Асисяй что это такое
Чем потрясли мир 5 проектов клоуна Вячеслава Полунина: Асисяй и другие
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Актёр, клоун, непревзойдённый мим, каждый выход на сцену которого становился событием. Вячеслав Полунин сам себе режиссёр и руководитель. Он умеет не только показывать, но и создавать яркие и какие-то невероятные шоу, потрясающие зрителей. Клоунов, которых знают по именам во всём мире, можно пересчитать по пальцам. Вячеслав Полунин – один из них. Но он не собирается останавливаться на достигнутом, возможно, очень скоро он снова удивит зрителей своим новым проектом.
«Лицедеи» и Асисяй
Его Асисяй родился не в цирке, а в театре, что было само по себе удивительно. И вместе с ним появился на свет новый театр – «Лицедеи». Как напишут после театральные критики, театр «Лицедеи» уже сам по себе стал событием. Здесь собрались клоуны, которые любили цирк, но не трюковой, а драматический. А гениальный «Асисяй!», душещипательный «Блю-Блю-Блю-Конари», трогательный «Низзя» и другие номера зрители смотрели, затаив дыхание.
Театр «Лицедеи» впоследствии выпустил из своих стен множество неординарных личностей. Даже сегодняшний художественный руководитель легендарного БДТ Андрей Могучий называет своим учителем Вячеслава Полунина.
«Караван мира»
В 1989 году Вячеслав Полунин вместе со своими западными коллегами смог реализовать проект, показавший, что на самом деле у искусства не существует границ. Грандиозное шествие уличных театров стартовало в Москве и завершилось в Париже, обойдя при этом множество городов. В этом проекте были задействованы больше 200 артистов и технических работников, около 100 автомобилей и других транспортных средств, пять шапито и восемь театров, по четыре с Запада и Востока. Всего в рамках шествия было показано шестьсот спектаклей.
Родилась идея на фестивале уличных театров в Польше во время беседы Вячеслава Полунина с продюсером Ханом Баккером из Голландии и английским режиссёром Джоном Килби. Когда Полунин стал ходить по инстанциям, пытаясь найти хоть какие-то источники финансирования, ему все отказывали. Надежд почти не осталось, но Союз театральных деятелей СССР, возглавляемый в то время Олегом Ефремовым, неожиданно отдал на это мероприятие почти весь свой годовой бюджет.
Как скажет позже Вячеслав Полунин в одном из своих интервью, «Караван мира» стал воплощением мечты о театре без границ и цензуры.
«Академия дураков»
А потом Вячеслав Полунин придумал новый проект. Сначала он собрал людей, чьё творчество выходило за рамки привычного, даже казалось странным. А потом устроил трёхдневный фестиваль с необычным названием «Академия дураков», где музыканты могли попробовать себя в роли актёров, литераторы пытались создать шедевры изобразительного искусства. Предполагалось, что впоследствии каждый участник этого действа создаст свою команду, членов которой он найдёт самостоятельно, и затем поможет реализоваться.
Правда, дойти до последнего этапа реализации проекта так и не удалось, но сама «Академия» существует и сегодня, правда, действует, как неформальное объединение творческих личностей со всего мира. При этом совершенно неважно, чем ты занимаешься, главное условие участия – это внутреннее ощущение себя, как клоуна. Сегодня в «Академию» входят многие известные деятели искусства, актёры, музыканты, художники, литераторы.
«Снежное шоу»
Невероятное по своей красоте зрелище создал Вячеслав Полунин вместе с режиссёром Виктором Крамером. По словам Вячеслава Полунина, «Снежное шоу», объехавшее весь мир, собрано по подобию голливудского блокбастера. В нём объединились зрелище, захватывающий сюжет и игра. При этом в каждой стране, где было показано шоу, зрители находят в нём что-то близкое: в России отмечают трогательность шоу, во Франции – поэтичность, в Великобритании элементы театра абсурда.
«Снежное шоу» было удостоено множества наград, но самой главной из них для Вячеслава Полунина всегда оставались восторженные глаза зрителей.
«Жёлтая мельница»
Шоу, которого не было: «Карнавал свадеб»
Задумка проведения этого мероприятия появилась у Вячеслава Полунина ещё в 2003 году, но реализовать её, как планировалось, к трёхсотлетию города на Неве, не удалось. Гениальный клоун хотел бы собрать в своём родном городе 300 пар, которые приняли бы участие в фантастической свадьбе, гостями, зрителями и действующими лицами которой могли бы стать все жители Санкт-Петербурга и приглашённые гости, а великолепными декорациями служили бы парки и дворцы.
Вячеслав Полунин представляет себе выбор букета для невесты как Фестиваль цветов, выбор нарядов как Фестиваль свадебных платьев и костюмов с участием лучших дизайнеров мира. Мальчишник стал бы частью фестиваля пива, а девичник превратился бы в фестиваль причёсок. А венцом этого свадебного безумства мог бы стать фестиваль свадебных процессий.
Когда Вячеслав Полунин рассказывает о том, как всё могло бы быть, его глаза горят, и он постоянно дополняет свою мечту всё новыми элементами, шествиями, участниками. Возможно, когда-нибудь Санкт-Петербург на самом деле станет свадебной столицей, а его карнавал с женихами и невестами будут ежегодно посещать пары со всего мира.
Когда Асисяй появлялся на сцене, публика стонала от смеха. А потом наступала звенящая тишина. Каждый понимал: только что перед глазами развернулась трогательная история одинокого человека. Все выступления знаменитых «Лицедеев» были одновременно смешными и глубоко философскими. Казалось, клоун играет сам себя, но на самом деле он уже встретил свою Фудзи, готовую делить с ним смех и слезы, победы и поражения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Клоун Вячеслав Полунин: «Через меня люди общаются с Асисяем»
Как сегодня живет Асисяй? Кем восхищается? Кого и зачем он учит дышать и смотреть? В чем состоит его счастье? И чему он научился, выступая в Cirque du Soleil? На эти вопросы «лучший на свете клоун» ответил в эксклюзивном интервью корреспонденту Tengrinews.kz Ольге Пастуховой. Журналист готовилась к интервью с «Вячеславом Ивановичем», но в ожидании разговора поняла, что для всех он просто «Слава». И разговор получился таким же простым.
Гостиница «Кукуруза»
— До Алматы у вас были гастроли в Нур-Султане. Как вас встретила столица? Как часто вы бываете в Казахстане и когда приезжали в последний раз?
А осталась гостиница, которую называют «Кукуруза»? (спрашивает, руками изображая початок кукурузы).
— Да, осталась. Видимо, вы имеете в виду гостиницу «Казахстан», крышу которой украшает корона?
— Да! Я жил в этой гостинице, а в огромном зале внизу выступал. Мы привозили одно из моих любимейших «Шоу 01», в котором мы разрушали советскую эстраду. Это был примерно 1980 год. Мы собрали всех очень талантливых людей с советской эстрады, которые иронически относились к этим шаблонам, радостно издевались, как Швейк: мы их, восхваляя, разрушали. Я помню огромное удовольствие, которое мы получали, работая в этом зале.
— Получается, почти 40 лет не были здесь?
— Получается так. «Асисяй» я сюда не возил, значит то последнее было. Мечусь по миру из угла в угол.
Не нашел. Десятки моих друзей здесь искали и не нашли! Но я не оставляю надежду здесь попробовать его.
— Ваши выступления в Алматы пройдут в Театре драмы имени Ауэзова, а не в цирке, который находится прямо напротив. Клоун не равно цирк?
— Клоун, конечно, не равно цирк. И цирк шире, чем клоун. Но как-то они поженились, и это хорошо. Цирк любит клоунов, это его звезды. И клоуны любят цирк. Но так как цирк немного заблудился, клоуны, как дети, вовремя почувствовали, что он мертвеет, и сбежали из него. Последние наши великие карандаши и никулины ушли с цирковой арены еще в 1960-1970-е года. Клоуны убежали на улицу, где была жизнь, свобода, искренность.
Теперь клоуны ждут, пока в цирке восстановится искренность. Тогда они вернутся в это место. Это будет. Уже в Австралии, Канаде, Франции живой цирк вернулся. Теперь мы ждем, что и у нас будет.
— Вы принципиально не выступаете в цирке?
Я учусь у мира детства
— Вы привезли в Казахстан «Снежное шоу», созданное в 1993 году. По духу это та же самая постановка, покорившая весь мир? Или что-то изменилось, трансформировалось, было утрачено?
Поэтому на это шоу можно ходить бесконечно. Мировой рекорд по количеству одного и того же шоу, которое может посетить один человек. Люди приходят каждый раз, когда видят афишу. Они идут не посмотреть спектакль, а погрузиться в атмосферу.
— А если за пределами клоунады? Кто вас вдохновляет?
— Дети. Они самые идеальные дураки и самые идеальные фантазеры, которые всегда неожиданно относятся к миру, удивляют, радуют. Я учусь у мира детства.
Еще люблю общаться с пьяницами и сумасшедшими: теми, у кого разум не контролирует их поведение, и их естество, данное им природой, ведет их поступки. Через них природа сообщает нам о своей сути. Я с удовольствием проведу вечер с бомжами. Они меня радуют множеством своих отношений к жизни, философией. Они бомжами становятся не потому, что они бедные. Это только часть людей. Большинство хотят так жить: они не хотят правил, давления, множество всего. И отправляются в путешествие.
— Вы говорите «с удовольствием проведу». А проводили? Здесь отправитесь на такую прогулку?
— Конечно, в любой стране могу. Ты можешь встретиться с кем-то и проговорить до утра о смысле жизни.
— А можно вернуться к детям? Современные дети погрязли в гаджетах.
— К вам обращаются «Асисяй»? Как живет ваш герой в вашей жизни?
Даже сейчас у меня есть творческая лаборатория во Франции, где мы создаем праздники будущего. И ко мне со всего мира съезжаются люди. Среди них, конечно же, и множество русских. Тех, кто влюбился в Асисяя когда-то. И они через меня общаются с ним.
— Вы выступали в Cirque du Soleil. Чему вы научили их и чему вы научились у них?
В результате нашего сотрудничества у них появилась современная клоунада. Они до сих пор обращаются ко мне за новыми учениками. Но сегодня я больше не хочу отправлять туда своих учеников: сейчас Cirque du Soleil стал типовым, как все. Он высокого класса профессионально, но из него ушла душа. Без души никакая вещь не имеет смысла. Теперь надо искать другие места, где можно ее найти.
Я у них научился коммерции, внимательному отношению к технологиям. Понял, что важные профессии для успеха не только клоун, но и экономисты, рекламщики, администраторы. Любая вещь имеет глубокую традицию, систему. Ее нужно познать, чтобы от нее быть свободным.
— Что для вас деньги? В чем секрет вашего финансового успеха?
Секрет в том, чтобы одновременно не думать о них и очень внимательно думать. Это самая сложная формула. Потому что если ты нарушишь баланс между творением и математикой, то рухнет или творение, или математика. И если ты не продумаешь, как должны пройти гастроли, то гастроли пройдут плохо. Для этого дураки очень часто прибегают к умным и просят: «Умные, помогите нам, пожалуйста». Нам, дуракам, счастье разлито по тарелочкам.
— Я от друзей слышала историю, как казахстанка мечтала попасть к вам в лабораторию на «Желтую мельницу». И приехала вместе с мужем, и уехала совершенно счастливая. Расскажите, пожалуйста, об этом формате. Что происходит на вашей школе? Сколько стоит обучение?
— А их надо этому учить?
— Это как волонтерство?
— Не думаю. Волонтерство не всегда сопряжено с личностным развитием. Волонтер хочет помочь кому-то. А в этом случае ты не просто кому-то, а себе хочешь помочь. Это уже следующий уровень.
— Я смотрела ваше выступление «Счастье дурака» на TED’x, конспектировала. И вот возник вопрос: «А почему дуракам везет?»
Они сориентировались. Они обращают внимание на главное. Как друг пришел пообщаться, солнышко светит, посидеть, помурлыкать. И не заняты всякой ерундой, которой в большинстве взрослые люди себя запутывают.
Вот я каждый вечер выхожу на сцену и вижу тысячу счастливых лиц. Вообще, такая удивительная у меня профессия: живу в радости и другим даю радость. Идеальное существование.
Ольга Пастухова
Билеты продаются на главном сайте шоу SLAVASNOWSHOW.RU, в кассах Театра драмы имени Мухтара Ауэзова в Алматы. Заказ билетов ежедневно с 11:00 до 19:00 по телефону 349-99-79.
Что такое «Асисяй». А вы помните?
Как ни странно, но этот номер сразу же полюбился неискушенной советской аудитории. При этом часть людей считала миниатюру «Телефон» своеобразным шедевром, а часть людей искренне не понимала над чем же там смеяться.
И действительно, а чего же там смешного? Клоун пародирует двух людей, при этом из всей его речи понятно лишь непонятное «Асисяй».
Потом становится понятным, данная миниатюра это всего лишь типичный диалог между мужчиной и женщиной, а слово «асисяй» означает «отвечай».
Однако, в начале 80-х годов данный номер, где были яркие телефоны и яркий клоун были новшеством для развлекательных номеров, так как публика привыкла, что все смешное говорят мужчины в строгих темных костюмах. А тут клоун. И все в ярком цвете (для обладателей цветных телевизоров, конечно).
Потом этот номер по телевизору показывали много раз, но он уже стал любимым для многих:
— Иди быстрее к телевизору! Асисяя показывают!
И мы идем к телевизору и начинаем улыбаться при слове «асисяй», и смеяться, когда клоун от грубого мужского голоса переходит к тонкому женскому.
А как вы считаете, в чем заключается эффект «асисяя»? Почему этот номер нравится многим людям?
Вячеслав Полунин: как сейчас живет знаменитый Асисяй
Поколение 80-х прекрасно помнит грустного клоуна в ярко-желтом костюме с надувной телефонной трубкой в руке. Знаменитый Асисяй никого не мог оставить равнодушным – было и смешно, и трогательно. Как сейчас живет и чем занимается создатель и исполнитель популярного некогда номера?
Полунин появился на свет в июне 1950 года в небольшом городке Орловской области. Его родители никогда не были связаны с искусством, а вот Слава, когда впервые увидел по телевизору фильм с Чарли Чаплиным, был так впечатлен игрой, что загорелся желанием стать таким же известным, как великий комик.
Однако маме такой ход мыслей сына пришелся не по душе. Она сказала десятилетнему мальчику, что для начала нужно получить «Нормальную» профессию. А уж потом он волен делать, что его душе угодно.
Не смея перечить любимой маме, после окончания школы Вячеслав поступил в Ленинградский университет на экономический факультет. Три курса он скучал на лекциях и каждый день думал о том, когда все это закончится. Единственное что его радовало – в университете была молодежная художественная самодеятельность, и там Полунин был настоящей звездой!
Как-то он пригласил маму на постановку, в которой играл. Увидев сына на сцене, она поняла, что его призвание вовсе не в экономике, и дала добро на актерство. Полунин тут же с радостью забрал документы из университета. Так и начался его путь в артисты.
Недавно в интервью одному из изданий Полунин рассказал, как родился его знаменитый Асисяй. Дело было так. Как-то артист сидел в гримерке, и взгляд его остановился на ярко-желтом костюме, который принесла его супруга Лена. Костюм этот соорудили какие-то молодые дизайнеры-экспериментаторы. Костюм был несуразный и смешной.
Артист примерил яркий наряд, а на нос нацепил красную крышку от дезодоранта, потом посмотрел на себя в зеркало и понял – это оно!
С женой Еленой Ушаковой.
Созданный Полуниным образ полностью изменил его жизнь – артист стал популярным и узнаваемым.
Сейчас Полунин известен во всем мире. Его «сНежное шоу» (да, именно такое написание), с удовольствием смотрят люди разных стран уже более 20 лет. Шоу постоянно меняется, его большая часть – импровизация, этим оно и цепляет зрителя.
Жена Елена много лет во всем поддерживает Вячеслава и идет с ним по жизни рука об руку. Супруги воспитали трех сыновей, которые работают в сфере искусства.
Большую часть времени семья проводит за границей. «Штаб-квартира» артистов располагается неподалеку от Парижа, однако, в России семья бывает очень часто.
Полунин говорит так:
«В жизни нужно заниматься тем, от чего «звякает в душе».
И вы знаете, с этим сложно не согласиться.
Асисяй, покоривший мир
Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
В его лице страна некогда потеряла инженера, зато приобрела мима, клоуна, киноактера и, в конце концов, народного артиста России. Собственно говоря, как и весь остальной мир, поскольку он давно уже не принадлежит только России.
Маяковский когда-то констатировал, что:
Смех же, как правило, допускался:
а) одобрительный (использовался на съездах и собраниях как знак поддержки оратора);
б) обличительный (по отношению к врагам народа и/или приспешникам международного империализма).
Конечно, были и те, чьей основной профессией было смешить людей. Навскидку можно вспомнить Юрия Никулина, Аркадия Райкина, Михаила Жванецкого и других достойных представителей «веселого цеха» юмористов. Но все они действовали в довольно жестких рамках профессии, рассматривая ее, прежде всего, как ремесло, а не образ жизни.
Сам же Полунин прославился чуть раньше, придумав для одного из новогодних «огоньков» трогательного персонажа по имени Асисяй. Этот нелепый человечек в желтом комбинезоне и красном шарфе, что-то невнятно лепечущий в надувной телефон в одночасье покорил сердца публики, а самого Вячеслава Ивановича одарил многолетним прозвищем.
«Школа дураков» переросла в «Караван мира», в котором приняли участие сотни коллег из многих стран мира. Ибо, как сказал участник полунинских фестивалей, известный шут и паяц Джанго Эдвардс по кличке Король дураков: «Клоунада не знает границ».
Почивает ли он на лаврах? Мне кажется, что нет. У таких людей всегда «творческий непокой», как выражался герой «Покровских ворот». Тем Полунин и интересен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции