Аск ндс 2 что за программа
Как работает программа АСК НДС-2 и способы ее обхода
АСК НДС-2. Мифы, стереотипы о работе программы, способах обхода
С 1 января 2015 в России был изменен порядок подачи деклараций по НДС и заработала новая система автоматизированного контроля исчисления НДС (АСК НДС-2). Эффективность ее трудно переоценить — сборы по НДС выросли, несмотря на общее падение ВВП и добавленной стоимости в экономике. Тем не менее до сих пор многие до конца не представляют логики работы этой системы.
Прежде чем развенчать мифы относительно АСК НДС-2 кратко напомню особенности обложения НДС, которые положены в основу работы АСК НДС-2. НДС является косвенным налогом. Это значит, что его исчисление зависит от того, как он отражен у ваших контрагентов. Чтобы применить вычет по НДС, необходимо чтобы эту же сумму поставил к оплате ваш поставщик. АСК НДС-2 позволяет проводить это соответствие автоматически в момент сдачи отчетности.
Раньше налогоплательщики для оптимизации НДС брали вычет по НДС от неких “сервисных” компаний. “Сервисные” компании, в свою очередь, просто сдавали “нулевые” декларации. Они фактически говорили: “мы взяли вычет от кого-то, а от кого не скажем, у нас нет такой обязанности”. И даже если бы такая обязанность была, провести сверку в ручном режиме по всей стране между налогоплательщиками из разных инспекций не представлялось возможным.
Именно для такого автоматического контроля и была разработана система АСК НДС-2. После ее разработки введен новый порядок сдачи деклараций по НДС в электронном виде, включая данные книги покупок и продаж.
Миф №1. С фирмами-однодневками будет разом покончено 25 апреля 2015 года и весь вычет по НДС, заявленный от них придется уплатить.
Миф появился в результате того, что собственникам бизнеса накануне изменений новость принесли бухгалтеры, узнавшие ее на семинарах по применению нового порядка сдачи отчетности, или налоговые консультанты, занимающиеся в большей степени инфобизнесом. Сами собственники и руководители в тему вникать даже не планировали, хотя она напрямую касалась безопасности их бизнеса. Изменения были внесены за полтора года до их вступления в силу 134-ФЗ от 28.06.13. Все мои коллеги и знакомые кому я задавал вопрос, что они собираются делать отвечали примерно следующее: “обнальщики что-нибудь придумают”; “не бывает, чтобы в России невозможно было обналичивать деньги”; “это бухгалтерский вопрос, не парься”.
На самом деле цель АСК НДС-2 выявить, а не пресечь. Был изменен порядок сдачи деклараций, порядок принятия НДС к вычету остался прежним. То есть, налоговики не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и могут использоваться только для внутреннего применения. Порядок взыскания налоговой недоимки в бюджет остался прежним: выездная налоговая проверка, выявление фактических обстоятельств сделок, доказательство фиктивного документооборота.
Миф №2. “Обнальщики” все-таки придумали как обойти систему АСК НДС-2.
Это миф автоматически вытекал из предпанических ожиданий реакции налоговиков на сданные декларации 1 квартала 2015 года, вызванных первым мифом. Небо на землю не упало, массовых отказов в НДС не случилось, откуда все сразу сделали вывод, что “обнальщики” придумали как бороться с АСК НДС-2.
На самом деле недодумали налоговики. Система АСК НДС-2 содержала лишь данные отчетности, а данные об уплате налога в бюджет в нее не попадали. Поэтому происходило следующее. “Обнальщики” удлиняли цепочки, чтобы отвести вопросы от клиентов, а потом все цепочки сходились на одну фирму-жертву. “Занулить” декларацию эта фирма не могла, потому что не было поставщика, который взял бы на себя такой большой налог. Поэтому фирма-жертва сдавала декларацию на всю сумму налога, который на нее “сгрузили”! При этом разрыва цепочек не происходило. А фирма-жертва просто бросалась. И в следующем периоде на ее место заступала другая фирма-жертва. Безусловно, налоговики сразу же выявили этот метод (из статистики резко выросшего декларированного, но неоплаченного налога) и по факту он дает “обнальщикам” лишь некоторую отсрочку.
Миф №3. Разработка АСК НДС-3 и иные усовершенствования АСК НДС-2 это просто распил денег.
В действительности затыкают некоторые дыры, в том числе озвученную. Синхронизация АСК НДС с расчетным центром Банка России позволит сразу же выявлять фирмы-жертвы и этот разрыв тоже станет явным. И также произойдет синхронизация с таможенными данными по НДС. Таким образом, вся цепочка добавленной стоимости будет прослеживаться информационной системой. Вплоть до уплаты в бюджет налога на каждом шаге.
Миф №4. Эффективность налоговиков возросла не из-за применения АСК НДС-2, а вследствие того, что им стали “подсуживать” суды.
Возможно, суды и получили некоторую разнарядку сверху. Однако, не все так безнадежно. Анализ арбитражной практики показывает что по-прежнему существуют устойчивые в судах схемы налоговой оптимизации. Этот же анализ показывает, что улучшение статистики в пользу налоговой произошло во многом за счет качества подготовки налоговиков. А вот качественная подготовка стала возможна благодаря системам предпроверочного анализа, в том числе АСК НДС-2.
Фискалы теперь заранее знают кто, сколько и через кого “обналичивал” деньги. И на проверку они выходят не искать нарушения, а искать доказательства по конкретным эпизодам. Причем большую часть доказательств, касающихся “номинальности” Ваших контрагентов, они собирают еще до проверки. Им ведь уже известно где и кого надо искать. Времени и полномочий на более качественный поиск у них тоже стало больше.
Выводы по АСК НДС-2.
Как сказал А. Г. Кнышев: “Врага надо знать в лицо, а бить в морду!”. Цель системы контроля выявлять, а не пресекать. Значит, надо работать так, чтобы Вас не выявили. Фирмы-однодневки не могут дать такой гарантии, нужен иной выход. Один мой знакомый предприниматель возразил мне: “а какой же дурак добровольно согласится взвалить мой налог на себя?”. То, что это может сделать только “дурак” тоже миф. В системе АСК НДС-2 висит куча счетов-фактур, которые никто не берет к вычету. Например, когда упрощенец получает услуги связи от сотового оператора. Сотовый оператор выставляет счет-фактуру, декларирует и уплачивает НДС с такой услуги. И эта счет-фактура так и остается “висеть” в системе АСК НДС-2 не “спаренная”.
Универсальных рецептов здесь не дашь, подбирать варианты надо под конкретный бизнес. Выбор на самом деле широк и одними упрощенцами не ограничивается. Пункты 2 и 3 статьи 149 НК РФ содержат в общей сложности свыше 67 подпунктов различных видов деятельности, не облагаемых НДС. Причем есть и довольно “оборотистые” варианты, например, пп. 22, пп. 23 и пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ (реализация жилых домов, жилых помещений, услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве). В следующих материалах я постараюсь поделиться рабочим кейсом на эту тему.
Главное, здесь, на мой взгляд, творческий подход, адекватный взгляд и твердая цель обезопасить бизнес от налоговых рисков.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Интересные материалы по налоговому праву (спорам, вопросам):
АСК НДС
АСК НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета.
Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета
Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).
Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.
Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета
Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.
Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.
Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.
При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.
В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.
Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС
Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:
высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.
Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.
Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.
Налоговый разрыв по НДС
Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.
Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».
АСК НДС выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
непредставление налоговой декларации организациями;
представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка
При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:
о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
о среднесписочной численности;
о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
о дисквалифицированных лицах;
о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
о дате постановки на учет (возрасте организаций);
о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
и т.п. в зависимости от глубины контроля.
Заключение
Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
АСК НДС-2. Страшный налоговый сон
ФНС и налоги – популярность этих аббревиатуры и слова в последние недели пиковая. Кампания против фирм-однодневок, электронные форматы счетов-фактур, рост налоговых сборов…ФНС рапортует об удачном завершении 2015 и начале 2015 года. С чем связывает успехи налоговая служба? С внедрением программного комплекса АСК НДС-2.
Что такое АСК НДС-2?
Раньше на проверку цепочки контрагентов уходило много времени. Сейчас – счет идет на минуты.
ФНС отметило, что результаты использования АСК НДС-2 уже впечатляют. Программа выявила «погрешность» в данных у каждой десятой компании в России. 20-30% налогоплательщиков, к которым с вопросами пришли из налоговой отказываются от заявленного возмещения из бюджета НДС и сдают «уточненки».
Так ли эта программа эффективна?
Повлекло ли внедрение программы положительную динамику по приросту налоговых сборов – другой вопрос. На прирост могла (и скорее всего) повлиять совокупность факторов: декларирование налогоплательщиками НДС в больших размерах, судебная практика в 2014-2015 годах в пользу налоговиков, усиление качества и результативности налогового контроля, не связанного с АСК.
Как избежать попадания в «черный список»?
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
АСК НДС и другие комплексы налоговой для контроля за уплатой НДС: что это такое?
Впервые ФНС начала применять первую версию АСК НДС в 2013 г. В 2015 г. был осуществлен переход на более совершенную АСК НДС-2, а подача электронных деклараций стала обязательной. С 1 февраля 2018 г. ФНС приступила к тестированию АСК НДС-3.
Несмотря на внедрение информационных комплексов, налогоплательщики старались «оптимизировать» уплату налога на добавленную стоимость в бюджет. Но лазеек становилось все меньше и в настоящее время для простых налогоплательщиков их практически не осталось.
И опять же, несмотря на установленную систему контроля, до недавнего времени некоторые налогоплательщики, хорошо знающие внутреннюю «кухню» налоговых органов (т.е. с помощью сотрудников инспекций«, использовали слабые места в системе администрирования НДС.
Так, в 2019 году Счетная палата в результате проведенной проверки выявила несколько слабых мест в системе администрирования налога на добавленную стоимость.
В частности, проверка показала, что после введения с 2015 года обязанности электронной подачи декларации по НДС, некоторые налогоплательщики обернули в свою пользу возможность ее корректировки. С одной стороны, этот инструмент позволяет оперативно предоставить уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок, с другой стороны, он сам стал инструментом мошеннической схемы по снижению налоговых обязательств.
Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.
Вот как пояснили в Счетной палате схему:
«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности». И добавили, что в соответствии с действующим порядком, установленным Налоговой службой, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей.
По словам руководителя ФНС Даниила Егорова:
«Мы уже отработали ситуацию, создали сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать».
Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС, безусловно, является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств.
«Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня — 0,76%».
Как налоговые органы контролируют уплату НДС
Сейчас налоговая использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие, позволяющие инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов.
ПК «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.
Система выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
2. Расхождение вида «НДС»:
Если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают — системой автоматически формируется требования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Требования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»)
С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.
ПК «ВАИ»
Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.
ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.
В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.
Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.
В своей контрольной деятельности налоговая использует технологию, которая основывается на создании так называемой «оптимальной модели» представителя какой-либо отрасли или вида деятельности, соответствующей своего рода эталону с усреднёнными показателями. Это результат большой аналитической работы.
Такие показатели определяются в результате обработки информации по тому или иному виду деятельности. Например, чётко определяется, что по этому виду деятельности на сегодняшний день норма рентабельности 12 процентов. Исходя из этого выясняют, а какие тогда налоговые платежи по налогу на прибыль организаций должны поступать в бюджет? Или, соответственно, при каких оборотах выручки по данному виду деятельности должны поступать в бюджет соответствующие данные по налогу на добавленную стоимость, исходя из нормы добавленной стоимости по виду деятельности?
Опять-таки, это где-то близко к рентабельности. Исходя из этого, определяются и соответствующие нормы возмещения НДС, потому что, как известно, на сегодняшний день практически 99 процентов проверок дают результат, по которому налоговые органы знают, сколько именно должно быть возмещено НДС, а не столько, сколько затребовано в налоговых декларациях.
Это очень серьёзная работа в результате внедрения НДС-2, ну и сейчас уже АСК НДС-3.
Сравнение с этими показателями позволяет выявить рисковые звенья и раскрутить цепочки связей весьма глубоко. То есть, если раньше говорили о фирмах-однодневках, которые скрывали операции за двумя-тремя звеньями, то сейчас это доходит до 15 и более уровней.
Применение риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС
Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:
Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.
В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой требований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки».
Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.
При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:
Налоговые органы получают полную информацию о налогоплательщике в автоматическом режиме и также автоматически определяется необходимость взаимодействия с налогоплательщиком, направляются требования о внесении изменений в декларации или назначается выездная налоговая проверка.
Человеческий фактор во взаимоотношениях между налоговым органом и налогоплательщиком практически сходит на нет. Иметь «своего человека» в инспекции уже не так важно, как было несколько лет назад.
Вывод
На практике налоговая отслеживает денежные потоки, мониторит расчеты между юридическими лицами, определяет виды операций на предмет того, являются ли они фиктивными, техническими или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы.
Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее