Аск ндс что такое
АСК НДС-3: как работает и кого проверят первыми
В последнее время ФНС обеляет целые отрасли через специальные хартии участников рынка. Этот механизм опробован уже на экспортерах зерна, рыбной отрасли, электронщиках, торговых сетях, фармацевтах. Основная цель налоговой службы понятна: уничтожить теневой рынок как явление. И для этого у ФНС России сегодня есть все необходимые инструменты. Все знают о существовании программных комплексов АСК НДС-2 и АСК НДС-3, но не до конца понимают механизм работы.
Что налоговикам дает АСК НДС-3
Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.
На практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы.
Чем опасен АСК НДС-3
ВНИМАНИЕ! Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 годя является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.
Если программно-аналитический комплекс решит, что компания уклонилась от уплаты налогов, используя любую схему (будь то дробление фирмы, создание фирм — однодневок или цепочки посредников), то распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.
Что такое экстерриториальные проверки
С особым вниманием с 2018 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Делать это предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.
Отраслевой подход усиливают
«Отраслевой подход к проведению проверок уже доказал свою эффективность в фармацевтической, ювелирной, алкогольной сферах экономики», — заявил начальник Контрольного управления ФНС Максим Чаликов на круглом столе с участниками рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации.
В 2018 году все нововведения будут отрабатываться на клининговой отрасли. Необходимо помнить, что под угрозой оказываются и заказчики услуг клининга и технической эксплуатации зданий и сооружений, которые ранее избегали ответственности.
Отныне для ФНС заказчики также становятся «бенефициаром агрессивной налоговой оптимизации». ФНС уже составило список из около 8000 компаний отрасли, которые в 2018 году попадают под пристальный контроль. Все текущие контракты этих компаний оцениваются на предмет налоговой нагрузки, которая в клининге должна составлять более 30% от оборота.
Все эти меры заставят отрасль фасилити (профессиональной уборки и технической эксплуатации) выйти из «тени» и работать вбелую с полной уплатой в бюджет государства необходимых фискальных платежей.
Крупнейшие клининговые компании уже объединись в Национальную ассоциацию Фасилити Операторов НАФО, которая разработала отраслевую Хартию и открыта для приема новых членов. НАФО также ведет большую разъяснительную и методическую работу, направленную на содействие Заказчикам в минимизации возможных проблем, связанных с проводимой ФНС кампанией.
Если в расходной части вашей компании нет затрат на услуги уборки и технической эксплуатации — вы счастливчик. В противном случае, необходимо провести ревизию имеющихся контрактов и провести переговоры с вашим контрагентом о гарантиях оплаты 100% налогов по заключенному контракту. Также следует поставить в известность службу безопасности компании — проверка поставщика услуг на налоговую добросовестность их задача.
Для добросовестных компаний, пользующихся услугами аутсорсинга по обслуживанию, угроза состоит в возможной потере вычета НДС из-за незаконных действий контрагентов. Налоговая может отказать в вычете на основании того, что контрагент имеет признаки однодневки.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
АСК НДС
АСК НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета.
Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета
Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).
Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.
Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета
Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.
Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.
Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.
При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.
В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.
Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС
Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:
высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.
Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.
Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.
Налоговый разрыв по НДС
Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.
Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».
АСК НДС выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
непредставление налоговой декларации организациями;
представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка
При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:
о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
о среднесписочной численности;
о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
о дисквалифицированных лицах;
о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
о дате постановки на учет (возрасте организаций);
о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
и т.п. в зависимости от глубины контроля.
Заключение
Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
АСК НДС
АСК НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета.
Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета
Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).
Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.
Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета
Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.
Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.
Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.
При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.
В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.
Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС
Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:
высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.
Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.
Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.
Налоговый разрыв по НДС
Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.
Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».
АСК НДС выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
непредставление налоговой декларации организациями;
представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка
При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:
о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
о среднесписочной численности;
о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
о дисквалифицированных лицах;
о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
о дате постановки на учет (возрасте организаций);
о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
и т.п. в зависимости от глубины контроля.
Заключение
Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Бумажный НДС и АСК НДС-2: кто кого?
Почему же АСК НДС-2 до сих пор так и не победила «бумажный» НДС и поможет ли ей в этом новый Регламент? Давайте разберемся.
Во-первых, надо понимать, что АСК НДС-2 это поисковая система. У нее нет задачи кого-то побеждать, исключать, доначислять, ликвидировать. Она просто показывает налоговикам разрывы! А уже задача налоговиков как-то пресекать эти схемы. При помощи инструментов, которые даны в Налоговом кодексе, кстати! Это важно. Это значит что они не могут просто доначислить налоги на основании того, что в АСК НДС-2 разрыв. Хотя попытки такие они делали.
Во-вторых, существует неверное представление о работе АСК НДС-2. Многие думают что продавцы бумажного НДС постоянно находят лазейки в ее работе, а налоговики ее дорабатывают чтобы все лучше и лучше выявлять новые схемы. На самом деле, все не так.
Разрывы все АСК НДС-2 видела сразу, еще с 2015 года. Проблема в том, что налоговики не всегда могут достоверно выявить налогоплательщика, который наварился на этих «потерях» НДС в разрыве. Ведь очевидно, если воздействовать на контору, на которой случился разрыв, толку для бюджета будет мало. То есть АСК НДС-2 свое отрабатывает, а вот налоговики со своей задачей найти и пресечь не совсем справляются. Что и понятно, рук не хватает.
То есть, вся эта недолгая шестилетняя история эволюции администрирования НДС — это просто попытки налоговиков «монетизировать» тот пласт информации, который им предоставляет система. По сети гуляет внутренняя статистика налоговиков, из которой видно, что разрывы они видели все (ну «почти» все), просто отрабатывали только не более 10%. А потом с 2016 года уровень отработки вырос до 70%-80%.
Кратко напомню основные вехи этой эволюции. Сначала, как я уже сказал, налоговые органы делали робкие попытки доначислить просто на основании разрывов в АСК НДС-2. При этом надо помнить, что без выездной проверки этого сделать все равно бы не получилось. Но суды не оценили порыв налоговиков. Неудивительно, ведь в Налоговом кодексе об АСК НДС-2 ни слова.
Следующим заходом было пытаться доначислять в камеральных проверках, но такой способ тоже оказался ресурсозатратным, потому что налогоплательщики оспаривали эти доначисления, а возможностей по сбору доказательств в камеральной проверке у налоговиков несоизмеримо меньше. Опять рук не хватило.
Потом, как многие помнят, была история с тематическими проверками. Когда ВНП назначается не за три года, а за один квартал и по одному налогу (НДС) или по двум (НДС и налог на прибыль), но проверяют только подозрительные сделки. И ничего более.
Ну и последней итерацией стали побуждения. По сути, коллекторский способ, когда не надо соблюдать все процессуальные нормы, а достаточно припугнуть налогоплательщика и он уточнится и заплатит налоги в бюджет добровольно. Этот метод стал самым эффективным. В 2017 году в бюджет в результате побуждения поступило 50 млрд. рублей, в 2018 году 80 млрд. рублей, а в 2019 уже 130 млрд. рублей.
Для сравнения: по результатам проведения проверок (камеральных и выездных) в 2019 году в бюджет поступило 190 млрд рублей. Если тенденция сохранится, то в 2020 году побуждения должны догнать контрольные мероприятия (а с учетом приостановки проверок в связи с пандемией рискуют и обогнать).
Для целей повышения эффективности побуждений ФНС России ввела новые регламенты в 2019 (для отработки сложных разрывов) и в июне 2020 (для отработки разрывов и побуждения Выгодоприобретателей).
Какие новые проблемы ожидать налогоплательщикам в связи с новыми Регламентами?
1. Самый неприятный сюрприз — это запрет «замены» плохих контрагентов. Как это работает? Все проблемные места по конкретной инспекции попадают в сводный ежеквартальный отчет 2-МЭ (накопительно за 12 предыдущих кварталов). Соответственно, инспекция отрабатывает их на предмет устранения (побуждает к добровольному уточнению, начисляет в рамках КНП, начисляет в рамках тематической ВНП). Теперь по новому регламенту замена контрагента в книге покупок без уплаты соответствующей суммы налога не улучшает показатели налоговой инспекции в ежеквартальном отчете 2-МЭ.
То есть, если вас побуждают убрать «проблемного» контрагента и доплатить налог в бюджет, замена этого «проблемного» контрагента на другого «приличного» не спасет. Вас продолжат побуждать заплатить эту сумму НДС еще в течении 12 кварталов.
2. Порешать со своими налоговиками вряд ли получится. Побуждения налогоплательщика, который по мнению инспекции получил налоговую выгоду (Выгодоприобретатель) от схемы ведет, естественно, та инспекция, в которой он состоит на учете. Налоговый кодекс иных вариантов не предусматривает.
Но согласно внутреннему регламенту налоговиков, ответственной за побуждение является совсем не эта инспекция, а та, в которой выявлен технический разрыв.
3. Налоговики знают про такой, пожалуй, последний инструмент защиты, как создание контролируемого первого звена. В новом регламенте предусмотрен не только поиск Выгодоприобретателей, но и фиксация и контроль устойчивых пар «Выгодоприобретатель — Первое звено». Это все делается с учетом применения ст. 54.1 НК РФ, которая запрещает налоговую выгоду если сделка не исполнена стороной договора (первое звено).
Однако тут стоит сказать, что это изменение не прямого действия, как два предыдущих. Это пока исключительно как накопление информации. То есть, завтра же все контролируемые первые звенья не накроют. Но точно будут искать способ «монетизации» этой информации и почти наверняка найдут.
4. Очень многих пугают расширением списка вариантов «разрыва» — созданием списка Операций Особого Контроля. Но это относится больше к противодействию площадкам по торговле «бумажным» НДС и направлено на более эффективное пресечение изощренных способов прятать «разрывы». Реального бизнеса это касается мало.
С точки зрения выявления разрывов это тоже не означает, что были какие-то разрывы, которые раньше были не видны, а теперь станут видны. Разрывы были видны все. Правильнее говорить о том, что эти разрывы будут выявлять гораздо быстрее, таким образом срок жизни «бумажной» отчетности еще сократится. Об этом надо задуматься, структурируя вход «бумаги» в бизнес тем, кто ее до сих пор использует. Но лучше вообще отказаться от такого способа оптимизации НДС.
5. Все разрывы, включая созданные операциями особого контроля, будут висеть в отчете об эффективности работы конкретной инспекции в течении 12 кварталов или пока сумма разрыва не поступит в бюджет. Поэтому если вам не повезло и ваш Поставщик просто кинул свою контору не сдав отчетность, терпеть побуждения вам придется три года.
Ваши пояснения ничего не изменят. Однако лучше все же их предоставить, причем как можно более развернуто, это может избавить вас от назначения тематической ВНП.
6. Также, важным является то, что оба регламента направлены на поиск Выгодоприобретателя среди Покупателей. То есть, если ваш Поставщик продает вам товар через свою прокладку, на которой оптимизирует НДС с наценки, вопросы налоговики будут задавать все равно вам.
Тут скорее даже не налоговики виноваты, а конструкция нашего законодательства (а именно ст. 54.1 НК РФ), в которой исключить вычеты проще, чем доначислить выручку (в первую очередь поэтому надо уходить от устоявшегося клише «Нам нужен Поставщик с НДС» — упрощенец, а если еще и на сумму НДС он скинул цену, гораздо менее рисковый партнер).
7. Поиск Выгодоприобретателей теперь осуществляется в соответствии с бальной системой, согласно которой не очень «жирные» (мало активов и мало сотрудников) компании не признаются Выгодоприобретателями.
Для примера (это реальный кейс), компания с 800 тыс. рублей внеоборотных активов, с 7 сотрудниками, имеющая вычеты по НДС 82% и среднюю официальную зарплату 30 тыс. рублей, наберет лишь 35 баллов, тогда как на Выгодоприобретателя надо 50 баллов. Поэтому если вы большая и дорогая компания, вопросы по НДС сначала зададут именно вам, даже если с «бумажным» НДС баловался Поставщик (с указанными параметрами).
8. Побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств теперь официально закреплены на уровне внутренних регламентов. То есть, это теперь не инициатива на местах, а целенаправленное воздействие на налогоплательщика, утвержденное ФНС России.
Что делать?
1. Тщательно проводить комплаенс поставщиков. Причем из особо рисковых сфер деятельности (клининг, транспорт) вообще желательно работать с упрощенцами. То, что вы надеетесь обхитрить бюджет, переложив риски за полученную вами экономию налога (а то, что клининг и транспорт закрывают этот НДС «бумагой» — 100%) выйдет вам боком. Если на вашем Поставщике не будет дорогостоящих активов, вопросы будут задавать вам. Побуждать уточниться тоже.
2. Многие налоговые юристы и консультанты рекомендуют не отвечать на запросы налоговиков и отказывать по любым формальным основаниям. На самом деле универсального рецепта тут нет. Безусловно, отвечать на все и в полном объеме не стоит, тем более налоговики обычно шлют требования, составленные по образцам, которые содержат все что надо и все что не надо. При этом, если вы сами не используете «бумажный» НДС, то с налоговым органом надо идти на контакт. Механизмы поиска не совсем справедливы (ищут Покупателя с активами, а не ту компанию, которая «бумажный» НДС покупала), но они такие какие есть.
Если по требованию запросили подтверждение реальности сделки с каким-то вашим Поставщиком, то скорей всего лучше предоставить, даже если запрос по каким-то параметрам не совсем правомочен. Наличие у вас реальных фактов, подтверждающих реальность сделки с вашим Поставщиком охладит пыл налогового органа в части желания назначить выездную налоговую проверку. Если у вашей инспекции появилась проблема (разрыв), то налоговый орган не успокоится пока деньги не поступят в бюджет, даже если все сроки по камеральному контролю периода вышли (по регламенту разрыв висит в отчетности 12 кварталов). Поэтому лучше показать, что у вас все нормально, чтобы они искали в другом месте, чем гордо отбивать все требования и получить выездную проверку.
3. Ну а тем, кто по-прежнему не может обходиться без «бумаги», станет еще сложнее. К сожалению, уже не подойдет продукт, у которого в качестве гарантийного сопровождения предлагается замена Поставщика. Это теперь не спасает. Поэтому надо искать таких, которые готовы держать отчетность в течении нужного вам срока без замен.
Да, кстати, надеяться что этот срок будет больше года, в нынешних условиях тоже не стоит. Поэтому даже если вы и найдете такого поставщика «бумаги» (на удивление, они по прежнему есть), нужно еще и правильно структурировать вход в свой бизнес.
4. Как я уже отмечал выше побуждения официально закреплены во внутренних регламентах налоговых органов, при этом эта процедура вообще никак не закреплена в Налоговом кодексе. В связи с этим создается ситуация, когда у налогоплательщика нет никакой определенности, какие действия и в каком объеме может совершать налоговый орган, почему он это делает, в чем заключается проблема у налогоплательщика, а также отсутствуют гарантии защиты его прав (как, например, при полностью регламентированной выездной налоговой проверке).
Поэтому рекомендуем вам в случае, если в отношении вас ведутся какие-либо побуждающие действия, обращаться к специалистам, не только знающим Налоговый кодекс (которые предлагают по формальным основаниям ни на что не отвечать), но и четко понимающим порядок администрирования и действия налоговых органов по побуждению налогоплательщика. Вопросы, своевременно снятые на этапе предварительных претензий, могут уберечь вас от выездной налоговой проверки.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее