Артикул и номенклатура в чем разница
Как придумать и присвоить артикул товару
Артикул — условное обозначение, которое присваивается товарам для их идентификации. Иногда артикул путают с видом или моделью изделия. Он отличается тем, что определяет конкретные особенности товара. В одном виде или модели может содержаться несколько артикулов.
Какие бывают артикулы и зачем они нужны
Артикул товара — информация необязательная. Но, если ритейлер укажет его, это даст ряд преимуществ:
Артикул товара может быть:
Артикул можно присвоить самостоятельно или использовать обозначение поставщика
Как составить артикул
Чтобы составить артикул самостоятельно, учтите характеристики, которые будут актуальны при поиске и учёте товаров.
Можно использовать такие метрики:
Страна производства. В качестве обозначения можно использовать телефонный код страны, цифровой или буквенный код ISO. Так, телефонный код России 7, цифровой код ISO 643, буквенный — RU, а коды Китая 86, 156 и CN соответственно. Артикул российского производителя может быть таким: 643−2-BLK.
Производитель или поставщик. Можно придумать собственные символы или использовать аббревиатуры названия компании: Microsoft — MS, Calvin Klein — CK. Желательно не больше двух символов, чтобы не перегружать артикул.
Товарная группа или тип товара. Оформляется по аналогии с производителями и поставщиками: верхняя одежда — VO или OW от английского Outerwear, обувь — SH, куртка — J.
Модель. Если у товаров существует заводская модель, можно указать её в артикуле. Например, Apple iPhone X и 8 Plus может быть присвоен код X и 8P, джинсам Levi’s 501 — 501.
Гендерная принадлежность. Вариант M (Man/Male) для мужчин и W (Woman) или F (Female) для женщин.
Год изготовления. Можно указать две последние цифры года: 2019 — 19, 1986 — 86.
Сезон. Можно использовать обозначения по первым буквам: W — зима (Winter), S — весна (Spring), SM — лето (Summer) и F — осень (Fall) или цифры в порядке последовательности сезонов: 1 — зима, 2 — весна, 3 — лето, 4 — осень. В случае если товар демисезонный, можно объединить значения, например, осень-зима — FW или 41, а весна-лето — SSM или 23.
Материал. Актуальные обозначения для ткани: S (Silk) — шёлк, L (leather) — кожа, C (Cotton) — хлопок.
Цвет. Можно использовать как символы, так и код из палитры Pantone для сложных цветов. Например, жёлтый цвет может иметь такие обозначения, как Y (Yellow) или 102 (Pantone).
Размер. В зависимости от размерной сетки могут быть числовые (46, 52) или буквенные обозначения (S, M, XL).
Не старайтесь применять все советы, чтобы составить артикул. Используйте только те параметры, которые будут важны для идентификации товара.
Как можно составить артикул для интернет-магазина одежды
Располагать параметры можно как в порядке убывания их значимости, так и по принципу «от общего к частному». Например, вот так: страна-производитель-материал-цвет-размер.
Представим, что магазин продаёт одежду российского и китайского производства. Ритейлеру нужно создать артикул мужской кожаной куртке из новой осенней коллекции Fashion China жёлтого цвета и размера 50.
Для присвоения кода можно выбрать следующие обозначения:
Если расположить значения артикула вашего товара в порядке значимости: год-гендерная принадлежность-материал-размер-товарная группа-тип товара-цвет-сезон-производитель-страна, вид артикула будет следующим: 20ML50OWJY4FC86.
Важная информация для покупателя и продавца: что такое артикул товара, зачем нужен и как его узнать?
Делая покупки в магазине, можно обратить внимание, что на ценнике, кроме названия и стоимости, присутствуют и другие обозначения: штрих-код, дата, наименование производителя и пр. Одно из них — цифровой или буквенно-цифровой ряд. Что скрывает эта информация и для чего она нужна покупателю и продавцу — в статье ниже.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это такое?
В широком смысле артикул – это маркировка изделия по типу, виду, особенностям, необходимая для его складского учета и организации продаж. То есть это уникальное буквенно-цифровое обозначение. Оно обязательно присутствует:
Означает ли он одно и то же с товарным штрих-кодом или нет?
Не так давно в каждой стране артикулы принимались на уровне государства, а производители и продавцы применяли шифры уже готовыми. Со временем их становилось все больше и больше, много путаницы происходило в международной торговле и тогда на смену устаревшей системе пришло графическое изображение.
Штрих-код – это набор 0 и 1 в определенной последовательности, выраженный чередующимися полосами различной толщины, идентифицирующий продукцию (о том, из чего состоит штрих-код и как его расшифровать, мы рассказывали здесь?). К нему производители перешли, поскольку так удобнее машинам. Ведь сканируют штрих-код компьютеры.
Благодаря ей покупатель может самостоятельно и мгновенно получить информацию о покупке в магазине, параметры путешествия на авиа или железнодорожном билете, прочитать отзывы о предприятиях общественного питания или отелях.
Чем отличается от цифрового кода?
Несмотря на то, что частью кода является и артикул, между ними все же есть разница. Закодировать графически абсолютно все характеристики изделия невозможно. Международные стандарты предусматривают кодирование всего четырех параметров:
Буквенно-цифровой код содержит эту же информацию и дополнительные параметры. Что очень удобно, если производится большое количество однотипных изделий, отличающихся только цветом или размером.
Кроме того, артикульная форма идентификации до сих пор применяется и при организации продаж по телефону или онлайн.
Применение штрих-кода гораздо шире. Он позволяет:
Может ли у продукции быть их несколько?
Интернет-магазинам для одной и той же позиции имеет смысл модифицировать коды производителей. Это значит, что основная информация (место изготовления, поставщик, категория товара, цвет, размер) будут идентичными, а вот контрольные цифры разными. Это делается в нескольких случаях:
Для оффлайн-бизнеса создание нескольких артикулов одного продукта не имеет смысла, а только усложняет учет.
Бывают и обратные ситуации: чтобы максимально облегчить внутрифирменный учет и инвентаризацию, продавец присваивает артикулы, удобные для него, для покупателей оставляя коды, утвержденные производителем.
Зачем нужен?
Как узнать?
Такая кодировка изделия присутствует на нем физически. Например, на одежде — в ярлыке, на мебели — в прикрепленном информационном листке или закодирован внутри штрих-кода.
На сайте интернет-магазина артикул указан в карточке товара. В каталоге производителя все позиции указываются только с артикульным кодированием.
Где взять?
Владельцы небольших магазинов могут использовать коды производителей. Это очень удобно, поскольку не нужно формировать собственную базу буквенно-цифровых обозначений. Если же магазин достаточно крупный и нужно удержать потенциального покупателя от перехода к конкурентам, свою систему артикулов создавать необходимо. Сделать это достаточно просто. Например, присвоить:
Поэтому всегда используются и буквенные обозначения тоже. По этой же причине не стоит строить артикул, начиная с нуля. Другие символы (/, &, *, # и пр.) применять не рекомендуется.
Теперь вы знаете, что такое артикул и штрих-код, в чем их сходство и отличие. Знаете, где найти код изделия. Как создавать буквенно-цифровые шифры для своего магазина и нюансы их применения для защиты бизнеса
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Артикул товара в зачем нужен и как правильно использовать
Чтобы вам было проще вести учёт товаров и быстро находить нужную позицию в ассортименте, присвойте товарам специальные коды — артикулы. Вы можете придумать и назначить их сами, это совсем несложно. Но есть несколько моментов, которые стоит учесть.
Рассказываем, что нужно знать при составлении артикулов и как добавить их в магазине на Эквиде.
Что такое артикул товара и зачем он нужен
Артикул — уникальный код товара в магазине. Он может состоять из букв и/или цифр. Вы можете присваивать артикулы самостоятельно или использовать коды поставщика. Первый вариант предпочтительнее, так как обычно поставщики пользуются разными кодами, чтобы идентифицировать товары. Если вы смените поставщика, скорее всего, вам придется пересмотреть свою систему артикулов, а это займет некоторое время.
Зачем нужны артикулы:
Магазин Art Flash указывает в артикуле название коллекции
Артикулы должны быть уникальными и понятными, а каждой букве и цифре должно быть присвоено свое значение.
В артикуле может быть заключена следующая информация:
Например, если вы продаёте одежду, то артикул для пальто может быть таким: 643_F_1_F_WL_R_52. Этот код хранит следующую информацию о товаре:
А для носков, например, такой: FCTR38. Тут зашифрована информация:
Как составлять артикулы товаров
Чем раньше вы начнете присваивать артикулы товарам, тем лучше. Когда ассортимент расширится, придётся потратить на это больше времени.
Как присвоить артикул товарам:
Как выбирать обозначения для артикулов
Чтобы артикулами было удобно пользоваться, следуйте нескольким рекомендациям.
Выбор параметров:
Выбор обозначений:
Как присвоить артикулы товарам в магазине на Эквиде
Чтобы добавить артикул товару в магазине на Эквиде:
При желании вы можете скрыть артикулы от покупателей. Для этого:
Готово. Теперь артикул будете видеть только вы в Панели управления магазина. Но если у вас много товаров (или есть оптовые клиенты), советуем артикул не скрывать. Он поможет в поиске нужного товара в каталоге и взаимодействии с покупателями.
Составление и добавление артикулов не займет много времени, если заняться этим заранее. Зато в будущем они облегчат вам работу и помогут покупателям быстрее получить от вас ответы на вопросы.
Есть что добавить к нашим советам? Поделитесь опытом в комментариях, как вы составляли артикулы для своего
Как придумать и присвоить артикул товару
Артикул — условное обозначение, которое присваивают тому или иному товару, чтобы отличить его от других в ассортименте и сделать удобным поиск нужного наименования по каталогам и складским базам.
Учёт товаров по артикулам — это важный элемент правильного делопроизводства в любом направлении торговли. Без артикула поиск определенного наименования будет похож на поиск иголки в стогу сена.
Хотя компании используют различные идентификаторы, артикул остаётся основным из них в складском учёте.
Артикул используется не только внутри компании — большинство интернет-магазинов вместе с характеристиками товара показывает клиенту и артикул. Это помогает при взаимодействии с покупателем — он может позвонить по телефону, написать письмо и сразу получить от сотрудника компании обратную связь по нужному наименованию: узнать о его наличии, доставке, стоимости.
Требования к артикулу
Артикул должен включать в себя основные характеристики товара. К ним могут относиться:
Таким образом, артикул представляет собой набор символов, в котором закодирована вся эта информация. Набор артикулов позволяет компании описать все возможные товарные позиции и вести по ним учёт.
Для создания артикулов используются цифры, буквы, сокращения от наименования товаров и другие обозначения.
Артикулы можно найти в накладных, товарных базах, сайтах где продается товар, договорах и на самом товаре.
Раньше, когда товарные базы были не такими объёмными, большинство артикулов были простыми, они обычно состояли из цифр.
На сегодняшний день в артикул принято включать класс товара, а также его основные параметры, которые записываются с помощью цифр и букв латинского алфавита.
Как создать артикул
Для создания артикула необходимо просто присвоить цифровой и буквенный код каждому параметру товара.
Каждый символ артикула получит обозначение в зависимости от того параметра, за который он отвечает.
Несмотря на все кажущиеся преимущества буквенных обозначений для стороннего пользователя, многие интернет-магазины предпочитают использовать цифровые артикулы.
Как правило, артикул — это не просто кодовое наименование товара в таблице. Обычно он привязан к бухгалтерии и системе учёта компании через базы складского и товарного учёта, такие как 1C.
Именно в этих базах артикулу и присваивается определенное значение, после чего с ним начинают работать сотрудники.
Если у компании есть как онлайн, так и офлайн продажи, то артикул присваивается товарам в интернет-магазине только после синхронизации.
При этом, если офлайн-базы нет, то оператор ритейлера может придумать и сразу внести свой артикул в базу, который будет отображаться на сайте магазина вместе с товаром.
Однако если в магазине много товарных позиций, то лучше будет генерировать артикулы по строго определенному алгоритму.
Как придумать и присвоить артикул товару
Каждый из нас практически ежедневно сталкивается с тем, что при оплате товаров на кассе магазина их сканируют, чтобы пробить покупку. Сканер считывает информацию с этикетки продукции, которая включает в себя артикул. Что это такое на товаре и для чего он нужен? Давайте разбираться с точки зрения бизнеса.
Если вы заняты торговлей оптом или в розницу, то наверняка вложили деньги в складские запасы. Значит отслеживание каждого товара — обязательное условие для эффективного ведения дел. Ваш успех зависит от грамотного управления продуктом. А грамотное управление продуктом зависит от артикулов товаров.
Что такое артикул товара
Артикул — это буквенно-цифровое обозначение, которое имеет каждый товар, чтобы отличаться от другой продукции в широком ассортименте магазина.
Такой идентификатор обычно содержит информацию об основных характеристиках продукции:
Артикул может состоять из цифр или букв, в которых закодированы данные об указанных выше параметрах. Такие идентификаторы могут присваиваться обычным материальным товарам и нематериальной продукции, услугам. Во втором случае они называются виртуальными.
С точки зрения продавца понятие артикула намного шире, чем просто описание товара. Все обозначения вносятся в единую базу — она помогает вести учёт. Используются артикулы и при составлении расходных и транспортных накладных, на официальных сайтах, где продаётся продукт, на этикетке самого товара. До недавнего времени, когда продукции еще было не слишком много, часто использовались цифровые обозначения. В связи с увеличением товарооборотов и расширением ассортимента сегодня в обозначение принято добавлять класс продукции и ключевые особенности, которые прописываются латинскими буквами.
Так как мы ведем речь о бизнесе, стоит углубиться в понимание артикула и что это такое в торговле с точки зрения продавца.
Владельцы магазинов часто встречают обозначения в виде SKU, UPC, EAN и даже штрих-кода. Что такое артикул товара в каждом из этих случаев?
Артикул товара SKU, EAN, UPC: что это
SKU, EAN и UPC иногда используются как синонимы. Однако они имеют разное значение. В большинстве случаев, когда речь идет об артикуле товара, подразумевается SKU.
Артикул товара SKU
Единица складского учета — Stock Keeping Unit или SKU — это уникальный код, присвоенный продукту продавцом. Он идентифицирует товар и помогает отслеживать его запасы для розничного бизнеса. SKU может включать как буквы, так и цифры. Обычно в артикуле они указывают на качества, которые отличают один товар от другого.
Например, это такие атрибуты, как производитель, описание, модель, материал, размер, цвет, упаковка и даже условия гарантии. Буквы и цифры могут быть прочитаны сотрудниками или представлены в виде штрих-кода для сканирования.
Артикулы товаров SKU, также известные как коды SKU, используются для внутреннего управления товарными запасами. Они никак не регулируются и не являются универсальными. Это означает, что у разных продавцов будут разные артикулы SKU одного и того же товара. Но гибкие возможности по неймингу упрощают создание системы, полностью адаптированной к потребностям вашего бизнеса. Как правило, номера SKU состоят из 8 или 12 символов, но не более 32, чтобы одни и те же данные корректно отображались во всех системах.
Вы можете создавать артикулы в формате SKU вручную или с помощью специального программного обеспечения для управления запасами — POS. Номера SKU обычно печатаются на этикетке продукта вместе с другими универсальным артикулами — UPC или EAN.
Артикулы товара EAN и UPC
EAN и UPC обязательно понадобятся тем продавцам, которые хотят выйти на международный рынок и торговать, например, на Amazon или Ebay. Здесь мы имеем дело с единым артикулом товара. Это позволяет ввести цифровые стандарты для его идентификации. Только EAN предназначен для Европы, а UPC — для США. Оба они относятся к классу GTIN — Global Trade Item Number, глобальному номеру товара в международной классификации.
UPC — Universal Product Code, универсальный код товара. Представляет собой стандартизированный 12-значный номер, присваиваемый каждому товару, который остается неизменным вне зависимости от продавца.
EAN — European Article Number, европейский номер товара — содержит то же самое, но для Европы, и состоит из 13 цифр.
Все они — UPC, EAN и SKU — раскрывают информацию о продукте при сканировании. Но UPC и EAN отличаются от артикула товара SKU тем, что они полностью состоят из чисел и не могут быть интерпретированы людьми.
Набор цифр, из которых состоят артикулы в формате UPC и EAN, кажется случайным. Это, конечно, не так. Но артикулы SKU имеют больше смысла для вашего бизнеса. Например, с помощью букв можно узнать обозначение поставщика, а цифры укажут на различные размеры.
Артикулы SKU, EAN и UPC: в чем разница
Артикулы SKU и коды EAN или UPC можно одновременно найти на ценнике продукта. И для «непосвященных» они выглядят одинаково. Но это не так. Посмотрите нашу таблицу, чтобы понять, чем эти 2 кода отличаются друг от друга.
SKU | UPC, EAN |
Уникален для каждого продавца | Универсален для всех продавцов |
От 8 до 12 символов, но может быть длиннее, до 32 | В UPC всегда 12 символов, в EAN — 13 |
Определяет все характеристики продукта | Идентифицирует производителя и товар |
Буквенно-цифровой | Числовой |
Один и тот же товар от разных продавцов имеет разный артикул SKU | Товар имеет один и тот же артикул EAN или UPC вне зависимости от продавца |
Может интерпретироваться людьми | Не могут интерпретироваться людьми |
Каждый розничный продавец определяет свои собственные SKU | UPC и EAN выдаются централизованно Глобальной организацией по стандартизации только производителям товаров |
Крупным розничным продавцам и дистрибьюторам артикулы в формате UPS или EAN нужны для официальной торговли на международных рынках. Кроме того, они часто используются в программном обеспечении для отслеживания запасов и продаж. Потому что являются уникальным и вместе с тем универсальным идентификатором продукта. Практически любой товар, который вы приобретаете за рубежом, имеет один из таких артикулов.
Артикулы SKU и коды UPC и EAN никогда не должны совпадать. SKU могут указывать на характеристики продукта, а UPC или EAN — только на производителя, товар и контрольную цифру.
Что такое штрих-код на артикуле товара и где его взять
Штрих-коды — это просто графические представления чисел или комбинаций букв и цифр. Поэтому вы можете создавать штрих-коды для любого из артикулов — от SKU до EAN. Однако баркоды, которые вы видите на этикетках продуктов, почти всегда основаны на международных UPC или EAN.
Штрих-коды предназначены для ускорения обработки товара и уменьшения вероятности ошибок в торговых точках. И если вы используете их только в рамках своего бизнеса, то можете взять любое число, то есть номер артикула, для создания штрих-кода.
Если вы отгружаете товары на продажу дилерам с помощью программного обеспечения POS, то лучше пометить этикетки дополнительными штрих-кодами. Которые они также могут использовать для обработки своих складских запасов.
Артикул продавца и артикул производителя: как узнать
Как мы уже знаем, артикулы товаров представляют собой уникальные идентификаторы. Их внешний вид зависит от того, кто производит продукт.
Как узнать артикул товара, если производитель — другая компания
Артикул товара чаще всего печатается на этикетке или упаковке товара. Если он напечатан в формате SKU, то эта информация вам ничего не даст. Поиск аналогичных моделей на основе SKU невозможен — ведь все они разные.
Другое дело, если этикетка содержит GTIN — номер в формате UPC или EAN. Чаще всего их печатают в виде штрих-кодов с 12- или 13-значными числами. Они генерируются Глобальной организацией по стандартизации и приобретаются компаниями для нанесения на свои товары. По такому номеру можно легко вычислить производителя.
Поскольку каждый вариант продукта имеет свои собственные коды EAN или UPC, эти номера также могут использоваться как внутренние артикулы.
Где найти артикул товара, если производитель — вы
Если у вас собственный розничный магазин или вы продаете оптом, но исключительно на внутреннем российском рынке, международные артикулы вам вряд ли понадобятся. Разве что вы захотите расширить свое присутствие и выйти на Amazon или Ebay. Тогда стоит задуматься о приобретении UPC или EAN напрямую у агентства стандартизации или через посредников.
А как присвоить артикул товару собственного производства? Или если товары, которые вы закупаете у поставщиков, не имеют артикулов? Ответ на все эти два вопроса один — создать собственные артикулы в формате SKU.
Почему артикулы SKU важны для бизнеса
Артикулы SKU помогают отслеживать движение товаров в системе управления запасами, упрощают покупки за счет оптимизации оформления заказа. А также увеличивают прибыль за счет устранения ошибок инвентаризации, которые может допустить любой человек.
Продуманная система артикулов SKU позволяет лучше планировать и эффективнее управлять бизнесом. Вот ее основные преимущества.
Стандарт отрасли
Артикул в формате SKU является отраслевым стандартом во всей цепочке поставок. Продавать товар без SKU — это все равно, что вести бизнес без сайта. Без этого в современном мире просто невозможно достойно конкурировать. Вы можете обойтись без использования артикулов SKU на начальном этапе. Но они вам действительно понадобятся для работы в любом виде многоканальных продаж. Например, ни один маркетплейс не позволит вам разместить товар без артикула.
Выкладка в магазине и покупательский опыт
Артикулы SKU помогут составить карту и организовать выкладку в магазине так, чтобы покупатели и сотрудники могли легко находить товары. Вы можете отслеживать их по типу позиции, отделу, коллекции или поставщику. Это позволяет легко систематизировать и находить товары в вашем торговом зале и на складских площадках. Артикулы также улучшают мерчендайзинг в магазине и позволяет быстро навести порядок на полках. Без них вы можете потерять всякое представление о том, где конкретно находятся товары. В итоге — замученные сотрудники, разочарованные покупатели и, что хуже всего, упущенные продажи.
Быстрая передача информации
Артикулы в формате SKU описывают товар таким образом, чтобы каждый мог быстро найти одну и ту же информацию. Это своеобразная форма стенографии. Если все сделано правильно, артикул может с первого взгляда точно передать, что представляет собой продукт.
Сервис и обслуживание клиентов
Оптимизированная система артикулов упрощает обслуживание клиентов и оформление заказа. Отслеживание товара по уникальному идентификатору гарантирует, что ваши товарные запасы и цены на них всегда соответствуют текущему положению дел.
Многие интернет-магазины предоставляют клиенту информацию про технические характеристики товаров, а также показывают потенциальным покупателям артикул.
Во время просмотра каталога в Интернет-магазине клиент может записать артикул и уточнить по телефону информацию о наличии товара, тем самым значительно упростив процесс поиска. Такой подход к общению позволяет ускорить процесс заказа и доставки продукции. А посетитель офлайн-магазина при наличии артикула товара может быстро получить ответ от консультанта о наличии на складе выбранной продукции и её актуальной стоимости. Сотрудник магазина, в свою очередь, легко найдёт этот товар, вбив номер в специальную программу учёта.
Предотвращение складских ошибок
Для стабильной работы торговой организации нужно наладить делопроизводство и учет товаров на складах. В этом случае придуманный код товара станет идеальным инструментом в общей системе управления остатками и складскими запасами. Без такого условного обозначения поиск необходимого предмета может затянуться надолго. Для упрощения своей работы некоторые компании используют другие идентификаторы, но при этом за основу берут артикул.
По данным Influence Marketing, ошибки управления запасами — третья по значимости причина потери прибыли в большинстве предприятий розничной торговли сразу после магазинных краж. Эти убытки вызваны административными ошибками при вводе данных, которые со временем могут накапливаться. Отслеживание запасов с помощью системы артикулов предотвращает такие ситуации. Компания может проводить гораздо более точные инвентаризации.
На складе артикулы товаров позволяют:
Экономия времени
В течение жизненного цикла товара на складе происходит множество процедур. И на каждом из этих шагов можно использовать артикулы товаров, чтобы сократить время выполнения задачи на секунды или даже минуты. Если вы умножите эти сэкономленные секунды на сотни раз в неделю или в день, то получите часы. И вряд ли нужно напоминать вам, что время — это деньги. Кроме того, использование артикулов — еще один способ предотвратить такие вещи, как неправильный выбор товара или неправильную доставку. А также убедиться, что заказы каждый раз отправляются туда, куда нужно.
Прогноз продаж
Артикулы позволяют просматривать сезонные и циклические тенденции продаж в различных рыночных сегментах. Этот анализ дает возможность создавать товарные запасы, которые совпадают с тенденциями в поведении потребителей.
Артикулы товаров помогают прогнозировать продажи и предугадывать, какими товарами необходимо запастись, чтобы удовлетворить спрос. Только не совершайте ошибку, заказывая исключительно самые популярные продукты. Хотя они могут «уходить» медленнее, покупатели все равно ищут их. И, если вы полностью прекратите их продавать, то можете потерять клиентов.
Например, крупнейшая сеть США Walmart в 2008 году провела крайне неудачный эксперимент. Они прекратили сотрудничество с теми поставщиками, которые давали товары с низкой маржой, и сосредоточились только на запасах более дорогих товаров с большей прибылью. Вместо увеличения объемов продаж Walmart получил впечатляющее снижение. Потому что клиенты вообще перестали покупать что-либо, так как поняли, что в сети они не купят определенные продукты. А если так, то смысл туда идти?
Упрощение многоканальной интеграции
Артикул действительно окупается, если он един для всех интегрированных с продажами систем — от сквозной аналитики до CRM и продаж на маркетплейсах. Единый идентификатор для каждого продукта гарантирует, что покупателю будет доставлено именно то что, нужно, вне зависимости от того, откуда поступил заказ. К тому же, когда вы обновляете уровень товарных запасов в основной базе данных, остальные системы также получают эти данные. Чтобы автоматизировать процесс, все платформы должны использовать один и тот же идентификатор для каждого продукта.
Рекомендации похожих товаров
Компании также используют артикулы для улучшения взаимодействия с потребителями. Если товара, который хочет клиент, нет в наличии, сотрудники отдела продаж могут сразу же предложить ему альтернативные продукты. Вычисляются они на основе аналогичных характеристик по артикулу в формате SKU.
Например, в Amazon прикрепляют уникальный артикул со всеми его отличительными чертами к каждому продукту. Когда вы смотрите на блендер, торговая платформа может отображать другие блендеры, похожие на тот, который вас интересует.
Упрощение заказа у поставщика
Когда вы размещаете заказы у поставщиков, то часто используете артикулы, указанные в их прайс-листах и формах заказа. Это существенно упрощает взаимодействие и повторные заказы того же товара. Общие идентификаторы гарантируют, что вы имеете в виду один и тот же продукт. Что ускоряет выполнение заказов и помогает уменьшить количество ошибок.
Реклама и маркетинг
В условиях жесткой конкуренции в торговле каждый артикул делает ваш товар уникальным, маскируя цепочку поставок. Также он позволяет определять маркетинговые методы, которые увеличивают продажи, на основе присвоенных идентификаторов продуктов.
Многие розничные продавцы рекламируют свой артикул вместо номера модели производителя. Это затрудняет для потребителя поиск аналогичного товара в другом магазине. И уменьшает вероятность того, что конкуренты сопоставят вашу стратегию ценообразования с той же информацией. Уникальный артикул также способен пресечь практику посещения офлайн-точек для сравнения цен на товары, которые потребитель потом собирается поискать в Интернете.
Как ввести номер артикула в формате SKU за 3 шага
Теперь, когда вы понимаете, почему артикулы товаров так важны, давайте рассмотрим базовую схему их создания. Независимо от того, используете ли вы ручной ввод или POS-систему для отслеживания товарных запасов, структура остается той же.
1. Определите формат
Первое, что нужно сделать при создании артикула, — это разработать стандартный формат. Решите, какие номера и идентификаторы должны содержаться в ваших артикулах и в каком порядке. Хотите включить туда название бренда? Тип товара? Номер детали производителя? Подумайте, какие атрибуты отличают ваш продукт от других. И вы поймете, что нужно включить обязательно.
Вы можете смешивать любые цифры и буквы, используя логику, подходящую для вашей организации. Вот несколько общих рекомендаций.
Если в ассортименте у вас несколько товаров и расширение не планируется, можете отслеживать несколько базовых характеристик — таких как пол или размер. Однако, если торговля имеет более широкий масштаб, будет полезно включить в артикул другие дополнительные сведения — например, категорию товара или цвет.
Если вы сможете определить формат артикула сейчас, то сэкономите время в будущем. Когда у вас появится больше товаров, вы уже будете знать, что туда включать. Вы также сможете легко прочитать каждый артикул, потому что одни и те же атрибуты всегда будут в одном и том же месте. Создайте отдельный файл с подробной расшифровкой и сохраните его на будущее. Это пригодится не только для офлайн-магазина, но и для отображения на онлайн-площадках и сайтах.
2. Убедитесь, что каждый артикул уникален
Если для товаров, которые имеют много схожих характеристик, артикулы получаются одинаковыми, это проблема. Точное отслеживание каждого из них становится сложной задачей. Чтобы артикулы товаров выполняли свое предназначение, код должен быть уникальным.
Обязательно проверьте созданную систему на уникальность — возьмите 2 похожих продукта и опишите их. Если разницы нет, значит, в код нужно ввести дополнительные идентификаторы.
3. Создайте номенклатуру в системе инвентаризации
Чтобы «завести» номенклатуру с артикулами, для начала вам понадобятся следующие минимальные поля: название товара, категория, цена, артикул SKU. Дальше все зависит от ваших потребностей — возможны любые применимые вариации, такие как разные размеры или цвета.
Вы можете создавать артикулы и отслеживать запасы «по старинке», с помощью электронных таблиц Excel. И вручную добавлять артикулы к продуктам по мере необходимости. Однако будьте осторожны: так как процессом управляет человек, возможны ошибки. Это может способствовать неточным данным по товарам.
Небольшой или начинающий бизнес может и Excel ограничиться. Но большинство розничных магазинов устанавливают POS-системы, позволяющие автоматически создавать номенклатуру и даже генерировать SKU и штрих-коды. Этот список артикулов интегрируется с бухгалтерскими документами и используется в качестве составляющего элемента системы складского учета. Наиболее известной системой считается 1С, в которой каждый товар получает обозначение, удобное для дальнейшей работы. Когда компания имеет реальные и виртуальные торговые точки, сначала кодировка присваивается товарам, продающимся в офлайн-магазинах, после чего информация синхронизируется с данными онлайн-площадок. При наличии широкого ассортимента продукции на складах лучше придерживаться указанных правил и проводить генерацию в соответствии с ними.
Имея такие данные, вы можете легко управлять своими продажами и отслеживать запасы на единой оптимизированной платформе. Кроме того, каждая транзакция автоматически обновляет состояние склада, чтобы вы всегда знали, что происходит с каждым артикулом.
Артикул товара: примеры
Чтобы быстро найти товар по артикулу в базе, необходимо правильно присвоить условное обозначение всем параметрам продукта. Где каждая цифра или буква получает определение той характеристики, которую она описывает. Все эти правила можно рассмотреть на конкретных примерах.
Пример артикула: простой идентификатор верхнего уровня
Если у вас маленький бизнес с простыми позициями, стоит применить простую числовую систему артикулов. Она использует только один идентификатор верхнего уровня в шестизначном формате SKU для управления запасами в магазине. Обратите внимание, что первые 2 цифры представляют категорию товаров в магазине. А следующие 4 — последовательную нумерацию. Эта система отлично работает, если у вас не более 99 отделов и не более 9 999 продуктов в одном отделе. К тому же, ее легко вводить и поддерживать в любой системе POS.
Артикулы SKU: пример для круглосуточного магазина
Категория | № категории | SKU = № категории + Порядковый номер товара |
Бакалея | 1 | 10000, 10001, 10002 |
Корм для животных | 2 | 20000, 20001, 20002 |
Овощи | 3 | 30000, 30001, 30002 |
Фрукты | 4 | 40000, 40001, 40002 |
Напитки | 10 | 100000, 100001, 100002 |
Пример артикула: универсальная система с 2 идентификаторами
Классическая восьмизначная система артикулов в формате SKU использует 2 идентификатора: для представления категории верхнего уровня и для типа товара. Это помогает сотрудникам с первого взгляда распознать ключевые детали любого продукта. Поэтому такая система удобна для розничных магазинов. Например, по продажам одежды, где всегда есть деление товаров по типам — таким, как модель или материал, но они могут относиться сразу к нескольким категориям.
Артикулы SKU: пример для магазина одежды
Категория | № категории | Тип товара | Код типа товара | SKU = № категории + Код типа товара + Порядковый номер товара |
Джинсы | 1 | Прямые | 11 | 1110000, 1110001, 1110002 |
Джинсы | 1 | Клеш | 12 | 1120000, 1120001, 1120002 |
Блузы | 2 | Без рукавов | 21 | 2210000, 2210001, 2210002 |
Блузы | 2 | С длинным рукавом | 22 | 2220000, 2220001, 2220002 |
Брюки | 9 | Клеш | 12 | 9120000, 9120001, 9120002 |
В этом примере первые 2 числа представляют категорию верхнего уровня для таких вещей, как джинсы, блузы и брюки. Следующие 2 числа обозначают разные модели — такие как прямые, клеш, без рукавов, с длинным рукавом и так далее. Последние 4 числа являются последовательными номерами товаров в системе артикулов.
В этой системе типы ваших товаров не обязательно должны быть привязаны к категории. Например:
Здесь все модели типа клеш (12) относятся сразу к нескольким категориям. Поскольку это стиль, распространенный как для джинсов, так и для классических брюк.
Пример артикула: с идентификатором поставщика
Иногда бывает полезно привязать информацию о поставщике к вашему номеру артикула. Эта система особенно популярна на складах фулфилмента. Где товары хранятся и отслеживаются поставщиком, а не продаются все вместе, как в розничном магазине.
Если вы сортируете или храните продукты на основе брендов, эта система артикулов с двумя идентификаторами и 10 цифрами может охватывать все ваши аспекты учета и контроля.
Артикулы SKU: пример для электронной коммерции
Поставщик | Код поставщика | Тип товара | Код типа товара | SKU = Код поставщика + Код типа товара + Порядковый номер товара |
Хороший Пластик | HP | Стакан | 63 | HP063-0001, HP063-0002, HP063-0003 |
Все из Акрила | ВA | Бокал для вина | 64 | ВA064-0001, ВA064-0002, ВA064-0003 |
ПроСтекло | PS | Бокал для вина | 64 | PS064-0001, PS064-0002, PS064-0003 |
Мерриленд | ML | Суповая тарелка | 166 | ML166-0001, ML166-0002, ML166-0003 |
Творчество | TT | Стакан | 63 | TT063-0001, TT063-0002, TT063-0003 |
В этой системе артикулов персонал может легко определить поставщика и тип любого товара. Кроме того, поскольку она ведется в формате SKU — буквенно-цифровом, их легко понять и запомнить, как новым, так и временным сотрудникам. Как и в предыдущем примере, здесь тоже используются типы товаров, которые могут привязываться к разным поставщикам.
Пример артикула: с идентификатором отдела
По сути, имя отдела — это широкий идентификатор верхнего уровня, который помогает отслеживать мерчандайзинг. Вы можете использовать его, чтобы быстро определить, где товар будет находиться — или уже находится — в торговом зале. Или сегментировать отчеты о продажах по отделам, чтобы выявить проблемные области своей торговой точки. Например, если у вас есть отдел с невысокими продажами, возможно, придется переместить его в другое место, отрегулировать поток посетителей или увеличить количество дисплеев в этой области.
Кстати, порядковый номер товара в таком артикуле можно пропустить. Вот как может выглядеть пример такой номенклатуры.
Артикулы SKU: пример для магазина спортивной одежды
Отдел | Код отдела | Товар | Код товара | Цвет | Код цвета | Поставщик | Код поставщика | SKU = Код отдела + Код товара + Код цвета + Код поставщика |
Мужской | M | Майка | 10 | Серый | GR | Nike | 345 | M10GR345 |
Женский | W | Майка | 10 | Черный | BK | Nike | 345 | W10BK345 |
Детский | C | Майка | 10 | Голубой | BL | Nike | 345 | C10BL345 |
Другие идентификаторы
На примерах мы изучили, как общие идентификаторы верхнего уровня — такие как категория и поставщик — сочетаются с кодами типов товаров для создания универсальных артикулов. Однако это лишь некоторые из множества идентификаторов, которые можно использовать. Вот еще несколько видов, которые будут полезны.
Идентификатор магазина или местоположения
Управляете сетью магазинов или продаете некоторые товары по разным каналам — через Интернет, ярмарки или рынки? Вы можете использовать идентификатор магазина для группировки товаров по торговым точкам. Это помогает отслеживать продажи по местоположению и упрощает контроль количества запасов в каждом магазине. Даже если вы еще не продаете в многоканальном режиме, «заложите» место для этого идентификатора в структуре своих артикулов. Чтобы не пришлось полностью переделывать нумерацию позже.
Идентификатор вариаций
Если вы продаете товары разных цветов или размеров, идентификатор вариаций может стать большим подспорьем как для ваших клиентов, так и для сотрудников торгового зала. Например, артикул цвета товара позволяет легко отслеживать, какая палитра наиболее популярна. А персонал может свободно ориентироваться в размерном ряде. Посмотрите, как легко добавить идентификатор вариаций к нашим примерам артикулов:
Идентификатор подкатегории
Для небольших розничных продавцов такой учет может быть немного сложным. Но если вы хотите отслеживать запасы и продажи на детальном уровне, то стоит добавить идентификатор подкатегории к своему артикулу. Например, если у вас есть категория «Конфеты», вы можете назначить числовой код для таких подкатегорий, как батончики, леденцы на палочке или шоколадные конфеты в коробках.
8 советов по созданию правильных артикулов
При создании системы артикулов для вашего бизнеса как узнать, все ли вы делаете корректно? Примите во внимание следующие советы.
1. Располагайте коды по важности
Взгляните на описание товара и определите ключевые атрибуты, которые выделяются больше всего. В зависимости от типов продуктов, которые вы продаете, можно включать название бренда, модель, цвет или информацию о гарантии. Поместите наиболее значимые или постоянные идентификаторы — например, название бренда или модель, в начало артикула. Назначьте переменные атрибуты продукта — например, размер и цвет, в конце. Первая часть определяет товар и категорию, а вторая сужает описание до размера и типа. Например, «Сладости, шоколад, маленькая плитка, без сахара».
2. Придерживайтесь основных правил
3. Не используйте артикулы производителей
Разработка системы собственных артикулов может вызвать сложности. И в какой-то момент вам может показаться, что проще всего использовать номер производителя или дополнить его парой букв. Лучше так не делать. Во-первых, потому, что товар, который вы продаете, будет легко найти у конкурентов. Во-вторых, у разных производителей — разные артикулы. И когда вы сводите их все в единую базу, то наверняка в ней запутаетесь. Поэтому лучше свести номенклатуру от нескольких поставщиков в единую базу.
4. Не делайте артикулы на основе других идентификаторов
Вы легко потеряетесь в многочисленных обозначениях. Например, если взять за основу код товара EAN или номер модели, то этот набор цифр вряд ли передаст важную информацию. К тому же, это создаст в базе данных одинаковые поля, что сделает невозможным дальнейший анализ.
5. Выбирайте важное
В артикуле должна присутствовать только та информация, которая нужна продавцу, чтобы не усложнять кодировку. Ведь главной задачей товарного кода считается идентификация товара, который необходимо быстро найти. Поэтому обозначение должно содержать только те данные, которые представляют интерес при проведении поиска. В качестве примера можно рассмотреть скоропортящиеся продукты. В их артикуле дату изготовления лучше не указывать, так как она обычно прописывается на упаковке. Таким образом, кодировка не загромождается лишней информацией. Избегайте длинных артикулов, выбирая 2-3 самых важных характеристики, которые вы хотите отразить в своей номенклатуре.
6. Учитывайте человеческий фактор
Следует подобрать цифры и буквы, которые будут понятны каждому клиенту и сотруднику магазина. Лучше работает шаблон артикула, который учитывает основные параметры продаваемого товара. Некоторые компании одновременно используют артикул и маркировку, тем самым усложняя себе работу. Это является главной ошибкой в системе учёта товара.
7. Включайте логику
При создании шаблонов необходимо придерживаться логики. Например, магазины, которые специализируются на продаже электроники, могут начинать условное обозначение с буквы Е — за основу принимается сокращение английского слова «Electronics». После этого символа можно добавлять другие, которые обозначают фирму-производителя.
8. Собирайте артикулы в единую базу
Для создания доверительных отношений с покупателями некоторые компании публикуют на своих сайтах в отдельном разделе список всех артикулов товаров. Это помогает быстро найти необходимую продукцию. Поэтому стоит изначально продумать единую упрощенную схему создания артикулов, которая будет понятна всем — от клиентов до сотрудников компании. Это исключит постоянную путаницу в бумагах и при поиске товара.
Во время составления единой базы артикулов необходимо учитывать и современные электронные технологии, которые постоянно меняются. Важно подобрать такой шаблон, который может легко дополняться информацией и при необходимости меняться на расширенную версию.
Как создать артикул для товара онлайн
Если вы не любите «ручную» работу, возможно, стоит воспользоваться специальными генераторами артикулов в формате SKU. Например, это могут быть популярные онлайн-сервисы — Free SKU Generator или Online SKU Generator от Zoho. Они абсолютно бесплатны, но экономят массу усилий. Вы сможете сразу же увидеть, как будет выглядеть код.
Ну, а если вам нужен только примерный формат артикулов в Excel, то их тоже достаточно много. Как пример, шаблон от Katana.
Если пользуетесь платформой электронной коммерции, то поищите генератор артикулов там. Так, пользователям BigCommerce доступен Auto-SKU Generator, а поклонникам WooCommerce для WordPress — множество различных плагинов подобного назначения.
Заключение
Главная задача артикула — сделать так, чтобы сотрудники и потенциальные заказчики разбирались в идентификации продуктов и могли без проблем найти необходимый товар, используя коды. Поиск вещи по артикулу значительно сокращает время на совершение покупки, оформление заказа и его отслеживание в дальнейшем.
Внедрение правильно созданной кодировки товаров позволит повысить качество обслуживания с акцентом на снижение временных затрат. Ведь артикул является важнейшей деталью во время каждой товарной операции: при оформлении заказа, во время возврата, обмена, перемещения со склада на полки магазина и при поиске в каталоге или торговой точке.
Если все сделано правильно, артикулы помогут вам улучшить выкладку, лучше обслуживать клиентов и увеличить продажи. По сути, наличие продуманной и хорошо обслуживаемой системы управления запасами может сделать ваш бизнес более эффективным и прибыльным.
Создание номенклатуры артикулов откроет дверь для множества возможностей. Это может показаться сложной задачей. Но ваш бизнес стоит потраченных усилий!
Нет. Лишняя информация в артикуле товара только усложнит задачу и добавит коду избыточное количество символов. Стоит определить наиболее важные навигационные параметры и добавить только их.