Артель братство группа землячество коалиция что является общим
1. Нарисуй общий портрет или приклей фотографию своего первого в жизни общества.
Наши общие цели: успешно решать свои личные задачи.
Наши общие дела и интересы: познать новое, быть крепкой и дружной семьей, продолжить род.
2. Приклей фотографию твоего класса.
Наши общие цели: дружить, обучаться, познавать нормы и правила поведения, знакомиться с новыми людьми.
Наши общие дела и интересы: разговоры, взаимопомощь, обучение.
4. Прочитайте список слов. Зеленым карандашом подчеркните слова, значения которых вам понятны. Выпишите непонятные слова.
Окружающий мир 4 класс
1. Нарисуй общий портрет или приклей фотографию своего первого в жизни общества.
Запиши:
Наши общие цели: любить, уважать и поддерживать друг друга, развиваться в профессии, учёбе.
Наши общие дела и интересы: мы любим вместе путешествовать, играть в настольные игры, работать на даче, ходить на выставки, посещать музеи и кинотеатры. Собираем коллекцию монет, катаемся на велосипедах.
2. Приклей фотографию твоего класса.
Мы уже в 4 классе!
Запиши:
Наши общие цели: отлично учиться, познавать новое, общаться, творческое и физическое развитие.
Наши общие дела и интересы: участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах рисунков, стенгазет, помощь одноклассникам и преподавателям, хор, субботники, школьные праздники
4. Прочитайте список слов. Зелёным карандашом подчеркните слова, значения которых вам понятны. Выпишите непонятные слова. При помощи подходящих толковых словарей объясните их для себя.
Устно объясните, что в значениях этих слов является общим. Чем они различаются?
В значениях этих слов является общим, то что это объединение, группа людей. А разным в значениях этих слов является, то что эти группы людей созданы для разных целей, задач и интересов. Одни люди объединились для обучения в кружке, другие для общения со своими земляками, третьи для проведения отдыха, четвертые для работы и т.д.
4 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 3, 4, 5
Ответы к страницам 3, 4 и 5
Мы — граждане единого Отечества
Общество – это мы!
1. Нарисуй общий портрет или приклей фотографию своего первого в жизни общества.
Мое первое общество – это моя семья.
Запиши:
Наши общие цели: любить, уважать, поддерживать и помогать дугу другу.
Наши общие дела и интересы: вечерний просмотр кино, чтение книг, походы, прогулки, катание на велосипедах.
2. Приклей фотографию твоего класса.
Запиши:
Наши общие цели: хорошо учиться, помогать друг другу, быть дружным классом.
Наши общие дела и интересы: учеба, школьные мероприятия, праздники, спортивные игры.
3. В красных кружках запиши названия сообществ, в которые ты входишь по рождению и по месту жительства, в зеленых – названия сообществ, выбранных тобой самостоятельно.
Названия сообществ, в которые ты входишь по рождению и по месту жительства: семья, Россия.
Названия сообществ, выбранных тобой самостоятельно: футбольная секция, группа в ВК, друзья, команда в CS.
Артель, коалиция, плеяда, федерация.
Артель – это объединение людей для совместной работы (бригада).
Братство – объединение людей по вере.
Группа – совокупность людей, объединённых общностью интересов, признаков, профессии, деятельности и т. п.
Землячество – общество людей-земляков, родившихся или живших в одном городе, селе.
Коалиция – объединение стран ради каких-то общих целей.
Кружок – сообщество людей по интересам, хобби, например, кружок рукоделия или литературный кружок.
Лига – обычно объединение спортивных команд.
Мир – человечество, мировое сообщество или же сходка, собрание односельчан.
Партия – объединение людей по политическим интересам, политическая партия.
Плеяда – объединение выдающихся людей, например, ученых.
Совет – совместное обсуждение людьми каких-то вопросов.
Собрание – присутствие людей в одном месте для обсуждения каких-то тем, например, родительское собрание.
Союз – обычно сообщество государств или организаций.
Товарищество – общество друзей или же форма предприятия.
Компания – группа друзей, приятелей, знакомых.
Федерация – объединение территорий в государстве.
Команда – группа людей, объединенных чем-то.
Школа – учебное заведение для получения общего образования.
Устно объясните, что в значениях этих слов является общим. Чем они различаются?
Общее то, что это – объединения, группа людей.
Различны по интересам, величине, составу.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » Стр. 3-5 Общество — это мы! Плешаков Новицкая Окр мир. Раб тетрадь. 4 класс. 1 часть Ответы
Стр. 3-5 Общество — это мы! Плешаков Новицкая Окр мир. Раб тетрадь. 4 класс. 1 часть Ответы
Первое в жизни общество — это ваша семья, приклеиваем общую семейную фотографию.
Мое первое общество — это мои родители.
Наши общие цели: благополучие и гармония в семье
Наши общие дела и интересы: ведение домашнего хозяйства, обеспечение семьи доходами, совместный отдых, спортивные занятия, повышение образованности всех членов семьи.
2. Общество — класс.
Общие цели в классе: изучать различные науки, учиться находиться в коллективе, дружить и помогать друг другу
Общие дела и интересы в классе: школьные уроки, совместные учебные проекты, спортивные состязания, внеклассная деятельность — экскурсии, походы, совместные игры после школы
3. В красных кружках запиши названия сообществ, в которые ты входишь по рождению и по месту жительства, в зеленых — названия сообществ, выбранных тобой самостоятельно.
Сообщества, в которые я вхожу по рождению и по месту жительства (красные кружки) : семья, страна
Сообщества, которые были выбраны самостоятельно: школа, музыкальная школа, художественная школа, спортивная секция/футбольная команда и т.п., кружок рисования/шахмат/кройки и шитья и т.п., компания друзей во дворе
4. Прочитайте список слов. Зеленым карандашом подчеркните слова, значения которых вам понятны. Выпишите непонятные слова. При помощи подходящих толковых словарей объясните их для себя.
Артель — добровольное объединение людей для совместной работы, у артели общие доходы, общая ответственность. Например, сельскохозяйственная артель, промысловая артель, слесарная, артель грузчиков
Братство — содружество людей с общими целями, взглядами, принципами, часто это религиозные сообщества.
Группа — это люди, объединённые общей профессией, деятельностью, общностью целей, интересов, взглядов. Примеры: музыкальная группа, экскурсионная группа, группа туристов. Также это объединение людей, занятых общей учебной деятельностью — детсадовская группа, учебная группа, английская группа
Землячество — это общественное объединение земляков — людей родившихся и проживающих в одной местности
Кружок — небольшое общество — клуб по интересам, например, кружок кройки и шитья, кружок рисования
Лига — это общественное или политическое объединение, союз государств, организаций или частных лиц. Например, Лига арабских государств — политическое объединение, Лига чемпионов УЕФА — общественное объединение
Мир — человечество, мировое сообщество
Партия — объединение людей по политическим интересам, политическая партия
Плеяда — группа выдающихся деятелей в какой-либо области культуры, науки в одну эпоху
Совет — государственное или общественное учреждение (Совет Федерации, заводской совет), коллегиальный орган — задачи решаются на общем совещании (например, Совет Безопасности ООН
Собрание — собравшаяся группа людей для обсуждения разных тем или решения определённых проблем (например, родительское собрание)
Союз — политическое, государственное, семейное или иное объединение.
Товарищество — общество друзей или же форма предприятия, когда объединяется имущество владельцев для ведения общей деятельности.
Компания — Общество, несколько человек, вместе проводящих время. Другое значение — торговое или промышленное товарищество (например, компания Газпром)
Федерация — объединение нескольких организаций, обществ (напр, Федерация хоккея России). Другое значение — объединение государств, государственных образований в одно союзное государство (напр, Российская Федерация)
Команда — группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща. Участники команды объединены поддержкой друг друга и несут коллективную ответственность за результат деятельности всей команды (футбольная команда)
Школа — образовательное учреждение, где люди вместе обучаются чему-либо (общеобразовательная школа, музыкальная школа, школа бокса)
Устно объясните, что в значениях этих слов является общим. Чем они различаются?
Общее то, что все эти слова обозначают сообщества людей. Различаются:
ГДЗ по окружающему миру 4 класс 1 часть — рабочая тетрадь — Плешаков А.А. Новицкая М.Ю.
На данной странице представлены ГДЗ по окружающему миру 4 класс 1 часть — рабочая тетрадь авторов Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. на 2020 — 2021 учебный год по программе «Перспектива». Надеемся, что данный «решебник» поможет при подготовке домашних заданий по предмету окружающий мир.
МЫ — ГРАЖДАНЕ ЕДИНОГО ОТЕЧЕСТВА
Страница 3 — 5 — Общество — это мы!
Вместе мы сильнее
Великая сила заключена в коротеньком слове «мы». Она не случайна. Люди нуждаются друг в друге. Ведь несколько человек вместе способны сделать то, что одному трудно или вообще не под силу. Уже в древние времена люди объединялись в группы и распределяли обязанности между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. И каждый в такой группе делал то, что ему было по силам, способностям и возрасту.
Даже самый маленький и слабый вносил свою лепту на благо всех — как в известной сказке о репке, где маленькая мышка помогла вытащить большую-пребольшую репку.
Семья — первое общество, в котором оказывается человек в момент своего рождения… Чувствуя своё единство с родными
людьми, человек успешнее решает свои личные задачи и увереннее постигает нормы общества.
В то же время каждый из нас входит в другие общественные группы. В них люди объединяются не по родству, а по сходству личных целей и интересов.
Есть группы небольшие, но достаточно устойчивые. Таков, например, коллектив вашего класса. Вы все — сверстники, хорошо знаете друг друга, на долгие годы связаны общей учебной целью в школе. А бывает, что
большая группа состоит из людей разного возраста и профессий, лично даже и незнакомых друг с другом.
Так слушателей и исполнителей в огромном концертном зале объединяет вместе на 2-3 часа любовь к музыке.
Верующих людей объединяет общая религия.
Чувство единства связывает между собой земляков — людей, родившихся или долго живущих в одном селе, городе,
крае.
Текст из учебника Окружающий мир. 4 класс. Часть 1.
1. Нарисуй общий портрет или приклей фотографию своего первого в жизни общества.
Семья
Мое первое общество — это семья.
Запиши:
Наши общие цели: жить дружно и счастливо.
Наши общие дела и интересы: совместные игры, игрушки, мультфильмы.
2. Приклей фотографию твоего класса.
Мой класс в школе — Мы уже в 4 классе
Запиши:
Наши общие цели: обучение.
Наши общие дела и интересы: домашние задания, проекты, доклады, игры, мультфильмы, ролики на youtube, музыка.
3. В красных кружках запиши названия сообществ, в которые ты входишь по рождению и по месту жительства; в зеленых — названия сообществ, выбранных тобой самостоятельно.
Сообщества
Посещаемые сообщества
4. Прочитайте список слов. Зеленым карандашом подчеркните слова, значение которых вам понятны. Выпишите непонятные слова. При помощи подходящих толковых словарей объясните их для себя.
Страница 6 — 8 — Российский народ
1. Рассмотри фотографии. С помощью учебника сформулируй и запиши, что объединяет всех граждан нашей страны в единый народ.
История
Искусство
Культура
Патриотизм
Труд
2. С помощью рисунков или фотографий с подписями составь рассказ на тему: Мы — разные, мы вместе!» В подписях к иллюстрациям отрази, какие события являются общим достоянием народов твоего края, что создается сейчас общим трудом на благо всех.
Школьный субботник Первомайская демонстрация Чемпионат мира по футболу
3. «Мой проект на благо России». Придумай и опиши свой проект на благо родной страны. Дополни описание рисунками и схемами.
Проект «На благо России» (вариант 1)
Цель: привить любовь к чтению и сделать книгу доступной для моих соседей.
Средства: подоконники в подъезде, книги.
Чтение — это мое любимое занятие. В моем доме очень много книг, которые я уже прочитал и их прочитали мои родители. Было бы здорова поделиться ими с моими соседями. В моем подъезде на подоконниках — можно очень аккуратно расставить книги, и тогда их могут брать и читать любой желающий моего дома. Такая бесплатная библиотека сможет привить любовь к чтению у детей, особенно, если это будут красочные издания, и конечно взрослых. Это может послужить на благо моей родины России.
Страница 10 — 11 — Конституция России
1. Прочитай статьи Конституции Российской Федерации. Подумайте и расскажите, какое значение имеют эти статьи Конституции для вас, ваших родных и друзей.
Конституция — основной закон нашей страны. Она гарантирует всем нам равные права и обязанностях. К пример, дети имеют право получить бесплатное образование в школе, а также бесплатную медицинскую помощь. Наши родители обязаны платить налоги, а также следовать букве закона нашей страны.
3. Выпиши из приведенных статей Конституции примеры прав и обязанностей человека и гражданина.
Права: каждый гражданин РФ имеет право на жизнь, отдых, медицинскую помощь, образование.
Обязанности: каждый гражданин РФ обязан бережно относиться к памятникам культуры и истории, платить налоги, бережно относиться к природе.
Страница 12-13 — Права ребенка
1. Пользуясь текстом учебника на с. 16-17 подпиши, какие права ребенка проиллюстрированы этими фотографиями.
Право на жизнь
Право на образование
Право на охрану здоровья
Право на отдых
2. В дополнительной литературе или интернете познакомься с десятью принципами Декларации прав ребенка. Выпиши 2-3 принципа, которые ты считаешь наиболее важными. Можно выразить их смысл своими словами.
Страница 14 — 15 — Государственное устройство России
1. Выпиши из текста учебника слова, значение которых тебе непонятны. С помощью словаря запиши толкования слов.
Демократическая республика — это государство, власть в котором избирается народом.
Референдум — это всенародное голосование по важным вопросам.
Выборы — это процедура избрания кого-то путем скрытого голосования.
2. Узнай по фотографиям в учебнике и подпиши эти здания. Одно из них не представлено в учебнике. Узнай его, пользуясь другими источниками информации.
Государственная Дума
Верховный суд Москвы
Здание Сената в Кремле
Дом Правительства Российской Федерации
3. Проект: Если бы меня выбрали Президентом России. Представь, что тебя выбрали Президентом нашей страны. Опиши свою деятельность по пунктам плана.
Моя цель: сделать так, чтобы люди в России стали жить лучше, возродить Государственную промышленность, обеспечить народ жильем и увеличить зарплаты.
Мой первый указ: добавить зарплаты учителям и врачам за счет зарплаты депутатов.
Мои помощники: друзья и команда людей, которым я могу доверять.
Моя ответственность: я буду нести ответственность перед народом за свою деятельность на посту президента.
Мой результат: Россия не будет зависеть от других стран и сможет сама обеспечивать все потребности своего народа, а народ станет жить лучше.
Страница 16 — 19 — Российский союз равных
1. Используя иллюстрации учебника, подпишите флаги и гербы некоторые республик России.
2. Вырежи из Приложения флаги и наклей их в соответствующие окошки.
3. Используя текст учебника, соотнеси названия некоторых республик России и их столиц. Соедини линиями.
Республика Адыгея — Майкоп
Республика Хакасия — Абакан
Республика Карелия — Петрозаводск
Республика Башкортостан — Уфа
Республика Саха (Якутия) — Якутск
4. С помощью дополнительной литературы и интернета определи и подпиши флаги и гербы субъектов Российской Федерации.
5. Проект «Путешествие в одну из республик Российской Федерации»
Найдите информацию и подготовьте сообщение об одной из республик Российской Федерации (по вашему выбору.)
Проект «Путешествие в Республику Адыгея»
1.) Столица республики — город Майкоп с населением 144 тысячи человек.
Герб Республики Адыгея представляет собой круг, сверху обрамленный лентой с надписью «Республика Адыгея» на адыгейском и русском языках. В середине ленты — большая звезда, с боковых сторон — листья дуба, клёна (слева), золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы (справа). В кругу есть надпись «Российская Федерация» на русском и адыгском языках. Внизу изображен национальный стол — анэ с хлебом и солью. В середине круга — главный герой нартского эпоса Саусэрыкъо на огненном летящем коне.
Государственный флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зелёного цвета, на котором изображены двенадцать золотых звёзд и три золотые перекрещённые стрелы, направленные наконечниками вверх. Двенадцать звёзд означают 12 адыгских (черкесских) племён, а 3 стрелы — 3 древнейших адыгских княжеских рода. Три перекрещённые стрелы обозначают их единство. Зелёный цвет полотнища символизирует религию ислам.
Государственным гимном Республики Адыгея является музыкально — поэтическое произведение на стихи И. Машбаша, музыку У. Тхабисимова.
Славься, живи, Адыгея,
Милая сердцу страна.
Наши народы согрела
Добрым согласьем она.
Солнечный край,
Республика — наш общий дом.
Крылья взметай,
Республика, крепни трудом,
Светлая наша мечта.
Предками выбрано было
Дивное место для нас,
Мужество, мудрость и силу
Дал нам от дедов Кавказ.
Гордо с душою свободной,
Вместе с Россией иди,
Солнце твое над тобою,
Бури невзгод позади.
Небо родное и нивы
Будут навеки в сердцах,
Будут для нас, пока живы,
В нашей судьбе и делах.
5.) Государственный язык русский и адыгейский.
6.) Территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края.
7.) На территории Республики сосредоточена значительная часть государственного природного заповедника Кавказа, все богатства которого внесены в список Всемирного природного наследия. В Адыгее расположены знаменитые термальные источники, кавказский государственный биосферный заповедник, национальный природный парк Горная Адыгея.
8.) Из памятников истории и культуры известны Майкопский курган «Ошад», памятник — крест расстрелянным казакам, мемориальный комплекс площадь «Дружбы». В горных районах встречаются гробницы дольменной культуры средней бронзы — дольмены. В Майкопском районе археологи находят стоянки древних людей.
Древнейшим памятником культуры адыгского этноса является Нартский эпос, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»).
9) Среди выдающихся граждан Адыгеи:
герои Советского Союза (Андрухаев Х.Б, Ачмизов А.А., Бжигаков К.Б.) и герои России (Гармаш А.В., Долонин В.А., Клупов Р.М., Гадагатль, Аскер Магамудович — российский учёный-нартовед, народный поэт Республики Адыгея.
Народный художник РФ, заслуженный художник Адыгеи, член Союза художников России Теучеж Кат и другие граждане.
10.) Современные достижения республики Адыгея.
В республике Адыгея есть своя продовольственная продукция, развит туризм, коневодство, спорт, сельское хозяйство. В современной Адыгее действует около 90 крупных и средних предприятий, представляющих 11 отраслей. Предприятия пищевой промышленности производят мясные и плодоовощные консервы, кондитерские, макаронные и винно-водочные изделия, пиво и молочную продукцию. Велики лесные ресурсы Адыгеи, которые представлены, в основном, твердолиственными хвойными породами.
Страница 20 — 21 — Государственная граница России
№1. Выпиши из текста урока слова, значения которых тебе непонятны. С помощью словаря запиши толкование этих слов.
Суверенное государство — государство, имеющее чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами.
Государственная граница — линия, которая показывает пределы страны.
Суверенитет — независимость.
Виза — документ, по которому можно попасть в чужое государство.
Таможня — специальная государственная служба, которая контролирует въезд и выезд граждан из страны.
2. С помощью карты на с. 21 определи, с какими государствами граничит Россия. Запиши.
Карта РФ
На суше Россия граничит с такими странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика).
На море Россия граничит с Японией, США.
Используя карту, соотнеси название стран и их столиц. Соедини линиями.
Украина — Киев
Китай — Пекин
Казахстан — Астана
Финляндия — Хельсинки
Белоруссия — Минск
Страница 22 — 23 — Путешествие за границу России
1. Сравни пословицы разных народов о добрых отношениях между соседями. Что в пословицах общего? Что в них различается? Как ты объяснишь различия?
Добрый сосед — сердцу привет: в беде помогает, радость умножает. (Русская.)
Птица узнаётся по песням, сосед — по делам. (Белорусская.)
С другой и в пустыне проживёшь, а без друга и в цветущей степи пропадёшь. (Монгольская.)
Подбери одну из подходящих по смыслу пословиц народов твоего края. Запиши ее.
Близкий сосед лучше дальней родни.
Жить в соседях — быть в беседах.
Каковы соседи, такова и беседа.
Не купи двора, купи соседа.
Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу.
Нет большей беды, чем плохие соседи.
Плохо жить, коль с соседями не дружить.
Пусти соседа в дом, да и сам в соседи иди.
С соседом дружись, а за саблю держись.
С соседом дружись, а тын городи.
Сосед не захочет, так и миру не будет.
Соседство — взаимное дело.
Тогда сосед добрый, когда мешок полный.
Хороший сосед — самый большой родственник.
Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий.
Худое дело обидеть соседа.
Чем больше насолить соседу, как не языком?
Чертополох да осот от соседа к соседу под тыном пробирается.
Что дома есть, за тем к соседу не ходить.
Как ты думаешь, применимы ли эти пословицы к отношениям между странами-соседями? Запиши своими словами, какими должны быть отношения между странами.
Все перечисленные пословицы применимы к отношениям между странами-соседями. Они должны быть дружескими, уважительными, а в трудную минуту страны-соседи должны приходить друг другу на помощь.
2. Прочитайте описание белорусской игры «Маялка» (от слова «маять»). По описанию составьте ее схему. После уроков поиграйте с друзьями в эту игру.
Место для игры — площадка на воздухе. Количество участников — от 7 до 15. Инвентарь — мяч. Игроки выбирают водящего. Рисуют на земле круг так чтобы расстояние от его центра до любой точки на линии круга было 2 метра. В 3-4 метрах от круга рисуют полукруг. Водящий с мячом становится в центр, все остальные — на линию полукруга. Водящий подкидывает мяч и быстро называет имя одного из игроков. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и передать его водящему. Кто не поймает мяч, выбывает из игры. когда на полукруге останется 3 игрока, водящий командует: «Все!» Кто из трёх игроков поймает мяч, тот и выиграл. Вызывать одного и того же игрока можно не более трёх раз подряд. Если мяч упадёт вне круга, игру останавливают и выбирают нового водящего.
Схема игры Маялка
3. Любимая игра у монголов — шахматы. Рассмотри фотографии монгольских шахмат и определи, каких животных они изображают. Запиши названия этих животных.
Игра монголов — шахматы
Фигурки монгольских шахмат изображают следующих животных: тигра (слева), потом верблюда, собаку и лошадь (справа).
Страница 24 — 25 — Сокровища России и их хранители
1. По образцу, приведенному в учебнике, заполните таблицу. Включите в нее природные объекты вашего края. Используйте дополнительную литературу и интернет.
Название — из какого языка происходит название, что означает по толкованиям некоторых ученых.
река Ока — в переводе с готского «река», в древненемецкого — «вода», «река».
река Истра — в переводе с литовского «поток», «течение».
река Волга — русское название Волга (ст.-слав. Вльга) произошло от праславянского Vьlga, ср. во́лглый — волога — влага.
Москва-река — из финно-угорской группы языковозначает «мокрое, топкое место», в древнерусском языке «москв» — «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость».
река Нева — от финского слова «нева» — болото (глубокое), от шведского слова «ню» — новый.
река Нарва — в переводе с вепсского языка — «порог».
Ладожское озеро — Ладога в переводе с финского — «волна».
Лужский каньон — от названия реки Луга, в переводе с эстонскоого laugas – углубление, яма, лужа, отверстие или же разорвать, раскидать.
Цемесская бухта (Черное море, Новороссийск) — от адыг. «цэмеэз» — насекомые и лес, комариное место.
Маркхотский хребет — горный хребет вдоль побережья Черного моря. На адыгском языке — «ожиновый хребет». Ожина (ажина) — ежевика, лесная ягода.
Геленджикская бухта, получила название от города Геленджик (город на Черноморском побережье), «геленджик» по арабски — «тополь», в адыгейском языке — «маленькое пастбище».
Анапская бухта — от названия города Анапа. «Анапа» — в переводе с адыгейского означает «круглый стол» — полукруглая форма бухты напоминает традиционный круглый стол адыгов. «Анапа» с древнегреческого — «высокий мыс».
Абрау (озеро) — в переводе с черкесского означает «обрыв».
2. Прочитай чувашские пословицы. Подбери к ним подходящие по смыслу пословицы народов твоего края.
В дни счастья будь чист сердцем, в дни горя будь тверд сердцем.
В несчастье не унывай, а печаль одолевай. (рус.)
От радости кудри вьются, а от печали — секутся. (рус.)
Видна печаль по ясным очам, а кручина — по белу лицу. (рус.)
Моль одежду ест, горе — человека. (Укр.)
На горных вершинах гордости не держится вода мудрости.
Горду быть — глупым слыть. (рус.)
Выше себя не прыгнешь. (рус.)
Выше своей головы не прыгнешь. (рус.)
Выше себя не прыгнешь. (рус.)
Бедность и мудрого смиряет. (рус.)
Имеешь друзей — глубок, как Волга, не имеешь — мелок, как лужа.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (рус.)
Дерево держится корнями, а человек — друзьями. (рус.)
Нет друга — ищи, а нашел — береги. (рус.)
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга. (рус.)
Друг за друга держаться — ничего не бояться. (рус.)
Как была создана славянская и русская азбука.
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Таким образом была создана славянская азбука, получившая название «кириллица» — по имени одного из братьев. В дальнейшем славянская азбука послужила основой для русской азбуки.
Кирилл и Мефодий — создатели азбуки
Страница 26 — 27 — Творческий союз
1. Сравни между собой описание морозной погоды в стихотворении К.Л. Хетагурова и в отрывке из прозы Ю.С. Рытхэу на стр. 46 учебника. Нарисуй иллюстрацию к одному из этих текстов.
Оба автора описывают суровую зиму своей родины. Если в стихотворении Хетагурова мы читаем о природе Кавказских гор, то чукотский писатель Рытхэу вспоминает природу Чукотки. В горах Кавказа возвышается на утесе дикий баран, на Чукотке же местный мальчишка обозревает небесный свод, чтобы понять, какая будет сегодня погода.
2. Нарисуй иллюстрацию к одному из произведений писателей твоего края (по выбору), где воспевается красота родной природы. Можно приклеить фотографии.
Можно нарисовать рисунки к произведениям
3. С волшебной горой сравнивал Ю.С. Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения. Запиши свою мысль.
Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, так как она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал сравнивал русскую культуру с волшебной горой.
ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ
Страница 28 — 31 — Карта — наш экскурсовод
1. Перед тобой контурная карта России. Сравни ее с картой в учебнике. В чем сходство и различия?
Карта в рабочей тетради более новая, современная. На ней полуостров Крым обозначен как часть Российской территории. На рисунке полуостров Крым выделен красным цветом.
В контурной карте нет названий городов, населенных пунктов, областей и краев.
Контурная карта не имеет раскраски территорий, на ней можно увидеть только сушу и море.
Для заполнения также будет полезна карта России.
Карта РФ
2. Используя карту в учебники, обведи на контурной карте государственную границу России. Подпиши название столицы России.
3. Подпишите название своего родного города, а если живёте в селе — название главного города вашего региона. Ели город не обозначен на карте, нанесите его с помощь условного знака и подпишите. (При этом место расположения города можно показать приблизительно.)
4. Для обозначения полезных ископаемых используют условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.
Условные обозначения полезных ископаемых
5. Из текста учебники (с.52) выпиши цифровые данные, характеризующие территорию России.
Россия занимает более 1/9 части суши Земли. Протяженность территории России с севера на юг свыше 4 тысяч км. Протяженность территории России с запада на восток — около 9 тысяч км.
Расскажи о территории России своим одноклассникам. Включи в рассказ данные, выписанные из учебника.
8 фактов о территории России
Страница 32 — 33 — По равнинам и горам
1. Используя карту в учебнике, подпишите на контурной карте (с. 28-29) крупнейшие равнины и горы России.
2. Подпиши на схеме холм и гору. Закончи составление схемы: укажи стрелками части холма и горы.
Холм и гора
На рисунке слева изображен холм, а справа — гора. В самом низу находится подножье горы и холма, самый пик горы и холма — это вершина, а между вершиной и подножием находится склон.
3. С помощью карты учебника заполни таблицу.
Название горы | Высота горы |
---|---|
Эльбрус (Кавказские горы) | 5 642 метров |
Ключевская сопка (Камчатка) | 4 688 метров |
Белуха (Алтай) | 4 506 метров |
Народная (Уральские горы) | 1 895 метров |
Перечисли горы в порядке увеличения их высоты; в порядке уменьшения высоты. Попроси соседа по парте проверить тебя.
4. Выполни рисунки, показывающие формы земной поверхности твоего края, или помести фотографию.
Уральские горы Алтай
5. С помощью дополнительной литературы, интернета подготовь сообщение о каких-либо равнинах или горах России, твоего края. Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.
Кавказские горы — горная система между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Разделяется на две горные системы: Большой Кавказ и Малый Кавказ. Большой Кавказ простирается более чем на 1100 км. Наиболее известные вершины — г. Эльбрус (5642 м) и г. Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками. Горы близ Сочи — Аишхо, Аибга, Чигуш, Псеашхо приняли участников зимних Олимпийских игр 2014 года.
Алтайские горы — сложная система самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Алтай расположен там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана. Самая высокая вершина Алтая — гора Белуха (4509 м).
Западно-Сибирская равнина — равнина на севере Азии, занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. На севере ограничена побережьем Карского моря, на юге простирается до Казахского мелкосопочника, на юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Равнина имеет в плане форму суживающейся к северу трапеции: расстояние от южной ее границы до северной достигает почти 2500 км, ширина — от 800 до 1900 км, а площадь лишь немногим меньше 3 млн. км².
Страница 34 — 35 — В поисках подземных кладовых
Практическая работа «Изучение полезных ископаемых».
1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом-определителем, узнайте его название.
2. Установите свойства полезного ископаемого.. Запишите:
Каменный уголь — твердое полезное ископаемое, цвет — черный, непрозрачное, плотное, имеет блеск и слабый запах. Каменный уголь — горючее полезное ископаемое.
3. С помощью учебника заполните таблицу.
Сравнение нефти и природного газа
Признаки для сравнения — Нефть — Природный газ
Происхождение — Образовано из остатков растений и животных — Образовано из остатков растений и животных
Свойства — Густая, маслянистая, жидкая, темного цвета, с резким запахом — Бесцветный, легкий, горючий, без запаха.
Применение — Топливо, масла, пластмассы, волокна для тканей — Топливо, пластмассы, волокна ценных материалов
Способы добычи — Буровые скважины — Скважины
Способы транспортировки — Нефтепровод, железнодорожные цистерны, нефтеналивные танкеры — Газопровод, танкеры-газовозы
Бережное отношение — Нельзя допускать разлива нефти при добыче и перевозке — Газ нужно экономить, не допускать утечку в быту.
Страница 36 — 37 — Наши реки
3. С помощью карты и текста учебника соедини лилиями названия рек и городов, которые на них построены.
Волга — Казань
Кама — Пермь
Ока — Коломна
Москва-река — Москва
Нева — Санкт-Петербург
Дон — Ростов-на-Дону
Обь — Новосибирск
Енисей — Красноярск
Лена — Якутск
Амур — Хабаровск
5. С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о какой-либо реке России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.
Волга — река в Европейской части России. Она является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Длина реки составляет 3530 км, а площадь её водосборного бассейна — 1,361 млн км². На Волге расположены четыре города-миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. На Волге построено 8 гидроэлектростанций. Волга впадает в Каспийское море.
Кубань — река в России на Северном Кавказе, берущая свое начало в горах Карачаево-Черкесской Республики (г. Эльбрус). Название реки в переводе с карачаево-балкарского языка означает «поднимающаяся, разливающаяся река» или «поток». Длина 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км². Протекает по территории Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края и Адыгеи. Кубань впадает в Азовское море.
Енисей — река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Длина — 3487 км. Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи. Название происходит от эвенкийского «Иоандези» — большая вода.
Страница 38 — 39 — Озера — краса Земли
2. О каких озерах идет речь?
Самое большое озеро нашей страны — Каспийское море.
Самое глубокое озеро России и всего мира — озеро Байкал.
Самое крупное озеро европейской части России и всей Европы — Ладожское озеро.
Второе по величине озеро европейской части России — Онежское озеро.
Одно из красивейших озер Восточно-Европейской равнины — озеро Селигер.
Одно из красивейших озер Алтая — Телецкое озеро.
3. На каких озерах находятся эти достопримечательности?
Валаамский монастырь — на Ладожском озере.
Деревянные церкви острова Кижи — на Онежском озере.
Страница 40 — 41 — По морским просторам
3. Используя информацию из текста учебника, заполни таблицу.
Особенности Белого и Черного морей
Особенности морей — Белое море — Черное море
Глубина — 350 м — 2210 м
Температура воды летом — от + 6 до + 15 — выше +25
Состояние моря зимой — Покрыто льдом — Не замерзает
4. Рассмотрите на фотографии Соловецкий монастырь — одну из святынь России. Напиши название моря на котором он находится.
Расскажи, что ты знаешь об этом монастыре.
Соловецкий монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1429–1430-е годы, построен из камня св. Филиппом (Колычевым). При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (тюрьма). Монашеская жизнь возобновлена в 1990 году. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Страница 42 — 45 — С севера на юг
1. Перед тобой контурная карта природных зон России. Сравни ее с картой природных зон в учебнике. В чем сходство и различия?
Сходства: обозначена граница России, нанесены названия рек, озер, морей.
Различия: на контурной карте России полуостров Крым — уже Российская территория, на карте в учебнике — нет.
На карте в учебнике природные зоны обозначены разными цветами. На карте в учебнике нанесены названия городов
4. Используя карту в учебнике, закрась прямоугольники в соответствии с цветовым обозначением на карте природных зон…
5. Пронумеруй основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг:
1 арктические пустыни
2 тундра
3 тайга
4 смешанные и широколиственные леса
5 степи
6 пустыни
7 субтропики
7. Подумай, что бы тебе хотелось узнать о природных зонах России. Запиши свои вопросы. По мере изучения природных зон постарайся найти ответы на эти вопросы.
Есть ли животные в арктической пустыне?
Бывает ли лето в арктической пустыне Тает ли там когда-нибудь снег?
Какие растения растут в тундре?
Почему Северное сияние бывает только на Севере?
Что растет в пустыне?
Чем питаются животные в пустыне? Где они находят воду?
Страница 46 — 47 — В ледяной пустыне
2. Прочитай текст учебника на стр. 78-79. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне арктических пустынь.
Ответ: Ледяная зона, острова Арктики, полярная ночь, полярный день, полярное сияние, снег, лед, ветер, низкая температура (до 60)
3. Знаешь ли ты животный мир арктических пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их. После проверки наклей картинки.
4. Представь, что ты находишься в зоне арктических пустынь в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.
5. Составь схему цепи питания, характерной для арктических пустынь.
Водоросли-рачки-рыбы-птицы
Рыбы-тюлени-белые медведи
Страница 48 — 49 — В холодной Тундре
2. Прочитай текст учебника на стр. 82-83. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне тундры.
Опорные слова: холодная безлесная равнина, долгая зима, полярная ночь, полярный день, холодные ветры, многолетняя мерзлота, болота, озера.
4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки и правильно расположи их.
5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры.
Растения-лемминги-совы и песцы.
Ягель-северный олень-волк.
6. В дополнительной литературе, интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры, подготовь сообщение. Запиши основные сведения. Укажи источник информации
Лемминги — грызуны, живущие в тундре. Они очень похожи на мышей, но немного крупней (10-15 см). У леммингов плотное телосложение, короткие лапы и хвост. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. Лемминги меняют шубку зимой на светлую, белую, а когти на передних лапках разрастаются, приобретая форму копыто-ласт. Лемминги устраивают свои гнезда прямо на земле. Питаются кустарничками и мхами, за сутки съедают вдвое больше своего веса.
Северный олень, живущий в тундре — это именно тот олень из сказки «Снежная королева«, который нес Герду на Северный полюс. Северный олень — парнокопытное млекопитающее. Постоянно мигрирует, питается преимущественно лишайниками. Основной из них — ягель. Девять месяцев в году утоляет жажду снегом. Северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и материалов для многих полярных народов.
Страница 50 — 51 — Среди лесов
2. Рассмотри рисунок. Деревья тайги отметь зеленым цветом (закрась кружок), деревья широколиственного леса — желтым.
3. Придумай и нарисуй схемы, показывающие различия тайги, смешанного и широколиственного лесов. Деревья на схемах изображай в виде условных силуэтов.
4. Составь схему питания, характерную для тайги.
Растения-лоси и олени-бурый медведь.
Растения-полевка, бурундук, птицы, зайцы — рысь
5. В книге «Зеленые страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон. Запиши 1-2 интересных факта.
Белка. Белка живет в дупле или строит гнездо из веток и мха. Стенки гнезда толстые — до 50 см. При морозе в 10 градусов внутри гнезда бывает больше 10 градусов тепла. Главный корм белки — семена хвойных деревьев. Зимой этот зверек за день может опустошить 300 сосновых шишек.
Лиса. Хотя лису считают главным врагом зайца, ее основная пища — это мыши и полевки. Мышиный писк лисица может услышать за 100 метров. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.
Страница 52 — 53 — В широкой степи
2. Прочитай текст учебника на с. 90-91. выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о степной зоне.
Ответ: степь, засушливое лето, сухие ветры суховеи, пыльные бури, ливневые дожди, чернозем, распаханные поля.
3. Знаешь ли ты живой мир степей? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.
4. Ребята получили задание привести примеры степных животных. Кто из ребят ответил без ошибок?
5. Составь схему питания, характерной для степи.
семена растений — хомяк — пустельга
Страница 54 — 55 — В жаркой пустыне
2. Прочитай текст учебника на с. 94-95. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне пустынь.
Ответ: жаркое солнце, мало растений, голая земля, пустыня, песчаные и глинистые пустыни, барханы, такыр, бедная почва, отсутствие воды, мало осадков.
3. Знаешь ли ты живой мир пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.
4. Представь, что ты находишься в пустыне в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.
5. Составь схему цепи питания, характерной для пустыни.
верблюжья колючка — верблюд — жук-скарабей — ушастый ёж
С. 56-57. У ТЕПЛОГО МОРЯ
2. Прочитай текст учебника на с. 98-99. Найди в тексте объяснение причин теплых зим на Черноморском побережье Кавказа и Южном берегу Крыма. Запиши это объяснение своими словами.
Ответ: Черное море летом нагревается, а зимой отдает тепло. А высокие горы защищают от холодных ветров, поэтому зимы здесь теплые.
3. С помощью учебника начни заполнение таблицы.
Животные Черного моря и его побережья
Обитатели суши: Косуля Цикада Ящерица кавказская Бабочка подалирий Черепаха средиземноморская.
Обитатели суши, добывающие пищу в море: Чайка Баклан Утка-нырок Буревестник Морской краб.
Обитатели моря: Дельфин Медуза Мидия Рыбы: кефаль, ставрида, морской окунь, бычок, морской ерш, олеандровый бражник.
4. Составь схему питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, Южного берега Крыма.
Бабочки, цикады-богомол-ящерица
Рыба-бакланы и чайки.
5. Найди в интернете дополнительную информацию о растениях или животных побережья Черного моря. Запиши 2-3 интересных факта.
Дельфины — это не рыбы, а млекопитающие! В Черном море 3 вида дельфинов, самые крупные — афалины, они же – самые распространенные обитатели дельфинариев.
Ученые давно изучают дельфинов, некоторые считают, что они обладают разумом. Опыты и наблюдения показывают, что у дельфинов есть свой язык, они зовут друг друга по имени.
Афалина живет до 30 лет, вес животного достигает 300 килограммов. Длина тела – до двух с половиной метров.
Дельфины питаются, в основном, рыбой, а также моллюсками. Ныряют на глубину до 200 метров.
Температура тела черноморского дельфина – 36,6 градусов, как у человека.
Страница 58 — 59 — Мы — дети родной Земли
1. По описанию карельской игры «Гуризех» («Отбивалы») нарисуйте ее схему.
2. Прочитайте пословицы коми и удмуртов. Подберите к ним подходящие по смыслу пословицы народов вашего края. Запишите их.
Прежде сам себе помоги, а потом от товарища помощь принимай.
Русские пословицы, подходящие по смыслу:
Сам пропадай, а товарища выручай.
Спасти товарища — спасти себя.
На товарища надейся и сам его выручай.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Личная выгода — что роса на траве, братская выгода — что небо высокое.
В красивом бору и сосны красивы
Пословицы, подходящие по смыслу:
Не место красит человека, а человек красит место.
Место славится человеком. (азерб.)
Всякая сосна своему бору шумит.
Где сосна взросла, там она и красна.
Много разных земель, а родная всех милей.
Чему учат эти пословицы?
Пословицы учат любить людей, помогать им, на первое место ставить общие интересы, а потом свои, любить свою родину.
3. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта.
Тут нужны или просто народные сказки о животных и растениях (репка, теремок, журавль и цапля и прочее), а лучше предания, которые объясняют происхождение названия растения, животного или места в вашей области.
К примеру, откуда пошло название цветка ромашка? На свете жила девушка и был у нее любимый — Роман. Он делал для нее подарки своими руками, превращая каждый день жизни девушки в праздник! Однажды во сне Роману приснился простой, но очень нежный цветок — желтая серединка и белые лучики, расходившиеся в стороны от нее. Когда он проснулся, то сделал такой цветок и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы цветок был живой, настоящий. Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов. Но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого — Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке — «Любит — не любит!»
Страница 60 — 61 — В содружестве с природой
1. Прочитайте описание игры сибирских народов «Олени». Поиграйте вместе с друзьями в эту игру.
Нарисуйте иллюстрацию к игре или скачайте фото игры, распечатайте и наклейте.
3. Ловля рыбы — традиционное занятие многих народов Сибири и дальнего Востока. С помощью атласа-определителя узнай названия этих рыб и подпиши. А как выглядит кета?
На рисунках горбуша и таймень. А вот кета:
Страница 62 — 63 — Как сберечь природу России
1. 1. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в арктических пустынях и тундре, выражены этими знаками.
Загрязнение морей и островов вредными веществами с проплывающих судов (мазут, различный мусор). Решение проблемы: Соблюдение специальных правил экипажами судов и туристами.
Загрязнение земли тундры нефтью при ее добыче. Решение проблемы: применять экологически безопасные методы добычи нефти.
Повреждение, разрушение почвы и растительного покрова тундры тяжелой транспортной техникой. Решение проблемы: использование транспорта на особых шинах сверхнизкого давления.
2. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в лесах, степях и пустынях, выражены этими знаками.
Чрезмерная вырубка леса, захламление леса после вырубки. Решение проблемы:Бережно относиться к лесам, на месте вырубки сажать новые деревья. Использование макулатуры вместо древесины.
Перевыпас скота в степной зоне приводит к исчезновению растений и разрушению почвы, к опустыниванию. Решение проблемы: соблюдать правила выпаса скота, не пасти скот долго на одном месте.
Из-за исчезновения растений в степи почва разрушается, и становится больше подвижных песков, которые засыпают дома и дороги. Решение проблемы: не допускать перевыпаса скота и исчезновение растений.
3. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в субтропической зоне, выражены этими знаками.
Загрязнение моря и берегов сточными водами и мусором с проплывающих судов. Решение проблемы: строительство очистных сооружений, соблюдение санитарных правил экипажами судов.
Незаконная вырубка горных лесов, уничтожение деревьев туристами. Решение проблемы: запрет на вырубку леса, власти должны строго следить за соблюдением законов по охране лесов.
Уничтожение животного и растительного мира отдыхающими. Решение проблемы: все люди должны бережно относиться к природе: не ловить насекомых, не делать надписи на стволах деревьев, не ломать веток, не срывать цветы.
Страница 64 — 67 — По страницам Красной книги
1. Подпишите рисунки животных арктических пустынь и тундры, занесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
2. Подпишите рисунки внесенных в Красную книгу России растений и животных лесных зон. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
3. Подпишите рисунки растений и животных степей и Черноморского побережья Кавказа, внесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
3. Познакомься с Красной книгой твоего региона. Запиши основные сведения о ней.
Название красной книги: «Красная книга Амурской области» (или Красная книга Краснодарского края и т.д.)
Сколько видов организмов разных групп внесено в Красную книгу твоего региона.
Страница 68 — 72 — По заповедникам и национальным паркам
1. С помощью учебника заполните таблицу.
Заповедники и национальные парки России
Природные зоны — Примеры заповедников и национальных парков
Зона арктических пустынь- Заповедник «Остров Врангеля», Большой Арктический заповедник
Зона тундры — Таймырский заповедник, Кандалакшский заповедник
Лесные зоны — Приокско-Террасный заповедник, Окский заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», Национальный парк «Мещёра»
Зона степей — Ростовский заповедник, Оренбургский заповедник, Даурский заповедник
Полупустыни и пустыни — Астраханский заповедник, Заповедник «Черные земли»
Зона субтропиков — Национальный парк «Сочинский», Кавказский государственный природный биосферный заповедник
2. Запиши краткие сведения для своего сообщения по заданиям на с. 119 учебника.
Заповедники и национальные парки — это особо охраняемые природные территории. В нашей стране они созданы в каждой природной зоне для того, чтобы сохранить редкие растения и животные.
В зоне Арктики — заповедник «Остров Врангеля». Его обитатели: белые медведи, моржи, овцебыки.
В тундре — Таймырский заповедник. Его обитатели: дикие северные олени, овцебыки.
Много заповедников расположено в лесной зоне (см. таблицу выше). Редкие животные этой зоны: зубры, лоси, кабаны, бобры и др. животные и птицы.
В зоне степей и лесостепей есть заповедники: Центрально-Черноземный, Ростовский, Оренбугргский, Даурский.
В зоне полупустынь и пустынь действуют заповедники: «Черные земли», «Астраханский заповедник». Редкие животные и птицы: сайгак, красавка, дрофа.
В субтропической зоне расположен национальный парк «Сочинский» и Кавказский государственный природный биосферный заповедник.
3. Если есть возможность, соверши с помощью интернета виртуальное путешествие по заповеднику (национальному парку). Подготовь сообщение о нем. Запиши основные сведения для своего сообщения.
Баргузинский государственный природный биосферный заповедник находится в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района. Является старейшим заповедником России. Он был создан в 1917 году как соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя. Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до Октябрьской революции 1917 года.
Расположен на западных склонах Баргузинского хребта (2840 м), включая северо-восточное побережье и часть акватории озера Байкал. Площадь заповедника — 374 322 гектаров, в том числе 15 000 гектаров составляет заповедная акватория Байкала.
В заповеднике сохраняются все природные комплексы, где обитают лось, кабарга, заяц-беляк, бурый медведь, бурозубки, черношапочный сурок, — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок и другие виды рыб.
Источник: Википедия, сайт Баргузинского заповедника
4. Если тебе приходилось бывать в заповедниках или национальных парках, напиши на отдельном листе рассказ о своих впечатлениях. Приклей фотографию.
Национальный парк «Сочинский»
Национальный парк «Лосиный остров»
Национальный парк «Валдайский»
Особо охраняемые природные территории России
5. Проект Чудесное путешествие по России
Если представится возможность, побывай в различных уголках нашей страны. Россия так велика и разнообразна, что даже за всю жизнь не побываешь везде.
Выполни рисунки или наклей фотографии твоего путешествия.
Эти фото можно распечатать и наклеить в Рабочую тетрадь:
Черноморское побережье.
В Крыму. «Ласточкино гнездо»
Путешествие по реке Волге.
Финский залив.
Чистые воды озера Байкал.
Донская степь.
Красная поляна зимой (Сочи).
Песчаные пляжи Анапы.