Асферическое и выпуклое зеркало в чем разница
Отличия и типы автомобильных зеркал.
Многих посетителей нашего онлайн магазина автозеркал волнует вопрос в чем же отличия сферического зекала от асферического и как же все таки правильно подобрать и купить автомобильное зеркало или зеркальный элемент на свою машину. Все на самом деле не так уж и сложно как кажется на первый взгляд, существует 3 разновидности автомобильных зекрал:
Обычные плоские автомобильные зеркала, их в основном устанавливали на автомобили которым приходилось ездить только по автобанам. Приемущества плоского автозеркала в том что через него водителю удобнее рассчитать расстояние до движущегося позади автомобиля так как оно не удаляет и не приближает объекты. Обычно внутрисалонное зеркало и левое боковое зеркало легковых автомобилей имеют плоский оптический элемент. Такой элемент обеспечивает наиболее адекватную передачу информации об обстановке на дороге.
Правое боковое зеркало на легковых автомобилях, как и зеркала грузовиков, весьма удалены от водителя. Если бы эти зеркала были плоскими, то для обеспечения надлежащего обзора их пришлось бы делать весьма большими, что не приемлемо ни с точки зрения аэродинамики, ни по цене, ни из эстетических соображений.
Для достижения надлежащего обзора в таких зеркалах используют сферический панорамный оптический элемент. Сферический зеркальный элемент обеспечивает необходимый обзор при разумных размерах зеркала. Радиус кривизны его выбирается исходя из необходимого поля обзора, но, согласно стандартам, не может быть меньше 1200 мм для зеркал легковых автомобилей и 1500 мм – для основных зеркал грузовиков.
Сферический зеркальный элемент несколько удаляет предметы. Поэтому зеркала многих иномарок имеют надпись «objects in the mirror are closer than they appear», что означает «объекты в зеркале ближе, чем кажется».
Очень важно, чтобы сферический зеркальный элемент имел равномерную кривизну. Неравномерность кривизны приводит к искажению формы отражаемых объектов и расстояний до них, иногда к двойному отражению объекта, и, вследствие этого, к ошибкам в оценке дорожной обстановки. Элементы с неравномерной кривизной получаются, как правило, при нарушении технологии изготовления (брак).
Это почти плоское зеркало, у которого сбоку стоит секция так называемой «мертвой зоны», которая имеет выпуклость и за счет чего дает водителю больший обзор автодороги. Как правило асферические зеркала ставят в основном на водительскую сторону. Асферические зеркала обеспечивают увеличение зоны обзора за счет особой формы зеркала.
Зеркало разделено на две зоны. Ближняя к водителю и большая по размеру зона «А» представляет собой обыкновенное сферическое зеркало. Поле обзора в этой зоне не должно быть меньше, чем это предусмотрено стандартами для зеркал соответствующего класса.
Дальний от водителя край оптического элемента (зона «В») выгнут по особому закону, с планомерным увеличением кривизны по мере приближения к краю зеркала. Благодаря этому в асферической зоне просматривается увеличенный сектор пространства.
Однако, в этой зоне форма объектов сильно искажается, а расстояния вообще оценить невозможно. Поэтому между сферической и асферической зоной на зеркало наносят разделительную линию. Кривизна зеркала подобрана таким образом, чтобы по мере сближения объекта с автомобилем наблюдателя, его отражение плавно перемещалось из асферической зоны в сферическую и приобретало реальные очертания.
Как выбрать зеркало для авто и избавиться от «слепых» зон
Зеркала заднего вида в машине помогают чувствовать габариты авто, парковаться и ориентироваться в потоке. Но, если они установлены неправильно, либо сами по себе не качественные, либо плохо отрегулированные, то не избежать ДТП и прочих проблем. Что с этим делать? Большинство автолюбителей меняют их на новые. Но как выбрать зеркало, чтобы снова не прогадать? Об этом на РЕН ТВ рассказали эксперты «Самой полезной программы» с Владимиром Щегловым.
Видеокамера заднего вида
Вместо зеркала – видеокамера. Так решили эту проблему в США. Автолюбители устанавливают камеру в задней части автомобиля. Прибор в режиме реального времени транслирует изображение на монитор – он находится в салоне машины. Девайс даже позволяет при необходимости менять угол обзора. Казалось бы, удобно, но эксперты уверяют: доверять такому гаджету нельзя. Дело в том, что водитель не чувствует габариты собственной машины и не может объективно оценить расстояние до препятствия. А так и до аварии недалеко. Мало того, в России из-за этого девайса могут возникнуть проблемы с техосмотром.
Автоэксперт Андрей Трой советует не рисковать и не тратить деньги на модные гаджеты. Лучше штатного зеркала, по его мнению, нет ничего. А увеличить угол обзора при желании можно и самостоятельно.
Как увеличить угол обзора?
Чтобы такого не произошло, Андрей советует заранее замерить расстояние от козырька до зеркала. К тому же не обязательно менять всю конструкцию целиком. Можно купить так называемое зеркало-накладку.
Сферическое зеркало
Асферическое зеркало
Осторожно нужно пользоваться и так называемым асферическим зеркалом. По сути, оно тоже панорамное, но с дополнительной секцией сбоку. Она выгнута особым образом, благодаря чему слепых сон у водителя становится еще меньше. Но оценить расстояние от машины до препятствия, которое попадает в поле зрения этого участка, почти невозможно.
Какими должны быть боковые зеркала?
Левое – плоское, а правое – сферическое. Такими должны быть боковые зеркала заднего вида в машине. Только в таком случае водитель может видеть все, что происходит вокруг его автомобиля во время движения. Причем эксперты не рекомендуют менять штатную конструкцию. Результат получится только хуже. К тому же есть риск повредить корпус или механизм регулирования положения зеркала.
Выбор зеркала в праворульный автомобиль
Но что делать владельцам праворульных автомобилей? С обычными зеркалами им очень сложно маневрировать на дорогах с правосторонним движением. Первый вариант: поменять плоское левое зеркало на панорамное или асферическое.
Установить «пятачок» можно и внутри автомобиля. Конечно, обзор дороги от этого не увеличится, но зато с помощью такой сферы можно наблюдать за детьми или другими пассажирами в салоне.
Еще больше экспериментов и лайфхаков смотрите в «Самой полезной программе» с Владимиром Щегловым на РЕН ТВ! Каждую субботу в 10:05 на нашем канале!
Разновидности автомобильных зеркал и их отличия
Зеркала в автомобиле – необходимые приборы для обеспечения защиты водителя, пассажиров и других участников движения.
Центральный обзорный элемент располагается в салоне и служит для того, чтобы водитель мог видеть ситуацию, которая происходит за ним.
Правое наружное зеркало предназначено для безопасного и удобного поворота на правую полосу, а левое, соответственно, в левую полосу.
При этом левое боковое зеркало считается основным прибором для автомобилиста, так как человек получает возможность адекватно оценивать окружающие условия.
Сейчас на рынке представлены самые разнообразные модификации зеркал. И в этой статье мы разберемся, каким моделям лучше отдавать предпочтение, и чем они отличаются друг от друга.
Немного истории возникновения автомобильных зеркал
Примечательно, но первые транспортные средства были лишены зеркал. В начале прошлого столетия, когда автомобили стали более-менее распространенными, транспортные средстве постепенно начали оснащать зеркалами.
Впервые в истории подобная конструкция была установлена в гоночном автомобиле. Такое решение принял пилот транспортного средства из-за отсутствия механика, в чьи прямые обязанности входило сообщать водителю о ситуации позади кара.
Пилот просто взял обычное карманное зеркальце и прикрепил его к транспортному средству. Учитывая большие преимущества использования подобного аксессуара в рамках гонок, в автомобилестроении произошла настоящая революция и со временем боковые зеркала стали устанавливать не только на дверях, но и на передних крыльях.
Позже инженеры приняли решение устанавливать еще и салонное зеркало, которое располагалось сверху ветрового стекла. Современные автомобильные зеркала – это многофункциональные устройства, которые даже могут оснащаться системой электронного управления. Эта функция позволяет значительно расширить количество доступных опций, в частности регулировать угол видимости в электронном режиме.
Помимо этого, автомобильными обзорными средствами можно управлять дистанционно, к примеру, их конструкция может складываться для того, чтобы избежать любых повреждений в процессе стоянки, как только двигатель отключился и водитель покинул авто.
Возможные вариации автомобильных зеркал
Согласно действующему законодательству, каждый автомобиль должен оснащаться двумя боковыми зеркалами, а также салонным.
Но, несмотря на это, до сих пор существуют так называемые слепые зоны, которые не позволяют иметь обзор на все 360 градусов.
В зависимости от места установки, прямого предназначения и прочих характеристик используют разные зеркала заднего вида. Самыми распространенными вариантами являются:
Плоское автомобильное зеркало
Исходя из конструкции отражающей основы, такое зеркало характеризуется минимальным углом обзора. Подобные модели уже практически не используются в современных транспортных средствах либо же входят исключительно в бюджетные комплектации.
Выпуклое автомобильное зеркало
Этот вид прибора пассивной безопасности позволяет получить максимальный обзор и практически исключить наличие слепой зоны видимости для водителя. Но в то же время, за счет своей формы зеркало условно увеличивает расстояние между теми или иными объеrтами. Именно поэтому к работе с такими зеркалами необходимо привыкнуть.
Сравнение плоского автомобильного зеркала с выпуклым
Плоское автомобильное зеркало
Сферическое автомобильное зеркало
Асферическое автомобильное зеркало
Это необычная модификация автомобильного зеркала, которая представляет собой нечто среднее между первыми двумя вариантами. За счет этого удается оптимизировать угол обзора и при этом не искажать пространство. Это наиболее удобная конструкция для неопытного водителя.
Смешанное автомобильное зеркало
Подобная система состоит из нескольких отдельных зеркал, которые направляются в разные стороны. Большей частью такими средствами оснащаются крупногабаритные транспортные средства, например тягачи или же трейлером.
Электронные датчики в автомобильных зеркалах
В связи со всепоглощающей электрификацией практически каждый важный узел транспортного средства получил дополнительные опции. Это касается и автомобильных зеркал. Электроника порой позволяет исключить наличие слепых зон. В частности, если автомобиль, который передвигается сзади, попадает в слепую зону, система известит водителя об этом за счёт мигания светового элемента.
Это позволит человеку адекватно оценивать окружающие условия и не прибегать к опасным маневрам, что существенно сократит риск возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Автозеркала с подогревом
Так же полезной функцией является подогрев внешних зеркал автомобиля. Многим водителям знакома ситуация, когда из-за перепада температур происходит запотевания зеркал либо же обледенение. При наличии системы подогрева, которая питается от бортовой сети, любую проблему, связанную с климатическими факторами, удастся решить.
В автомобильных зеркалах используется несколько типов нагревательных элементов:
Как правило, система подогрева питается от 10-12 кВт.
Какие требования предъявляются авто производителями к зеркалам
Современные производители автомобильных зеркал следуют ряду правил, установленных на законодательном уровне.
1. Наружные зеркала не должны выпирать за транспортное средство более чем на 40 сантиметров. Если конструкция будет больше, значительно увеличивается риск повреждения зеркала проезжающим мимо автомобилем. Это также может вызвать определенные трудности для пешеходов, которые хотят пройти мимо двух рядом стоящих припаркованных машин.
2. Вся дорога в плоть до линии горизонта должна хорошо просматриваться. Если наблюдаются какие-либо точечные искажения, это говорит о нарушении технологии изготовления автомобильного зеркала.
3. Наружные зеркала ни в коем случае не должны менять цвет движущихся вокруг объектов. Несмотря на то, что многие модели покрывают специальной тонировкой, которая позволяет предотвратить эффект ослепления, использовать цветную пленку или напыление строго запрещено.
4. Корпуса наружных зеркал должны быть устойчивы к сильным механическим нагрузкам.
5. Крепление зеркала должно иметь такую конфигурацию, которая в случае непосильного механического воздействия позволит конструкции просто сложиться или отвалиться, но не разлететься на части.
Умные автомобильные зеркала
Примечательно, что некоторые автомобильные зеркала оснащены специальными оптическими элементами, которые представляют собой особый жидкокристаллический материал. Чаще всего подобные решения используют для салонного зеркала. Технология позволяет значительно повысить уровень безопасности. Главной функциональной нагрузкой такого ращения является изменение прозрачности зеркала в случае ослепления водителя отражающимся светом.
Также хорошим дополнением к зеркалам является использование клинового оптического элемента, который позволяет менять настройки механизма в соответствии с дневными либо же ночными условиям. Регулировка может производиться как автоматически, так и вручную.
Выбор автомобильного зеркала
Покупая новое зеркало, немаловажно не только оценить его технические характеристики, но и убедиться в том, что на его поверхности нет никаких сколов, пузырьков воздуха и царапин. Зеркало должно быть идеально гладким и хорошо отражать всё, что происходит вокруг. Внимательно проследите за качеством цветопередачи.
Приоритетными всегда являются оригинальные зеркала, которыми комплектуются автомобили на заводе производителя. Однако на современном автомобильном рынке находится немало более бюджетных аналогов, которые обладают отличными техническими характеристиками.
наружные зеркала заднего вида
Сферические панорамные зеркала.
Обычно внутрисалонное зеркало и левое боковое зеркало легковых автомобилей имеют плоский оптический элемент. Такой элемент обеспечивает наиболее адекватную передачу информации об обстановке на дороге.
Однако, правое боковое зеркало на легковых автомобилях, как и зеркала грузовиков, весьма удалены от водителя. Если бы эти зеркала были плоскими, то для обеспечения надлежащего обзора их пришлось бы делать весьма большими, что не приемлемо ни с точки зрения аэродинамики, ни по цене, ни из эстетических соображений.
Для достижения надлежащего обзора в таких зеркалах используют сферический панорамный оптический элемент. Сферический зеркальный элемент обеспечивает необходимый обзор при разумных размерах зеркала. Радиус кривизны его выбирается исходя из необходимого поля обзора, но, согласно стандартам, не может быть меньше 1200 мм для зеркал легковых автомобилей и 1500 мм – для основных зеркал грузовиков.
Асферические зеркала обеспечивают увеличение зоны обзора за счет особой формы зеркала.
Зеркало разделено на две зоны. Ближняя к водителю и большая по размеру зона представляет собой обыкновенное сферическое зеркало. Поле обзора в этой зоне не должно быть меньше, чем это предусмотрено стандартами для зеркал соответствующего класса.
Дальний от водителя край оптического элемента выгнут по особому закону, с планомерным увеличением кривизны по мере приближения к краю зеркала. Благодаря этому в асферической зоне просматривается увеличенный сектор пространства.
Однако, в этой зоне форма объектов сильно искажается, а расстояния вообще оценить невозможно. Поэтому между сферической и асферической зоной на зеркало наносят разделительную линию. Кривизна зеркала подобрана таким образом, чтобы по мере сближения объекта с автомобилем наблюдателя, его отражение плавно перемещалось из асферической зоны в сферическую и приобретало реальные очертания.
Все об автозеркалах
Наружные зеркала
Подбор модели
Новости
Обзор через зеркала заднего вида
Содержание:
1. Зоны обзора в зеркалах заднего вида.
2. Минимально необходимые зоны обзора через зеркала заднего вида.
Зона обзора в зеркале определяется размером оптического элемента и его положением относительно глаз водителя. При проектировании автомобилей в конструкцию зеркал закладывают необходимые параметры обзорности. Поэтому «штатные» зеркала, как правило, соответствуют требованиям стандартов и обеспечивают необходимый уровень безопасности. За обзор в сертифицированных зеркалах также можно не беспокоиться – этот конструктивный параметр обязательно проверяется при сертификационных испытаниях.
Хуже, если боковые зеркала не имеют сертификата. Да еще устанавливаются не на штатное место, или вместо предусмотренного в штатном зеркале панорамного стекла имеют обыкновенное плоское.
В этом случае, единственный способ проверить обзор – это установить зеркало на автомобиль. Необходимо отмерить от середины водительского сиденья вдоль правого борта автомобиля 20 метров и 4 метра в сторону. Поставить две вешки (рис. А). Если положение зеркала удастся отрегулировать так, что в нем одновременно будет видны обе вешки и поверхность дороги за линией, ограниченной вешками, то значит с обзором в нем все в порядке. Для регулировки левого зеркала необходимо отмерить 10 метров вдоль левого борта и 2,5 метра в сторону, а внутрисалонного – 60 метров вдоль центральной оси автомобиля и по 10 метров – в каждую сторону от нее (рис. Б).
Рис. Минимальные необходимые зоны обзора в боковых зеркалах легковых автомобилей:
а. – в наружных зеркалах, б. – во внутрисалонном зеркале.
Если же такая процедура покажется Вам слишком сложной, лучше купить сертифицированное зеркало.
3. Сферические панорамные зеркала.
Обычно внутрисалонное зеркало и левое боковое зеркало легковых автомобилей имеют плоский оптический элемент. Такой элемент обеспечивает наиболее адекватную передачу информации об обстановке на дороге.
Однако, правое боковое зеркало на легковых автомобилях, как и зеркала грузовиков, весьма удалены от водителя. Если бы эти зеркала были плоскими, то для обеспечения надлежащего обзора их пришлось бы делать весьма большими, что не приемлемо ни с точки зрения аэродинамики, ни по цене, ни из эстетических соображений.
Для достижения надлежащего обзора в таких зеркалах используют сферический панорамный оптический элемент. Сферический зеркальный элемент обеспечивает необходимый обзор при разумных размерах зеркала. Радиус кривизны его выбирается исходя из необходимого поля обзора, но, согласно стандартам, не может быть меньше 1200 мм для зеркал легковых автомобилей и 1500 мм – для основных зеркал грузовиков.
Очень важно, чтобы сферический зеркальный элемент имел равномерную кривизну. Неравномерность кривизны приводит к искажению формы отражаемых объектов и расстояний до них, иногда к двойному отражению объекта, и, вследствие этого, к ошибкам в оценке дорожной обстановки. Элементы с неравномерной кривизной получаются, как правило, при нарушении технологии изготовления (брак).
4. Асферические зеркала.
Асферические зеркала обеспечивают увеличение зоны обзора за счет особой формы зеркала.
Зеркало разделено на две зоны. Ближняя к водителю и большая по размеру зона «А» представляет собой обыкновенное сферическое зеркало. Поле обзора в этой зоне не должно быть меньше, чем это предусмотрено стандартами для зеркал соответствующего класса.
Дальний от водителя край оптического элемента (зона «В») выгнут по особому закону, с планомерным увеличением кривизны по мере приближения к краю зеркала. Благодаря этому в асферической зоне просматривается увеличенный сектор пространства.
Однако, в этой зоне форма объектов сильно искажается, а расстояния вообще оценить невозможно. Поэтому между сферической и асферической зоной на зеркало наносят разделительную линию. Кривизна зеркала подобрана таким образом, чтобы по мере сближения объекта с автомобилем наблюдателя, его отражение плавно перемещалось из асферической зоны в сферическую и приобретало реальные очертания.
5. Накладные панорамные зеркала.
Накладные панорамные зеркала устанавливаются обыкновенно поверх «штатного» внутрисалонного зеркала с целью увеличения обзора через него. Они, как правило, имеют сферическую форму и увеличенную ширину, за счет чего, собственно, и достигается увеличение зоны обзора. В силу сферической формы эти зеркала несколько удаляют наблюдаемые в них предметы.
При выборе накладного панорамного зеркала следует, в первую очередь, обратить внимание на отсутствие искажений изображения (равномерность кривизны оптического элемента), а также на размер зеркала и надежность его крепления. «Штатное» зеркало, как правило, имеет возможность переключения в неослепляющее положение. При установке панорамного зеркала такая возможность исчезает. Поэтому необходимо, чтобы панорамное зеркало имело собственные средства зашиты от ослепления, например, противоослепляющее тонирование. Кроме того, желательно, чтобы накладное зеркало имело минимальный вес, чтобы избежать вибраций и исключить вероятный отрыв крепления зеркала (особенно важно, если «штатно» зеркало крепится к ветровому стеклу путем приклеивания).
Заметим, что при правильной установке и регулировке всей системы зеркал автомобиля «штатное» внутрисалонное зеркало обеспечивает достаточный обзор. Если все же необходимо обзор увеличить, лучше установить более совершенные наружные зеркала, а не накладное внутрисалонное.
6. Дополнительные наружные зеркала.
К дополнительным наружным зеркалам относятся широкоугольные зеркала и зеркала бокового обзора грузовых автомобилей, зеркала обзора посадочных площадок общественного транспорта, зеркала для обзора зоны выполнения работ спецавтотехники и прочие дополнительные зеркала и оптические элементы различной конструкции.
Широкоугольные зеркала обеспечивают обзор большего сектора пространства, чем основные зеркала грузовиков и предназначены для обнаружения объектов, находящихся в «мертвых» зонах. Они имеют оптический элемент большой кривизны и поэтому адекватная оценка размеров объектов, их формы и расстояний в этих зеркалах затруднена. Широкоугольные зеркала обыкновенно устанавливаются отдельно, но могут быть выполнены также и в одном корпусе с основными.
Зеркала бокового обзора предназначены на просмотра зоны в непосредственной близости от борта и колес автомобиля. Применяются преимущественно на большегрузных автомобилях.
Дополнительные зеркала и оптические элементы различной конструкции обыкновенно предназначены для обзора «мертвых» зон. Места их установки не регламентируются. Они могут быть установлены рядом, с, или непосредственно на основное наружное зеркало, на крыле автомобиля, могут являться как бы продолжением наружного зеркала.
Дополнительные широкоугольные оптические элементы часто устанавливают непосредственно на оптический элемент основного зеркала, имея целью просмотр увеличенного сектора пространства. Однако, такой метод установки в действительности является опасным, так как при этом теряется значительная часть обзора через основное зеркало. То есть, появляется вероятность не заметить объект, расположенный в непосредственной близости от автомобиля.
7. Телевизионные системы обзора.
Телевизионные системы находят применение преимущественно на грузовых автомобилях, пассажирском транспорте и спецавтотехнике. Они позволяют не только просматривать «мертвую» зону позади автомобиля, обзор которой через обыкновенные зеркала невозможен из-за стенок кузова или длинного пассажирского салона. Они также позволяют наблюдать с места водителя за погрузочно-разгрузочными работами, посадкой и высадкой пассажиров, видеть препятствия при маневрировании задним ходом и предоставляют множество других преимуществ, недостижимых с помощью обыкновенных зеркал.
Даже простейшая система позволяет просматривать картинку на мониторе как в зеркальном, так и в нормальном изображении. В первом случае видеоизображение логично воспринимается в едином ряду с отражением в зеркалах заднего вида. А во втором появляется возможность прочитать тексты дорожных указателей, другие надписи или рассмотреть номерной знак двигающегося сзади автомобиля. Более сложные системы обладают возможностями масштабирования изображения, измерения расстояния до объекта, их телекамеры могут поворачиваться в разные стороны, а на мониторе можно просматривать картинки одновременно с двух и более телекамер. Объектив телекамеры может быть защищен от обмерзания и запотевания обогреваемым стеклом.
Простейшая видеосистема состоит из широкоугольной телекамеры на заднем борту автомобиля и монитора в салоне. Для автомобилей, занятых перевозкой грузов, ее возможностей вполне достаточно. В специальных случаях видеосистемы создаются исходя из конкретного назначения автомобиля. Например, на дорожных машинах используют поворотные камеры, обеспечивающие просмотр «мертвой» зоны при движении автомобиля и наблюдение за зоной работ при их выполнении. На инкассаторских автомобилях, обзор из которых затруднен броневой защитой, для наблюдения за пространством как позади, так и по бокам автомобиля целесообразно применять несколько камер, а количество мониторов и место их установки следует выбирать таким образом, чтобы наблюдение мог вести не только водитель, но и сопровождающие автомобиль охранники.
Телевизионные системы обзора обладают существенно более широкими и гибкими возможностями, чем обыкновенные зеркала. А стоимость простых телевизионных систем уже сегодня вполне сопоставима со стоимостью современных зеркал заднего вида. Так что в будущем можно ожидать замещения зеркал видеокамерами и мониторами. А пока-что телевизионные системы хорошо дополняют систему зеркал заднего вида, обеспечивая просмотр мертвых зон, зон выполнения работ и решение некоторых других задач.
8. Другие средства улучшения обзора через зеркала заднего вида.
Для очистки заднего стекла используются щеточные стеклоочистители, омыватели стекла, а также его обогрев.