Артпедагогика это что такое
Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Статья просмотрена: 9896 раз
Библиографическое описание:
Корженко, О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития / О. М. Корженко, Е. А. Заргарьян. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3855/ (дата обращения: 30.11.2021).
Статья посвящена рассмотрению сущности, целей и перспектив дальнейшего развития артпедагогики — одной из современных областей научного знания. Рассмотрены пути ее реализации и взаимосвязь с общей педагогикой. Статья предназначена для педагогов, родителей и всех, кто интересуется вопросами воспитания посредством искусства.
Ключевые слова: артпедагогика, воспитание, обучение, художественная культура, искусство, личность, развитие, теория и практика, творчество, психика.
Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является артпедагогика. Как известно, ее поле деятельности — проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности.
Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сущность артпедагогики состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у человека (в том числе — при наличии отклонений в развитии) художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности.
Надо сказать, что на сегодняшний день в России понятие «артпедагогика», как особое направление в современной педагогической науке, не получило еще достаточно полного и точного определения. Но, несмотря на этот факт, педагоги дополнительного образования, творчески мыслящие учителя, преподаватели вузов и так далее все чаще начинают использовать в своей практике отдельные приемы, методы и технологии артпедагогики. Можно уверенно говорить о том, что данное направление с каждым годом все более настойчиво заявляет о себе в современном образовательном и культурном пространстве России. Здесь стоит заметить, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в артпедагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Иными словами, артпедагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование.
Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, а также — через его непосредственное участие в творческом процессе. Оно формирует отношение человека к миру, ко всем явлениям бытия, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики.
Надо сказать, что на современном этапе развития артпедагогика наиболее полно реализует себя в двух сферах человеческой деятельности: в науке и практике, причем обе они взаимосвязаны. Основными сферами артпедагогической деятельности сегодняшних исследователей и практиков можно считать создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе объединения таких общеизвестных наук и отраслей, как педагогика, психология, искусствознание и, в целом, всего огромного спектра человекознания, а также — организацию педагогами самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса. Характерной особенностью артпедагогики является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим потенциалом. В ней очень тесно переплетаются художественное развитие и эстетическое воспитание. При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика — как в учебной деятельности, так и вне ее.
Артпедагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели — помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.
Однако у артпедагогики есть и свои, только ей одной присущие цели — например, формирование этического и эстетического «иммунитета» личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Он особенно важен в современном мире, где мы и наши дети так часто встречаемся с образцами безвкусицы и бездуховности. «Этический иммунитет» — это цельное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в окружающей среде и адекватную реакцию на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, организацию духовных ресурсов для преодоления материальных и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности. «Эстетический иммунитет» — характеристика духовного новообразования личности, обладающая такими качествами, как умение отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса, эклектики в искусстве, в человеке (в его поступках, поведении, творчестве); быть устойчивым к воздействию массовой, безликой культуры.
Артпедагогика имеет общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне сформировавшейся на сегодня области педагогической деятельности. Они таковы:
1. Использование искусства и его средств (в совокупности с содержанием какого-либо учебного предмета) в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися;
2. Интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;
3. Отдание приоритета воспитанию в классической последовательности «обучение-воспитание-развитие личности».
Артпедагогика способна и призвана решать следующие задачи:
— облегчение процесса обучения для ученика и педагога;
— поиск социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств, которые возникают в процессе общения педагога с учащимися;
— наличие материала для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике;
— проработка учебного материала с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми;
— налаживание отношений между учителем и учениками, создание наиболее благоприятных условий для ведения диалога;
— содействие в сохранение целостности человеческой личности, путем воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности;
— содействие адаптации личности в социуме (самопознанию, самоопределению, самореализации), через приобщение к плодам творчества всего человечества в разных его видах, путем создания собственного творчества;
— развитие рефлексивной культуры, чувства внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения;
— содействие развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства.
В качестве концептуальных идей артпедагогики на сегодня выделяются следующие: идея гуманизации, идея креативности, идея рефлексивности, а также — идея интегративности.
Что касается гуманизации, то, по нашему мнению, это — стержень нового педагогического мышления, в основе которого лежит установка восхождения к личности, к человеку как высшей ценности. Гуманизм — основа артпедагогики, главный принцип деятельности артпедагога, если только он реализуется по отношению к каждому ученику вне зависимости от его способностей. Вера в индивидуальность предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к ученикам, которые не вызывают симпатии педагога. При этом воспитательные цели превалируют над целями обучения. Сам этот процесс насыщается размышлениями над вечными проблемами (добра и зла, любви и мудрости, красоты и гармонии и др.)
Креативность включает в себя четыре основных аспекта: креативная среда, креативная личность, креативный продукт, креативный процесс. Личность становится креативной, только если она может осуществлять свою творческую деятельность полноценно, в условиях свободной и креативной среды. Творческая способность не может возникнуть и тем более развиться в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается:
— принятием безусловной ценности индивида, способностью к самовыражению;
— созданием атмосферы, в которой отсутствует однозначная внешняя оценка (она обязывает защищаться, а ее отсутствие раскрепощает человека);
— наличием чуткости и понимания.
Реализация идеи рефлексивности — это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности можно рассматривать ее способность к работе в условиях неопределенности, так как это свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творческих возможностей личности.
Идея интегративности заложена в самой основе артпедагогики. Как уже отмечалось выше, она развивается на основе слияния всех отраслей и видов искусства, а также — педагогики, психологии и других областей наук о человеке. Гармоничное сочетание всех видов и форм разнообразной художественной деятельности обогащает нравственно-эстетический облик учащегося. Вместе с тем, ученик осваивает информацию в основном при помощи трех модальностей (ощущения, зрение, слух), Так как у каждого человека доминирует своя модальность, то и материал необходимо воспроизводить в трёх модальностях одновременно — для его лучшего понимания и усвоения всеми участниками учебного процесса.
Таким образом, сочетание педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет нам освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные на сегодняшний день. Благодаря этому становится возможным сделать обучение более результативным, творческим и доступным для каждого человека. Кроме того, к очевидным достоинствам артпедагогики следует отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми и взрослыми наук и искусств, а также — духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день.
1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
2. Копытин, Е. А. Арт-терапия / Е. А. Копытин. — М.: Новые горизонты, 2006.- 336 с.
Артпедагогика как творческая платформа развития педагогики и искусства.
Содержимое публикации
Статья по педагогике
Хоминская Елена Станиславовна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа №14 г. Донецка»
Артпедагогика как творческая
платформа развития педагогики и искусства.
Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является арт-педагогика. Поле её деятельности — проблема использования в педагогической работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, развитие общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности. Арт-педагогика развивается на стыке педагогики и искусства.
Артпедагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели — помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.
Все функции культуры и искусства оказывают терапевтический эффект на формирующуюся личность ребенка.
1)культурологическая (обусловлена объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека как творца на основе усвоения художественной культуры);
2)образовательная (направлена на развитие личности и познание ею действительности через искусство; обеспечивает усвоение знаний в сфере искусства и практических навыков художественно-творческой деятельности);
3)воспитательная (формирует морально-эстетические, коммуникативно-рефлективные основы личности; содействует её социокультурной адаптации с помощью искусства).
В качестве концептуальных идей артпедагогики на сегодня выделяются следующие:
Креативность включает в себя четыре основных аспекта:
Личность становится креативной, только если она может осуществлять свою творческую деятельность полноценно, в условиях свободной и креативной среды. Творческая способность не может возникнуть и тем более развиться в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается: принятием безусловной ценности индивида, способностью к самовыражению; созданием атмосферы, в которой отсутствует однозначная внешняя оценка, наличием чуткости и понимания.
Таким образом, сочетание педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет нам освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные на сегодняшний день. Благодаря этому становится возможным сделать обучение более результативным, творческим и доступным для каждого человека.
При проведении урока необходимо создать для ребенка максимально комфортные условия, чтобы позволить ему творить, не отвлекаясь на посторонние вещи. Важно выбрать, в какой форме будет проходить занятие, а также понять, какой именно вид художественной деятельности интереснее всего для ребенка на данный момент.
Выбор одной из форм познавательной деятельности:
Коллективная форма, при которой деятельность учащихся строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.
Важно помнить, что в работе с ребенком необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка: у одного могут быть проблемы с речью, у других – эмоциональная «зажатость», у третьих – отстранённость от коллектива. Необходимо как можно чаще идти на компромиссы и избегать любых рамок и ограничений, дав возможность ребенку самому выбрать то,что было бы для него самым интересным.
Главная цель педагога – получить доверие ребенка, вовлечь его в коллективную коммуникативно-познавательную деятельность средствами искусства, учитывая их воздействие на каждого ребенка.
Варианты деятельности учителя на уроке:
В работе могут использоваться различные методы: словесные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, метод стимулирования у учащихся познавательных интересов, а также метод творческой деятельности, познавательные игры.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся рекомендуется использовать приемы игры.
Нужно с пониманием относиться к возможным неудачам и учить ребенка их преодолевать, ведь каждый мастер начинал с малого.
На уроках творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием действительности и художественным восприятием произведений в сочетании с музыкой, театром, изобразительным искусством.
В настоящий момент современный этап модернизации образования связан с активным переходом от тоталитарной, унифицированной системы образования к вариативной, с позиции «школа для каждого». Это обеспечивается благодаря новой образовательной парадигме, ориентирующей на общедоступность образования, адаптивность его системы уровням и особенностям развития обучающихся. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача по созданию благоприятной среды для максимальной самореализации и развития личности каждого ученика. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.
Современная педагогика в поиске эффективных средств все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Работы многих авторов (Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасовой, О.С.Никольской, Т.Д.Добровольской, О.А.Карабановой, Л.В.Кузнецовой, Е.А.Медведевой и др.) подтверждают эффективность использования средств искусства в коррекционно-развивающем процессе работы с детьми с нарушениями развития.
Таким образом, мы с уверенностью утверждаем, что артпедагогика и практика педагога при помощи средств искусства решает важные профессиональные педагогические задачи. Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, поэтому так важно использовать различные методы искусства через его непосредственное участие в творческом педагогическом процессе.
Основные цели и задачи артпедагогики и арттерапии
Основные цели и задачи артпедагогики и арттерапии
Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. В своей культурно-исторической концепции Л. С. Выготский отмечает, что «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка». [2, с. 373]
Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, он отмечает, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребенка»
В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттерапия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой части понятий — арт — «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия — направление медицины, лечебное воздействие; педагогика — область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании — и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленность, цели, задачи, технология и содержание.
Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). [10, с. 24]
Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.
Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.
Основными функциями артпедагогики являются: культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).
Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). [10, с. 25]
В последние годы арттерапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты. Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.
В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцете-рапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) т. д.
Основными функциями арттерапии, как это было отмечено раннее в предыдущей главе, являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и,
следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде
художественной деятельности (музыкальном, изобразительном,
театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в артпедагогике.
Общие научно-теоретические и организационные задачи артпедагогики и арттерапии:
· разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;
· научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;
· обобщение всего накопленного опыта использования артпеда-гогических и арттерапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;
· совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи.
Частные задачи артпедагогики:
· изучение общих и специфических особенностей формирования художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в развитии;
· разработка коррекционно-направленной системы художественного развития детей с проблемами, формирование основ художественной культуры;
· разработка содержания и коррекционно-развивающих педагогических технологий использования искусства, обеспечивающих гармоническое развитие детей с проблемами;
· активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой);
обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребенка с проблемами;
· обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка с проблемами с помощью искусства;
· существление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;
· создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности.
Частные задачи арттерапии:
· адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);
· выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;
· разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;
· коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик. [10, с. 27]
Таким образом, артпедагогика и арттерапия имеют разные теоретические основы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на ребенка с проблемами в развитии. Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Анализируя психолого-педагогическую литературу отечественных и зарубежных педагогов по проблеме использования искусства как средства коррекции нарушения развития подтвердилась значимость исскуства в обучении и воспитании детей. Подтвердился и факт того, что искусство применяется в оздоровительных целях с древнейших времен, а в настоящее же время существует огромный выбор различных видов искусства, обладающих оздоровительным потенциалом. Многие методики применения искусства для лечения и оздоровления имеют точное научное обоснование. Также, арттерапия и артерапия в последние годы, приобрели педагогическое направление, они активно и эффективно используются в специальной педагогике, имея свои цели и задачи.
1. Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит?//Химия и жизнь. — 1987. — №11.
3. Герберт Рид. «Воспитание средствами искусства». Взгляд на культуру с позиций философии искусства Кедрова М.О., 2015.
4. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. — 1998. — Т. 9. — № 2.
5. Елена Лобанова Терапевтические возможности музыкального искусства // Психол. журнал. — 1999. — № 4.
6. Елена Николаевна Котышева Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра социальной помощи// Психологическая газета. – 2008. — №9
8. Комиссарова Л.Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.
9. Копытин А.И. Основы Арттерапии. — СПб., 1999.
11. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.
12. Нина Лихолет. Искусство тоже лечит! // Дошкольный психолог.-2004.- № 24
13. Огородников Ю. А. Литература как искусство. — М., 1998. — С. 51.
14. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 1999.
15. Роксолана Гнатюк Когда искусство лечит// Зеркало недели. — 2003. — № 36 (461)
16. Рудестама К.Э. «Групповая психотерапия» М.: Прогресс, 1990.
17. Сизова А.В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Ж-л «Коррекционная педагогика» №3(9)2005 г.-с.47
18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2 т. — М, 1985. — Т 1.
20. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998.