Артикулярный аппарат что это

Артикуляционный аппарат: строение, функции и дефекты

Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной системы, конечным итогом которой является приведение в готовность оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуляторной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успехи в освоении школьной программы и социальной адаптации.

Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласованная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.

Артикулярный аппарат что это. 730068ed67777bbe5f73791f4fef003d. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-730068ed67777bbe5f73791f4fef003d. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка 730068ed67777bbe5f73791f4fef003d.

Что такое артикуляционный аппарат

Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), которые участвуют в производстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз:

Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:

Артикулярный аппарат что это. 4d5c74e9b2b0d0661fb8cce6766fac47. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-4d5c74e9b2b0d0661fb8cce6766fac47. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка 4d5c74e9b2b0d0661fb8cce6766fac47.

К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки), глотка и гортань.

Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Артикулярный аппарат что это. 94ce1046fbaf178b21b9ad98a35bf227. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-94ce1046fbaf178b21b9ad98a35bf227. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка 94ce1046fbaf178b21b9ad98a35bf227.

Функции артикуляционного аппарата

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отдел. Функция центрального отдела – это регуляция процесса речи. Он включает в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, задачей которых является провождение импульса, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам (артикуляторным, голосовым и дыхательным).

Артикуляционный аппарат входит в периферический речевой аппарат, и его основная функция – это образование звуков (совместно с голосовым и дыхательным отделом).

Основные дефекты

Любые дефекты артикуляционного аппарата (врожденные или приобретенные) так или иначе негативно влияют на формирование и развитие речевой функции.

Артикулярный аппарат что это. 854c947f4824a64cebdca409a9e45546. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-854c947f4824a64cebdca409a9e45546. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка 854c947f4824a64cebdca409a9e45546.

К основным дефектам относятся:

Артикулярный аппарат что это. d587724711459c778585251e3949e0c5. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-d587724711459c778585251e3949e0c5. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка d587724711459c778585251e3949e0c5.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Существует большое количество упражнений, но мы укажем несколько из них. Их можно выполнять не только с логопедом, но и дома.

Упражнение «Дудочка»: Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой. Способствует укреплению мышц языка, а также учит ребенка вытягивать губы в трубочку.

Упражнение «Лошадка». Необходимо присосать язык к нёбу, после чего щелкнуть языком. Цокать нужно сильно и медленно, тянув при этом подъязычную связку.

Для детей раннего возраста подходят простые артикуляционные упражнения, вроде надувания щек, вытягивания языка, сдувания ваты и других легких предметов, движений языка, которые имитируют облизывание губ, и т.д.

Источник

Артикулярный аппарат что это

Артикуляционный аппарат — это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), участвующие в производстве звуков речи и голоса.

Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, порождающая человеческую речь, называется артикуляцией. Артикуляция (от лат. articulo — «расчленяю») — многоступенчатый акт, состоящий из трех последовательных фаз:

Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:

Анатомическое строение артикуляционного аппарата и его физиологическая сущность

Речевой аппарат представлен центральным и периферическим отделами. Функцией центрального аппарата является р егуляция процесса речи. Он включает в себя:

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и звукопроизводящего отделов. В образовании звуковой волны участвует ряд органов, которые в совокупности составляют периферию речевого аппарат человека. Этот аппарат представлен:

Артикуляционный аппарат входит в структуру периферического речевого аппарата, который совместно с дыхательным (воздухообразующим) и голосовым (придает индивидуальную окраску и силу голосу) отделом играет основную роль при звукообразовании.

Источник звукообразования

Источником звукообразования является надставная труба или резонатор, в котором образуются обертоны и резонаторные тоны, а также всевозможные шумы от трения воздушной струи о сближенные органы артикуляции или от взрыва сомкнутых.

Надставная труба берет начало полостью глотки (фаринкс), в которой находится надгортанный хрящ, и затем делится на две выходные полости: ротовую и носовую. Эти полости разделяются между собой небо, передняя часть которого твердая, а задняя — мягкая (небная занавеска, оканчивающаяся маленьким язычком).

Основное условие нормальной работы артикуляционного аппарата — естественность и подвижность. У лиц с нарушенной речевой функцией наблюдается недостаточная подвижность артикуляционного аппарата в результате мышечных зажимов или органических дефектов. Корректируются данные проблемы посредством артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Упражнения на развитие артикуляторных возможностей входят в комплекс мероприятий, которые помогают ребенку учиться говорить.

Особенности строения и функции артикуляционного аппарата у лиц с речевыми недостатками

В ходе диагностики строения и моторной функции артикуляционного аппарата у логопатов наблюдаются анатомические аномалии (укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т.д.) или функциональная невозможность выполнения отдельных артикуляционных укладов. Например, не могут поднять язык к небу при широко открытом рте, надуть щеки, пощелкать языком и другие упражнения). Даже, если удается выполнить некоторые движения, качества выполнения этих движений заметно страдает. Отмечается неполнота действий, снижение тонуса мышц, кратковременность удержания заданной позы. Это и ведет к искажению звуков, смешению их и ухудшению дикции.

Источник

Артикуляционный аппарат

Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Часть нарушений артикуляционного аппарата является нарушением прикуса. Нормальным считается прикус ортогнатический.

Артикулярный аппарат что это. 280px Profilarticul. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-280px Profilarticul. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка 280px Profilarticul.

Артикулярный аппарат что это. magnify clip. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-magnify clip. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка magnify clip.

Содержание

Подробнее

Ортогнатия (др.-греч. ορθο- + γγαθος «верхняя челюсть») — прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы прикрывают одноимённые нижние (вариант нормального прикуса).

Носоглотка — верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскотью, в которой лежит твердое небо. Носовой ход — часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами.

Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) — четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса.

Нарушения (дефекты) артикуляционного аппарата

Любые нарушения в строении А. А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобретенные дефекты А. А., как правило, не приводят к тяжелой речевой патологии, но могут существенно влиять на качество и отдельные характеристики устной речи.

Варианты нарушений артикуляционного аппарата

Расщелина верхней челюсти (gnathoschisis) — аномалия развития: расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти вследствие несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и голоса (ринофонии).

Расщелина губы — (labium fissum; cheiloschisis; син.: заячья губа, незаращение губы, хейлосхизис) — аномалия развития: наличие щели верхней губы, идущей от её красной каймы к носу. При изолированном дефекте может быть нарушение или затруднения в артикуляции губно-зубных звуков.

Прогения (pro- + γενους «нижняя челюсть») — дефект прикуса, при котором нижняя челюсть выступает вперед (по сравнению с верхней) вследствие её чрезмерного развития.

Прогнатия (pro- + γγαθος «верхняя челюсть») — нарушение прикуса, при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного развития верхней челюсти или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти. Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Источник

Артикуляционная гимнастика для детей

Что такое артикуляционная гимнастика

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

Артикулярный аппарат что это. 1e957d5c5a521fa58fc94f906b4f0343. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-1e957d5c5a521fa58fc94f906b4f0343. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка 1e957d5c5a521fa58fc94f906b4f0343.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

Артикулярный аппарат что это. aefac39235fc95047f2b0f10138d5614. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-aefac39235fc95047f2b0f10138d5614. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка aefac39235fc95047f2b0f10138d5614.

Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

Артикулярный аппарат что это. e851de2ca76a92a90415534b9f52cf85. Артикулярный аппарат что это фото. Артикулярный аппарат что это-e851de2ca76a92a90415534b9f52cf85. картинка Артикулярный аппарат что это. картинка e851de2ca76a92a90415534b9f52cf85.

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

Источник

Артикулярный аппарат что это

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата

1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Рис. 2. Профиль органов артикуляции

1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.

Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *