Артист миманса что это
Актер миманса Кулеш погиб во время представления оперы «Садко» в Большом театре
Трагедией завершилось представления оперы «Садко» в Большом театре в субботу, 9 октября — в самом начале представления декорация ударила по голове одного из актеров.
Telegram-канал 112 сообщил, что погибшим оказался 37-летний актер миманса (группа артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок – «Газета.Ru») Евгений Кулеш. Он скончался еще до приезда скорой. После инцидента опера была остановлена, а зрителей попросили покинуть зал.
Позднее очевидцы рассказали, что декорация опустилась в штатном режиме, а актер просто не успел отойти в нужную сторону.
«В самом начале, когда декорации спускались сверху на сцену, актер не успел отойти. Спектакль прервали словами: «Стоп! Стоп! Вызовите «скорую». Здесь кровь!»
Сначала мы подумали, что это часть спектакля. Был объявлен антракт, а потом сообщили об отмене спектакля», — написали они.
Сообщалось, что Кулеш должен был вынести стул и поставить его прямо в центре сцены. После этого артист должен был отойти в сторону, но вместо этого он сделал шаг назад. В этот момент декорация начала опускаться со скоростью 1,5-2 метра в секунду. Ему начали кричать, чтобы он отбежал, однако из-за шума он этого не услышал.
Telegram-канал SHOT написал, что проверяется версия об алкогольном опьянении актера. Также на канале появился комментарий одной из сотрудниц театра.
«Я разговаривала с дирижером, который сказал: «40 лет я тут работаю и такого не было». Это дело случая. У нас настолько технически правильно настроенная техника, что невозможно поверить в то, что что-то могло случиться», — сказала она.
В свою очередь Telegram-канал Baza предположил, что причиной смерти актера стал открытый перелом черепа.
Позднее в администрации Большого театра подтвердили гибель артиста.
«Во время спектакля «Садко» при смене декораций погиб артист миманса. Спектакль был тут же остановлен, зрителей попросили выйти из зала. В настоящее время на месте работают следователи с целью установить все обстоятельства произошедшего трагического события. Администрация театра оказывает все необходимое содействие», — отметили в пресс-службе театра, чьи слова приводит ТАСС.
Издание «Известия» со ссылкой на источник сообщило, что по неподтвержденной информации, декорация была хорошо закреплена и по сюжету должна была опуститься вплотную к сцене. При этом под ней по неизвестным причинам оказался артист.
В столичной прокуратуре и Следственном комитете сообщили, что по данному факту проводятся проверки.
Опера «Садко»
В постановке Большого театра, запланированной на субботу, 9 октября, дирижером является Тимур Зангиев, режиссером-постановщиком и сценографом Дмитрий Черняков, а роль Садко в постановке исполняет Нажмиддин Мавлянов, который является ведущим солистом Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, а в Большом театре является приглашенным солистом.
Автором оперы «Садко» является Николай Римский-Корсаков. В работе над либретто ему помогали друзья и коллеги — критик Владимир Стасов, математик Николай Штруп, любитель музыки Василий Ястребцев. Позже к работе подключился знаток древнерусской литературы Владимир Бельский.
В 2019 году инцидент с декорацией произошел в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда во время репетиции рухнул помост, на котором стояли артисты хора. В результате инцидента более 20 человек упали с высоты около полутора метров. В театре отметили, что один из упавших артистов получил незначительный ушиб руки и самостоятельно обратился в травмпункт.
Появилась алкогольная версия трагедии в Большом: «Выпивали за кулисами»
«Однажды сабантуй происходил в гримерке во время оперного спектакля»
Сразу после трагического происшествия в Большом театре, объясняя произошедший инцидент со смертельным исходом произошедший с артистом миманса Евгением Кулешом, стали высказываться предположения, что артист был нетрезв. Так это или нет – выяснит экспертиза наличия алкоголя в крови, которая пока не готова, но в том, имеют ли эти слухи под собой почву, мы попытались разобраться.
Фото: Лилия Шарловская
Вот что рассказал артист балета со стажем (на условиях анонимности):
– Многим известно, что артисты, особенно в драматических театрах, а если говорить о балете, то как раз артисты миманса выпивают, причем нередко во время спектакля. Конечно, артисты миманса принимают, что называется, не такие дозы спиртного, как артисты драматических театров, потому что их профессия связана с движением и координацией, но сам факт хорошо известен. Я сам как-то много лет назад однажды участвовал в таком сабантуе, который происходил в одной из гримерок, за кулисами Большого театра, как раз во время показа оперного спектакля.
– А Евгений Кулеш выпивал? Мог ли произойти инцидент из-за того, что он был нетрезв? Ведь перепутать то, что много раз репетировалось, и сделать движение не вперед, когда он должен был по сценарию выкатить трон на сцену, а назад или остаться стоять на месте мог, в общем-то говоря, нетрезвый человек? – звоню знакомому артисту балета, хорошо знакомому с покойным.
– Выпивал ли Женя во время или до спектакля, сказать не берусь. Я работаю в балете и мы, в отличие от артистов миманса, не были заняты в этом спектакле. Так что я его не видел в это день. Но теоретически такое могло случится. Да, он иногда любил выпить. Да ведь и нападение на него, которое произошло в 2013 году, когда у него украли кошелек и телефон, произошло, когда он был подшофе и возвращался с дня рождения приятеля. Об этом писала пресса. Так что алкоголь нельзя исключать. Ему ведь кричали, чтобы он отошел, но из-за того, что в это время на сцене пели и звучала музыка, он вроде как не услышал предупреждения. Хотя другие артисты, находящиеся в это время на сцене, это прекрасно расслышали.
Зачем подстраиваться под солистов и почему имена артистов миманса не указывают в программках? Диана Хрищанович отвечает на вопросы о своей профессии
Помощь номер один
Зачем подстраиваться под солистов, почему имена артистов миманса не указывают в программках и откуда набирают в спектакли детей? На вопросы о своей профессии отвечает артистка миманса Большого театра оперы и балета Беларуси Диана Хрищанович.
александр кулевский
1. Итак, хочу стать артистом миманса. С чего начать?
– С любви к театру. Я, например, пришла в миманс из детской студии – это отделение при Большом театре, где занимаются юные артисты, которые потом выходят на сцену в оперных и балетных спектаклях. Я десять лет занималась в детской студии и уже шесть лет работаю в мимансе.
2. Мим и артист миманса – это разные люди?
– Конечно. Но общий корень у этих слов действительно один – мим, от греческого «мимос» – подражание. Нас роднит мимика – это общее для всех артистов средство художественной выразительности. Просто у артистов миманса есть еще дополнительные функции, которые он должен выполнять в музыкальном спектакле.
3. Уметь танцевать или петь обязательно?
– Я бы сказала, что да. Часто в операх мы выполняем танцевальные движения. А в «Доне Паскуале», например, еще плачем, зеваем, смеемся. Кто знает, может, когда-нибудь нас поставят и петь. Вообще я немножко белая ворона среди коллег. Потому что единственная, кто занимался до этого в детской студии. В основном же артисты миманса – это в прошлом артисты балета, они по-прежнему продолжают свою сценическую карьеру, но уже в другом цеху. Танцы в том или ином виде в спектаклях и мероприятиях есть всегда. Даже если это простенький вальс, его желательно уметь танцевать.
4. А специальные навыки нужны?
– Из обязательных – организованность, самодисциплина, внимательность, умение взаимодействовать с коллегами. Еще считаю, что у артистов миманса должно быть такое качество, как любовь к профессии. А значит, силы и желание потратить время, чтобы обдумать свой образ, костюм. Мало просто быть человеком, который умеет петь и танцевать. Артист миманса обязательно должен уметь ориентироваться на сцене. Но это приходит с годами.
Диана Хрищанович в роли журналиста (с микрофоном с ветрозащитой в руках) в спектакле «Паяцы»
5. Артисту миманса могут дать главную роль в спектакле?
– Да, если режиссер увидит его тем человеком, который может передать замысел режиссера. На сольную партию, конечно, рассчитывать вряд ли придется. Но получить хорошую заметную роль можно. Я, например, выхожу в спектаклях Viva La Mamma!, «Бал-маскарад», «Богема», «Князь Игорь» – там есть роли, поставленные специально для меня.
6. Обидно, что ваши имена не указывают в программках?
– Указывают, но не всегда. А так вообще не обидно. Бывают спектакли, например, «Летучая мышь», где наши имена указаны. Когда выступаю в крупных концертах, на фестивалях тоже пишется в программке, что я принимала участие. В этом плане наши режиссеры нас не обделяют. В «Князе Игоре», скажем, не написано конкретно, что девушка, которую похищает князь Галицкий, – артистка миманса Диана Хрищанович, но указано, что я участвовала в спектакле.
7. У артистов миманса на репетициях есть право голоса?
– Конечно. К счастью, режиссеры прислушиваются ко всем артистам, у нас достаточно демократический в этом плане коллектив. Мы так же, как и другие участники постановки, можем что-то сказать, предложить. Например, попросить поменять точку, чтобы нас было лучше видно.
8. Получаете плюшки в виде бесплатных билетов для родственников?
– Да, в театре есть ответственный администратор, который помогает артистам с входными билетами. И я пользуюсь этим правом.
9. Артист миманса должен подстраиваться под солистов?
– Обязательно. Помощь солистам – это суть нашей профессии. Обычно говорится «артист мимического ансамбля», но в моей трудовой книжке и пропуске написано «артист вспомогательного состава». Мы в первую очередь призваны помогать солистам украшать их роли и спектакль вообще. Артист миманса может выступать как абсолютно самостоятельная единица, несущая своей ролью в спектакле определенный смысл. Это примерно 80 процентов моих ролей. Но есть еще 20 процентов ролей – тех, где я задействована в массовке. В «Аиде», например, играю одну из служанок Амнерис. Мы подаем ей плащ, выполняем еще какие-то действия, которые способствуют комфорту солистки на сцене.
Сцена из оперы «Богема»
10. Чем фактурнее артист, тем он востребованнее?
– Наверное, это так, не буду скрывать. В драмтеатре действительно часто ориентируются на определенный типаж. И режиссеры, как правило, подбирают артистов по амплуа. У нас в театре это касается скорее ведущих артистов. Но по своему опыту скажу, что чем ты выше, харизматичнее, ярче, тем скорее на тебя обратит внимание режиссер и тем увереннее ты будешь чувствовать себя на сцене.
11. Чьи дети выходят на сцену в спектаклях?
– Часть юных артистов – из детской студии. А еще есть дети артистов балета. В оперных спектаклях они тоже иногда задействованы, но реже.
12. Артист миманса может забыть слова или движения?
– Конечно, как и любой другой артист. Здесь на помощь приходит профессионализм. Самое главное – сохранять спокойствие и уметь выкручиваться в зависимости от ситуации. Если пошло что-то не так, делай вид, что так и должно быть.
13. Артистов миманса берут на гастроли?
– Да. Я не могу похвастаться тем, что побывала за пределами Беларуси, но объездила практически все областные центры и крупные города страны.
14. Какой карьерный рост у артиста миманса?
– Питать иллюзий не нужно. Выше ступени, чем артист, в мимансе нет. Если хочется петь, можно переобучиться и перейти, например, в артисты хора или солисты. Если хочешь танцевать, то опять же нужно переквалифицироваться. Просто так в другой цех перейти нереально. Единственное, что возможно, это получение перспективных ролей в новых спектаклях. Я звезд с неба не хватаю, но знаю, что могу сделать хорошо в своей профессии.
Диана Хрищанович. Родилась в Минске. В 2013 году окончила факультет эстетического образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. По образованию учитель музыки, руководитель театральных дисциплин. С 2004 по 2014 год работала артисткой Детского музыкального театра-студии при Большом театре оперы и балета. С 2014-го – артистка миманса Большого театра.
Новости
«На помощь приходит миманс»
Среди лауреатов первой национальной оперной премии «Онегин» — Ирина Кузьмина, заведующая мимансом Михайловского театра. Она отмечена во внеконкурсной номинации «Душа театра».
Ирина Михайловна, позвольте вас от всей души поздравить с профессиональной наградой. Вы в мимансе уже 50 лет.
— И это моя первая профессиональная премия — и первая премия именно мимансу. Казалось бы, ну что такое миманс, его в спектакле и не видно. А между тем Сергей Лейферкус, инициатор премии «Онегин», сам работал в мимансе во время учебы в консерватории. И кстати, мы с ним вместе участвовали в «Любовном напитке», выступали в паре. Многие известные артисты студентами работали в мимансе.
Расскажите о своей творческой судьбе. Почему миманс?
— После окончания ленинградского хореографического училища имени Вагановой я по распределению уехала работать в Петрозаводск. Потом вернулась в наш город и вышла замуж. У нас родилось двое детей. Мужу не нравилось, что меня постоянно не было дома: «Детям нужна мама, а не балерина!». И я перешла работать из балета в миманс. И не жалею: мои бывшие коллеги из балета уже давно закончили свою карьеру и сидят дома, а я продолжаю работать.
Насколько это сложно — быть артистом миманса?
— На мимансе лежит большая ответственность, это не только массовка, но и реальная помощь солистам. К примеру, в «Любовном напитке» слуга Дулькамары Рикардо — артист миманса. Если Дулькамара вдруг забывает, что ему делать, то Рикардо в нужное время сам подаст ему бутылки и все прочее из бутафории. Я всегда учу наших артистов: «Вы должны подстраиваться под солистов». Если певец делает что-то не то, надо помогать ему, а не следовать своей роли. А иначе как? По-другому нельзя. Солисты, бывает, делают не так: иногда забывают, иногда просто не успевают выучить, с приглашенными артистами часто так бывает. Тогда на помощь приходит миманс, подсказывает. Нам нужны люди с гибким умом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.
Требуются ли какие-нибудь специальные навыки, какие-нибудь особенные качества?
— Иногда в миманс приглашаем акробатов — они заняты в «Русалке», например. В «Евгении Онегине» в постановке Жолдака у артистов миманса полноценные роли, очень важные в этом режиссерском прочтении. Например, персонаж, названный «Слуга Онегина» — его играет Алексей Ингелевич, у него рост — 1 метр, и он один единственный такой артист в городе. Признаюсь, мы пытались найти ему замену, но безуспешно. А без него спектакль невозможен.
Это действительно совершенно особая роль, уникальная для оперного театра. А кто составляет основу коллектива?
— Сейчас в штате миманса 23 человека, а раньше было только 5. Большинство артистов работают по совместительству, имеют еще какую-нибудь работу. Кто-то поет в хоре консерватории, или работает бутафором, есть даже риэлтер. Но все с высшим образованием — у кого-то филологическое, у кого-то географическое. К театру они тянутся, потому что это актерски одаренные люди, у них зависимость от сцены. К слову, иногда пробуются актеры с «Ленфильма», но у них редко получается. Они могут сделать что-то «на камеру» — буквально один кадр, а у нас требуется выдержать весь акт. Это особое чувство театрального пространства, оно само собой не приходит.
Часто в спектаклях мы видим, что в массовых сценах заняты дети. Чьи это дети?
— Это, как правило, дети или внуки кого-то из нашей труппы. Самым маленьким деткам 4 года, меньше мы не берем.
А в каком спектакле занято самое большое количество артистов миманса?
— Самая большая массовая сцена — в «Иудейке», требуется более 40 человек. Мне нужно проследить, чтобы все 40 смогли присутствовать на репетициях, а потом на спектаклях. Каждая сцена в «Иудейке» расписана по минутам, кто когда выходит. Все артисты миманса проходили кастинг, как и исполнители главных партий. Результаты таких кастингов обычно непредсказуемы, спланировать заранее ничего нельзя.
У вас разносторонние обязанности: вы и артистка, и руководите коллективом. В чем заключается ваша роль в управлении мимансом и какая ваша любимая роль на сцене?
— В мои обязанности входит назначить всех артистов перед спектаклем, всех обзвонить, узнать, смогут ли выйти, если требуется — найти замену, проследить за примеркой костюмов. Костюмы у нас проживают долгую жизнь, их время от времени приходится подгонять и перешивать: кто-то располнел, кто-то похудел, кто-то новенький на роль пришел. После примерки я из зала или из-за кулис смотрю, что они делают на сцене, хорошо это или плохо. Если кто-то не справляется, заменяем другим артистом. Миманс набираю только из своих, только по рекомендации, с улицы никого не беру. А моя любимая роль на сцене — Императрица в «Пиковой даме» и еще безымянная роль в «Онегине» в версии Бархатова, где я в таз барабанила в сцене зимних гуляний. Мне очень это нравилось. Режиссер просил бить не в такт, это было сложно. В «Летучем голландце» я играла Недовольную женщину, как ее называют. Надо было ходить по сцене так, словно все раздражают, все мешают. У меня там шляпка хорошенькая. Хотя самый красивый наряд все-таки у Императрицы.
На гастролях с театром приходилось ездить?
— Если театр едет на гастроли, то миманс тоже едет. Мы ездили несколько раз в Лондон, возили «Спартак», «Лауренсию». В Америку — «Пламя Парижа», провели там целый месяц.
А какую-нибудь смешную историю из жизни миманса можете рассказать?
— Смешные истории в мимансе случаются часто. Помню, шел «Князь Игорь», и там артисты миманса выходят с алебардами. Когда опускали задник на сцене, сетка зацепилась за алебарду, и бедный артист алебарду никак не мог вытащить. Все давно уже развернулись и ушли, а он так и простоял весь акт, пока занавес не опустился.
Ваш коллектив обсуждает новые постановки, имеет свое мнение о спектаклях?
— Конечно, как и все люди в театре. Обсуждаем новые постановки, что-то нравится, что-то нет. У нас есть свое мнение, нам не безразлична продукция театра. А вообще, у нас хороший коллектив, все доброжелательные, и как правило нам все нравится.
миманс
Смотреть что такое «миманс» в других словарях:
МИМАНС — (сокр. от мимический ансамбль) группа артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок … Большой Энциклопедический словарь
МИМАНС — МИМАНС, а, муж. Сокращение: мимический ансамбль (группа мимов). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
миманс — сущ., кол во синонимов: 1 • ансамбль (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
миманс — мимический ансамбль культ … Словарь сокращений и аббревиатур
Миманс — м. Мимический ансамбль (в речи актёров). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
миманс — миманс, мимансы, миманса, мимансов, мимансу, мимансам, миманс, мимансы, мимансом, мимансами, мимансе, мимансах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
миманс — мим анс, а (мимический ансамбль) … Русский орфографический словарь
миманс — (2 м); мн. мима/нсы, Р. мима/нсов … Орфографический словарь русского языка
миманс — а; м. Мимический ансамбль; группа артистов, участвующих в мимических массовых сценах оперных и балетных постановок. Артист миманса … Словарь многих выражений
Миманс — МИМÁНС (сокращение от мимический ансамбль), группа артистов музыкально и пластически одарённых, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок. В дореволюционном рус. т ре часто не придавалось большого значения углублённой разработке … Балет. Энциклопедия