артист бдт волков биография
Михаил Давидович Волков
Михаил Волков родился 26 сентября 1932 года в Проскурове Хмельницкой области.
В 1954 году окончил Киевский институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого.
В том же 1954 году был принят в труппу Николаевского областного передвижного театра имени Шевченко. Отработав там два сезона, в 1956 году перешёл в Киевский ТЮЗ.
Театральные работы Михаила Волкова:
Заслуженный артист РСФСР (10.08.1978).
Михаил Волков в кино
В кино начал сниматься в 1967 году и сразу получил всенародную известность. Волков сыграл роль советского разведчика Сергея Крылова (он же Михаил Евгеньевич Крамер) в трилогии «Путь в «Сатурн»», «Конец «Сатурна»» и «Бой после победы» по документальной повести Василия Ардаматского «»Сатурн» почти не виден». В основу сюжета положена киноверсия одной из радиоигр с противником, которую вёл контрразведчик Григорий Григоренко.
По сюжету группе советских разведчиков удаётся внедриться в немецкий центр шпионажа «Сатурн», осуществляющий подрывную деятельность на московском направлении. Доступ к секретной информации противника позволяет советским тайным агентам успешно выполнять задания командования. В последней части после капитуляции нацистской Германии советский разведчик Сергей Крылов, работающий у немцев как Крамер, попадает вместе с майором абвера Гербертом Вильгельми в американский лагерь для военнопленных. Американцы создают из бывших гестаповцев и абверовцев-контрразведчиков секретную разведывательную и диверсионную службу под началом генерала Рейнхарда Гелена, куда внедряется советский разведчик.
Михаил Волков в фильме «Путь в Сатурн»
Михаил Волков в фильме «Конец Сатурна»
Михаил Волков в фильме «Бой после победы»
Михаил Волков в фильме «Выстрел в спину»
Михаил Волков в фильме «Кодовое название Южный гром»
В середине 1990-х годов актеру диагностировали болезнь Альцгеймера, которая постоянно прогрессировала. Он был вынужден уйти из профессии. В короткое время из энергичного и жизнерадостного человека он превратился в беспомощного старика. Особенно расстраивало Волкова невнимание бывших коллег, которые быстро забыли о нем. Незадолго до своей кончины он попросил супругу, чтобы после его смерти в театре не устраивали панихиду.
Умер 22 июля 2001 года. На его похоронах из коллег были только Кирилл Лавров и Георгий Штиль.
Похоронен в городе Пушкине Ленинградской области на Казанском кладбище, рядом с тещей. В 2015 году рядом с ним была похоронена жена.
Личная жизнь Михаила Волкова:
В браке родилась дочь, она окончила факультет иностранных языков ЛГУ, работала в одном из изданий.
Волков был вегетарианцем, не курил и не употреблял алкоголь.
Фильмография Михаила Волкова:
Озвучивание Михаила Волкова:
последнее обновление информации: 12.09.2020
Яркая жизнь и трагический уход талантливого артиста. Михаил Волков
Этому замечательному артисту нелегко приходилось в жизни, но он никогда не терял оптимизма, и уверено шел к намеченной цели. Невозмутимый, спокойный, рассудительный, по-спортивному стройный, с обаятельной улыбкой и проникновенным взглядом. Эти качества присущи и его героям, которых он сыграл во многих замечательных остросюжетных кинолентах.
Родина Михаила Волкова (Вильфа) Украина, он появился на свет двадцать шестого сентября тридцать второго года. До войны отец служил в Наркомвнуделе, мама по профессии была фармацевтом.
Парень с детства хотел стать лицедеем, а родители видели сына только медицинским работником. После школы Михаил, не побоявшись гнева отца и матери, поступил в театральный институт города Киева. В пятьдесят четвертом году он по распределению попал в областной театр города Николаева. Через пару лет Михаил уже играл на подмостках Киевского ТЮЗа.
Ленинградский БДТ часто гастролировал по Украине. Волков побывал на нескольких спектаклях, и оценив мастерство артистов решил перейти в их коллектив. Михаилу повезло, Товстоногов планировал ставить «Горе от ума», и на роль Чацкого искал артиста. Немного позже кандидатуру Волкова, по рекомендации режиссера, утвердил худсовет.
Окрыленный такой удачей Михаил вместе с женой и годовалой дочкой переехал жить в Питер. Как оказалось, артист рано радовался, и причина была не в его профессионализме, а украинском акценте. Товстоногов принимает решение на роль Чацкого взять другого артиста. Михаил сильно переживал по этому поводу, тем не менее уговорил режиссера быть во втором составе и играть Молчалина (в первом играл Кирилл Лавров). Товстоногов согласился, а через время эта роль стала одной из лучших в репертуаре Волкова.
Оттачивая мастерство, Михаил Давидович понимал, эмоциональной искренности и актерской грамотности недостаточно, чтобы раскрыть своего героя. Актер всё больше работал над созданием своего неповторимого стиля игры, и это ему вскоре удалось.
После премьеры постановки «Сто четыре страницы про любовь» у всех на устал только и были разговоры о талантливом и харизматичном артисте. Амбициозный, с ироничным взглядом и убийственным спокойствием – таким предстал перед зрителями на сцене его герой.
Многие режиссеры хотели видеть на своих подмостках фактурного артиста, Эфрос приглашал в театр на Малой Бронной, а Волчек в «Современник». Несмотря на довольно сложные отношения с Товстоноговым, родному театру он был верен сорок лет.
Михаил Давидович не всегда играл тех героев, которые были ему по душе. И всё же артисту посчастливилось принимать участие в «Ревизоре, «Трех сестрах», «Истории Лошади» и др.
В советское время очень часто удачные постановки экранизировали. Как тонко раскрыл Волков все градации падения своего героя в телеспектакле «Макбет». Так же артисту удалось показать трагедию и душевное состояние Джейка Варне в «Фиесте».
Роли в кинематографе
Всесоюзную популярность артист ощутил в шестьдесят седьмом году, после премьеры военных детективов «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна» (1967). Через пять лет артисту представилась возможность участвовать в съемках киноленты «Бой после победы». Персонаж отважного русского агента оказался очень естественный, органичный, без пафоса и фальши.
Режиссеры старались использовать благородные внешние данные Волкова, в основном он играл людей в погонах. Самые значимые роли: командир Рудаков – «Командир счастливой «Щуки», Шефер – «Крах инженера Гарина», художник Шутин – «Выстрел в спину», полковник Данилов – «Кодовое название «Южный гром», резидент Гутман – «Кольцо из Амстердама», генерал Ларионов – «Привал странников» и др.
Зрители на экранах привыкли видеть артиста мужественным, суровым, сдержанным и хладнокровным. В жизни Волков был добрейшим, доверчивым человеком, всегда всем приходил на помощь. И в то же время он умел отстоять свою точку зрения, проявляя твердость характера.
фильм «Командир счастливой «Щуки» (http://a-tremasov.ru)
Михаил Давидович очень следил за своим внешним видом, занимался спортом, не курил и не употреблял спиртные напитки, предпочитал вегетарианские блюда. Дружил с Валентинов Ковелем, Вадимом Медведевым, умел играть на гитаре, превосходно исполнял произведения советских бардов, участвовал в творческих встречах и капустниках.
На шестьдесят пятом году жизни у артиста обнаружили болезнь Альцгеймера. Всегда энергичный и жизнерадостный человек, через некоторое время превратился в беспомощного старика. Мало кто из бывших коллег интересовался здоровьем артиста, а в последнее время ему никто даже не звонил. Это безразличие очень огорчало Михаила Давидовича, предчувствуя свою кончину, он попросил супругу не устраивать панихиду в театре.
Подпишитесь на наш сайт, чтобы не пропустить самое интересное!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Михаил Волков: Яркие роли, успех и печальная старость советского актёра
Михаил Волков — одни из самых талантливых советских актеров. Обладал благородной внешностью, Всегда поражал его проникновенный взгляд.
Михаил Волков — одни из самых ярких и талантливых советских актеров. Обладал интеллигентной, благородной внешностью. Всегда поражал его спокойный, проникновенный взгляд. Подарил зрителям незабываемые роли в кинолентах «Крах инженера Гарина», «Конец «Сатурна», «Командир счастливой «Щуки».
Выбор профессии
Михаил Давидович появился на свет в сентябре 1932 года в городе Проскурове (переименован в Хмельницкий). Настоящая фамилия артиста – Вильф. До войны отец работал в НКВД, потом стал социальным служащим. Мама по профессии была специалистом в области лекарственных средств и сырья для их изготовления.
С детских лет Миша мечтал о сцене. Родители надеялись, что сын подрастет и выберет более серьезную профессию. Например, станет врачом. В старших классах юноша решил подать документы в театральный институт. Несмотря на протесты близких, успешно сдал экзамены, и его зачислили на актерский факультет.
В 1954-м году одаренному актеру предложили место в областном театре им. Т.Г. Шевченко (г. Николаев), а через пару лет его зачислили в штат ТЮЗа (Киев). В начале 60-х в столице Украины гастролировал коллектив Ленинградского БДТ им. М. Горького. Волков пришел на спектакль и был сражен мастерством артистов.
После спектакля Михаил встретился с Г. Товстоноговым, попросил его «посмотреть» и произвел на режиссера БДТ благоприятное впечатление. На тот момент мэтр искал актера на роль Чацкого. Когда Волков об этом узнал, предложил свою кандидатуру. Вскоре состоялся худсовет и Михаила Давидовича утвердили на эту роль. Через некоторое время актер с семьей переехал в Ленинград.
Кинематограф
Популярность и признание Михаилу Волкову принесла роль Сергея Крылова в военной ленте «Конец «Сатурна» (1967 год). До этого он принимал участие только в фильмах-спектаклях («Вера» (дебют), «Рембрандт», «Обломов», «Совесть не прощает» и др.).
Через некоторое время сыграл капитана-разведчика в остросюжетной картине «Путь в «Сатурн». Также хочется отметить роль Сергея Крылова в военном фильме «Бой после победы», Валерия Рудакова в экранизации «Командир счастливой «Щуки», Шефера в фантастике «Крах инженера Гарина», художника в детективе «Выстрел в спину», полковника в военном телефильме «Кодовое название «Южный гром», господина Гутмана в приключенческой ленте «Кольцо из Амстердама» и др.
Последний раз принять участие в съемках короткометражной картины Виктора Бутурлина «Содержанка» (1998 год). Всего же в кинокопилке актера более 50 разножанровых фильмов.
Личная жизнь
Практически все экранные герои Михаила Волкова суровые, мужественные люди. В жизни актер слыл добрейшим человеком, с прекрасным чувством юмора. Он был душой компании, замечательно пел и играл на гитаре. Любил стильно одеваться, занимался спортом, не имел вредных привычек, предпочтение отдавал вегетарианским блюдам.
На заре карьеры женился на симпатичной девушке Алле Боровиковой. Она не была актрисой, работала в отделае постановок, занимала должность редактора.
Супруги очень нежно относились друг к другу, обожали дочь, которая не захотела стать актрисой. Училась в ЛГУ, позже работала в местном издании, прекрасно владела иностранными языками.
После 60 лет у Михаила Давидовича начались провалы в памяти. Как оказалось, у актера прогрессировала болезнь Альцгеймера. Лечение положительного результата не принесло, и через время жизнерадостный человек превратился в немощного старика.
Руководство театра, да и коллеги практически не навещали Волкова. А в последнее время даже не звонили. Михаил Давидович очень расстраивался из-за этого. И сказал жене, что, если с ним что-то случится, пусть не устраивает панихиду в театре.
22 июля 2001 года талантливого актера не стало. В последний путь Михаила Давидовича пришли провести несколько человек. Среди них были Кирилл Лавров и Георгий Штиль. Помня просьбу любимого мужа, Алла Павловна не стала обременять руководство театра. А они, сами, не удосужились почтить память своего, хоть и бывшего, но коллеги.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Волков Михаил Давидович
Волков (Вильф) Михаил Давидович
Заслуженный артист РСФСР (1978)
Родился 26 сентября 1932 года.
Умер 22 июля 2001 года.
Михаил Волков (настоящая фамилия – Вильф) родился в городе Проскурове (ныне – Хмельницкий) Хмельницкой области. Его отец Давид Александрович в предвоенные годы работал в НКВД, после войны – социальный служащий. Мать Анна Моисеевна была фармацевтом.
Родители мечтали, чтобы их сын стал медиком, но Михаила интересовал театр. По окончании школы он поступил на актёрский факультет Киевского института театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого, закончил его в 1954 году и был принят в труппу Николаевского областного театра имени Т.Г. Шевченко. Отработав там два сезона, Волков в 1956 году перешёл в Киевский ТЮЗ.
В 1961 году на гастроли в Киев приезжал Ленинградский БДТ имени М. Горького. Побывав на спектаклях театра, Михаил Давидович загорелся желанием работать в его труппе. Он показался главному режиссёру БДТ Георгию Товстоногову и произвёл на него хорошее впечатление. Товстоногов в тот момент как раз искал исполнителя на роль Чацкого и решил попробовать в этом образе Волкова. Состоялся худсовет, в результате которого кандидатура актёра была утверждена.
В 1961 году вместе с женой и годовалой дочкой Михаил Волков переехал в Ленинград. Но ожидаемое счастливое продолжение его актёрской карьеры в северной столице было омрачено. После нескольких репетиций роли Чацкого, стало понятно, что актёр говорил с украинским акцентом, и по этой причине его вскоре сняли с роли. Тяжело переживая свою неудачу, Волков попросил Товстоногова дать ему возможность играть в очередь с Кириллом Лавровым роль Молчалина. Режиссёр согласился и, в итоге, эта работа стала одной из лучших его ролей в БДТ. В прессе появились хвалебные отзывы, отмечающие хорошие актёрские способности Волкова (например, в журнале «Театр»).
Роль Молчалина открыла дорогу актёру к другим интересным работам. В частности, сыгранная вскоре роль Евдокимова в спектакле «Сто четыре страницы про любовь» Э.С. Радзинского закрепила успех Волкова у зрителей. Не за горами оказалось и приглашение в кино. Режиссёр Виллен Азаров утвердил актёра на главную роль в кинодилогию «Путь в “Сатурн”», «Конец “Сатурна”» и «Бой после победы», ставшую самой значимой в кинобиографии Михаила Волкова. В образе советского разведчика Сергея Крылова Волков оказался очень органичен и достоверен, в нём слились его природная мужественность, спокойная ненавязчивая манера игры, способность к внутреннему психологическому рисунку. В результате Крылов получился не надуманным шаблонным образом, а очень живым и естественным.
После роли советского разведчика у Михаила Волкова в кино были ещё несколько интересных работ, такие, как князь Сергей Тихвинский («Достояние республики»), Рудаков («Командир счастливой «Щуки”»), Шефер («Крах инженера Гарина»), Шутин («Выстрел в спину»), Гутман («Кольцо из Амстердама»), но в большинстве случаев режиссёры, в основном, использовали его внешние данные, удачно подходившие для героев остросюжетных фильмов.
Дальнейшая судьба Михаила Волкова в БДТ складывалось непросто. Его отношения с Товстоноговым были весьма напряжёнными, из-за чего он не всегда получал те роли, которые бы ему хотелось играть. Но среди них, всё же, случались удачи, характеризовавшие Волкова как интересного разнопланового артиста. На сцене БДТ им были сыграны: Кирилл («Моя старшая сестра» А.М. Володина), Чарльз Говард («Четвёртый» К.М. Симонова), Федотик («Три сестры» А.П. Чехова), Уолтер Франк («Цена» А. Миллера), архиепископ Йоркский («Король Генрих IV» В. Шекспира), Викентий Михайлович Воробьёв («Беспокойная старость» Л.Н. Рахманова), Шпекин («Ревизор» Н.В. Гоголя), маркиз Д’Орсиньи («Мольер» М.А. Булгакова), Чернявый («Энергичные люди» В.М. Шукшина), Милый («История лошади» Л.Н. Толстого), Олег Павлович («Жестокие игры» А.Н. Арбузова), Натэниел Уинкль («Пиквикский клуб» Ч. Диккенса), Варравин («Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина), Сенатор-конь («Театр времён Нерона и Сенеки» Э.С. Радзинского) и другие роли.
Волков также получал приглашения работать в других театрах. Например, Анатолий Эфрос звал его в Театр на Малой Бронной, Галина Волчек предлагала играть в «Современнике», но Волков до конца жизни оставался верен БДТ.
В жизни Михаил Давидович был безотказным и доверчивым, из-за чего его в театре прозвали «Бемби». Следил за собой, каждое утро делал зарядку, не пил, не курил, был вегетарианцем. В работе проявлял упрямство и упорство, отстаивал свою точку зрения. Дружил с Вадимом Медведевым и Валентиной Ковель, хорошие отношения поддерживал с Олегом Басилашвили. Был прекрасным семьянином, добытчиком для своей семьи. Его жена Боровикова Алла Павловна (1931–2015) работала редактором отдела постановок Ленинградского телевидения. Дочь окончила английское отделение ЛГУ, работала в журнале «Звезда».
В 1996 году Михаила Волкова постигла болезнь Альцгеймера, сделавшая его совершенно недееспособным. Со слов Аллы Павловны, вдовы актёра, в театре почти не интересовались состоянием здоровья Волкова, а последние несколько лет ему вообще никто не звонил. Обиженный артист, чувствуя свой скорый уход, попросил жену не устраивать панихиду в театре, что она и сделала. На похороны от БДТ пришли только Кирилл Лавров и Георгий Штиль. Похоронили Михаила Давидовича на кладбище города Пушкина в Царском селе.
Фильмы и роли:
1963: «Рембрандт», тв (Флинк); 1964: «Совесть не прощает», тв (Нияз); 1965: «Обломов», тв (Штольц), «Страх и отчаяние в Третьей империи», тв (Таллингер); 1967: «Путь в “Сатурн”» и «Конец “Сатурна”» (Сергей Крылов); 1968: «Пассажир с “Экватора”» (Филипп Ключик); 1969: «Вам!», тв (от Автора и от лица Поэта), «Правду! Ничего, кроме правды!», тв (Джон Кеннеди); 1970: «До востребования», тв (Самсонов), «Крушение империи» (Керенский), «Переступи порог» (ректор), «Семья Коцюбинских» (Керенский); 1971: «Бой после победы» (Сергей Крылов), «Достояние республики» (князь Сергей Тихвинский), «Ночь на 14-й параллели» (издатель), «Фиеста», тв (Джейк Барнс); 1972: «Командир счастливой “Щуки”» (Рудаков); 1973: «Крах инженера Гарина», тв (Шефер), «Хроника одной репетиции», тв (Евдокимов); 1975: «Тайна горного подземелья» (папа); 1980: «Выстрел в спину» (Шутин), «Кодовое название “Южный гром”», тв (Данилов); 1981: «Кольцо из Амстердама» (Гутман); 1983: «Смерть Тарелкина», тв (Варравин); 1989: «Энергичные люди», тв (Чернявый), «История лошади», тв (Бобринский, Милый и офицер); 1991: «Привал странников» (генерал Родионов).
ПАМЯТИ МИХАИЛА ВОЛКОВА
Надо найти слова. Надо преодолеть чувство ужаса от пришедшей за девять тысяч километров вести. Нельзя говорить: «как горько, что теперь мы…» или «прости меня за то, что я…». Все это будет про нас, про себя. Надо говорить о нем. Он нуждался в этом. Он недополучил слов о себе при жизни. Теперь он совсем ушел.
Надо найти слова. Слово. Слово, которое взорвет тишину, окружившую его уход.
Герой. Театру требуется герой. Жизни требуется герой. Молодежи требуется герой. Женщинам требуется герой. Надо искать героя. Такую задачу поставил Товстоногов, имея у себя под рукой очень сильную труппу БДТ.
Театр гастролировал в Киеве, и там Георгий Александрович заинтересовался (а при его темпераменте можно сказать — увлекся!) тремя актерами. Это был Павел Луспекаев, это был Олег Борисов, и это был Михаил Волков.
Миша пришел в наш театр в начале шестидесятых. На амплуа героя. Конкретнее: на амплуа героя-любовника. Миша был молод, статен и красив. Затевалась постановка «Горя от ума», и Миша был назначен на роль Чацкого. Репетировали всю зиму и весну. И тут Товстоногов совершил один из своих знаменитых поворотов Театра. Он ощутил и провозгласил, что Время если не отменило, то спутало все амплуа. В Чацком режиссер увидел черты неврастеника, даже эксцентрика. А герой-любовник должен был стать Молчалиным.
Переворот случился. Чацкого сыграл я. Не могу не писать об этом в связи с судьбой Миши Волкова, потому что это во многом определило дальнейшее.
«Еще раз про любовь» — так называлась пьеса Э.Радзинского. Доронина играла героиню. А героя, конечно, Волков. Прекрасно играли они оба. Но герой-то именно в любви оказался несостоятельным. Про это пьеса. Такое время. Современный герой-любовник не умеет любить. Плоть есть, Духа нет.
В конце шестидесятых я ставил в БДТ «Фиесту» Э.Хемингуэя. Главную роль — писателя Джейкоба Барнса — играл Михаил Волков. Незабываема радость от работы с ним. Роль «сплошная» — он занят в каждом эпизоде через всю пьесу. Окруженный замечательными партнерами — Гай, Стржельчик, Рецептер, Э.Попова, Данилов — в дуэте с Зиной Шарко, Миша овладел ритмами и стилем автора. В нем открылась нежность и теплота. Но у спектакля не было судьбы — зритель его не увидел. О причинах сегодня вспоминать не будем.
Через два года я сделал телефильм «Фиеста». Брет Эшли теперь играла Н.Тенякова, матадора — М.Барышников. Крупные планы дали возможность вглядеться в Джейкоба — Мишу Волкова. И, без преувеличения, — он был превосходен. Это был еще один поворот амплуа героя — любит и любим, но лишен радости плоти. Война отняла. «Фиеста» могла открыть зрителям нового Михаила Волкова — интеллектуального, стойкого и трагичного. Но… опять грубо вмешалось Время. Фильм запретили к показу по соображениям политическим.
Кино — судьба Михаила Волкова связана с двумя большими фильмами о советском разведчике. У «Сатурна» был большой успех. К Мише пришла популярность. Миша определился в сознании широкой аудитории как герой. Но это был скорее Герой Советского Союза, нежели тот герой, для воплощения которого Бог наградил его талантом.
А в театре мы с Мишей еще много играли вместе. В моей постановке «Мольера» Булгакова Волков прекрасно играл маркиза д’Орсиньи по прозвищу «Помолись» — ловеласа и бретера. Роль характерная — у него и это получалось. Волков вошел в спектакль «Цена» А.Миллера, и мы играли братьев Франк — Виктора и Уолтера. Здесь Миша овладевал сдержанностью и логикой резонера. В шукшинских «Энергичных людях» мы в очередь играли роль Чернявого.
Прогремел и объездил лучшие сцены мира спектакль «История лошади», поставленный Товстоноговым по пьесе М.Розовского. Волков играл победительного коня Милого. Это был истинный и неостановимый любовник. Но никак не герой. Героем был обездоленный мерин, которого с невероятной силой играл Е.Лебедев.
Мишин час был рядом, но он все никак не наступал.
Потом… потом много лет мы не виделись с Мишей Волковым. Так вышло. Я стал москвичом, и дороги наши не пересекались. А потом Миша стал болеть. Тяжко и непоправимо. Теперь Миши нет.
М. Волков (Джейк Барнс). «Фиеста».
Фото Нина Аловерт
Я никогда не видел его старым. Даже пожилым не видел я его. Вот как получилось. Я видел его только молодым.
Я не пишу некролог. Опоздал. Поздно до меня дошла весть о его смерти. Я пытаюсь анализировать феномен амплуа героя-любовника, главного амплуа традиционного театра. В БДТ — великом современном театре времен Товстоногова — произошел надлом этого амплуа. Надлом отразил драму современного человека — крушение цельности, болезненные комплексы, эгоизм, исключающий любовь как самопожертвование. Стало это драмой и для актера, созданного играть роли, которых в театре больше нет.
Думаю, отсюда была в Мише вечная неудовлетворенность. Он мучительно искал связь со временем, а она рвалась. Он много успел. Он был известен. Но никогда не обрел он в жизни покоя. В этом его особенность. Его мука. Его миссия в театре.
А я провожу сегодня бессонную ночь в моем номере в гостинице «Амурский залив». Вечером мне сообщили, что Миши не стало.
Его крупный план из «Фиесты» перед моими глазами. Сцена ловли форели. Два друга писателя пьют вино и говорят — неспешно и откровенно. Миша Волков и Гриша Гай играли эту сцену. Обоих уже нет. И оба умерли через страшную болезнь.
А тогда… шумела вода в быстрой речке. Из воды доставали замерзшую бутыль с вином. Разливали. Пили много, но мысли только прояснялись от вина. Говорили о профессии — о литературе.
— Можно… можно научиться писать так, чтобы текст стал ощутимой и очень нужной вещью… — говорил Джейк (Волков).
— Ну, и что тогда? Дальше-то что? — спрашивал скептик Билл (Гай).
Дальше? Дальше ничего и не нужно. Это самое большое, что может сделать писатель.
Миша Волков навсегда остался для меня главным героем моей первой театральной постановки.