аскетизм в жизни и быту

Аскетизм: что это в современном понимании, примеры, виды

аскетизм в жизни и быту. lazy placeholder. аскетизм в жизни и быту фото. аскетизм в жизни и быту-lazy placeholder. картинка аскетизм в жизни и быту. картинка lazy placeholder.

Природа человека такова, что ему очень трудно противиться соблазнам. Поэтому способность вести аскетичный образ жизни всегда считалась одной из важнейших добродетелей и ценилась во всех культурах. Более того, люди верили, что аскетизм способствует духовному обогащению и совершенствованию человека, может приблизить его к богам и даже наделить сверхъестественными способностями.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – это система принципов поведения, основанная на отказе от благ и удовольствий с целью нравственного совершенствования и религиозного возвышения. В той или иной форме аскетизм присутствует практически во всех религиях мира, а различные поверья утверждают, будто с его помощью можно постичь истину или открыть в себе новые способности.

Термины «аскетизм» и «аскеза» образованы от греческого слова ἄσκησις (аскесис), которое переводится как «упражнение», но в более узком смысле можно перевести как «тренировка ума и воли».

Несмотря на большое разнообразие аскетических практик, практически все они сводятся к дисциплине и ограничению себя в удовольствиях и удовлетворении базовых потребностей. Обычно это подразумевает добровольный отказ от таких благ как:

Человека, избравшего для себя аскетический образ жизни, называют аскетом. По сути, он должен отказываться от всего, чего желает. А единственным его стремлением должно оставаться духовное совершенствование. Некоторые аскетические практики подразумевают также истязание своего тела различными способами.

Противоположностью аскетизма является гедонизм – учение, считающее удовольствие важнейшей ценностью и смыслом жизни.

Примеры сторонников аскетизма

Многие известные исторические деятели придерживались тех или иных форм аскетизма, и всех перечислить невозможно. Мы рассмотрим несколько наиболее показательных примеров.

Диоген

Хоть Диоген и не самая известная личность в нашем списке, знаменит он именно своим аскетизмом. Все знают, что философ жил в бочке (точнее, в пифосе – большом глиняном сосуде для хранения продуктов). Афиняне уважали этот странный выбор, и когда какой-то мальчишка разбил его жилище, ему тут же предоставили новый «дом».

Также Диоген имел минимум вещей, поскольку считал, что лишнее имущество ограничивает свободу человека. Однажды он увидел, как какой-то паренёк пьёт воду, зачерпывая её руками. Решив, что мальчик превзошёл его в простоте жизни, он выбросил свою чашу для питья.

Известен случай, когда сам Александр Македонский решил навестить Диогена. Представ перед ним, он сказал: «Проси у меня всё, что пожелаешь!». Философ ответил правителю: «Отойди, не заслоняй мне солнце!».

Интересно, что аскетизм Диогена относился лишь к владению материальными благами. При этом он регулярно посещал пиры, где местные богачи всегда привечали его, несмотря на хамское отношение к ним. Кроме того, он пользовался услугами знаменитых гетер Лаисы и Фрины, которые брали с других философов и богачей огромные суммы, но Диогена обслуживали бесплатно.

Будда Шакьямуни

Основатель буддизма пришёл к созданию своей религии благодаря многим годам аскетических практик. В конечном итоге он решил, что плохи любые крайности, и стал проповедовать умеренность во всём, отрицая как аскетизм, так и гедонизм. И всё же одной из центральных идей буддизма является борьба со страстями, для контроля которых используются подходы, частично позаимствованные Буддой из аскетических учений того времени.

Иисус Христос

Личность основателя христианства вызывает массу споров. Одни историки сомневаются в том, насколько его жизнь соответствовала образу, сформированному последователями, другие и вовсе считают, что его никогда не существовало. Но если вынести эти споры за скобки, его можно считать ярким сторонником аскетизма. В писаниях утверждается, что он всегда отказывался от излишеств, отвергал роскошь и проповедовал умеренность во всём.

Непосредственным примером аскетизма является 40-дневное странствие Иисуса по пустыне. Христиане верят, что в течение этого срока он держал пост и был искушаем Дьяволом, но справился со всеми искушениями. К слову, некоторые исследователи связывают эту историю с традицией 40-дневного поста в христианстве, однако единого мнения на этот счёт не существует.

Махатма Ганди

Автор философии ненасилия Мохандас Карамчанд Ганди придерживался крайне умеренного образа жизни во всём. Он не стремился к роскоши и даже к комфорту, не жаждал развлечений и удовольствий, а смыслом своей жизни сделал ненасильственную борьбу за освобождение Индии от колониальной зависимости. Даже титул «Махатма», который переводится как «Великая душа», огорчал его.

Пифагор

Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский также известен аскетичным образом жизни. Примерно в 40-летнем возрасте он из-за политических взглядов покинул родные земли и после продолжительного путешествия остановился в городе Кротон. Там он основал религиозно-философскую школу (по свидетельствам современников походившую на монастырь). Каждый, кто хотел стать его учеником, клялся, что будет соблюдать строгие правила школы, в том числе исполнять религиозные обряды и вести аскетичный образ жизни.

Виды аскетизма

Аскетизм является довольно многогранным понятием, но всё же достаточно отчётливо подразделяется на 2 основные формы: религиозный и светский. Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.

Религиозный аскетизм

Практически все религии поощряют аскетичный образ жизни обычных людей и требуют такового от религиозных деятелей. Такое поведение считается праведным, тогда как поощрение своих плотских желаний рассматривается как грех. Рассмотрим подробнее отношение к аскетизму в наиболее распространённых религиях мира:

Светский аскетизм

В религиях аскеза рассматривается как путь к духовному совершенствованию. Но существует и нерелигиозный аскетизм, который направлен на морально-нравственное развитие человека, тренировку силы воли, развитие представлений о жизни, обретение внутренней гармонии и духовной свободы. В частности, многие с его помощью стремятся развить способность противостоять разрушительным соблазнам и сдерживать свою склонность к аддиктивному поведению.

Как правило, светский аскетизм не подразумевает отказа от всех удовольствий. Обычно речь идёт об ограничении потребления, заботе об экологии, отказе от алкоголя, фаст-фуда и прочих вредных продуктов. Часто люди отказываются от тех видов развлечения, к которым питают слабость (например, от азартных или компьютерных игр).

Отдельно стоит отметить спортсменов, которые придерживаются аскетического образа жизни и, в частности, отказываются от секса перед важными соревнованиями. Широко известен пример Майка Тайсона, который по настоянию тренера полностью воздерживался от секса вплоть до своего первого чемпионского боя (который он провёл в 20-летнем возрасте). Кроме того, впоследствии Тайсон признал, что именно его сексуальная необузданность и любовь к кутежу стала причиной крушения его спортивной карьеры.

Заключение

Аскетизм – это особый образ жизни, заключающийся в предельно возможной сдержанности в развлечениях и удовольствиях. При этом его нельзя назвать единой философией или концепцией. И нельзя проследить историю его развития, поскольку в разных культурах существовало большое количество разных форм аскетизма.

Так или иначе, он всегда рассматривался как путь к совершенствованию. Кто-то с его помощью пытался развить силу воли, кто-то упражнял разум, кто-то пытался приблизиться к богам, а кто-то рассчитывал, что Вселенная оценит его старания и наделит его сверхъестественными способностями.

Источник

Super-агенты мнений: как перейти на аскетизм и минимализм жизни в городской суете

аскетизм в жизни и быту. super.ua 1556265080. аскетизм в жизни и быту фото. аскетизм в жизни и быту-super.ua 1556265080. картинка аскетизм в жизни и быту. картинка super.ua 1556265080.

В современной суете мы не замечаем, как обрастаем ненужными вещами и захламляем свою жизнь. Предметы, одежда, бумаги скапливаются горами не только в нашем доме, но и засоряют собой наш разум. Многие находят свое спасение в минимализме, а другие — в аскетизме. В любом случае аскетизм и минимализм предлагают пересмотреть свою жизнь, сделать ее свободнее и лучше.

Содержимое материала

В чем польза и различие аскетизма и минимализма?

Перед тем, как объяснить пользу, стоит разобраться в самых понятиях. Так, аскетизм — это сознательный отказ от вещей или действий, а минимализм — это отказ от разных форм захламления, а не от всего.

Основным отличием аскетизма и минимализма будет сама суть этих мнений. Таким образом, человек-минималист будет себя лишь ограничивать в чем-либо, потому что так он сделает себя более счастливым. Минималисту радостно живется с небольшим количеством вещей, с узким кругом общения, со свободой и простотой своего образа жизни, питания, жизненного пространства.

Избавляясь, минималист таким образом освобождается. Так он уходит от дискомфорта, а также привязок и разного страдания.

Аскет же ограничивает себя, чтобы страдать. Именно через страдание он достигает духовного просветления. Часто это и самоограничение вовсе не связаны с вещами или вообще какими-нибудь проявлениями мира вещей. Аскет вполне может жить в куче хлама и при этом нести, к примеру, обет молчания. Это более духовный образ жизни с признаками религиозности.

Суть аскетичного образа жизни — в страдании. И чем сложнее и тяжелее он, тем быстрее и глубже духовное просветление.

Польза аскетизма:

Польза минимализма

С чего начать аскетичный образ жизни?

Прежде всего, нужно провести основательную работу над собой. Вы должны избавиться от таких черт характера как эгоизм и самолюбование.

Нужно научиться правильно расставлять что важно, а что нет. Вы должны выделять главное и отсевать лишнее.

Именно отказ от излишеств и лежит в основе аскетичного образа жизни. Поэтому не надо гоняться за тем, что не является жизненно необходимым. Предметы роскоши – то, без чего просто можно прожить и чувствовать себя при этом счастливыми.

Проявление внимания к окружающим, бережное отношение к природе и способность пожертвовать своими интересами ради них также является чертой аскетизма. Будьте внимательны к людям и старайтесь помогать им.

Аскетизм – отличное качество, которое может сильным образом поменять ваши представления о всем в мире. В реальности, многое из того, чего мы с таким упорством добиваемся, нам совсем не нужно, и можно быть вполне счастливым, даже не имея огромного дома и очень дорогой тачки. Аскетизм направлен на внутреннее развитие. Поэтому он является очень и очень полезным.

Как применять аскетичный образ жизни в городе?

Есть новые аскеты – люди, которые живут в современном обществе в городе, но ведут скромный образ жизни. На противовес им можно поставить людей в возрасте 20-30 лет, которые в 90-е понабрали кредитов и теперь стараются выбраться из долговой ямы.

Представители сегодняшнего поколения не связываются с ипотеками, а предпочитают жить в арендованном жилье. Они слушают музыку на хорошей аппаратуре, тратят деньги на видеоигры и курсы, а не на исследовают непонятные модные заведения города. Даже горячие туры им неинтересны. Вроде уже наелись и в подробностях изучили пирамиды по Discovery Channel. Новые аскетичные люди не потребляют все ошаленно просто потому, что могут, но сосредоточены на объектах страсти, определенных категориях вещей и увлечений, что всегда в приоритете. Для кого-то это учеба, а для кого-то — новые кроссовки.

Как понять, что большая часть предметов вам не нужна? Попробуйте сложить в коробку вещи, в необходимости которых вы сомневаетесь, и поставьте ее на видное место. Подождите месяц. Если коробка так и не была открыта, смело несите ее на мусорку или отдайте нуждавшимся. Только не заглядывайте в нее, иначе вся затея сведется на нет.

Также можно попробовать старый-добрый переезд. Он станет отличным поводом окинуть взглядом нажитый хлам и сделать неутешительные выводы. Да, вы два года с умным видом собирали неподъемные модные журналы, вместо того чтобы заменить эту мрачную, и побитую лампу.

А еще, постсоветские дети хорошо усвоили, что балкон в квартире — это место для хлама. Спасение от этой практики такое: балкон должен быть абсолютно пуст. Велосипед и сноуборд — исключения.

Что делать, если шкаф ломиться от вещей? Отдавайте вещи, которые давно не надевали друзьям, родственникам, в приюты. Старые любимые вами штаны для кого-то станут домашними трениками, а для кого-то — поводом лишний раз выйти в свет.

Если вежливость не позволяет вам являться в приличное общество одетыми кое-как, заведите себе маленький костюмерный отсек, куда отправятся золотое платье и драгоценное болеро с камнями Сваровски.

Ну и, если совершили покупку — освободите для нее вешалку. Новая вещь — это минус одна старая. Вашему шкафу, так же как и вам, нужен ритм большого города и ощущение свежести.

С чего начать минималистичный образ жизни?

По словам мудрого Сократа, прежде чем изменить мир, измените себя. В свою очередь, Ганди говорил: «Стань тем изменением, которое хочешь увидеть вокруг себя». Поэтому всегда необходимо начинать с себя и своего образа жизни. Если мы сами не можем пройти этим путем, мы вряд ли свожем изменить мир вокруг нас.

В начале подумайте, комфортно ли вы себя чувствуете, когда смотрите на фото минималистичных дизайнов чего-либо. Вам нравятся максимально пустые и убранные комнаты? Если ваш ответ «да» и если вы отдыхаете и расслабляетесь, видя вокруг минимализм, то начальный шаг к этому образу сделан.

Не начинайте сразу же переделывать все вокруг в надежде, что отсутствие вещей лишит вас всех проблем. Помните, что минимализм – это только средство достижения цели, но не сама цель. Он поможет вам, но лишь в том варианте, если вы понимаете, зачем вам это необходимо.

На счет одежды. Смогли бы вы иметь только 1–2 пары джинсов и сократить запасы косметики до размеров маленькой косметички? На этот вопрос, вероятно, будет ответ «нет». Однако, что измениться, если 20 пар синих джинсов заменить на одни, но очень качественные и дорогие? Они прослужат дольше и выглядеть в них вы будете в разы лучше.

Как применять минималистичный образ жизни в городе?

Прежде чем начать избавляться от ненужного, возьмите каждый предмет и спросите себя, приносит ли эта вещь вам радость? Если ответ – нет, не спешите выбрасывать эту вещь. Поблагодарить ее за то, что она служила вам какое-то время, прежде чем избавляться от нее. Подобное сильно меняет наше восприятие вещей и учит их ценить.

Помните, что минимализм (не аскетизм) не предполагает подход все или ничего. Если вы действительно пользуетесь всеми этими вещами – не нужно винить себя за них.

В одних областях своей жизни имеет смысл жить с меньшим количеством вещей, в других – с большим. Например, меньше одежды, но больше материалов для хобби. Все должно быть осознанно и продумано.

По возможности, также можно покупать бывшие в употреблении вещи и отдавайте или продавайте то, что вы уже не используете. Минимализм – это не набор правил, а руководство, которое упрощает нашу жизнь.

Ну и помните, что минимализм – это не сверх экономия. Вероятно, вы заметите, что будете тратить больше денег на какую-то вещь, чем раньше, став минималистом. К примеру, раньше вы купили бы кроссовки за 500 грн., просто потому что это хорошая цена. Но спустя пару стирок их цвет потускнеет и вы их выбросите. Будучи минималистом, имеет смысл потратиться больше на одежду, украшения или электронные товары более хорошего качества. Если они дольше прослужат – в конце концов это вам окупится. Это создаст меньше хлама и меньше новых вещей в дом, но больше радости и свободы.

Будьте также честными с собой, и, если какая-то вещь хранит драгоценные воспоминания или мотивирует — оставьте ее. Может та старая пара штанов заставляет вас ходит в зал, или та страшная ваза — вспомнить о маме и позвонить. Минимализм — это не отказ от всего, это небольшое ограничение.

Минимализм значит жить более легкой и свободной жизнью. Вы станете больше ценить себя и других. Деньги больше не будут играть первостепенную роль.

Источник

Разумный аскетизм главное требование эпохи

Возможно, важнейшей ошибкой внутренней политики почившей в бозе Советской империи был всеобщий дефицит товаров народного потребления.
При том, что многих советских граждан 70-х-80-х годов отличала неуёмная страсть к лучшей жизни. А под лучшей жизнью понималась не просвещённость, не высокая культура, не жизнь в полном согласии и понимании, а исключительно и только материальное благополучие. С ним могло конкурировать в шкале ценностей только здоровье. Но опять таки лишь физическое. О духовном здоровье речи не шло.
И вот однажды приличных размеров социальный слой населения достаточно энергичных людей, так затосковал по колбасе, импортному сыру и шмоткам, что едва представился подходящий случай, под это дело грохнул страну. И заполучив таким образом всё желаемое, до сих пор о содеянном не жалеет. Хуже того, лидеры тех, что уничтожили империю, без зазрения совести объявили себя новоявленными мессиями и принялись энергично насаждать всему населению идеологию потребления.
«Весь низ до нижней половины верха жил одинаково, спал, ел, пил. Надевал одно и то же и мечтал об одном – хорошо поесть, – пишет Михаил Жванецкий. – Эти мечты превратились в жизнь сегодняшнюю, жизнь без мечты, без планов, без взлётов, но с едой».
«Старшее поколение оказалось в обществе недопотребившем, недовкусившем цивилизационных благ. Естественно, людям хочется комфорта, путешествий и прочего», – объясняет киносценарист Александр Миндадзе
И вот по этой причине пагубная потребительская философия, ранее насаждённая всей Европе и Северной Америке, стала бальзамом для душ многих наших соотечественников. Мечта всей их жизни исполнилась и они всецело предались шопингу, накопительству, развлечениям и прочим аналогичным жизненным смыслам.
О том, как скромно живут наши сограждане, лучше всего повествуют новогодние газеты. Вот выдержка из одной из них: «Праздники продолжаются. И страшно подумать, сколько за эти дни съедено и выпито спиртного. Некоторые честно говорят о самом настоящем обжорстве. В это время лекарства принимают даже здоровые люди». «Конечно, лучшее средство в новогодние праздники – умеренность, пытается вразумить граждан доктор медицинских наук Алексей Буеверов, сомневаясь, что его поймут. – Понимаю, что многим это не по силам. Поэтому при избыточном потреблении пищи можно принимать ферментные препараты».
«Жизнь, которой мы жили последние годы, для большинства была неоправданно сытой», – заключает кинорежиссёр Александр Митта.
А далее выросло новое поколение, которое жаждет исключительно потреблять, развлекаться и «не париться».
Аналитики отмечают, что современное российское общество в целом активно транслирует потребительство и безответственность. Наблюдается общее снижение культурного уровня, разъединенность и пассивность граждан, уход от реальности в интернет. Классическое требование «panem et circenses» («хлеба и зрелищ») у нас опустили еще ниже: «жрачки и ржачки!».
«Потребительское отношение ко всему и вся, погоня за наживой, попрание всех моральных ценностей – все это стало нормой нашей жизни, – говорит актер Сергей Безруков. – Мы все время опасаемся какой-то угрозы извне, боимся, что нас кто-то может разрушить, и не понимаем, что разложение, разрушение происходит внутри страны. Мы сами это делаем!»
«Кругом масса соблазнов, которые толкают людей к неблаговидным действиям», – поддерживает протоиерей Геннадий Андриянов.
«Мертвое, инертное, сиюминутное мы возводим на пьедестал, а для вечного, непреходящего у нас не находится ни места, ни слов, ни времени, –заключает Сатья Саи Баба. – Когда воспеваются лишь потребности тела, при этом искусственно подогреваемые, когда дух помещен в темницу, тогда до беды недалеко».
«Никогда еще человечество не было таким слабым против искушений», – заключает патриарх Русской Православной Церкви Кирилл и делает вывод: – Общество, в котором господствует потребительская философия, нежизнеспособно»

Однако факты говорят о том, что сознание не желает меняться. Так, главным вызовом прошедшего в Китае в 2016 году саммита большой двадцатки был вопрос о том, как стимулировать затухающую мировую экономику.
Нисколько не лучше дело обстоит и в России. «Как поднять материальное благополучие россиян до уровня шведов, как в пять раз увеличить ВВП на душу населения?» – вот чем обеспокоены лидеры нации. Им и в голову не приходит вопрос: а какова надобность в таком роскошестве, когда планета гибнет? Чем она вызвана? Завистью?
Такое абсурдное положение дел стало закономерным итогом индустриальной революции – «магистрального» пути человечества двух последних столетий, отмеченного стремлением к максимальному комфорту нашей жизни. Американский социолог Уолт Ростоу назвал этот этап развития цивилизации «стадией массового потребления, когда внимание сосредоточивается на проблемах потребления и росте благосостояния населения. Возникает то, что получило название «общество всеобщего благоденствия». Но, как показывает практика, всё имеет свои пределы и свой конец.
Согласно Концепции общественной безопасности, причина современного глобального кризиса «в несообразности Мирозданию нравственности и логики социального поведения общества, в котором господствует стремление большинства подняться вверх по пирамиде стяжания и потребления материальных и нематериальных благ, не взирая на ущерб, наносимый гонкой потребления другим членам общества и биосфере планеты».
«Теперь человек оказался перед необходимостью радикально пересмотреть традиционные взгляды на самого себя, на своих собратьев, на семью, общество и жизнь в целом и пересмотреть в масштабах всей планеты», – писал Аурелио Печчеи.
Не берусь предсказывать случится ли мировая война между аскетами и жирующими потребителями, но с точки зрения учения о естественном отборе, вторые должны вымереть как вид, не приспособившийся к изменившимся условиям жизни.

Факты говорят и о том, что умеренный образ жизни сам по себе полезнее для здоровья, самочувствия и продлевает жизнь.
«Результаты недавнего мирового исследования показали, что самая здоровая еда – на столе у жителей беднейших стран (Чада, Туниса, Сомали). А больше всего «мусорной еды» потребляют в благополучных государствах (Бельгии, Исландии, США, Чехии).
Эксперты авторитетного журнала «Science» считают, что к 2030 году смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в богатых странах будет выше, чем в развивающихся».
«Диетологи уже не первый год призывают нас следить за количеством съедаемой пищи. За последние двадцать лет размеры порций увеличились в 2-3 раза, и это очень вредная тенденция. Она искажает представление о том, сколько надо есть, и стимулирует переедание».
Создатель популярной белковой диеты Пьер Дюкан сообщает, что согласно последнего всемирного опроса, 2 млрд 300 млн человек на земле имеют избыточный вес.
«Заметьте, насколько в мире увеличилось число полных людей. Отчего это? – вопрошает кинорежиссёр Кшиштоф Занусси, – Да оттого, что современный человек не умеет сказать себе слово «нет»!
О том, как сытая, комфортная жизнь губит творческое начало в человеке рассказал композитор Юрий Антонов: «Я сижу в жюри телеконкурса «Главная сцена», где 80% песен на английском языке. Возмущаюсь и спрашиваю: «Это же российский конкурс, почему поют не на русском? А мне говорят: «Песен нет».
Время такое. Много соблазнов. Вместо того, чтобы сидеть и придумывать песню, человек лучше пойдёт в клуб, выпьет, закусит, потанцует, с кем-то познакомится. Включил телевизор – сплошные соблазны. Люди сутками сидят в Интернете. А чтобы стать композитором, нужно лишить себя многих человеческих радостей. Сидеть и сочинять».
«Москва богатеет, чуть ли не в каждом дворе спортивные тренажеры, но стоят они одиноко, как кресты на кладбище, – пишет Виктор Коклюшкин. – Парни же, преисполненные гордости, дуют пиво, и впечатление – будто они и родились с банками в руках. Если какое-то количество жидкости заставляет людей чувствовать себя гордыми и независимыми, то получается, что их гордость и независимость – имеют цену пива».

И пока жирующие массы продолжают свой бессовестный пир во «время чумы», приканчивая планету, самые передовые люди уже вступили на путь разумно-аскетичного образа жизни.
«Общество массового потребления породило своих антиподов в лице так называемых фриганов, – сообщает Олег Дорофеев. – Это движение охватило многие страны Америки и Европы. Стиль жизни фриганов отрицает принципы потребительства. Они сознательно ограничивают свои потребности едой и одеждой, выброшенными на помойку. В массе своей фриганы запросто могут купить себе и продукты, и одежду, но протестуют против системы глобального потребления, когда в одних странах люди мрут от голода, а в других не успевают справиться с продуктовым изобилием».
В современной Финляндии ширится общественное движение за то, чтобы потреблять только необходимые для жизни продукты и товары. Таковых финны насчитали 100 – от зубной щетки до автомобиля. Все прочее изобилие, от которого ломятся прилавки и на которое без устали трудится реклама, совсем не обязательно для полноценной жизни нормального человека. Такой вызов бросили передовые граждане соседней с нами страны «веку потребления».
В некоторых странах даже возникло движение отказа от рождения детей. Его участники добровольно отказались от счастья иметь своих детей ради защиты нашей планеты от перенаселения.
В календаре появился Международный день отказа от покупок. Ежегодно в конце ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых покупок, напоминая себе о том, что чрезмерное потребление – опасная общественная тенденция. Дата установлена в первую пятницу после американского Дня благодарения, то есть в традиционное время начала рождественских распродаж по всему миру.
А что говорят об аскетизме и роскоши мудрецы – учителя человечества? Оказывается, в какой стране и в какую эпоху они бы не жили, их взгляды очень похожи.
Один древний философ дал чудодейственный рецепт: не прибавлять денег, а убавлять желания.
«Большинство предметов роскоши и так называемых жизненных удобств не только не являются необходимыми, но и определенно служат препятствиями к развитию человечества», – утверждал Генри Дэвид Торо. «Все, что сверх назначенного природой, не ведет к добру», – писал гуманист эпохи Возрождения Салютати. По мнению Эразма Роттердамского, роскошь в одежде, питании, жилище должна быть обуздана разными способами, вплоть до издания специальных законов.
«Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу, – писал А.И.Солженицын в работе «Как нам обустроить Россию». –Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и умножающееся человечество. И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения; свобода хватать и насыщаться есть и у животных. Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других».
«Что означает «растущие потребности человека»? – задает вопрос Михаил Веллер, – больше одного одеяния за раз не наденешь, больше одной комнаты не займешь. Зачем ему ехать быстрее, лететь дальше, узнавать больше и иметь еще? Потребности человека давным давно удовлетворены. Цивилизация – это комплекс искусственных объектов, излишних для выживания человека как индивида».
Рассказывают, что Н.С.Хрущёв на дебатах с вице-президентом США Никсоном на выставке в «Сокольниках», где американцы показали новинки своей бытовой техники, саркастически спросил: «А нет ли у вас такой машины, которая бы клала в рот еду и её проталкивала?» Он считал, что без посудомоечных машин и прочих «буржуйских штучек» можно прожить.
По воспоминаниям сына генсека Сергея, на той же выставке Никсон показал электрический лимоновыжиматель. Хрущёв отреагировал так: «Кому вообще нужно выжимать лимон с помощью машины, когда можно сделать это руками?»
А вот мнение актрисы Ренаты Литвиновой: «Кризис? Я обожаю кризисы. В холодильнике пусто, и ты худой сразу… Когда у тебя нет вообще денег, ты начинаешь жить с нуля. Поэтому я считаю, что кризис – питательный, он омолаживает. У тебя появляется концентрация на чём-то действительно важном, ты не отвлекаешься на какую-то чепуху, суету…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *