Арцыбашевщина что это такое
Тихий Дон и жизнь по-арцыбашевски
Нездоровый интерес Митьки Коршунова к его сестре и нездоровый интерес Владимира Санина к его сестре.
«Санин», гл. VII, с. 71-72
«Тихий Дон», часть вторая, глава 16;
ТДДРР, с. 281; ФЭБ, с. 62
И далее в поступках Митьки Коршунова отражаются поступки Санина.
Санин овладевает Зиной Карсавиной после совместного катания на лодке, и Митька овладевает Лизой Моховой после возвращения с рыбалки на лодке («Санин», с. 299-300; «Тихий Дон», глава II второй части).
Купеческая дочь Лиза Трегулова в романе «У последней черты» и купеческая дочь Лиза Мохова в «Тихом доне».
«У последней черты», часть I, глава XXIV, с. 493
..близость ее здорового свежего тела, закрытого только легкой, почти прозрачной материей, волновала его.
Близко перед глазами была ее голая крепкая стройная шея с легким загаром, а там, где кончался вырез платья, виднелась и таинственно скрывалась белая полоска незагорелого здорового тела. Глаз невольно скользил по этой маленькой наготе и томился, что не видно дальше, там, где все тело, упругое и свежее, скрыто в своей молодой прелести. Когда Лиза двигалась, видно было, как под платьем мягко ходили изгибы спины, мягкой талии и круглых плеч.
«Тихий Дон», часть первая, «вставная глава»;
ТДДРР, с. 39; ФЭБ, с. 11
lex/td/?pid=012121&oid=01212, оказывается тройственной после присоединения к ней двух фрагментов текста Арцыбашева, один из которых идет сразу за описанием переживаний Лиды и Владимира Саниных (см. выше).
«Санин», гл. VII с. 73
Все ее молодое сильное тело властно говорило о том, что она имеет право брать от жизни все, что интересно, приятно, нужно ей, и что она имеет право делать все, что хочет, со своим, ей одной принадлежащим, прекрасным, сильным, живым телом
«У последней черты», часть I, гл. VIII с. 380
живи так, чтобы вся кровь
кипела, чтобы ни одна минута даром не пропала, чтобы потом не пожалеть: вот, мол, мог взять от жизни и не взял
«Тихий Дон», часть третья, гл. 22, ТДДРР, с. 526; ФЭБ, с. 112
поднялся на террасу дома, засмеялся радостно, довольно. Его подмывало бодрящее веселье Я обворовал ближнего. но ведь там, на фронте, я рисковал жизнью. Надо с жадностью жить каждый миг.
Ф. Крюков, «Зыбь», гл. III
Радостное чувство молодого самодовольства отдавалось беспокойной игрой в сердце. Хотелось крикнуть гулко и резко, засмеяться, запеть. Пусть догадаются, что идет он от чужой жены и весь охвачен ликующим ощущением великолепной жизни. Так весело, так хорошо было жить в весеннюю светлую ночь, не задумываясь брать от жизни сладкий мед ее цветов, вдыхать их пьяный аромат и не вспоминать о бесчисленных удручающих ее закоулках
Правда у Крюкова в сжатом виде этот мотив есть уже в ранней повести «Казачка» (1896): «Мы сами себе иногда создаем муки, вместо того, чтобы брать от жизни, не задумываясь, все светлое и радостное, что она дает.»
Художник Михайлов и Михаил Кошевой.
Весь мир наполнен их сладострастными прекрасными телами, вся земля опутана сетью их ласкающих нежных голых рук. Не видеть их, отказаться навсегда, всю жизнь слить с одной, почему-то выбранной из всех, было бы глупо и скучно
«Тихий Дон»,часть четвертая, гл.21, ТДДРР, с. 715; ФЭБ, с. 122
«Тихий Дон», часть первая, глава 10;
ТДДРР, с. 59; ФЭБ, с. 30
Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел; оттого, что на душе вот такой-же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу.
Умирающий ребенок в романе «У последней черты» и умирающая дочка Аксиньи и Григория.
Подробности мы опустим, отсылая читателя к обоим романам (с. 364 у Арцыбашева и гл. XXII третьей части ТД).
Пожарный двор у Арцыбашева и пожарный сарай в «Тихом доне» как будто бы не оставляют сомнения в заимствовании.
«У последней черты», с. 342
В открытое окно ему был виден обширный пожарный двор. Оттуда душно пахло разопрелым навозом и пыльным сеном. Под длинным навесом стояли бочки с беспомощно задранными оглоблями и, казалось, тоже изнывали от жары.
«Тихий Дон», часть первая, «вставная глава»;
ТДДРР, с. 38; ФЭБ, с. 10
Взвизгивающая сабля (шашка).
«У последней черты» (с. 542): «поручик Тоцкий быстро выхватил взвизгнувшую саблю».
ТД (часть первая, гл. 1, ТДДРР, с. 31, ФЭБ, с. 3): «Пластая над головой визг мерцающей стали, Прокофий. » По первой публикации, «Октябрь, 1928, № 1, с. 80: «Пластая над головой мерцающий визг шашки, Прокофий. «. В издании 1933 г. (и поныне): «Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий. » В » Корпусе русского языка» по состоянию к 1927 г. аналогов нет.
Лицо, высеченное из камня.
«У последней черты» (с. 427): » Но лицо молодой беременной женщины не тронулось, точно оно было высечено из камня».
ТД: (часть четвертая, гл. 14, ТДДРР, с. 675, ФЭБ, с. 93): «Какое лицо! Как высеченное из самородного камня.»
В «Корпусе. » единственный дополнительный пример у Б. Савинкова, «То, чего не было» (1918).
Попытка женщины уклониться от объятий.
«У последней черты», с. 557
Его руки охватили ее талию, перегнули назад все тело и прижали к сильной твердой груди. Близко-близко они видели глаза друг друга, и эти глаза смотрели, подстерегая каждое движение, как будто они были враги, схватившиеся в смертельной схватке. Но она не давалась. Перегнувшись назад, бледная, с затуманенным взглядом, она упиралась руками ему в грудь и молчала.
«Тихий Дон», часть первая, глава 20;
ТДДРР, с. 101; ФЭБ, с. 72
Григорий нерешительно притянул ее к себе, хотел поцеловать полураскрытые губы, но она с силой уперлась ему в грудь руками, гибко перегнулась назад и со страхом метнула глазами на окна дома.
Арцыбашевщина
Михаи́л Петро́вич Арцыба́шев (24 октября (5 ноября) 1878, хутор Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии — 3 марта 1927, Варшава) — русский писатель, драматург, публицист.
Содержание
Биография
Происходит из поместного дворянства, отец был уездным начальником полиции. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897—1898). С 1894 сотрудничал в провинциальных газетах (харьковская газета «Южный край»), публикуя заметки, репортажи, рассказы. В 1898 переехал в Санкт-Петербург. Публиковал обзоры выставок, карикатуры, юмористические рассказы в «Петербургской газете», «Петербургском листке», журнале «Шут». В 1899 году в Харькове у Михаила Арцыбашева родился сын Борис, впоследствии ставший известным американским иллюстратором.
Творчество
Первой значительной публикацией был рассказ «Встреча» в «Журнале для всех» (1901). Лучшим своим произведением считал повесть «Смерть Ланде» («Журнал для всех», 1904; после её успеха Арцыбашев отказался от карьеры художника). Первая книга — сборник «Рассказы» (т. 1—2, Петербург, 1905—1906). Автор романа «У последней черты» (1910—1912), повести «Миллионы» (1908), «Рабочий Шевырёв» (1909), драм «Ревность» (1913) и «Закон дикаря» (1915). Сборник размышлений «Вечный мираж», написанный в 1919, издан в 1922 в Берлине.
Роман «Санин»
Молодёжь увлеченно читала произведение, организовывала общества «санинцев». Роман был переведен на многие языки и опубликован в Германии, Италии, Бельгии, Франции, Дании, Болгарии, Венгрии и Японии.
Драматург и киносценарист
Пьеса «Ревность», вышедшая в 1913 году имела огромный успех у зрителей России, а позже — на сценах Европы. Ею заинтересовалось также кино. В 1914 году состоялась премьера фильма «Ревность», снятого режиссёром А. Ханжонковым.
В 1914 году Арцыбашев написав пьесу «Война», а в 1916, полемизируя с Горьким — «Враги»,
Драму «Закон дикаря» Арцыбашев написал в ответ на пьесу Андреева «Анфиса». Писатель сам написал сценарий, и появилась кинемодрама «Муж». Фильм, запрещенный цензурой, собирал полные залы зрителей. Киножурнал начинался стихами:
Из глубины седых времён
В двадцатый век принёс мужчина
Свой унизительный закон
Раба, скота и властелина.
До Октябрьской революции 1917 года в России по киносценариям Арцыбашева вышли фильмы: «Позор разврата», «Дневник соблазнённой» («Трагедия соблазнённой»), «Мститель». Был экранизирован и роман «У последней черты». Экранизированные произведения автора не сохранились.
Своё последнее произведение — четырёхактную драму «Дьявол» (1925) — Арцыбашев назвал «трагическим фарсом», героями которого стали социалисты, рабочие, представители интеллигенции и т. д. Общая идея пьесы — осуждение революции с её методами и последствиями.
Эмиграция
Под предлогом лечения за границей, в 1923 году Арцыбашев выехал в Польшу. Там получил польское гражданство, поскольку мать была полькой по происхождению. Свою дальнейшую жизнь в СССР считал невозможной, свой переезд за границу объяснял тем, что своеволие большевиков терпеть стало невозможно. «Что такое эмигранты?… Это люди, которые не могли примириться с большевицкой тиранией и тяжкую свободу изгнания предпочли существованию под бичами кремлёвских палачей. Честь им и хвала. », — пишет автор в статье «Эмигрантская вобла».
В Польше Арцыбашев стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя». Здесь, в период с 1923 по 1927 год Арцыбашев опубликовал около сотни статей, снискав славу первого зарубежного российского публициста. Основной темой этих материалов является разоблачение большевизма. Также автор пишет о революции, касается тем эмиграции, социальной жизни общества, критики СМИ в СССР, литературной жизни России и т. д. (статьи: «Показания по делу Конради», «Или-или», «Суд», «Пощечина», «Завоевания революции», «Смерть Ленина», «Наш третий клад», «Последний царь», «Жгучий вопрос», «Соблазн», «Слово о русской литературе», «Ответ на письма г-жи Н.» и др.).
В Варшаве изданы сборник «Под солнцем» (1924), пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925). Статьи из газеты «За Свободу!» собраны в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925).
Смерть
Посмертно вышла книга «Черёмуха» (Варшава, 1927). Для русской эмиграции в Польше был образцом непримиримости к большевистскому режиму; годовщины его смерти отмечались собраниями и траурными митингами. В СССР произведения Арцыбашева до конца 1980-х гг. не переиздавались и творчество его в школах и вузах не изучалось.
Отзывы современников о публицистической деятельности Арцыбашева
П. Коган: «Он враг бессилия и певец силы. Он клеймит презрением неуверенность и отчаяние, наносит беспощадные удары пошлости и инертности. Он — серьезный и объективный, а потому тем более опасный обличитель обанкротившегося общества»;
А. Куприн (о «Записках писателя»): «Эти записки насквозь пронизаны знакомыми чертами: ума, характера и большого таланта Арцыбашева; беспощадной правдивостью, безоглядной смелостью, цепкой логикой… И вот теперь все, что ни пишет Арцыбашев, полно мужественной скорбью о России, неутомимой ненавистью к её случайным — да! Случайным! — поработителям…»;
П. Пильский: «В нем вообще жил дух противоречия и борьбы. Он любил не соглашаться. Ему нравилось быть одному, в стороне, при своем собственном особом мнении»;
З. Гиппиус: «Да, Арцыбашев „единственный“ из писателей; если и есть у других такая же беспримесная, чистая ненависть к убийцам России, такая же готовность на всякую борьбу, на всякую жертву ради воскресения родины, — эти чувства — увы — слишком часто соединяются с тоской о России прошлой, невозвратимой и ненужной».