Аршином общим не измерить что означает выражение
Сочинение: Как вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?»
Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Как вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?» (направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»). Для аргументации изложенных мыслей были использованы произведения следующих авторов: М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина.
Вариант 1
Удивительно, как Федору Ивановичу Тютчеву удалось передать весь уклад русской жизни в одной фразе. Россия не похожа ни на какую другую страну. Только русский человек способен выстоять под тяжелейшими ударами судьбы и не сломаться. На судьбу нашего народа выпало немало испытаний, поэтому исторически так сложилось, что славяне – сильные и мужественные люди.
В качестве примера хотелось бы привести рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В основе сюжета произведения лежит подлинная история жизни человека из народа. После окончания Великой Отечественной войны автор встретил человека, чей рассказ-исповедь и лег в основу «Судьбы человека».
Главным героем произведения является Андрей Соколов. Его судьба полна ужасных испытаний, которые способен выдержать далеко не каждый человек. До войны он жил, как все остальные люди: работал водителем, затем женился, обзавелся детьми, построил свой дом. Он жил хорошо, но война разрушила все его мечты и желания. За время войны главный герой был два раза ранен, контужен, побывал в плену. Однако стойкость характера и небывалая сила духа не давали ему умереть. Он всегда верил в победу, и оставался преданным своей Родине даже перед лицом смерти.
Самым страшным испытанием для Соколова стало известие о гибели его жены и дочек, а спустя некоторое время не стало и его сына. Но и эти лишения не ожесточили его, не заставили потерять веру. Война отняла у него все, но надежды лишить не смогла. Когда Соколов решил, что уже никогда не будет счастлив, судьба подкинула ему маленького осиротевшего мальчика, который отчаянно нуждался в чьей-то заботе. Так, главный герой вновь почувствовал радость отцовства, а Ванюшка, наконец, стал нужным кому-то. Соколов усыновил мальчишку, и таким образом наполнил свою жизнь смыслом. Теперь ему было необходимо научить маленького мальчика тому, что делает человека человеком. И автор выражает надежду на то, что у плеча такого человека вырастет тот, кто сможет все преодолеть на своем жизненном пути, и встать на защиту Родины, если она позовет.
Другим произведением, где в качестве главного героя выступает простой русский солдат – является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор уделял особое внимание русскому народу в своем творчестве. Он восхищался стойкостью своих соотечественников, их преданности и патриотизму. Твардовский считал всех советских солдат – настоящими героями, поэтому прославлял их во многих своих произведениях.
Таким образом, можно прийти к выводу, что секрет силы нашего народа кроется в непостижимой русской душе, понять которую не под силу тем, кто родился за пределами нашего государства. Умом Россию не понять, в нее можно только верить. И пока наша вера крепка – нам не страшны никакие напасти.
Вариант 2
Россия всегда отличалась от других мировых государств. К ее описанию как нельзя лучше подходят строки из знаменитого стихотворения Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?». По мнению автора именно удивительный образ мышления русского народа – залог его величия. Он считал, что Россию невозможно оценить по общепринятым меркам. Это особенное место, где живут особенные люди, с особенной душой.
Многие русские писатели пытались понять самобытность русского народа, его уникальную сущность. Не исключением стал и Н.В. Гоголь. Его творческий путь – путь постижения русской жизни, судьбы всей России.
Не случайно, знаменитый литературный критик С.Т. Аксаков назвал поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души» — сатирой на крепостническую Русь. Это смешное и веселое произведение, наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Смешные сцены трагедии лишь оттеняют общую трагическую картину русской действительности первой половины 19 века.
С иронией описывает Гоголь типичный губернский город. Комедийно изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем облике самого города, но и о жизни его обитателей, их нравственном и культурном уровне. Также иронично изображены портреты местных помещиков и чиновников. Слащавый взгляд Манилова автор сравнивает с сахаром, тем самым намекая о его истинной льстивой натуре, внешность Собакевича приравнивается к облику медведя, что сближает его образ с животным.
Кроме иронических характеристик в поэме происходят комические ситуации. Причем, эти ситуации связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из простого народа. К примеру, дворовая девка Пелагея, указывая кучеру Селифану дорогу, не знает, где право, а где лево. Этот эпизод говорит о крайнем невежестве народа, о его неразвитости и темноте вследствие долгого крепостнического уклада жизни. Даже грамотный крепостной Петрушка выступает в качестве пародии на образованного человека, потому что он складывает буквы в слова только ради удовольствия, совершенно не вдумываясь в их смысл.
Н.В. Гоголь в своей поэме хотел изобразить все пороки русской жизни, антинародный характер чиновничьего аппарата. Он считал, что сатира – одно из самых действенных средств преобразования общества. Писатель любил свою Родину, и мечтал о ее светлом будущем, но понимал, что при подобном государственном устройстве оно невозможно.
Другим автором, который большую часть своего творчества посвятил России, был А.С. Пушкин. Он осветил исторические события своей Родины, начиная с глубокой древности – «Песнь о Вещем Олеге», и до Петра Великого. Его интересовали трудные эпохи и государственные деятели, которые оказали влияние на будущее великой державы. Больше всего Пушкина привлекала личность Петра I – могущественного правителя, посвятившего всю свою жизнь России. Ему были посвящены две поэмы – «Полтава» и «Медный всадник».
События, описанные в поэме «Полтава», происходят в период укрепления Российского Государства. В произведении упоминаются реальные исторические деятели, живущие в то время: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Петр I противопоставляется Карлу XII. Император Всероссийский уверен в себе, уверен в предстоящей победе, в то время как король Швеции представлен нерешительным и флегматичным самодержцем. Таким образом, автор выражает гордость за свою Родину, он полон патриотического чувства и восхищается славной победой. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной дорогой, благодаря реформам Петра I вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе возможность лучшего будущего.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что строки из стихотворения Ф.И. Тютчева образно и метко характеризуют Россию. Автор уверен, что его Родина будет жить и развиваться даже в самых ужасных условиях. Он говорит о том, что Россия – крайне непредсказуемая страна, и эта черта помогает ей выстоять в те времена, когда уже нет надежды на лучшее.
При царе Алексее Михайловиче начали продавать «официальные» железные аршины с государственным клеймом. Множество фотографий аршинов вы можете найти в блоге «Фунтофилия».
В письменных источниках аршин упоминается с XVI века, когда он пришел на смену локтю (47-54 см). Петр Великий приравнял аршин к 28 английским дюймам. В 1899 году аршин был узаконен в Российской империи как основная мера длины «Положением о мерах и весах». А уже в 1918 году, после Революции, в РСФСР стала обязательной метрическая система.
Кто такой аршинник и что значит аршинничать
Аршинником называли мелкого торговца тканями.
Аршин, сажень, вершок
В средневековой Руси не существовало общей системы единиц измерения. Аршин, сажень, четверть и вершок могли иметь разную длину. В итоге было узаконено следующее соотношение:
1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 0,7112 метра
Пословицы и поговорки со словом аршин
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить
Первая и последняя строки стихотворения стали крылатыми выражениями. Обычно их используют, подчеркивая особый путь России, ее отличие от всех прочих стран. Метафора «аршином общим не измерить» подразумевает, что к России невозможно применять общепринятые нормы и ожидания.
Итоговое сочинение: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить
(484 слова) Многие отечественные авторы посвящали России свои лучшие творения. Каждый из них давал своей стране честную и меткую характеристику. Одной из самых известных является цитата Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не изменить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Что хотел сказать автор? А то, что самобытность нашей родины нужно чувствовать, ее не познают, а ощущают. Невозможно анализировать ее, ставить в ряд с другими и беспристрастно оценивать. Это наш дом, и мы любим его, несмотря ни на что. Чтобы пояснить свою мысль, приведу примеры из литературы.
Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Павел Веретенников путешествует по России в поисках образчиков народной культуры. Никто не знает, кто он и откуда, однако простые люди величают его «барином», потому что речь, манеры, достаток говорят о его происхождении довольно красноречиво. Уж на что учен Павел, не может он понять Россию своим умом, поэтому бросает свой дом и отправляется в путь, чтобы почувствовать свою страну. И выходит с трудом. Автор описывает эпизод, где Павел сокрушается о том, что крестьяне больно много пьют. Не может он понять и найти рациональное объяснение такому поведению. А его и нет. Яким Нагой отвечает барину, но не оправдывается, а пробует донести свой эмоциональный посыл: «Он до смерти работает, До полусмерти пьет!». И Павел проникает в эту тайну русского менталитета, но не умом, а сердцем. Он ощущает горе людей и признает их правоту, проставляя «два шкалика». Этот пример позволяет убедиться, что даже самые ученые господа подчас не постигают природы России и нуждаются в общении с народом, который погружает их в самую сердцевину национальной самобытности.
Не менее яркий пример можно найти в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов получил престижное образование за рубежом, он интересуется философией и изучает мудрые книги, но все эти знания не позволяют ему проникнуть в менталитет родной страны и проникнуться его духом. Как бы ни пытался Пьер познакомиться с простыми людьми и понять их нужды, ничего у него не выходит. Путешествие по родным землям привело лишь к тому, что местные старосты обвели барина вокруг пальца. Все преобразования Безухова пошли во вред крестьянам. Например, от введенного графом образования родители готовы были отказываться за деньги, ведь поп бил детей и учил их тому, что им вовсе не нужно. И так было во всех сферах. Однако герой все-таки смог окунуться во внутренний мир Руси, когда жил бок о бок с Платоном Каратаевым, который смог пробудить национальные чувства Пьера, вернуть его к истокам. Безухов стал ощущать русский дух и интуитивно понимать, как себя вести. С тех пор его деятельность пошла на пользу народу, ведь он смог почувствовать его боль и найти решение проблем.
Таким образом, понять Россию может только тот, кто ее чувствует, кто связан с ней духовными узами. Один лишь ум не может объять всю национальную самобытность нашей страны, такой бескрайней и сложной в своем многообразии. Нужно ощущать родство с ней, проникнуть в своеобразие ее ментальности, чтобы найти тот аршин, который мог бы измерить ее уникальность.
Стихотворение и анализ «Умом Россию не понять…»
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Краткое содержание
И. Прянишников. Крестный ход. 1893
Тютчев сообщает о том, что Россия является самобытной страной, имеющей свою собственную культуру, обычаи, традиции. Она имеет своё лицо, не похожее на лица других стран. Главное отличие России в том, что она так и не встала на путь европейского развития. Поэтому её так непросто понять, невозможно ни с чем сравнить: Россия самостийна. Тютчев приходит к выводу, что в Россию нужно и можно верить. Она обособилась от других стран, а значит, в её особенный путь развития остаётся лишь верить…
История создания
Для полноценного понимания этого небольшого стихотворения следует знать исторический контекст его создания. Поэт написал произведение на бумажном клочке в 1866 г. Оригинал этого бумажного фрагмента в настоящее время хранится в Пушкинском Доме. Публикация стихотворения состоялась спустя два года спустя – в 1868 г.
Тютчев долгое время успешно строил дипломатическую карьеру в Германии, проживая в Мюнхене. Поэтому он имел уникальную возможность взглянуть «свежим» сторонним взглядом на Россию. Автор глазами иностранца, несколько отстранённо смотрит на свою Родину: для большинства стран мира и их граждан Россия является страной-загадкой.
Жанр, направление, размер
Стихотворение можно справедливо отнести к редкому литературному жанру «философская миниатюра». Это небольшой жанр, отличающийся высокой сложностью содержания. Качественно работать в этом жанре удаётся не многим. Тютчев в этом смысле исключителен: он является автором множества философских миниатюр, отличающихся точностью мысли, глубиной смысла и яркой образностью.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Композиция
С точки зрения композиции произведение представляет собой единственную строфу, которая состоит из четырёх стихов. При этом каждое слово в стихотворении буквально «на вес золота»: имеет особый смысл, содержательность и ценность. Глубинный смысловой подтекст придаёт произведению особую мудрость, философскую проницательность. В последней строке поэт доносит до нас основную идею, восклицая: «В Россию можно только верить!».
Темы и настроение
Тютчев осмысливает в этом небольшом по объёму стихотворении две важные темы:
Тема самобытности русского народа, его особой сущности – поэт говорит о том, что в Россию необходимо верить, создавая этими словами патриотический настрой у читателей. Цель автора – постараться убедить нас в том, что страна без граждан, искренне верящих в её светлое будущее, существовать не может.
Тема русского менталитета – поэт считает, что Россия – это страна противоречий, которая держится много столетий на фундаменте веры своего народа. Тютчев противопоставляет рационализм Запада религиозности России. Любимое русское слово «авось» наглядно демонстрирует, почему невозможно понять умом происходящие в стране явления.
Основная идея
Главная мысль произведения звучит так: Россия – это уникальная страна. Она такая же особенная, как и её граждане. Уникальность России заключается в глубинном иррационализме и внутренних противоречиях, которые движут людьми, заставляя их позитивно воспринимать подчас безрассудные и нелогичные решения. Но именно они ведут страну по пути самобытного развития.
Тютчев уверяет: сила России – в её непредсказуемости, стихийности. Поэтому иностранцы никогда не смогут предугадать, как поведёт себя русский народ в каждой конкретной ситуации.
Средства выразительности
В этом коротком произведении автор активно использует такие средства выразительности, как:
антитеза – в роли антитезы выступают понятия веры в Россию и одновременной невозможности её понять;
олицетворения – мы чувствуем, что душа у России живая. Она, подобно человеческой, умеет мыслить и чувствовать.
Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
Многие отечественные писатели посвящали России свои произведения. Они описывали свою любовь к родине и народу, восхищались силой духа русского человека. Ф.И. Тютчев был одним из таких авторов, который однажды сказал – «Умом Россию не понять». Что именно он хотел донести до своего читателя этой фразой? Думаю, Тютчев таким образом говорит о том, что Россию нужно чувствовать душой, любить ее самобытность и понимать менталитет народа.
Например, вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор знакомит читателя одним из героев своего произведения – это Павел Веретенников. Он решает путешествовать по России, чтобы узнать культуру народа. Никто не знает кто он и откуда и лишь хорошие манеры, и материальный достаток выдают в нем барина, как и стали его потом называть крестьяне. Несмотря на то, что Павел весьма умен, он не может понять свою родину, проникнуться к ней душой и именно поэтому покидает свой дом и отправляется на поиски того, что поможет ему постичь истину. К сожалению, он не понимает много, а некоторые вещи вообще приводят его в шок. Например, в одном из эпизодов можно увидеть, как Павел сокрушается о том, что крестьяне очень много пьют. Лишь после того, как Яким Нагой объясняет ему причину такого поведения мужиков, он начинает понимать, что пьют они не от хорошей жизни, а от тяжелейшей работы, от горя, свалившегося на семью. Только тогда барин начинает понимать менталитет русского народа, он проникается к нему душой и сердцем. Таким образом, автор хочет показать читателю, что, порой даже самые умные люди, не способны понять и прочувствовать свою родину без общения с народом.
Также можно привести пример из романа Л.Н. Толстого «Война и Мир». Главный герой Пьер Безухов – довольно умный человек, получивший образование за рубежом и увлекающийся философией никак не мог понять менталитет русского человека и поэтому все что он делал получалось лишь во вред. Например, он ввел образование, от которого родители откупались за деньги, ведь поп, учащий детей, бил их и преподавал абсолютно бесполезные науки. Граф изо всех сил пытался помочь своему народу, но выходило так, что все лишь страдали. Он искренне не мог понять, что делает не так, потому что не прочувствовал свою родину душой, не понял менталитет русского человека. Когда же Пьер, будучи в плену у французов, знакомится с обычным русским солдатом Платоном Каратаевым он наконец то начинает окунаться в настоящий мир Руси. Разговоры с ним пробуждают в графе истинный дух русского человека, он начинает понимать какие ошибки совершал и что делал не так. После знакомства с Платоном, деятельность Пьера наконец-то пошла на пользу народу. Он смог по-настоящему прочувствовать его боль и найти решение проблемы.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит сказать, что Тютчев был прав в своем изречении, говоря, что умом Россию не понять так как свою родину нужно научиться чувствовать душой и сердцем. Нужно проникнуться в своеобразие русского менталитета, понять его уникальность и самобытность.