Ашкеназы и сефарды в чем разница
Ашкеназы и сефарды в чем разница
Сначала немного окунемся в историю. В результате двух масштабных войн государство Иудея, в I-II веках уже превратившееся в римскую провинцию, перестало существовать. Еврейское общество понесло колоссальные жертвы сотни тысяч людей, погибших в результате боевых действий, болезней и голода, уведенных в рабство и расселенных по городам и весям Римской империи. До некоторой степени, пока империя сохранялась как государство, евреи в ней представляли единую общность.
Однако момент ее краха стал для представителей этой нации новым испытанием. Ведь они в мгновение ока оказались разделены и стали проживать сразу в нескольких новых государствах. Разрушение Римской империи стало началом разделения прежде единого еврейского народа на два субэтноса: ашкеназов и сефардов. Разумеется, такое деление произошло не сразу. Данный процесс растянулся на несколько столетий, однако машина уже была запущена.
Случайно или нет, но евреи оказались в двух изолированных группах. Одна была локализована в Северной Африке и на Пиренейском полуострове, а другая – на территориях нынешних Италии, Франции и Германии. Отсюда, кстати, проистекают и корни названий групп. Сефарды получили название по ивритскому наименованию Испании Сфарад, а ашкеназы – Германии, звучащей как Ашкенази. В дальнейшем группы довольно долго оставались обособленными, развиваясь по своим законам. С течением времени в них накопились достаточно большие изменения в традициях, проведении религиозных обрядов и даже языке общения, что фактически узаконило их отдельный статус.
Сефарды – это еврейская община, как уже было сказано, развивавшаяся на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. Основным разговорным языком там долгое время оставалась латынь, поэтому евреи, приняв его за базовый, добавив в него часть ивритских слов, создали собственное наречие – язык ладино. На нем сефарды общались между собой на протяжении многих столетий, вплоть до последнего времени, пока его не начал вытеснять возрожденный иврит.
У ашкеназов ситуация была несколько иная. Там, где они жили, латынь быстро утратила свою актуальность. На смену ей пришли языки германских племен, и евреи к этому должны были как-то приспосабливаться. В итоге за базовый ашкеназами был принят немецкий язык. Он, перемешавшись с ивритом, превратился в идиш, который в дальнейшем стал пополняться славянизмами и уже в таком виде просуществовал до нынешних времен. Его, кстати, также стал вытеснять иврит. Особенно активно данный процесс стал наблюдаться после возрождения Израиля как государства.
Нельзя сказать, что две еврейские общины развивались равноправно. Какое-то время сефарды считали себя элитой. У большинства из них было хорошее светское образование. Именно из их числа в Западной Европе вышли первые очень богатые евреи. Такое положение дел сохранялось вплоть до конца XVIII столетия, и лишь потом пальму первенства начали перехватывать ашкеназы.
Следует отметить, что площади расселения двух еврейских общин были различными. Если ашкеназы больше распространялись по северным регионам Европы, лишь частично захватывая Апеннинский и Балканский полуострова, то сефарды присутствовали на самом западе Европейского континента, но большая их часть начала расселяться через Северную Африку вглубь Азии. Там уже были евреи, являвшиеся наследниками давних переселений, просто они переняли часть сефардских традиций. Впоследствии их выделили в отдельную группу мизрахи. Многие до сих пор ведут спор о евреях мизрахи.
Такой ареал распространения с годами повлиял на развитие еврейских общин. Наиболее сильно это отразилось на ашкеназах. Находясь между европейцев, усиленно развивавших свою науку и культуру, они сумели занять среди них достойное место. Несмотря на всевозможные ограничения и многочисленные дискриминационные законы, ашкеназы дали миру целую плеяду ученых, поэтов и писателей, мастеров культуры, бизнесменов и финансистов. Да и численность их начала быстро возрастать, многократно превысив количество сефардов.
Ситуация для сефардов во многом складывалась не столь драматично, как для ашкеназов. И среди них выделялись видные представители, занимавшие знаковые посты при местных властителях. Однако сам путь развития науки и культуры на Востоке шел по другому сценарию. Восточные правители, прежде всего, заботились о себе и своем богатстве. В итоге получилось, что среди сефардов есть уважаемые толкователи библейских книг, множество бизнесменов и богатых семей, художников, композиторов, актеров.
Сейчас из всего количества евреев планеты 4/5 являются ашкеназами. Примечательно однако, что в Израиле статистика совершенно иная. Там ашкеназов только половина от всего населения. К счастью, сейчас обе ветви еврейского народа вполне доброжелательно сосуществуют. Между ними нет такого соперничества за главенство, как было несколько веков назад.
На удивление, у двух частей одного народа, живших изолированно многие столетия, не так уж много отличий. Причем, большинство из них носят не религиозный, а культурный характер.
Ашкеназы не назовут ребенка в честь того члена семьи, кто еще жив, в то время как у сефардов допустимо или даже принято называть ребенка в честь живущих бабушки и дедушки, родственников или друзей семьи.
Кроме того, у них более строгое соблюдение правил кашрута – они должны ждать дольше, прежде чем начать есть молочные продукты после употребления мяса.
В Песах, когда еда, содержащая хамец (закваску), строго запрещена, ашкеназы также не едят бобовые, рис, кукурузу и других продукты, так называемые китнийот. Большинство сефарадов не брали на себя эти устрожения и с удовольствием готовят рис, заранее тщательно проверенный на наличие зерен пшеницы, по особым праздничным рецептам.
Ашкеназы в синагогах хранят свои свитки Торы в бархатных чехлах с красивой вышивкой, которые снимают перед чтением недельной главы и необходимого отрывка в праздник. Большинство сефарадов хранит свитки в жестких металлических цилиндрах, которые можно просто открыть (а не снимать) для чтения.
Подводя итог, можно сказать, что ашкеназы, сефарды и мизрахи – это не три отдельных течения, а скорее три столпа, на которых прочно стоит еврейский народ.
Ашкеназы и Сефарды: суть конфликта…
Сефарды Испании говорили на иудео-испанском наречии получившем название ладино. Германские евреи ( или израильтяне-аскеназы-хазары ) говорили на идише, еврейском языке, основанном преимущественно на немецком и иврите. Евреи Польши и России ( или израильтяне-аскеназы-хазары ) тоже говорили на идише. Идиш также используется в хасидских ( или израильтяне-аскеназы-хазары ) общинах. Вспомним что в Европу и Русь хазары ( или израильтяне-аскеназы ) попали после разгрома Хазарии. Осели они практически по всем европейским странам организовав свой собственный аскеназский иудейский центр в Польше
( вот Вам и причина образцово-показательного нападения на Польшу. Сефадская полукровка Гитлер лично наблюдал за захватом Польши на расстоянии,-такая «честь» не была оказана больше ни одной стране подвергшейся нападению. Кстати пропагандистский фильм «Вечный Жид» снят нацистской пропагандистской машиной именно о израильтянах-аскеназах-хазарах,-сефардов-е вреев-иудеев Вы там не найдете ). Но начнем все таки с самого начала.
Евреев, живших в арабском мире, также называли сефардами — скорее всего, потому, что их обрядовая практика следовала обычаю сефардов, а не ашкеназов. Когда сегодня говорят об израильских сефардах, имеются в виду иудейские выходцы из Марокко, Ирака, Йемена и т.д.( Когда эти сефарды начали прибывать в Израиль после 2-ой Мировой,-хазарские ашкеназы сумевшие откупиться от сефардских нацистов ( которые перебросили этих аскеназов-хазар за откуп в Израиль во время 2-ой Мировой ) устроили этим сефардам тотальный геноцид облучив их радиацией )
В США евреи из арабского мира часто добиваются больших финансовых успехов. Самая известная община сефардов в районе Нью-Йорка (более 25 тысяч сирийских евреев) обитает в Бруклине и Нью-Джерси, большинство их предков прибыли сюда из Халеба в начале 20-го века.
В среде ашкеназов также существует тенденция к самовыделению. Германские евреи (или хазары-ашкеназы) часто считают себя «интеллектуальнее» сефардов. Те из них, кто перебрался в США, внесли большой вклад в обустройство польских и русских евреев (или хазар иудеями как таковыми не являвшимися), прибывших сюда позже, и смотрят на сефардов свысока. Когда германские евреи (или хазары-ашкеназы) создали в 1843 г. организацию «Бней Брит», они не разрешили сефард a м вступить в нее.
И поскольку он (Вольтер) был в Голландии, то ему известно, что их (сефардов и ашкеназов) синагоги различны и что, сходствуя в сущности веры ( то есть именно право на исключительность владения иудейской верой является камнем преткновения,- отсюда следует что в конечном итоге борьба идет за единоличное владение правом на печатание денег для всего глобуса. Этот метод захвата власти совершенно ясно описан в основных заветах Моисея и на данный момент существует система из частных ЦБ узурпировавших за собой право на печатание денег для страны обитания и естественно захвативших контроль над экономиками этих стран ) , они различаются в своих обрядах. Обычаи иудеев португальских также несходны с обычаями прочих иудеев. Португальские не имеют бороды и своею одеждою не разнятся от народа, в котором живут; некоторые из них совершенно во всем подражают европейцам, выключая религию.
А вот и новый поворот, прямое подтверждение нападения вавилоно-израильтян (то есть ашкеназов) с территории Египта на Ханаан с целью истребления его жителей,-бедуино-сефардов, именно эта война на истребление и ведётся по сей день, по всему глобусу
Ашкеназы и сефарды в чем разница
Последние 1000 лет еврейский народ в основном был разделен на две категории: ашкеназы и сефарды. В классическом понимании современные ашкеназы – это идишеговорящие евреи и их потомки. А сефарды произошли от евреев, живших на Иберийском (Пиренейском) полуострове и в арабских землях.
Хотя между этими двумя группами существуют значительные различия в культуре, языке, генетике и нюансах религиозных обрядов, общего между ними намного больше, чем того, что разнит. Таким образом, сефард из Марокко и ашкеназ из Москвы обязательно найдут общий язык, во-первых, в буквальном смысле – и это, конечно же, иврит, а кроме того, в соблюдении заповедей и в том, что касается молитв, идентичных на 95%.
Откуда появились сефарды
Сфарад – ивритское название Испании. Так еврейский народ, живший в Испании и на Иберийском полуострове, стал известен как сефарды. Самые ранние свидетельства о еврейских поселениях в Испании относятся к III веку, но возможно, евреи жили там еще со времен Первого Храма. Например, известно, что сборщик налогов царя Шломо жил там до конца своей жизни.
В период правления мусульман евреи были, возможно, самой выдающейся еврейской общиной в мире. Из сефардов вышли великие знатоки Торы, ученые, финансисты и мыслители, чьи работы по сей день продолжают изучать. Это Ицхак Абарбанель, Рамбан, Рамбам и многие другие. Когда-то сефарды даже создали собственные языки, среди которых в наше время наиболее известен ладино – язык испанских евреев.
В 1492 году король и королева Испании Фердинанд и Изабелла, ревностные католики, изгнали всех евреев со своих земель. Надо сказать, это был не первый случай, когда евреев высылали из Испании. Разрешено было остаться только тем, кто согласится обратиться в католичество. Тогда многие испанские евреи переместились в Португалию, но и оттуда вскоре были изгнаны. Дальше путь лежал в Северную Африку и куда-то еще, где можно было обрести безопасное пристанище.
Во многих местах, от Амстердама до Алеппо, именно они стали доминирующей еврейской культурой в принявших их общинах. Это объясняет, почему евреи даже из очень далеких от Испании земель известны как «сфарадим». В более широком смысле сефардами называют не только беженцев из Испании и их потомков. Наиболее точный термин для определения евреев восточного происхождения, популярный в последние годы – эйдот а-Мизрах (общины Востока).
Происхождение ашкеназов
На эту тему есть множество легенд, но все же не совсем ясно, когда именно евреи начали заполнять долину Рейна и откуда они пришли. Детали богослужений и другие моменты указывают, что возможное место происхождения ашкеназов это все же Святая Земля. Начиная с X века, общины, наполнившие Францию и южную Германию, приобрели известность как жизненно важные центры еврейской жизни, отличающиеся глубиной знаний.
Ашкеназ – имя внука Йефета, сына Ноаха, далекого предка римлян, оно упомянуто в Торе. Возможно, из-за того, что район был частью Римской империи, с этим именем были связаны и сам регион, и его язык, и не еврейские жители тоже. Со временем евреи, проживавшие здесь, тоже стали известны как «ашкеназим».
Поскольку евреи страдали от кровавых крестовых походов, следовавших один за другим, публичного сожжения святых книг, резни и жестоких репрессий, они стали присматриваться к более гостеприимным землям на востоке Европы. И там жизнь ашкеназов уже стала налаживаться и процветать, а идиш – смесь иврита, арамейского, немецкого и других языков, стал доминирующим языком евреев Восточной Европы, пока глобальное зло – нацизм и коммунизм – не привело к гибели миллионов евреев и не подавило еврейскую идентичность миллионов выживших.
Ключевые различия между ашкеназами и сефардами
Хотя суть иудаизма одинакова для всех евреев, все же есть некоторые различия в традициях и соблюдении у ашкеназов и сефардов. Вот некоторые из наиболее выраженных и известных (в произвольном порядке):
В стандартном письменном ивритском алфавите 22 буквы и 12 огласовок, каждая со своим звуком. Но их произношение со временем претерпело изменения, и сефарды потеряли определенные нюансы между некоторыми из них, и ашкеназы тоже потеряли, но другие. Кроме того, на каждую группу влияли языки тех народов, среди которых евреи жили в разные времена. Таким образом, например, сефардский еврей будет называть субботний день Шабатом, а ашкеназ скорее всего скажет Шабес. хотя на иврите это одно и то же слово – שבת. Но что еще намного более важно, и ашкеназы, и сефарды соблюдают Шабат одинаковым образом.
Некоторые из блюд, которые обычно считаются «еврейскими» – фаршированная рыба, кишке, картофельный и макаронный кугель, кнейдлах, клецки и рубленая печень – все это ашкеназская кухня. У сефардов совсем другой набор предпочитаемых блюд. И, например, ашкеназы в субботу днем на вторую трапезу едят чолнт, а сефарды называют это блюдо хамин, добавляют в него много пряностей, специй и обязательно яйца. В чолнт яйца тоже кладут, но редко.
Большинство евреев сегодня говорит на английском или на современном иврите, ведь самая насыщенная еврейская жизнь именно в Америке и Израиле. Тем не менее, всего несколько поколений назад большинство ашкеназов – до Холокоста – говорили на идише, а сефарды – в основном на ладино, португальском или арабском. Это все еще можно проследить благодаря именам, которые дают детям. Сефарды могут назвать своих детей Фортуна или Сальваторе, что по сути испанские эквиваленты еврейских имен Мазаль и Йеошуа. А у ашкеназских детей довольно часто встречаются такие имена, как Голда или Велвел – идишские варианты слов «золото» и «волк».
Ашкеназы в синагогах хранят свои свитки Торы в бархатных чехлах с красивой вышивкой, которые снимают перед чтением недельной главы и необходимого отрывка в праздник. Большинство сефарадов хранит свитки в жестких металлических цилиндрах, которые можно просто открыть (а не снимать) для чтения.
За 40 дней до Йом Кипура, начиная с 1-го Элула, сефарды встают «в час утренней стражи» – время перед восходом солнца, чтобы прочитать покаянные молитвы слихот. Ашкеназы делают то же самое, но начинают позже – только с воскресенья той недели, на которую приходится Рош а-Шана.
В Песах, когда еда, содержащая хамец (закваску), строго запрещена, ашкеназы также не едят бобовые, рис, кукурузу и других продукты, так называемые китнийот. Большинство сефарадов не брали на себя эти устрожения и с удовольствием готовят рис, заранее тщательно проверенный на наличие зерен пшеницы, по особым праздничным рецептам.
Для каждого ашкеназа наивысший момент еврейского года – это чтение в синагоге Коль Нидрей вечером Йом Кипура вместе с кантором, и любой из них будет удивлен, узнав, что во многих сидурах сефарадов эта молитва вообще отсутствует. И, наоборот, у сефардов есть некоторые заветные молитвы – Хатану Лефанеха, Кэль Нора Алила и другие, которые не произносят ашкеназы.
У ашкеназов и у сефардов в центре молельного зала находится бима – стол для чтения Торы. Тем не менее, типичное устройство ашкеназской синагоги предполагает ряды скамеек или стульев, обращенных к передней части синагоги, где находится Арон а-Кодеш. А во многих сефардских синагогах все сидения расположены по периметру зала, чтобы все молящиеся были обращены к биме. Однако при чтении молитвы Амида сефарды все же поворачиваются в сторону Иерусалима.
Великие личности среди ашкеназов и сефардов
На протяжении многовековой истории среди ашкеназов и сефардов были тысячи великих раввинов, мудрецов и учителей Торы. Здесь мы перечислим некоторых из наиболее известных, кто непосредственно повлиял на развитие Алахической традиции в своих общинах.
Рабейну Гершом бен Йеуда (ашкеназ, 960-1040) – известен как «меор а-гола» – «светоч изгнания»; первый известный раввин из ашкеназов, он прославился своими постановлениями, в том числе запретами на чтение чужих писем и многоженство.
Риф (сефард, 1013-1103) – рабби Ицхак Альфаси уроженец Феса, Марокко, резюмировал весь Талмуд, выделив основные моменты и объяснив прежде неразрешимые вопросы.
Раши (ашкеназ, 1040-1105) – рабби Шломо Ицхаки стал главным комментатором Торы и Талмуда и лидером еврейской общины в Эльзасе-Лотарингии.
Рабейну Там (ашкеназ, 1100-1171) – рабби Яаков Там, внук Раши, был самым выдающимся из знатоков Торы, писавших Тосафот («Дополнения») – комментарии к Талмуду. Ему удалось избежать смерти от рук крестоносцев, тогда как многим из его современников, к сожалению, не посчастливилось выжить.
Рамбам (сефард, 1135-1204) – рабби Моше бен Маймон, или Маймонид, родился в Испании; возможно, это самый влиятельный учитель Торы за последние тысячелетия; будучи в Египте, много писал о еврейском праве, медицине, философии и еврейских убеждениях, в основном на арабском языке.
Рош (ашкеназ, 1250-1327) – рабби Ашер бен Йехиэль родился в Германии, прославился в Испании. В его известном алахическом комментарии к Талмуду есть много как из ашкеназов, так и из сефардов.
Тур (1275-1349) – рабби Яаков бен Ашер, сын Роша, опирался на учения своего отца, а также Рамбама и Рифа. В своем огромном труде «Арбаа турим» («Четыре башни») он сформулировал много постановлений и установил шаблон, на котором основывается Кодекс еврейского права. Именно по названию этой работы он стал известен как Тур.
Маариль (ашкеназ, 1360-1427) – рабби Яаков бар Моше а-Леви Мёллин написал множество респонсов, которые устанавливают обычаи ашкеназского еврейства, особенно в тех вопросах, которые касаются молитв и синагоги; долгое время был раввином в своем родном городе Майнц, в Германии, и основал там ешиву.
Бейт Йосеф (сефард, 1488-1575) – рабби Йосеф Каро автор Кодекса алахических предписаний Шулхан Арух; родился в Толедо незадолго до высылки евреев из Испании, жил в Сафеде в Израиле. Каббалист высокого уровня, он был признан сефардским еврейством высшим авторитетом в вопросах Алахи.
Рама (ашкеназ, 1525-1573) – рабби Моше Исерлес был раввином Кракова; написал алахические глоссы и толкования к Шулхан Аруху, добавив к этому постановления великих ашкеназских учителей, что позволило унифицировать этот текст для использования всей еврейской общиной. Основной его труд – Мапа.
Не все евреи ашкеназы или сефарды
Разумеется, люди редко вписываются в четкие рамки, которым пытаются соответствовать, поэтому многие культуры, которые ошибочно или ради удобства обобщения были отнесены к категории «сефарды», на самом деле таковыми не являются.
Взять хотя бы йеменских евреев, чья уникальная традиция еще древней и к Испании отношения не имеет. Персидские евреи говорят на иудео-фарси и прослеживают свою родословную от вавилонских изгнанников.
У евреев Италии и Греции тоже когда-то были процветающие культуры со своими особыми обычаями и языками, по-своему уникальными. Сегодня, кроме немногих и совсем небольших общин, их традиции почти полностью исчезли – большинство членов этих общин подвергались преследованиям и были уничтожены нацистами. Фактически их вытеснили ашкеназские и сефарадские евреи, которые сейчас живут в этих средиземноморских странах, составляя большинство. Кстати, существует еще иудео-французский язык, который называется корф.
Когда-то было множество «мустарабов» (букв. «ставшие братьями») – евреев, рожденных на арабских землях, в Сирии и Палестине, и перенявших от арабов их внешние признаки, одежду и язык. Со временем их число сократилось, и их причислили к сефардскому большинству.
Когда началось разделение на разные категории?
С самого начала весь наш народ был разделен на 12 колен. После смерти царя Шломо прежде целостное государство разделилось на два царства: Иудею на юге и Израиль на севере. Северное царство, а это 10 колен Израиля, в конечном итоге было сослано в Вавилон и след их теряется в истории.
Во времена Второго Храма все раввины и все алахот (законы) были разделены на два основных направления: Школу Гилеля и Школу Шамая. Там, где ученики Гилеля были максимально снисходительны, ученики Шамая, наоборот, строги. Алаха почти всегда принималась в соответствии с учением Школы Гилеля.
После разрушения Священного Храма стали развиваться две разные академии изучения Торы: одна в Стране Израиля, другая в Вавилоне. Традиции каждой из них отражены в двух Талмудах, Иерусалимском и Вавилонском, в которых немало различий.
В те дни народ разделился на общины, одни из которых продолжали следовать постановлениям мудрецов из Святой Земле, а другие оказались под влиянием мудрецов Вавилона.
В отличие от сефардов и ашкеназов, у этих групп действительно были очень заметные различия в обрядах и обычаях, однако основы иудаизма все же были одни и те же.
Поскольку евреи на Святой Земле страдали от христианского правления и их общинная структура рушилась, а вавилонские академии продолжали процветать, почти все еврейские общины, лишившись своих мудрецов, постепенно адаптировали для себя вавилонские традиции, которые стали общеприняты.
Однако гаонское лидерство в Вавилоне, который долгое время оставался центром еврейского учения, в конце концов пришло в упадок. В начале второго тысячелетия основное течение еврейской жизни переместилось из Азии в Европу, и это определило дальнейшее развитие двух главных центров ашкеназов и сефардов.
Нусах сефардов
А вот интересный и несколько запутанный аспект взаимовлияния ашкеназов и сефардов. Традиционный порядок молитв ашкеназского еврейства известен как нусах ашкеназ (ашкеназский обряд). С возникновением хасидского движения многие начали включать в свои молитвы также различные элементы сефардских молитв, поскольку сефардская традиция была одобрена каббалистами и более соответствовала каббалистическим взглядам на молитвы. Этот новый хасидский гибрид стал известен как нусах сфарад, или нусах Аризаль, поскольку соответствовал идеям Аризаля.
Таким образом, синагога нусах сфарад скорее всего будет заполнена ашкеназами-хасидами, а у сефардов есть свой нусах – эйдот а-мизрах, или сфаради (с добавлением «и»), и они предпочитают молиться по нему, что важно помнить, например, выбирая место для молитвы или покупая сидур.
Итог
Подводя итог, надо сказать, что ашкеназы и сефарды – это не два отдельных течения, а скорее два столпа, на которых прочно стоит еврейский народ.
Ашкеназы и сефарды – в чем разница?
Еврейское общество делится на ашкеназов и сефардов. Такое деление может показаться странным, потому что Ашкеназ — еврейское наименование Германии, а Сфарад — Испании. Однако на практике большинство евреев, происходящих из европейских семей, считаются ашкеназами, а из семей, связанных с Испанией или арабскими странами, — сефардами. Зато если вы встретите еврея по фамилии Ашкенази, то он почти наверняка сефард. Много поколений назад его европейский предок поселился среди сефардов, которые и прозвали его Ашкенази; фамильное прозвище сохранилось, даже когда его потомки давно уже превратились в сефардов.
В средние века сефарды Испании считали себя еврейской элитой. В отличие от своих собратьев в других частях Европы испанские евреи часто имели хорошее светское образование и были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании в 1492 г. эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости. Сефарды, оставившие Испанию и обосновавшиеся в других местах Европы, подвергали других евреев дискриминации. В сефардских синагогах Амстердама и Лондона XVIII в. ашкеназы не могли сидеть вместе с остальными членами общины, им полагалось стоять за деревянной перегородкой. В 1776 г. в Лондоне община сефардов постановила, что если сефард вступает в брак с дочерью ашкеназов и умирает, то благотворительные фонды сефард-ской общины нельзя использовать для помощи вдове. С течением времени эти жестокие правила смягчались.
Ашкеназы из Италии
Евреев, живших в арабском мире, также называли сефардами — скорее всего, потому, что их обрядовая практика следовала обычаю сефардов, а не ашкеназов. Когда сегодня говорят об израильских сефардах, имеются в виду евреи — выходцы из Марокко, Ирака, Йемена и т.д. В США евреи из арабского мира часто добиваются больших финансовых успехов. Самая известная община сефардов в районе Нью-Йорка (более 25 тысяч сирийских евреев) обитает в Бруклине и Нью-Джерси, большинство их предков прибыли сюда из Халеба в начале века.
В среде ашкеназов также существует тенденция к самовыделению. Германские евреи часто считают себя «интеллектуальнее» своих восточноевропейских собратьев. Те из них, кто перебрался в США, внесли большой вклад в обустройство польских и русских евреев, прибывших сюда позже, и смотрят на них свысока. Когда германские евреи в 1843 г. создали организацию «Бней Брит», они сперва не разрешали евреям из Восточной Европы вступать в нее.
Восточноевропейские евреи имеют свои предрассудки в отношении собратьев из Германии. На одном из первых сионистских конгрессов русский еврей Хаим Вейцман, повздорив с делегатами из Германии, заявил: «Вы знаете, в чем проблема немецких евреев? У них чисто немецкий шарм и чисто еврейская скромность». Германских евреев прозвали тки. Это слово неясного происхождения до сих пор используется для обозначения германского еврея, хотя часто применяется и к тем, кто имеет характерные для стереотипа йеки черты: точность, быстроту и некоторую холодность.
Когда евреи жили в Испании, они говорили по-испански, хотя и с сильным еврейским влиянием. После своего изгнания они продолжали говорить на иудео-испанском наречии, получившем название ладино. Сегодня на ладино говорит довольно мало людей. За последние годы многие классические литературные труды на этом языке переведены на иврит и английский.
Сефарды из Испании
В Европе многие евреи говорили на идише, еврейском языке, основанном преимущественно на немецком и иврите.
Как правило, евреи использовали идиш там, где они не обладали равными правами. Евреи Польши и России, например, говорили на идише, в то время как подавляющее большинство евреев Франции и Германии пользовались французским и немецким. Когда евреи мигрировали в страны, где они имели равные права, идиш обычно использовался лишь первым поколением. В 1920-е годы в Нью-Йорке ежедневно продавалось по 200 000 экземпляров газет на идише.
Идиш — необычно колоритный язык, и в США многие из его наиболее ярких слов вошли в лексикон неевреев. Кибуц — слово на идише, так же как и два обозначения неудачника: шлемиль и шлемазл. В еврейском фольклоре говорится, что шлемазл — это тот, кто обязательно проливает чай из стакана, а шлемилъ — кто всегда падает. Другие еврейские слова, часто употребляемые американцами, — менч («хороший человек»), мешуга («псих»), и йена («болтун»).
Идиш еще используется в хасидских общинах. Однако было бы преждевременным предсказывать умирание этого языка. Нобелевский лауреат 1978 г. Ицхак Башевис-Зингер, пишущий на идише, отметил, что упадок языка идиша предсказывали уже в момент его приезда в США в 1935 г., тем не менее этот язык до сих пор живет — в блаженном неведении, что его считают мертвым.