аскетичные условия это жизни
Аскетизм
Аскетизм — это принцип жизни, подразумевающий максимальную воздержанность в удовлетворении собственных стремлений, потребностей. Заключается он в отречении от благ цивилизации ради достижения нравственного эталона либо религиозного идеала. Это образ существования человека, ставшего на стезю самопознания, а также познания Вселенной. Орудие аскетов – это осознанное ограничение себя для самовоспитания, развития желаемых качеств, а также предельное приближение к духовному началу. Аскет добровольно лишает собственную личность значительной части материальных преимуществ, благ цивилизации, вырабатывая аскетичное мышление.
Что это такое
Человеческая природа мешает ему противиться соблазнам. Отсюда аскетичный образ бытия всегда считался важнейшей добродетелью и высоко ценился в культуре. Кроме того, считается, что воздержанность способствует обогащению души и самосовершенствованию человека. Она может приблизить людей к демиургам и даже одарить сверхъестественными способностями или неожиданными талантами.
Что такое аскетизм определение этому понятию можно дать следующее – это система воззрений, базирующаяся на лишении себя благ цивилизации и отказе от удовольствий ради нравственного самосовершенствования и духовного возвышения. В различных вариациях описываемое явление присутствует практически во всех вероисповеданиях, а разнообразные народные поверья утверждают, что оно способствует постижению истины и раскрытию в себе новых талантов.
Термин «аскетизм» имеет греческие корни и обозначает «упражнение». Однако более узкое его значение подразумевает «тренировку разума и воли».
Невзирая на широкое многообразие аскетических техник, практически все упражнения сводятся к ограничению себя в удовлетворении потребностей. Как правило, это подразумевает осознанное добровольное отречение от:
– возможности утолить голод вкусной и разнообразной пищей;
– плотских удовольствий (например, интимных отношений);
– комфортных условий бытия;
– использование инструментов, техники, облегчающей существование;
– развлечений и празднеств.
Человека, предпочетшего для себя образ бытия, основанный на воздержании, называют аскетом.
Суть аскетизма заключается в отказе людей от всего, что они желают, от любых излишеств и благ, дабы достигнуть духовного возвышения. Единственным стремлением аскета должно быть внутреннее самосовершенствование. Некоторые практики включают также истязание различными способами собственного тела.
Аскетизм, что это простыми словами, можно ответить так: он включает два компонента – материальное отречение и духовное. Первое – подразумевает полный отказ от дарований цивилизации, а также искусственных потребностей, порождённых обществом. Второе – жёсткое ущемление собственных желаний либо полный отказ от плотских (чувственных) удовольствий. Все время необходимо уделять размышлениям о Всевышнем, духовному просвещению. Более глубокое внедрение в аскетизм подразумевает отречение от социума и уход в монастыри.
Что значит аскетизм в философии? Это концепция, сформировавшаяся вследствие влияния философов-последователей стоицизма (Марк Аврелий, Сенека). Основой её являются:
– освобождение от воздействия внешней составляющей бытия при помощи самодостаточности и добродетели;
– преобладание духовной составляющей над плотскими желаниями;
– высокая мораль и эстетика в деяниях и мыслях;
– существование в ладу с природой и Вселенной.
В Христианском ученье аскетизм связан с образом Христа. Православный аскет бережёт его образ в душе, опираясь на него в будничных делах, наделяя их духовным смыслом. Православный аскет, молясь, посвящает Всевышнему все свои воздержания, действия по одолению искушений и подчинению страстей. Он неустанно молится, соблюдая посты и строго следуя заповедям, посещает богослужения, исповедуется, причащается. Изучение бытия святых упрочивает аскета в его целях.
Аскетический образ бытия основывается на огромной внутренней силе, работе и последовательности. Аскетические практики производятся каждый день добровольно и с благостным настроем. Аскезы, которые практикуются по принуждению, в гордыне, гневе, страсти к духовности никакого отношения не имеют.
Условно аскетизм подразделяется на тесно взаимосвязанные виды:
– аскетизм языка – пустословие, досужие россказни, сплетни у истинных аскетов недопустимы, а правдивость и душевные слова создают для индивида и его родни благоприятную судьбу;
– аскетизм ума – контролю мыслей, а также их чистоте и благостности уделяется огромное внимание, самообладание способствует управлению эмоциями и помогает их направлять в нужное русло, удовлетворённость ума обусловлена потребляемой пищей и тесно связана с телесными воздержанностями (легкоусвояемая еда – положительные думы, тяжёлая – страхи, утрата контроля);
– аскетизм тела подразумевает ношение простого одеяния, изготовленного из натуральных материй, умеренность в питании, почитание родителей, уважение лиц, старшего возраста.
Противоположностью описываемого феномена является гедонизм – система воззрений, аксиологическое учение, основывающееся на концепции, провозглашающей удовольствие смыслом бытия и важнейшей ценностью.
Таким образом, аскетизм это простыми словами духовное путешествие людей, не связанное с земными делами. Это отречение от физических похотей и отказ от психологических желаний, жесткое самоотречение от удовольствий в качестве меры личной самодисциплины. Это строгий контроль над мышлением, телесной и чувственной составляющими, порождённый желанием сбежать от избытка потребления.
История аскетизма
Рассматриваемое явление зародилось ещё в первобытные времена. Этому способствовали, прежде всего, слишком сложные и тяжёлые условия бытия. Человеку для выживания приходилось быть физически выносливым физически, преодолевать нелёгкие испытания практически ежечасно. Необходимость преодоления различных преград для выживания, выражалась в наличии специфических ритуалов. Так, например, посвящение юношей в мужей происходило при помощи обряда, предполагающего продолжительную изоляцию мальчика, пост и иные лишения. Смыслом такого обряда была демонстрация того, что взрослая жизнь тяжка и таит множество опасностей в себе.
Практический смысл аскеза обрела в античной Элладе, где отречение от благ расценивалось двояко: в качестве морально-физической подготовки к состязаниям спортсменов и некого продвижения ментальной составляющей личности на более высокий уровень развития.
Идея аскетизма в первом случае носила преходящий характер. Древнегреческим атлетам в ходе усиленных тренировок приходилось концентрироваться на будущих успехах, для чего необходимо было усмирять плоть. Поскольку удовлетворение телесных потребностей отвлекает от главной задачи. Здесь прослеживается исключительно «деловой» аспект. Спортсмены сознательно отодвигали все радости бытия с целью приумножения духа и приобретению чёткой направленности. Мужчины питались лишь грубой пищей, спали на жёстком дощатом настиле, не ведали плотских утех и отрекались от любого вида наслаждений. Кроме того, они практически изнуряли себя тренировками.
Во втором случае описываемый феномен служил в качестве своеобразного тренажёра для ума, духа. В этом смысле аскетизм получил большее развитие в индийской философии.
Кроме того, в истории существует немало примеров, когда аскетизм являлся протестом «демаршем» против излишеств. Однако такие протесты не проводились по причине высокой морали. Это были движения рабоче-крестьянских организаций. Цель их состояла в выражении презрения к знати, с которой сосуществовать на одной ступени социальных устоев не желали. Истинного смысла термина аскетизм большинство последователей первых коммунистических движений не ведали.
Причины аскетизма бывают самые разные. Одни индивиды решились на ведение подобного образа бытия вследствие серьёзных недугов, другие – из-за желания облагородить планету, третьи – ради изучения себя, исследования собственного потенциала и духовного саморазвития.
Кроме того, поскольку воздержание проповедуют практически все вероисповедания, то истинно верующему человеку надлежит заботиться о душевной составляющей, а не о телесной. Людей приверженцев аскетизма много насчитывается среди мусульман, буддистов, христиан.
Ниже приведены наиболее частые причины, приводящие индивидов к практике аскез:
– достижение талантов или сверхспособностей;
– стремление улучшить мир при помощи положительных вибраций (доброта, ненасилие);
Женщины часто практикуют различные аскезы вследствие бесплодия или невозможности создать семью.
Нередко аскетизм становится вынужденной мерой, а не осознанным решением. Например, по причине финансового неблагополучия вследствие необходимости отдавать ежемесячно огромные суммы для выплаты ипотеки.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Аскетизм простыми словами и в чем его преимущества
В последнее время большую популярность приобретает добровольный отказ от материальных благ в пользу духовности – аскетизм.
Аскетизм – это духовное путешествие человека, не связанное с мирскими делами. Но могут ли аскеты на самом деле изолировать себя от физического мира, в котором они живут? Вызывают ли у них беспокойство мировые новости и события, происходящие во внешнем мире? Если да, то как они совмещают аскетизм и мирские проблемы?
В этой статье мы попытаемся простыми словами ответить на вопрос, что такое аскетизм и как это направление влияет на жизнь человека в современном мире.
Что такое аскетизм?
Аскетизм в философии – это практика отказа от физических или психологических желаний, строгого самоотречения от мирских удовольствий как мера личной и особенно духовной дисциплины. Это жесткий контроль над разумом, телом и чувствами, вызванный желанием уйти от переизбытка потребления [Inquiries, 2014].
Аскетизм всегда был неотъемлемой частью христианской духовности. Само слово происходит от греческого слова askesis, означающего «упражнение» или «тренировка». Данный термин восходит к стоикам, циникам и восточным религиям, включая буддизм [Eureka street, 2007].
Аскетические практики применяются для множества целей. Многие религиозные традиции поощряют добровольный отказ от привычных благ в периодическое или определенное время религиозного календаря, обычно для очищения души человека или подготовки к значительному ритуальному событию [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].
Пожалуй, в мире нет ни одной религии, которая обошлась бы без аскетических практик. Ценность аскетизма в укреплении воли человека и его более глубоких духовных сил была частью многих философских и религиозных направлений на протяжении всей истории. Немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр, например, защищал тип аскетизма, который уничтожает волю к жизни. Его соотечественник и более ранний современник, философ Иммануил Кант придерживался морального аскетизма для развития добродетели [Britannica, 2021].
Атлетические аскезы («тренировка») были разработаны для обеспечения максимально возможной степени физической подготовки спортсмена для достижения идеала. У древних греков атлеты, готовившиеся к соревнованиям (например, Олимпийским играм), дисциплинировали свое тело, воздерживаясь от обычных удовольствий и выдерживая тяжелые физические испытания. Чтобы достичь высокого мастерства в боевых искусствах, многие воины также применяли различные аскетические практики. Например, древние израильтяне воздерживались от половых связей перед сражением [Britannica, 2021].
По мере развития ценностей, не связанных с физическими способностями, концепция, выраженная аскетизмом и родственными ему понятиями, применялась к другим идеалам, например, умственным способностям, моральной жизнеспособности и духовным ценностям.
Представление о том, что нужно отрицать свои низшие желания (например, физиологические потребности) в отличие от желаний духовных, стало центральным принципом этической мысли. Древнегреческий философ Платон считал, что необходимо подавлять телесные желания, чтобы душа могла свободно искать знания [Britannica, 2021].
Возникновению и культивированию религиозного аскетизма способствовали многие факторы:
К факторам, влияющим на возросшую популярность аскетизма, во многих религиях (например, индуизме, буддизме и христианстве) относится также осознание проходящей природы земной жизни, которое вызывает желание закрепить надежду на лучшую жизнь в потустороннем мире [Britannica, 2021].
Аскетизм делится на два типа:
Аскетизм также включает в себя развитие моральных качеств, требующих самоограничения и дисциплины, таких как терпение и снисходительность. Он рассматривается как важный компонент духовного роста, включающий в себя широкий спектр практик, направленных на выявление пороков и воспитание добродетели.
Формы религиозного аскетизма
В традиционной религии не существует универсально приемлемой формы аскетизма, которая подходила бы и другим религиозным традициям. Чтобы поддерживать связь с высшими силами, человек должен соблюдать определенные табу [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].
Большинство религий имеют хотя бы некоторые практики, которые можно считать аскетическими: пост, безбрачие, уединение, добровольное или полное воздержание от интоксикантов, отказ от мирских благ и имущества, а в некоторых случаях даже религиозное самоубийство.
В ранней церкви и во время римских гонений мученичество было идеальной формой аскетизма, который позже трансформировался в культ воздержания, а затем в отшельничество.
Этот принцип аскетизма часто демонстрируется в Африке, как обряд посвящения. Большинство обрядов перехода или жизненного цикла требуют некоторой формы самоотречения и самодисциплины со стороны человека, совершающего ритуалы [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].
В некоторых случаях аскетические практики используются, как своего рода ритуалы для привлечения магических или божественных сил. В других ситуациях добровольный отказ воспринимается, как способ обеспечить себе счастливую загробную жизнь или перерождение.
Во всех строго аскетических движениях безбрачие считалось первой и основной заповедью. Целомудрие в первых христианских общинах занимало видное место. В некоторых религиях только практикующим обет безбрачия разрешалось становиться священниками (например, в религии ацтеков и католицизма).
Отречение от мирских благ – еще один фундаментальный принцип аскетизма. Особенно ярко он проявляется в монашеских общинах. В христианском монашестве этот идеал был провозглашен в наиболее радикальной форме Александром Акойметосом, основателем монастырей в Месопотамии [Britannica, 2021].
Александр обрек себя на бедность и через своих учеников расширил собственное влияние в восточно-христианских монастырях. Монахи жили за счет милостыни, которую просили, но не позволяли дарам накапливаться и создавать проблемы с домашним хозяйством. На Востоке странствующие индуистские аскеты и буддийские монахи также живут согласно правилам, предписывающим отрицание мирских благ [Britannica, 2021].
Воздержание от еды и пост являются наиболее распространенными из всех аскетических практик. У первобытных народов пост возник отчасти из-за веры в то, что принимать пищу опасно, поскольку демонические силы могут проникать в тело во время еды.
Пост, связанный с религиозными праздниками, имеет очень древние корни. В древнегреческой религии отказ от мяса особенно часто встречался среди орфиков – мистического вегетарианского культа. Среди ряда церквей наиболее важным периодом поста в литургическом году являются 40 дней перед Пасхой (Великий пост), а для мусульман самым важным периодом является священный месяц Рамадан.
Однако обычные циклы поста не удовлетворяли потребности аскетов, поэтому они создавали свои собственные традиции. Сирийские подвижники испробовали все, что могло уменьшить сон и сделать кратковременный отдых максимально неприятным. В своих монастырях они привязывали веревки к животу и затем подвешивали себя в неудобном положении, а некоторых привязывали к стоящим столбам.
Личная гигиена также подверглась осуждению среди подвижников. Среди пустынь и палящего солнца отказ от воды считался серьезной формой аскезы. Еще одна аскетическая практика – ограничение движений – была особенно популярна среди сирийских монахов, любивших полное уединение в келье.
Практика ограничения контактов с людьми достигла кульминации в одиночном заключении в пустыне, на скалах, в приграничных районах пустыни и в горах. В целом, любое оседлое жилище было неприемлемо для аскетического мышления, как отмечается в аскетических движениях многих религий.
Помимо физических форм большую популярность имеют и психологические формы аскетизма. Техника причиняющего боль самоанализа использовалась буддийскими аскетами в связи с их практиками медитации. Сирийские монахи, стремящиеся к высшим целям, создали психологическую атмосферу, в которой систематически культивировались страх и тревога.
Болезненный аскетизм проявился во многих формах. Был распространен обычай выполнять определенные физически изнурительные или болезненные упражнения. Ярким примером людей-аскетов, предпочитающих данный формат, были индусские факиры. Согласно некоторым источникам, аскеты смотрели на солнце до тех пор, пока не ослепнут, или поднимали руки над головой, пока они не теряли чувствительность [Britannica, 2021].
Вызывающие боль формы аскетизма включают членовредительство, например, порезы, порку и даже кастрацию. Данное направление возникло как массовое движение в Италии и Германии в средние века и до сих пор практикуется в некоторых частях Мексики и на юго-западе Соединенных Штатов Америки.
Сирийское христианское монашество также проявило изобретательность в отношении форм самоистязания. Высоко оцененный обычай включал использование железных приспособлений, таких как пояса или цепи, которые надевали на поясницу, шею, руки и ноги и часто прятали под одеждой.
Плюсы и минусы аскетизма
Через аскетизм интеграция в культуру происходит на всех уровнях человеческого существования: сознательно и бессознательно, добровольно или принудительно, физиологически и психологически, эмоционально и рационально.
По мнению многих философов, аскетизм способствует:
Первый вид опасности, которой подвержен аскетизм, – чрезмерность. Например, длительное голодание может привести к излишней гордости за свои достижения, что в конечном итоге приведет к обратным результатам. Практически любой, кто пробовал соблюдать длительную и изнуряющую диету, знает, что подобное голодание быстро сменяется перееданием.
Чрезмерный отказ может вылиться в другую негативную крайность. Например, затяжной период диет иногда является катализатором такого тревожного расстройства как анорексия.
Очевидно, что и культурные, и религиозные взгляды влияли на пищевые привычки средневековых женщин, во многом так же, как популярная культура или социальные архетипы влияют на женское потребление сегодня. Таким образом, кажется совершенно очевидным, что аскетизм сохранился до современности и, безусловно, имеет в ней место. Но до сих пор неясно, идентичен ли он Античности или представляет собой нечто новое [Inquiries, 2014].
Традиционным средством исправления чрезмерного поста является доктрина «среднего». Святой Фома Аквинский говорил о том, что нельзя поститься до такой степени, чтобы навредить своему здоровью или слишком ослабить организм. Он рекомендовал постепенный подход: начинать с малого, постепенно приближаясь к среднему [Thinking Faith, 2011].
Второй способ искажения аскетизма более тонкий, а потому более коварный. В католической духовности те аскеты, кто стремится к прогрессу в духовной жизни, часто поощряют «умерщвление» собственной плоти, буквально предавая ее смерти.
Риск заключается в том, что некоторые аскетические практики бессознательно транслируют пренебрежение к телу. Смысл истинного аскетизма не в том, чтобы освободить душу от тела и даже не в подавлении физических побуждений, а в том, чтобы поднять их до истинно духовного уровня. Простыми словами, большой минус аскетизма – это риск возникновения дуализма, что подразумевает возникновение двойных стандартов [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].
Основная идея аскетизма – жить в достаточной изоляции, чтобы можно было понять истинную природу человека. Поскольку ни одно существо не может быть полностью отделено или изолировано от окружающей действительности, аскетические практики – это своего рода формальный способ создания пространства и времени для практики самопознания.
Теперь, чтобы лучше понять свои чувства, эмоции и желания, вам не обязательно становиться отшельником или проводить несколько часов в день за медитацией. Чтобы лучше разобраться в себе, вы можете, например, пройти онлайн-программу «Самопознание». Мы подобрали самые эффективные и полезные техники, освоить которые вы сможете всего за несколько уроков в неделю. Из них вы узнаете много нового о своих лидерских стилях, типе самомотивации, роли в команде, творческих особенностях и многом другом, что добавит бонусов в копилку знаний о себе.
Аскетизм в современном мире
Раньше отказ от мирского ассоциировался только с монахами-отшельниками, добровольно лишившими себя всех материальных благ и удовольствий. Суть аскетизма в классическом его понимании сводится к возвеличиванию целомудрия и жизни, полной лишений и отказов, а также неприятия любых удовольствий [Inquiries, 2014].
Когда-то аскетизм был процветающей практикой. Монашеский закон управлял церковными народами с поразительной жесткостью, и даже миряне были подвержены сложному миру праздников и постов. Но с началом эпохи Реформации в обществе аскетизм оказался утерянным навсегда.
Однако было бы ужасной ошибкой полагать, что Реформация навсегда похоронила аскетическую жизнь. Фактически, можно утверждать, что добровольный отказ процветает невиданными ранее способами. С упадком религиозных верований и практик аскетические инстинкты превратились в своих светских двойников. Пища для души перестала быть актуальной, а ей на смену пришел фокус на теле. Желание служить высшим силам быстро уменьшается, но вместо этого появляется стремление искать материалистические способы спасения через строгий контроль тела.
Сегодня аскетизм не исчезает, он превращается в интеллектуальные практики, а не телесные страдания. Для многих людей их дисциплина сосредоточена вокруг таких вещей как поддержание физической формы, в том числе строгие тренировки или занятия в тренажерном зале [Medium, 2017].
В современном мире аскетизм может распространяться на следующие направления:
Питание
Чтобы держать аскезу в еде, совершенно не обязательно соблюдать пост. Отказ от сладкой и вредной пищи, вегетарианство, сыроедение и другие виды питания могут быть формой аскезы в еде.
Умеренное и адекватное исключение некоторых продуктов из рациона может способствовать не только улучшению духовных ценностей, но и совершенствованию физического тела.
Разумное потребление
В современном мире господствуют догмы экономического рационализма и консьюмеризма, а радикальное духовное стремление к справедливости и равенству кажется совершенно несовместимым с такой культурной атмосферой [Eureka street, 2007].
Отказ от чрезмерного потребления материальных благ будет полезен, даже если вы не собираетесь держать аскезу. Пожалуй, одним из самых главных достоинств разумного потребления и аскетизма в одежде является значительная экономия денег и защита планеты от экологической катастрофы.
К тому же зацикленность на материальном может значительно тормозить развитие духовное. Происходит это в том случае, когда удовольствие человеку начинают приносить вещи исключительно материального порядка.
Отказ от развлечений
Отказ от развлечений совершенно не означает, что человек, выбравший такой путь аскетизма, должен закрыться дома и забыть обо всех мирских радостях.
Конечно, более радикальные его сторонники выбирают уединение, означающее отказ от общения ради религиозных целей. Такая изоляция может проходить в пустыне, лесу, горах. Физическая и психическая изоляция от общества означает, что шансы на соблазны материального мира значительно сокращаются из-за уединения от них. Например, в африканской традиционной религии большинство святынь были построены либо на берегу моря, либо в лесу. А монахи и отшельники существуют практически в каждой религии.
К счастью передовые технологии современного мира вполне обеспечивают возможность уединения в собственной квартире.
Информационный детокс
Количество потребляемой информации растет с каждым годом. Если не фильтровать весь информационный поток, можно очень быстро заблудиться во всем этом обилии новостей, рекламы, образовательных и рабочих проектов.
Чтобы расчистить голову, необходимо периодически устраивать дни тишины, во время которых вы откажетесь от просмотра телевизора, посещения Интернета и общения с другими людьми. Информационный детокс на день, неделю или даже месяц позволит вам очистить разум от ненужного шума и начать прислушиваться к себе и своим чувствам.
Аскетизм в интерьере
В последние несколько лет мода в дизайне интерьеров значительно изменилась. На смену пышному и кричащему стилю пришел лаконичный и практичный минимализм. Данный вид аскетизма стал настолько популярен, что ему посвящено большое количество книг с пошаговым алгоритмом и руководством к действию. Сторонники направления убеждены, что освобожденное от ненужной мебели пространство высвобождает большое количество энергии, необходимой для реализации в других важных сферах.
Минимализм – это современный подход к аскетизму. Чтобы придерживаться его, вовсе не обязательно уезжать в отдаленные уголки. Можно жить в городе, но сознательно и намеренно жить с минимально возможным имуществом.
Физические вещи, их состояние и расположение в вашем жизненном пространстве часто отражают состояние вашего ума. Если в вашем физическом пространстве много мусора, то, скорее всего, такое же количество информационного «хлама» будет и в вашей голове.
Дисциплина
Дисциплина как форма аскетизма может включать в себя:
Любое ограничение собственных желаний в пользу достижения целей или повышения личной эффективности может быть формой проявления дисциплины. Как только человек делает данную черту своей привычкой, его результаты как в личной жизни, так и на работе значительно растут.
Социальный аскетизм
Социальный аскетизм – относительно молодое направление, которое, тем не менее, смогло завоевать популярность среди жителей США и стран Западной Европы. Данный вид отказа подробно осветил психолог Патрик Дж. Холл в своей книге «Социальный аскетизм». В ней он подробно рассказывает, что это за философское течение, как к нему прийти и какую пользу оно несет человечеству.
По мнению автора, осознанное ограничение социальных контактов позволяет не только лучше узнать себя и понять смысл жизни, но и избавляет от чувства одиночества.
Часто желание выкладывать каждый свой шаг в социальные сети и ждать позитивного подкрепления в виде положительных комментариев и лайков обусловлено внутренней неуверенностью в собственных силах. Проработав это самостоятельно или с психологом, вы сможете в значительной степени повысить самооценку.
Заключение
На сегодняшний день существует тысяча способов заставить чувствовать себя хорошо с помощью материальных и вполне «приземленных» вещей: съесть лакомство, полистать социальные сети, посмотреть фильм, купить новые вещи или поиграть в компьютерную игру.
В каждом из этих действий нет ничего плохого. Однако если человек постоянно использует их, чтобы чувствовать себя лучше, он может стать их рабом. Он попадает в самую настоящую зависимость, желая получать их каждый раз, когда ему грустно или плохо, и расстраиваясь, когда сделать этого не получается.
Совершенно очевидно, что разумный аскетизм может помочь человеку обрести надлежащую власть над собой. Минимализм в еде, разумное потребление, размеренный образ жизни – все это может быть проявлением аскетизма. Конечно, подобный минималистский образ жизни может быть невыгоден для экономики, основанной исключительно на товарно-денежных отношениях, но, безусловно, имеет большой смысл с экологической точки зрения и благоприятным образом влияет на душевное равновесие самого человека.
А как считаете вы? А кроме этого вопроса, предлагаем ответить еще на один: