артист бабятинский биография личная жизнь
Валерий Бабятинский
Валерий Константинович Бабятинский. Родился 15 июля 1942 года в Камышине Сталинградской области (ныне Волгоградская обл.). Советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1974). Народный артист РСФСР (1991).
Валерий Бабятинский родился 15 июля 1942 года в городе Камышин Сталинградской области.
Его детство прошло в городе Дубоссары Молдавской ССР, где он с золотой медалью окончил среднюю школу.
В 1963 году окончил театральное училище имени Бориса Щукина, курс Л. М. Шихматова и В. К. Львовой.
Еще будучи студентом третьего курса начал играть на сцене Малого театра, первой заметной ролью стала роль Чацкого в спектакле «Горе от ума» по пьесе А.С. Грибоедова.
Работы Валерия Бабятинского в Малом театре:
С 1961 года снимался в кино, дебютировав в картине М. Ромма «Девять дней одного года».
О картине «Двое в степи» писатель Виктор Некрасов говорил: «комок в горле стоит с первого кадра».
Валерий Бабятинский в фильме «Двое в степи»
Валерий Бабятинский в фильме «Выстрел»
Валерий Бабятинский в фильме «Портрет Дориана Грея»
Среди других фильмов с участием Бабятинского стоит отметить «Месяц май», «Путь к причалу», «Красная площадь», «Семнадцатый трансатлантический», «Гонки без финиша», «Поэма о крыльях», «Анна Павлова», «Берега в тумане», «На исходе ночи», «Бесконечность».
Валерий Бабятинский в фильме «Месяц май»
В 2000-е сыграл несколько ролей в телесериалах, в частности, «УГРО. Простые парни-1» (Аркадий Зиновьевич Пименов), «Туман рассеивается» (директор ЦРУ Келли), «Инспектор Купер» (антиквар Семён Андреевич).
Валерий Бабятинский в сериале «Инспектор Купер»
Активно занимается общественной деятельностью. Председатель военно-шефской комиссии Малого театра, член Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Награжден Орденом Почёта (1999), Орденом Дружбы (2013), Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006), Памятной медалью Министерства культуры РФ «150-летие А. П. Чехова» (2011).
Валерий Бабятинский в спектакле «Мольер»
Личная жизнь Валерия Бабятинского:
Подробности своей частной жизни держит в секрете.
Фильмография Валерия Бабятинского:
Бабятинский Валерий Константинович
Валерий Бабятинский родился 15 июля 1942 года в городе Камышин Волгоградской области. Детство провел в Молдавии, в городе Дубоссары. Там же окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1963 году завершил обучение в театральном училище имени Бориса Щукина, на курсе Шихматова и Львовой. Будучи студентом третьего курса начал играть на сцене Малого театра.
Первой заметной ролью стала роль Чацкого в спектакле «Горе от ума» по пьесе Грибоедова. Воспитанный в вахтанговских традициях, молодой артист тем не менее удачно вписался в труппу Малого театра, с первых же сезонов зарекомендовав себя бесспорно яркой и самобытной творческой индивидуальностью.
С 1962 года Валерий Бабятинский активно работает в кино и на телевидении. Он снимался в таких картинах, как «Двое в степи», «Красная площадь», «Семнадцатый трансатлантический», «Поэма о крыльях», «Выстрел», «Ну, публика», «Осень в Болдине». Особую популярность принесла Бабятинскому блистательно исполненная главная роль в телевизионном фильме «Портрет Дориана Грея».
Творчество Валерия Бабятинского
Роли в театре
Фильмография
Признание и награды Валерия Бабятинского
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006);
Народный артист РСФСР (1991);
Заслуженный артист РСФСР (1974);
Памятная медаль Министерства культуры РФ «150-летие А. П. Чехова» (2011).
Народный артист Бабятинский: «Я спасал Иру Печерникову от пьянства!»
Его герои запомнились не только на сцене, но и на экране. Широкая публика полюбила Бабятинского, например, по главной роли в фильме-спектакле «Портрет Дориана Грея», или по образу лейтенанта Огаркова из картины «Двое в степи», или, наконец, по экранизации пушкинского «Выстрела», где Валерий Константинович изобразил прапорщика.
Я тогда был влюблен в девочку по имени Оля, ее образ несу через всю жизнь. Так вот у нее и еще одного мальчика был велосипед, а я страдал, что у меня не было.
В послевоенное время мы жили скромно, даже несмотря на то, что мой папа Константин Петрович Бабятинский был военным высокого чина. Однажды он все же смог подарить маме одну из первых моделей стиральных машин, и все соседи сбежались посмотреть на это чудо техники.
И вот наступил конец мая. Я принес домой дневник с пятерками и вскоре получил долгожданный велосипед. А через какое-то время заметил, что нашей «стиралки» нет. Спросил родителей, где она, а те лишь промолчали. Я быстро понял, что им пришлось ее продать, чтобы выполнить обещание и купить мне двухколесного коня. Я это запомнил на всю жизнь: вот что значит держать слово. Думаю, отчасти это и мой характер сформировало.
Полыхающая река
— Моя мама, Клавдия Прокофьевна, единственная из многодетной семьи выбилась в люди. Встретились они с папой в Харькове. Там мама и вышла замуж за молодого лейтенанта-танкиста. А когда началась Великая Отечественная, пошла вслед за ним на фронт санитаркой.
Очередной выпуск молодых командиров танкового училища и всех преподавателей срочно передислоцировали, старшим по команде был мой отец. Поскольку нас с мамой из роддома еще не выписали, отец вместе с ординарцем решил нас похитить, понимая, что в противном случае больше никогда не увидит ни жену, ни сына.
Впоследствии нас эвакуировали в Татарстан, названия места я не помню. Там пришлось пережить и болезнь мамы, и полуголодное существование. А после войны нашу семью отправили по месту службы отца в Молдавию: в Бендеры, затем в Тирасполь, где в 1949 году я пошел в первый класс. Затем Криуляны, Кишинев и, наконец, Дубоссары, где окончил школу и сразу уехал в Москву поступать в театральное. Причем по блату.
Валерий Константинович с супругой Еленой. Изображение: Facebook.com
«Хоть ведро пейте»
— Дело в том, что директор русского театра в Кишиневе был папиным сослуживцем. И отец его попросил, чтобы на меня посмотрел приехавший в Молдавию Борис Захава, ректор Щукинского училища. Когда мы пришли на импровизированное прослушивание, они обедали. Но Борис Евгеньевич отвлекся от еды и стал давать мне разные задания. Велел: «Радостно скажи, что тебя приняли в училище! Потом, грустно, что ты провалился». Все этюды я сделал, почитал стихи. Он написал записку и сказал, чтобы определенного числа меня пропустили на первый тур.
Но московские педагоги меня сразу завернули. Мол, еще слишком юн, и посоветовали прийти позже. Когда мы грустные спускались с мамой по лестнице, навстречу шел Борис Захава. Сказали ему, что провалились. Он не поверил: «Как такое может быть?» И тут же пришел на помощь. Меня взяли на следующие туры, которые я уже прошел легко. Школу-то окончил с золотой медалью.
А на третьем курсе меня пригласили на роль Чацкого в Малый театр, и с тех пор я служу в этой замечательной труппе. У меня сложилась неплохая карьера. Значит, не совсем бездарен.
Малый театр всегда называли кладбищем талантов: очень одаренные люди здесь ничего не достигли. Мне повезло, я не остался в последних рядах. И другим помогал не сгинуть. Вот взять, к примеру, Ирину Печерникову. Она непростой человек, я бы даже сказал, сложный. Когда пришла в Малый театр, мы играли в спектакле «Красавец мужчина». На один из показов Ира явилась, как бы это выразиться, не в форме. Коллеги зашептались, что она выпивает. У меня в этом плане жесткий характер. Я ей сразу сказал: «У меня сейчас в жизни театр на первом месте». (Я тогда развелся с первой женой, семьи не было.) И добавил: «Ира, хочу вас предупредить, если это еще раз произойдет, я уйду со сцены во время спектакля, и меня никто не остановит».
К ее чести, больше ничего похожего в те дни, когда мы с ней играли спектакль, она себе не позволяла. Потом взял ее на гастроли в Чехословакию. Я был руководителем группы и предупредил: «Вас не пропускало партийное бюро. Но я взял вас под свою ответственность. У меня просьба: ни-ни. Если это случится, я остановлю поездку, мы вылетим в Москву и дальше будем разбираться в Министерстве культуры». И она, молодец, провела поездку безупречно.
Но случай с Печерниковой не единственный. В Малом театре работал народный артист, не хочу называть его фамилию, которого перевели в костюмеры. А все из-за того, что стоило ему немного выпить, и на сцене он языком еле ворочал. Я тогда еще молодым был, собрал коллектив и перед всеми сказал ему: «Мне важно, чтобы не зритель, а я, ваш партнер, не заметил, что вы выпили, а так хоть ведро пейте».
Раковая опухоль культуры
Тамара с букетом пришла и после показа осталась на застолье. Там находился и начальник наградного отдела президента. Он-то и принес документ о присвоении Гвердцители звания народной артистки России. Я ей сказал: «В Грузии ведь не принято, чтобы женщина мужчине цветы дарила. Я настолько смущен от вашего букета, что решил вам ответить». Протягиваю завернутую в бумагу рамку c указом президента. Видели бы вы ее глаза в этот момент. Она сразу маме своей позвонила.
Собирался и Аллу Пугачеву пригласить на свой юбилей. Звонил ей, она мне морочила голову, а потом сказала, что не может прийти. Остался неприятный осадок. Но у меня к ней не только человеческий, но и творческий счет имеется. Зря она раньше кичилась своим богатством. Духовность, нравственность в советской культуре были не пустым словом. А у Аллы Борисовны во главе угла стояли ужимки, гримасы… Она очень одаренный человек, но несла в массы вульгарность. Некрасиво поступила не только со мной, но и с Эдитой Пьехой.
Вячеслав Зайцев после развода жил в квартире Бабятинского
Тайный аборт
Мы в метро познакомились, когда мне уже под 40 было. После первого развода с Еленой, дочерью русского генерала и художницы-грузинки, меня часто сватали к разным женщинам. Но ни одна из них не понравилась настолько, чтобы снова жениться. Может, сказывался груз неудачного брака. Когда я в первый раз собрался в загс, мне 28 было, а избраннице меньше 18. Я поначалу и не знал об этом, она старше выглядела. А когда пришли заявление подавать, нас осекли: «Ждите еще три месяца». В общем, когда спустя этот срок нас расписали, я был вполне состоявшимся молодым человеком, а Лена еще ребенком.
Я ей оставил свой телефон, но постеснялся попросить ее номер. Спустя время раздался звонок. У меня тогда дома лежал определитель номера, только не подключенный к аппарату. Я попросил перезвонить через несколько минут, срочно определитель поставил, и номер Оли оказался у меня в кармане.
Мы стали встречаться, и уже около 40 лет вместе. У нас очень красивые дети. Я максимум сделал, чтобы они не пошли по моим стопам. Ведь для артиста страшно, когда нет ролей. К тому же я мог не обращать внимания на зависть, злобу. А смогли бы они?
Дочка Анастасия Академию управления окончила. Ей 34 года, замужем, внучку Варвару недавно мне родила. А сын Константин юрист, ему 28 лет. Тоже семья имеется и дочка Ярославна, ей два годика. Дедом Валерой называет.
Народный артист обозвал Аллу Пугачеву «раковой опухолью»
Валерий Бабятинский давно держит обиду на Аллу Пугачеву, обвиняя ее в меркантильности и заносчивости. По словам артиста, он приглашал примадонну на свой юбилей, но звезда долго не могла дать ему хоть какой-то ответ, а позже и вовсе отказалась.
Валерий Бабятинский запомнился зрителям, как исполнитель ярких драматических ролей. Дориан Грей в одноименном телевизионном спектакле, прапорщик в «Выстреле», моряк в «Пути к причалу» — его фильмография буквально пестрит ярким амплуа.
За годы творческой деятельности народный артист успел сдружиться со многими коллегами по цеху. Некоторых из них он приглашал и на юбилей, который состоялся 15 июля прошлого года. Гостьей торжества должна была стать и Алла Пугачева, но артистка до последнего не могла однозначно ответить на его приглашение.
«Я звонил ей, она мне морочила голову, а потом сказала, что не может прийти. Остался неприятный осадок. Но у меня к ней не только человеческий, но и творческий счет имеется. Зря она раньше кичилась своим богатством. Духовность, нравственность в советской культуре были не пустым словом. А у Аллы Борисовны во главе угла стояли ужимки, гримасы. Она очень одаренный человек, но несла в массы вульгарность», — рассказал Бабятинский.
По словам артиста, он давно находится с Пугачевой в напряженных отношениях. Валерий Константинович не отрицает таланты примадонны, но все-таки считает, что даже уникальный музыкальный дар не может быть оправданием для грубости.
Актер вспомнил о том, как некрасиво, по его мнению, обошлась Алла Борисовна с Эдитой Пьехой. В этом поступке он разглядел истинное отношение звезды к окружающим.
«Однажды Эдита хотела прийти на концерт к Пугачевой, а та отказала ей в приглашении. Но Пьеха купила билет, взяла букет цветов и с ним вышла на сцену. На это Пугачева сказала: «Спасибо, вечная вы наша!» Ну что это такое? Эдита, конечно, промолчала и вежливо ушла. В общем, считаю, что Пугачева — раковая опухоль и метастазы нашей культуры», — заявил артист.
Разумеется, резкие высказывания Бабятинского возмутили многих поклонников Аллы Борисовны. Фанаты уверены, что примадонна давно доказала свою гениальность и по достоинству занимает место на музыкальном Олимпе. К тому же, по мнению почитателей творчества, Пугачева не обязана посещать юбилеи всех коллег и знакомых.
Сама Алла Борисовна пока никак не отреагировала на очередную критику в свой адрес. В недавнем интервью Олегу Меньшикову звезда признавалась, что давно не обращает внимания на негативные комментарии. «Наша работа сопряжена с тем, что тебя все время обсуждают. Я к этому давно привыкла. Мне мне пишут, что я старая бабка. Но разве я это отрицала? Я к себе отношусь справедливо и знаю обо всех своих недостатках. Так что вся эта критика меня не трогает», — подчеркнула Пугачева.
Бабятинский Валерий Константинович
Валерий Константинович Бабятинский, народный артист России, родился 15 июля 1942 года. Окончил ВТУ им. Б.В.Щукина (мастерская Л.М.Шихматова и В.К.Львовой). С 1963 года – в Малом театре.
На старейшей драматической сцене Бабятинский дебютировал третьекурсником, сыграв Чацкого в знаковой для Малого пьесе «Горе от ума».
С этой ролью перекликается другая ранняя работа ариста – Платон Зыбкин («Правда – хорошо, а счастье лучше»), задуманный А.Н.Островским как пародия на грибоедовского героя. В своей трактовке Валерий Бабятинский снижает обличительный пафос, словно бы отстраняясь от персонажа, подавая его с юмором и изрядной долей самоиронии.
Участие в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше» стало для молодого артиста первым опытом сотрудничества с великим актёром и режиссёром Малого театра Борисом Андреевичем Бабочкиным. В дальнейшем одни из лучших своих ролей Бабятинский сыграет именно в его постановках – Виктор Нестрашный («Достигаев и другие» М.Горького), Глинкин («Фальшивая монета» М.Горького), Борис («Гроза» А.Н.Островского).
Помимо вышеназванного Бабочкина, Валерию Бабятинскому довелось работать с такими выдающимися режиссёрами как Анатолий Эфрос, Игорь Ильинский, Леонид Варпаховский, Борис Морозов, Леонид Хейфец, Евгений и Рубен Симоновы.
За 45 лет творческой деятельности артист сыграл десятки ролей российского, советского и зарубежного классического репертуара. В числе наиболее значимых работ Валерия Бабятинского – Милорад («Доктор философии» Б.Нушича), Артур Мешем («Стакан воды» Э.Скриба), Янус («Криминальное танго» Э.Раннета), Буланов («Лес» А.Н.Островского), Галецкий и Михно («Вечерний свет» А.Арбузова), Олешунин и Окоёмов («Красавец-мужчина» А.Н.Островского), лорд Дэвид Дерри-Мойр («Человек, который смеётся» по В.Гюго), Правдин («Недоросль» Д.И.Фонвизина), Боев («Дикарка» А.Н.Островского), Бакин («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Советник («Снежная королева» Е.Шварца), Голощёкин («…И Аз воздам» С.Кузнецова), Людовик XIV («Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош» М.А.Булгакова), Чекалинский («Пиковая дама» А.С.Пушкина), Сигизмунд III («Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского) и многие другие. Особую роль в творческой биографии Бабятинского сыграла пьеса А.Н.Островского «Бешеные деньги»: в постановке Леонида Варпаховского ему достался желчный Глумов, в спектакле Виталия Иванова – легкомысленный Телятев (в настоящее время Валерий Константинович – единственный исполнитель, играющий со дня премьеры).
В каком бы жанре ни работал Валерий Бабятинский – а его актёрская палитра необычайно разнообразна, что позволяет одинаково органично существовать в самых разных жанрах, от трагедии до фарса, – его манеру игры неизменно отличают глубочайшая достоверность, интеллигентность, тонкая ирония и чувство меры. Однако наиболее точно дарование Бабятинского «совпадает» с чеховской драматургией. Поэтому среди несомненных удач Валерия Константиновича – Петя Трофимов и Гаев («Вишнёвый сад»), профессор Серебряков («Дядя Ваня»), Кулыгин в «Трёх сёстрах», Сорин («Чайка»).
С начала 1960-х Валерий Бабятинский активно работает в кино и на телевидении. Впервые он появился на экране в эпизоде ставшего культовым фильма М.Ромма «Девять дней одного года», а вскоре исполнил главную роль в картине А.Эфроса «Двое в степи». Среди других фильмов с участием Бабятинского – «Путь к причалу», «Выстрел», «Красная площадь», «Семнадцатый трансатлантический», «Гонки без финиша», «Поэма о крыльях», «Анна Павлова», «Берега в тумане», «На исходе ночи», «Бесконечность». Особую популярность принесла Бабятинскому блистательно исполненная главная роль в телевизионном фильме «Портрет Дориана Грея». Хочется привести один из зрительских отзывов об этой работе: «По моему мнению, лучшего Дориана Грея в мировом кинематографе пока не найти. Ему одному удалось замечательно передать инфантильность молодого Дориана и холодность Дориана зрелого. Особенно поразила финальная сцена. Вот тут Бабятинский выложился на все сто».
Помимо работы в театре, Валерий Константинович активно занимается общественной деятельностью. Он является председателем Военно-шефской комиссии Малого театра. Валерий Бабятинский – член Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; он же возглавляет Общественный совет по военно-шефской работе при этой комиссии. В настоящее время В.К.Бабятинский является профессором кафедры «Сольное академическое пение» ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова и профессором кафедры устной и сценической речи МГУКИ.
Роли в Малом театре:
01.09.1963 г. Танцующий офицер. «Порт-Артур» И. Попова, А. Степанова (ввод)
02.09.1963 г. Молодой человек. «Ярмарка тщеславия» по В. Теккерею (ввод)
05.09.1963 г. Юноша. «Нас где-то ждут» А. Арбузова (ввод)
09.09.1963 г. Парень. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (ввод)
10.10.1963 г. Пианист. «Веер леди Уиндермиер» О. Уаильда (ввод)
17.09.1963 г. Зритель в суде. «Живой труп» Л.Н. Толстого (ввод)
22.09.1963 г. Юноша. «Госпожа Бовари» Г.Флобера (ввод)
31.10.1963 г. Миша. «Палата» С. Алешина (ввод)
22.12.1963 г. Чацкий «Горе от ума» А.С. Грибоедова (ввод)
22.01.1964 г. Солдат. «Луна зашла» Дж. Стейнбека (ввод)
19.03.1964 г. Танцующий. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (ввод)
18.04.1964 г. Поп. «Человек из Стратфорда» С. Алешина (премьера)
17.05.1964 г. Сотрудник театра. «Главная роль» С. Алешина (премьера)
04.10.1964 г. Федя. «Нас где-то ждут» А. Арбузова (ввод)
19.03.1965 г. Танцующий. «Умные вещи» С. Маршака
10.08.1965 г. Юнкер. «Дачники» М. Горького (ввод)
14.08.1965 г. Платон «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского (премьера)
21.01.1966 г. Андрей. «Человек бросает якорь» И. Касумова (премьера)
18.02.1966 г. Рафаэль. «Украли консула» Г.Мдивани (ввод)
24.03.1966 г. Милорад. «Доктор философии» Б. Нушича (премьера)
26.02.1967 г. Мешем «Стакан воды» Э. Скриба (ввод)
28.02.1967 г. Матрос. «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (3-й сп.)
15.04.1968 г. Янус «Криминальное танго» Э. Ранета (премьера)
02.05.1970 г. Игорь. «Твой дядя Миша» Г.Мдивани (ввод)
24.03.1971 г. Виктор Нестрашный «Достигаев и другие» М. Горького (премьера)
21.05.1972 г. Глинкин «Фальшивая монета» М. Горького (премьера)
18.03.1973 г. Анатолий. «Самый последний день» Б. Васильева (ввод)
04.02.1974 г. Глумов. «Бешеные деньги» А.Н. Островского (ввод)
07.04.1974 г. Буланов «Лес» А.Н. Островского (ввод)
21.06.1975 г. Галецкий. «Вечерний свет» А. Арбузова. (Г. Новосибирск) (премьера)
24.06.1975 г. Михно. «Вечерний свет» А. Арбузова. (Г. Новосибирск) (ввод)
12.12.1975 г. Борис. «Гроза» А.Н. Островского (ввод)
24.01.1978 г. Савич. «Вина» А. Кургатникова (премьера)
25.03.1978 г. Сабуров. «Твой дядя Миша» Г.Мдивани (ввод)
14.06.1979 г. Следователь. «Агония» М. Крлежи (премьера)
29.12.1979 г. Олешунин. «Красавец-мужчина» А.Н. Островского (премьера)
02.01.1982 г. Петя Трофимов «Вишневый сад» А.П. Чехова (премьера)
31.05.1985 г. Хеверн «Зыковы» М. Горького (премьера)
29.12.1986 г. Лорд Девид Дерри-Мойр «Человек, который смеется» В. Гюго (премьера)
27.02.1988 г. Царда. «Дом на небесах» И. Губача (премьера)
22.12.1988 г. Гаев «Вишневый сад» А.П. Чехова (восстановление)
16.06.1989 г. Окоемов. «Красавец-мужчина» А.Н. Островского (ввод)
21.10.1989 г. Правдин. «Недоросль» Д.И. Фонвизина (ввод)
04.03.1990 г. Голощекин «. И аз воздам» С. Кузнецова (премьера)
28.12.1990 г. Боев. «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева (премьера)
23.02.1991 г. Граф Отто фон дер Флюэ. «Кетхен из Хайльбронна» Г.Клейста (премьера)
12.01.1993 г. Иов «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (ввод)
25.05.1993 г. Серебряков «Дядя Ваня» А.П. Чехова (премьера)
20.10.1995 г. Бакин «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (премьера)
28.12.1995 г. Советник «Снежная королева» Е. Шварца (премьера)
21.05.1998 г. Телятев «Бешеные деньги» А.Н. Островского (премьера)
24.12.1999 г. Панин «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной (премьера)
16.01.2004 г. Кулыгин «Три сестры» А.П.Чехова (премьера)
02.10.2004 г. Сорин «Чайка» А.П. Чехова (ввод)
04.02.2006 г. Берли «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (премьера)
29.10.2010 г. Людовик Великий «Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова (ввод)
2011 г. доктор Мург «Наследники Рабурдена» Э.Золя (премьера)
31.01.2015 г. Адвокат Ночелла «Филумена Мартурано» Э.Золя (ввод)
15.11.2017 г. Чекалинский, «Пиковая дама» А.С.Пушкина
10.05.2018 г. Сигизмунд III, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского (премьера)
16.11.2019 г, Лыняев, «Волки и овцы» А.Н.Островского (ввод)
Фильмография
1961 «Девять дней одного года»
1962 «Путь к причалу»
1964 «Минута истории» (телеспектакль)
1968 «Портрет Дориана Грея» (телеспектакль)
1970 «Красная площадь»
1972 «Семнадцатый трансатлантический»
1975 «Достигаев и другие» (телеспектакль)
1975 «Лес» (телеспектакль)
1975 «Фальшивая монета» (телеспектакль)
1976 «Ну, публика!» (телеспектакль)
1977 «Гонки без финиша»
1979 «Поэма о крыльях»
1983 «Вишневый сад» (телеспектакль)
1983 – 1986 «Анна Павлова»
1985 «Берега в тумане»
1985 «Вариант «Зомби»
1987 «Зыковы» (телеспектакль)
2007 «УГРО. Простые парни»
Валерий Константинович Бабятинский, народный артист России, родился 15 июля 1942 года. Окончил ВТУ им. Б.В.Щукина (мастерская Л.М.Шихматова и В.К.Львовой). С 1963 года – в Малом театре.
На старейшей драматической сцене Бабятинский дебютировал третьекурсником, сыграв Чацкого в знаковой для Малого пьесе «Горе от ума».
С этой ролью перекликается другая ранняя работа ариста – Платон Зыбкин («Правда – хорошо, а счастье лучше»), задуманный А.Н.Островским как пародия на грибоедовского героя. В своей трактовке Валерий Бабятинский снижает обличительный пафос, словно бы отстраняясь от персонажа, подавая его с юмором и изрядной долей самоиронии.
Участие в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше» стало для молодого артиста первым опытом сотрудничества с великим актёром и режиссёром Малого театра Борисом Андреевичем Бабочкиным. В дальнейшем одни из лучших своих ролей Бабятинский сыграет именно в его постановках – Виктор Нестрашный («Достигаев и другие» М.Горького), Глинкин («Фальшивая монета» М.Горького), Борис («Гроза» А.Н.Островского).
Помимо вышеназванного Бабочкина, Валерию Бабятинскому довелось работать с такими выдающимися режиссёрами как Анатолий Эфрос, Игорь Ильинский, Леонид Варпаховский, Борис Морозов, Леонид Хейфец, Евгений и Рубен Симоновы.
За 45 лет творческой деятельности артист сыграл десятки ролей российского, советского и зарубежного классического репертуара. В числе наиболее значимых работ Валерия Бабятинского – Милорад («Доктор философии» Б.Нушича), Артур Мешем («Стакан воды» Э.Скриба), Янус («Криминальное танго» Э.Раннета), Буланов («Лес» А.Н.Островского), Галецкий и Михно («Вечерний свет» А.Арбузова), Олешунин и Окоёмов («Красавец-мужчина» А.Н.Островского), лорд Дэвид Дерри-Мойр («Человек, который смеётся» по В.Гюго), Правдин («Недоросль» Д.И.Фонвизина), Боев («Дикарка» А.Н.Островского), Бакин («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Советник («Снежная королева» Е.Шварца), Голощёкин («…И Аз воздам» С.Кузнецова), Людовик XIV («Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош» М.А.Булгакова), Чекалинский («Пиковая дама» А.С.Пушкина), Сигизмунд III («Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского) и многие другие. Особую роль в творческой биографии Бабятинского сыграла пьеса А.Н.Островского «Бешеные деньги»: в постановке Леонида Варпаховского ему достался желчный Глумов, в спектакле Виталия Иванова – легкомысленный Телятев (в настоящее время Валерий Константинович – единственный исполнитель, играющий со дня премьеры).
В каком бы жанре ни работал Валерий Бабятинский – а его актёрская палитра необычайно разнообразна, что позволяет одинаково органично существовать в самых разных жанрах, от трагедии до фарса, – его манеру игры неизменно отличают глубочайшая достоверность, интеллигентность, тонкая ирония и чувство меры. Однако наиболее точно дарование Бабятинского «совпадает» с чеховской драматургией. Поэтому среди несомненных удач Валерия Константиновича – Петя Трофимов и Гаев («Вишнёвый сад»), профессор Серебряков («Дядя Ваня»), Кулыгин в «Трёх сёстрах», Сорин («Чайка»).
С начала 1960-х Валерий Бабятинский активно работает в кино и на телевидении. Впервые он появился на экране в эпизоде ставшего культовым фильма М.Ромма «Девять дней одного года», а вскоре исполнил главную роль в картине А.Эфроса «Двое в степи». Среди других фильмов с участием Бабятинского – «Путь к причалу», «Выстрел», «Красная площадь», «Семнадцатый трансатлантический», «Гонки без финиша», «Поэма о крыльях», «Анна Павлова», «Берега в тумане», «На исходе ночи», «Бесконечность». Особую популярность принесла Бабятинскому блистательно исполненная главная роль в телевизионном фильме «Портрет Дориана Грея». Хочется привести один из зрительских отзывов об этой работе: «По моему мнению, лучшего Дориана Грея в мировом кинематографе пока не найти. Ему одному удалось замечательно передать инфантильность молодого Дориана и холодность Дориана зрелого. Особенно поразила финальная сцена. Вот тут Бабятинский выложился на все сто».
Помимо работы в театре, Валерий Константинович активно занимается общественной деятельностью. Он является председателем Военно-шефской комиссии Малого театра. Валерий Бабятинский – член Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; он же возглавляет Общественный совет по военно-шефской работе при этой комиссии. В настоящее время В.К.Бабятинский является профессором кафедры «Сольное академическое пение» ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова и профессором кафедры устной и сценической речи МГУКИ.
Роли в Малом театре:
01.09.1963 г. Танцующий офицер. «Порт-Артур» И. Попова, А. Степанова (ввод)
02.09.1963 г. Молодой человек. «Ярмарка тщеславия» по В. Теккерею (ввод)
05.09.1963 г. Юноша. «Нас где-то ждут» А. Арбузова (ввод)
09.09.1963 г. Парень. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (ввод)
10.10.1963 г. Пианист. «Веер леди Уиндермиер» О. Уаильда (ввод)
17.09.1963 г. Зритель в суде. «Живой труп» Л.Н. Толстого (ввод)
22.09.1963 г. Юноша. «Госпожа Бовари» Г.Флобера (ввод)
31.10.1963 г. Миша. «Палата» С. Алешина (ввод)
22.12.1963 г. Чацкий «Горе от ума» А.С. Грибоедова (ввод)
22.01.1964 г. Солдат. «Луна зашла» Дж. Стейнбека (ввод)
19.03.1964 г. Танцующий. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (ввод)
18.04.1964 г. Поп. «Человек из Стратфорда» С. Алешина (премьера)
17.05.1964 г. Сотрудник театра. «Главная роль» С. Алешина (премьера)
04.10.1964 г. Федя. «Нас где-то ждут» А. Арбузова (ввод)
19.03.1965 г. Танцующий. «Умные вещи» С. Маршака
10.08.1965 г. Юнкер. «Дачники» М. Горького (ввод)
14.08.1965 г. Платон «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского (премьера)
21.01.1966 г. Андрей. «Человек бросает якорь» И. Касумова (премьера)
18.02.1966 г. Рафаэль. «Украли консула» Г.Мдивани (ввод)
24.03.1966 г. Милорад. «Доктор философии» Б. Нушича (премьера)
26.02.1967 г. Мешем «Стакан воды» Э. Скриба (ввод)
28.02.1967 г. Матрос. «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (3-й сп.)
15.04.1968 г. Янус «Криминальное танго» Э. Ранета (премьера)
02.05.1970 г. Игорь. «Твой дядя Миша» Г.Мдивани (ввод)
24.03.1971 г. Виктор Нестрашный «Достигаев и другие» М. Горького (премьера)
21.05.1972 г. Глинкин «Фальшивая монета» М. Горького (премьера)
18.03.1973 г. Анатолий. «Самый последний день» Б. Васильева (ввод)
04.02.1974 г. Глумов. «Бешеные деньги» А.Н. Островского (ввод)
07.04.1974 г. Буланов «Лес» А.Н. Островского (ввод)
21.06.1975 г. Галецкий. «Вечерний свет» А. Арбузова. (Г. Новосибирск) (премьера)
24.06.1975 г. Михно. «Вечерний свет» А. Арбузова. (Г. Новосибирск) (ввод)
12.12.1975 г. Борис. «Гроза» А.Н. Островского (ввод)
24.01.1978 г. Савич. «Вина» А. Кургатникова (премьера)
25.03.1978 г. Сабуров. «Твой дядя Миша» Г.Мдивани (ввод)
14.06.1979 г. Следователь. «Агония» М. Крлежи (премьера)
29.12.1979 г. Олешунин. «Красавец-мужчина» А.Н. Островского (премьера)
02.01.1982 г. Петя Трофимов «Вишневый сад» А.П. Чехова (премьера)
31.05.1985 г. Хеверн «Зыковы» М. Горького (премьера)
29.12.1986 г. Лорд Девид Дерри-Мойр «Человек, который смеется» В. Гюго (премьера)
27.02.1988 г. Царда. «Дом на небесах» И. Губача (премьера)
22.12.1988 г. Гаев «Вишневый сад» А.П. Чехова (восстановление)
16.06.1989 г. Окоемов. «Красавец-мужчина» А.Н. Островского (ввод)
21.10.1989 г. Правдин. «Недоросль» Д.И. Фонвизина (ввод)
04.03.1990 г. Голощекин «. И аз воздам» С. Кузнецова (премьера)
28.12.1990 г. Боев. «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева (премьера)
23.02.1991 г. Граф Отто фон дер Флюэ. «Кетхен из Хайльбронна» Г.Клейста (премьера)
12.01.1993 г. Иов «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (ввод)
25.05.1993 г. Серебряков «Дядя Ваня» А.П. Чехова (премьера)
20.10.1995 г. Бакин «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (премьера)
28.12.1995 г. Советник «Снежная королева» Е. Шварца (премьера)
21.05.1998 г. Телятев «Бешеные деньги» А.Н. Островского (премьера)
24.12.1999 г. Панин «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной (премьера)
16.01.2004 г. Кулыгин «Три сестры» А.П.Чехова (премьера)
02.10.2004 г. Сорин «Чайка» А.П. Чехова (ввод)
04.02.2006 г. Берли «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (премьера)
29.10.2010 г. Людовик Великий «Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова (ввод)
2011 г. доктор Мург «Наследники Рабурдена» Э.Золя (премьера)
31.01.2015 г. Адвокат Ночелла «Филумена Мартурано» Э.Золя (ввод)
15.11.2017 г. Чекалинский, «Пиковая дама» А.С.Пушкина
10.05.2018 г. Сигизмунд III, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского (премьера)
16.11.2019 г, Лыняев, «Волки и овцы» А.Н.Островского (ввод)
Фильмография
1961 «Девять дней одного года»
1962 «Путь к причалу»
1964 «Минута истории» (телеспектакль)
1968 «Портрет Дориана Грея» (телеспектакль)
1970 «Красная площадь»
1972 «Семнадцатый трансатлантический»
1975 «Достигаев и другие» (телеспектакль)
1975 «Лес» (телеспектакль)
1975 «Фальшивая монета» (телеспектакль)
1976 «Ну, публика!» (телеспектакль)
1977 «Гонки без финиша»
1979 «Поэма о крыльях»
1983 «Вишневый сад» (телеспектакль)
1983 – 1986 «Анна Павлова»
1985 «Берега в тумане»
1985 «Вариант «Зомби»
1987 «Зыковы» (телеспектакль)
2007 «УГРО. Простые парни»
«БЕЗОРУЖНЫЙ В СОБСТВЕННОМ БЛАГОРОДСТВЕ…»
Сегодня мы продолжаем ретроспективный показ спектаклей с участием Юрия Мефодьевича Соломина и предлагаем вам посмотреть запись драмы А.П.Чехова «Дядя Ваня», в которой Юрий Мефодьевич сыграл заглавную роль – Ивана Петровича Войницого.
В необычайно атмосферном спектакле, поставленном Сергеем Соловьевым в оформлении Валерия Левенталя, были заняты Виталий Соломин (Астров), Валерий Бабятинский (профессор Серебряков), Светлана Аманова (Елена Андреевна), Татьяна Еремеева (Войницкая), Елизавета Солодова (Марина), Татьяна Друбич (Соня), Виктор Борцов (Вафля) и другие. Музыку к спектаклю написал композитор Исаак Шварц.
Печальный и нежный, любящий и достойный любви, которую он не выпрашивал, за которую пробовал бороться, дядя Ваня Соломина жил в отчаянье, со слезами на глазах. Он и в сельской глуши был изящен, любил Елену не одной только «душой» (как до недавнего времени было принято играть любовь у Чехова), но плотью, страстно, с надеждой на взаимность, недоумевая, отчего не слышит его прекрасная и холодная «Ундина».
Причину жизненной драмы героя Соломин объяснял не только внезапным разочарованием в профессоре Серебрякове, идоле и кумире обитателей поместья, а этой давней, безответной любовью. Елена приехала в усадьбу внезапно, после долгих лет разлуки он увидел ее, и сразу все обострилось, стало безнадежно ясным.
Не бездеятельный, а труженик, он был виноват не перед людьми, а перед собой – пассивностью, унынием (что у христиан считается большим грехом), параличом воли, органической славянской рефлексией. Безоружный в собственном благородстве, нисколько не похожий на неврастеника, он у Соломина не был прекрасен только потому, что был слаб.
Мизантропия Чехова, которая с легкой руки исследователей и биографов новейшего времени в российских и европейских постановках стала поветрием и модой, давно Соломину очевидна. Он чувствует скепсис автора-классика, но не переходит черты между его нелюбовью и любовью к людям, не превышает меру нелюбви. Тогда как во множестве современных чеховских спектаклей героев судят, унижая, разоблачая, уничтожая.
«Потрясение для пятидесятилетнего мужчины видеть, что его предает друг, что женщина, которую он боготворил, позволяет другому делать с собой все, что тот хочет. Финал пьесы каждый из зрителей поймет по-своему. Кто-то подумает, что дяде Ване физически плохо, а кто-то – что дядя Ваня кончился. Я думаю, что сердце его не выдержит и разорвется… Он плачет от бессилия, от боли, а когда мужчина в пятьдесят лет плачет – это страшно. Соня в финале говорит свой монолог над телом в сущности уже умершего человека».
Дядя Ваня – Соломин пока еще жив, но с колокольцами Астрова, отъезжающих летних гостей-пришельцев, несчастьем Сони, жизнь уходит из него. Он не слышит молитву-заклинание племянницы об «ангелах небесных» и «небе в алмазах». Задернется занавес и для него ничего не останется, кроме смерти.
Наверное, за последние десятилетия это лучший Иван Петрович Войницкий нашего театра, хоть и сыгранный не во МХАТе, а в Малом».