Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие

Чем отличается коллекторный двигатель от асинхронного

Электричество сегодня является одним из самых востребованных источников энергии. Для его использования применяют специальные механизмы, которые способны преобразовывать ток во вращательную силу. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 1326686 e1521697599903. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-1326686 e1521697599903. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 1326686 e1521697599903.

Одними из самых популярных систем являются коллекторные двигатели. Встречаются они повсеместно, так как отличаются простотой и функциональностью.

Особенности коллекторного устройства

Двигатели такого типа относятся к механизмам постоянного тока. Поэтому они встречаются в большинстве случаев в бытовых приборах, таких как стиральные машины. Устройство и принцип работы коллекторного мотора можно описать несколькими пунктами:

Благодаря такой конструкции двигатель и называют коллекторным. Недостатком конструкции можно считать наличие щеток, которые со временем могут повреждаться или стираться.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 765487d7a3e29129570530b71c9224c9 e1521697639264. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-765487d7a3e29129570530b71c9224c9 e1521697639264. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 765487d7a3e29129570530b71c9224c9 e1521697639264.

Асинхронные моторы

Двигатели такого типа появились довольно давно и очень часто применяются в промышленности. Это обусловлено тем, что здесь используют трехфазные электрические сети. Принцип работы такой системы можно описать несколькими последовательными шагами:

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. dizelnyy vilochnyy pogruzchik linde. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-dizelnyy vilochnyy pogruzchik linde. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка dizelnyy vilochnyy pogruzchik linde.

Советы в статье «Приточные установки от магазина «Вент-заводы».» здесь.

Отличительной особенностью асинхронного двигателя является отсутствие скользящего контакта (в коллекторном моторе это щетки и сам коллектор). Поэтому такие механизмы намного надежней, чем конструкции на основе коллекторов. Обслуживать асинхронные модификации нужно не так часто. Коллекторный двигатель невозможно сделать с большой мощностью, что ограничивает среду их применения.

Источник

Подключение однофазного двигателя

Вначале выясним тип двигателя. Не всегда решим вопрос однозначно. Внешний вид мало говорит, шильдик старого двигателя способен не соответствовать реальной начинке агрегата. Предлагаем кратко рассмотреть, какие асинхронные и коллекторные двигатели выпускает промышленность. Расскажем отличия эксплуатации, ключевых свойств, внешних и внутренних. Обсудим подключение однофазного двигателя к сети переменного тока.

Коллекторные vs асинхронные двигатели

Вопрос – коллекторный двигатель или асинхронный – решаем первоочередно. Процесс несложный. Коллектором называется барабан, разделенный медными секциями, формой близкой прямоугольной, сделанными из меди. Формирует токосъемник, в коллекторных двигателях ротор всегда питается электрическим током. Постоянным, переменным – поле создается приложенным напряжением.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 5128. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-5128. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 5128.

Коллекторный двигатель содержит минимум две щетки. Трехфазные встретим редко. Сведения о таких агрегатах описаны литературой середины прошлого века. Применялись коллекторные трехфазные двигатели, регулируя скорость вращения вала в широких пределах. Мотор указанного типа снабжен щетками, медным барабаном, разделенным секциями. Пропустить признак и невооруженным глазом затруднительно. Примеры коллекторных двигателей:

Коллекторные двигатели широко используются, обеспечивая сравнительно простой реверс, реализуемый переменой коммутации обмоток. Скорость регулируется изменением угла отсечки питающего напряжения, либо амплитуды. К общим недостаткам коллекторных двигателей относятся:

Все хорошо в меру. Коллекторные двигатели позволят получить заданную мощность (крутящий момент), на старте, после разгона. Сравнительно просто регулировать обороты. Названа причина увлечения бытовой техники коллекторными разновидностями, асинхронные двигатели выступают сердцем оборудования, обладающего повышенными требованиями к уровню звукового давления. Вентиляторы, вытяжки. Серьезные нагрузки потребуют внесения серьезных конструктивных изменений. Повышаются стоимость, размеры, сложность, делая невыгодным изготовление.

Коллекторный двигатель отличается наличием… коллектора. Даже если нельзя увидеть снаружи (скрыт кожухом), заметим непременные графитовые щетки, прижатые пружинками. Деталь требует замены со временем, поможет коллекторный двигатель от асинхронного отличить.

Однофазные и трехфазные д0вигатели асинхронного типа

Договорились – трехфазные коллекторные двигатели достать сложно, текущий раздел речь ведет касательно асинхронных машин. Разновидности перечислим:

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 5228. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-5228. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 5228.

Трехфазные асинхронные двигатели

Научимся, как отличить однофазные двигатели асинхронного типа от трехфазных. В последнем случае внутри всегда имеется три равноценных обмотки. Поэтому можно найти три пары контактов, которые при исследовании тестером дают одинаковое сопротивление. Например, 9 Ом. Если обмотки объединены звездой внутри, выводов с одинаковым сопротивлением будет три. Из них любая пара дает идентичные показания, отображаемые экраном мультиметра. Сопротивление каждый раз равно двум обмоткам.

Поскольку ток должен выходить, иногда трехфазный двигатель имеет вывод нейтрали. Центр звезды, с каждым из трех других проводов дает идентичное сопротивление, вдвое меньшее, нежели демонстрирует попарная прозвонка. Указанные выше симптомы говорят красноречиво: двигатель трёхфазный, теме сегодняшнего разговора чуждый.

Рассматриваемые рубрикой моторы обмоток содержат две. Одна пусковая, либо конденсаторная (вспомогательная). Выводов обычно три-четыре. Отсутствуй украшающий корпус конденсатор, можно попробовать рассуждать, озадачиваясь предназначением контактов следующим образом:

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 5330. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-5330. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 5330.

Устройство асинхронного двигателя

Различение типов однофазных двигателей на практике

Научимся, как отличить бифилярный двигатель от конденсаторного. Следует сказать, разница чисто номинальная. Схема подключения однофазного двигателя схожа. Бифилярная обмотка не предназначена работать постоянно. Будет мешать, снижать КПД. Поэтому обрывается после набора оборотов пускозащитным реле (присуще бытовым холодильникам), либо центробежными выключателями. Считается, пусковая обмотка работает несколько секунд. По общепринятым нормам, обеспечит запуск 30 раз в час длительностью 3 секунды каждый. Дальше витки могут перегреться (сгореть). Причина, ограничивающая нахождение пусковой обмотки под напряжением.

Разница номинальная, но профессионалы отмечают любопытную особенность, по которой судят, находится перед нами бифилярный, либо конденсаторный двигатель. Сопротивление вспомогательной обмотки. Отличается номиналом от рабочей более чем в 2 раза, скорее всего, двигатель бифилярный. Соответственно, обмотка пусковая. Конденсаторный двигатель работает, пользуясь услугами двух катушек. Обе постоянно находятся под напряжением.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 5430. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-5430. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 5430.

Однофазный асинхронный двигатель

Тест нужно проводить осторожно, при отсутствии термопредохранителей, других средств защиты пусковая обмотка может сгореть. Придется вал раскручивать вручную, явно нелегкая задачка. Иногда целесообразно подключение однофазного асинхронного двигателя к однофазной сети выполнить, используя аналогичную схему, как сделано в предшествующем оборудовании. Рядовой холодильник снабжен пускозащитным реле, отдельная тема разговора. Параметры устройства тесно связаны с типом используемого двигателя, взаимная замена возможна далеко не в каждом случае (нарушение простого правила может вызвать поломку).

Упомянем дважды: выводов обмоток может быть три-четыре. Число неинформативно. Допустима пара контактов термопредохранителя. Плюс описанное выше, включая центробежный выключатель. В случае при прозвонке сопротивление либо мало, либо наоборот – фиксируем разрыв. Кстати, не забудьте при определении сопротивления каждый конец катушки пробовать на корпус. Изоляция стандартно не ниже 20 МОм. В противном случае стоит задуматься о наличии пробоя. Также допускаем, что трехфазный двигатель, имеющий внутреннюю коммутацию обмоток по типу звезды, может иметь выход нейтрали на корпус. В этом случае двигатель требует непременного заземления, под которую предусматривается клемма (но более вероятно, что мотор просто вышел из строя из-за пробоя изоляции).

Как подобрать конденсатор для пуска однофазного двигателя

Уже рассказывали, как подобрать конденсатор для пуска трёхфазного двигателя, но методика в нашем случае не годится. Любители рекомендуют произвести попытку входа в так называемый резонанс. При этом потребление агрегата на 9 кВт составит порядка (!) 100 Вт. Это не значит, что вал потянет полную нагрузку, но в холостом режиме потреблением станет минимальным. Как подключить электродвигатель этим способом.

Любители рекомендуют ориентироваться на потребляемый ток. При оптимальном значении емкости мощность станет минимальной. Оценить потребляемый ток можно при помощи китайского мультиметра. А так, подключение однофазного двигателя с пусковой обмоткой выполняют, руководствуясь электрической схемой, указанной на корпусе. Там приведены, например, сведения:

Итак, если брать однофазный асинхронный двигатель, схема подключения чаще указана на корпусе.

Источник

Какой двигатель лучше асинхронный или коллекторный?

Асинхронные, как и коллекторные, пользуются широкой популярностью в быту и в промышленности. Они отличительны рядом характеристик, что делает их наиболее целесообразными в рамках определенных технических процессов.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. . Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка .

Асинхронный двигатель – силовой агрегат, использующиеся в промышленности достаточно давно. Востребованность обусловлена работой с сетями трехфазного электроснабжения. Принцип работы асинхронного двигателя основывается следующим принципом:

Касательно коллекторного двигателя (КД), то он относится к классу агрегатов, работающих с постоянным током. Это определяет специфику использования данных установок – эксплуатируются в бытовых приборах, например, в стиральных машинах. В отличие от асинхронного двигателя (АД), такие моторы имеют несколько иной принцип работы:

Асинхронные двигатели имеют весомое отличие от коллекторного двигателя, представленное отсутствием скользящего контакта (СК). За счет этого такие электрические машины более надежные, чем коллекторные. АД отличительны нечастным техническим обслуживанием, что экономит средства. Моторы с коллектором невозможно произвести большой мощности. Безопасность последних, ввиду СК, кране сомнительная.

Чем отличается коллекторный двигатель от асинхронного?

Особенности КД, он же мотор постоянного тока (МПТ), заключаются в компактных размерах, возможности восстановления при возникновении неисправности, широкой линейке исполнения. Существуют:

Вышеупомянутые виды задействуют в детских игрушках, электрических отвертках. Механизмы помощнее имеют другую конструкцию:

Такие МПТ устанавливают в транспортных средствах с рабочим напряжением 12, 24 В. Они снабжают электричеством подсистемы приводов вентиляторов, «дворников», насосов, использующихся в комплексах омывателей. В зависимости от типа напряжения классификация коллекторных агрегатов представлена устройствами постоянного и переменного тока. Существуют силовые установки, работающими по универсальному принципу, т.е. способны использовать как постоянный, так и переменный ток.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 56627a93acc69ba8802c6de91185c990. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-56627a93acc69ba8802c6de91185c990. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 56627a93acc69ba8802c6de91185c990.

Одной из популярных систем являются универсальные коллекторные двигатели, которые встречаются в различных бытовых приборах. Пользуются востребованностью, несмотря на истирание и искрение щеток. Техническое обслуживание предполагает постоянное наблюдение, корректировку, своевременную замену неисправных элементов установки.

Важно: Ротор КД состоит из вала. На него насаживается магнитопровод, с одной стороны – коллекторный узел (КУ), с другой – лопасти вентилятора. Подшипники упрощают процесс вращения. Нормальная работа электромотора будет обеспечена только в том случае, если вращающиеся элемент (ВЭ) сбалансирован. Поэтому к производству ротора подходят скрупулезно.

Обмотка ВЭ

У мотора с коллекторным элементом сердечник собирается металлическими пластинами (МП) из магнитного металла. Толщина в диапазоне от 0,35 до 0,5 мм. Пластины дополнительно заливаются диэлектрическим лаком, что предотвращает появление паразитных токов. Внешняя часть МП оснащена пазами, куда вкладываются медные витки. Далее, пластины насаживаются на вал, закрепляются на нем.

Принцип работы КД

ЭДС возникает при воздействии прямоугольной рамки в поле постоянного магнита. Направление вращения определяется правилом буравчика. Учитывая конструкцию ротора КД, каждая из обмоток – рамка, состоящая из нескольких проводов. Обмотка подключается к электроснабжению, по ней протекает ток, а вокруг проводника формируется магнитное поле. Последнее взаимодействует с полем статора. Поля последнего и ротора «проталкивают» ВЭ в необходимом направлении.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. kollektopnij dvigatel 10. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-kollektopnij dvigatel 10. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка kollektopnij dvigatel 10.

Качество производства влияет на эксплуатационный срок. Правильное исполнение гарантирует бесперебойную работу силового агрегата более 10 лет.

Разновидности коллекторных машин (КМ)

Механизм создает МП при помощи постоянных магнитов и обмоток возбуждения (ОВ). Оба класса компонентов располагаются на корпусе статора. В маломощных установках используются устройства с постоянными магнитами – легче в производстве, быстрее реагируют на изменения рабочей среды. Но за это приходится платить сравнительно невысокой мощностью, ухудшением работоспособности через определенный промежуток времени.

КМ, применяющие обмотки возбуждения, более распространены. Их активно используют в изготовлении электрических инструментов: болгарок, дрелей, шуруповертов. ОВ производятся с изолированного медного провода, помещенного в лаковую оболочку. Основной служат канавки полюсных наконечников – на них наматываются обмотки.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. kollektopnij dvigatel 1. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-kollektopnij dvigatel 1. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка kollektopnij dvigatel 1.

Метод подключения ОВ и ВЭ обеспечивает ряд характеристик, функциональных свойств двигателя. Задействуют четыре вида:

Способ взаимодействия ОВ и ВЭ влияет на применение мотора. Механизмы с низким КПД задействуют в быту, а приспособления с высоким коэффициентом актуальны выполнением тяжелых промышленных задач.

Универсальный тип КМ

КУ – слабое место, но, не учитывая это, оборудование пользуется востребованностью. Легко управлять, стоят недорого. Распространены в бытовой технике, начиная от миксеров, блендеров, заканчивая барабанными приводами стиральной машинки, строительными фенами.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. kollektopnij dvigatel 11. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-kollektopnij dvigatel 11. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка kollektopnij dvigatel 11.

Универсальные коллекторные двигатели (УКД) конструкционно схожи с механизмами, оснащенными ОВ, но есть некоторые различия:

Функционирование происходит с сохранением результирующего момента. Низкий КПД, если работать с переменным током, искрение КУ, УКД создают помехи – не рекомендуется размещать рядом с радиоприборами. Но способны вращаться на частоте до 10 тыс. об/мин.

Специфика функционирования асинхронных машин

Электрический мотор переменного тока, параметр вращения ротора нетождественный частоте вращения магнитного поля, которое формируется обмотками статора. Такие двигатели называют индукционными.

Асинхронные агрегаты чаще используются в электромашинах в качестве преобразователями электроэнергии. Говоря простыми словами, при подаче энергии установки конвертируют ее в движение рабочих элементов. В статорных обмотках создается вращающиеся магнитное поле, наводящее в роторе ток. Он взаимодействует с магнитным полем так, что ротор начинает вращаться в сторону с МП. Механизмы работают в двигательном и генераторном режимах. В первом – частота ВЭ ниже, а во втором – выше.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. ustroystvo asinhronnogo elektrodvigatelya. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-ustroystvo asinhronnogo elektrodvigatelya. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка ustroystvo asinhronnogo elektrodvigatelya.

Нюанс: При равенстве скоростей МП перестает наводить ток, на ротор действует сила Ампера. В этом отличие от синхронной машины, где частота тождественная параметру магнитного поля.

Вышеперечисленное обусловлено отсутствием механических коммутационных элементов в цепи ротора. Но агрегат не лишен недостатков – их наличие предопределенно жесткой функциональной характеристикой:

Данные отрицательные свойства устраняются питанием электродвигателя системой с установленным статическим частотным преобразователем.

Бесколлекторные двигатели с ротором короткозамкнутого типа

«Беличье колесо» — обмотки получили название из-за схожести обеих конструкций. Короткозамкнутая обмотка включает алюминиевые стержни, замкнутые накоротко 2-мя кольцами с торцов. Детали вставляются в пазы сердечника, имеющего зубчатую конструкцию. Агрегаты малой/средней мощности оснащены обмоткой из расплавленного сплава алюминия.

Установки, отличающиеся повышенной мощностью, имеют «беличье колесо», произведенное медными стержнями. Их концы соединены сваркой с короткозамыкающими кольцами.

Пазы делают скошенными. Это снижает высшие гармонические ЭДС, сформированных пульсациями магнитного потока. Для улучшения технических характеристик агрегаты оснащаются двойной «клеткой», представленной стержнями с разными удельными проводимостями. Внешняя часть паза отличительна меньшим сечением, что создает эффект вытеснения. Это увеличивает сопротивление обмотки ротора в моментах скольжения, что важно при пуске.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. konstrukciya asinxronnogo dvigatelya. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-konstrukciya asinxronnogo dvigatelya. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка konstrukciya asinxronnogo dvigatelya.

Технические недостатки бесколлекторных моторов с короткозамкнутым ротором (БМКР):

Это ограничивает специфику применения, а потому их используют для обустройства электрических приводов, не требующих значительные пусковые моменты. Для расширения функциональных возможностей БМКР оборудуют частотными преобразователями. Они плавно наращивают частоту, что позволяет нарастить пусковой момент.

Одной из разновидностей БМКР выступают многоскоростные моторы. Регулирование происходит за счет изменения количества парных полюсов в статоре. Асинхронные двигатели – основной вид моторов для обустройства промышленных приводов.

АД с массивным ВЭ

Процесс изготовления предполагает использование специальных ферромагнитных материалов, т.е. стальных цилиндров. Ротор, произведенный из такого материала, выполняет две задачи: выступает магнитопроводом, заменяет обмотку в качестве проводника.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. img 8spIPJ. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-img 8spIPJ. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка img 8spIPJ.

Магнитное поле, находящиеся во вращении, формирует вихревые токи, взаимодействующие с МП статора, что приводит к созданию вращающего момента. Достоинства:

Технические нюансы заключатся в пологой механической характеристики, нагревании ротора при незначительных нагрузках.

АД с фазными вращающимся элементом

В отличие от своих предшественников, оснащен плавным регулятором скорости и многофазной обмоткой. Она соединяется по методу «звезда» с выведением на контактные кольца.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. with phase rotor induction motors 3. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-with phase rotor induction motors 3. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка with phase rotor induction motors 3.

Компоненты регуляционной цепи:

Оборудование с фазным ротором использует инверторное питание. Это дает возможность управление как скоростью, так и электромагнитным моментом.

Как работает бесколлекторный мотор

Подается переменное трехфазное напряжение, способствующее протеканию 3-хфазной системы токов. Сдвиг обмоток создает МП. Оно индуцирует ЭДС, которая воздействует на обмотку. Протекающий ток искажает статорное МП, что увеличивает энергию. Это приводит к формированию электромагнитной силы (ЭМС), приводящая в движение ротор.

Формирование движущиеся силы происходит при различии скорости вращения ротора и статора. В связи с этим, ВЭ работает асинхронно статору, от чего установка получила название АД.

Режимы

Применение дополнительного двигателя переключает мотор. Увеличение разности частот машины и магнитного поля меняет действующее направление ЭДС. Это же касается электромагнитного момента, ставшего тормозным. Запуск генераторного режима предусматривает эксплуатацию источника реактивной мощности – формируется магнитное поле. Если МП отсутствует, тогда его создают постоянными магнитами, активной нагрузкой конденсаторами, индукцией.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. brushless1. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-brushless1. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка brushless1.

Генератор асинхронного типа (ГАТ) предполагает использования в сети синхронных двигателей – компенсаторов, статических конденсаторов. Несмотря на простоту обслуживания, ГАТ нашел распространение в редких случаях. Оснащение ставят в ветрогенераторах малой мощности, эскалаторах, подъемных кранах, лифтах.

Холостой ход возникает, когда на валу нет нагрузки, например, отсутствует редуктор, рабочий манипулятор. Исходя из режима, определяются параметры свойства намагничивания тока, параметры потери мощности в магнитопроводе.

Электромагнитный тормоз

Варьирование направления ВЭ и МП изменяет метод функционирования электромагнитного момента. Изменение пути вращения ротора и поля в противоположную сторону располагает ЭДС в стандартном режиме с потреблением реактивной мощности. Но ЭМ направляется во встречную сторону нагрузки, что вызывает торможение.

Режим эксплуатации задействуют редко. Его отрицательной стороной является выделение тепла, объем которого мотор не может рассеять. Длительное и частое применение приводит к поломке силового механизма.

Методы управления

Реостатный – контроль частоты ВЭ за счет регулирования объема сопротивления в цепи ротора. Увеличивает пусковой момент, повышает параметр критического скольжения. Какие еще:

Способ изменения частоты и момент подбирается с учетом технической возможности и целесообразности определенного метода в конкретной ситуации. Выбор методов увеличивает эффективность эксплуатации машин вышеупомянутых классов.

Асинхронный или коллекторный?

Однозначный ответ отсутствует. Почему так? Разница заключается в специфики эксплуатации. Для Промышленная эксплуатация предполагает повышенные технические характеристики, которые имеют установки асинхронного типа.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. vidy dvigatelej 1. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-vidy dvigatelej 1. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка vidy dvigatelej 1.

Бытовое применение не нуждается в специальных функциональных свойствах, а потому агрегаты, оснащенные коллекторным узлом, в таком случае пользуются большей популярностью, чем бесколлекторные. УКД или асинхронные эффективно выполняют поставленные задачи в рамках предназначенных для них технических процессов.

Источник

Электродвигатели: какие они бывают

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 87f5bcea4b934ffdaa8ef872504b10c3. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-87f5bcea4b934ffdaa8ef872504b10c3. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 87f5bcea4b934ffdaa8ef872504b10c3.

В прошлых статьях был рассмотрен принцип работы синхронного и асинхронного электродвигателей, а также рассказано, как ими управлять. Но видов электродвигателей существует гораздо больше! И у каждого из них свои свойства, область применения и особенности.

В этой статье будет небольшой обзор по разным типам электродвигателей с фотографиями и примерами применений. Почему в пылесос ставятся одни двигатели, а в вентилятор вытяжки другие? Какие двигатели стоят в сегвее? А какие двигают поезд метро?

Каждый электродвигатель обладает некоторыми отличительными свойствами, которые обуславливают его область применения, в которой он наиболее выгоден. Синхронные, асинхронные, постоянного тока, коллекторные, бесколлекторные, вентильно-индукторные, шаговые… Почему бы, как в случае с двигателями внутреннего сгорания, не изобрести пару типов, довести их до совершенства и ставить их и только их во все применения? Давайте пройдемся по всем типам электродвигателей, а в конце обсудим, зачем же их столько и какой двигатель «самый лучший».

Двигатель постоянного тока (ДПТ)

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 0388510e212b441aaa82c3448e6341df. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-0388510e212b441aaa82c3448e6341df. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 0388510e212b441aaa82c3448e6341df.

С этим двигателем все должны быть знакомы с детства, потому что именно этот тип двигателя стоит в большинстве старых игрушек. Батарейка, два проводка на контакты и звук знакомого жужжания, вдохновляющего на дальнейшие конструкторские подвиги. Все ведь так делали? Надеюсь. Иначе эта статья, скорее всего, не будет вам интересна. Внутри такого двигателя на валу установлен контактный узел – коллектор, переключающий обмотки на роторе в зависимости от положения ротора. Постоянный ток, подводимый к двигателю, протекает то по одним, то по другим частям обмотки, создавая вращающий момент. Кстати, не уходя далеко, всех ведь, наверное, интересовало – что за желтые штучки стояли на некоторых ДПТ из игрушек, прямо на контактах (как на фото сверху)? Это конденсаторы – при работе коллектора из-за коммутаций потребление тока импульсное, напряжение может также меняться скачками, из-за чего двигатель создает много помех. Они особенно мешают, если ДПТ установлен в радиоуправляемой игрушке. Конденсаторы как раз гасят такие высокочастотные пульсации и, соответственно, убирают помехи.

Двигатели постоянного тока бывают как очень маленького размера («вибра» в телефоне), так и довольно большого – обычно до мегаватта. Например, на фото ниже показан тяговый электродвигатель электровоза мощностью 810кВт и напряжением 1500В.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 3af85e25da354f529e501e30b2562190. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-3af85e25da354f529e501e30b2562190. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 3af85e25da354f529e501e30b2562190.Почему ДПТ не делают мощнее? Главная проблема всех ДПТ, а в особенности ДПТ большой мощности – это коллекторный узел. Скользящий контакт сам по себе является не очень хорошей затеей, а скользящий контакт на киловольты и килоамперы – и подавно. Поэтому конструирование коллекторного узла для мощных ДПТ – целое искусство, а на мощности выше мегаватта сделать надежный коллектор становится слишком сложно (рекорд — 12,5МВт).
В потребительском качестве ДПТ хорош своей простотой с точки зрения управляемости. Его момент прямо пропорционален току якоря, а частота вращения (по крайней мере холостой ход) прямо пропорциональна приложенному напряжению. Поэтому до наступления эры микроконтроллеров, силовой электроники и частотного регулируемого привода переменного тока именно ДПТ был самым популярным электродвигателем для задач, где требуется регулировать частоту вращения или момент.

Также нужно упомянуть, как именно в ДПТ формируется магнитный поток возбуждения, с которым взаимодействует якорь (ротор) и за счет этого возникает вращающий момент. Этот поток может делаться двумя способами: постоянными магнитами и обмоткой возбуждения. В небольших двигателях чаще всего ставят постоянные магниты, в больших – обмотку возбуждения. Обмотка возбуждения – это еще один канал регулирования. При увеличении тока обмотки возбуждения увеличивается её магнитный поток. Этот магнитный поток входит как в формулу момента двигателя, так и в формулу ЭДС. Чем выше магнитный поток возбуждения, тем выше развиваемый момент при том же токе якоря. Но тем выше и ЭДС машины, а значит при том же самом напряжении питания частота вращения холостого хода двигателя будет ниже. Зато если уменьшить магнитный поток, то при том же напряжении питания частота холостого хода будет выше, уходя в бесконечность при уменьшении потока возбуждения до нуля. Это очень важное свойство ДПТ. Вообще, я очень советую изучить уравнения ДПТ – они простые, линейные, но их можно распространить на все электродвигатели – процессы везде схожие.

Универсальный коллекторный двигатель

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 8b4145ac2a0e4d718ebc8403fe942256. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-8b4145ac2a0e4d718ebc8403fe942256. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 8b4145ac2a0e4d718ebc8403fe942256.

Как ни странно, это самый распространенный в быту электродвигатель, название которого наименее известно. Почему так получилось? Его конструкция и характеристики такие же, как у двигателя постоянного тока, поэтому упоминание о нем в учебниках по приводу обычно помещается в самый конец главы про ДПТ. При этом ассоциация коллектор = ДПТ так прочно заседает в голове, что не всем приходит на ум, что двигатель постоянного тока, в названии которого присутствует «постоянный ток», теоретически можно включать в сеть переменного тока. Давайте разберемся.

Как изменить направление вращения двигателя постоянного тока? Это знают все, надо сменить полярность питания якоря. А ещё? А еще можно сменить полярность питания обмотки возбуждения, если возбуждение сделано обмоткой, а не магнитами. А если полярность сменить и у якоря, и у обмотки возбуждения? Правильно, направление вращения не изменится. Так что же мы ждем? Соединяем обмотки якоря и возбуждения последовательно или параллельно, чтобы полярность изменялась одинаково и там и там, после чего вставляем в однофазную сеть переменного тока! Готово, двигатель будет крутиться. Есть один только маленький штрих, который надо сделать: так как по обмотке возбуждения протекает переменный ток, её магнитопровод, в отличие от истинного ДПТ, надо изготовить шихтованным, чтобы снизить потери от вихревых токов. И вот мы и получили так называемый «универсальный коллекторный двигатель», который по конструкции является подвидом ДПТ, но… прекрасно работает как от переменного, так и от постоянного тока.

Этот тип двигателей наиболее широко распространен в бытовой технике, где требуется регулировать частоту вращения: дрели, стиральные машины (не с «прямым приводом»), пылесосы и т.п. Почему именно он так популярен? Из-за простоты регулирования. Как и в ДПТ, его можно регулировать уровнем напряжения, что для сети переменного тока делается симистором (двунаправленным тиристором). Схема регулирования может быть так проста, что помещается, например, прямо в «курке» электроинструмента и не требует ни микроконтроллера, ни ШИМ, ни датчика положения ротора.

Асинхронный электродвигатель

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 06edbb60b7a34ff5a366e4403358d539. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-06edbb60b7a34ff5a366e4403358d539. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 06edbb60b7a34ff5a366e4403358d539.Еще более распространенным, чем коллекторные двигатели, является асинхронный двигатель. Только распространен он в основном в промышленности – где присутствует трехфазная сеть. Про принцип его работы написана отдельная статья. Если кратко, то его статор – это распределенная двухфазная или трехфазная (реже многофазная) обмотка. Она подключается к источнику переменного напряжения и создает вращающееся магнитное поле. Ротор можно представлять себе в виде медного или алюминиевого цилиндра, внутри которого находится железо магнитопровода. К ротору в явном виде напряжение не подводится, но оно индуцируется там за счет переменного поля статора (поэтому двигатель на английском языке называют индукционным). Возникающие вихревые токи в короткозамкнутом роторе взаимодействуют с полем статора, в результате чего образуется вращающий момент.

Почему асинхронный двигатель так популярен? У него нет скользящего контакта, как у коллекторного двигателя, а поэтому он более надежен и требует меньше обслуживания. Кроме того, такой двигатель может пускаться от сети переменного тока «прямым пуском» – его можно включить коммутатором «на сеть», в результате чего двигатель запустится (с большим пусковым током 5-7 крат, но допустимым). ДПТ относительно большой мощности так включать нельзя, от пускового тока погорит коллектор. Также асинхронные привода, в отличие от ДПТ, можно делать гораздо большей мощности – десятки мегаватт, тоже благодаря отсутствию коллектора. При этом асинхронный двигатель относительно прост и дешев.

Асинхронный двигатель применяется и в быту: в тех устройствах, где не нужно регулировать частоту вращения. Чаще всего это так называемые «конденсаторные» двигатели, или, что тоже самое, «однофазные» асинхронники. Хотя на самом деле с точки зрения электродвигателя правильнее говорить «двухфазные», просто одна фаза двигателя подключается в сеть напрямую, а вторая через конденсатор. Конденсатор делает фазовый сдвиг напряжения во второй обмотке, что позволяет создать вращающееся эллиптическое магнитное поле. Обычно такие двигатели применяются в вытяжных вентиляторах, холодильниках, небольших насосах и т.п.

Минус асинхронного двигателя по сравнению с ДПТ в том, что его сложно регулировать. Асинхронный электродвигатель – это двигатель переменного тока. Если асинхронному двигателю просто понизить напряжение, не понизив частоту, то он несколько снизит скорость, да. Но у него увеличится так называемое скольжение (отставание частоты вращения от частоты поля статора), увеличатся потери в роторе, из-за чего он может перегреться и сгореть. Можно представлять это себе как регулирование скорости движения легкового автомобиля исключительно сцеплением, подав полный газ и включив четвертую передачу. Чтобы правильно регулировать частоту вращения асинхронного двигателя нужно пропорционально регулировать и частоту, и напряжение. А лучше и вовсе организовать векторное управление, как более подробно было описано в прошлой статье. Но для этого нужен преобразователь частоты – целый прибор с инвертором, микроконтроллером, датчиками и т.п. До эры силовой полупроводниковой электроники и микропроцессорной техники (в прошлом веке) регулирование частотой было экзотикой – его не на чем было делать. Но сегодня регулируемый асинхронный электропривод на базе преобразователя частоты – это уже стандарт-де-факто.

Синхронный электродвигатель

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. a03c2c63cb8847b3bac1fa0d0801ed09. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-a03c2c63cb8847b3bac1fa0d0801ed09. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка a03c2c63cb8847b3bac1fa0d0801ed09.

Все эти машины выполнялись с контактными кольцами (можно увидеть на фото), о возбуждении от постоянных магнитов при таких мощностях речи, конечно же, не идет. При этом у синхронного двигателя, в отличие от асинхронного, большие проблемы с пуском. Если включить мощную синхронную машину напрямую на трехфазную сеть, то всё будет плохо. Так как машина синхронная, она должна вращаться строго с частотой сети. Но за время 1/50 секунды ротор, конечно же, разогнаться с нуля до частоты сети не успеет, а поэтому он будет просто дергаться туда-сюда, так как момент получится знакопеременный. Это называется «синхронный двигатель не вошел в синхронизм». Поэтому в реальных синхронных машинах применяют асинхронный пуск – делают внутри синхронной машины небольшую асинхронную пусковую обмотку и закорачивают обмотку возбуждения, имитируя «беличью клетку» асинхронника, чтобы разогнать машину до частоты, примерно равной частоте вращения поля, а уже после этого включается возбуждение постоянным током и машина втягивается в синхронизм.
И если у асинхронного двигателя регулировать частоту ротора без изменения частоты поля хоть как-то можно, то у синхронного двигателя нельзя никак. Он или крутится с частой поля, или выпадает из синхронизма и с отвратительными переходными процессами останавливается. Кроме того, у синхронного двигателя без магнитов есть контактные кольца – скользящий контакт, чтобы передавать энергию на обмотку возбуждения в роторе. С точки зрения сложности, это, конечно, не коллектор ДПТ, но всё равно лучше бы было без скользящего контакта. Именно поэтому в промышленности для нерегулируемой нагрузки применяют в основном менее капризные асинхронные привода.

Но все изменилось с появлением силовой полупроводниковой электроники и микроконтроллеров. Они позволили сформировать для синхронной машины любую нужную частоту поля, привязанную через датчик положения к ротору двигателя: организовать вентильный режим работы двигателя (автокоммутацию) или векторное управление. При этом характеристики привода целиком (синхронная машина + инвертор) получились такими, какими они получаются у двигателя постоянного тока: синхронные двигатели заиграли совсем другими красками. Поэтому начиная где-то с 2000 года начался «бум» синхронных двигателей с постоянными магнитами. Сначала они робко вылезали в вентиляторах кулеров как маленькие BLDC двигатели, потом добрались до авиамоделей, потом забрались в стиральные машины как прямой привод, в электротягу (сегвей, Тойота приус и т.п.), всё больше вытесняя классический в таких задачах коллекторный двигатель. Сегодня синхронные двигатели с постоянными магнитами захватывают всё больше применений и идут семимильными шагами. И все это – благодаря электронике. Но чем же лучше синхронный двигатель асинхронного, если сравнивать комплект преобразователь+двигатель? И чем хуже? Этот вопрос будет рассматриваться в конце статьи, а сейчас давайте пройдемся еще по нескольким типам электродвигателей.

Вентильно-индукторный двигатель с самовозбуждением (ВИД СВ, SRM)

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. c84100f9c480431c8ff27a156a408ac0. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-c84100f9c480431c8ff27a156a408ac0. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка c84100f9c480431c8ff27a156a408ac0.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. image loader. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-image loader. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка image loader.

Подавая постоянный ток в фазы в соответствии с текущим положением ротора можно заставить двигатель вращаться. Фаз может быть разное количество. Форма тока реального привода для трех фаз показа на рисунке (токоограничение 600А):
Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. image loader. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-image loader. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка image loader.
Однако за простоту двигателя приходится платить. Так как двигатель питается однополярными импульсами тока, напрямую «на сеть» его включать нельзя. Обязательно требуется преобразователь и датчик положения ротора. Причем преобразователь не классический (типа шестиключевой инвертор): для каждой фазы у преобразователя для SRD должны быть полумосты, как на фото в начале этого раздела. Проблема в том, что для удешевления комплектующих и улучшения компоновки преобразователей силовые ключи и диоды часто не изготавливаются отдельно: обычно применяются готовые модули, содержащие одновременно два ключа и два диода – так называемые стойки. И именно их чаще всего и приходится ставить в преобразователь для ВИД СВ, половину силовых ключей просто оставляя незадействованной: получается избыточный преобразователь. Хотя в последние годы некоторые производители IGBT модулей выпустили изделия, предназначенные именно для SRD.

Следующая проблема – это пульсации вращающего момента. В силу зубчатой структуры и импульсного тока момент редко получается стабильным – чаще всего он пульсирует. Это несколько ограничивает применимость двигателей для транспорта – кому хочется иметь пульсирующий момент на колесах? Кроме того, от таких импульсов тянущего усилия не очень хорошо себя чувствуют подшипники двигателя. Проблема несколько решается специальным профилированием формы тока фазы, а также увеличением количества фаз.

Однако даже при этих недостатках двигатели остаются перспективными в качестве регулируемого привода. Благодаря их простоте сам двигатель получается дешевле классического асинхронного двигателя. Кроме того, двигатель легко сделать многофазным и многосекционным, разделив управление одним двигателем на несколько независимых преобразователей, которые работают параллельно. Это позволяет повысить надежность привода – отключение, скажем, одного из четырех преобразователей не приведет к остановке привода в целом – трое соседей будут какое-то время работать с небольшой перегрузкой. Для асинхронного двигателя такой фокус выполнить так просто не получается, так как невозможно сделать несвязанные друг с другом фазы статора, которые бы управлялись отдельным преобразователем полностью независимо от других. Кроме того, ВИД очень хорошо регулируются «вверх» от основной частоты. Железку ротора можно раскручивать без проблем до очень высоких частот.
Мы на фирме ООО «НПФ ВЕКТОР» выполнили несколько проектов на базе этого двигателя. Например, делали небольшой привод для насосов горячего водоснабжения, а также недавно закончили разработку и отладку системы управления для мощных (1,6 МВт) многофазных резервируемых приводов для обогатительных фабрик АК «АЛРОСА». Вот машинка на 1,25 МВт:
Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 6a6fe8fa5f0046bdab7bb09d4346e3af. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-6a6fe8fa5f0046bdab7bb09d4346e3af. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 6a6fe8fa5f0046bdab7bb09d4346e3af.
Вся система управления, контроллеры и алгоритмы были сделаны у нас в ООО «НПФ ВЕКТОР», силовые преобразователи спроектировала и изготовила фирма ООО «НПП «ЦИКЛ+». Заказчиком работы и проектировщиком самих двигателей являлась фирма ООО «МИП «Мехатроника» ЮРГТУ (НПИ)».

Вентильно-индукторный двигатель с независимым возбуждением (ВИД НВ)

Это совсем другой тип двигателя, отличающийся по принципу действия от обычного ВИД. Исторически известны и широко используются вентильно-индукторные генераторы такого типа, применяемые на самолетах, кораблях, железнодорожном транспорте, а вот именно двигателями такого типа почему-то занимаются мало.
Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. 406ca71d725c43f6904368cdb032069b. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-406ca71d725c43f6904368cdb032069b. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка 406ca71d725c43f6904368cdb032069b.
На рисунке схематично показана геометрия ротора и магнитный поток обмотки возбуждения, а также изображено взаимодействие магнитных потоков статора и ротора, при этом ротор на рисунке установлен в согласованное положение (момент равен нулю).

Ротор собран из двух пакетов (из двух половинок), между которыми установлена обмотка возбуждения (на рисунке показана как четыре витка медного провода). Несмотря на то, что обмотка висит «посередине» между половинками ротора, крепится она к статору и не вращается. Ротор и статор выполнены из шихтованного железа, постоянные магниты отсутствуют. Обмотка статора распределенная трехфазная – как у обычного асинхронного или синхронного двигателя. Хотя существуют варианты такого типа машин с сосредоточенной обмоткой: зубцами на статоре, как у SRD или BLDC двигателя. Витки обмотки статора охватывают сразу оба пакета ротора.

Упрощенно принцип работы можно описать следующим образом: ротор стремится повернуться в такое положение, при котором направления магнитного потока в статоре (от токов статора) и роторе (от тока возбуждения) совпадут. При этом половина электромагнитного момента образуется в одном пакете, а половина – в другом. Со стороны статора машина подразумевает разнополярное синусоидальное питание (ЭДС синусоидальна), электромагнитный момент активный (полярность зависит от знака тока) и образован за счет взаимодействия поля, созданного током обмотки возбуждения с полем, созданного обмотками статора. По принципу работы эта машина отлична от классических шаговых и SRD двигателей, в которых момент реактивный (когда металлическая болванка притягивается к электромагниту и знак усилия не зависит от знака тока электромагнита).

С точки зрения управления ВИД НВ оказывается эквивалентен синхронной машине с контактными кольцами. То есть, если вы не знаете конструкцию этой машины и используете её как «черный ящик», то она ведет себя практически неотличимо от синхронной машины с обмоткой возбуждения. Можно сделать векторное управление или автокоммутацию, можно ослаблять поток возбуждения для повышения частоты вращения, можно усиливать его для создания большего момента – всё так, как будто это классическая синхронная машина с регулируемым возбуждением. Только ВИД НВ не имеет скользящего контакта. И не имеет магнитов. И ротор в виде дешевой железной болванки. И момент не пульсирует, в отличие от SRD. Вот, например, синусоидальные токи ВИД НВ при работе векторного управления:

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. image loader. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-image loader. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка image loader.

Кроме того, ВИД НВ можно создавать многофазным и многосекционным, аналогично тому, как это делается в ВИД СВ. При этом фазы оказываются несвязанными друг с другом магнитными потоками и могут работать независимо. Т.е. получается как будто бы несколько трехфазных машин в одной, к каждой из которых присоединяется свой независимый инвертор с векторным управлением, а результирующая мощность просто суммируется. Координации между преобразователями при этом не требуется никакой – только общее задание частоты вращения.
Минусы этого двигателя тоже есть: напрямую от сети он крутиться не может, так как, в отличие от классических синхронных машин, ВИД НВ не имеет асинхронной пусковой обмотки на роторе. Кроме того, он сложнее по конструкции, чем обычный ВИД СВ (SRD).

На основе данного двигателя мы также сделали несколько успешных проектов. Например, один из них – это серия приводов насосов и вентиляторов для районных теплостанций г. Москвы мощностью 315-1200кВт (ссылка на проект). Это низковольтные (380В) ВИД НВ с резервированием, где одна машина «разбита» на 2, 4 или 6 независимых трехфазных секций. На каждую секцию ставится свой однотипный преобразователь с векторным бездатчиковым управлением. Таким образом можно легко наращивать мощность на базе однотипной конструкции преобразователя и двигателя. При этом часть преобразователей подключено к одному вводу питания районной теплостанции, а часть к другому. Поэтому если происходит «моргушка питания» по одному из вводов питания, то привод не встает: половина секций кратковременно работают в перегрузке, пока питание не восстановится. Как только оно восстанавливается, на ходу в работу автоматически вводятся отдыхавшие секции. Вообще, наверное, этот проект заслуживал бы отдельной статьи, поэтому пока про него закончу, вставив фото двигателя и преобразователей:

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. a55ae42858a84735a673d348c24c8a61. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-a55ae42858a84735a673d348c24c8a61. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка a55ae42858a84735a673d348c24c8a61.

Заключение: какой же электродвигатель самый лучший?

К сожалению, двумя словами здесь не обойтись. И общими выводами про то, что у каждого двигателя свои достоинства и недостатки – тоже. Потому что не рассмотрены самые главные качества – массогабаритные показатели каждого и типов машин, цена, а также их механические характеристики и перегрузочная способность. Оставим нерегулируемый асинхронный привод крутить свои насосы напрямую от сети, тут ему конкурентов нет. Оставим коллекторные машины крутить дрели и пылесосы, тут с ними в простоте регулирования тоже потягаться сложно.

Давайте рассмотрим регулируемый электропривод, режим работы которого – длительный. Коллекторные машины здесь сразу исключаются из конкуренции по причине ненадежности коллекторного узла. Но остались еще четыре – синхронный, асинхронный, и два типа вентильно-индукторных. Если мы говорим о приводе насоса, вентилятора и чего-то похожего, что используется в промышленности и где масса и габариты особо не важны, то здесь из конкуренции выпадают синхронные машины. Для обмотки возбуждения требуются контактные кольца, что является капризным элементом, а постоянные магниты очень дороги. Конкурирующими вариантами остаются асинхронный привод и вентильно-индукторные двигатели обоих типов.

Как показывает опыт, все три типа машин успешно применяются. Но – асинхронный привод невозможно (или очень сложно) секционировать, т.е. разбить мощную машину на несколько маломощных. Поэтому для обеспечения большой мощности асинхронного преобразователя требуется делать его высоковольтным: ведь мощность – это, если грубо, произведение напряжения на ток. Если для секционируемого привода мы можем взять низковольтный преобразователь и наставить их несколько, каждый на небольшой ток, то для асинхронного привода преобразователь должен быть один. Но не делать же преобразователь на 500В и ток 3 килоампера? Это провода нужны с руку толщиной. Поэтому для увеличения мощности повышают напряжение и снижают ток. А высоковольтный преобразователь – это совсем другой класс задачи. Нельзя просто так взять силовые ключи на 10кВ и сделать из них классический инвертор на 6 ключей, как раньше: и нет таких ключей, а если есть, они очень дороги. Инвертор делают многоуровневым, на низковольтных ключах, соединенных последовательно в сложных комбинациях. Такой инвертор иногда тянет за собой специализированный трансформатор, оптические каналы управления ключами, сложную распределенную систему управления, работающую как одно целое… В общем, сложно всё у мощного асинхронного привода. При этом вентильно-индукторный привод за счет секционирования может «отсрочить» переход на высоковольтный инвертор, позволяя сделать привода до единиц мегаватт от низковольтного питания, выполненные по классической схеме. В этом плане ВИПы становятся интереснее асинхронного привода, да еще и обеспечивают резервирование. С другой стороны, асинхронные привода работают уже сотни лет, двигатели доказали свою надежность. ВИПы же только пробивают себе дорогу. Так что здесь надо взвесить много факторов, чтобы выбрать для конкретной задачи наиболее оптимальный привод.

Но всё становится еще интереснее, когда речь заходит о транспорте или о малогабаритных устройствах. Там уже нельзя беспечно относиться к массе и габаритам электропривода. И вот там уже нужно смотреть на синхронные машины с постоянными магнитами. Если посмотреть только на параметр мощности деленной на массу (или размер), то синхронные машины с постоянными магнитами вне конкуренции. Отдельные экземпляры могут быть в разы меньше и легче, чем любой другой «безмагнитный» привод переменного тока. Но здесь есть одно опасное заблуждение, которое я сейчас постараюсь развеять.

Если синхронная машина в три раза меньше и легче – это не значит, что для электротяги она подходит лучше. Всё дело в отсутствии регулировки потока постоянных магнитов. Поток магнитов определяет ЭДС машины. На определенной частоте вращения ЭДС машины достигает напряжения питания инвертора и дальнейшее повышение частоты вращения становится затруднительно. Тоже самое касается и повышения момента. Если нужно реализовать больший момент, в синхронной машине нужно повышать ток статора – момент возрастет пропорционально. Но более эффективно было бы повысить и поток возбуждения – тогда и магнитное насыщение железа было бы более гармоничным, а потери были бы ниже. Но опять же поток магнитов повышать мы не можем. Более того, в некоторых конструкциях синхронных машин и ток статора нельзя повышать сверх определенной величины – магниты могут размагнититься. Что же получается? Синхронная машина хороша, но только лишь в одной единственной точке – в номинальной. С номинальной частотой вращения и номинальным моментом. Выше и ниже – всё плохо. Если это нарисовать, то получится вот такая характеристика частоты от момента (красным):

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. image loader. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-image loader. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка image loader.

Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. image loader. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие фото. Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие-image loader. картинка Асинхронный и коллекторный двигатель в чем отличие. картинка image loader.

Надо выбрать такую синхронную машину, чтобы требуемый тяговый диапазон регулирования был весь внутри её механической характеристики. Т.е. чтобы машина одновременно могла развить и большой момент, и работать на большой частоте вращения. Как вы видите из рисунка… установленная мощность такой машины будет уже не 60кВт, а 540кВт (можно посчитать по делениям). Т.е. в электромобиль с батареей на 60кВт придется установить синхронную машину и инвертор на 540кВт, просто чтобы «пройти» по требуемому моменту и частоте вращения.

Поэтому синхронная машина хороша там, где большого диапазона регулирования не требуется. Например, в сегвее, где скорость с точки зрения безопасности может быть ограничена на 30км/ч (или сколько там у него?). А еще синхронная машина идеальна для вентиляторов: у вентилятора сравнительно мало изменяется частота вращения, от силы раза в два – больше особо нет смысла, так как воздушный поток ослабевает пропорционально квадрату скорости (примерно). Поэтому для небольших пропеллеров и вентиляторов синхронная машина – это то, что нужно. И как раз она туда, собственно, успешно ставится.

Тяговую кривую, изображенную на рисунке синим цветом, испокон веков реализуют двигатели постоянного тока с регулируемым возбуждением: когда ток обмотки возбуждения изменяют в зависимости от тока статора и частоты вращения. При увеличении частоты вращения уменьшается и ток возбуждения, позволяя машине разгоняться выше и выше. Поэтому ДПТ с независимым (или смешанным) управлением возбуждением классически стоял и до сих пор стоит в большинстве тяговых применений (метро, трамваи и т.п.). Какая же электрическая машина переменного тока может с ним поспорить?

К такой характеристике (постоянства мощности) могут лучше приблизиться двигатели, у которых регулируется возбуждение. Это асинхронный двигатель и оба типа ВИПов. Но у асинхронного двигателя есть две проблемы: во-первых, его естественная механическая характеристика – это не кривая постоянства мощности. Потому что возбуждение асинхронного двигателя осуществляется через статор. А поэтому в зоне ослабления поля при постоянстве напряжения (когда на инверторе оно закончилось) подъем частоты в два раза приводит к падению тока возбуждения в два раза и моментоообразующего тока тоже в два раза. А так как момент на двигателе – это произведение тока на поток, то момент падает в 4 раза, а мощность, соответственно, в два. Вторая проблема – это потери в роторе при перегрузке с большим моментом. В асинхронном двигателе половина потерь выделяется в роторе, половина в статоре. Для уменьшения массогабаритных показателей на транспорте часто применяется жидкостное охлаждение. Но водяная рубашка эффективно охладит лишь статор, за счет явления теплопроводности. От вращающегося ротора тепло отвести значительно сложнее – путь отвода тепла через «теплопроводность» отрезан, ротор не касается статора (подшипники не в счет). Остается воздушное охлаждение путем перемешивая воздуха внутри пространства двигателя или излучение тепла ротором. Поэтому ротор асинхронного двигателя получается своеобразным «термосом» — единожды перегрузив его (сделав динамичный разгон на машине), требуется долгое время ждать остывания ротора. А ведь его температуру еще и не измерить… приходится только предсказывать по модели.

А теперь ВИПы. Что могут они? Какая тяговая характеристика у них? Про ВИД СВ я точно сказать не могу – это по своему принципу работы нелинейный двигатель, и от проекта к проекту его механическая характеристика может сильно меняться. Но в целом он скорее всего лучше асинхронного двигателя в плане приближения к желаемой тяговой характеристике с постоянством мощности. А вот про ВИД НВ я могу сказать подробнее, так как мы на фирме им очень плотно занимаемся. Видите вон ту желаемую тяговую характеристику на рисунке выше, которая нарисована синим цветом, к которой мы хотим стремиться? Это на самом деле не просто желаемая характеристика. Это реальная тяговая характеристика, которую мы по точкам по датчику момента сняли для одного из ВИД НВ. Так как ВИД НВ имеет независимое внешнее возбуждение, то его качества наиболее приближены к ДПТ НВ, который тоже может сформировать такую тяговую характеристику за счет регулирования возбуждения.

Так что же? ВИД НВ – идеальная машина для тяги без единой проблемы? На самом деле нет. Проблем у него тоже куча. Например, его обмотка возбуждения, которая «висит» между пакетами статора. Хоть она и не вращается, от неё тоже сложно отводить тепло – получается ситуация почти как ротором асинхронника, лишь немного получше. Можно, в случае надобности, «кинуть» трубку охлаждения со статора. Вторая проблема – это завышенные массогабаритные показатели. Глядя на рисунок ротора ВИД НВ, можно видеть, что пространство внутри двигателя используется не очень эффективно – «работают» только начало и конец ротора, а середина занята обмоткой возбуждения. В асинхронном двигателе, например, вся длина ротора, всё железо «работает». Сложность сборки – засунуть обмотку возбуждения внутрь пакетов ротора надо еще суметь (ротор делается разборным, соответственно, есть проблемы с балансировкой). Ну и просто массогабаритные характеристики пока получаются не очень-то выдающимися по сравнению с теми же асинхронными двигателями Тесла, если накладывать тяговые характеристики друг на друга.
А также есть еще общая проблема обоих типов ВИД. Их ротор – пароходное колесо. И на высоких частотах вращения (а высокая частота нужна, так высокочастотные машины при той же мощности меньше тихоходных) потери от перемешивания воздуха внутри становятся очень значительными. Если до 5000-7000 об/мин ВИД еще можно сделать, то на 20000 об/мин это получится большой миксер. А вот асинхронный двигатель на такие частоты и гораздо выше сделать вполне можно за счет гладкого статора.

Так что же лучше всего в итоге для электротяги? Какой двигатель самый лучший?
Понятия не имею. Все плохие. Надо изобретать дальше. Но мораль статьи такова – если вы хотите сравнить между собой разные типы регулируемого электропривода, то нужно сравнивать на конкретной задаче с конкретной требуемой механической характеристикой по всем-всем параметрам, а не просто по мощности. Также в этой статье не рассмотрены еще куча нюансов сравнения. Например, такой параметр как длительность работы в каждой из точек механической характеристики. На максимальном моменте обычно ни одна машина не может работать долго – это режим перегрузки, а на максимальной скорости очень плохо себя чувствуют синхронные машины с магнитами – там у них огромные потери в стали. А еще интересный параметр для электротяги – потери при движении выбегом, когда водитель отпустил газ. Если ВИПы и асинхронные двигатели будут крутиться как болванки, то у синхронной машины с постоянными магнитами останутся почти номинальные потери в стали из-за магнитов. И так далее, и так далее…
Поэтому нельзя вот так просто взять и выбрать лучший электропривод.

UPD:
Обобщая замечания в комментариях, необходимо дополнить некоторые важные, как оказалось, вещи, которые я изначально опустил как маловажные.
1. Асинхронные двигатели до эры преобразователей частоты регулировали за счет применения так называемого фазного ротора — когда ротор делался в виде обмотки, а не беличьей клетки, а через контактные кольца (как у синхронной машины) фазы ротора выводились наружу. Включая в цепь ротора резисторы можно было мягко пускать АД и безопасно регулировать частоту вращения, изменяя сопротивление. Проблема в том, что очень много энергии при этом терялось в резисторах — иногда до половины от подводимой к приводу мощности.

2. В статье не упомянуты синхронные реактивные машины и их совмещение с синхронными машинами с постоянными магнитами. Если сделать ротор синхронной машины с магнитами явнополюсным — например таким, как нарисован ротор SRD двигателя на gif анимации, то развиваемый момент может быть не только активным, но и реактивным — как у SRD. Подбирая оптимальное сочетание активного и реактивного момента можно частично исключить проблемы классической синхронной машины с магнитами, значительно расширив диапазон работы с постоянством мощности. Получается некий гибрид реактивной машины и синхронной с магнитами.

3. Шаговые двигатели не рассмотрены, потому что по принципу действия они в первом приближении схожи либо с синхронными машинами с постоянными магнитами, либо с SRD двигателями — зависит от конкретного типа шаговика. Только шаговые двигатели, в отличие от «силовых» приводов, имеют гораздо большее количество пар полюсов (зубцов) для увеличения коэффициента электрической редукции: чтобы одному периоду тока соответствовало меньшее угловое перемещение вала. Управление шаговиками обычно тривиальное — последовательный перебор фаз друг за другом (шаги). Более продвинутые системы дробят шаг, подавая в двигатель «микрошаги» — по сути приближая управление к синусоидальному. Еще более продвинутые используют датчик положения ротора и применяют полноценное векторное управление. Но в таком случае и машину нужно делать более качественную, а называться в сумме это будет уже настоящим сервоприводом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *