Артикуляция что это такое
артикуляция
Полезное
Смотреть что такое «артикуляция» в других словарях:
АРТИКУЛЯЦИЯ — (анат.) соединение членов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АРТИКУЛЯЦИЯ (лат., от articulus членик). 1) сочление костей, сустав. 2) в фонетике: образование звуков языка и произношение их посредством… … Словарь иностранных слов русского языка
Артикуляция — Артикуляция: В лингвистике: Артикуляция (фонетика) (или Способ образования согласных) Место образования согласных В музыке: Артикуляция (музыка) Артикуляция в музыке Прочее: Артикуляционная база Артикуляционные жесты Артикуляционный аппарат … Википедия
артикуляция — выговор, произношение Словарь русских синонимов. артикуляция см. произношение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
АРТИКУЛЯЦИЯ — (в технике связи) мера качества систем связи, предназначенных для передачи речевой информации; определяется отношением правильно принятых элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз) ко всем переданным и выражается в %. Напр., в системах… … Большой Энциклопедический словарь
АРТИКУЛЯЦИЯ — в музыке способ исполнения последовательности звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции легато, стаккато, портаменто, глиссандо. Технически связана с приемами движения руки (ее частей) при ведении смычка, ударе по клавише, а… … Большой Энциклопедический словарь
АРТИКУЛЯЦИЯ — (от лат. articulo расчленяю) работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения … Большой Энциклопедический словарь
Артикуляция — координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или… … Психологический словарь
АРТИКУЛЯЦИЯ — АРТИКУЛЯЦИЯ, артикуляции, жен. (лат. articulatio) (линг.). Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АРТИКУЛЯЦИЯ — АРТИКУЛЯЦИЯ, и, жен. В языкознании: работа органов речи при произнесении звука. | прил. артикуляционный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АРТИКУЛЯЦИЯ — метод измерения качества (внятности) телефонной передачи. Уменьшение внятности и искажение телефонной передачи вызываются неравномерным затуханием в линии и аппаратах звуков различного тона. Для определения величины искажений пользуются методом А … Технический железнодорожный словарь
Значение слова «артикуляция»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Артикуляция (строительная акустика)
АРТИКУЛЯ’ЦИЯ, и, ж. [латин. articulatio] (лингв.). Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
артикуля́ция
1. совокупность движений и положений отдельных органов речи (губ, языка и т. п.) при образовании произносимых звуков речи
2. степень чёткости произношения
3. муз. способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или голосом
4. степень разборчивости речи по радио, телефону и т. п. как мера качества системы связи
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: паровозик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «артикуляция»
Синонимы к слову «артикуляция»
Предложения со словом «артикуляция»
Сочетаемость слова «артикуляция»
Какой бывает «артикуляция»
Понятия со словом «артикуляция»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «артикуляция»
В роли заменителя выступают более простые по артикуляции звуки.
Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое небо.
Они позволят не только развить голос, дыхание, выработать у малыша чёткую артикуляцию, правильное звукопроизношение, но и расширят представления ребёнка об окружающем мире, разовьют его воображение и мышление.
Артикуляция что это такое
Определение понятий «артикуляция» и «окклюзия» вызывает большие разногласия среди стоматологов-ортопедов. Одни определяют окклюзию как смыкание, а артикуляцию — как сочленение и считают эти два понятия идентичными. Другие определяют артикуляцию как взаимоотношение зубных рядов во время движения нижней челюсти, а окклюзию — как соотношение зубных рядов во время ее покоя. Таким образом, эти авторы считают окклюзию статическим моментом и противопоставляют его артикуляции как динамическому.
Нужно, однако, признать, что оба эти мнения неверны. Правильное определение артикуляции и окклюзии дает А. Я. Катц. Он включает в понятие артикуляции всевозможные положения и перемещения нижней челюсти в отношении верхней, осуществляемые посредством жевательной мускулатуры. Окклюзию он рассматривает как частный случай артикуляции, означающий то положение нижней челюсти, при котором меньшая или большая часть артикулирующих зубов находится в контакте. Такого же мнения придерживается и А. К. Недергин.
Б. Н. Бынин определяет артикуляцию как соотношение зубных рядов при любых движениях нижней челюсти, а окклюзию — как соотношение зубных рядов при жевательных движениях. Мы также находим, что артикуляция — общее понятие, окклюзия же — один из элементов артикуляции, и определяем артикуляцию как совокупность всех динамических и статических моментов, возникающих при различных положениях нижней челюсти, а окклюзию — как один из моментов артикуляции, но не статических, а динамических. Следовательно, артикуляция и окклюзия не являются ни идентичными, ни противоположными понятиями.
Артикуляция относится к окклюзии, как целое к части (артикуляция — целое, а окклюзия — часть целого).
Чтобы понять, почему мы относим окклюзию к динамическим, а не статическим моментам, необходимо указать на следующее: двигательный аппарат состоит из двух частей — активной и пассивной. Активной является мускулатура, пассивной — костный скелет.
Так как всякое изменение положения нижней челюсти в отношении верхней, в том числе и смыкание, происходит в результате работы мускулатуры, то мы должны толковать все моменты артикуляции, учитывая состояние, в котором находится мускулатура, а не костная ткань. При окклюзии жевательная мускулатура находится в рабочем состоянии, так как для смыкания зубных рядов необходимо сокращение мускулатуры, и, следовательно, окклюзия —динамический момент. Есть только один момент в положении нижней челюсти, который может быть назван статическим — это так называемое состояние относительного покоя.
Различают три вида окклюзии: переднюю, боковую и центральную. Передней окклюзией называется смыкание зубных рядов при выдвинутой вперед нижней челюсти, боковой окклюзией — смыкание зубных рядов при перемещении нижней челюсти в сторону. Что касается центральной окклюзии, то ее различные авторы определяют по-разному. Одни характеризуют ее с точки зрения положения суставной головки в суставной ямке и называют центральной окклюзией такое смыкание зубных рядов, при котором суставная головка находится в суставной ямке и прилегает к задней поверхности суставного бугорка у его основания.
Другие исходят из состояния жевательной мускулатуры и называют центральной окклюзией такое смыкание зубных рядов, при котором наблюдается наибольшее сокращение собственно жевательных мышц и передних пучков височных мышц. Так, Д. А. Энтин находит, что привычное сжатие челюстей (центральная окклюзия) сопровождается одновременным и равномерным сокращением жевательных и височных мышц на обеих сторонах. Третьи определяют центральную окклюзию, исходя из характера взаимоотношений зубных рядов во время их смыкания.
По их мнению, центральная окклюзия характеризуется множественным контактом зубных рядов (Б. Н. Бынин).
Существует, наконец, еще определение центральной окклюзии как начального и конечного момента артикуляции (М. Мюллер). Это определение станет понятным, если вспомнить, что Гизи в акте жевания различает четыре фазы: первая фаза исходит из центральной окклюзии, а четвертая заканчивается переходом нижних зубных рядов в исходное положение, т. е. в центральную окклюзию.
Однако указанные признаки не могут быть использованы в клинике протезирования для определения центральной окклюзии, так как требуют сложных методов исследования. Например, для определения положения суставной головки в суставной ямке необходима рентгенография, для определения множественного смыкания нужно изготовить гипсовые модели зубных рядов и т. д. Наиболее доступным и практически ценным способом определения центральной окклюзии при наличии большого количества пар антагонирующих зубов является пользование признаками, видимыми простым глазом (Н. И. Агапов, А. Я. Катц, Б. Н. Бынин, А. К. Недергин и др.).
Урок 3. Дикция и артикуляция
В этом уроке подробно остановимся на теме дикции и артикуляции. Ранее мы эту тему затронули в контексте влияния на основные характеристики и свойства голоса и выяснили, что хорошая дикция и адекватная артикуляция способствуют улучшению практически всех характеристик голоса – тембра, подвижности, полетности и т.д.
На этот раз мы поговорим о хорошей дикции как самодостаточной ценности. Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению.Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского.
Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Содержание:
Наши задачи ясны, а цели понятны, поэтому приступим!
Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи
Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков. Артикуляция – это совокупность работы органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.
Дикция – четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.
Вот наши органы артикуляции в общем виде:
А вот подробная схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:
Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной. Четкое произношение позволяет актеру донести свой месседж до зрителя. Однако это касается не только общения актера со зрителями.
Любая коммуникация – лектора с аудиторией, начальника с подчиненными, родителей с детьми, просто собеседников – предполагает донесение каких-либо мыслей и идей до собеседника или аудитории. Поэтому мысли должны быть оформлены понятно и столь же четко и понятно озвучены.
Красивое четкое звучание – это не просто дар природы, который дается либо не дается человеку. Дикция имеет свои компоненты, с которыми можно работать, как со всеми сразу, так и по отдельности с каждым.
Компоненты дикции:
Хорошая дикция – это не просто залог правильного понимания нашей речи окружающими, но и показатель внешней культуры речи. В контексте нашего курса это один из важных аспектов, над которым стоит поработать, чтобы добиться красивого звучания.
Станиславский посвятил развитию дикции и речи несколько разделов своей книги «Работа актера над собой» [К. Станиславский, 2017]. Мы укажем на самое главное из этой работы, что может позаимствовать из актерской практики любой человек, чтобы научиться правильно артикулировать и развить красивую отчетливую речь. Начнем с дыхания.
Упражнения на дыхание:
Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение.
Артикуляционная разминка:
Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.
Упражнения для дикции:
Если вы не вполне представляете себе правильную артикуляцию на каких-либо буквах либо имеете дефекты речи, изучите «Положение речевого аппарата при произнесении звуков», и контролируйте положение артикуляционных органов в соответствии с описанием [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020].
И, наконец, скороговорки. Они нужны и актеру, и любому человеку, решившему добиться красивого звучания речи. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.
Простые скороговорки:
Тренировка скороговорок на иностранных языках особенно полезна, если вам приходится общаться или делать доклады на соответствующем языке. А также в случаях, когда вы взялись за изучение какого-либо иностранного языка.
Когда у вас начнут получаться простые скороговорки в быстром темпе без запинок, можно перейти к более сложным вариантам на тренировку отдельных букв и буквосочетаний. Например, таких, которые вам даются сложнее всего. Наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р».
Скороговорки на шипящие:
Последняя скороговорка повышенной сложности позволяет также поставить звук «к». Если он у вас получается не очень внятным, откроем секрет: попробуйте говорить «к», зафиксировав на лице улыбку. Или представив, что вы сейчас будете говорить на английском, а сами начинайте говорить на русском. Так вы легче преодолеете букву «к» везде, где она вам встречается. А с помощью скороговорки про кукушку научитесь произносить сочетания букв, требующих разной артикуляции.
Скороговорки на свистящие:
И, наконец, скороговорки для улучшения звука «р». Это наиболее сложный для корректировки произношения звук. Поэтому если с ним возникают проблемы, начните со скороговорок попроще.
Скороговорка на «р»:
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
А теперь вариант для тех, кто хочет совместить тренировку звука «р» и звука «к». Не забывайте улыбаться перед словом, где содержится буква «к»:
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
Отработав хотя бы эти скороговорки в медленном темпе, затем в среднем, и потом в быстром, вы заметно приблизитесь к тому чтобы научиться говорить быстро без потери внятности и четкости речи. Дикция и темп речи – вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. У неподготовленного оратора при ускорении темпа речи неизменно падает отчетливость произношения отдельных звуков и, как следствие, четкость речи в целом.
Так что если вас интересует, как говорить четче и быстрее, нужно тренироваться от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Тот прием, который мы советуем при работе над скороговорками, точно так же можно использовать при подготовке доклада, презентации, выступления на песенном конкурсе и любого другого публичного выступления.
Как совместить в выступлении темп и отчетливость речи:
1 | Прочитайте текст в медленном темпе вслух – так вы поймете, как участки текста даются тяжелее всего. Можно попробовать подобрать синонимы или, если категорически нельзя менять текст, поработать отдельно над труднопроизносимыми сочетаниями. Не забывайте делать вдох в нижнюю часть легких и удерживать бока раздутыми на протяжении чтения всего предложения. Не выдыхайте весь воздух в начале фразы. |
2 | Сделайте разметку текста – где будут логические паузы и логические ударения, где вы будете добирать воздух, какой участок текста стоит прочитать более выразительно, чтобы акцентировать на нем внимание. |
3 | Начитайте текст ритмично, хлопая в такт своей речи – так вам будет легче поймать оптимальный ритм доклада, удобный для вас и слушателей. |
4 | Включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, но уже без подсказки ритма в виде хлопков. |
5 | Прослушайте запись, отметьте для себя наиболее удачные и неудачные отрезки начитки. Подумайте, почему какие-то фразы прозвучали удачно – возможно, вам стоит в этом темпе и ритме читать и все остальное. Послушайте еще раз, как отрезки текста прозвучали невнятно – возможно, вам стоит заменить неудобные слова синонимами. |
6 | Если наблюдается какая-то закономерность (допустим, невнятно звучат все слова, начинающиеся с буквы «и», «т», «к», любой другой), найдите в статье «Положение речевого аппарата при произнесении звуков» нужные вам звуки и потренируйте слова с этими звуками отдельно, контролируя положение артикуляционного аппарата [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020]. |
7 | Возьмите в зубы карандаш, включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее. |
8 | Отложите карандаш и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее. |
9 | Сравните все аудиозаписи и убедитесь, что третий вариант текста, начитанный после разбора ошибок и тренировки с карандашом в зубах, звучит более внятно, чем первый. |
10 | Решите для себя, устраивает ли вас полученный вариант, или стоит поработать над текстом еще. |
Если предусмотрен жесткий тайминг для доклада (допустим, не более 5 минут) обязательно проверьте, вписались ли вы в отведенное время в том темпе, в котором вы читали заготовку доклада. Если нет, либо сокращайте доклад, либо далее тренируйте темп речи. Естественно, без потери четкости произношения и качества звучания.
Такая подготовка важна не только для традиционных форматов выступлений (доклад, лекция, презентация), но и для ставших модными стримов, онлайн-трансляций на YouTube, в Instagram и других сервисах.
Во-первых, тут нужно вписаться в какие-то приемлемые хронологические рамки эфира, т.к. зрители не могут удерживать нужную концентрацию внимания по 2-3 часа. Во-вторых, в прямом эфире постоянно приходится реагировать на разные неожиданности (сбой трансляции, пропадание звука), поэтому основным материалом нужно владеть не просто хорошо, а очень хорошо.
Разумеется, только работы над голосом для качественного эфира мало. Нужна предварительная подготовка по сбору и систематизации информации, нужно подать материал так, чтобы он был интересен и полезен зрителям. Однако без работы над голосом все эти усилия могут пойти насмарку и не дать желаемого результата.
И вот тут мы подходим к еще одному важному вопросу: что делать, если есть дефект дикции? Отказаться от любых видов деятельности, требующих публичных выступлений, или попытаться как-то исправить ситуацию? Если дефекты не слишком серьезные, можно попытаться их исправить. Как? Сейчас разберемся.
Исправление наиболее распространенных дефектов дикции
Причины проблем с произношением каких-либо звуков бывают разными. Это могут быть психологические проблемы вроде неуверенности в себе или дефекты строения речевого аппарата, например, укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка. Отрицательно влиять на речь могут различные заболевания, о чем мы более подробно поговорим в специальном уроке, посвященном проблемам с голосом и речью.
Однако существуют способы устранения или, как минимум, снижения актуальности этих проблем. После того как удается устранить физический источник проблемы (например, удлинить уздечку под языком), нужно поработать с логопедом и/или самостоятельно над постановкой звуков, которые вызывают затруднения.
Как мы уже обсудили ранее, наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р». Есть нюанс: недостатки шипящих звуков «ж-ш» легче устранить в том случае, если остальные буквы получаются нормально.
Как поставить звуки «ж-ш»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ж»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ш»:
Как поставить звуки «с-з»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «с»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «з»:
Как поставить звук «р»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «р»:
Логопеды считают звук «р» наиболее трудным для постановки. Особенно, если человек уже привык произносить его как бы горлом. Однако некоторых улучшений всегда добиться можно. Более подробно о постановке звуков расскажут логопеды Юлия Орлова и Ольга Сахаровская:
Звук «ш»:
Звук «с-з»:
Звук «р» (для просмотра перейдите на YouTube):
Тем, кто хочет выйти на более высокий уровень развития дикции и речи, можно посоветовать книгу «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016].
Также много полезной информации содержится в учебном пособии «Анатомия, физиология и патология органа речи» [Е. Боярчук, И. Иванюра, В. Самчук, Н. Скрыпник, 2007].
И, наконец, тем, кто решил глубоко вникнуть в проблему, можно посоветовать изучить «Логопедический атлас» (периферический речевой аппарат) [А. Ахметзянова, Т. Корнийченко, Л. Суздальцева, 2016].
Если вы давно перешагнули порог совершеннолетия, полного избавления от дефектов дикции вам добиться вряд ли удастся. Но если освоить все вышеприведенные упражнения, ваша дикция в любом случае станет лучше, чем была до этого.
К слову, это очень полезно для профилактики расстройств голосового аппарата, т.к. при дефектах дикции голос напрягается намного больше, чем если таковых нет. Если дефекты станут не так сильно выражены, как раньше, то и голос перестанет напрягаться.
А еще для профилактики расстройств голоса и дикции очень важно наладить правильный режим сна. Следует обязательно спать 8 часов в сутки и даже больше, если это необходимо для полноценного отдыха именно вашего организма. Сонному невыспавшемуся человеку намного тяжелее контролировать дикцию и артикуляцию, нежели тому, кто бодр, энергичен и настроен делиться энергией с аудиторией.
С другой стороны, следует просчитать время сна таким образом, чтобы проснуться не позднее, чем за 3 часа до выступления. Мы все замечали, что сразу после пробуждения наш голос менее бодр и подвижен, чем спустя час-полтора после сна. Это наблюдается в любом случае, даже если вы сладко спали 9-10 часов и отлично выспались.
Голосу нужно дополнительное время, чтобы проснуться полностью. Чем толще и длиннее голосовые связки, чем ниже голос, тем больше этот отрезок времени. Если тонкие высокие голоса могут звенеть уже спустя полтора-два после подъема, то низким голосам требуется на раскачку хотя бы 3 часа. Поэтому проснуться лучше заранее, даже если вы живете рядом с работой или мероприятие, где вы должны выступить с докладом, проходит в конференц-зале той же гостиницы, в которой вы остановились.
Подведем итоги. В ходе сегодняшнего урока мы разобрали основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучили и попробовали на практике рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. А также познакомились с методиками исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Насколько хорошо вы усвоили материал, можно проверить, ответив на короткие вопросы теста. Проверьте свои знания, а мы ждем вас на следующем уроке!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.