арвид зеланд личная жизнь
Тема номера Уволен не по собственному желанию
Скандал вокруг Национального театра, судя по всему, пришел к своему логическому завершению. Произошло то, чем обычно заканчивается любая война работника с работодателем: Сергей Пронин, на протяжение полугода конфликтовавший с Министерством культуры республики, лишился должности директора театра. На его место назначен известный в Карелии режиссер и актер Арвид Зеланд.
Как было
Напомним: противостояние началось после публикации в «Карельской Губернiи» интервью с министром культуры Галиной Брун, в котором было высказано множество претензий в адрес Нацтеатра. В частности, она считала, что на спектакли театра ходит слишком мало зрителей, а изменить или исправить положение дирекция не в состоянии. Пронин в долгу не остался и в свою очередь обрушил резкую критику и на Минкульт, и на саму Галину Брун.
Ситуация осложнялась тем, что как раз в этот период «Творческая мастерская» осталась без площадки – их сцену в здании филармонии закрыли из-за нарушения противопожарной безопасности. Найти временный приют артистам предложили под крышей Нацтеатра. Сергей Пронин не только воспротивился этому решению, но и усмотрел в нем попытку вытеснить коллектив с собственной площадки.
В скандал втягивались все новые и новые участники – национальная общественность, руководители культурных учреждений и даже глава российского Союза театральных деятелей Александр Калягин. С обеих сторон было составлено несколько открытых писем к бывшему и нынешнему главам республики и федеральному инспектору по Карелии Александру Хюннинену. Высказывания становились все жестче, а тон «диалога» – все истеричнее. И вот, похоже, финиш.
«Странно не помочь коллегам»
На прошлой неделе Галина Брун представила Национальному театру нового руководителя. Назначение было ожидаемым. Еще в июле Сергей Пронин собрал пресс-конференцию, на которой объявил, что ему предложили уволиться. Так что слухи о предстоящей смене руководства в Национальном театре ходили давно. И в качестве наиболее вероятной кандидатуры назывался именно Арвид Зеланд. Он уже занимал этот пост на протяжении семи лет, но затем уехал в Санкт-Петербург. Там Зеланд некоторое время возглавлял Театр музыкальной комедии, а также работал в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Теперь Арвид Михайлович решил вернуться в Карелию. Инициатором подобного шага было республиканское Министерство культуры.
– Арвид Зеланд долго не соглашался снова занять кресло директора и художественного руководителя театра, – комментирует происходящее Галина Брун. – В конце концов он выдвинул ряд условий и мы согласились.
– Было три принципиальных вопроса, на которые я получил устроившие меня ответы, – подтверждает слова своего нынешнего начальника Арвид Зеланд. – Первый заключался в том, останется ли театр Национальным, то есть работающим на финском, карельском и русском языках. Да, останется. Второе: обсуждается ли его объединение с каким-либо другим коллективом. Нет, не обсуждается. Третий вопрос касался судьбы «Творческой мастерской». Министр заверила меня, что пребывание «ТМ» на нашей сцене – мера необходимая и вынужденная, но временная, только на тот период, пока им готовится площадка.
Я принял эти условия. В конце концов почему нет? Людям негде играть. У них и так, как я понимаю, театр полгода не работает. При этом мы не одни «подвинулись». Театр кукол тоже будет предоставлять свою сцену. Когда коллеги в тяжелом положении, странно не помочь. Ну по-человечески. А дальше уже вопросы чисто организационные, которые нужно решать двум руководителям, – как сделать так, чтобы один театр другому не мешал и не приносил неудобств. Это можно решить.
Буду судиться
Площадку для «ТМ» обещают подготовить в ближайшее время – если построить новое здание возможности нет, то можно хотя бы привести в соответствие пожарным нормам уже имеющуюся сцену. А тем временем бывший директор театра Сергей Пронин готовит заявление в суд. Он уверен, что его уволили незаконно:
– Как бы я поступил на месте министра культуры? В первую очередь собрал бы Общественный совет при Нацтеатре и спросил, хочет ли он смены руководства. Неплохо бы спросить и у коллектива. Этого сделано не было. Меня поставили перед фактом прямо на рабочем месте, а через несколько часов Брун пришла вместе с Зеландом и попросила освободить кабинет. Считаю такие методы недопустимыми. Кроме того, мой контракт не закончен, я могу работать еще год.
Чего добивается Министерство культуры? Мне кажется, развала театра. После моего увольнения подали заявление об уходе артисты, которых невозможно заменить: Пекка Микшиев и Виена Кеттунен. Они владеют языком, на них держится несколько спектаклей. Я тоже играю в спектаклях на национальных языках. Театр рискует просто остаться без репертуара!
Кроме того, целый ряд работ поставлен мною или по моим произведениям. Я как автор имею полное право запретить их к показу, если сценическое воплощение не окажется должного качества. Правда, делать этого и «мстить» кому-то я не собираюсь.
В конце концов мне совершенно непонятно, где и как я провинился. Нет ни одного выговора, ни одного взыскания, вместо них – сплошные грамоты и благодарности.
Билеты по червонцу
Однако министр культуры Галина Брун утверждает: смена руководства в Нацтеатре – не ее личная прихоть, а назревшая необходимость. Вопросов к Пронину – выше крыши. На столе у Брун – многочисленные финансовые отчеты, в которых фигурируют порой странные цифры. К примеру, на прошедший в июне спектакль «Лемби» пришли, по бумагам, 134 зрителя. А кассовые сборы – по тем же бумагам – составили меньше полутора тысяч рублей. Получается, билеты продавались по 11 рублей?! И таких не в меру «доступных» показов – десятки. Цены на билет, если судить по документам, лишь в редких случаях переваливают за 100 рублей, между тем дешевле сотни стоить они просто не должны.
Пронин эти цифры ставит под сомнение.
– Если есть претензии, нужно зарегистрировать их в акте, положить на стол директору, получить ответ и, если действительно есть нарушения, наказать. Ничего этого сделано не было, все остальное – незаконно. В частности, я сегодня уже не отвечаю за то, что происходит в бухгалтерии. Какие документы там будут созданы без меня, я не знаю.
…Впрочем, не будем забывать: когда в июле руководители карельских учреждений культуры подписали обращение к общественности в поддержку Галины Брун, Сергей Пронин тоже моментально окрестил документ фальшивкой, сфабрикованной министерством.
Еще один фактор, который снимает с экс-директора ореол жертвенности, – гонорары, которые он и его жена получали за работу в театре. (К слову, в советские годы руководителю было категорически запрещено иметь в подчинении родственника, распоряжающегося материальными ценностями, – например, как это делает заведующий постановочной частью.) Творческий тандем получился не только эффективным, но и дорогостоящим. По документам выходит, что художнику-постановщику Ирине Прониной за работу над четырьмя спектаклями было выплачено более 130 тысяч рублей – это кроме официальной зарплаты. Подобные же суммы выплачивались Прониной и в предыдущие годы. Между тем средняя заработная плата по театру составляет всего 11 тысяч рублей.
Аналогичная ситуация и с самим Сергеем Сергеевичем. Как уже сказано, он написал пьесы для целого ряда спектаклей, сам их поставил и является исполнителем нескольких ролей. Все это, безусловно, оплачивается. Никто не спорит, что за работу можно и нужно получать деньги, но возникает вопрос – сколько часов в сутках у бывшего руководителя Национального театра? Успевал ли он справляться с основными – директорскими – обязанностями? А главное – не является ли его противостояние с министром культуры всего лишь борьбой за хлебное место?
Ответы на эти вопросы уже не имеют значения: вряд ли Сергею Пронину удастся восстановиться на прежнем месте даже через суд. Несмотря на то, что срок контракта не истек, в договоре есть пункт, позволяющий министерству уволить его в один день. Единственное условие – выплата заработной платы за три месяца. По словам Брун, это уже сделано.
После скандала
Как нам стало известно из неофициальных источников, в минувшую пятницу около 30 сотрудников Национального театра подписали письмо в адрес министра культуры, в котором поблагодарили за смену руководства театра и выразили надежду на его дальнейшее творческое развитие. Теперь внимание общественности приковано к новой фигуре – Арвиду Зеланду. На его плечи ляжет проблема погашения долга, накопившегося у Национального театра. Это ни много ни мало 650 тысяч рублей. (Справедливости ради нужно сказать, что у остальных карельских театров долги тоже имеются, и ничуть не меньшие – трудно работать с прибылью при отсутствии государственного финансирования на постановку спектаклей. Да и у самого театра тоже есть должники.) Но главное, чего ждут от него зрители, это новых творческих решений. Здесь Арвид Зеланд планов пока не раскрывает:
– Все проекты и обязательства театра будут выполнены. У нас почему-то считают, что, если кто-то приходит, он все разрушит. Я вообще против революций. Через несколько дней должна состояться премьера «Короля Лира», работники театра делают все, чтобы это произошло, и никаких вопросов не возникает. Костюмы шьются, декорации готовятся, репетиции идут. Те спектакли, которые есть в репертуаре и способны существовать, будут идти. Раньше февраля новых названий не появится. Категорически не хочется гонки. Для начала нужно пригласить интересного режиссера, подобрать материал. Сам я в ближайшее время на сцену выходить не планирую.
Нам 20 лет!
20 лет назад в Национальный театр Карелии пришли выпускники актерского курса Петрозаводской консерватории под руководством Арвида Зеланда
«Зеланд пытался развивать любого артиста. Каждому предоставлялась возможность сыграть главную роль, но ты должен был выходить и в массовке. Все попробовали всё».
1 февраля 1999 года студенты актерского курса под руководством Арвида Зеланда начали работать в Национальном театре Карелии. Одиннадцать мальчиков и девочек стали частью труппы, в которой не хватало именно таких партнеров: юных, дерзких, энергичных, свежих. Вливание молодой крови привнесло новые названия в репертуар. Сотрудничество с мэтрами сцены обогатило молодежь секретами мастерства, которые по крупицам собираются на протяжении всего творческого пути.
А началось все с того, что в 1997 году при Национальном театре Карелии был набран актерский курс. Полгода студенты тихо-спокойно чему-то обучались, практически строго в соответствии с бессмертными строками: «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь»… И если бы не одно событие, возможно, не обрела бы профессиональная сцена около дюжины ныне известных и любимых зрителями артистов.
Новый художественный руководитель и директор Национального театра Арвид Зеланд взял под свое крыло юные дарования и стал мастером этого курса. Выяснилось, что на тот момент в Карелии не существовало подробно прописанного по всем предметам плана обучения актеров, получавших образование в системе высшей школы. Арвид Михайлович обратился к Марии Михайловне Крауклит, работавшей в ЛГИТМиКе методистом на кафедре режиссуры у Г.А. Товстоногова. Зеланд и Крауклит отправились в Санкт-Петербург, в свою альма-матер – Театральный институт на Моховой (СПБГАТИ), где совместными усилиями были разработаны и утверждены соответствующие (что немаловажно) ГОСТам планы обучения на весь период. Мария Крауклит на протяжении всех лет формировала учебный план, принимала участие в приглашении знаменитых педагогов из столичных театральных вузов и стала истинным ангелом-хранителем курса, умея сгладить все конфликты и недопонимания.
Получив для студентов официальный статус актерского курса в Петрозаводской государственной консерватории, с 1 февраля 1997 года Зеланд запустил процесс полноценной учебы, когда занятия идут с утра до поздней ночи, нет ни праздников, ни выходных, и даже 1 января в 10 утра актеры приходят на урок по мастерству.
Так началось служение Театру. Часть студентов, кто не рассчитывал на подобное отречение от обычной жизни, сошла с марафонской дистанции и отсеялась. Те же, кто остались, погружались в профессию под руководством таких петербургских педагогов, соприкосновение с которыми стало вехами на их творческом и жизненном пути.
Куратором курса был Андрей Дмитриевич Андреев, петербургский режиссер и театральный педагог. Именно у него учился Арвид Михайлович. Приглашение своего мастера в качестве высшей инстанции стало и данью уважения, и определенным вызовом самому себе: очевидно, что Андреев оценивал не только петрозаводских студентов, но и своего выпускника, ставшего учителем.
Людмила Владимировна Честнокова – легендарный преподаватель актерского мастерства, профессор, она начинала свою деятельность с Василием Васильевичем Меркурьевым (народный артист СССР, режиссер и театральный педагог) и Ириной Всеволодовной Мейерхольд (актриса, режиссер и театральный педагог, дочь Всеволода Эмильевича Мейерхольда). Благодаря столь драгоценному опыту Честнокова обучала студентов не только по системе Станиславского, но и знакомила их с биомеханикой Мейерхольда!
Когда приезжал педагог по сценическому движению Анатолий Анатольевич Черных, то отменялись все лекции, студенты фанатично осваивали тонкости гармоничного физического существования на сцене и работали, пока не падали от усталости. Силы неофитам давал бог по имени Призвание.
После занятий акробатикой с асом своего дела Тамарой Васильевной Петровой весь курс научился выделывать такие сложные кульбиты, что поверить в то, что совсем недавно кто-то из них не мог сделать обычный кувырок, было невозможно.
Любовь Михайловна Субботовская – старейший петербургский педагог по вокалу. Причем она не ставила ребятам узконаправленной задачи красивого пения. Главная цель состояла в том, чтобы научить пропускать каждую пропеваемую строку через внутренний мир исполнителя, раскрывая в слове и звуке степень владения актерским мастерством.
Были и замечательные местные учителя. Навсегда в сердцах студентов поселилась любовь к танцовщику и педагогу, премьеру балетной труппы Музыкального театра Олегу Вилодовичу Щукареву, который преподавал танец. Даже по окончании учебы еще целый год молодые артисты продолжали ходить на его уроки уже со следующим курсом. Любовь Николаевна Васильева в тесном сотрудничестве с преподавателем с Моховой Любовью Дмитриевной Алферовой занималась с курсом постановкой речи.
Вообще, система обучения была разумной и гибкой: когда приезжали мастера из Петербурга, расписание выстраивалось так, что почти все время отдавалось под их уроки. На занятиях присутствовал местный педагог, который дорабатывал потом со студентами необходимые навыки и шел дальше в соответствии с заданным направлением. Такой подход позволил обеспечить высочайший уровень обучения для регионального вуза. И в этом заслуга Арвида Зеланда, который приглашал для своих питомцев лучших из лучших. Одно то, что председателем итоговой экзаменационной комиссии стал народный артист СССР, заведующий кафедрой сценической речи Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина Василий Семенович Лановой, говорит о многом.
Спектакли, которые выпускал курс, становились лауреатами театральных фестивалей и украшением афиши Национального театра. Публика сразу отдала им свое сердце. Находились и те, кто видел эти работы по много раз. «Нискавуори», «Simple Story», «Творение мира», «Маугли». В «Опасных связях» Зеланд выходил на сцену в главной роли Вальмона вместе со своими студентами. Он рисковал, прекрасно понимая, чем может обернуться такой опыт. Но спектакль состоялся, был принят зрителями «на ура» и взаимно обогатил и студентов, и их мастера.
Сегодня из одиннадцати молодых актеров, пришедших двадцать лет назад, в театре остались шестеро: Вячеслав Поляков, Ольга Портретова, Тамара Воронова, Александр Куйкка, Алексей Белов, Олеся Леонтьева. Они представляют собой очень важную, сплоченную часть труппы.
Выпускники актерского курса под руководством Арвида Зеланда, работающие сейчас в Национальном театре. 2019 год. Фото Юлии Утышевой
Пятеро – Евгений и Оксана Терских, Ирина Машкова, Элли Нярья, Анна Любанец – служат в других театрах, кто-то живет и работает в других городах и даже странах. Но то, что они пережили за время совместного обучения и творчества на подмостках, навсегда сделало их близкими, неравнодушными друг к другу людьми.
Актеры ответили на вопрос:
Чем вам запомнился Арвид Зеланд?
Олеся Леонтьева: — Вот чего мне сейчас не хватает, это железной дисциплины. Арвид Михайлович нас любил и в то же время держал очень строго. Наш курс благодаря ему самый «дрессированный».
Ольга Портретова: — Для меня самым ценным было то, что он умел каждого из нас разглядеть, каждому умел дать адекватную нагрузку. Зеланд пытался развивать любого артиста. Каждому предоставлялась возможность сыграть главную роль, но ты должен был выходить и в массовке. Все попробовали всё. Каждому давался шанс. Все были на равных.
Алексей Белов: — Всего себя он отдавал студентам. Полностью. Это здорово работало, эффект был очень мощный. Он отдавал нам себя на двести процентов. Мы были ему как дети.
Вячеслав Поляков: — Арвид Михайлович сфокусирован на актере, на его личности. Он много разговаривал с нами, мог шутить и смеяться, хотя всегда ощущалась четкая дистанция, панибратства никогда не было. Не переносил нечестности ни на сцене, ни в жизни. Мы были его первым курсом, и иногда нам приходилось тяжело, все очень разные.
Александр Куйкка: — Помимо нашего курса, Зеланд в это же время возглавил Национальный театр. А это были не самые простые времена. Необходимо было находить средства на ремонт театра, он справлялся с этой трудной задачей. Его безусловная заслуга в том, что, по сути, его стараниями и усилиями создалась система театрального образования в Карелии. До нашего курса преподавание еще никогда не велось на таком высоком уровне.
Тамара Воронова: — То, как с нами занимался Арвид Михайлович, было огромным удовольствием для всех студентов. Поскольку мы были его первым курсом, он нас учил и на нас учился. Обогащающий процесс для обеих сторон!
Арвид Зеланд не теряет связь с Петрозаводском, Национальным театром и своим первым, смеем надеяться, самым любимым курсом. Двадцать лет – хороший срок для подведения итогов. А они таковы, что актерам есть чем гордиться на протяжении этого пути. В этом можно убедиться, полистав их персональные странички на сайте и заглянув в афишу. Театр же приобрел в их лице самоотверженных и неутомимых служителей подмостков. С юбилеем, курс Зеланда!
курс64
РГИСИ. Актерская мастерская А.М.Зеланда, 2019-2023
Художественный руководитель курса:
Арвид Михайлович Зеланд
Мастерство:
Коваленко Ирина Павловна
Красавина Полина Андреевна
Речь:
Тарарина Анастасия Валерьевна
Движение:
Черных Анатолий Анатольевич
Танец:
Добросердова Елена Андреевна
Красавина Полина Андреевна
Вокал:
Зайцева Ирина Михайловна
курс64 запись закреплена
курс64 запись закреплена
«Обитель» по мотивам романа Захара Прилепина.
27.06|19:00
Моховая 34 | Аудитория 18
Продолжительность спектакля 60 минут без антракта.
Вход свободный по предварительной записи:
нужно зайти в группу: https://vk.com/wall-155982833_2089
под этим постом указать свою ФАМИЛИЮ и ДАТУ спектакля.
Мы обязательно ответим вам, записав вас в списки.
курс64 запись закреплена
Аллочка Постнова
курс64 запись закреплена
Учебный театр «На Моховой»
Курс Зеланда. Финал. Апофеоз
курс64 запись закреплена
ПОСЛЕДНИЙ СПЕКТАКЛЬ КУРСА ЗЕЛАНДА!
А напоследок я. нет,не скажу,станцую!
Курс Зеланда отказывается говорить что-либо на прощанье. Он хочет только поделиться той бурной энергией,что кипит в каждом из его молодых талантливых актеров. Поэтому будем общаться языком пластики,жест будет нашим самым громким словом!
Приходи не услышать,приходи почувствовать нас!
Показать полностью.
20 июня
19:00
Учебный театр «На Моховой»
Курс Арвида Зеланда.
#курс64
курс64 запись закреплена
KudaGo: Санкт-Петербург
20 июня курс Зеланда в последний раз выйдет на сцену Учебного театра «На Моховой» со спектаклем «Дело в шляпе», начало в 19:00
курс64 запись закреплена
KudaGo — театры Петербурга
Последние показы дипломных спектаклей выпускников РГИСИ 2019 года
В июне выпускники курса РГИСИ представляют заключительные показы постановок на сцене учебного театра «На Моховой». 18 и 19 июня не пропустите спектакль «Сон молодого человека»! Постановку в таком актёрском составе вы больше не сможете увидеть
курс64 запись закреплена
Приходите на наши последние спектакли. И, чем чёрт не шутит, может, на этот раз у истории будет вполне себе счастливый конец?
18.06|19.06 в 19:00 «Сон молодого человека» в последний раз на большой сцене Учебного театра «На Моховой»
Курс Арвида Зеланда.
курс64 запись закреплена
Что есть в пьесах Островского? Любовь и деньги, вечная афёра и вечная свадьба. Сумасшедшая гонка за счастьем и вера в трудовой тяжелый путь. Но почему-то никогда эти пути не сходятся.
Мы в лице наших персонажей задаем себе этот вопрос целый год. Сойдутся ли?
В последний раз Женечке подарят конфеты, в последний раз Грунцов соберется в Уфу, в последний раз Маланья забудет лук, в последний раз Егор Николаич сделает предложение, в последний раз Потрохов разругается с женой, а та, в свою очередь, в последний раз всплакнет над даром прошедшей молодостью, в последний раз Чепурин напьется,в последний раз Наташа прочитает письмо матери. а Корпелов навсегда уйдет «бродить по лицу земному».
Сегодня эти персонажи в исполнении актеров курса64 в последний раз оживут на сцене Учебного театра на Моховой в 18:00. Ждем Вас на этой прощальной встрече!
Курс Арвида Зеланда.
#курс64
курс64 запись закреплена
Как бывает порой неудачна жизнь, и как часто мы виним в этом кого угодно,но только не себя!
Билеты по ссылке: http://учебный-театр.рф/hleb