Артюхова трусиха чему учит

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Артюхова трусиха чему учит. kopilka. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-kopilka. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка kopilka.

Отзыв о рассказе Артюховой «Трусиха»

Артюхова трусиха чему учит. otzyv artyuhova trusiha. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-otzyv artyuhova trusiha. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка otzyv artyuhova trusiha.Главная героиня рассказа Нины Артюховой «Трусиха» — девочка по имени Валя. Валя отличалась от других детей тем, что всего боялась. Поэтому дети называли ее «трусихой». Однажды Валя вместе с младшим братом играла на куче песка. Вокруг было много других ребят.

Неожиданно со стороны колхозного сарая послышались крики. Оказалось, что с цепи сорвался огромный злой пес, который побежал к играющим детям. Все ребятишки бросились прятаться. Валя тоже убежала прочь и скрылась в саду за калиткой.

Но потом Валя увидела, что на песке остался ее маленький брат, который еще не умел быстро бегать. Он лежал и плакал от испуга. Валя, не задумываясь, схватила совок и игрушечную сковородку, и побежала к брату.

Она встала перед ним и бросила в подбежавшего пса игрушки, которые держала в руках. Потом она стала кричать на грозное животное. К счастью, в этот момент вышел колхозный сторож и отозвал собаку.

Ребята выбрались из своих укрытий и окружили Валю, которая заплакала. Они спросили у девочки, почему та плачет, если собака ее не укусила. На это Валя ответила, что она плачет от испуга.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Артюховой «Трусиха» заключается в том, что истинно храбр тот, кто в минуты опасности думает не о себе, а о других. Валя боялась многих вещей в жизни, но когда ее младшему брату стала грозить опасность, девочка забыла о своих страхах, и храбро выступила против грозной собаки. И лишь когда опасность миновала, девочка заплакала от испуга.

Рассказ Артюховой «Трусиха» учит быть смелым, храбрым и никогда не бросать в беде своих близких, всегда вставать на их защиту.

В рассказе мне понравилась главная героиня, девочка Валя, которая не испугалась грозного пса и выступила на защиту младшего брата, рискуя собой. Валя знала, что она — трусиха, но страх за брата сделал её смелой. Молодец, Валя! Она умеет постоять за своих. Это очень хорошее качество человека.

Какие пословицы подходят к рассказу Артюховой «Трусиха»?

На трусливого много собак.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Будь храбрым и будешь сильным.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Конспект урока по чтению «Н.Артюхова «Трусиха»

Предмет: литературное чтение.

Тема: Н.М.Артюхова «Трусиха»

Единица содержания: понимание идейного содержания художественного произведения через оценивание поступков героев.

обучающий аспект : совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения; находить ответы на поставленные вопросы, используя текст;

развивающий аспект: развивать монологическую речь, творчество и воображение;

воспитательный аспект : воспитывать культуру общения; уметь оценивать поступки других людей и свои собственные.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

1) Подготовительный этап.

2) Этап применения знаний.

3) Итог на рефлексивной основе.

4) Домашнее задание.

1. Подготовительный этап. ( 7 – 10 минут)

— обеспечить мотивацию учения;

— постановка и принятие учебной задачи;

— предположения развития сюжета в новом рассказе.

Форма работы : фронтальная.

— Сейчас, ребята, у нас с вами урок чтения.

— Кому из вас нравятся уроки чтения? Чем нравятся?

— На предыдущих уроках мы с вами читали рассказы, в которых были показаны различные качества человека.

— Когда мы читали рассказ «Волшебное слово», о каком человеческом качестве мы говорили?

— А когда читали рассказ «Синие листья»?

— А когда читали рассказ «Хорошее»?

О внимательности, отзывчивости.

— Сегодня мы с вами будем читать новый, очень интересный рассказ Нины Михайловны Артюховой и тоже поразмышляем над одним из качеств человеческого характера.

В толковом словаре это качество объясняется так :

— Как вы думаете, о каком качестве человека мы поразмышляем сегодня?

— Рассказ называется «Трусиха». Как вы думаете, о ком будет этот рассказ?

— Это не первый рассказ с каким мы будем знакомится,

Какую цель мы поставим себе на урок?

А что мы для этого будем делать?

Понять главную мысль и идею рассказа.

Читать и анализировать текст, отвечать на вопросы.

— Читать мы будем по отрывкам, делая небольшие остановки. Для чего будем останавливаться?

Что – то уточнять, отвечать на вопросы.

— Рассказ очень интересный, и я думаю, что после чтения этого рассказа, мы с вами сделаем необычные выводы.

2. Этап применения знаний.

— применение способа анализа произведения, через оценивание поступков героев;

— уметь отвечать на вопросы, используя текст;

— развивать умение прогнозировать развитие сюжета;

— развивать умение рассуждать и аргументировать;

— организовать коммуникацию и парное взаимодействие.

Методы: репродуктивный и продуктивный.

Форма работы : фронтальная, индивидуальная, парная.

Учитель заранее разделил текст на смысловые части (отрывки). Чтение и обсуждение текста проходит с «остановками» на каждом отрывке.

« Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – трусиха.

Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусихой, а Андрюшка для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

— Лохмач с цепи сорвался. К нам бежит!

Вопросы учителя после чтения отрывка:

— Кто является героями рассказа?

— Почему Валю и Андрюшу не принимали в игру? Подчеркните в тексте. Прочитайте.

— Что нарушило игру детей?

— Кто такой Лохмач? Почему его так назвали? (на доске появляется 4 картинка- большая лохматая собака)

— Как поведут себя наши герои в такой сложной ситуации?

Учитель переставляет картинки на доске в зависимости от предположений.

Чтение 2 отрывка. (дети читают самостоятельно, про себя)

Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку. На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко.

Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ»

— Так, как же поступили ребята? Прочитайте.

— Почему они так поступили?

— Подтвердился наш прогноз?

— Кто остался на куче песка? Почему?

— Какая опасность угрожала малышу?

Кто же придёт на помощь малышу?

Учитель переставляет картинки на доске в зависимости от предположений детей.

« Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.

Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё, он казался очень коротким и очень широким…Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

— Кто же встал на защиту маленького Андрюши?

— Прочитайте, как автор описывает собаку?

— Как вы думаете- страшно Вале?

— Почему же она бросилась защищать Андрюшу?

— Как можно назвать такой поступок?

— Что же мы можем сказать о Вале сейчас?

— Что же будет дальше?

(читают сильные ученики)

Валя, Андрюша и ребята.

Валя была трусихой, Андрюша – маленький.

Раздались крики: «Лохмач!»

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл…На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы. Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.»

— Кто бросился помогать Вале? Что он сделал?

— Прочитайте, как автор описывает появление ребят, когда сторож увёл собаку?

— Как можно оценить поступок детей?

— А что будет делать Валя?

( самостоятельно, про себя)

Чтение 5 отрывка. ( 1 ученик вслух)

« Зато Валя плакала навзрыд.

-Почему же Валя плакала?

— Значит ли это, что Валя- трусиха?

— Сейчас я предложу вам поработать в парах, подумать вместе.

— Давайте вспомним правила работы в парах.

-Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа:

1) Трус своей тени боится.

2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

3) Кто дрожит – тот и бежит.

4) У страха глаза велики.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ.

1.Внимательно выслушать задание.

2.Выслушать мнение каждого участника.

3. Выбрать верное решение.

4. Выбрать представителя от пары

Проверка работы в парах.

— Какую пословицу выбрала ваша пара? Почему?

— Кто согласен с этой парой? А кто думает по другому? Почему?

Оцените свою работу: 1 балл – всё правильно

0 баллов – неправильно

— Давайте, восстановим последовательность событий. (самостоятельно)

Определи последовательность событий:

__ Опасность миновала.

__ Смелый поступок

Оцените свою работу: 1 балл – всё правильно

0 баллов – неправильно

— Какая часть самая главная в рассказе? Почему?

— Как вы думаете, изменится ли отношение ребят к Вале? Почему?

— А отношение Вали к ребятам?

Проверка самостоятельной работы.( план на доске)

— А теперь представьте: мы находились недалеко от места, где происходили все эти события, которые были описаны в этом рассказе. Мы были с вами свидетелями

всей этой истории. Девочка Валя стоит сейчас перед нами. Чтобы вы сейчас могли сказать Вале?

— А хотели бы вы дружить с Валей?

Так что же нам хотел сказать автор?

3. Итог на рефлексивной основе. ( 5 мин)

-развивать умение выделять главное и делать выводы;

— организация рефлексии собственной деятельности;

— С каким литературным произведением мы сегодня познакомились?

— Какую учебную задачу ставили?

— Что мы делали для решения этой задачи?

— Какова идея данного рассказа?

-Возьмите карточки и покажите какое настроение вызвал у вас рассказ. (цвета настроения)

— А теперь давайте оценим свою работу на уроке.

— Сколько заданий мы выполнили на уроке?

Если оба задания выполнены правильно – 5,

мотивация детей к самостоятельной деятельности;

— создание ситуации успеха (задание по выбору)

Метод: репродуктивный или продуктивный ( в зависимости от выбора заданий)

— Какое домашнее задание можно предложить к этому уроку?

— Выберите понравившееся задание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект урока по чтению «В.Бианки «Музыкант»

Лэпбук «В гостях у сказки»

Презентация по литературе на тему Т.И.Александрова «Кузька» (2 класс)

Урок по литературному чтению «Былины. Ильины три поездочки»(4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 2 класс

Презентация по литературе на тему Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны» (4 класс)

Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке», 4 класс

Урок презентация «Постойко» Д.Н. Мамин Сибиряк

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5340756 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Артюхова трусиха чему учит. 12ca 000988a9 e32712b1. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-12ca 000988a9 e32712b1. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

Артюхова трусиха чему учит. placeholder. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-placeholder. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка placeholder.

В России создадут единый центр по работе с трудными подростками

Время чтения: 1 минута

Артюхова трусиха чему учит. placeholder. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-placeholder. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка placeholder.

Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами

Время чтения: 1 минута

Артюхова трусиха чему учит. placeholder. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-placeholder. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка placeholder.

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

Артюхова трусиха чему учит. placeholder. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-placeholder. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка placeholder.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Артюхова трусиха чему учит. placeholder. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-placeholder. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка placeholder.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Артюхова трусиха чему учит. placeholder. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-placeholder. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка placeholder.

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок чтения во 2-м классе на тему: «Н.М. Артюхова. «Трусиха»»

Тема: Н.М.Артюхова “ Трусиха”.

I. Стадия вызова

– Сейчас, ребята, у нас с вами урок чтения. На предыдущих уроках мы с вами читали рассказы, в которых были показаны различные качества человека.

– Когда мы читали рассказ “Волшебное слово”, о каком человеческом качестве мы говорили? (О вежливости)

– А когда читали рассказ “Синие листья”? (О жадности, вредности)

– А когда читали рассказ “Хорошее”? (О внимательности, отзывчивости)

– Сегодня мы с вами будем читать новый, очень интересный рассказ Натальи Артюховой “Трусиха”. Как вы думаете, о каком качестве человека мы поразмышляем сегодня? (О трусости)

– А что такое “трусость”? Как вы понимаете значение этого слова?

– Рассказ называется “Трусиха”. Как вы думаете, о ком будет этот рассказ?

– Рассказ очень интересный, и я думаю, что после чтения этого рассказа, мы с вами сделаем необычные выводы.

II. Стадия осмысления

1. Чтение 1 отрывка (читают сильные ученики).

“Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – трусиха. Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусихой, а Андрюшка для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
– Лохмач с цепи сорвался. К нам бежит!
Все обернулись.”

2. Вопросы после чтения:

– Кто является героями рассказа? (После ответов детей на доске учитель прикрепляет картинки: девочка Валя, малыш Андрюша, ребята)

– Почему Валю и Андрюшу не принимали в игру? Прочитайте.

– Что нарушило игру детей?

– Кто такой Лохмач? Почему его так назвали? (На доске появляется картинка собаки.)

– Как поведут себя наши герои в такой сложной ситуации? (Предположения детей; учитель переставляет картинки на доске в зависимости от предположений.)

2. Чтение 2 отрывка. (Дети читают самостоятельно, про себя.)

“– Лохмач! Лохмач. Берегись, ребята!
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.”

4. Вопросы после чтения:

– Так, как же поступили ребята? Прочитайте.

– Почему они так поступили?

– Подтвердился наш прогноз?

– Кто остался на куче песка? Почему?

– Какая опасность угрожала малышу?

– Бежит огромный, разъярённый пёс. Впереди – беззащитный, маленький ребёнок.

Кто же придёт на помощь малышу? (Предположения детей; картинки на доске)

5. Чтение 3 отрывка. (Читает учитель, очень эмоционально)

“Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости. Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё, он казался очень коротким и очень широким…Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!”

6. Вопросы после чтения:

– Кто же встал на защиту маленького Андрюши? (Картинки на доске.)

– Прочитайте, как автор описывает собаку?

– Как вы думаете страшно Вале?

– Почему же она бросилась защищать Андрюшу?

– Как можно назвать такой поступок?

– Что же мы можем сказать о Вале сейчас?

– Что же будет дальше? (Предположения детей)

7. Чтение 4 отрывка. (Самостоятельно, про себя.)

“– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл…На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы. Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.”

8. Вопросы после чтения.

– Кто бросился помогать Вале? Что он сделал?

– Прочитайте, как автор описывает появление ребят, когда сторож увёл собаку?

– Как можно оценить поступок детей?

– А что будет делать Валя? (Предположения детей, картинки.)

9. Чтение 5 отрывка. (Дети, вслух.)

“Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?
– Нет, – отвечала она, – он не укусил… Просто я очень испугалась.”

10. Вопросы после чтения:

– Почему же Валя плакала?

– Значит ли это, что Валя – трусиха?

– Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа:

1) Трус своей тени боится.
2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
3) Кто дрожит – тот и бежит.

12. Самостоятельная работа.

– Давайте, восстановим последовательность событий.

Определи последовательность событий:

__ Опасность миновала.
__ Валя – трусиха.
__ Лохмач.
__ Смелый поступок.

– Какая часть самая главная в рассказе? Почему?

– Как вы думаете, изменится ли отношение ребят к Вале? Почему?

– А отношение Вали к ребятам?

III. Рефлексия

– А теперь представьте: мы находились недалеко от места, где происходили все эти события, которые были описаны в этом рассказе. Мы были с вами свидетелями всей этой истории. Девочка Валя стоит сейчас перед нами. Чтобы вы сейчас могли сказать Вале? (Высказывания детей.)

– А хотели бы вы дружить с Валей?

IV. Домашнее задание

Можно предложить детям пересказать рассказ от имени Вали или от имени ребят (по выбору).

Источник

Трусиха читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

«Трусиха»- произведение, написанное Ниной Михайловной Артюховой в 1969 году. Относится к жанру рассказ.

Краткое содержание для читательского дневника

Главная героиня произведения- Валя. Она боялась абсолютно всего: лягушек, собак, даже кошек. Поэтому все считали ее трусихой. Ребята даже не брали ее в игру. Как-то раз все играли во дворе, а Валя и Андрей сидели в сторонке. Неожиданно во двор вырвалась огромная собака. Все в ужасе разбежались, а Валя осталась защищать маленького брата. Она загородила его собой. Прибежал сторож и увел пса. Тогда Валя расплакалась. Ребята вышли из своих укрытий и спросили, что случилось. Валя объяснила, что просто испугалась.

Главные герои

Главная мысль

Главная мысль рассказа в том, что иногда нужно посмотреть своим страхам в глаза, чтобы перестать чего-то бояться. Бывает, что человек, который кажется слабым, является сильнее остальных.

Чему учит

«Трусиха» учит преодолевать свои страхи. Защищать беззащитных. Нужно быть храбрым и смелым.

Пословицы

Сам погибай, а товарища выручай.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Сам погибай, а товарища выручай.

Отзыв

Рассказ очень мне понравился. Валя оказалась очень смелой девочкой. Жаль, что ребята раньше над ней смеялись и не хотели с ней играть. Не смотря на свой страх, она смогла защитить младшего брата. Не убежала, как все остальные, а осталась и заслонила собой Андрея. Главная храбрость- это преодоления своих страхов. Я с удовольствием прочитаю и остальные рассказы Артюховой.

Иллюстрация
Артюхова трусиха чему учит. trysiha m. Артюхова трусиха чему учит фото. Артюхова трусиха чему учит-trysiha m. картинка Артюхова трусиха чему учит. картинка trysiha m.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Источник

Урок чтения во 2-м классе по рассказу Н.Артюховой «Трусиха»

Цели и задачи:

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас много гостей. А в гости любят ходить к хорошим людям. Постараемся доказать это своей работой.

2. Проверка домашнего задания.

— На прошлом уроке мы читали рассказ В.Осеевой “Хорошее”.

Я хочу проверить, насколько внимательно вы читали этот рассказ, проверить вашу память. Для этого я попрошу вас выполнить задание №1 на карточке. Там напечатаны шесть утверждений, высказываний. Некоторые из них верные, другие – нет. Давайте прочитаем их, а затем вы самостоятельно перечитаете их и если вы согласны с высказыванием, то напротив поставьте знак “+”, если не согласны – знак “-”.

1. К Юре обращались за помощью 4 раза. “-”

2. Первой за помощью обратилась сестренка. “+”

3. Она просила завязать ей шнурки на ботинках. “-”

4. В доме у Юры была кошка. “-”

5. Собаку Юрика звали Дружок. “-”

6. Мама дала Юре совет, какие хорошие дела он может сделать. “+”.

3. Постановка цели урока.

— Итак, продолжаем урок чтения.

— Какие цели мы ставим перед собой на уроках чтения, чему мы учимся на этих уроках? (Научиться читать бегло, грамотно, выразительно, учиться мыслить, выражать свое мнение, развивать память, мышление.)

— Что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого выполним задание №2 на карточке. (Каждый ряд расшифровывает по одному слову)

№2. Задание: Расшифруйте слова. Каждое число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

А 1Б 2В 3Г 4Д 525 10 20 1 20 30
Е 6Ё 7Ж 8З 9И 10
Й 11К 12Л 13М 14Н 15читать
О 16П 17Р 18С 19Т 2018 1 19 19 21 8 5 1 20 30
У 21Ф 22Х 23Ц 24Ч 25рассуждать
Ш 26Щ 27ъ 28ы 29ь 3016 24 6 15 10 3 1 20 30
Э 31Ю 32Я 33оценивать

Вывод: итак, мы будем сегодня учиться: внимательно читать; рассуждать; оценивать поступки героев.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством детской писательницы – Нины Михайловны Артюховой. Посмотрите на её портрет. Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Нина Михайловна была дочерью известного русского купца М.И. Сабашникова. Закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Среди её произведений рассказы “Маринка”, “Светлана”, сборники рассказов “Повести о детях”, “Новые соседи”, “Белая коза Альба”, “Саша-дразнилка”. Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов “Трусиха”.

4. Изучение нового материала

1. Разминка.

“Задуйте свечу”

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

“В лифте”

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

2. Отработка навыков чтения.

— Итак, мы будем читать и обсуждать рассказ Н.М.Артюховой “Трусиха”.

1) Отработка трудных слов изучаемого текста. (Устранение регрессии)

— В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.

№3. Задание: Прочитай по слогам, а затем плавно целым словом.

на чет-ве-рень-кахна четвереньках
врас-сып-нуюврассыпную
за-хлоп-ну-лазахлопнула
ско-во-род-кусковородку
о-ска-лен-наяоскаленная
клы-кас-таяклыкастая
ос-та-но-вил-сяостановился
вы-пол-за-ливыползли

Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом

№4. Задание: Прочитай

НАвзРЫДБРОсиЛИСЬколХОЗноГОФЬють
ВЗвизгНУлавРАСсыпНУюКУкольНУюфьЮТЬ

2) Словарная работа.

— В рассказе встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Как вы понимаете их значение.

Умел ходить на четвереньках

Враг шёл на приступ

Оскаленная, клыкастая пасть.

3) Первичное чтение рассказа учителем.

4) Первичная проверка понимания.

Как вы считаете, была ли Валя трусихой?

Почему вы так считаете?

— Откройте учебник на странице 23.

Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, к которому относится эта иллюстрация.

Все ли правильно и точно изобразил художник? (Нет, сторож сразу увел собаку, да и собака маленькая, а в рассказе она огромная.)

5. Физкультминутка.

На уроке мы читаем,
Стать все смелыми мечтаем
Чтобы сильным быть и ловким
Приступаем к тренировке.

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.

На носочки поднялись,
Руки опустили,
А теперь присели вниз.
Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе
И уже сидим на месте.
Посидим, отдохнём
И опять читать начнём.

6. Закрепление нового материала.

Выразительное повторное чтение учащимися по цепочке.

— Чего же так испугались все дети?

— Какие слова употребляет автор, чтобы показать, что дети испугались? (Крики детей, бросились врассыпную и т.д.)

— Для кого рисковала жизнью Валя?

— Прочитайте, как маленький Андрюша остался один.

— Что делали в это время ребята?

— Перечитайте действия Вали. (Взвизгнула, выбежала, схватила)

— Как выглядел пёс? Прочитайте.

— Слышите ли вы его рычание? (Ог-р-р-ромный, кор-р-роткий, шир-р-рокий)

— Прочитайте, что было после того, как сторож увел собаку? Как вела себя Валя?

— Почему Валя плакала? Ведь опасность была позади. (Она только сейчас почувствовала страх)

— Подумайте, почему Валя выбежала из калитки навстречу грозному псу? Что заставило ее встать на защиту Андрюши? (Чувство ответственности, страх за маленького.)

— Как бы вы поступили на месте Вали?

— Каким человеком на самом деле была девочка Валя?

— Давайте опишем ещё раз Валю. Какие черты характера у неё?

— Прочитайте напечатанные на карточках черты характера и свойства человека. Те, которые подходят к нашему герою произведения, вывешиваем на доску, а лишние убираем.

Что вы ещё можете добавить?

7. Итог урока

— С каким рассказом сегодня познакомились?

— О каких человеческих качествах заставляет подумать? (О настоящей смелости, об ответственности за младших.)

— Ребята, вспомните, пожалуйста, пословицы о настоящей дружбе, о смелости. Ведь

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

(учащиеся называют пословицы)

— Прочитайте ещё пословицы о дружбе и смелости на карточке (читают).

Друг познается в беде.

Без беды друга не узнаешь.

Вдруг не станешь друг.

Верный друг лучше сотни слуг.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Смелость города берет.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Человек без друга – что земля без воды.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Друг познается в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Верному другу цены нет.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг научит, а недруг проучит.

— А я считаю, что к рассказу “Трусиха” больше всего подходит пословица “Смелость города берёт”. Как вы понимаете смысл этой пословицы применительно к данному рассказу?

— Я сейчас зажгу свечу. (Зажигаю электрическую свечу и грею руки)

— Давайте сделаем большой Огонь. (Дети встают вместе у доски, поднимая вверх свои вырезанные из цветной бумаги огоньки.)

— Как вы себя сейчас чувствуете?

Дети: Тепло, приятно, хорошо.

Учитель: Это непростой огонек. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг, тот смелый и решительный человек. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друга и поддерживали теплоту своих сердец. Пусть в вашем сердце всегда горит этот маленький огонёк.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

8. Домашнее задание. Пересказать рассказ Н.М.Артюховой “Трусиха”, подобрать пословицы и поговорки о смелости, отваге, дружбе, взаимопомощи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *