артист крючков годы жизни
Николай Афанасьевич Крючков. Биографическая справка
6 января исполняется 100 лет со дня рождения актера Николая Крючкова.
Актер театра и кино, Народный артист СССР Николай Афанасьевич Крючков родился 6 января 1911 года (24 декабря 1910 года по старому стилю) в Москве в рабочей семье.
Отец Николая Афанасьевича, воевавший во время Первой мировой войны, скончался от ран, полученных на фронте, и матери пришлось одной воспитывать детей.
Окончив семь классов, Николай продолжил учебу в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при фабрике «Трехгорная мануфактура», где обучался профессии гравера-накатчика.
Успешно окончив училище, и, получив девятую высшую категорию рабочей сетки, Николай Крючков до 1930 г. работал гравером-накатчиком на фабрике «Трехгорная мануфактура».
Параллельно с учебой, а затем и работой Николай Крючков участвовал в художественной самодеятельности, занимаясь по вечерам в драмкружке. Его театральный дебют состоялся в 1927 г. в пьесе-монтаже «1905 год».
В 1928 г. Крючков поступил в студию при Театре рабочей молодежи (ТРАМ), при этом продолжал работать на Трехгорке, так как ему приходилось помогать семье.
До 1933 г. он был актером ТРАМа и, в основном, был занят в эпизодических ролях. В тот период самыми заметными его работами были роли в двух спектаклях: «Московский 10.10» и «Зови, фабком!» В последнем спектакле осенью 1931 года его заметил кинорежиссер Борис Барнет и пригласил сниматься в своей новой картине «Окраина», которая вышла на экраны в 1933 г.
Дебют Крючкова оказался удачным; в 1934 г. фильм был отмечен почетным призом Венецианского кинофестиваля.
В том же году Барнет вновь пригласил Крючкова на роль в своем следующем фильме «У самого синего моря», после чего Крючкова заметили и стали предлагать роли в кино. Из-за частых съемок ему даже пришлось в 1933 г. покинуть ТРАМ.
Крючков был одним из самых снимаемых актёров советского кино. В 1930-х гг. он снялся в фильмах «Частный случай» (1933), «Тринадцать» (1937), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938), «Комсомольск» (1938), «На границе» (1938), «Человек с ружьем» (1938), «Щорс» (1939), «Член правительства» (1939), «Ночь в сентябре» (1939), «Станица Дальняя» (1939).
В середине 1938 г. режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме «Трактористы». Вышедший на экраны в 1939 г. фильм ждал небывалый зрительский успех. Актеры, исполнившие главные роли, в 1941 г. стали лауреатами Сталинской премии, а Николай Крючков стал одним из самых любимых зрителями актеров.
В начале 1940-х гг. Крючков снялся в фильмах: «Яков Свердлов» (1940), «Брат героя» (1940), «В тылу врага» (1941), «Свинарка и пастух» (1941), в 1942 г. он снимался одновременно в пяти картинах: «Котовский», «Фронт», «Антоша Рыбкин», «Во имя Родины» и «Парень из нашего города». Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны.
Затем были фильмы «Фронт» (1943), «Малахов курган» (1944), «Небесный тихоход» (1945), «Свет над Россией» (1947), «Три встречи» (1948), «Звезда (1949), «Сталинградская битва» (1949), «Счастливый рейс» («Машина 22‑12») (1949) и др.
В 1950-е гг. Николай Крючков снимался в основном в фильмах об историческом прошлом России, гражданской и Великой Отечественной войне. Среди его работ этих лет фильмы «Максимка» (1952), «Море студеное» (1954), «Тревожная молодость» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Сорок первый» (1956), «Всего дороже» (1957), «Удивительное воскресенье» (1957), «Ленинградская симфония» (1957), «Матрос с «Кометы» (1958), «Над Тиссой» (1958), «Юность наших отцов» (1958), «Баллада о солдате» (1959), «Жестокость» (1959), «Майские звезды» (1959), «Поднятая целина» (1959-1961).
В конце 1950-х гг. Николай Крючков сыграл роль Любима Торцова в пьесе Островского «Бедность не порок» в московском Театре-студии киноактера.
В 1960-е гг. он продолжал сниматься в кино, одновременно работая в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера.
В начале 1960-х гг. актер снова вернулся к комедиям: в 1962 г. он снялся в роли старого слуги Ивана в «Гусарской балладе», а в 1964 г. сыграл роль богача Неуедова в «Женитьбе Бальзаминова», снялся также в фильмах «Дайте жалобную книгу» (1964),»Жили-были старик со старухой» (1964), «Какое оно, море?» (1964), «Ко мне, Мухтар!» (1964),»Дядюшкин сон» (1966), «По тонкому льду» (1966), «Доктор Вера» (1967), «Далеко на Западе» (1968), «День ангела» (1968), «Один шанс из тысячи» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Золото» (1969) и др.
В 1970-е гг. наиболее удачными работами Крючкова в кино критики считают фильмы «Морской характер» (1970), «Телеграмма» (1971), «Адрес вашего дома» (1972), «Горожане» (1975), «Когда наступает сентябрь» (1975), «Ты иногда вспоминай» (1977), «Бархатный сезон» (1978), «Мой друг дядя Ваня» (1978),»Осенний марафон» (1979).
За всю свою творческую жизнь он сыграл около 130 ролей в кино, среди которых немало главных ролей. Последними работами актера стали роли в фильмах «Царь Иван Грозный» (1991) и «Ангелы смерти» (1993).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом Октябрьской революции (1974).
Был лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу за 1973 год, премии «НИКА» в номинации «приз «Честь и достоинство за 1990 год».
У Николая Крючкова было четыре брака. Первой его женой была актриса Мария Пастухова, от которой у него сын Борис. Второй женой Крючкова стала актриса Алла Парфаньяк, в браке с которой у актера родился второй сын, Николай. В 1957 г. Алла Парфаньяк ушла от него (она затем стала женой Михаила Ульянова).
Третья жена Крючкова, спортсменка Зоя Кочановская, погибла на глазах у мужа. Ее сбила машина. Спустя два года Крючков женился в четвертый раз. Его избранницей стала ассистентка режиссера Лидия Николаевна. В этом браке у них родилась девочка, которую назвали Эльвирой. С Лидией Николаевной они прожили вместе до самой смерти актера.
Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и откртытых источников.
Николай Афанасьевич Крючков
Фото Все
Видео Все
Николай Крючков. Легенды мирового кино
‘Исторические хроники’ с Николаем Сванидзе 1939 год Николай Крючков
Николай Крючков. Парень из нашего города
Николай Крючков — биография
Его лицо – красивое, улыбчивое, открытое, запоминалось с первого взгляда. С такими лицами прямая дорога в Голливуд, на роль харизматичного соблазнителя или прожигателя жизни. Но Николай Крючков был советским человеком, и играть ему довелось летчиков, трактористов, партизан и шахтеров. Он был гениальным актером, талант которого подтверждают многочисленные правительственные награды и премии, он отдал кино свои лучшие годы.
Всесоюзная слава и любовь зрителей целой страны Советов пришла к актеру после выхода картин «Трактористы», «У самого синего моря», «Свинарка и пастух».
Детство и юность
Родился Николай Крючков 24 декабря 1910 года в Москве. Он всегда считал себя живучим, и это соответствовало истине. Его жизнь — это сплошное преодоление и борьба за выживание. Николай родился в пролетарской семье. Отец работал на мануфактурной фабрике, мама была ткачихой. Когда женщина была на седьмом месяце беременности, она пошла в погреб, подвернула ногу и упала. Погреб был глубоким, темным и сырым, она начала кричать, но ее не слышали. В это время у нее начались схватки, и мальчик родился недоношенным. Он был тощий, маленький и синюшный. Думали не выживет, но Коленька начал хорошо есть и набирать вес. Николай стал восьмым ребенком своих родителей, но выжить удалось только ему одному.
ФОто: Николай Крючков в молодости
Отец умер очень рано, здоровье мужчины подорвал тяжкий труд, война и революция. Николай практически не знал, что такое детские шалости и забавы, потому что девятилетним пацаном уже работал на том же предприятии, что и вся семья. Когда ему исполнилось 14, мама настояла, чтобы он пошел учиться. Он сдал документы в ФЗУ, по окончании которого должен был стать гравером-накатчиком.
Николай Крючков отличался своим веселым нравом, любил пошутить и иногда даже сострить, поэтому очень скоро оказался на сцене художественной самодеятельности.
Когда он впервые вышел на сцену, то моментально понял, что именно здесь его судьба и предназначение. Он мог бить чечетку, петь и играть на гармони, причем делал это лучше всех.
Но матери это фиглярство не нравилось. Пришлось идти на компромисс – Николай может поступать в свой театральный, но продолжает работать на фабрике. Чтобы жить, нужны были деньги.
В 1928 году Николай Крючков начал обучение в школе-студии актерского мастерства. Он продолжал работать, но все понимали, что рабочая специальность ему в жизни скорее всего не пригодится.
Фильмы
Иногда в столичный театр рабочей молодежи наведывались режиссеры, чтобы подобрать талантливых актеров в свои картины. Так произошло и в 1930-м, когда посмотреть одну из репетиций театра пришел Борис Барнет. Он остановил свой выбор на Крючкове, и предложил ему роль в ленте «Окраина». Фильм очень понравился зрительской аудитории, молодого актера заметили, и с этой картины началась успешная кинематографическая биография Николая Крючкова. В 1931-м тот же режиссер позвал Николая в картину «У самого синего моря», где стал моряком Алексеем. И снова высокая оценка зрителя, после которой у актера появляются первые поклонники.
С того времени Николай Крючков стал очень востребованным. Его позвали в картины «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и многие другие.
Настоящим успехом пользовалась новая работа Крючкова – картина «Трактористы», снятая режиссером Иваном Пырьевым. Лента вышла в 1939-м, и стала всенародно любимой. Картина прославила не только Николая Крючкова, но и Марину Ладынину, Бориса Андреева, Петра Алейникова, которых возвели в ранг народных героев.
В 1939-м вышел еще один фильм с участием Крючкова – «Член правительства», в котором он перевоплотился в весельчака Никиту. Главную героиню сыграла Вера Марецкая.
В том же 1939-м выходят еще две картины, где снялся Николай Крючков. Это были ленты «Щорс» и «Станица дальняя», актер появился там в эпизодах, но все равно запомнился зрителю. В 1940-м артист засветился в лентах «Яков Свердлов» и «Брат героя». Сюжет второй картины переносит зрителей в баталии финской войны, где Крючков стал красноармейцем Бойковым, получившим задание попасть в тыл врага. В процессе разведывательных действий он был смертельно ранен.
В 1941-м, как и все другие мужчины СССР, Крючков пошел в военкомат, с просьбой отправить его на фронт. И получил отказ от военкома, который сказал, что он больше принесет пользы своей творческой деятельностью, чем на фронте с винтовкой. Пик творческой карьеры артиста пришелся как раз на годы великой войны. Время было очень тяжелым, но кино продолжали снимать, и в эпицентре этого процесса как раз и был Крючков.
Середина 40-х годов добавила в фильмографию артиста много интересных картин, которые волновали и запоминались с первого просмотра. Это были ленты «Котовский», «Фронт», «Парень из нашего города», и другие. Но слава и любовь зрителей достались двум другим проектам – картинам «Свинарка и пастух» и «Небесный тихоход».
После войны Николай Крючков получил главную роль в фильме «Свет над Россией», в основу которого легли воспоминания матроса Рыбакова. В 1948-м вышла картина «Три встречи», с участием актера Крючкова. В фильме шел рассказ о том, как живут люди в первые послевоенные годы.
После этого Крючкова позвали на съемки двух драматических картин под названием «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949-м он сыграл одну из главных ролей в комедийной ленте «Счастливый рейс». Другие главные роли исполнили Михаил Жаров и Вера Орлова.
После войны Николай Крючков снимается много и плодотворно. Его творческая биография пополняется все новыми и новыми картинами, каждая из которых становилась настоящим шедевром.
В 1956-м Николая Крючкова снова позвали на съемки фильма о войне. Он назывался «Бессмертный гарнизон» и рассказывал о самом начале войны и сражении на Брестской крепости. Фильм получил диплом Венецианского фестиваля.
В том же 56-м Крючкова пригласил режиссер Григорий Чухрай, который начал съемки картины «Сорок первый». Главные роли в этой ленте достались Изольде Извицкой и Олегу Стриженову.
В 1958-м Николаю Крючкову дали роль центрального персонажа в картине «Ленинградская симфония», о блокадном периоде, о мужестве людей, сумевших выжить.
В конце 50-х артист снялся в ленте «Баллада о солдате», где главные роли достались Владимиру Ивашову, Жанне Прохоренко, Евгению Урбанскому.
В 60-е годы в фильмографии артиста начинают появляться комедийные ленты, в которые он очень органично вписывался.
В «Гусарской балладе», которую снял Эльдар Рязанов, Крючков стал пожилым слугой, а в главных ролях можно было увидеть Ларису Голубкину, Юрия Яковлева, Игоря Ильинского. Они все прославились благодаря этой ленте.
В 70-х годах прошлого века Николай Крючков продолжает быть востребованным. Он сотрудничает с разными режиссерами, и результатом этого стали многочисленные интересные проекты. Самыми запоминающимися получились картины «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон» и другие.
В 80-е годы Николая Крючкова начали приглашать на съемки только изредка, но даже те редкие кадры, в которых светился артист, не остались без внимания поклонников. Самыми лучшими работами того времени стали ленты «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград».
Последними работами актера были ленты «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», вышедшие в 1991-м и 1993-м.
Личная жизнь
В жизни актера было четыре официальных брака. Первой женой Николая Крючкова стала актриса Мария Пастухова, в браке с которой родился сын Борис. Второй раз актер женился на Алле Парфиньяк, и стал отцом сына Николая.
В третий раз Крючков пошел под венец со спортсменкой Зоей Кочановской, знакомство с которой состоялось во время съемок картины «Домой» в 1959-м. Женщины не стало спустя 3 месяца после бракосочетания, она попала под машину и погибла прямо на руках у мужа. После этой трагедии Николай Крючков впал в тяжелую депрессию, и у него сильно пошатнулось здоровье.
Николай Крючков в молодости
Через 2 года после трагедии в личной жизни артиста наступили перемены. Он женится в четвертый раз. Женщину звали Лидией, она работала помощником режиссера на киностудии, и была намного моложе Николая. Их семья была крепкой и счастливой, они прожили вместе до самой смерти Николая Крючкова. В этом браке у артиста родилась дочка Эльвира.
Смерть
В перестроечный период началось гонение на все, что в Советском Союзе казалось правильным и незыблемым. Не исключением стал и кинематограф. Период с 1930-го по 1950-й получил название сталинского, и все актеры, которые прославились в те годы, автоматически стали сталинистами. Николай Крючков тоже попал в немилость новому правительству, и Народному артисту пришлось просто выживать, практически в нищете.
Фото: Могила Николая Крючкова
Последние годы жизни Крючков с женой жили на даче в Икше. У него нашли онкологию – опухоль перекрывала горло, ему было больно говорить и даже дышать. Жена приходила к нему в больницу каждый день, пыталась поддержать и даже развеселить. Они шутили и даже пытались петь. Артист был очень слаб, поэтому часто впадал то ли в сон, то ли в забытье, которое продолжалось до получаса. Жена тормошила его, а он просил не мешать, говорил, что уже на половине пути к другой жизни.
Николая Крючкова не стало 13 апреля 1994 года. Местом упокоения стало Новодевичье кладбище. На его памятнике нет традиционного фото, артист смотрит на мир с барельефа.
Избранная фильмография
Ссылки
Николай Крючков
Имя: Николай Крючков (Nikolai Kriuchkov)
Отчество: Афанасьевич
День рождения: 24 декабря 1910
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Москва
Дата смерти: 13 апреля 1994 (83 года)
Причина смерти: узнать рак гортани
Где похоронен: узнать Москва, Новодевичье кладбище
Карьера: актер
Биография Николая Крючкова
Детство и юношеские годы
Отец, Афанасий Николаевич, в молодости трудился на тульских каменоломнях. Однажды он сцепился с десятником и в наказание отправился в солдаты. Получив тяжелое ранение, был комиссован и перебрался в Москву, где устроился разнорабочим на «Трехгорную мануфактуру».
Там он познакомился с молодой ткачихой Олимпиадой Федоровной, которая стала его женой. У них родилось восемь детей, но во время эпидемии тифа почти все они умерли (в живых остались только Николай и его старший брат Петр). В 1920 отец скончался, и мальчишки тоже вынуждены были устроиться на фабрику, чтобы заработать на кусок хлеба.
Несмотря на тягости и лишения, Николай рос веселым, озорным и смышленым парнишкой. В дворовой компании он был заводилой, в раннем детстве играл в лапту и футбол, гонял голубей, а когда подрос, стал заниматься боксом и верховой ездой.
Окончив семилетку, поступил в ФЗУ, где обучался граверному делу. Именно там юноша записался в драмкружок, который вскоре вытеснил все его прежние увлечения. Николай научился петь и бить чечетку, самостоятельно освоил игру на гитаре и гармошке, с удовольствием выступал на сцене местного клуба. А еще Крючков обожал кино – как только предоставлялась возможность, он мчался с приятелями в ближайший кинотеатр, где по десять раз мог смотреть одну и ту же картину.
Актерская карьера
Эта пагубная привычка преследовала актера в течение всей его жизни – Николай начал пить еще подростком, работая на текстильной фабрике. Став знаменитостью, актер не в силах был устоять перед соблазном опрокинуть рюмочку-другую со своими поклонниками, среди которых были очень важные и уважаемые люди. Полностью избавиться от зависимости Крючкову удалось только в конце 70-х, когда у него начались серьезные проблемы со здоровьем.
Конфликт с Михаилом Роммом на съемках «Тринадцати» (1937), который мог стоить потери репутации любому другому актеру, никак не отразился на карьере Николая Афанасьевича. Один за другим выходили фильмы с его участием, которые пользовались огромным успехом у советских зрителей.
До войны актер успел сняться в трех десятках картин и по праву считался народным любимцем. После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз он в числе других добровольцев рвался на фронт, но получил категорический отказ с железной аргументацией: «Здесь вы будете гораздо полезней, чем на передовой».
В послевоенные годы актер продолжал активно сниматься в кино, к этому времени он уже стал живой легендой и классиком советского экрана. В 1965 году Крючкову было присвоено высокое звание Народного артиста СССР, в 1980 он получил Золотую звезду Героя социалистического труда. За свою творческую жизнь он сыграл в 120 полнометражных фильмах, и даже будучи уже пожилым артистом, всегда «держал марку», не размениваясь на низкопробные роли в дешевых сериалах.
Много творческих сил и энергии Крючков отдал театру, особенно во времена «хрущевской оттепели». 50-е годы стали переломными в советском искусстве – новое время требовало других героев. Николаю Афанасьевичу пришлось отказаться от прежнего амплуа, и в этом ему помог Театр-студия киноактера, в котором он прослужил почти пятьдесят лет. Спектакль «Бедность не порок» по пьесе Островского посмотрела вся театральная Москва, а роль Любима Торцова стала для Крючкова отправной точкой для перехода к более глубоким и характерным ролям в кино.
В фильмографии актера стали появляться драматические роли, наводящие зрителей на серьезные размышления. Среди таких работ – «Дело Румянцева» (1955) с Алексеем Баталовым в главной роли, где Крючков впервые появился в несвойственном для себя отрицательном образе.
Также заслуживает внимания криминальная драма «Жестокость», где Крючков (1959) перевоплотился в начальника уголовного розыска. А молодого милиционера, оказавшегося перед сложным моральным выбором и в итоге покончившим жизнь самоубийством, сыграл Георгий Юматов, считавший эту работу самой удачной в своей кинокарьере.
Но большинство ролей Крючкова все же были сыграны в картинах легкого комедийного жанра («Гусарская баллада», «Женитьба Бальзаминова», «Дайте жалобную книгу», «Осенний марафон»), он даже неоднократно снимался в сатирическом киножурнале «Фитиль».
Личная жизнь Николая Крючкова
Брак продлился недолго, и даже рождение сына Бориса не помогло супругам сохранить семью. К тому времени Крючков был уже очень известным артистом, много снимался, выпивал и редко появлялся дома. Марию не устраивала такая жизнь, и она, забрав ребенка, уехала из Москвы в Брест.
Крючков быстро утешился в объятиях другой молоденькой актрисы, студентки Щукинского училища Аллы Парфаньяк. Они познакомились на съемках картины «Небесный тихоход». После выхода фильма на экраны Николай развелся с первой женой и сделал предложение новой избраннице. Влюбленные поженились в 1945 году, вскоре у них родился сын Николай.
Но и этот брак продлился недолго – постепенно их чувства стали остывать, Крючков увлекся спортсменкой Зоей Качановской, а за Аллой стал ухаживать актер Михаил Ульянов. В 1957 году супруги подали на развод, и Николай Афанасьевич ушел к новой пассии, оставив жене и сыну двухкомнатную квартиру в центре Москвы.
Новое в блогах
Николай Крючков-110 дней со дня рождения
Его лицо – красивое, улыбчивое, открытое, запоминалось с первого взгляда. С такими лицами прямая дорога в Голливуд, на роль харизматичного соблазнителя или прожигателя жизни. Но Николай Крючков был советским человеком, и играть ему довелось летчиков, трактористов, партизан и шахтеров. Он был гениальным актером, талант которого подтверждают многочисленные правительственные награды и премии, он отдал кино свои лучшие годы.
Всесоюзная слава и любовь зрителей целой страны Советов пришла к актеру после выхода картин «Трактористы», «У самого синего моря», «Свинарка и пастух».
Детство и юность
Родился Николай Крючков 24 декабря 1910 года в Москве. Он всегда считал себя живучим, и это соответствовало истине. Его жизнь — это сплошное преодоление и борьба за выживание. Николай родился в пролетарской семье. Отец работал на мануфактурной фабрике, мама была ткачихой. Когда женщина была на седьмом месяце беременности, она пошла в погреб, подвернула ногу и упала. Погреб был глубоким, темным и сырым, она начала кричать, но ее не слышали. В это время у нее начались схватки, и мальчик родился недоношенным. Он был тощий, маленький и синюшный. Думали не выживет, но Коленька начал хорошо есть и набирать вес. Николай стал восьмым ребенком своих родителей, но выжить удалось только ему одному.
ФОто: Николай Крючков в молодости
Отец умер очень рано, здоровье мужчины подорвал тяжкий труд, война и революция. Николай практически не знал, что такое детские шалости и забавы, потому что девятилетним пацаном уже работал на том же предприятии, что и вся семья. Когда ему исполнилось 14, мама настояла, чтобы он пошел учиться. Он сдал документы в ФЗУ, по окончании которого должен был стать гравером-накатчиком.
Николай Крючков отличался своим веселым нравом, любил пошутить и иногда даже сострить, поэтому очень скоро оказался на сцене художественной самодеятельности.
Когда он впервые вышел на сцену, то моментально понял, что именно здесь его судьба и предназначение. Он мог бить чечетку, петь и играть на гармони, причем делал это лучше всех.
Но матери это фиглярство не нравилось. Пришлось идти на компромисс – Николай может поступать в свой театральный, но продолжает работать на фабрике. Чтобы жить, нужны были деньги.
В 1928 году Николай Крючков начал обучение в школе-студии актерского мастерства. Он продолжал работать, но все понимали, что рабочая специальность ему в жизни скорее всего не пригодится.
Фильмы
Иногда в столичный театр рабочей молодежи наведывались режиссеры, чтобы подобрать талантливых актеров в свои картины. Так произошло и в 1930-м, когда посмотреть одну из репетиций театра пришел Борис Барнет. Он остановил свой выбор на Крючкове, и предложил ему роль в ленте «Окраина». Фильм очень понравился зрительской аудитории, молодого актера заметили, и с этой картины началась успешная кинематографическая биография Николая Крючкова. В 1931-м тот же режиссер позвал Николая в картину «У самого синего моря», где стал моряком Алексеем. И снова высокая оценка зрителя, после которой у актера появляются первые поклонники.
С того времени Николай Крючков стал очень востребованным. Его позвали в картины «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и многие другие.
Настоящим успехом пользовалась новая работа Крючкова – картина «Трактористы», снятая режиссером Иваном Пырьевым. Лента вышла в 1939-м, и стала всенародно любимой. Картина прославила не только Николая Крючкова, но и Марину Ладынину, Бориса Андреева, Петра Алейникова, которых возвели в ранг народных героев.
В 1939-м вышел еще один фильм с участием Крючкова – «Член правительства», в котором он перевоплотился в весельчака Никиту. Главную героиню сыграла Вера Марецкая.
В том же 1939-м выходят еще две картины, где снялся Николай Крючков. Это были ленты «Щорс» и «Станица дальняя», актер появился там в эпизодах, но все равно запомнился зрителю. В 1940-м артист засветился в лентах «Яков Свердлов» и «Брат героя». Сюжет второй картины переносит зрителей в баталии финской войны, где Крючков стал красноармейцем Бойковым, получившим задание попасть в тыл врага. В процессе разведывательных действий он был смертельно ранен.
В 1941-м, как и все другие мужчины СССР, Крючков пошел в военкомат, с просьбой отправить его на фронт. И получил отказ от военкома, который сказал, что он больше принесет пользы своей творческой деятельностью, чем на фронте с винтовкой. Пик творческой карьеры артиста пришелся как раз на годы великой войны. Время было очень тяжелым, но кино продолжали снимать, и в эпицентре этого процесса как раз и был Крючков.
Середина 40-х годов добавила в фильмографию артиста много интересных картин, которые волновали и запоминались с первого просмотра. Это были ленты «Котовский», «Фронт», «Парень из нашего города», и другие. Но слава и любовь зрителей достались двум другим проектам – картинам «Свинарка и пастух» и «Небесный тихоход».
После войны Николай Крючков получил главную роль в фильме «Свет над Россией», в основу которого легли воспоминания матроса Рыбакова. В 1948-м вышла картина «Три встречи», с участием актера Крючкова. В фильме шел рассказ о том, как живут люди в первые послевоенные годы.
После этого Крючкова позвали на съемки двух драматических картин под названием «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949-м он сыграл одну из главных ролей в комедийной ленте «Счастливый рейс». Другие главные роли исполнили Михаил Жаров и Вера Орлова.
После войны Николай Крючков снимается много и плодотворно. Его творческая биография пополняется все новыми и новыми картинами, каждая из которых становилась настоящим шедевром.
В 1956-м Николая Крючкова снова позвали на съемки фильма о войне. Он назывался «Бессмертный гарнизон» и рассказывал о самом начале войны и сражении на Брестской крепости. Фильм получил диплом Венецианского фестиваля.
В том же 56-м Крючкова пригласил режиссер Григорий Чухрай, который начал съемки картины «Сорок первый». Главные роли в этой ленте достались Изольде Извицкой и Олегу Стриженову.
В 1958-м Николаю Крючкову дали роль центрального персонажа в картине «Ленинградская симфония», о блокадном периоде, о мужестве людей, сумевших выжить.
В конце 50-х артист снялся в ленте «Баллада о солдате», где главные роли достались Владимиру Ивашову, Жанне Прохоренко, Евгению Урбанскому.
В 60-е годы в фильмографии артиста начинают появляться комедийные ленты, в которые он очень органично вписывался.
В «Гусарской балладе», которую снял Эльдар Рязанов, Крючков стал пожилым слугой, а в главных ролях можно было увидеть Ларису Голубкину, Юрия Яковлева, Игоря Ильинского. Они все прославились благодаря этой ленте.
В 70-х годах прошлого века Николай Крючков продолжает быть востребованным. Он сотрудничает с разными режиссерами, и результатом этого стали многочисленные интересные проекты. Самыми запоминающимися получились картины «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон» и другие.
В 80-е годы Николая Крючкова начали приглашать на съемки только изредка, но даже те редкие кадры, в которых светился артист, не остались без внимания поклонников. Самыми лучшими работами того времени стали ленты «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград».
Последними работами актера были ленты «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», вышедшие в 1991-м и 1993-м.
Личная жизнь
В жизни актера было четыре официальных брака. Первой женой Николая Крючкова стала актриса Мария Пастухова, в браке с которой родился сын Борис. Второй раз актер женился на Алле Парфиньяк, и стал отцом сына Николая.
В третий раз Крючков пошел под венец со спортсменкой Зоей Кочановской, знакомство с которой состоялось во время съемок картины «Домой» в 1959-м. Женщины не стало спустя 3 месяца после бракосочетания, она попала под машину и погибла прямо на руках у мужа. После этой трагедии Николай Крючков впал в тяжелую депрессию, и у него сильно пошатнулось здоровье.
Николай Крючков в молодости
Через 2 года после трагедии в личной жизни артиста наступили перемены. Он женится в четвертый раз. Женщину звали Лидией, она работала помощником режиссера на киностудии, и была намного моложе Николая. Их семья была крепкой и счастливой, они прожили вместе до самой смерти Николая Крючкова. В этом браке у артиста родилась дочка Эльвира.
Смерть
В перестроечный период началось гонение на все, что в Советском Союзе казалось правильным и незыблемым. Не исключением стал и кинематограф. Период с 1930-го по 1950-й получил название сталинского, и все актеры, которые прославились в те годы, автоматически стали сталинистами. Николай Крючков тоже попал в немилость новому правительству, и Народному артисту пришлось просто выживать, практически в нищете.
Фото: Могила Николая Крючкова
Последние годы жизни Крючков с женой жили на даче в Икше. У него нашли онкологию – опухоль перекрывала горло, ему было больно говорить и даже дышать. Жена приходила к нему в больницу каждый день, пыталась поддержать и даже развеселить. Они шутили и даже пытались петь. Артист был очень слаб, поэтому часто впадал то ли в сон, то ли в забытье, которое продолжалось до получаса. Жена тормошила его, а он просил не мешать, говорил, что уже на половине пути к другой жизни.
Николая Крючкова не стало 13 апреля 1994 года. Местом упокоения стало Новодевичье кладбище. На его памятнике нет традиционного фото, артист смотрит на мир с барельефа.