Асфальтобетон что это такое
Чем отличается асфальт от асфальтобетона
Разными эксплуатационными свойствами обладает асфальт и асфальтобетон. В чем разница можно разобраться на основе детального анализа показателей и характеристик. Асфальтобетон – модифицированный состав. Он содержит компоненты для дополнительной прочности и надежности. Материалы имеют много схожих черт. Одинакова также сфера их использования.
Особенности и основные характеристики асфальта
Чтобы ответить на вопрос, чем отличается асфальт от асфальтобетона, необходимо в отдельности разобраться с каждым из этих материалов.
Люди ассоциируют асфальт с автомобильной дорогой или тротуаром. Материал может быть искусственным или натуральным. Параметр определяется в зависимости от содержания битума который находится в диапазоне от 13 до 75%.
Асфальт – это смесь битума, гравия и песка, которая применяется в строительстве чаще всего. В искусственный вариант добавляют минеральный порошок.
Главное отличие асфальта от асфальтобетона состоит в том, что в последний вариант принято добавлять искусственные компоненты.
Сфера использования асфальта:
Асфальт может применяться и не по назначению. К примеру, из него делают лавки, печати гравюр и лаков.
Преимущества использования асфальта:
Если стоит выбор асфальтобетон или асфальт, то выбирать нужно после тщательного анализа требований к будущей поверхности. К примеру, первый вариант материала водонепроницаем и более долговечен. Он получил такие свойства благодаря добавлению модифицированных термоэластопластов. Материал по устойчивости в несколько раз превышает битум.
Недостатки использования обычного асфальта:
Особенности и основные характеристики асфальтобетона
Материал имеет широкую сферу применения. Он ориентирован не только на создание покрытий дорог. Асфальтобетон получают посредством тщательного перемешивания битума и химических компонентов.
Для укрепления смеси добавляют инертные вещества. Они позволяют поверхности не деформироваться даже в случае сильной нагрузки. Асфальтобетон характеризуется твердостью и прочностью. Для повышения данных свойств используется щебень, гравий и песок.
Если рассматривать асфальтобетон, то его главное отличие от асфальта – возможность тщательного уплотнения. Характеристика достигается посредством искусственных добавок. Материал уже полностью уплотнен перед началом работ. Отличие между материалами также заключается в способе укладки и необходимом оборудовании. Без их наличия невозможно начать дорожные работы.
Существуют холодные смеси. Они набирают прочность при остывании поверхности. Затвердевание получается посредством устранения их состава углевода. Он входит в немедленную связь с воздухом и начинает испаряться. Химическая реакция происходит между добавками и битумов. Благодаря этому удается получить прочное покрытие. Оно обладает следующими преимуществами:
Асфальтобетон характеризуется также рядом недостатков:
Выбор сферы использования
Асфальтобетон и асфальт, отличия которых заключается в эксплуатационных свойствах, подбираются под условия. К примеру, второй вариант целесообразно использовать на поверхности со средней нагрузкой. Такое покрытие подойдет для пешеходных дорожек и тротуаров. От веса человеческого тела создается небольшая нагрузка. Асфальт также применяется на дорогах с минимальным движением транспорта. На них не должны регулярно ездить грузовые или тяжелые механизмы.
Асфальтобетон специально создан для крупных трасс и магистралей. Благодаря ему удается связывать удаленные города России. Поверхность не пострадает даже от регулярного движения по ней грузового транспорта. Выбоины и ямы появляются только в случае ДТП, а не от износа. Ремонт покрытия производится в любое время года. Холодная смесь быстро застывает и прослужит долго.
В крупных городах дороги также делают из асфальтобетона. Они не требуют регулярного обслуживания и сохраняют внешние характеристики. В данном вопросе сложно провести сравнение с асфальтом. Он может пострадать даже от незначительного воздействия. Потребуется дорогостоящий ремонт. Его проводят только в теплую, не дождливую погоду.
Асфальт и асфальтобетон используются для создания пространства, по которому будут передвигаться люди и машины. Второй вариант смеси обладает лучшей износостойкостью и сроком службы. Однако асфальтобетон стоит дороже. Его следует выбирать для поверхности, если на нее будет оказываться значительная нагрузка в период эксплуатации.
Асфальта достаточно для пешеходных и велосипедных дорожек. Он прослужит долго на маленькой улице. Нет смыла переплачивать, если движение будет минимальным. Покрытие сложно ремонтировать в холодное время года. Работы целесообразно выполнять только летом.
Что собой представляет асфальтобетонная смесь
Асфальтобетонная смесь (или просто асфальтобетон) является основным материалом для устройства дорожного полотна. При этом область применения асфальтобетона не ограничивается дорожным строительством, так как свойства материала делают его отлично подходящим для множества других покрытий.
«Асфальтобетонная смесь (асфальтобетон) – строительный материал искусственного происхождения, изготавливаемый из подобранных пропорций минерального составляющего (щебень, песок, минеральный порошок) и битумного вяжущего. Для некоторых разновидностей асфальтобетонных смесей также применяются специальные добавки, повышающие физико-механические характеристики материала»
В зависимости от того, каким качеством обладают компоненты в составе асфальтобетона, изменяются физико-механические характеристики материала. Также асфальтобетонная смесь изменяет свои физико-механические характеристики в зависимости от пропорций материалов, зернистости некоторых из них, наличия или отсутствия специальных присадок.
В настоящее время асфальтирование в Москве производится нашей компанией с применением асфальтобетонных смесей собственного производства, что позволяет полностью контролировать качество материалов.
Из чего может состоять асфальтобетонная смесь
Как упоминалось выше, асфальтобетонная смесь включает в себя две группы материалов:
В прошлом в качестве вяжущего также допускалось использование дегтя, однако позже деготь был запрещен для использования в городской среде, а затем был полностью исключен из состава асфальтобетона.
Асфальтобетонные смеси изготавливаются с помощью перемешивания и нагрева компонентов, входящих в состав.
Щебень
Щебень – продукт дробления горных пород или иных материалов. Может быть изготовлен из гранита, гравия или известняка. Также щебень может быть вторичным или шлаковым. В дорожном строительстве, как правило, используются фракции щебня размером 5-20 мм и 20-40 мм.
Чем прочнее щебень, тем выше будет качество изготовленного из него асфальтобетона. Это связно с тем, что щебень формирует своеобразный скелет асфальтобетонного покрытия, являясь основным заполнителем.
Высококачественная асфальтобетонная смесь может иметь в составе щебень из твердых горных пород или гравия. Асфальтобетонная смесь для устройства пешеходных зон может включать в себя и щебень осадочных горных пород, например, известняка или доломита.
Фракции гранитного щебня могут быть размером от 0-5 мм до 300 мм.
Фракции известнякового щебня могут быть различного размера.
Шлаковый и вторичный щебень имеют более низкие физико-механические характеристики, поэтому не используются для изготовления асфальтобетона. Однако стоимость такого щебня так же будет значительно ниже.
Асфальтобетонная смесь, в зависимости от фракций щебня, может быть мелко- или крупнозернистой. Крупнозернистый асфальт используется в верхних слоях дорожного полотна в качестве стабилизирующего слоя, поверх которого укладывается мелкозернистый асфальт, рассчитанный на сопротивления износу и механическому воздействию.
Подробнее о разновидностях асфальтобетона написано в соответствующем разделе.
Песок
Песок в составе асфальтобетона может быть добыт с помощью отсева или дробления. Другими словами, можно использоваться природные залежи песка, а также добывать его при помощи дробления того же щебня до максимально мелких фракций.
Асфальтобетонная смесь включает в себя песок разных фракций, что обеспечивает максимальную плотность – более мелкие фракции заполняют пустоты между более крупными зернами.
Минеральный порошок
Минеральный порошок изготавливается путем помола известняка, доломита и других подобных материалов. Часто это делается из мелких остатков после дробления вышеупомянутых материалов в процессе изготовления щебня. Качественная асфальтобетонная смесь содержит минеральный порошок, минимальное качество которого регламентировано нормами ГОСТ.
В составе асфальтобетона минеральный порошок увеличивает показатели прочности, стойкости, устойчивости и упругости. За счет этого обеспечивается не только рост эксплуатационных характеристик, но и увеличение срока службы покрытия. Важно подобрать правильную пропорцию порошка, так как уменьшение или увеличение оптимального количества может снизить физико-механические характеристики асфальтобетона.
Коэффициент впитывания влаги у минерального порошка не должен быть больше 1.
Битум
Битум является продуктом нефтепереработки, выступает в асфальтобетоне в качестве вяжущего материала. Ни одна асфальтовая смесь не сможет нормально функционировать без битума, так как битум является единственным связывающим компонентом в составе. Помимо склеивания зерен других материалов, добавление битума также позволяет заполнить все пустоты между фракциями.
Уровень вязкости битума зависит от конкретной разновидности асфальтобетона. При повышении температуры вязкость понижается, а при понижении – увеличивается. Поэтому горячие асфальтовые смеси разогреваются перед укладкой, набирая прочность в процессе остывания.
Специальные добавки
Асфальтобетонная смесь, имеющая в своем составе добавки (также присадки или модификаторы), как правило, отличается повышенными физико-механическими и другими эксплуатационными характеристиками. Существует несколько разновидностей добавок, каждая из которых выполняет определенную функцию. Кстати, минеральный порошок тоже можно отнести в категорию добавок для асфальтобетона.
Какие добавки может содержать асфальтобетонная смесь
Резиновая и резинотканевая крошка, латексные смеси, каучуковые добавки | Позволяют повысить показатель сцепления асфальта, что также помогает увеличить прочность и стойкость к низким температурам |
Адгезионные добавки на основе фосфора | Повышают адгезию на различную величину, в зависимости от конкретной добавки, также способствуя повышению прочности |
Минеральные модификаторы (зола, цемент, тех. сера, известняк, доломит и прочее) | Повышают прочность на сжатие |
Волокнистые стабилизирующие добавки | Целлюлозные волокна применяются для препятствия растеканию битума, повышая характеристики асфальтобетонной смеси (используются, например, в щебеночно-мастичном асфальте) |
Чем меньше зернистость добавок, тем эффективнее их применение. Если размер фракций добавки не превышает 0,1 мм, то при перемешивании такие гранулы полностью распадаются, смешиваясь и растворяясь в битуме. Размер фракций минеральных модификаторов не должен быть больше 0,07 мм.
Разновидности асфальтобетонных смесей
Асфальтобетонная смесь может быть классифицирована по нескольким параметрам, каждый из которых влияет на физико-механические характеристики, область применения, а также может обуславливать технологию укладки асфальта и некоторые другие факторы.
Песчаный асфальт;
Гравийный асфальт;
Щебеночно-мастичный асфальт.
Горячие смеси;
Холодные смеси;
Литые смеси.
Высокоплотные;
Плотные;
Пористые;
Высокопористые.
Песчаные смеси;
Мелкозернистые смеси;
Крупнозернистые смеси.
Какой может быть асфальтобетонная смесь, в зависимости от основного заполнителя
Тип основного заполнителя напрямую влияет на качество асфальтобетона, выраженное в показателях прочности, твердости, срока службы и так далее. Также от характеристик смеси зависит допустимая область ее применения.
Вид смеси по основному заполнителю | Описание |
---|---|
Песчаная асфальтобетонная смесь | Не отличается высокими физико-механическими характеристиками, поэтому используется только для асфальтирования пешеходных зон и других территорий, на которые не воздействует высокая и интенсивная нагрузка. |
Другими словами, высокая транспортная нагрузка приведет к быстрому разрушению покрытия из песчаного асфальта, однако для тротуаров и придомовых территорий материал вполне подходит.
Однако на сегодняшний день гравийный асфальтобетон практически полностью вытеснен щебеночно-мастичным.
В составе данного асфальтобетона присутствует щебень только из прочных горных пород, формируя прочный «скелет» покрытия, а добавление целлюлозных волокон препятствует растеканию битума.
Если вы хотите заказать асфальтирование придомовой территории, нет необходимости переплачивать за щебеночно-мастичный асфальтобетон, так как для этих целей будет достаточно и песчаного асфальта. Однако щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь однозначно будет иметь гораздо более длительный срок службы.
Какой может быть асфальтобетонная смесь, в зависимости от температуры укладки и метода набора прочности
Некоторые смеси можно укладывать только при определенной температуре, а некоторые могут использоваться даже в холодные сезоны. Также у описанных ниже смесей отличается технология укладки, что обусловлено особенностями каждого материала.
Вид смеси по температуре и технологии укладки | Описание |
---|---|
Горячая асфальтобетонная смесь | Обладает высокими физико-механическими характеристиками, за счет чего может использоваться для строительства дорог любых категорий, а также пешеходных зон и других площадей. |
Перед укладкой требует разогрева до 110-130°C, а температура воздуха в момент проведения работ не должна быть ниже +5°C. После укладки требует уплотнения.
Чаще всего используется именно для ямочного ремонта, так как не требует разогрева перед укладкой (разжижение битума происходит за счет растворителей), что позволяет проводить работы даже при минусовой температуре. После укладки требует уплотнения.
Перед укладкой разогревается до
220°C, а температура воздуха при проведении работ не должна быть ниже +5°C.
Основным преимуществом литого асфальтобетона является отсутствие необходимости в уплотнении после укладки. Материал изначально имеет жидкую консистенцию, а при остывании набирает прочность самостоятельно.
Как асфальтобетонная смесь может классифицироваться по пористости
В данном случае подразумевается остаточная пористость. Показатель отражает плотность асфальтобетона после уплотнения. При этом пористость может зависеть и от качества трамбовки, однако для сравнения предположим, что уплотнение было одинаковым.
Вид смеси по плотности | Пористость после уплотнения |
---|---|
Высокоплотная | 1 – 2,5% |
Плотная | 2,5 – 5% |
Пористая | 5 – 10% |
Высокопористая | 10 – 18% |
Более пористые смеси используются в нижних слоях асфальтобетона, формируя стабилизирующий слой, а менее пористые укладываются в верхний слоях покрытия, формируя жесткий слой, препятствующий износу.
Какой может быть асфальтобетонная смесь, в зависимости от зернистости
Зернистость асфальтобетона определяется размером фракций его зерен. Это влияет на физико-механические характеристики материала, а также на область его применения.
Вид смеси по зернистости | Параметры |
---|---|
Песчаная | Диаметр фракций – до 10 мм. |
Не обладает высокими эксплуатационными характеристиками, однако подходит для устройства пешеходных зон и других подобных территорий.
Используется для устройства поверхностных слоев покрытия, чтобы обеспечить высокую плотность.
Используется для устройства подстилающих слоев асфальтобетона, обеспечивая стабилизацию покрытия.
Какой может быть асфальтобетонная смесь, в зависимости от ее типа
Тип асфальтобетона определяется по его составу и процентному отношению основного заполнителя. Некоторые типы смесей могут быть только горячими, а некоторые горячими и холодными. Чем выше тип асфальтовой смеси, тем выше качество материала.
Тип смеси | Параметры |
---|---|
А | Горячие смеси, содержащие в составе не менее 50-60% горных пород. |
Б | Горячие и холодные смеси, содержащие в составе не менее 40-50% горных пород. |
В | Горячие и холодные смеси, содержащие в составе не менее 30-40% горных пород. |
Г | Используется песок, полученный при дроблении горных пород. |
Д | Используется песок, полученный при дроблении осадочных пород. |
Какой маркой может маркироваться асфальтобетонная смесь
Сразу хотелось бы предостеречь вас от выбора асфальтобетона, опираясь только на его марку. Марка не отражает качество асфальтобетона напрямую, она просто группирует смеси по определенным параметрам.
Например, под одну и ту же марку могут попасть сразу несколько асфальтовых смесей, некоторые из которых будут высокой прочности, а другие окажутся подходящими только для укладки на тротуары.
Где применяется асфальтобетонная смесь
За счет того, что асфальтобетонная смесь может иметь различные физико-механические характеристики, в том числе и очень высокие, область применения материала довольно широкая.
Где используется асфальтобетон:
Фактически, подходящая асфальтобетонная смесь может использоваться для устройства любого покрытия, которое должно иметь жесткость и твердость.
Выводы
Асфальтобетонная смесь представляет собой правильно подобранную пропорцию нескольких компонентов:
От качества каждого из компонентов зависит и то, какими физико-механическими характеристиками будет обладать асфальтобетонная смесь. Помимо качества материалов, важную роль также играют их пропорции. Асфальтобетон с высоким содержанием щебня из горных пород будет иметь более высокие характеристики, чем асфальт с низким содержанием твердого щебня или же вообще не содержащий его.
Также асфальтобетонная смесь может быть классифицирована по нескольким параметрам:
От значений данных параметров зависит набор характеристик, которыми будет обладать асфальтобетонная смесь. Также некоторые параметры влияют на технологию укладки и область применения, а марка асфальтобетона является собирательным показателем, который не отражает напрямую качество асфальтобетона.
Если вам требуются работы, перейдите на страницу
Что из себя представляют асфальтобетонные смеси и где применяются
Асфальтобетонная смесь – один из наиболее распространенных современных материалов, применяемых в дорожном строительстве, который состоит из щебня разной фракции, кварцевого песка, особого минерального порошка и битума. Все это перемешивается в нужных пропорциях в горячем виде, а потом выкладывается в качестве дорожного покрытия. Классифицируется по ГОСТу 9128-2009.
Благодаря своему составу стройматериал обеспечивает оптимальную фактуру поверхности, может использоваться сразу же после укладки, легок в работе, эксплуатации, ремонте, обладает длительным сроком службы и прекрасными техническими характеристиками.
Что такое асфальтобетон – определение
Асфальтобетон – это безобжиговый искусственный стройматериал, который получают при уплотнении оптимально подобранной и приготовленной специально для укладки на подготовленное основание смеси минерального материала (песок, щебенка, минеральный порошок и другие) и битума (иногда дегтя). В зависимости от фракции материалов и их пропорции дорожный материал делится на несколько видов, каждый из которых демонстрирует определенные свойства и характеристики.
Применение
Асфальтобетонные смеси применяют для создания твердого покрытия пешеходных зон, автомобильных дорог, рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос аэродромов, различных площадок и иных поверхностей. Часто жидкая асфальтовая смесь применяется в ямочном ремонте. Она не требует уплотнения и выравнивания после укладки, дает возможность точно совместить поверхности покрытия старого и свежеуложенного, быстро застывает, позволяя через минимальный промежуток времени открывать движение.
Для покрытий тротуаров, декорирования пешеходных дорожек, разделительных полос, выделения определенных участков дорожного полотна используют цветной материал. Нужного эффекта удается достичь за счет рифления, тиснения, а также добавления в состав разноцветных минералов (песок из гранита, мрамора, цветной камень, пигменты).
Виды смесей
Смеси асфальтобетонные дорожные дифференцируются на виды в соответствии со свойствами, составом, пропорциями компонентов и т.д.
1) По объему содержания щебня в составе – марка А (50-60%), Б (от 40% до 50%), В (30-40%). Марки Г и Д – песчаные, в них щебня нет вообще. Также выделяют горячие асфальтобетонные смеси с высокой плотностью, в которых объем гравия или щебня превышает 50-60%.
2) По фракции минеральных зерен – песчаные композиции (максимальное зерно песка составляет 5 миллиметров), крупнозернистые (до 40 миллиметров), мелкозернистые (зерно меньше 20 миллиметров).
3) По используемому материалу – щебеночные, гравийные, песчаные композиции.
4) По температуре в момент укладки асфальта – холодные (при распределении температура должна быть равна примерно +5С), горячие (распределяются при температуре минимум +120С).
5) По плотности – пористость минеральной части холодной смеси составляет 6-10%, горячих существует несколько: высокоплотные (остаточная пористость 1-2.5%), плотные (от 2.5 до 5%), пористые (около 5-10%), высокопористые (10-18%).
По типу вяжущих и условий эксплуатации:
Состав
Рассчитывая, из чего состоит композиция, стоит выделить две группы компонентов: органическое вяжущее вещество и минеральный наполнитель. Проектирование конкретного состава осуществляют с учетом физико-химических свойств материала и нормативных требований.
Основные компоненты смеси асфальтно-бетонной:
1) Щебень либо гравий – для предотвращения ползучести, повышения срока службы нужно, чтобы вяжущее вещество хорошо сцеплялось с зернами заполнителя. Для этого используется чаще всего щебень плотных горных пород и метаморфических карбонатных (чаще известняки, доломиты), в форме куба. Количество пластинчатых зерен должно составлять максимум: 15% для марки А, 25% для Б, 35% для марки В. Объем пылеватых или глинистых включений не должен превышать 1-2%. Щебенку берут с размером зерна 10-40 миллиметров.
Песок и гравий, включенные в состав композиции, должны соответствовать нормам, указанным в ГОСТ8736-93. «Песок для строительных работ.» (106кБ) и ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.» (179кБ).
2) Песок – отсев дробления щебня или природные залежи (не речной песок) разных фракций ввиду того, что фракции одного размера увеличивают пористость слоя. Песок может быть крупнозернистым (Мк 2.5), среднезернистым (Мк 2.0-2.5) и мелкого зерна (Мк 1.0-2.0). По прочности мелкие заполнители не должны быть марки ниже 1000, максимальный объем глинистых частиц – 0.5%.
Дробленый природный песок и износостойкий высокопрочный щебень обеспечивают нужную шероховатую фактуру покрытия. Песок с минеральным порошком выступает в качестве лигатуры, которая структурирует битум, влияет на устойчивость к теплу, вес и плотность, дает необходимую прочность дороги.
3) Минеральный порошок – должен быть достаточно мелкого помола, чтобы при рассеве во влажном состоянии легко проходил через сито с отверстиями 1.25 миллиметров. Коэффициент гидрофильности не должен превышать единицу. Количество и качество порошка при одинаковых пропорциях других составляющих напрямую влияют на структуру вяжущего. Если порошка слишком много, покрытие будет менее прочным (особенно при минусовых температурах).
4) Битум – продукт переработки нефти, выступает в роли вяжущего, склеивая все крупные компоненты и заполняя промежутки между ними, делая асфальтовую смесь водостойкой и прочной. Битум может быть вязким и жидким, уровень вязкости указывается в документации, зависит от температуры и составляющих. Нужно помнить, что при повышении температуры показатель вязкости понижается, при понижении – вырастает. При минусе вяжущее схватывается и становится очень хрупким.
Марки дорожного битума – БНД 40/60, 60/90, 90/130, 130/200. Вязкие составы применяются для создания смесей любой температуры, выступают главным сырьем для приготовления жидкого продукта при условии добавления разных растворителей. Зимой обычно используют жидкий продукт, со специальными разжижителями и присадками, они в процессе твердения покрытия испаряются и придают битуму обычное состояние.
Требования к смесям
Государственные стандарты требуют, чтобы содержание пластинчатых зерен в щебне (гравии) составляло максимум 15% для марки А и высокоплотных растворов, 25% для марки Б и Бх, 35% для марки В и Вх.
Производиться стройматериал должен на производстве с соблюдением всех правил и норм, отгружаться в самосвал, поставляться лишь после тщательных испытаний и просчета свойств будущего покрытия с учетом требований и особенностей эксплуатации. Чтобы избежать появления неровностей и выбоин, материал нельзя подвергать расслоению (сегрегации), которое становится причиной неверного распределения вяжущего, пузырьков воздуха и зерен в композиции и ведет к быстрому разрушению слоя после завершения работ.
Марки и типы асфальтобетона
Существует всего две марки асфальтобетона и их характеристики довольно существенно отличаются, что объясняется разной прочностью каменного материала. В составах первой марки используют щебень 1000-1200, второй – 800-1000.
Характеристика и типы асфальтобетонных смесей:
Марка I – структура асфальтобетона разная, эта категория объединяет непохожие материалы. Сюда относятся песчаные, гравийные, пористые и высокопористые (горячие и холодные аналоги), плотные А, Б, Г и высокоплотные составы, Бх, Вх, Гх. Общий знаменатель – максимальная прочность материала для своего состава. Такие марки применяются там, где нужно обеспечить очень высокую прочность, обычно в качестве нижнего слоя полотна.
II – «обыкновенный» асфальтобетон, который используется в самых разных сферах строительства и эксплуатации. Сюда относят пористые, плотные А, Б, В, Г, Д, высокоплотные асфальты, Бх, Вх, Гх, Дх. Ими покрывают верхний слой дорог, актуально для ремонтных работ, благоустройства парков и дворов, обычных дорог и т.д.
III – наименее прочный и самый плотный (Б, В, Г, Д) материал, в котором нет щебня, но есть минеральные порошки и песок. Обычно используется для ремонта и устройства дорог, которые не будут выдерживать серьезных испытаний и нагрузок – тротуары, пешеходные дорожки, приусадебные площадки, ямочный ремонт в дорожном строительстве.
Особенности
Подбирая композицию, необходимо учитывать в первую очередь свойства асфальтобетона, которые определяются составом. Основные задачи: уплотнение горячего материала, определение уровня пористости, испытания для подтверждения соответствия требованиям. При проектировании соблюдают все нормы и стандарты в поисках оптимальных характеристик дорожного покрытия и его долговечности.
Этапы проектирования композиции:
1. Определение качества и просчет характеристик исходных ингредиентов, оценка их соответствия требованиям указанной марки
2. Просчет объема минеральной части
3. Вычисление оптимального объема битума
4. Составление спецификации композиции по данным подробного исследования ее физико-механических характеристик
Все виды асфальтобетона производятся так:
Рекомендации по укладке
Сначала очищается от пыли и грязи основание с привлечением поливных систем и машин со специальными щетками. Устраняются все неровности, основание обрабатывается битумной мастикой. Материал производят в заводских условиях либо в передвижных установках, отгружают в кузов самосвала, транспортируют на место, загружают в бункер укладочной машины.
Рабочие укладывают покрытие собственноручно или специальной машиной-укладчиком, которая распределяет, выравнивает, уплотняет. Кладут 1-2 слоя на основание с содержанием гравия или щебня. Толщина нижнего слоя составляет 4-5 сантиметров, его выполняют из смеси со средней или крупной фракцией с пористостью 5-10%. Наружный слой укладывается толщиной в 3-4 сантиметра из асфальта мелкой или средней фракции с пористостью 3-5%. Окончательно уплотняется машиной.
Если речь идет о высоких нагрузках и интенсивном движении, покрытие кладут в 3-4 слоя общей толщиной 11-15 сантиметров.
При укладке тротуаров порядок работ такой же, но с некоторыми нюансами: установка бортовых камней для разделения дороги и тротуара, укладка основания (асфальтобетон из шлака, камня, кирпичного боя, крошка из старого материала) толщиной 10-15 сантиметров, разравнивание, уплотнение, покрытие наружным слоем толщиной 3-5 сантиметра.
Щебень
В работе с щебеночно-мастичной смесью нужно проявлять осторожность, так как ее температура равна примерно +150С. Классификация асфальтобетонных смесей по фракции щебня указана выше. Стоит упомянуть литые смеси, которые используются в ремонте и строительстве разных покрытий круглый год, в качестве верхнего слоя. Температура отгружаемой композиции составляет 220 градусов, поэтому работы можно проводить даже на морозе.
Материал транспортируется в специальном теплоизоляционном бункере, где работают горелки и смесители, подогревающие и перемешивающие ингредиенты. Стелить такой асфальт можно даже на мокрое основание.
Правила приемки
Для создания запаса раствора используют перегружатели – специальные машины, обеспечивающие бесперебойную работу укладчика или людей, которые выполняют работу. Именно этот транспорт применяют в процессе приемки асфальтобетона из автотранспорта непосредственно в укладчик.
При приемке нужно учитывать такие нюансы. Сам процесс проводят партиями односоставного материала, который производился в одну смену на заводе. Вес горячих составов, принимаемых за один раз, не должен превышать 600 тонн, холодных – максимум 200 тонн. Объем раствора считается по весу (для его определения применяют специальные весы). При погрузке на корабль по завершении приемки обязательно измеряется осадка судна.
Чтобы подтвердить соответствие продукта требованиям, проводят ряд испытаний: предел прочности при разной температуре, стойкость к внешним воздействиям, водонасыщение, определение зернового состава. Завершив их, покупателю выдают документ соответствия, отдельный для каждой партии груза.
Расход и плотность стройматериала
Уплотнение и качество асфальта зависят от определяемых государственным стандартом свойств. На плотность и вес кубического метра состава влияет используемый песок: кварцевый дает вес 2200 килограммов на 1м3, шлаковый – 2350 1м3. Бетон с крупной фракцией щебня весит больше, в среднем около 2100 килограммов. Расчет веса важен для определения нужного объема материала, просчета его стоимости, привлечения соответствующей техники, подготовки основания и т.д.
Расчет расхода раствора:
Вывод
Конкурентоспособных аналогов у асфальтобетонной смеси сегодня не существует. Оптимальная стоимость, прекрасные эксплуатационные и функциональные характеристики, простота в работе, возможность менять свойства путем варьирования составляющих и их пропорций делают материал самым популярным и подходящим для обустройства дорожных покрытий разнообразного назначения и типа.