопясь. Добивайтесь чистого звучания каждой ноты. Теперь попробуйте другие виды арпеджио: обратное — 6-я(p), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, волнообразное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, ломаное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i), 1-я(a), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i) струны. Отработайте каждый вид по несколько подходов медленно, следя за ровностью ритма. Отточив разные виды арпеджио на трезвучиях одной тональности, переходите к другой.
Арпеджио
Арпе́джио, Арпеджиату́ра (от итал. arpa — арфа, буквально означает как на арфе) — способ исполнения аккордов на фортепиано и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. Чаще всего арпеджио обозначается волнообразной линией или дугой перед аккордом.
Арпеджированные аккорды называются также «ломанными» или разбитыми, с этим выражением связаны такие звуковые группы в гармонической фигурации, которые происходят от раздробления аккордов, и в которых отдельные ноты аккорда могут подвергаться различной перестановке.
Арпеджио часто использовались в старинной фортепианной музыке около 1700 г. Венецианский композитор, певец и виртуоз-клавесинист, живший в первой половине XVIII столетия в Италии и Испании Доменико Альберти начал использовать этот приём в качестве арпеджированного аккомпанемента к басу, за что этот вид исполнения получил название басы Альберти.
В жанре чиптюн под арпеджио обычно подразумевается эффект, когда быстро сменяющиеся ноты образуют аккорд. В большинстве композиций данного жанра арпеджио уделяется особое значение. В ZX-чиптюне арпеджио обычно называют орнаментом (узором, чаще — паттерном).
Источники
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Техника игры на струнных инструментах
Полезное
Смотреть что такое «Арпеджио» в других словарях:
АРПЕДЖИО — (итал. arpeggio, от arpa арфа). Аккорды, в которых звуки, составляющие их, извлекаются последовательно, один за другим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРПЕДЖИО ит. arpeggio, от arpa, арфа.… … Словарь иностранных слов русского языка
АРПЕДЖИО — (правильнее арпеджо) (итальянское arpeggio, от arpeggiare играть на арфе), исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, обычно начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах … Современная энциклопедия
АРПЕДЖИО — (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio от arpa арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах … Большой Энциклопедический словарь
арпеджио́не — [нэ] и арпеджоне[нэ], нареч.; нескл., с … Русское словесное ударение
АРПЕДЖИО — (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa арфа) (муз.). 1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим. 2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд,… … Толковый словарь Ушакова
АРПЕДЖИО — ср., нескл., итал., муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
арпеджио — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
арпеджио — сущ., кол во синонимов: 1 • арпеджо (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Арпеджио — Арпеджио, Арпеджиатура (от итал. arpa арфа) так называетсяисполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе,причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знакдля А. ставится перед аккордом; иногда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
АРПЕДЖИО — Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его… … Музыкальный словарь
АРПЕДЖИО
Смотреть что такое «АРПЕДЖИО» в других словарях:
АРПЕДЖИО — (итал. arpeggio, от arpa арфа). Аккорды, в которых звуки, составляющие их, извлекаются последовательно, один за другим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРПЕДЖИО ит. arpeggio, от arpa, арфа.… … Словарь иностранных слов русского языка
АРПЕДЖИО — (правильнее арпеджо) (итальянское arpeggio, от arpeggiare играть на арфе), исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, обычно начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах … Современная энциклопедия
АРПЕДЖИО — (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio от arpa арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах … Большой Энциклопедический словарь
арпеджио́не — [нэ] и арпеджоне[нэ], нареч.; нескл., с … Русское словесное ударение
АРПЕДЖИО — (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa арфа) (муз.). 1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим. 2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд,… … Толковый словарь Ушакова
АРПЕДЖИО — ср., нескл., итал., муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
арпеджио — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
арпеджио — сущ., кол во синонимов: 1 • арпеджо (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Арпеджио — Арпеджио, Арпеджиатура (от итал. arpa арфа) так называетсяисполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе,причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знакдля А. ставится перед аккордом; иногда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Арпеджио — Арпеджио, Арпеджиатура (от итал. arpa арфа, буквально означает как на арфе) способ исполнения аккордов на фортепиано и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. Чаще всего арпеджио обозначается… … Википедия