артист любшин годы жизни
Станислав Андреевич Любшин
Фото Все
Видео Все
Встречи на Моховой. Станислав Любшин
Станислав Любшин. Линия жизни / Телеканал Культура
Станислав Любшин — биография
Несмотря на свой преклонный возраст, этот актер остается очень обаятельным мужчиной, с пронзительным взглядом выразительных голубых глаз. Образы, созданные Станиславом Любшиным в кино и театре, до сих пор остаются интересными и актуальными. Его творческая судьба сложилась очень удачно, так же как и личная жизнь. Ему повезло встретить в жизни свою большую любовь, и доказать всем, что для настоящих чувств неважны преграды и условности.
Фильмография актера Станислава Любшина состоит из нескольких десятков работ, но по настоящему он прославился после картины «Щит и меч».
Детство и юность
Родился Станислав Любшин 6 апреля 1933 года в деревне Владыкино, недалеко от Москвы. У мальчика была обычная семья, отец занимал должность агронома, мама работала на ферме. После Славы в семье родились еще двое детей. У него было обычное детство деревенского мальчишки, а там взрослеют очень рано. Славе только исполнилось восемь, а он уже пытался принести в семью какие-то деньги. Мальчику дали работу в совхозе, он должен был отгонять птиц от плодовых деревьев, чтобы сохранить урожай. Потом подросшего паренька поставили сторожем.
Фото: Станислав Любшин в молодости
Жить и работать в деревне всегда было очень тяжело. Особенно доставалось женщинам скотницам, которые еще до рассвета должны были бежать на ферму, и оставаться там до позднего вечера. Мама Славы приходила домой только после восьми вечера, занималась детьми и домашним хозяйством, и только глубокой ночью дожилась спать. И так практически ежедневно из года в год. Чтобы хоть как-то скрасить эту беспросветность, деревенские женщины решили создать свой театр. На репетиции в любительском драмкружке спешили все, кому хотелось реализовать себя на сцене. Они подбирали себе серьезный репертуар, долго репетировали, и потом выступали перед своими односельчанами. Мама Станислава была первой красавицей в деревне, поэтому ей всегда доверяли играть главных персонажей.
Мальчик часто прибегал на репетиции самодеятельного театра, и впитывал в себя все, что там происходило. Уже тогда в его детской душе начала зарождаться любовь к сцене.
В школе Любшину тоже нравилось заниматься в драмкружке, но по ее окончанию он решил, что нужно выбирать серьезную специальность. Так парень стал студентом кислородно-сварочного техникума. После этого Станислава призвали в армию. После получения диплома он мог устроиться на работу в тот же техникум, в котором учился, но именно в это время пришло понимание, что его все больше тянет к искусству.
Перед подачей документов в театральный вуз, Любшин пришел за советом к родителям. Станислав навсегда запомнил слезы матери и слова, которые сказал ему отец. Родители смотрели телевизор(они только начинали появляться, и были с большой линзой, в которой колыхалась вода). На экране пел Иван Козловский, за его спиной стоял хор. Вот тогда отец показал на певца пальцем, сказал, что если он сможет стать как Козловский, то пусть идет, а если будет стоять во втором ряду, то не стоит и пытаться.
После такого своеобразного благословения, юноша отправился на экзамены в театральный вуз. Предпочтение Любшин отдал училищу им.Щепкина, и в том же году стал его студентом. Диплом об окончании Станислав получил в 1959-м.
Театр
Театральная биография Станислава Любшина стартовала с «Оптимистической трагедии». Это была дипломная работа молодого артиста, и именно благодаря этой постановке он оказался в театре «Современник». Присутствовавший на спектакле Олег Табаков очень заинтересовался Любшиным и дал ему самые лучшие рекомендации. Молодой артист сумел подменить именитого Табакова в спектакле «Пять вечеров», когда тому нужно было выйти на сцену в другой постановке. Так поочередно с Табаковым они и играли персонажа Славку.
Сцене этого театра Станислав Любшин отдал четыре года, и сыграл несколько интересных персонажей. В 1964-м он перешел в Театр на Таганке. И служил там до 1967 года. После этого были разные сцены – тетра им.Ермоловой, театра на Малой Бронной, пока в 1981-м Любшин не вошел в труппу МХАТа им.Чехова. Этот театр стал для него действительно родным, он чувствует себя там, как дома, и остается верным ему до настоящего времени.
Станислав Любшин был задействован в постановках «Три сестры», «Вишневый сад», «Борис Годунов» и других, которые зрители помнят до сих пор.
Фильмы
Первые роли в кино Любшин сыграл уже после выпуска из «Щепки», но они были такими незначительными, что никакой роли в его карьере не сыграли. После у актера начали появляться роли второго плана, уже более запоминающееся.
Первая серьезная заявка на успех состоялась в 1963-м, когда Любшин снялся в картине «Застава Ильича». Он сыграл Славку Костикова. Работу актера оценили по достоинству, режиссерам понравился этот интеллигентный молодой человек. Лента не понравилась Никите Хрущеву, и ее завернули. Спустя 2 года, после доработки, картине дали другое название и представили на Венецианском фестивале. Лента получила название «Мне двадцать лет», и была отмечена премией этого фестиваля.
Все мальчишки его поколения прошли через войну, они хотели бить фашистов и рвались на фронт. Станислав тоже хотел добровольно уйти на фронт, но из военкомата его отправили домой. Мечта бить врага осуществилась гораздо позже, в 1967-м, когда Станиславу предложили сыграть главную роль в картине «Щит и меч». Так он стал разведчиком Александром Беловым, и после выхода картины очень популярным актером. Режиссеры забрасывали его предложениями, но все предлагаемые образы были в одном и том же амплуа. Любшину хотелось чего-то другого, и от многих ролей он просто отказался.
В 1970-м Станислав засветился в картине Василия Ордынского «Красная площадь», где стал комиссаром Амелиным – ярым борцом за идеи революции. В 1972-м артисту предложили перевоплотиться в ученого в фильме «Монолог», в 1974-м он стал полублатным вором в ленте «Ксения, любимая жена Федора». Интересными стали и картины «Моя жизнь», «Печки-лавочки», «Степь», в которых у Любшина роли второго плана.
Путь в режиссуру Станислава Любшина оказался долгим и трудным. Еще в начале 70-х он хотел снять картину, в основу которой было взято произведение Шукшина, но получил категорический отказ руководителей киностудии «Мосфильм». Эта лента увидела мир только в 1977-м. Любшин выступил в роли режиссера и исполнителя одной из ролей. Эта картина принесла Станиславу награду на международном фестивале.
Свою лучшую роль Станислав Любшин сыграл в картине «Пять вечеров», снятой Никитой Михалковым. Эта роль принесла актеру еще одно звание лучшего актера года.
В 80-х Любшин снимался много и часто, в его карьере появились новые интересные работы. Самым лучшим фильмом того периода стал «Кин-Дза-Дза», режиссера Георгия Данелия. В этой картине Станиславу досталась главная роль – инженер Владимир Машков.
В новом веке работы у актера поубавилось, но его все же зовут сниматься, причем в главных ролях. В 2002-м Любшин сыграл центрального персонажа в картине «Обнаженная натура», в 2007-м стал Сергеем Волконским в ленте «Одна любовь души моей».
2008-й год принес еще одну главную роль в фильме «Кружева», в 2009-м артист засветился в альманахе «Потому что это я», в 2011-м зрители могли оценить Любшина в картине «Дед».
Личная жизнь
За свою долгую жизнь Станислав Любшин в ЗАГСе побывал два раза. Первую жену звали Светлана, их брак длился сорок четыре года. Он увидел ее впервые еще во время учебы в техникуме. Девушка училась в академии им.Тимирязева, и приехала в их деревню на летнюю практику. В 1955-м они стали родителями сына Юрия, в 1964-м родился их второй сын – Вадим. Старший сын стал кинооператором, младший актером. Из Станислава получился очень хороший и ответственный отец. Чтобы его сыновья ни в чем не нуждались, он работал очень много, а мальчики гордились своим папой и не пропускали ни одного фильма и постановки, где он участвовал. Первые крупные ссоры начались в семье после перехода Любшина во МХАТ. Он начал злоупотреблять спиртным, жена нервничала и закатывала скандалы. Но окончательно семейная жизнь разладилась, когда он впервые увидел молодую женщину по имени Ирина.
Фото: Станислав Любшин с женой
Второй раз Любшин женился на Ирине Корнеевой. Разница в возрасте супругов составляет без малого сорок лет, но это не помешало им стать счастливыми. Девушка работала журналисткой, знакомство состоялось в Польше и сразу переросло в бурный роман.
Для первой жены это событие стало настоящей травмой, она считает, что Ирина просто корыстная женщина, и брак с Любшиным для нее просто способ засветиться в обществе. Но что бы там не говорили за их спиной, Станислав и Ирина вместе уже два десятка лет, их чувства проверены не только годами, но и болезнью мужа. Когда Станислав оказался в больнице с диагнозом инсульт, то именно Ирина была рядом с ним, выхаживала и вселяла в него надежду.
Спустя годы сыновья актера приняли выбор отца, и даже сказали, что ему очень повезло встретить родную душу. Со Светланой таких отношений не было, они были слишком разные. У Ирины и Станислава много общего, ей, как театральному журналисту, есть о чем поговорить с мужем, ведь за его плечами такая долгая сценическая жизнь.
Станислав Любшин сейчас
В 2017 году Станислава Любшина пригласили на съемки комедии «Вечная жизнь», которую зрители смогли оценить в 2018 году. Главный герой ленты – актер Александр Христофоров, который после ухода со сцены устроился на работу в развлекательный парк. Кроме Станислава Любшина в актерский состав ленты вошли очень известные и востребованные актеры.
Избранная фильмография
Ссылки
Станислав Любшин
Биография
Станислав Любшин — советский и российский актер театра и кино, народный артист РСФСР. Станислав Андреевич одинаково точно и правдиво воссоздавал на экране образы военных и простоватых рабочих, социальных героев и экзальтированных художников. Его застенчивая улыбка и слегка меланхоличный взгляд стали настоящим символом эпохи, а умение молчать в кадре перевернуло в актерской среде отношение к главной роли.
Детство и юность
Станислав Любшин родился 6 апреля 1933 года в Подмосковье. Там, в деревеньке Владыкино, и прошло его детство. Отец работал агрономом, мать — скотницей. Семья жила скромно. Станислав — старший из трех детей. Чтобы помочь родителям, он уже в 8 лет познал тяжелый крестьянский труд: сначала отгонял галок от деревьев в совхозном саду, затем работал сторожем в местном тепличном хозяйстве.
Деревенские женщины вставали в 4 утра и ложились отдыхать ближе к полуночи. Никаких развлечений не было, поэтому они самостоятельно организовали любительский театральный кружок. На импровизированной сцене ставили серьезные спектакли, а мама Любшина всегда исполняла в них главные роли. С тех пор мальчик и заинтересовался театром.
В школьные годы он сам начал посещать драмкружок, но после окончания школы поступил в техникум, затем служил в армии. По специальности Станислав не работал, хотя директор техникума предлагал ему остаться.
Перед поступлением в театральный институт парень посоветовался с родителями. Станислав Любшин вспоминает, что мать тогда заплакала, а отец долго молчал, затем согласился, но с условием, что сын станет ведущим актером. Парень поступил в Щепкинское театральное училище, а в 1959 году стал дипломированным актером.
Театр
Его первая роль в дипломном спектакле «Оптимистическая трагедия» стала знаковой в судьбе. Талантливого парня заметил Олег Табаков и рекомендовал его в «Современник». Вскоре состоялся дебют Любшина на легендарной сцене. Случилось так, что срочно потребовался актер на замену Олегу Табакову, занятому в другом спектакле. Станислав Любшин отлично справился с ролью Славки в постановке «Пять вечеров».
В театре «Современник» он служил 4 года. За это время сыграл Глухаря в «Двух цветах» и Генриха и Христиана в «Голом короле». В 1964–1967 годах Станислав Любшин трудился в Театре на Таганке. Он запомнился зрителю по спектаклям «Герой нашего времени» и «Добрый человек из Сезуана».
Позднее Станислав Любшин служил в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой. В Театре на Малой Бронной актеру посчастливилось сотрудничать с режиссером Анатолием Эфросом. Исполнитель блистал в постановках «Веранда в лесу» и «Конец Дон Жуана».
В 1981 году он перешел во МХАТ (ныне МХТ им. А. П. Чехова), где до сих пор входит в число ведущих исполнителей. Актер говорил, что после долгих скитаний обрел свою сцену, потому что сам по натуре — чеховский актер. На мхатовской сцене он играл в спектаклях «Три сестры», «Вишневый сад», «Иванов».
Фильмы
Станислава Любшина пригласили в кино вскоре после окончания училища, но известности ранние роли ему не принесли. В молодости актер играл студентов, военных, шоферов и даже священников. Впоследствии высокий и статный актер (рост Любшина — 178 см, вес — 75 кг) получил ряд ролей солдат и революционеров, которые и сделали Станислава Любшина популярным.
Зритель узнал актера после фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича», снятого в 1963 году. Славка Костиков в его исполнении получился настоящим, достоверным, а режиссеры отметили интеллигентную игру Любшина. Вместе с молодым артистом на экране появились Валентин Попов, Николай Губенко.
Картину раскритиковал Хрущев, после чего ее вернули на доработку. Через два года она вышла уже с другим названием — «Мне двадцать лет» — и получила премию Венецианского фестиваля.
Станислав Любшин в сериале «Щит и меч»
В 1960-е фильмография актера пополнялась яркими работами, такими как драма «Если ты прав», где партнершей Любшина стала Жанна Болотова, экранизация повести Василя Быкова «Третья ракета», в которой Станислав снялся вместе с Георгием Жженовым. В репертуаре исполнителя появился и тургеневской герой: вместе с Ириной Печерниковой, Иннокентием Смоктуновским Любшин сыграл в телефильме «Первая любовь».
В детстве Станислав мечтал бороться против фашистов, даже приходил добровольцем в военкомат — не взяли. Зато в 1967 году его пригласили на роль разведчика Александра Белова в сериал «Щит и меч». Намного позже Любшин узнает, что главный герой шпионской саги станет любимым персонажем для тогда еще школьника Владимира Путина. Именно после просмотра этого фильма мальчик решит посвятить свою жизнь деятельности разведчика.
Многосерийный фильм получился ярким и запоминающимся, его полюбили миллионы советских зрителей, а Станислав Любшин стал востребованным актером. Его фото появлялись на обложке журнала «Экран». Исполнителя расстраивало только то, что режиссеры предлагали ему однотипные роли. Он отказывался и ждал своего часа.
Станислав Любшин — «Губы окаянные»Станислав Любшин долго шел к своему режиссерскому дебюту. В 1970-х у него был шанс снять фильм по повести Василия Шукшина «Позови меня в даль светлую», но чиновники Госкино отказали ему. Лента вышла на экраны в 1977 году, через три года после смерти писателя, на этот раз инициатива исходила не от актера, а от руководства «Мосфильма». Станислав Любшин был не только режиссером, но и сыграл в картине мужчину-неудачника, спивающегося и теряющего себя. За эту работу актер и режиссер получил премию международного фестиваля.
Одной из лучших работ Станислава Андреевича стала роль Саши Ильина в фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров». В «Современнике» он начинал с этого же спектакля. Партнершей актера по фильму была Людмила Гурченко. Запомнился романс «Губы окаянные» в исполнении героя, Ильина, правда, за кадром прозвучал голос не самого актера, а Сергея Никитина. После выхода «Пяти вечеров» на экраны Любшин был во второй раз признан лучшим актером года.
Среди его актерских работ того периода стоит выделить культовый фильм «Кин-дза-дза», который считается одним из столпов кинематографической научной фантастики. В знаменитом фильме Георгия Данелии актер сыграл главную роль Владимира Машкова, московского инженера-строителя. После встречи с загадочным студентом Владимир внезапно попадает в пустыню, которая, как позже оказалось, находится на другой планете.
Артист любшин годы жизни
Советский и российский актер театра и кино, режиссер
Биография
Станислав Любшин появился на свет в Подмосковье. Все его детство и школьные годы прошли в деревне Владыкино. Отец работал агрономом, а мать – скотницей.
Станислав Андреевич вспоминает: «Я жил в деревне подмосковной, Владыкино, это теперь Москва. У нас в деревне совхоз был. Мать на скотном дворе работала, отец был агрономом, потом военным. Среда была сельская, район тяжелый. Такого, чтобы, как сейчас, людей обижать, стариков, бедных грабить, сумки воровать – этого не было. Если грабили, то сберкассу или магазин. У нас каждый месяц грабили магазин. Один магазин был, и 30-го или 31-го числа его грабили. Все заранее знали, во сколько часов это будет.
Или, наоборот. За воротами нашего совхоза пивная стояла, «Ягодка» называлась. Ребята взрослые зацепят ее за автобус и отвезут за три остановки. Люди приходят с утра, а ее нет, надо три остановки идти, чтобы опохмелиться. Такие были номера. Нас у родителей трое было, я старший, брат был моложе на год, потом сестренка. И я, в общем, ответственно относился к жизни».
Уже в детстве мальчик проявлял артистические способности. Вместе с мамой играл в драматическом кружке в местном совхозе: «С восьми лет начал работать. Сначала в совхозе галок гонял в саду, ворон отпугивал, потом до сторожа дошел, такую сделал сельскохозяйственную карьеру. А мать занималась самодеятельностью. Этим женщинам, которые в четыре утра вставали и шли доить коров, потом приходили и занимались целый день детьми и домом, им хотелось еще чего-то. Они организовали в совхозе драмкружок, «Грозу» ставили, «Горячее сердце», да, серьезную литературу».
После окончания школы юноша решил получить профессию сварщика. Поступил в Кислородно-сварочный техникум, а ночами подрабатывал сторожем, затем отправился служить в армию. По специальности Станислав не трудился, хотя директор техникума предлагал ему остаться.
Все эти годы Любшин грезил театральным институтом. И, пообещав родителям, что станет ведущим актером страны, подал документы в Щепкинское театральное училище.
«Я решил с родителями посоветоваться. У соседа, опять же, как в «Пяти вечерах», телевизор КВН был, с линзой. Когда люди по полу ходили, вода в линзе колыхалась, и артисты были в полоску. Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Козловский Иван Семенович поет, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное». Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: «Если ты будешь, как он, – показал на Козловского, – иди. А если как за ним, то не надо», – рассказывает Станислав.
В 1959 году Любшин получил диплом артиста.
Театр
По окончании учебного заведения начинающий актер был принят в театр «Современник». Исполнил множество ролей: Славка в спектакле «Пять вечеров», Генрих и Христиан в постановке «Голый король», Шаманов в «Прошлым летом в Чулимске», Глухарь в «Двух цветах».
С 1964 года работал в Театре на Таганке. Запомнился зрителю по постановкам «Герой нашего времени» и «Добрый человек из Сезуана».
Также Станислав Любшин трудился в театре имени Ермоловой, Театре на Малой Бронной. А в 1981-ом перешел в МХАТ им. Чехова, где и по сей день радует своим талантом поклонников.
На мхатовской сцене он играл в спектаклях «Три сестры», «Вишневый сад», «Иванов», «Борис Годунов», «Немного нежности», «Мефисто», «Слава», «Ночь влюбленных» и многих других.
Театральные работы
Театр имени М. Н. Ермоловой:
Театр на Малой Бронной:
Московский художественный театр:
Кинематограф
В кино Станислав Любшин дебютировал в военной драме Захара Аграненко «Ленинградская симфония», где исполнил роль студента. Затем снялся в «короткометражке» «Сегодня увольнения не будет» и в комедии «Конец цвета».
«Мне двадцать лет»
Известность пришла к Любшину после молодежного фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича», который вышел на экраны в 1963 году. Киноповесть, посвященная молодежи шестидесятых годов. Его персонаж – строитель Славка Костиков – получился искренним и настоящим.
Однако картину раскритиковал Никита Хрущев, после чего ее вернули на доработку. Через два года она вышла уже с другим названием – «Мне двадцать лет» и взяла премию Венецианского фестиваля.
В эпизодах фильма снялись Андрей Тарковский, Александр Митта, Андрей Кончаловский, Павел Финн, Наталия Рязанцева.
Также в нем использованы документальные съемки вечера поэзии в Политехническом музее с участием поэтов Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной.
«Щит и меч»
В 1967 году Станислава пригласили на роль разведчика Александра Белова в сериал Владимира Басова «Щит и меч».
Главный герой – советский разведчик Александр Белов, выехавший в сороковом году в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса. К сорок четвертому коллега Штирлица достиг прочного положения в абвере, дослужился до чина обер-лейтенанта и был переведен в Берлин, в службу СС.
Теперь, в Имперском управлении безопасности, он может получать важнейшую информацию о крупных военных операциях как из первых рук, так и добывая ее самостоятельно, с риском для жизни.
После выхода этого фильма миллионы советских зрителей признавались Станиславу Любшину в любви, а у режиссеров он стал востребованным актером.
Далее артист снялся в лентах «Красная площадь», «Монолог», «Моя жизнь», «Печки-лавочки», «Ксения, любимая жена Федора», «Сентиментальный роман», «Слово для защиты», «Степь» и других.
В 1977 году Любшин появился в фильме по повести Василия Шукшина «Позови меня в даль светлую». Он перевоплотился в мужчину-неудачника, который спивается и теряет самого себя.
«Пять вечеров»
Одной из лучших ролей Станислава Любшина стал образ Александра Петровича Ильина в мелодраме Никиты Михалкова «Пять вечеров». Партнершей артиста была Людмила Гурченко.
Действие фильма происходит в середине 1950-х годов. Александр и Тамара познакомились и сразу полюбили друг друга. Неожиданно пришла беда: началась Великая Отечественная война. И они потеряли друг друга на долгие 20 лет.
В картине также снялись: Валентина Теличкина, Лариса Кузнецова, Игорь Нефедов, Александр Адабашьян, Нина Тер-Осипян и другие.
Станислав Андреевич вспоминает: «В течение этих пятнадцати или семнадцати дней съемок атмосфера была потрясающая. Большего уважения к актеру я в своей жизни не встречал. Когда отснятый материал на следующий день отпечатывали, он прибегал, обнимал, плакал: «Слава, как ты здорово сыграл! Какой у тебя первый дубль! А второй, по моему предложению, – еще лучше!»
После выхода «Пяти вечеров» на экраны Любшин был во второй раз признан лучшим актером года.
В 1980-ом Станислав Андреевич сыграл лесничего в драме «Не стреляйте в белых лебедей», Александра Федоровича Лаптева в экранизации пьесы Антона Чехова «Три года».
Среди его заметных трудов того периода можно отметить: «Кин-дза-дза», «Забавы молодых» и «Черный монах».
Вновь на экраны Станислав вернулся уже в начале нового века. В трагикомедии Валерия Рубинчика «Кино про кино» Любшин в паре с Татьяной Лавровой сыграли актеров, которые оказались ненужными в современном кино.
Успешными стали его роли в многочисленных сериалах: «Всадник по имени Смерть», «Усадьба», «Ермоловы», «Кружева», «Раскол», «Черта», «Великая», «Годунов» и многих других.
Режиссер
Режиссерский путь Любшина получился тернистым и долгим. В 1964 году на съемках детской киноповести «Какое оно, море?» он познакомился с Василием Шукшиным.
Станислав Андреевич вспоминает: «Когда мы с ним подружились, Василий Макарович дал мне сценарий. Я был обыкновенным актером и никакого отношения к режиссуре не имел. Но когда прочитал сценарий, был поражен героями, и мне захотелось показать их такими, какими их воспринимаю. И я пошел хлопотать в Госкино, чтобы снять фильм. Однако там отказали: по мнению властей, неудобного для них Шукшина было и так на экране слишком много. Тогда мы с Василием Макаровичем решили сделать радиоспектакль. Сам Шукшин должен был сыграть брата Груши».
В 1974 году Василия Шукшина не стало, друзья посоветовали Любшину возобновить попытки добиться разрешения на съемки, но он этого не смог сделать.
Он объясняет: «Мне неудобно было ходить после его смерти. При жизни не дали, а я тут как бы на смерти спекулировать буду». К счастью, дирекция «Мосфильма» услышала тот радиоспектакль и сама пригласила Станислава Андреевича.
В 1977 году фильм «Позови меня в даль светлую» все-таки вышел на экраны. Главную роль в этой ироничной киноповести, рассказывающей о непростой судьбе одинокой женщины Груши Веселовой, сыграла вдова Василия Макаровича Лидия Федосеева-Шукшина.
Сам Станислав в этом проекте выступил не только в качестве режиссера, но и снялся в одной из ведущих ролей.
Фильм был высоко оценен и в Советском Союзе и за рубежом. А в 1977-ом на Международном кинофестивале в Мангейме он получил премию ФИПРЕССИ.
В начале 80-х он выпустил свою вторую ленту – драму «Три года» по одноименной пьесе Антона Чехова.
«И третий фильм бы сделал, но ушли из жизни оператор Павел Лебешев, актеры Евгений Евстигнеев и Олег Янковский. Я хотел с ними работать. Деньги нам давал эмигрант российского происхождения из Австралии. Но все затянулось. Теперь буду унижаться, просить денег на новый фильм. Это будет фильм по Чехову. Но говорить конкретнее не стану. Я – суеверный. Это повесть, не пьеса, камерное произведение. Я сам хотел бы сыграть», – поясняет создатель картин.
Озвучивание
Станислав Андреевич принимал участие в дубляже таких фильмов, как: «Кино про кино» (2002), «Царевич Алексей» (1996), «Кин-дза-дза!» (1986). А также сериалов: «Усадьба» (2004), «Умножающий печаль» (2005), «Заколдованный участок» (2006).
Личная жизнь
Актер был дважды женат. С первой супругой Светланой он прожил более четырех десятков лет бок о бок. Они познакомились, когда он был учащимся техникума, а Светлана – студенткой Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
У них есть два сына. Они связали свою жизнь с киноискусством: Юрий стал оператором, Вадим актером. Невестка Любшина – известная актриса Елена Аминова. Актерскую династию продолжила и внучка Дарья.
Вторая избранница Станислава Любшина – журналист Ирина Корнеева. Она моложе артиста почти на 40 лет. Они встретились в Польше на кинофестивале.
Ирина – главная помощница актера: она ведет рабочие дела Любшина, следит за здоровьем супруга и, как сам он признается, является его «ангелом-хранителем».
Интервью
Дружба с Шукшиным
Ну, а дальше, так получилось, что общались, планы какие-то были, жизнь была. И вот он дал мне сценарий «Позови меня в даль светлую». Я пошел в Госкино хлопотать. Мне говорят: «Нет». Я говорю: «А мотив какой?» – «Шукшина будет много на экране. Он сам начинает снимать «Калину красную», еще кто-то».
Вот так, чтобы человек сказал, что надо не его, а другого, что тот интересней, этого не бывает почти. Для Шукшина Вампилов стал открытием и потрясением. Он же по театрам стал ходить, стал писать пьесы. Потом я на радио стал спектакль «Позови меня в даль светлую» делать. И на ту роль, которую Василий Макарович хотел сыграть, попросил Ульянова. Тогда на радио я хотел себя проверить, – смогу ли оформить режиссерское видение, смогу ли с актерами работать, хватит ли сил, – потому что это совсем другая профессия. И когда сделал радиоспектакль, – а Шукшина уже не стало, – мне многие говорили: иди, хлопочи о фильме. Сейчас, после радиоспектакля, дадут. А мне как-то было стыдно ходить после его смерти. При жизни не дали, а я тут как бы на смерти спекулировать буду. Я никуда не ходил. Когда дирекция «Мосфильма» случайно услышала радиоспектакль, она сама пригласила. И, что самое забавное, я сам поразился, радиоспектакль купили семь стран. Ну, предположим, Куба, Чехословакия, – понятно. Но Англия купила. Как они переводили язык Василия Макарыча, не знаю.
Вот после этого, когда меня позвали, я согласился, и мы начали снимать фильм. Он тоже получил у нас Гран-при, премию критиков в ФРГ, в Манхайме. Все деньги у нас отобрали, – тогда такой порядок был, – дали из премии четверым по 70 рублей. Как стипендия в кислородно-сварочном техникуме. Ульянов в гнев впал, хотел идти в ЦК скандалить. Потом вспомнил, что он сам член ЦК и не пошел. Но самое забавное было потом, когда была неделя советских фильмов в Бонне, которая открывалась нашим фильмом.
Потом мне много лет не позволяли никуда выезжать. Но зато, когда снова позвали в этот Манхайм, и я был там членом жюри, я внимательно следил, чтобы конверты прямо в руки режиссеров передавали. Нас тогда не пригласили, премию какой-то человек из Госкино брал, мы по «Голосу Америки» узнали, что премированы. Вот такая была история.
И когда я в Бонне смотрел, как Шукшина принимали, – у него юмор особый, язык необычный, думаю, как будет, – такие же реакции, так же публика смеялась, плакала. Оказывается, когда человеческие вещи, то всем понятно. И неважно, на каком языке говорят, играют. Когда искренне, то люди все понимают».
О ролях
«У нас такая профессия, что нас выбирают. Как девушек с бывшей улицы Горького. Как-то я сказал об этом, когда мы отмечали выход «Пяти вечеров». Так Адабашьян ответил: «Видите, как артистам везет. Их как с улицы Горького выбирают, а нас как откуда-нибудь из Мневников». Так что все мы зависимы. Что с того, что я хотел бы сыграть то или другое. Я знаю, что хотел бы сыграть дядю Ваню. Много лет многим режиссерам критики, журналисты подсказывали, говорили. Нет, те наоборот, мол, чего нам подсказывают. Они же руководители, а те всегда не любят, когда какая-то оппозиция находится или подсказчики. Есть три роли, о которых я сожалею. Хотел бы Хлестакова сыграть.
И хотел бы сейчас сыграть князя Мышкина. И вот дядю Ваню. Наверное, это в силу возраста или ситуации невозможно. Многое хотел бы, но от тебя ничего не зависит. Тебе дают, а ты разве что можешь отказаться. Как сказано в одном фильме: «Я вам сделаю предложение, от которого вы не сможете отказаться». – «Да нам делают предложения, от которых мы не можем отказаться. Но нам не делают предложений, на которые мы могли бы согласиться».
Провальные работы
«Я скажу, что из тех ролей, которые я играл, объективно я провалил только одну роль. Это когда я учился в кислородно-сварочном техникуме и занимался самодеятельностью, меня попросили сыграть деда Мороза на утреннике. Значит, утренник, привели ребятишек. А я как-то внутренне ощущал, что дед Мороз не моя роль, потому что я еще был и очень худой, и когда прилепил бороду и вышел, то дети просто заплакали сильно. Вот тогда я понял, что провалил роль, и все ждал, когда же этот спектакль закончится».
Неудачная полоса
«В жизни была страшная полоса, когда Тарковский мне морочил голову с фильмом «Андрей Рублев». Морочил голову года два, что я буду играть Рублева. Перед этим, видя «Заставу Ильича», написал мне такую записку, что я оглашать ее не буду, храню в архиве. И вот он: «Слава, ты будешь играть Рублева». Какие-то делали с ним заготовки, пробы делали. А потом у него стало дело затягиваться. Время идет, идет, а меня в другие фильмы приглашают, я иду на какие-то переговоры. Спрашиваю у него: «Ну что, Андрей?» Он говорит: «Слава, пробуйся. Если чего-то будет надо, я тебе тут же скажу. Но это будет обязательно».
И вот меня приглашают в другой фильм, без пробы даже, я соглашаюсь, но говорю: «Если мне скажет сниматься Тарковский, то вы меня поймете?» – «Да, конечно». Я приезжаю в Ленинград. Так как меня берут без пробы, то я еще и артистов рекомендую. Губенко приезжает, другие. И вдруг директор картины подсовывает мне договор с непроставленными цифрами, чистый лист. И объясняет: «Ты сейчас приезжаешь, за гостиницу надо платить, а так я за тебя буду платить, распишись». И я, не дрогнув, расписываюсь на чистом листе, но чувствую какой-то подвох. Проходит какое-то время, я опять приезжаю, опять плачу сам за гостиницу, – «мы вам потом выпишем». А дальше пауза. Я звоню Тарковскому, тот говорит: «Слава, надо быть свободным». Я беру на год отпуск в театре на Таганке, где работал. Юрий Петрович Любимов меня отпускает, но на условиях: если ты уходишь на год, то я беру на твое место другого артиста. Я говорю: «Ну, конечно». Даю в Ленинград телеграмму режиссеру: «Ты помнишь, как мы с тобой договаривались, – я не смогу принять у тебя участие».
Проходит месяц. Из Ленинграда начинаются страшные звонки: «Ты срываешь подготовительный период». Я говорю: «Я дал режиссеру телеграмму, мы с ним договорились». Они ищут замену, даже Володя Высоцкий пробовался, еще кто-то. Режиссер всем отказывает, говорит: «Этот должен играть». И подводит к тому, что они хотят меня заставить. А в это время, пока я борюсь за права человека, Андрей Тарковский неожиданно для меня берет другого артиста. И я вдруг попадаю в ситуацию, когда он меня на роль Рублева не берет, из театра я ушел, а эти хотят меня заставить, чтобы я у них снимался.
Приезжает режиссер, меня вызывают в Госкино. Я говорю: «Нет, у них сценарий для второй серии не дописан, страны не те, и вообще, как меня можно заставить, если я предупредил, что я не буду». «Нет, нет, нет, вы должны». Мне звонят, вызывают в ЦК. Я говорю: «Я не член партии, я к вам не приду». То есть они уже по всякому пытаются заставить. Вызывает меня Кулиджанов, который возглавлял главк, и говорит: «Я должен запретить тебе на целый год сниматься в кино». Я говорю: «А какой мотив?» – «Ты поставил личное выше общественного». Вот формулировка.
И я оказываюсь в ситуации, когда у меня второй сыночек родился, которого надо кормить, жена не работает, в театр я не могу вернуться, потому что тогда выкинут человека, которого Любимов взял. А Любимов мне советовал: «Слава, ты скажи, что ты заболел, и от тебя тогда все отстанут». Я говорю: «Но я же не заболел». И, значит, они издают приказ: «Запретить в течение года…» И рассылают по всем киностудиям страны.
Но что делает Кулиджанов. На студии имени Горького начинается фильм «Мальчик у моря», где я снимался с Шукшиным. Понимая, что все это ужасно, когда режиссер приходит жаловаться, Кулиджанов говорит: «Тебя на роль утвердили, ты поезжай, я задержу приказ, потом ты уже будешь там сниматься, а со следующей картины тебя уже никто снимать не сможет». И я поехал туда.
Так через два месяца со всех студий страны пришло столько заявок на меня, сколько за всю жизнь не было. И через полгода приказ отменили. Но ситуация была страшная, когда я знал, что делать и как из этого выйти. Жил в долг. Потом надо было эти долги отдавать. В общем, в жизни много было интересного, если говорить образно».
Об одиночестве
«Как сказал Антон Павлович, главное в жизни это одиночество. Почему, скажем, актеры так тяготеют к Чехову? Потому что он одинок как никто. Может, это в природе актера, даже если он преуспевает, играет характерные роли, отрицательных, положительных героев, – тем не менее, человек по своей природе одинок. Актер – тоже. Вот он сыграл какую-то роль. Потом он едет домой. Он был каким-то другим человеком. Если ему удалось в тот вечер быть тем человеком, то потом на пути домой он расстается с ним. Он должен как-то прийти в себя. Этот момент ты очень болезненно переживаешь. Ты никому не нужен, ты одинок. А если ты на гастролях, с тобой нет близкого человека. Ты приходишь, вроде бы сейчас был какой-то успех, все радовались, и ты радовался, что у тебя получилось хорошо. Потом ты остаешься один, – никому не нужен, никто не знает, о чем ты думаешь, что с тобой.
Только возвращаясь к творчеству Чехова, понимаешь, что даже и Антон Павлович был одиноким человеком. Что он это изложил в своих пьесах, рассказах, повестях, персонажах. Тогда ты понимаешь, что, может, это даже необходимо человеку ощущать одиночество и быть одиноким. Может быть, это какое-то особое состояние для творческого человека.
Я представляю, как Чехов на перекладных приезжал из Мелихова. Вечером ждал свою жену Книппер-Чехову. Он снимал номер в какой-то гостинице, «Урал», что ли? Она по его часам должна уже прийти, а она не приходит. Она приходит на два часа позже. От нее пахнет красным вином. А потом утром он опять, кашляющий, ехал в Мелихово. А это не электричка, не «мерседес» везет его в Мелихово. Снег идет, скользко, лошаденка, человек сидит с кнутом, тоже одинокий. Вот они вдвоем едут, никому не нужные, брошенные на этой земле. Приезжают туда. Там им радуются, ждали, когда Антон приедет. Приехал. Что он привез в своем сердце, в своей памяти после этого вечера, после этой ночи?
В фильме «Моя жизнь» есть хороший кадр, когда он уезжает из этой своей усадьбы, и идет крупный снег. Удалось нам снять его, как хотелось. Он на этой тележке тащится куда-то. Жизнь тяжела, она многим представляется глухой и безнадежной…
О работе с племянницей маршала Жукова
«Маргарита Пилихина была оператором «Заставы Ильича». Мы дружили с ней, я бывал у нее в гостях. Ее муж был авиационный конструктор. На стене у них висел огромный портрет Жукова.
У Маргариты характер был мужской. Смелая она была, снимала встречные поезда. А какое между ними расстояние? Я однажды оказался между составами – ветром сбивало с ног. А она на грузовик «ЗИС» ложилась с камерой и работала. Привязывали ее, чтобы не слетела.
На одном из показов «Заставы Ильича» Рита с кем-то появилась уже в темноте. Потом только я увидел, что это маршал Жуков – в орденах, габардиновом костюме. Он стал защищать фильм. Я поинтересовался, почему он пришел. И Марлен сказал, что Рита – его племянница.
Жуков был серьезной фигурой, но никаких ошибок в нашем фильме не обнаружил, ругал матом всех, кто их нашел. Сколько мы все пережили тогда. А одна критикесса пришла ко мне недавно и сказала, что посмотрела «Заставу Ильича» и ничего в ней не увидела. У меня от ее слов сердце замерло. Как с ней после этого разговаривать? Она же ничего не понимает, и при этом критик. Как я только в тот вечер сыграл спектакль».