Аскет что это значит
АСКЕТ
Полезное
Смотреть что такое «АСКЕТ» в других словарях:
аскет — См … Словарь синонимов
АСКЕТ — АСКЕТ, аскета, муж. (от греч. asketes упражняющийся, борец). В древности христианский отшельник, проводивший свою жизнь в строгом воздержании; подвижник (церк. ист.). || перен. Человек в высшей степени воздержанный, ведущий замкнутый образ жизни… … Толковый словарь Ушакова
АСКЕТ — АСКЕТ, а, муж. Человек, к рый ведёт аскетическую жизнь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АСКЕТ — АСКЕТ, человек, отказывающий себе в удовольствиях, а иногда и в удовлетворении нормальных потребностей организма, для «духовного» самоочищения и, в частности, для вызывания экстатических состояний. Аскетизм был широко распространен в… … Большая медицинская энциклопедия
аскет — человек самой строгой, воздержной жизни, до изнурения себя Ср. Аскетическая жизнь. Ср. Мне прежде всего следует сделаться аскетом, человеком не от мира сего, и разобраться в своем душевном сундуке, чтобы устроить там хоть мало мальски порядок.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
аскет — (грч asketes) 1. испосник, искушеник, човек што се воздржува од сите уживања, 2. фиг човек што живее како аскет … Macedonian dictionary
аскет — АСКЕТ, а, м Перен. Человек, отказывающийся от жизненных благ, удовольствий или ограничивающий себя, ведущий аскетический образ жизни. Вам все эти красоты жизни, можно сказать, ничто, аскет, монах, отшельник! Для вас книга, перо за ухом, ученые… … Толковый словарь русских существительных
аскет — asketas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Labai santūrus, atsisakantis gyvenimo malonumų žmogus. kilmė gr. askēthēs – išmankštintas, įgudęs atitikmenys: angl. ascetic vok. Asket, m rus. аскет … Sporto terminų žodynas
Аскет — Аскетъ человѣкъ самой строгой, воздержной жизни до изнуренія себя. Ср. Аскетическая жизнь. Ср. Мнѣ прежде всего слѣдуетъ сдѣлаться аскетомъ, человѣкомъ не отъ міра сего, и разобраться въ своемъ душевномъ сундукѣ, чтобы устроить тамъ хоть мало… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Аскетизм (аскеза)
Аскети́зм (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упражнять) – христианское подвижничество, основанное на ревностном стремлении к единению с Богом, духовно-нравственному совершенству, осуществляемое через подвиги добродетельной жизни в монастыре или миру.
Можно сказать, что аскетизм проявляется в напряженных усилиях человека стяжать благодать Святого Духа как залог спасения и достижения Царства Небесного. Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.
В христианство слово «аскетизм» и его формы «аскеза», «аскет» пришли из античной культуры. Слово «аскетика» восходит к греческому глаголу ἀσκέω (аскео), который в древности обозначал: 1) искусное и старательное обрабатывание что-либо, например, грубого материала, украшение или обустройство жилища; 2) упражнение, развивающее телесные и/или душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир.
Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.
По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.
Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св. Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).
«Наше понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, мыслимое нами, не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Нет, совершенство наше лишь в Самом Боге и есть дар Святого Духа.
Отсюда аскеза, как таковая, никогда у нас не становится целью; она лишь средство, лишь проявление нашей свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, наша аскеза становится наукой, искусством, культурой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.
Посты, воздержание, бдения; суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира; послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему; отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне»; поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов; целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией; мужество, долготерпение и смирение; сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему; вера, как тот же подвиг любви, – все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека; но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно – тленным.
В силу этого все в нашем подвиге сводится к исканию слияния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога».
архимандрит Софроний (Сахаров)
Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты.
патриарх Кирилл
Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины.
протоиерей Максим Козлов
Словари
Приверженец аскетизма [аскетизм I].
1. Тот, кто ведет суровый образ жизни, отказываясь от жизненных благ, удовольствий.
Художник, писатель и т.п., скупо использующий изобразительные средства.
|| перен. Человек в высшей степени воздержанный, ведущий замкнутый образ жизни (книжн.).
Человек, отказывающийся от жизненных благ, удовольствий или ограничивающий себя, ведущий аскетический образ жизни.
1. Христианский отшельник, проводящий свою жизнь в строгом воздержании.
2. О том, кто ведёт аскетическую жизнь.
Человек в высшей степени воздержанный, ведущий суровый образ жизни (в древности: христианский отшельник, проводивший свою жизнь в строгом воздержании).
Ср. Аскетическая жизнь.
Ср. Мне прежде всего следует сделаться аскетом, человеком не от мира сего, и разобраться в своем душевном сундуке, чтобы устроить там хоть мало-мальски порядок.
Писемский. Масоны. 1, 10.
Ср. Жил он, случалось, впроголодь, но не падая духом. Он закаливал себя. Занимался он превосходно, вел самую аскетическую жизнь и не сходился близко ни с одним из товарищей.
К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 6, 2.
Гончаров. Обрыв. 1, 17.
Постоянно pаботающий и не pазвлекающийся человек
аске́т, аске́ты, аске́та, аске́тов, аске́ту, аске́там, аске́том, аске́тами, аске́те, аске́тах
сущ., кол-во синонимов: 7
АСКЕТ а, м. ascète m., гр. asketes упражняющийся, подвижник.
— Минималист по части потребностей.
— Человек строгого образа жизни, отказавшийся от всех благ.
— Спартанец по образу жизни.
— Добровольный лишенец комфорта.
— Человек, подавляющий все чувственные желания.
— Монах строгих правил.
Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, умерщвление плоти как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом [Бог I]; религиозное подвижничество.
1. Отказ от жизненных благ и удовольствий; крайнее воздержание во всём.
Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.
АСКЕТИ́ЗМ, аскетизма, мн. нет, муж. (книжн.). Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий, свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств, но нет необходимости впадать в аскетизм.
1) Отказ от жизненных благ, ограничение и подавление чувственных влечений, естественных желаний как средство достижения нравственного совершенства или религиозных целей, присущих практике философских школ и различных религий.
Точно в нем (Мурильо) вдруг прорвался грек, замигал глазок Фидия сквозь всю толщину католицизма, аскетизма, фантастики. (Розанов).
2) перен. Крайнее воздержание, отречение от жизненных благ.
Склонный к аскетизму.
Он был очень чистых нравов и вообще скорее склонялся к аскетизму, чем к наслаждениям (Герцен).
аскети́ческий (аскетическая жизнь), аскети́чный (аскетичный человек)
От греческого askēsis ‘упражнение’, ‘подвиг’.
Проповедь аскетизма как религиозного подвижничества характерна для большинства религий. В христианстве аскетизм рассматривается как основной закон жизни верующего, целью которого является соучастие в страданиях Иисуса Христа.
Учение (религиозное), проповедующее крайнее воздержание ради духовного совершенствования.
Многие христианские подвижники проповедовали аскетизм. Аскетика составляет значительную часть монашеской жизни.
Образ жизни, основанный на принципе отказа от жизненных благ и удовольствий, строгом воздержании.
1. Жизненный принцип, заключающийся в строгом воздержании, отказе от земных благ и удовольствий во имя достижения нравственного совершенства (основа многих философских и религиозных учений: школы киников, христианства, йоги, толстовства, ранних крестьянских движений с уравнительным принципом распределения благ). Проповедовать а.
2. Образ жизни, основанный на таком принципе.
3. Намеренная ограниченность в использовании изобразительных средств в произведениях искусства.
Религиозно-этическое учение, проповедующее подавление потребностей человека и «умерщвление плоти» для достижения нравственного совершенства.
Крайнее воздержание, отказ от жизненных благ и удовольствий.
Он был далек от аскетизма и отрешенности от мира. Воронова, Шадр.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
(греч.-упражняться): нравственный принцип, утверждающий превосходство человеческого духа над плотью и требующий ограничения чувственных наслаждений или отказа от земных радостей во имя высших духовных идеалов. Целью аскета может быть достижение личного нравственного совершенства или блага других людей. Во имя этого аскет готов переносить физические страдания, материальные лишения, духовные испытания.
Кто такие аскеты и что такое аскетизм
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Все мы понимаем, что любая религия, философия (это как?) или особенный образ жизни – это система определенных доктрин, законов, правил и предписаний.
Какие-то из них что-то объясняют, разрешают или рекомендуют, другие же – категорически опровергают либо запрещают. Если обратиться к разным сферам социальной жизни, то во многих найдется такое понятие, как аскетизм.
Сегодня я предлагаю разобраться в значении этого термина и раскрыть не только его религиозно-философский смысл, но и нюансы употребления в светской среде.
О значении терминов «аскет» и «аскетизм»
Своими корнями истоки происхождения слова «аскетизм» уходят к основам древнегреческого языка, давшего определение такому явлению, как аскеза (от греч. «askesis») – «тренировка, самодисциплина, упражнение тела, ума и воли».
Уже тогда, на заре нашей эры, аскеза считалась подвижничеством, которое нередко отождествлялось с особой практикой, включавшей в себя занятия на выработку особых навыков воздержания и отказа от жизненных благ.
Это могли быть самые разные упражнения, направленные на ужесточение подхода к удовлетворению насущных потребностей.
Таким образом появилось понятие аскетизм – это строгие принципы поведения, формирующие особый образ жизни, основанный на добровольном ограничении в удовольствиях, желаниях, потреблении.
Эти принципы предполагают в первую очередь готовность человека на самоотвержение и его способность к самоконтролю. При этом сам подвижник добровольно отказывается от:
Те, кто принимал подобные принципы и переходил на такой образ жизни, становились аскетами. Часто люди, практиковавшие аскетизм, занимались самобичеванием, самоистязанием и даже умерщвлением.
Так в обиходе появилось слово «аскет» – это человек, который выбрал жизнь, полную лишений и запретов, с целью воспитания своего духа, разума и тела.
Аскетизм в религии
Этот термин в религиозном контексте впервые стали использовать приверженцы пифагорейства, практиковавшие особые очистительные обряды, предложенные еще в шестом столетии до нашей эры основателем учения – ионийским философом и мистиком Пифагором, которого мы знаем в основном как математика.
Большинство этих обрядов восходит к глубокой древности и связано с идеей о переселении душ, а одним из «традиционных» пифагорейских ограничений был отказ от мяса и вообще любой животной пищи.
Эти же принципы практикуют сегодня вегетарианцы и веганы, которые придерживаются «постного меню» отнюдь не по религиозным предпосылкам.
Позже термин «аскетизм» перешел в активный словарь эллинов, поскольку практика самоограничений быстро распространилась по Северной Греции, а затем и по всему Пелопоннесу, откуда перекочевала в Александрию.
Сегодня аскеза практикуется во многих вероучениях, но чаще всего – в самых многочисленных конфессиях:
Главной идеей аскетизма можно назвать «умерщвление плоти» путем отказа от благ цивилизации. По сути, это сознательное и целенаправленное воздержание ради очищения тела и разума и души и достижения некоего духовно-нравственного идеала.
Люди, ступившие на этот путь ради единения с чем-то божественным, стремятся к идеалу религиозному: они считают, что подобными ограничениями не только освобождают свой дух, но и обеспечивают себе спасение после смерти.
Несмотря на то, что аскетизм как духовная практика так или иначе присутствует практически во всех религиях, каждая из них придает этому явлению свой собственный смысл и значение:
Сам Иисус говорил, что его ученики должны постоянно поститься, отказаться от имущества, родственных связей и всех мирских благ, и лишь после таких жертв они смогут следовать за ним. В современных традициях христианской церкви аскетизм принимает одну из своих самых типичных форм – монашество;
Аскеза для буддистов – скорее одно из средств, при помощи которых человек обретает способность разорвать круг сансары (это как?) и положить конец кармическим страданиям, которым подвергается душа, не достигшая просветления и обреченная на цикличное существование.
Помимо отказа от благ цивилизации и мирских удовольствий, буддийские аскеты занимаются йогой и ежедневно медитируют;
Так же поступил и другой ветхозаветный святой – пророк Израильского царства Илия. В иудаизме существовали даже целые секты, которые практиковали безбрачие и ставили аскезу во главу угла как высшую форму благочестия.
Так, можно обратиться к знаменитому историческому примеру, когда во II веке Шимон бар Йохай (основатель каббалы), не принимал воды и пищи в течение 100 дней. Он был уверен, что после такого испытания над ним будет не властен адский огонь;
Считается, что в этот период мусульмане могут употреблять пищу и развлекаться только после захода солнца. В исламе есть специальное слово, эквивалентное понятию аскезы – зухд. По мнению исламских богословов, зухд необходим каждому правоверному, который хочет очистить душу, сердце и разум от мирской скверны.
Светский аскетизм
Мировоззрение многих нерелигиозных аскетов базируется как на философско-этических, так и личностных представлениях о жизни.
Посредством отказа от тех или иных благ человек может добиться не только большей ясности мышления, но и выработать в себе способность противостоять жизненным неурядицам и потенциально разрушительным соблазнам.
Многие из тех, кто выбрал аскетичный подход к жизни, сделали это ради того, чтобы оградить себя от издержек современности – порочных и опасных искушений в виде алкоголя, психоделиков, фаст-фуда, культа секса и азартных игр.
У некоторых, правда, есть и другие основания для « умеренного аскетизма» – например, у профессиональных спортсменов, которые перед соревнованиями специально воздерживаются от плотских удовольствий и сытной пищи, чтобы физически и морально лучше подготовиться к испытаниям.
Вместо заключения
Аскетизм – древнее явление, доподлинное происхождение которого остается неизвестным. Аскезы были всегда во всех религиях и других сферах социальной жизни, да и в будущем наверняка такое подвижничество сохранит свою актуальность.
Не стоит воспринимать такой подход к жизни как что-то негативное: по большому счету, каждый из нас – в чем-то аскет.
Не верите? Послушайте, что говорят эксперты:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Не понимаю таких людей, мы же один раз живём и больше нас не будет здесь никогда, а эти люди красят свою жизнь в серый цвет. Одно дело, когда человеку средств не хватает и он по неволе становится аскетом, но вот так, чтоб сознательно, нет, это не по мне.
Не думаю, что отречение от мира может принести духовный рост или просветление. Легко сохранять спокойствие и безразличие, когда вокруг нет соблазнов и раздражителей. Гораздо сложнее делать все это находясь в социуме. Кроме того, многие адепты аскетизма считают, что приносят жертву и это становится поводом для тщеславия. В результате одни пороки просто заменяются другими.
Кто такой аскет
Аскеты – кто это такие, что такое аскетизм?
На сегодняшний день часто можно слышать о том, что кто-то решил стать аскетом, но на самом деле мало кто знает значение данного слова. В общих чертах это человек, который решил отказаться от различных благ жизни, в целях личного духовного развития.
Аскет добровольно отказывается от благ цивилизации, комфортных условий жизни и удобства. Это определенная философия, суть которой заключается в том, что люди, которые относятся к данному направлению, чаще отдают предпочтение уединению, отказываются от общения.
Большая часть деятельности аскета направлена на самореализацию и самосовершенствование, для него главную роль играет духовность. Порой аскетами становятся ложно, когда сталкиваются с различными проблемами финансовом плане и в поиске себя в обществе.
Ещё в древности аскеты были популярными, это были отшельники, которые свое существование поддерживали в воздержании. Если говорить об общении таких людей, то чаще всего они достаточно закрытые, мало общаются, сужают до минимума свое окружение, в более радикальных случаях остаются совсем одни.
У аскетов практически нет жизненных удовольствий, они отказываются практически от всего людского. Сложно представить аскета, который бы смог создать успешную семью, подняться по карьерной лестнице или добиться материальных благ.
Если данная философия искренняя, то человек на первое место ставит духовное развитие, но часто бывает ложный аскетизм. Это тот случай, когда человек, ничего не добившись, объясняет это своим мировоззрением, старается добиться успеха хотя бы в уединении.
Во многом аскет придерживаться минимализма, но не стоит путать эти два понятия, потому как минималист отказывается от большего количества вещей в пользу лучших, а аскет и вовсе пренебрегает ими. Раньше такие люди большую часть своего времени проводили в молитвах, посвящали себя религии, отрекаясь от всего людского.
Это также можно воспринимать как протест против благ цивилизации и склонности людей показывать свое превосходство над другими. Однако со временем это превратилось в определённую крайность, люди начали воспринимать аскетизм как стремление отказаться абсолютно от всего. Многие приходят к данной философии именно потому, что устают от человеческой жадности и желания проводить каждый день в празднестве.
Аскет является человеком достаточно строгим и сдержанным, он даже может заниматься самоистязанием, чтобы постигнуть суть своего существования. Такие люди могут уходить в далёкие походы, отрекаться от благ цивилизации и выбирать для себя не комфортные условия проживания.
Истинный аскет считает, что он должен постигнуть страх и боль в целях докопаться до своих внутренних самоощущений. Если аскетизм является ложным, то человек не может отказаться от общения, только настоящий сторонник данного направления может уйти от общества в абсолютном одиночестве.
Ему чужды удовольствия, большую часть времени он обучается и самосовершенствуется. Нередко аскетами становятся глубоко несчастные люди, которые не смогли ничего добиться, перестали получать удовольствие от каждого дня.
Для аскета пища является исключительно источником энергии, одежда защищает от холода и жары. Ему не нужны новинки техники, украшения, машины и дома. Аскет может путешествовать в палатке по миру, находясь большую часть времени в дикой природе.
Аскет может также всячески отрицать искусство, потому как это связано с чувствами, ощущениями, удовольствием от созерцания. Если говорить о материальных благах, то иногда вполне объяснимо то, почему человек от них отказывается.
Однако из искусства можно черпать невероятную энергию, чего аскет не делает. Такие люди достаточно бесчувственные, они многое показательно отрицают и всеми силами стараются донести свою точку зрения окружающим. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда аскетизм является не истинным самовыражением, а желанием казаться.
В общих чертах можно сказать, что аскет – это человек, который выбирает одиночество, замыкается в себе и всеми силами ограничивает себя от различных базовых человеческих потребностей. Такие люди социально неадаптированные, всеми силами они стараются разорвать отношения даже с родными.
Сложно представить, чтобы успешный человек в работе, межличностных отношениях и семье резко отказался от всех благ, отдав предпочтение одиночеству. Именно поэтому психологи утверждают, что чаще всего данный образ жизни выбирают глубоко несчастные люди, которые разочаровались в мире, нередко им необходима помощь специалиста.
Примеры аскетизма достаточно единичные, но на сегодняшний день это стало определённой модой, многие стараются казаться аскетами для того чтобы выделиться из толпы и подчеркнуть свою индивидуальность.