артист балуев биография личная жизнь
Александр Балуев
Имя: Александр Балуев (Aleksandr Baluev)
Отчество: Николаевич
День рождения: 6 декабря 1958 (62 года)
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Москва
Вес: 92 кг
Карьера: актер
Фото: Александр Балуев
Видео: Александр Балуев
Биография Александра Балуева
Детство и семья Александра Балуева
Первые роли Александра Балуева в театре
В 1986 году актер перешел работать в Московский театр имени Ермоловой, где исполнял главные роли в таких спектаклях, как «Второй год свободы», «Снег, недалеко от тюрьмы», «Калигула». Именно после этих работ он стал известен в театральных кругах как талантливый и многогранный артист.
Но, к великому сожалению Александра, кинорежиссеры его упорно не замечали, и предложений сниматься в кино ему не поступало в течение долгих лет. Первые кинороли он играет в середине 80-х. Сначала он участвовал в фильме «Егорка», потом в ленте «Жена керосинщика». Совмещать постоянную работу в театре и съемки на телевидении оказалось для Балуева очень сложно, поэтому постепенно он стал меньше играть в спектаклях, а в последствии и вовсе ушел в антрепризу. По его словам, сотрудничество только с одним театром и режиссером закабаляет артиста, ограничивая свободу его деятельности, что отрицательно влияет на раскрытие таланта. Поэтому антреприза стала для Балуева идеальным решением, так он получил возможность и играть в театральных постановках, и сниматься в большом кино.
Фильмография Александра Балуева: первые роли и большой успех
На Западе Балуев тоже известен. Он снялся в боевиках «Миротворец» и «Столкновение с бездной», которые собрали большую кассу в мировом кинопрокате.
Александр Балуев: биография, карьера и личная жизнь
Полное имя: Александр Николаевич Балуев
Дата рождения: 6 декабря 1958
Возраст: 60 лет
Знак зодиака: ♐ Стрелец
Место рождения: Россия, Москва
Национальность: русский
Рост: 187 см
Семейное положение: холост (бывшая жена – Мария Урбановская)
Дети: Мария-Анна
Деятельность: актер
Кто такой Александр Балуев
Балуев Александр Николаевич – российский актер, он сыграл более 100 ролей в кино и около 40 персонажей на театральной сцене, снимался в голливудских блокбастерах, имеет несколько кинопремий.
Российский актер Александр Балуев
Благодаря своей внешности и крепкому телосложению, Балуеву часто приходится воплощать образы сильных и серьезных героев, настоящих мужчин. Александр – коренной москвич, появился на свет 6 декабря 1958 года.
Биография Александра Балуева
Александр Балуев выбрал творческую стезю неожиданно даже для самого себя, ведь с детства мечтал стать хоккеистом, хирургом или финансовым работником.
Семья: родители Александра Балуева
Папа, Николай Балуев, служил кадровым офицером. Отец хотел, чтобы Саша пошел по его стопам и построил блестящую военную карьеру. Он с детства приучал младшего Балуева к строгой дисциплине.
Саша Балуев с мамой
Мама – женщина утонченная и интеллигентная, родом была из Самары. В этот город во время войны эвакуировали Большой театр из Москвы, и она, будучи еще девчушкой, бегала смотреть все постановки. Потом получила образование инженера, работала в военном институте и часто ходила в театр и оперу. Ее любовь к этим видам искусства передалась и сыну.
Александр в детстве и в молодости
Детство Балуева прошло на московских улочках, семья сначала жила на Котельнической набережной, потом переехали на Смоленcкую улицу. В школьные годы Александр обожал спорт, занимался хоккеем и горными лыжами, зимой постоянно пропадал на подъемниках в Крылатском.
Александр Балуев в детстве и в юности
Когда учился в выпускном классе, Саша посмотрел в Вахтанговском театре спектакль «Принцесса Турандот», который полностью изменил его жизненные ориентиры. До сих пор в мельчайших подробностях помнит, как услышал звук шагов по деревянному покрытию авансцены. Окунувшись в мир театра, Балуев оставил спорт, будто его и не было в его жизни.
Карьера Александра Балуева: кино и театр
В театре Балуева привлекала возможность экспериментировать, что-то придумывать и фантазировать. Ему нравилось, что на сцене можно, оставаясь в действительности, погружаться в нереальный мир.
1975-1980: учеба в Школе-студии МХАТ
Первая попытка поступления в Щукинское училище в 1975 году оказалась неудачной, и Александр начал свой трудовой путь на «Мосфильме» в качестве помощника осветителя. Следующим летом он подал документы в Школу-студию МХАТ и на этот раз поступил.
Александр Балуев в молодости
Обучался на курсе у народного артиста СССР, педагога П. В. Массальского. В 1980 году, получив диплом, Балуев мечтал работать в «Современнике» или «Ленкоме», показывался в эти театры, но его сразу не взяли.
Театральные роли
Несколько столичных театров все-таки пригласили начинающего актера, и Александру нужно было сделать выбор. Учитывая, что ему предстояла армейская служба, он остановился на Театре Советской армии. Почти шесть лет играл здесь ярких персонажей в постановках «Дама с камелиями», «Деревья умирают стоя», «Стрела Робин Гуда».
Начинающий актер Александр Балуев
В 1986 году перешел в театр имени Ермоловой, где сразу же был введен в основной состав труппы и играл исключительно главные роли: Калигулу в «Калигуле»; Рогожина в «Бесноватой»; Родиона в «Приглашении на казнь»; Дантона в спектакле «Второй год свободы». Именно в этот период он становится широко известным в театральных кругах.
Александр Балуев в театре «Ленком»
В 1991 году ушел из театра. В качестве приглашенного артиста играл на разных сценах – театра продюсерской компании «Аметист», «Ленкома». В театре Романа Виктюка ему посчастливилось сыграть в дуэте с Алисой Фрейндлих в постановке «Осенние скрипки».
Александр Балуев и Алиса Фрейндлих, театр Романа Виктюка
С 2010 года он сотрудничает с драматическим театром «Красный факел» в Новосибирске, где им сыграно около 100 спектаклей. Первой была роль Арбенина в постановке «Маскарад». Балуев раз в два месяца отправляется к сибирякам, он говорит: «С большим удовольствием приезжаю сюда, играю и буду играть, пока зрители этого хотят».
Александр Балуев в театре «Красный факел»
В 2014 году в Московском театре эстрады, в музыкально-драматической постановке «Территория страсти», впервые выступил не только как исполнитель главной роли, но и как продюсер и режиссер.
Кинематограф
Кинорежиссеры Александра Балуева долгое время как будто не замечали, на протяжении семи лет он изредка играл эпизодические роли. В 1984 году Балуев получил роль командира катера в киноленте «Егорка».
Александр Балуев, «Егорка»
В 1988 году вышла драма «Жена керосинщика», где Балуев сыграл братьев-близнецов Сергея и Павла Удальцовых. За эту работу Александр удостоился приза фестиваля молодых кинематографистов «За лучшую мужскую роль».
Александр Балуев «Жена керосинщика»
После этого фильма на актера обратили внимание многие режиссеры, одна за другой стали выходить картины, где Балуев играл сильных личностей – военных, олигархов, разведчиков, бизнесменов, криминальных авторитетов. Именно в этот период Александр решает уйти из театра в антрепризу, ему становится сложно совмещать киносъемки с постоянной театральной службой.
Александр Балуев, «Му-му»
Среди лучших работ стоит отметить его роли в драмах: дворник Герасим в «Му-му» и Федор в «Мусульманине». За вторую работу Балуев получил приз «Кинотавра» «За лучшую мужскую роль» и кинопремию «Ника».
Огромную популярность Балуеву принесли сериалы, все они набирали очень высокие рейтинги просмотров: «Каменская», «По ту сторону волков», «Гибель империи», «Московская сага».
Александр Балуев в сериалах «Каменская», «Московская сага»
Российскому телезрителю особенно понравился майор Климентий Иванович Платов («Клим»), роль которого Александр исполнил в сериале «Спецназ» 2002 года. Образ командира специальной группы разведки дополнил галерею военных героев в творческой карьере Балуева.
Александр Балуев, «Спецназ»
Александру Балуеву довелось сыграть сложную и интересную роль российского государя в драме «Петр Первый. Завещание». Зрителям также запомнились его Вячеслав Извольский в «Охоте на изюбря» и Крымов в картине «Жизнь и судьба».
А. Балуев в фильмах «Петр Первый. Завещание», «Охота на изюбря»
Снимается Александр не только в военных и детективных картинах. В его фильмографии есть также комедии («Кушать подано!») и мелодрамы («Нина. Расплата за любовь», «Снежный ангел»).
Личная жизнь Александра Балуева
В интервью Александр Балуев предпочитает вести беседы о творчестве, а не о личной жизни, эту сторону он не афиширует. Единственное, чего актер не скрывает – у него никогда не было романов с партнершами по съемочным площадкам. А в жены Александр выбрал журналистку из Польши.
Жена Балуева – Мария Урбановская
Познакомились будущие супруги в Крыму, в городе Коктебель, где актер снимался в картине «Ричард Львиное сердце», а Мария отдыхала с детьми (она тогда была замужем). Урбановская старше Балуева на восемь лет, она хорошо говорила по-русски, но с легким акцентом. Когда отпуск Марии подошел к концу, и она уехала, актер понял, что ему не хватает этой женщины, что хочет видеть ее рядом с собой каждый день.
Александр Балуев и Мария Урбановская
Начались бесконечные звонки в Варшаву, потом поездки. Мария развелась с мужем и стала жить с Балуевым гражданским браком, такие отношения растянулись на десять лет. Официальными супругами они стали накануне рождения дочери. Расписывались в Польше, так как Урбановская хотела зарегистрировать брак в своей родной стране.
Александр Балуев с женой и дочерью
У них сложилась хорошая семья, супруги выстроили большой загородный дом. Но в какой-то момент Мария перестала понимать богемную жизнь и постоянное отсутствие мужа, все бытовые заботы полностью ложились на ее плечи. Когда ребенку было десять лет, она приняла решение уйти от Александра. В 2013 году Балуев с Урбановской оформили развод, их дочь переехала с мамой в Варшаву.
Мария-Анна – дочь Александра Балуева
В 2003 году появилась на свет дочь Балуева – Мария-Анна. Александр очень хотел, чтобы родилась именно девочка. Он гордится тем, что дочка похожа на него, выросла красавицей с густыми темными волосами и зелеными глазами.
Александр Балуев с дочерью
Папа ласково называет ее Марусей. Мария-Анна – личность творческая, любит танцевать и петь, занимается в музыкальной школе, играет на фортепиано, принимает участие во всех школьных концертах и конкурсных мероприятиях.
Дочь Александра Балуева – Мария-Анна
Балуев часто созванивается с дочерью, при первой возможности садится на самолет и летит к ней в Польшу, он очень скучает по своему единственному ребенку. Маруся при встрече дарит папе свои рисунки.
Александр Балуев сейчас – последние новости
В 2018 году Балуев отметил 60-летие. К этому юбилею на канале «Россия» вышла программа Бориса Корчевникова «Судьба человека», где Александр дал откровенное интервью, рассказал о своем детстве, семейной жизни, дочери, творчестве и дальнейших планах.
Александр Балуев в «Судьбе человека»
На театральной сцене в качестве продюсера и режиссера он поставил комедийный спектакль «Муж в рассрочку» по произведению Михаила Задорнова, где сам же исполняет главную роль.
Александр Балуев, «Муж в рассрочку»
В 2018 году вышел новый сериал «Любовь. Надежда. Астана», который рассказывает о жизни людей в современном мегаполисе. Балуев сыграл одну из главных ролей, он по-прежнему остается одним из самых востребованных актеров отечественного кинематографа.
Александр Балуев: личная жизнь (жена, дети)
Содержание (быстрый переход)
Александр Балуев – весьма известный и харизматичный актер российского кино и театра. В послужном списке артиста числится не менее 110 ролей в кинопроектах, а также 40 ролей на театральной сцене. Поклонники кинодеятеля интересуются подробностями его жизни, поэтому в данной статье все желающие смогут найти ответы на следующие вопросы: кто жена Александра Николаевича Балуева, есть ли дети у актера, как сложилась личная жизнь Александра Балуева, как сейчас развивается карьера артиста, а также другие подробности биографии актера.
Личная жизнь Александра Балуева
Свою семейную и личную жизнь Александр Балуев предпочитает не афишировать. Он не любит общаться с журналистами на эту тему, так как считает эту часть жизни абсолютно приватным моментом.
Так или иначе, общественности все же известны некоторые моменты личной жизни артиста.
Александр Балуев и Мария Урбановская
Его приватная жизнь ранее была связана с популярной польской журналисткой Марией Урбановской. Вместе возлюбленные прожили около десяти лет. Примечательно, что женщина изначально была гражданской женой Александра Балуева, а только потом стала законной женой. Ребенок у Александра Балуева родился в 2003 году. Как известно, актер стал отцом замечательной девочки, которую он вместе с женой решил назвать Марией-Анной.
На фото: актер Александр Балуев, его жена Мария Урбановская и их совместная дочь
В 2013 году в средствах массовой информации появились сообщения о том, что пара разорвала свой брак. Данное известие повергло в шок всех поклонников актера. Как известно, Балуев ранее считался настоящим семьянином и прекрасным супругом, поэтому совершенно никто не предполагал внезапного расставания супругов.
Жене Александра Балуева сложно было привыкнуть к постоянному отсутствию мужа. Женщина не только самостоятельно следила за домом, но и сама построила его, так как Балуев в этом ничего не понимал. Скорее всего, семью «заел быт». После расставания Мария отказалась делить имущество и была не против, чтобы муж жил в построенном доме. При этом без бывшей жены Балуева особняк пришел в запустение.
Ребенок Александра Балуева не обделен родительским вниманием. Несмотря на то, что Мария Урбановская вернулась на родину вместе с Марией-Анной, актер в свободное время обязательно летит к ним в гости.
Александр Балуев и Ольга Матвейчук
Александр Балуев после развода был решительно настроен на создание новой семьи. Вскоре после расставания с Марией Александр начал появляться на мероприятиях и презентациях фильмов вместе с Ольгой Матвейчук. Ольга трепетно заботилась об артисте, когда тот заболел во время гастролей. Также она вступилась за возлюбленного, когда его обвинили в алкогольной зависимости. При этом говорить о романтических отношениях пары сейчас весьма сложно. Балуев и Матвейчук не разрешают себе никаких вольностей при общественности, поэтому не делают совершенно никаких заявлений. Как известно, у Ольги есть муж.
На просторах интернета время от времени можно встретить фото Александра Балуева, на которых он запечатлен в компании приятелей, с бывшей женой и дочерью. Также есть фотографии, на которых артист изображен во время съемок или выступлений на театральной сцене.
Биография Александра Балуева
Биография Александра Балуева нашла свое начало 6 декабря 1958 года в семействе кадрового военного. Как известно, отец будущего актера был очень строгим мужчиной, поэтому постоянно требовал от родных беспрекословного послушания и подчинения. На сына он возлагал огромные надежды, мечтая о том, что наследник в будущем станет офицером.
При этом мать очень любила театр, поэтому вместе с наследником ходила на разные театральные постановки. Именно тогда парень осознал, что в будущем непременно должен стать актером. Завершив обучение в общеобразовательном учреждении, парень через год стал студентом школы-студии МХАТ. Там он прекрасно учился и замечательно зарекомендовал себя среди преподавателей. После получения высшего образования Александру удалось легко найти работу.
В отличие от большей части выпускников театральных вузов, ему даже был предоставлен выбор. Балуев тогда отдал предпочтение центральному академическому театру Российской армии, где на протяжении шести лет исполнил немало запоминающихся ролей в таких постановках как «Стрела Робин Гуда», «Часы без стрелок», «Дама с камелиями» и т. д. В 1986 году актер начал работать в Московском театре имени Ермоловой, где исполнял основные роли в таких спектаклях как «Второй год свободы», «Снег, недалеко от тюрьмы», «Калигула» и других.
Не меньшую известность артист получил и после съемочного процесса в фильме «Кандагар». В проекте «В августе 44-го» Балуев появился только в кульминационной сцене, практически в конце картины. Здесь он предстал перед зрителями в роли резидента фашистской разведки. В экранизации романа «Жизнь и судьба» Александр сыграл политического работника Николая Крымова, человека, на долю которого выпали тяжелые испытания. Еще одной большой удачей актера можно считать роль Петра Первого в проекте, который был снят по мотивам романа «Вечера с Петром Великим».
Также известно, что Александр Балуев стал одним из первых в России, кто начал сотрудничать с Голливудом, снявшись в нескольких успешных лентах. Он снимался в боевых картинах «Столкновение с бездной», «Миротворец» и т. д. Эти проекты собрали большую кассу в мировом кинопрокате. Сейчас Александр Балуев продолжает сниматься в разных кинокартинах. По словам самого артиста, он привык соглашаться на любые роли, чтобы свой актерский талант развить на максимум.
Александр Балуев: «Любовь от тебя не зависит — она настигает в любом возрасте»
«Мы снимали в Македонии, а обедать нас возили на гору на электрокарах. Джордж Клуни с нами не садился, бежал рядом в тяжелых сапогах. Для многих голливудских звезд тело важно, и они серьезно занимаются спортом. Там это требуется. Чуть теряешь форму, и тебя просто перестают снимать», — рассказывает актер.
— Александр, вы снимались очень много. А когда вас стали узнавать? После «Мусульманина» или все-таки после «Благословите женщину»?
— Наверное, после сериала «Спецназ», но я не уверен. У меня не было такого, что лег вечером, а утром проснулся знаменитым. Как-то все постепенно накапливалось. Но меня до сих пор иногда с кем-то путают. Например, с Николаем Валуевым.
— С Валуевым вообще никого, на мой взгляд, перепутать невозможно.
— И вот тем не менее… Как-то ко мне подошли серьезные такие ребята, говорят: «Коля, распишись на плакате». И разворачивают плакат с Валуевым. Выглядели они устрашающе, и я не решился говорить, что они ошибаются, просто взял и расписался: « Николай Валуев ».
— Наверное, это потому, что у вас довольно брутальный образ, недаром вы постоянно играете военных…
— Была смешная история: одна женщина к театральным кассам подошла и спросила: «Где можно увидеть спектакль с Александром Балуевым?» А ей говорят: «Вы что, с ума сошли, это невозможно». — «Почему?» — «Он же не актер, а военный». И это утверждала продавщица театральных билетов! А ведь у меня были и другие роли, не только людей в погонах. Я и тургеневских героев играл. Другое дело, что люди просто не имели возможности увидеть эти фильмы. Их меньше транслировали на телевидении, какие-то каналы не брали. Хотя «Му-му» до сих пор иногда показывают.
— Я помню в этом фильме кадр, где вы плачете. Крупный план. Как вы играли этот момент? Допустим, у Леонова были тампончики с нашатырем…
— А у меня нет тампончиков, я вообще уверен, что тут бесполезно хитрить. Слезы на экране — это же не просто визуальный эффект, они должны быть органичными. Но есть, конечно, еще и средний план, и общий. На них не видно лица, и тогда я прошу гримеров сделать мне какую-то влажность. А вот на крупном плане я все делаю сам, без помощи химии.
— А как насчет дублеров? К их помощи прибегаете?
— Да, сейчас я стараюсь лишний раз не рисковать и в экстремальных сценах не сниматься. Хотя по молодости чего только не было. С лошадей не раз падал на полном скаку. Был у меня такой фильм «Кармелюк» на Украине. Я играл солдата царской армии, и лошадь меня понесла и протащила чуть-чуть. Это очень больно. В итоге я осознал, что к лошадям надо относиться с пониманием и не лезть на рожон. Не стоит делать вид, что ты все это умеешь, лучше просто сесть в седло, тронуться, а дальше за тебя все, что нужно, сделают специально обученные люди, одетые как ты. На экране не отличишь. И это даже не мудрость, это просто я шишек набил. Но все предусмотреть невозможно. На том же «Му-му» я чуть не утонул. Спасал щенка, который сам прыгнул в воду, потому что ему надоело это катание на лодке. Мне кричат с берега: «Саня, смотри, собака…» И я со всей дури в воду прыгнул. А это сентябрь, холодно, иногда даже снег шел… И тут я в реке — в красной рубахе, в широких шароварах и в кирзовых сапогах, которые наполняются водой и тянут вниз. Я как Садко. Водоросли вертикально стоят, вода чистая-чистая, а я опускаюсь на дно и оттуда смотрю наверх. Там уже метра два с половиной надо мной, и собачка медленно так над моей головой проплывает. Я понимаю, что если сейчас что-то не предприму, то навсегда там останусь. И я присел, оттолкнулся от дна и выскочил прямо на собаку, отшвырнул ее рукой, она полетела в сторону берега. Ну речка-то не широкая. Потом мне ребята бросили веревку и вытащили на берег. Водкой меня растирали всей группой.
— Ну да, все так, у меня было четыре значительных американских проекта. Сначала все вышло случайно, а дальше одни съемки стали цепляться за другие. Но встраиваться в их образ жизни я не собираюсь. Я ведь даже английского не знал, когда начал сниматься в «Миротворце».
— Я просто откликнулся на предложение, которое мне поступило. Меня тут же раскусили, но не заменили, потому что все равно я играл русского генерала. Правда, мне было сложно ориентироваться в том, что происходит на площадке. Свой английский текст я зубрил, как школьник. Просто запоминал фразы, не вникая в значение отдельных слов, имея только подстрочник. Но я как-то справился. По сути, там все как у нас. Разница только в одном — работа вовремя начинается и вовремя заканчивается. А еще большие артисты, получая сценарий, берут специалиста по диалогам. Они в этот сценарий на определенном уровне могут вмешаться, и те диалоги, которые их не устраивают, подкорректировать. Но это касается звезд. Я был в этой истории вообще диким человеком с текстом, накорябанным на бумаге. Ужас! А рядом Клуни, Кидман и так далее. (Смеется.)
— С кем вы в перерывах больше всего общались?
— Наверное, с Клуни. Он предложил сыграть в баскетбол, у него были мячи, кольца. Он вообще очень спортивный, а в тот период фанатично занимался своим телом. Мы снимали в Македонии, а обедать нас возили на гору на электрокарах. Так вот Клуни с нами не садился, бежал рядом в тяжелых сапогах. Для многих голливудских звезд тело важно, и они серьезно занимаются спортом. Там это требуется. Чуть теряешь форму, и тебя просто перестают снимать.
— А вам для какой-нибудь роли приходилось всерьез работать над своей формой?
— Нет. Во-первых, мы получаем не те деньги, чтобы вот так пахать. (Смеется.) А во-вторых, просто лень. И ни к чему. Вот сериал «Угрюм-река», в котором я недавно снялся. Мне не нужно иметь какую-то специальную физическую подготовку, потому что у меня роль немолодого человека. Было бы странно, если бы мой Петр Громов имел мощные бицепсы.
— Совсем скоро зрители Первого канала смогут оценить вас в роли Громова. Трейлер впечатляющий. Каким получился ваш герой?
— Трагическим. Он человек страсти и не знает, как с этой страстью совладать. Его несет неуправляемая стихия. Надеюсь, это будет мощное серьезное кино. Там же сам роман до краев насыщен событиями, и снято интересно.
— А вы сами знаете, что такое страсть?
— Да. Любой человек подвержен страсти… Но чем старше становлюсь, тем быстрей у меня подключается голова.
— А как трансформировалось ваше личное представление о том, что такое любовь?
— Наверное, это и химия, и физиология. Любовь от тебя не зависит, она накрывает в любом возрасте. Это не ты ее ищешь, а она к тебе приходит. И не ясно, уживешься ты с ней или нет, будешь ценить или нет. Но на любовь все обречены! Мне, кстати, в современном кино любви остро не хватает. Я вижу в последнее время все что угодно, но только не любовь, не жизнь, а какой-то перевертыш. Ушла простота, человеческие взаимоотношения, без которых, на мой взгляд, зритель очень скучает. И поэтому я на старости лет сам как режиссер снял кино о любви…
— Когда надо играть любовь, у вас есть какие-то наработки, приемчики? Я знаю, что некоторые артисты, играя сцены поцелуев, вспоминают любимую, повторяют таблицу умножения, считают реснички у партнерши…
— Чтобы сосредоточиться, да. Но я не считаю. Я как-то раз штативу от прибора в любви объяснялся. Просто артистка не приехала на съемки, и вместо нее мне пришлось обращаться к штативу. Получилось очень эмоционально. Я приучен ко всяким неожиданностям на площадке.
— В «Благословите женщину» Станислав Говорухин сам показывал вам, как нужно целоваться с Ходченковой. Насколько вам помогает помощь такого рода?
— Станиславу Сергеевичу показалось, что он может подсказать, и я не стал его разубеждать, а внимательно смотрел. Ну давайте, покажите, давайте посмотрим. Но этому невозможно научить.
— Уж вас-то — точно. Недаром, если нужно играть любовь, страсть, зовут Балуева. Вот и в «Угрюм-реку» тоже. Ничего не меняется.
— Это скоро пройдет, не волнуйтесь. (Смеется.) Я считаю, что вообще, независимо от того, кого ты играешь, какой век, интересно играть только две темы — любовь и ее отсутствие. Все остальное — некие оттенки серого. И я всю жизнь именно это и играю — любовь или ее отсутствие.
— А в жизни у вас какой период: любовь или ее отсутствие? Вы сейчас любите?
— Да, я люблю. Но, если говорить о любви мужчины и женщины, тут много нюансов, все непросто. Нужно еще у второй половины спрашивать, любит ли она… А есть любовь безусловная и абсолютная. Это любовь детей и родителей. Я люблю свою дочь безгранично. Маруся — моя главная любовь в жизни.
— Я видела ее на фото, она очень на вас похожа.
— Была похожа, сейчас нет. Она красавица.
— И раньше была красавицей…
— Я на всю жизнь запомнил один эпизод из тех времен, когда она была еще совсем маленькой. Как-то вечером я ее убаюкивал, что-то поправлял, протирал, потом укрыл и вдруг заметил, что она на меня смотрит. Мне стало даже неловко от этого взгляда. Она смотрела так, как будто все обо мне понимает. Это был взгляд совершенно взрослого человека. И я не выдержал, отвел глаза.
— А это правда, что вы первые полгода ее жизни даже от съемок отказывались, чтобы постоянно быть с ней?
— Да, я старался от всего отказаться. Конечно, я иногда отлучался, у меня был театр, но основное время находился с моей Марусей. Я был сумасшедшим отцом.
— Уже много лет она живет с мамой в Варшаве, учится там в гимназии. Наверное, этот год уже выпускной?
— Нет, ей сейчас 17 лет, а гимназию она закончит в 19.
— Хочет стать актрисой? Она ведь уже снималась с вами в польском фильме «Фотограф».
— Она два раза снималась. В одном из русских сериалов у нее была грандиозная роль. Герой ехал на повозке, и вдалеке в поле стояла девочка, герой спрашивал: «Послушай-ка, дорогая, ты не знаешь, где Семен Васильевич?» Она говорила: «Вон там». Этой девочкой была Маруся. А в польском фильме «Фотограф» она сыграла неугомонную девочку на почте, которая дергает маму за пальто: «Ну пойдем!» И все, камера проезжает мимо нее. Но сейчас Маруся пошла в школу кино и знакомится с актерским мастерством, режиссурой и операторским искусством.
— Нет, я совершенно не влиял. Повлияло то, что с математикой и физикой у нее, как и у меня, нелады. А литература, кино, живопись, языки — вот это ее. И недавно она мне прислала одноминутный фильм, который сама сняла. Он называется «Расставание». Я просто в восторге! Ощущение, близкое к счастью. Ее успехи радуют больше своих. Я вижу, что она не пустой человек, а чувствующий, и со своим отношением к миру. И она умеет все это выразить.
— Скажите, а как вы с Марусей общаетесь? Она живет в Польше, а сейчас карантин…
— Это просто чудовищно — не иметь возможности повидаться, пообщаться. А до пандемии я мог увидеть ее в любое время: садился на самолет и через пару часов был в Варшаве. Надеюсь, когда закончится история с коронавирусом, мы будем чаще видеться. Я должен был уже привыкнуть, что мы не вместе, но все равно очень скучаю по ней.
— Александр, это правда, что вы безумно застенчивый человек?
— Да, до сих пор. В детстве я не был мальчиком, который радостно выступает на табуретке перед гостями. Более того, когда приходили гости, я от стеснения залезал в шкаф. Внутренне так и остался этим мальчиком. Я научился выступать перед зрителями, но с таким характером не должен был становиться публичным человеком.
— Так как же получилось, что вы стали актером?
— Никаких предпосылок для этого, казалось, не было. Мой отец военный, мама — инженер, но она очень любила оперу. Во время войны в Куйбышев, где она жила, уехал Большой театр вместе с правительством, и она каждый день бегала на представление. Пересмотрела весь репертуар. Меня еще тогда не было в помине, но, наверное, вот эта ее любовь к театру передалась как-то мне.
Какое-то время я думал, что смогу пойти по стопам отца. Но потом, в старших классах, говорил, что хочу стать финансистом. Что-то меня тюкнуло — видимо, просто название красивое. А в выпускном классе я пришел в Вахтанговский театр на «Принцессу Турандот». Это был первый осознанный поход в театр. До этого я смотрел с папой в Кремлевском дворце «Садко», в памяти остались только спецэффекты и то, как артисты опускались на лонжах на дно… А вот на «Турандот. » на меня магически подействовало это затихание зала, эта темнота и таинственность, какие-то шорохи за кулисами, за которыми еще готовились артисты, какие-то там дуновения, а потом медленное зажигание фонарей. Меня совершенно заворожил стук обуви по деревянному полу сцены. Наверное, это стучали каблучки Юлии Борисовой, которая играла Турандот…
Через много лет я поступил в Театр Советской армии, и мне дали роль Армана Дюваля в «Даме с камелиями» Дюма. Режиссер Александр Бурдонский решил, что я должен выезжать на сцену верхом, и привел в театр коня — красивого, в серо-белых яблоках. И когда этот конь вместо песка копытами ступил на деревянные доски, вот у него, видимо, началось то же самое, что у меня тогда на «Турандот. ». Конь услышал что-то вроде того стука каблучков по сцене и тоже ошалел совсем, у него уши торчком встали, с ним случился какой-то прямо паралич, а зрачки как-то странно забегали. Я думал, сейчас он меня понесет по сцене. Но ничего. Маме очень этот спектакль нравился. Кстати, в отличие от папы, она меня не отговаривала, когда я заявил о том, что стану артистом. Мама только сказала, что у артистов богемный образ жизни, что это постоянные ночные гулянья, рестораны, поклонницы. Но на самом деле это пахота днем и ночью, без выходных…
— В театральный институт вас же не сразу взяли?
— Нет. Я жил возле станции «Смоленская», на Арбате. Рядышком был театральный институт имени Щукина. И я пошел туда, а меня не приняли. Сказали, если захотите, пробуйте на следующий год. Армия на мне не висела, потому что школу я окончил в 16 лет, у меня еще имелось время в запасе. И я подумал: вообще не проблема, поступлю точно. Эта наивность меня, наверное, и спасла. Если бы я знал, как сложно поступить, какой там сумасшедший конкурс, как важны связи, я бы отказался от этой затеи. Семь месяцев я работал на «Мосфильме», в электромеханическом цеху — так называемом «нижнем парке». Пришел туда мальчишкой, который не имел никакого навыка, и стал освещать разные картины. Наши окна выходили на главную проходную. Я был на месте с семи утра и наблюдал, как Владимир Семенович Высоцкий бежит, чтобы успеть, или Евгений Александрович Евстигнеев опаздывает на съемки. А потом я их видел в павильоне. Я светил на лед на картине «Мама» в восьмом павильоне. Осветительный аппарат был огромный, он заправлялся углем. Вот, собственно, моя работа и состояла в том, чтобы засыпать уголь, когда старый догорал. А на следующий год я поступил в Школу-студию МХАТ к Павлу Владимировичу Массальскому. Во время учебы мечтал работать в «Современнике», мне казалось, это мой театр. Я ходил туда, смотрел спектакли с Гафтом, с Нееловой, с Квашой, они блистали в то время.
— Но в «Современник» вы не попали?
— Нет. Показавшись Галине Борисовне, не оставил в ее сердце ни малейшего следа. Но я не поступил не только в этот театр. В Питере, куда я ездил, меня не взял ни один. А в Москве мной заинтересовались только Новый драматический театр и еще Театр Советской армии. Когда через много лет Марк Анатольевич Захаров пригласил меня в «Ленком» играть Дымова в «Небесных странниках», я ему напомнил, что когда-то пытался к ним поступить. Причем это было, когда я уже имел успех в роли Армана Дюваля в Театре армии. Захаров очень удивился тому, что я рассказываю, он совершенно меня тогда не запомнил.
— Вы и в кино лет десять после института нормально не снимались, мотались по разным киностудиям Советского Союза, но вас отвергали…
— Да, один режиссер сказал, что в кино мне делать нечего, нос у меня — слива, а рта нет. Но я не обиделся, я был тогда увлечен театром…
— Вы участвовали в одном из самых первых антрепризных спектаклей «Банан»…
— Были лихие девяностые. Я окунулся в эту историю легко и радостно. К сожалению, «Банан» недолго шел, его мало кто увидел, но о нем много говорили, интересовались. Это же был один из первых сборных спектаклей, где вместе играли очень известные артисты из разных театров. Лена Шанина блистала в «Ленкоме». У Максима Суханова была «Лимита». Валера Гаркалин уже снялся в фильмах «Катала» и «Белые одежды». Кстати, его Владимир Меньшов именно в нашем спектакле разглядел и пригласил сниматься в «Ширли-мырли». Я в этой компании был самым неизвестным. Мы ездили на гастроли, в том числе заграничные, в Ригу. У нашей антрепризы был даже настоящий меценат: бизнесмен, который продавал какие-то консервы. Деньги на постановку он дал, но потом спектакль нужно было возить, заниматься этим, а он не занимался. Просто открестился, и все встало. В итоге «Банан» просуществовал год.
— Так случайно получилось, что вы ни в одном театре не задерживались надолго?
— В Театре армии я работал лет семь. Примерно столько же в Ермоловском, в «Ленкоме» — семь лет. А в театре «Красный факел» в Новосибирске уже десять лет играю в «Маскараде».
— То есть Балуеву в Москве нет места?
— Дело не в этом. Меня Олег Табаков звал в МХТ, когда сам туда перешел. Позвонил и сказал: «Хватит халтурить, давай займемся настоящим театром». Но я не откликнулся на это предложение. В тот момент мне важна была свобода.
— А как ветерану антрепризного движения вам не хочется еще что-то такое сделать?
— А я и делаю. Есть задумки всякие. Но опять же, с возрастом понимаешь, что не все твои желания могут быть востребованы в силу разных обстоятельств. Не могу я взять, например, в ту же антрепризу больше пяти-шести человек. Это связано со всякими прокатными условиями, которые нельзя не учитывать. Приходится практицизм внедрять в мою романтическую натуру. А натура у меня не бытовая, тут ничего не сделаешь. Я, например, очень люблю музыкальные проекты, хотя совершенно не танцующий и не поющий как надо артист. Поэтому среди моих спектаклей такие, как «Территория страсти» и «Признание». Мне это интересно. Думаю, что и дальше буду делать спектакли, основанные на музыкальном фундаменте. Во многом это влияние моего друга и прекрасного композитора Глеба Матвейчука.
— Александр, а есть что-то, что вам категорически не удается в профессии?
— Вызывать смех. Есть исходные данные, которые не поменять. Мне напугать гораздо легче, чем рассмешить. Так сложилось, такой я уродился. Но опыты у меня были с Аллой Ильиничной Суриковой в комедийном сериале «Идеальная пара».
— У вас удивительный характер. По сути, вы давно народный артист, а по статусу даже не заслуженный. Вы вообще звания отвергаете. Почему?
— А тут все просто. В молодости, когда я служил в Театре армии, мы поклялись отказываться от всех званий. Я не буду сейчас называть артистов, которые дали такое обещание…
— Да, он и еще несколько человек. Ну, не кровью же поклялись. Кто-то передумал, а я нет. Я считаю, что звание — атавизм. Приклеенный ярлык, не имеющий к театру и искусству отношения. Кто эти люди, которые решают, заслуженный артист или народный? Кто дал им на это полномочия? Что-то в этом есть неправильное… И соглашаться с тем, что да, я народный, как-то странно. Очень много я видел и встречал людей, которые увешаны этими званиями, а, по сути, ничего из себя не представляют…
— Все думают о будущем… Персональная пенсия, медобслуживание…
— Где похоронят, в конце концов. Но мне это уже будет не так важно. Я далеко вообще не заглядываю. У меня желания простые — съездить в Варшаву к дочке, доделать картину, может быть, поработать над следующим сценарием каким-то.
— Скажите, а вам не страшно, что не станет предложений, что телефон может замолчать?
— У меня очень часто молчал телефон, я к этому привык. Поначалу было страшно, особенно в молодости. А потом я понял, что это просто часть процесса. У меня такие волны на протяжении жизни, я к этому отношусь нормально. И больше вам скажу: я понимаю, что когда-то телефон замолчит навсегда. И это будет конец.
— Ничего. Я сделал все, что мог. (Улыбается.)