аскетизм как образ жизни
Аскетизм: что это в современном понимании, примеры, виды
Природа человека такова, что ему очень трудно противиться соблазнам. Поэтому способность вести аскетичный образ жизни всегда считалась одной из важнейших добродетелей и ценилась во всех культурах. Более того, люди верили, что аскетизм способствует духовному обогащению и совершенствованию человека, может приблизить его к богам и даже наделить сверхъестественными способностями.
Что такое аскетизм?
Аскетизм – это система принципов поведения, основанная на отказе от благ и удовольствий с целью нравственного совершенствования и религиозного возвышения. В той или иной форме аскетизм присутствует практически во всех религиях мира, а различные поверья утверждают, будто с его помощью можно постичь истину или открыть в себе новые способности.
Термины «аскетизм» и «аскеза» образованы от греческого слова ἄσκησις (аскесис), которое переводится как «упражнение», но в более узком смысле можно перевести как «тренировка ума и воли».
Несмотря на большое разнообразие аскетических практик, практически все они сводятся к дисциплине и ограничению себя в удовольствиях и удовлетворении базовых потребностей. Обычно это подразумевает добровольный отказ от таких благ как:
Человека, избравшего для себя аскетический образ жизни, называют аскетом. По сути, он должен отказываться от всего, чего желает. А единственным его стремлением должно оставаться духовное совершенствование. Некоторые аскетические практики подразумевают также истязание своего тела различными способами.
Противоположностью аскетизма является гедонизм – учение, считающее удовольствие важнейшей ценностью и смыслом жизни.
Примеры сторонников аскетизма
Многие известные исторические деятели придерживались тех или иных форм аскетизма, и всех перечислить невозможно. Мы рассмотрим несколько наиболее показательных примеров.
Диоген
Хоть Диоген и не самая известная личность в нашем списке, знаменит он именно своим аскетизмом. Все знают, что философ жил в бочке (точнее, в пифосе – большом глиняном сосуде для хранения продуктов). Афиняне уважали этот странный выбор, и когда какой-то мальчишка разбил его жилище, ему тут же предоставили новый «дом».
Также Диоген имел минимум вещей, поскольку считал, что лишнее имущество ограничивает свободу человека. Однажды он увидел, как какой-то паренёк пьёт воду, зачерпывая её руками. Решив, что мальчик превзошёл его в простоте жизни, он выбросил свою чашу для питья.
Известен случай, когда сам Александр Македонский решил навестить Диогена. Представ перед ним, он сказал: «Проси у меня всё, что пожелаешь!». Философ ответил правителю: «Отойди, не заслоняй мне солнце!».
Интересно, что аскетизм Диогена относился лишь к владению материальными благами. При этом он регулярно посещал пиры, где местные богачи всегда привечали его, несмотря на хамское отношение к ним. Кроме того, он пользовался услугами знаменитых гетер Лаисы и Фрины, которые брали с других философов и богачей огромные суммы, но Диогена обслуживали бесплатно.
Будда Шакьямуни
Основатель буддизма пришёл к созданию своей религии благодаря многим годам аскетических практик. В конечном итоге он решил, что плохи любые крайности, и стал проповедовать умеренность во всём, отрицая как аскетизм, так и гедонизм. И всё же одной из центральных идей буддизма является борьба со страстями, для контроля которых используются подходы, частично позаимствованные Буддой из аскетических учений того времени.
Иисус Христос
Личность основателя христианства вызывает массу споров. Одни историки сомневаются в том, насколько его жизнь соответствовала образу, сформированному последователями, другие и вовсе считают, что его никогда не существовало. Но если вынести эти споры за скобки, его можно считать ярким сторонником аскетизма. В писаниях утверждается, что он всегда отказывался от излишеств, отвергал роскошь и проповедовал умеренность во всём.
Непосредственным примером аскетизма является 40-дневное странствие Иисуса по пустыне. Христиане верят, что в течение этого срока он держал пост и был искушаем Дьяволом, но справился со всеми искушениями. К слову, некоторые исследователи связывают эту историю с традицией 40-дневного поста в христианстве, однако единого мнения на этот счёт не существует.
Махатма Ганди
Автор философии ненасилия Мохандас Карамчанд Ганди придерживался крайне умеренного образа жизни во всём. Он не стремился к роскоши и даже к комфорту, не жаждал развлечений и удовольствий, а смыслом своей жизни сделал ненасильственную борьбу за освобождение Индии от колониальной зависимости. Даже титул «Махатма», который переводится как «Великая душа», огорчал его.
Пифагор
Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский также известен аскетичным образом жизни. Примерно в 40-летнем возрасте он из-за политических взглядов покинул родные земли и после продолжительного путешествия остановился в городе Кротон. Там он основал религиозно-философскую школу (по свидетельствам современников походившую на монастырь). Каждый, кто хотел стать его учеником, клялся, что будет соблюдать строгие правила школы, в том числе исполнять религиозные обряды и вести аскетичный образ жизни.
Виды аскетизма
Аскетизм является довольно многогранным понятием, но всё же достаточно отчётливо подразделяется на 2 основные формы: религиозный и светский. Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.
Религиозный аскетизм
Практически все религии поощряют аскетичный образ жизни обычных людей и требуют такового от религиозных деятелей. Такое поведение считается праведным, тогда как поощрение своих плотских желаний рассматривается как грех. Рассмотрим подробнее отношение к аскетизму в наиболее распространённых религиях мира:
Светский аскетизм
В религиях аскеза рассматривается как путь к духовному совершенствованию. Но существует и нерелигиозный аскетизм, который направлен на морально-нравственное развитие человека, тренировку силы воли, развитие представлений о жизни, обретение внутренней гармонии и духовной свободы. В частности, многие с его помощью стремятся развить способность противостоять разрушительным соблазнам и сдерживать свою склонность к аддиктивному поведению.
Как правило, светский аскетизм не подразумевает отказа от всех удовольствий. Обычно речь идёт об ограничении потребления, заботе об экологии, отказе от алкоголя, фаст-фуда и прочих вредных продуктов. Часто люди отказываются от тех видов развлечения, к которым питают слабость (например, от азартных или компьютерных игр).
Отдельно стоит отметить спортсменов, которые придерживаются аскетического образа жизни и, в частности, отказываются от секса перед важными соревнованиями. Широко известен пример Майка Тайсона, который по настоянию тренера полностью воздерживался от секса вплоть до своего первого чемпионского боя (который он провёл в 20-летнем возрасте). Кроме того, впоследствии Тайсон признал, что именно его сексуальная необузданность и любовь к кутежу стала причиной крушения его спортивной карьеры.
Заключение
Аскетизм – это особый образ жизни, заключающийся в предельно возможной сдержанности в развлечениях и удовольствиях. При этом его нельзя назвать единой философией или концепцией. И нельзя проследить историю его развития, поскольку в разных культурах существовало большое количество разных форм аскетизма.
Так или иначе, он всегда рассматривался как путь к совершенствованию. Кто-то с его помощью пытался развить силу воли, кто-то упражнял разум, кто-то пытался приблизиться к богам, а кто-то рассчитывал, что Вселенная оценит его старания и наделит его сверхъестественными способностями.
«Удалите все соцсети, начните жить реальной жизнью»: что не так с модой на социальный аскетизм?
Совет прочитать книгу Патрика Дж. Холла «Аскетизм» вы встретите везде, где обсуждаются минимализм и осознанное потребление. Обычно книжные отзывы делятся на негативные и позитивные примерно поровну. Но книгой «Аскетизм» все восхищены. Интернет полнится восторженными откровениями: «Книга перевернула мою жизнь», «Я подарил ее всем друзьям, и теперь они стали другими людьми», «Пришло время проснуться», – и еще сотни отзывов в таком же духе. Господин Холл, сексолог по профессии и хулиган по манере изложения своих мыслей на бумаге, уж точно не претендует на звание обычного автора. Ореол поклонения вокруг «Аскетизма» напоминает религию, будто автор открыл очередной идеальный рецепт правильной жизни, изобрел универсальную таблетку от всех проблем.
Секрет популярности учения о социальном аскетизме в том, что оно попало в больное место общества.
Мы проводим слишком много времени онлайн, чрезмерно велика наша зависимость от чужого одобрения. Лайки будто превратились в валюту, а настоящего человеческого лица с морщинками и прочими недостатками на фото сегодня и не увидишь
Виртуальный эфир полон красавиц и красавцев, которые без конца путешествуют, не стареют, успевают воспитывать пятерых малышей без помощи нянь и бабушек, а в перерывах между блистательными фотосессиями только и успевают отбиваться от желающих приобрести их уникальные тренинги личностного роста.
Что же такое социальный аскетизм и есть ли в этом новом тренде научный смысл?
Книга «Аскетизм» начинается с хлесткого сравнения современного общества со стадом парнокопытных. Они ведомые создания, неотличимые друг от друга. Смысл их жизни строится вокруг повторения паттернов поведения собратьев. То ли дело львы: эти благородные животные уникальны, говорит автор. Они цари природы, они принимают суровые и правильные решения, они счастливы, греясь на солнышке или настигая очередную антилопу, чтобы впиться зубами ей в глотку.
Обращение к животному миру как к серьезному аргументу для отстаивания своей позиции в вопросах социальных отношений всегда настораживает. Как и сравнение большинства людей с тупыми баранами, которые дружным стадом идут в магазин, чтобы получить кредит на новую модель смартфона. В то время как социальные аскеты, то есть, с точки зрения вселенской справедливости, гордые львы, идут по жизни, высоко задрав голову и издавая издевательский рык в сторону глупых баранов.
Вот правила социального аскетизма, которые Патрик Дж. Холл рекомендует внедрить в жизнь:
В то время как диетологи всего мира пишут статьи и книги, разъясняющие, как питаться без излишеств, но при этом полноценно и сбалансированно, Патрик Дж. Холл идет по простому пути и приводит свой пример «идеального рациона»: всего-то нужно купить мешок риса и дешевую шоколадку. Эксперты Всемирной организации здравоохранения не согласятся с идейным вдохновителем социальных аскетов, но какое ему до этого дело? Хотя на данном пункте даже у минимально подкованного в вопросах диетологии читателя возникнут сомнения, а не слишком ли широкими мазками Патрик Дж. Холл рисует образ жизни социального аскета? Не грозит ли неофиту, который решится последовать за своим вдохновителем, запор от отсутствия клетчатки и болезнь бери-бери от дефицита витамина В1?
Дальше – больше. Автор упоминает о белых кроссовках как о «визитной карточке» социального аскета. Мол, это «образ минимализма и осознанного выбора». Да-да, вы не ослышались. Вам было сказано купить белые кроссовки, даже если вы не носите спортивную обувь и вообще любите зеленый цвет. Великолепный пример осознанного выбора, не правда ли?
Отчего-то сама собой возникает в воображении сцена, как Патрик Дж. Холл приходит домой к маме, с которой живет, утомленно ставит на пол очередной мешок риса, снимает свои запыленные белые кроссовки и начинает намывать их при помощи маминой зубной щетки над раковиной. «Сынок, ты двинулся кукушкой?» – спрашивает у Патрика его мама. И тот немедленно выкидывает маму из социальных сетей, из квартиры и из своей жизни. Он действует решительно и быстро, как истинный гордый лев. Его белые кроссовки сияют едва ли не ярче, чем его самодовольство.
Однако есть в концепции социальных аскетов и разумное зерно:
Чем отличается социальный аскетизм от модного нынче дофаминового голодания и «цифрового детокса»?
Те, кто практикует дофаминовое голодание, лишь на время отказываются от пользования гаджетами для развлечения, чтобы потом снова вернуться к листанию ленты фейсбука с обновленными – и оттого очень чувствительными – дофаминовыми рецепторами в мозге.
Медиааскеза подразумевает перестройку образа жизни, пересмотр собственных ценностей. Это не полный отказ от техники и удовольствий. Один из последователей учения Патрика Дж. Холла остроумно заметил: «Во время бесед об аскетизме слушатели осторожно прячут смартфоны в карманы, опасаясь, что их устройства схватят и бросят в аналог первобытной пещеры». Наверное, было бы прекрасно найти собственный гармоничный вариант отношений с социумом в реальности и в Интернете. Для этого потребуются определенные усилия, терпение и время. Еще одна мудрая мысль, которую можно найти в книге «Аскетизм»: разумнее пересмотреть образ жизни, чем устраивать себе бессмысленное «фейсбучное голодание» в течение суток.
Вот меткое наблюдение от Ирины Гусинской, заместителя главного редактора крупного издательства, о «фейковом» аскетизме: «Иногда остается только внешняя форма, оболочка аскетизма, эго аскета приобретает угрожающие размеры, избранная цель достигается всеми средствами. Аскет без любви превращается в эгоцентричного, безжалостного к другим человека». Отчего-то сразу вспоминается Патрик Дж. Холл, который с гордостью описывает телефонные разговоры со своей мамой: в беседе он нисколько не интересуется ее эмоциональным состоянием и ни на секунду не готов проявить хоть немного эмпатии, зато решительно прикрикивает на нее, когда та решает рассказать ему немного новостей об общих знакомых. Вполне точный портрет «эгоцентричного и безжалостного к другим человека», правда?
Небывалый успех нехитрых и не новых, в общем-то, идей социального аскетизма связан с агрессивной и напористой манерой подачи, которая так симпатична многим российским мужчинам патриархального склада ума (чего стоит одна только история о том, как автор «Аскетизма» насильно удалил все соцсети из смартфона жены и запретил ей восстанавливать их), а также с обилием упрощений и допущений.
И все-таки эту книгу стоит прочитать, чтобы задуматься: «Как я могу сделать свою жизнь проще и счастливее?» И возможно, начать собственную историю разумного медиааскетизма.
maxxbay
Обо всех и обо всем
Аскеза – какое-либо ограничение, добровольно принятое человеком, для достижения духовного развития. Так же отражает наши усилия на пути внутреннего самосовершенствования.
Ограничение может быть как физическим, так и психологическим. Это некое упражнение, развивающее душевную силу и определенные качества характера.
Аскетизм, как практика или образ жизни, описан во многих культурах и учениях.
Аскетизм, как образ жизни
Образ жизни аскета отличается особым воздержанием и минимализмом. Самоограничение может выражаться в еде, одежде, имуществе, удовольствиях или жилищных условиях. Как пример, кровать монаха-аскета — это циновка, расстеленная на полу, подушкой может служить деревянная подпорка или же ее не будет вовсе. Аскетизм не стоит путать с временными трудностями, вызванными внешними условиями.
В том числе образ жизни аскета характеризуется методичным выполнением физических практик, занятием йогой, чтением духовной литературы, молитвой.
Виды аскез
Аскезы могут быть трех разновидностей: связанные с телом, с умом и с речью.
Через телесную аскезу (образ питания, особые физические нагрузки, соблюдение режима дня, чистота и простота одежд, паломничество и т.д.) практикующий развивает способность контроля над эмоциями и желаниями. Самоистязания и садо-мазохистские приемы не относятся к аскетизму.
На разных духовных уровнях развития йоги и аскеты прибегают к различным по строгости упражнениям.
Например, отшельники из Индии годами стоят без движения или голодают долгое время, тем самым они выражают, что духовный мир преобладает над материальным.
Аскезы, связанные с речью – говорить в любой ситуации правду, не вступать в пустые (бессмысленные) разговоры и не сплетничать. Не повышать голос, не сквернословить, не перебивать говорящего.
Принимать суждения собеседника без спора – не настаивать на «своей правде».Интересно, что аскезы речи так же распространяются и на мышление. Ведь наши мысли влияют на материю с такой же силой, как и слова. Духовная сила человека выражается его способностью говорить спокойно и с любовью о тяжелых (для слушающего) вещах (с целью ему помочь). А так же поддержать в трудной ситуации, произнести сильные и добрые слова.
Самый тяжелый вид аскезы
Аскезы ума – чтение духовной литературы и размышления о духовной жизни. Контроль над эмоциями, усмирение собственного высокомерия, благодарность и молитва.
Это одна из самых тяжелых для исполнения практик. Нам тяжело усмирить ум, он постоянно мечется между воспоминаниями и оценкой окружающего мира и событий.
Особенно тяжело держать данную аскезу человеку, живущему в современном ритме города. Мы ежедневно испытываем информационную атаку, даже не замечая этого. Наш ум анализирует всю попадающую в него информацию – от рекламы на улице, до постоянно обновляющейся информационной ленты в Интернете. Большая часть информации пуста или же наполнена негативом, она не несет ни пользы, ни созидания.
Какие навыки развивает практика? В чем сила данного инструмента саморазвития?
В следующей статье мы поговорим о пользе аскезы в жизни современного человека.
Источник
Факты об аскетизме
Аскетизм — это название духовной практики, связанной с самоограничением и строгой дисциплиной. Соответственно, аскеты — те, кто практикует аскетизм.
В каждой религиозной традиции, где присутствует понятие «аскетизм», взгляды на его цель и методы различны. Поэтому довольно сложно дать общее определение, не рассматривая аскетизм в рамках конкретной традиции.
Что такое аскетизм
На протяжении тысячелетий люди тяготели к непознанному, ища в нем ответы на волновавшие их вопросы, — кто же мы, откуда и куда движемся, что там, за чертой неизвестности, есть ли что-то после смерти, а если да, то какое будет воздаяние за прожитую жизнь?
В своем стремлении стать лучше ищущие использовали методы и методики для достижения результатов в освоении новых ступеней духовного развития и постижении законов иного мира, который совершеннее, прекраснее, мудрее всего того, что они встречали в своей повседневности.
Понятие, которое мы хотим осветить данной статьей, является рядом действий, направленных на очищение души и подготовку человека к неизбежной встрече с этим самым непознанным. Чтобы понять глубже этот непростой комплекс совершенствования своей внутренней природы, вначале обратимся к происхождению слова, которое определяет данный процесс.
Аскетизм — это отказ от отягощающих душу излишеств, роскоши и чрезмерных удовольствий.
Адепт, использующий данную практику, ограничивает себя, следуя образу жизни, наполненному последовательными воздержаниями, исполненному простотой и скромностью. Ведь его стезя — самосовершенствование. Он это делает намеренно от того, что понимает: самоограничение и строгость по отношению к самому себе — истинный путь освобождения души от пороков и изъянов, страстей, разъедающих душу и желаний, разрушающих разум.
4 основные цели аскетов: сверхспособности, прозрение, гармония, Божественная благодать
Учитывая разнообразие конфессий, перечислить все устремления аскетов каждой существующей религии невозможно. Но это и не нужно.
Внимательного изучения преимущественно заслуживают наиболее распространённые взгляды, присущие самым древним и влиятельным культурам.
Асура — демон в индийской мифологии. Когда ему нужно стать сильнее — держит аскезу
1 цель. Аскеза как средство обретения мистических способностей. Такая интерпретация рассматриваемой практики наиболее древняя. Происходит она из индуизма и характерна для множества близких ему культовых традиций.
Индийские аскеты — это и люди, и божества (суры), и демоны (асуры). Иногда им, в силу тех или иных обстоятельств, требуется стать могущественнее. Тогда достаточно предать плоть немыслимым испытаниям вроде стояния на одной ноге продолжительное время.
В итоге высшие силы, чаще всего в лице бога-творца Брахмы, даруют за подвижничество мистические силы, например, неуязвимость.
2 цель. Аскетичность как путь к духовному прозрению. Идея здесь заключается в полном отрицании мирского. Если плоть имеет греховную природу, то следует выйти из-под её контроля, чтобы стать сильнее духом.
Скажем, голод заставляет человека искать пропитание. Но, игнорируя желания желудка, человек обретает над ним власть, превращается в хозяина тела, а не раба своих потребностей.
Подобные взгляды преимущественно распространены в традициях Древнего Востока. В частности, некоторые направления йоги основаны на полном отрицании телесного. Подчинив чувства, дыхание и мысли, практик разрывает все связи с материальным миром и готовится уйти в духовные сферы.
Но это ни в коем случае не относится ко всем направлениям йоги и Восточных учений, а характерно лишь для отдельных школ.
Индус Амар Бхарати, 45 лет держащий поднятую руку, — пример радикального аскетизма
3 цель. Умеренная аскетическая жизнь как фундамент для жизни духовной. Ещё одна Восточная трактовка данной практики. Она популярна в большинстве буддийских традиций. Смысл в том, чтобы ограничивать себя, избегая излишеств, но не превращать это в культ.
Умерщвление плоти — такая же крайность, как праздная жизнь. И то и другое отвлекает человека от мира духовного. Единственный разумный путь — срединный, то есть такой образ жизни, который поддерживает спокойное существование для размышлений о вечном.
4 цель. Аскетизм как средство стяжания Божественной благодати. Это сравнительно поздний, христианский взгляд на аскетизм, принципиально отличающийся от предшествующих идей.
Если говорить просто, то задача такой практики — преображение человека, обретение духовного совершенства.
Разумеется, такая древняя практика имеет сотни других толкований. Например, нельзя не упомянуть, что осознанный аскетический образ жизни вели античные философы, в частности, Диоген. При этом они не связывали самоограничение с религиозными целями.
Этот обширный материал придётся оставить за бортом, ибо в дальнейшей статье мы преимущественно поговорим про аскетизм в православии.
История аскетизма
Вот несколько фактов из истории аскетизма. В христианской религии понятие аскетизма появилось благодаря античной культуре. Данное слово произошло от греческого «аскео», которое обозначает обработку, грубого, твёрдого материала, производимое очень искусно, а также развивающее тело и душу упражнение.
Ещё можно отметить, что корни аскетизма уходят в доисторические, первобытные времена: невозможно тяжелые условия жизни приводили к тому, что человеку, чтобы выжить, нужно было быть очень выносливым физически, и нужно было преодолевать невозможно трудные испытания повсеместно и ежечасно. Необходимость постоянно не жить, а выживать, выражалась в специфических ритуалах. Обряд посвящения мальчиков в мужчин предполагал длительную изоляцию подростка, пост и другие лишения. Этот обряд должен был показать испытуемому, что жизнь в дальнейшем будет совсем «не сахар».
Будьте аскетом
Любому из нас было очень важно сохранить в себе какую-то хотя бы малую частичку аскетизма для того, чтобы жизнь не казалась нескончаемым бегом с препятствиями за чем-то новеньким. А как же можно воспитать такую черту характера в себе?
Работайте над собой
Отшельничество, посты и другие распространённые методы аскетизма
Христианская аскетика за столетия своего существования не только переосмыслила древние формы подвижничества, но сформировала свои. Важно понимать, что все они нужны для борьбы с каким-либо недостатком, присущим человеческой природе, а не сами по себе.
Рассмотрим, какие методы описывали святые отцы и практиковали верующие за минувшие века:
Отшельничество.
Дабы сосредоточиться на духовном, человек намерено обрывает связь с мирским, уходя в места, где не живут люди.
Хотя такой образ жизни известен из глубокой древности, именно в христианском понимании первопроходцами можно считать пророка Илию, Иоанна Крестителя и, конечно же, Иисуса Христа.
Впоследствии многие святые подвижники избирали отшельнический образ жизни в пещерах, лесах и прочих уединённых местах.
Более простая форма отшельничества — уход в монастырь, в окружение единомышленников. Важно понимать, что единственный правильный мотив — намерение больше времени посвящать работе над собой, но, ни в коем случае, не бегство от суетного мира.
Сергей Радонежский — один из самых известных православных аскетов-отшельников
Целомудрие. Необходимость этого пункта связана с тем, чтобы обуздать свои чувства, не дать им управлять собой. Здесь уместно процитировать патриарха Кирилла:
«Аскеза — это вовсе не жизнь в пещере и постоянный пост, а способность регулировать свои инстинкты».
Контроль над позывами плоти волевым усилием — один из залогов обретения Божественной благодати. Другими словами, нам не нужно искоренять сексуальное желание и отрицать его существование, но нужно суметь стать его хозяином.
Послушание. Эта аскеза необходима, чтобы преодолеть эгоизм. Послушание — это не бездумное следование чужим приказам, а способность вести себя дисциплинировано, в соответствии с наставлениями Священного Писания. Игумен Нектарий (Морозов) так говорит о непослушании:
«Надо начинать с того, с чего начались все злоключения рода человеческого, а именно — с грехопадения. Отпадение праотцев от Бога произошло именно посредством преслушания, преступления той заповеди, которая дана была первозданному человеку — о невкушении плода с Древа познания добра и зла.
Эта заповедь, которую Господь дал человеку, заключалась именно в послушании. В чем ее смысл?
Господь учил человека сообразовывать, соединять свою волю с Его волей.
Именно тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога — произошло грехопадение.
Искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания.
Но святые отцы говорят: каким путем благодать уходит, таким путем она и возвращается.
Непослушанием первозданного человека грех вошел в мир и стал властвовать над природой человеческой; послушанием Сына Божьего, нового Адама, грех в человеческой природе был преодолен.
Вот почему добродетель послушания так важна».
Нищета. Пожалуй, сегодняшние коннотации этого слова мешают правильно воспринять идею данной аскезы. Суть в том, чтобы отказаться от роскоши. Православный святой Нил Сорский так писал об аскезе нищеты:
«Очисти келью твою, и скудость вещей научит тя воздержанию».
К слову, он же был противником различных украшательств храмов.
Смотрите также статью Адвентисты седьмого дня
Пост. В христианстве существует идея того, что тело — это храм души. Это важная мысль, поскольку она разительно отличается от представлений, характерных для многих других религий, считающих тело лишним материальным придатком.
С точки зрения христианства тело нужно развивать и закалять вровень с духом. Для таких целей и существует пост. Вот, что о нём пишет преподобный Марк Подвижник:
«Она (польза поста) всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет сорняки, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.
Ибо тело сие из той же земли и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды.
Сказанное же пред сим сказано не для того, чтобы удержать желающих получить пользу от поста, но в предостережение нежелающим повредить себе им: ибо как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим».
Существуют и другие способы аскетизма. Один из них — «Иисусова молитва». О ней мы поговорим подробно в следующем разделе.
Принципы аскезы
Имея в распоряжении информацию об аскетах прошлого, опираясь на опыт аскетики как духовной науки, мы можем практиковать этот метод самосовершенствования в настоящем времени без перегибов в виде насилия над личностью, избегая перекосов излишнего самоунижения. Принцип любого самоограничения заключается в том, что для того, чтобы настроиться на восприятие более тонких вибраций, человеку необходимо отказаться на какое-то время от взаимодействия с энергиями грубого плана, сосредоточив весь свой арсенал чувствования на самом себе, своей внутренней природе, чтобы сгармонизировав себя изнутри, суметь в будущем поделиться этой гармонией с миром.
Разумно выделить основные принципы-заповеди, подобно десяти библейским, руководствуясь которыми, возможно достичь значимых результатов в саморазвитии через самоограничение человека нашего времени:
Внимательная Иисусова молитва — один из главных инструментов аскета-христианина
Как заметил преподобный Марк Подвижник, практика без молитвы — не только бесполезное, но и вредное занятие:
«И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу бывающее бедствие, ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, восстанет и будет бороть нас…
Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе, так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя».
Иисусова молитва распространена среди монахов. Суть практики заключается в том, чтобы внимательно и непрестанно повторять про себя слова:
Вариант текста Иисусовой молитвы. Её непрестанное повторение — распространённая аскеза монахов
Впрочем, это не единственный вариант молитвы.
Существуют и другие:
«Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных».
«Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».
«Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас».
«Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».
«Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)».
«Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».
«Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)».
Самая краткая форма молитвы используется в католицизме: «Иисус».
Главное условие чтения — слушать и слышать. Практика Иисусовой молитвы — это сосредоточенное слушание, а не механическое повторение. Частично это может напоминать медитацию, чтение мантр и прочие духовные упражнения, но задачи здесь свои, да и ряд особенностей имеется.
Но объяснить его в силах только опытный христианин, способный провести ученика по всем ступеням чтения молитвы и уберечь от ошибок.
Польза и возможный вред
Как и в каждом явлении этого мира присутствует двойственность, так и в практике аскетизма есть две стороны медали в зависимости от того, как и с чем к ней подходят.
Плюсы
Преимущества аскезы:
1. Прежде всего человек учится отделять зерна от плевел, истинное от ложного, естественное от привнесенного извне, навязанного. Он плавно обнаруживает в себе новые грани, открывая в себе то, что в привычном режиме жизни осталось бы им незамеченным.
2. Улучшаются отношения с людьми, в первую очередь, с близкими, появляется сдержанность, из лексикона уходят слова-паразиты.
3. Постепенно исчезает нетерпимость к иным мнениям, появляется сдержанность, уменьшается желание участвовать в том, что вредит жизни.
4. Укрепляется здоровье, уходят вредные привычки, проясняется сознание.
5. Появляется душевное спокойствие, человек перестает вечно куда-то опаздывать и кого-то догонять.
6. В отношениях с близким человеком более начинает цениться не физическая близость, а душевная.
7. Открываются новые смыслы, а, возможно, и способности.
Все это может произойти с большей вероятностью, если свою практику самоограничения человек посвятит единению с духовным началом, пребывающем в нем, которое и является частицей той всеобъемлющей Силы, постижению которой монахи и отшельники на протяжении тысячелетий отдавали всю свою жизнь.
Все должно иметь свою разумную меру, и превышение этой меры, которая для каждого своя, может привести к нежелательным результатам.
Минусы
Недостатки аскетизма:
1. Излишнее замыкание в себе и на себе. Если это не вызвано необходимостью углубленного самопознания благодаря открытию внутри источника духовной силы, проявленного особым состоянием божественного присутствия, то рьяная практика сама по себе ради практики, желания как-то выделиться либо слепого подражания кому-либо, может привести со временем к полному в ней разочарованию.
2. Передозировка в ограничениях, к тому же при слабом здоровье, может привести к еще большему его ухудшению.
3. Духовное развитие посредством разумных ограничений не обязывает ограждаться полностью от мира. Это добровольный выбор каждого. Человек может самоустраниться от общего потока жизни, выбрать свой ритм и свою скорость, но он все равно остается быть частью этой действительности. Мир развивается, не смотря на деструктивные процессы внутри него, проходит свои черные и белые полосы. Быть может, для кого-то длительное выпадение из этого потока притормозит и его личностное или даже духовное развитие, ибо жизнь аскета в миру тяжелей, чем в уединении, а тяготы, как известно, стимулируют, а зачастую и ускоряют процесс развития.
3 врага аскетизма: прелесть, автоматизм и фанатизм
Увы, далеко не каждому практику ясны базовые задачи и принципы аскетизма. Отсюда возможны неприятные последствия.
Прелесть. Практик пленяется результатом и гордится им, как своим достижением, отрицая участие в процессе Бога. Так сворачивают с христианского пути в мистику.
Автоматизм. Процесс ради процесса без участия духа не принесёт никаких результатов.
Фанатизм. Несоизмеримость своих сил с суровостью аскетической практики способна нанести непоправимый урон здоровью. Требуется умеренный, взвешенный подход.
Виды самоограничений
Чтобы этот инструмент саморазвития шел во благо, надо понимать, как правильно он функционирует, какие есть виды самоограничений, когда их лучше выполнять и как. Главное помнить, что тот дискомфорт, в который вы себя погружаете, вы выбрали добровольно. Это не страдание и не надежда на то, что этот ваш выбор кем-то и когда-то зачтется. Вы это делаете ради самого себя, включая в себе более тонкие механизмы самоосознания. Помните еще и то, что нужно быть аккуратным, дабы не подпитывать свой эгоизм, сравнивая себя с теми, кто еще не прозрел и ходит непросвященным, в отличие от вас. К примеру, христианский пост возымеет свое воздействие, если постящийся посвящает свое воздержание Богу, не привязывается к результатам и не осуждает иных, не постящихся.
Различные виды самоограничений можно отнести к трем основным группам:
Ограничения тела
Здесь самое главное — помнить, что ваша цель заключается в освоении контроля чувств и желаний и ни в коем случае не нанести вреда своему телу. Не надо уподабливаться йогам и подвижникам прошлого, истязающим и умертвляющим свои тела, ибо то, что для вас есть неудобство, — для них являлось вполне нормальным и естественным.
К самоограничениям тела можно отнести:
Ограничения языка
Это воздержанность в речи, качестве языкового общения. То, что слетает с наших уст, нас может как облагораживать и возвышать, так и осквернять, унижая и сводя на нет наше человеческое достоинство.
Практика языкового ограничения:
Ограничения ума
Самоограничения ума более всего могут наставить человека на смирение, приблизив к духовным высотам, помочь увидеть скрытые смыслы в простых вещах.
Среди самоограничений ума следующие:
Правильный христианский аскетизм объединяет волю человека и Бога
Совершая подвиги телом, умом и душой, христианин демонстрирует ревность в деле спасения. Но при этом он понимает, что эти действия становятся значимыми не сами по себе, а когда они освещаются Божественной благодатью.
Практикуя аскетизм, важно понимать его высшую цель и избегать ловушек вроде прелести, фанатизма и автоматизма.
Серафим Саровский демонстрирует Николаю Мотовилову результат аскетизма — благодать Духа Святого
Заниматься этим следует только под надзором опытного верующего наставника. В противном случае стоит ограничиться умеренностью в образе жизни и непоколебимой верой.
Женская и мужская аскезы
Как для мужчины, так и для женщины разумные, правильные самоограничения являются важным условием дальнейшего духовного развития. Общее для них заключается в том, что они ведут к раскрытию внутренних потенциалов, улучшению не только физического и душевного здоровья, но и изменению качества жизни в целом, в том числе, и в материальном плане. Разница в том, что каждый из полов должен выполнять соответствующие практики, свойственные, соответственно, мужской или женской природе, поскольку имеется разница не только в физиологии, но и в предписанных каждому обязанностях.
Мужские
Для мужчины важны аскетичные практики, связанные с телом, поскольку они укрепляют и усиливают мужские качества характера.
Женские
Чрезмерное увлечение женщины мужскими практиками может привести к увяданию ее женских качеств и расцвету мужских. Это приведет к огрублению сердца и уведет от своего природного предназначения. Ее практики — это самоограничение работы языка и деятельности ума. Если они выполняются в благости применительно ко всем аспектам жизни ее семьи, счастье обретает не только женщина, но и все домочадцы.
Если каждый из супругов периодически обращается к данным практикам, то исходный результат будет залогом прочной, гармоничной семьи, ее здоровья и грамотного воспитания их детей.
Аскетический образ жизни
Для чего нужен
И все-таки подытожим, зачем нужен такой образ жизни применительно к ныне живущим. Каковы причины обращения к подобным практикам современными людьми. Дело в том, что, то, что было для человека ценным на протяжении тысячелетий, важно для него и сейчас: здоровье, семейные ценности, стремление к познанию себя и Бога, развитие внутренних способностей, желание сделать мир лучше.
В нынешнем обществе аскетическое лицо — это человек, принявший решение очиститься от ненужного и мешающего, будь то материальные предметы, старые привязки, связи и окружение. Это смельчак, решивший сбросить уже не актуальный, ненужный груз прежнего образа мышления и жизни в целом. Иными словами, тот, кто избрал путь освобождения от всего навязанного и искусственного во имя своей природной целостности.
Правила поведения
Тому, кто избирает данный путь, скорее всего, придется придерживаться некоторых правил для того, чтобы в своем личностном и духовном развитии и движении вверх не оступаться, слетая на несколько ступеней, а то и пролетов вниз.
Давайте их определим:
Из представленного видео вы узнаете об аскетичном образе жизни основателя IKEA.
Известные аскеты
История богата на имена выдающихся людей, которые избрали путь аскетичности как в миру, так и в религии. Назовем некоторые самые известные из них. Это посвященный в глубину древних мистерий Пифагор и яркий представитель школы киников, живший в глиняной бочке Диоген, врачеватель Гиппократ и философ Кант, гений военного дела Александр Суворов и миллиардер Генри Форд, академики Николай Амосов и Дмитрий Лихачев.
Несчетным будет число всех подвизавшихся на сей подвиг в мировых религиях и духовных течениях. Ограничимся примерами некоторых известных, чаще всех находящихся на слуху в христианстве и буддизме.
В христианстве
Подвижники христианства через постоянный молитвенный подвиг и ряд суровых испытаний и самоограничений поднимались по ступеням познания Бога, на первой из которых они освобождались от восприятия мира посредством чувств, дабы достичь глубокого смирения и бесстрастия. На второй они уже имели возможность созерцать во всей неземной красе мир духовный и даже входить в него. Высшая ступень подразумевала возвышение над всем условным и ограниченным материальными рамками, постигая суть божественных творений, достигая глубин осознания бытия.
На этом непростом пути духовного восхождения для своих целей они использовали ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество было их непременной спутницей. Основными же подвигами монахов, отшельников, пустынников являлись пост и бдение, лишение себя крова и нагота, поклоны и вериги.
Приведем примеры из описании жития святых отцов. Одним из них является свидетельство подвига блаженного Ионы, который будучи монастырским садовником в одном из монастырей Пахомия Великого, дожив до возраста восьмидесяти пяти лет, ни разу не сомкнул очей. После выполнения своих каждодневных обязанностей в саду, он заходил к себе в келию и бдил, до рассвета молясь и плетя веревки.
Недельный пост был для аскетов нечто обыкновенным, а некоторые, уподабливаясь Христу, не ели и не пили до сорока дней.
Преподобный Серафим
Но в качестве более яркого примера служения Богу и людям опишем вкратце жизнь легендарного русского подвижника, чудотворца, преподобного Серафима Саровского.
Родился он года в семье благочестивого купца Исидора Мошнина и жены его Агафьи. В крещении был наречен Прохором. Через три года умер отец, строивший церковь в Курске, и Агафья сама воспитывая сына, взгрузила на свои плечи неоконченное дело мужа и воспитание сына.
Когда Прохору было семь лет, он по неосторожности упал с колокольни, но оказался невредим. Для близких людей это было знамением, что ребенок находится под защитой Господа.
Однажды во время тяжкой болезни мальчику явилась в чудесном сиянии Богородица, утешила и сказала, что вскоре он будет здоров
Прохор отличался от своих сверстников тяготением к уединению для чтения священных писаний и посещению церковных служб. Постепенно через молитву ему стал открываться во всей красе непознанный духовный мир.
В 17 лет он отправился в Киев для посещения Лавры к мощам святых Антония и Феодосия. Старец, монах-затворник Досифей благословил его идти в Саровскую обитель, где Прохор после прохождения самых тяжелых монастырских испытаний удалился в глушь монастырского леса, где творил свой уединенный молитвенный подвиг. Пройдя тяжкие испытания лишениями и болезнями, устоявшись в крепости своей веры и любви к Богу, Господом была дарована преподобному Серафиму сила, благодаря которой он смог исцелять больных и предвидеть будущее.
Своим молитвенным подвигом он очистил душу от всякой скверны, избавился от маловерия и гордыни, и когда ему исполнилось 32 года, его постригли в монахи, дав новое духовное имя Серафим, что значит «пламенный».
Как-то в Великий Четверг во время Литургии ему явился Христос в сопровождении ангельского воинства. Преподобный изменился в лице, после этого его подвиги стали еще суровее. Теперь он всенощно бдел в молитве за весь мир.
Когда в 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в иеромонахи, он ушел из монастыря и стал жить в деревянной келии в пяти верстах от монастыря в глухом лесу на берегу Саровки. Здесь он подвергал себя тягчайшим испытаниям ношения тяжестей, неимоверно строгими постами, питаясь лесной травой — снытью.
Однажды на него напали разбойники, желая его ограбить, думая что за свою помощь людям он скопил немало добра. Подвижник не противился насилию, когда его калечили, проламывая голову и жестоко избивая, в результате чего было сломано много ребер. Думали, что он не выживет. Во сне ему снова явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном, а наутро силы вернулись к преподобному, в тот день он начал вставать, но спина его на всю жизнь осталась согнутой.
Разбойников поймали, однако по настоятельному требованию пострадавшего отпустили. Их настигла вышняя кара, уничтожив огнем их добро, после чего они явились к старцу, раскаиваясь в содеянном и прося прощение.
Испытания следовали одно за другим, его святость испытывалась темными силами, дабы устрашить и сбить с пути праведного. После сего старец начал свой тяжелейший подвиг — стояния на камнях, который продолжался 1000 дней и ночей. С утренней до вечерней зари Серафим стоял на камне в келии, а с темна и до зари — на глыбе в глухом лесу. В стужу и зной, под проливным дождем и жгучим снегом, он творил молитву, воздав руки к небесам.
По всей Руси разнеслась весть о великом подвижнике. Тысячи людей со всех концов земли русской стремились, чтобы хотя бы увидеть чудотворца или прикоснуться к нему. Дух старца благодаря его великому подвигу достиг небывалой высоты, обрел необыкновенную степень свободы. Старец стал прозорливым, он мог видеть не только мысли приходящих к нему людей, но и всю их внутреннюю природу. Ему открылось будущее России, ее нелегкая доля и тяжкие испытания русскому народу. Двенадцать раз святому являлась Матерь Божья, в последний раз она предстала перед ним незадолго до кончины.
Преподобный Серафим оставил сей мир года, но еще в течение 70 лет люди приходили к нему на могилу, исцеляясь от хворей тела и души.
В буддизме
Когда человек хочет изменить себя, прибегая к какой-либо практике, но глубинно не осознал суть метода, следуя чужим наставлениям, не знает возможности своей природы. Если он жесткий и категоричный и с присущей такому типу людей фанатичностью старается достичь желаемого, то возможно и такое, что в конечном итоге ожидаемое им будет иметь абсолютно противоположный результат. И в случае, когда вы решили испытать границы своих возможностей, прибегнув к суровым самоограничениям, не лишним будет вспомнить одну очень древнюю историю очень известного всей планете просветленного.
Несколько иной взгляд на практики жесткого воздержания имеется в буддизме, и родоначальником иного подхода был сам Будда.
Он родился в государстве Магатха в роде Шакья из касты кшатриев. Эта страна находилась на территории современного Непала. Его жизнь протекала в период, который точно не установлен, но ориентировочно с 563 по 483 годы, поскольку традиция древнеиндийских писаний была больше привязана не к хронологии, а к философским измышлениям. Его отцом был раджа Шуддходана, а матерью — царица Махамайя, которая умерла через несколько дней после родов.
На пятый день после рождения была проведена церемония имя наречения, где он получил имя Сиддхартха — «добивающийся цели». Восемь приглашенных мудрецов-брахманов подтвердили своими предсказаниями, что его будущее двойственно. Последний же, младший из них — провидец Асита, найдя на его теле 32 признака великого человека, сказал, что ребенок будет либо могучим царем, либо величайшим святым.
Принц рос в роскоши, обучаясь всей необходимой государственной премудрости, опережая в развитии всех своих сверстников. В 16 лет его женили на принцессе Яшодхаре — своей кузене и ровеснице.
Однажды, выбравшись за пределы дворца, он увидел то, что изменило всю его последующую жизнь: нищенствующего старика, очень больного человека, труп, который смердел и разлагался, и странствующего отшельника. Восприняв их как символические знаки, он осознал, насколько сурова жизнь. Ведь никакие богатства, могущество и власть не в силах защитить от мучений, болезней, увядания и неизбежной смерти.
Будучи еще принцем Гаутамой Сиддхартхой, лишь только ему исполнилось 29 лет, он в одежде монаха оставил царский дворец, пренебрег роскошью и властью на миру, чтобы найти просветление. Будда умерщвлял свою плоть, избрав путь аскетичности. Целых шесть лет он предавался суровым самоограничениям и, может быть, умер от истощения, если бы не осознал, что этот метод ему не годиться для достижения сверхвысокой степени сознания. Он понял, что для достижения просветления бесполезно сурово истязать свою плоть. Это привело его к практике размышления и медитации.
Доведя себя до крайности, он должен был для себя признать, что его путь в ином, а именно: в расширении границ своего сознания способом углубленного погружения в самого себя и нахождении внутри источника всех смыслов и первопричины всего сущего, проявленного в этом мире. Просветления он достиг иным путем: после 49 дней медитации в возрасте 35 лет, явив миру еще один путь обретения целостности, гармонии, а также осознание того, что источник Абсолютной Истины один, путей же его достижения — множество.
В буддизме самоограничения для тела не так важны, поскольку основное для аскета-буддиста — контроль над сознанием, прежде всего, над мыслями, ибо лишь это, в конечном счете, может привести к Нирване.
Труды и проекты по аскетизму
Поскольку мы живем в культурологическом поле, где наша философия, психология, мировоззрение тесно переплетены с православным христианством, нелишним будет в конце статьи вкратце ознакомиться с трудами некоторых современных священников и богословов не такого уж далекого прошлого.
Православная аскетика, изложенная для мирян Павла Гумерова
В книге говорится о том, что основная цель и смысл христианской жизни заключается в любви к Богу, а также к людям. Ну а то, что считается избавлением от страстей, — является лишь средством освобождения, подобным посту, молитве и богослужению. И пока в человеке преобладают греховные страсти и наклонности, соблюсти две важнейшие христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» и «Возлюби ближнего, как самого себя», является просто невозможным.
Автор в книге задает вопрос, нужна ли аскетика нынешнему мирянину, и главами книги дает ответ в ее необходимости, а также указывает методы спасения души.
Здесь уместно будет вспомнить слова поминаемого нами выше преподобного старца:
«Радость моя, не время нам унывать! Христос воскресе. Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи!»
Аскетизм по православно-христианскому учению Сергея Зарина
Его диссертация состояла из двух книг, изданных в 1907 году, первая из которых была посвящена детальному, порой критическому обзору литературных трудов, статей, исследований авторов-богословов разных времен, касаемых данной темы. Ссылаясь на сочинения более 65 отцов Церкви и работы более ста богословов и исследователей, им была сделана попытка провести анализ огромного пласта, коим является аскетическое учение, систематизировать его и показать значимость его в науке о спасении. Вторая книга являлась богословско-этическим исследованием.
Много внимания в работе Сергея Михайловича было уделено трудам св. Феофана Затворника, создавшему богословско-аскетическую систему, которая была органически привязана к жизни, а не отвлеченными формальными рассуждениями в оправдании церковного догматизма и которая проповедовала то, что главным для верующего является глубокое усвоение великого подвига самопожертвования ради спасения человечества, совершенного Иисусом Христом.
В своей работе автор рассматриваемое явление добровольного самоограничения определял, как осознанное использование средств для приобретения христианином добродетели для достижения нравственной чистоты и религиозного совершенства, в котором он использует упорный труд, напряжение его духовных и телесных усилий для борьбы с преградами. Здесь имелось в виду подвижничество со способами его осуществления целиком либо по отдельности, включающими в себя телесные подвиги и лишения, озаренные молитвенной благодатью.
Аскетика для мирян Сергея Масленникова
Преподаватель Школы покаяния, Лауреат всероссийской литературной премии, Сергей Михайлович Масленников дает рекомендации, как подготовится к генеральной исповеди. Для этого он рекомендует для определения грехов использовать дневник кающегося, в котором грехи, соответствующие определенным страстям, распределены по категориям. Кающийся человек, соотнося свои грехи с подробно прописанными Масленниковым в дневнике, отмечая их, в последующем производит духовную работу над их искоренением. Спустя время, вычеркивая грех за грехом, он наблюдает, насколько он приблизился к главной исповеди.
У этого метода есть свои сторонники и противники, в основном из числа духовенства, считающих, что метод Масленникова искажает православное учение о покаянии и вносит туда отсебятину. В любом случае, желающий приблизиться к истине, обращающийся чистым сердцем в молитве к Богу, рано или поздно разберется, отделив зерно от плевел.
Видео о смысле аскезы
Из представленного видео вы узнаете, в чем смысл аскезы.