Ассамблея это что такое при петре 1
Ассамблеи Петра I. Указы и политес
Петр I привнес в русскую культуру много новшеств, одним из которых стали ассамблеи, постепенно превратившиеся в светские балы с танцами, ухаживаниями и роскошными обедами. Перестановка декораций, переодевание дам и кавалеров происходила стремительно:
Но перенести Россию из Азии в Европу на ковре-самолёте по мановению волшебной палочки было не так-то просто, Россия менялась только внешне, оставаясь верной своим корням и традициям. Революцию неутомимому Петру пришлось совершать с помощью указов, приказов и прочих царских строгостей.
В ноябре 1718 года вышел высочайший Указ об ассамблеях, в корне изменивший отношение к увеселительным развлечениям: женщины получили доступ в общественные собрания, танцы стали нормой, а через пять лет увеселительные собрания распространились и на монастыри. Вот первый указ Указ:
1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.
2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.
3. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые».
Сначала мужчины и женщины сидели на ассамблеях рядами друг против друга и молчали, девушка не имела право танцевать с одним и тем же кавалером дважды за вечер. Только с годами общение становилось более оживленным, многие овладели светскими манерами общения и новыми правилами.
Но чтобы приучить к элементарным правилам гигиены, культуре пития и общению с дамами, государь вынужден был издавать один указ за другим.
«Замечено, что жены и девицы, на ассамблеи являющиеся, не знающие политесу и правил одежды иностранной, яко как кикиморы, одеты бывают. Одев робу (платье) и фижмы из атласа на грязное исподнее (белье), потеют гораздо, от чего зело гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных.
Указую впредь перед Ассамблеей мыться мылом и в бане с тщанием. И не токмо за чистотою верхней робы, но и за исподним также следить усердно, дабы гнусным своим видом не позорить жен российских».
Или вот такой Указ: «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем».
Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
За сим, с Богом, вперёд. Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья».
Так Петр строил новое общество с новыми манерами и вкусами, но всё равно ассамблеи больше походили на деревенские увеселительные пирушки, чем на церемонные французские балы. Прошло сто лет, прежде чем петровские ассамблеи превратились в те роскошные дворянские балы, о которых знаем по «Войне и миру» Толстого.
Ассамблеи при Петре I Великом
Ассамблеи — новый вид досуга для высшего общества, указ об учреждении которых Петр I издал 25 ноября 1718 года.
Основными новшествами данных собраний были:
Ассамблея при Петре I. 1858. ХЛЕБОВСКИЙ Станислав. Холст, масло.
Причины появления
Вероятнее всего, идея ассамблей зародилась у Петра еще во время Великого посольства по Европе в 1697-1698 годах. Молодой царь, с раннего детства общался с иностранцами в Немецкой слободе, возникшей в Москве еще при Иване Грозном на правом берегу р. Яузы. Слобода населялась различными иностранцами: французами, англичанами, немцами и шотландцами. Смешение обычаев и культур не вызывало конфликтов, а молодого Петра всегда привлекали новшества и умение весело проводить время в открытой для общения компании.
Кратко о сути и значении Ассамблей
Ассамблеи были предназначены для пропаганды в русском дворянском обществе новых видов досуга. Зимние ассамблеи проходили в домах знати, а летние — в Летнем саду с особым разнообразием и помпой.
Ассамблеи и новые правила этикета
Правила этикета для присутствующих на ассамблеях были определены императорским указом «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», регламентирующий поведение на ассамблеях.
«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский:
«Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало всё, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумён», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придётся плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью.»
Реакция общества на введение ассамблей
Вчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, считая подобное времяпрепровождение неприличным. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков».
«Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак. Не готовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам, молча глазели друг на друга и страшились царского гнева за отсутствие веселья. Проще воспринимали новые обычаи молодые люди». — из воспоминаний очевидца.
По началу сам Петр I руководил ассамблеями и задавал «почин» веселью, т.к. на первых порах участники сидели «как немые», а беседы не удавались. А вот сам император, по воспоминаниям С.А. Князькова, «в общении бывал весел, обходителен, разговорчив и беседу любил веселую, непринужденную». Однако, остальные присутствующие не были готовы активно участвовать в столько непривычных мероприятиях, новшества, особенно в социальной жизни, внедрялись с трудом.
Аналогичным образом происходила организация ассамблей и в Москве. Самую первую московскую ассамблю провели у князя Ромодановского, а вторую – у А.Д. Меншикова. Московское общество было еще меньше воодушевлено идей ассамблей, в результате Петр осердчал и по его приказу «объявили гостям во всеуслышанье, что в следующее Воскресенье общество имеет быть у императора в Старо-Преображенском и что все дамы старше 10-ти лет должны явиться туда, если не хотят подвергнуться тяжкому наказанию».
Но на этом император-реформатор не остановился – он повелел собирать ассамблеи и в монастырях, что было совершенно неестественным делом. По указу первоприсутствующего в Синоде, с 1723 года приказано было проводить ассамблеи в московских монастырях. Первая ассамблея состоялась 29 декабря 1723 года у архимандрита Донского монастыря. Среди приглашенных были президент Синода, архиепископы московских монастырей, чиновники синодальной конторы. Митрополит Казанский Сильвестр в своем донесении об ассамблеях архиепископа Феодосия Яновского (Франциска) высказывался об этих событиях критически:
«Он же, Францышка, будучи в Москве, оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал… Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать».
Ассамблеи после Петра I
После того как император Петр I умер ассамблеи не получили естественного продолжения. Даже попытки Петра II в 1728 году их восстановить потерпели неудачу — идея навязанного государством досуга со своими непривычными правилами не прижилась. Из единого досуга всех свободных людей, ассамблеи превратились в мероприятия разделенные по классам общества. Балы высшего света проводились отдельно от танцев средних категорий жителей.
Петровские ассамблеи
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра
В 1718 г. Петром I был издан указ об ассамблеях: «Ассамблея-собрание или съезд. где можно друг друга видеть и переговорить или слышать, что где делается». В летнее время ассамблеи происходили в «царском огороде», который позже стал называться Летним садом.
Решетка Летнего сада
Это был красивый сад с мраморными статуями, прудами, фонтанами, цветниками, аллеями. Был в саду также и огород, где росли «поварские травы», рядом цвели фруктовые деревья. В одной из аллей стояла прекрасная античная статуя Венеры.
С большими предосторожностями ее привезли в Петербург из Рима и установили в Летнем саду в 1720г., где она долгое время пугала своей наготой непривычных к такому зрелищу петербуржцев. «Свят, свят…срам-то какой». Во второй половине 18 в. ее перенесли в Таврический дворец, а потом под именем Венеры Таврической — в Эрмитаж
Петр ломал старые устои жестко, зачастую жестоко. Смотришь на картины Маковского и понимаешь, какую красоту утратили…особенно русские женщины, переодетые в чуждое иноземное платье.
1698г. – знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии».
Д.Белюкин. Петр I стрижет бороды боярам. 1985. Картон, темпера.
В 1700г. был преобразован календарь, празднество Нового года перенесено с осени на 1 января, указами запрещены насильственная выдача замуж и женитьба и многое другое. Продолжается Северная война, совсем недавно закончилась русско-турецкая (1710-1713)…есть от чего закружиться голове. А тут еще и ассамблеи.
Русские бояре, которые только недавно надели европейское платье, неохотно, нарушая старые традиции, везли на собрание своих жен и дочерей.
Там, как в зеркале, отразились черты той старинной эпохи – эпохи преобразования страны. Присутствовали древние аристократы – бояре и новые петровского времени, приезжали богатые купцы, офицеры, послы, моряки и кораблестроители. Многоликая разношерстная компания – люди, зачастую с трудом понимающие друг друга.
На главной аллее Летнего сада, на «Дамской» площадке устраивали танцы, на «Шкиперской» — мужчины курили, играли в шахматы и шашки, пили вино и вели деловые разговоры
А.Хлебовский. Ассамблея при Петре I. 1858. Холст, масло
Распоряжался на ассамблеях П.И.Ягужинский – камергер («царь балов»), соратник и приближенный Петра.
Неизвестный художник. Портрет П.И. Ягужинского. Начало XVIII века
Он повелевал сколько и когда пить, заставлял танцевать «до упаду», распоряжался когда отпускать гостей. Бывало приказывал запирать двери, чтобы гости не разбежались от такого веселья. Понятно, что при таком подходе ассамблеи превращались в тяжелую повинность.
Но все боялись нарушить приказ царя – не приехать собрание. За это могло последовать очень строгое наказание.
За нарушение правил (опоздание, лишняя болтовня, неуважение к гостям) на петровской ассамблее мужчин заставляли выпить «Кубок большого орла» — огромный (1,5 литра) сосуд с вином или водкой. Это была не просто грубая шутка, а наказание, опасное для здоровья, даже жизни.
Но царя это мало беспокоило
В.Серов. Петр I. 1907. Холст, масло. Третьяковская галерея.
Из заметок А.С. Пушкина к «Истории Петра»: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного, исполнены доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере, для будущего, — вторые вырывались у нетерпеливого, самовластительного помещика».
Как точно подмечено!
Особенно тожественны были ассамблеи по случаю победы или после окончания строительства нового корабля. Тогда на Неве устраивали иллюминацию и фейерверк.
Речь Петра на Ассамблее 1714г. по случаю спуска на воду корабля: «Кому из вас, братцы мои, хоть во сне снилось лет 30 назад, что мы с вами здесь у Остзейского моря будем плотничать…и построим город, в котором вы живете, что увидим таких храбрых и победоносных солдат и матросов русской крови.., что увидим у себя такое множество иноземных художников и ремесленников, доживем до того, что меня и вас станут так уважать чужестранные государи». Фактически это была панихида по старому Московскому государству… наступила эпоха Российской империи.
Небольшие пометки.
Легенда о покупке статуи Венеры говорит, что агент Петра 1 в Риме купил ее, как он писал «с отшибленной головой и без рук», но вывозить из Рима античные памятники было запрещено. Поэтому, якобы, русский дипломат Савва Рагузинский предложил Ватикану в обмен на статую Венеры мощи святой Бригитты. В действительности она была подарена римским папой Петру I.
Бояре в Древней Руси – земельная аристократия (владели вотчинами). В XI-XIV веках — ближайшие соратники князя, XV-XVII в. участвовали в государственном управления, были правителями на местах (наместники, воеводы и т.п.). Численность боярских родов при различных царях составляла от 20 до 50-ти. Петр формально не отменял боярское звание, значение его подорвало упразднение местничества, т.е. должности перестали распределяться по знатности рода. Кроме того, помимо вотчинного (боярского) землевладения появилось поместное владение — получение земли за государственную и военную службу. Последним русским боярином был И.Ю.Трубецкой, умерший в 1750г.
Средний бал: как русские научились веселиться по-европейски
8 декабря 1718 года в особняке одного из «птенцов гнезда Петрова», генерала графа Ивана Бутурлина на Большой Дворянской улице Санкт-Петербурга состоялась первая в истории России ассамблея, от которой ведет свое родословие русская бальная культура. «Известия» не могли пройти мимо такого выдающегося события.
Родом из Франции
Считается, что первый засвидетельствованный документально публичный бал состоялся в 1385 году в Париже в честь бракосочетания Карла IV и Изабеллы Баварской. Молодожены были счастливы, еще не ведая, что супруг войдет в историю под весьма нелицеприятным прозвищем Безумный. Впрочем, в целом танцы тогда считались развлечением низким, идущим от народных карнавалов, недостойных внимания высшего общества. Ситуация стала меняться в эпоху Возрождения, а в авангарде, как тогда часто бывало, выступали итальянские города.
В конце XVI — начале XVII века, во времена Марии Медичи и Генриха IV, танец как развлечение знати начал завоевывать популярность во Франции. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что королева-итальянка и ее окружение привезли во Францию традицию тосканских маскарадов, благодаря которой аристократы могли скрывать свои лица и вести себя более раскованно. При Людовике XIII — сыне Марии и Генриха — балы стали любимым развлечением двора. Окончательно же каноны придворного бала как главной формы великосветского раута были сформулированы уже при «короле-солнце» Людовике XIV — кстати, старшем современнике Петра.
На Руси первые попытки ввести в придворный этикет балы предпринимались при Лжедмитрии I. Юная Мария Мнишек и ее польская свита пытались навязать эту забаву, но русскими придворными идея принята не была. А после воцарения Романовых с их патриархальными боярскими традициями о балах даже не вспоминали. Уважающие себя люди могли в лучшем случае смотреть на пляшущих скоморохов, но участие в таких игрищах считалось неприличным.
Впрочем, запрета на собрания с танцами тоже не было, поэтому прибывавшие в нашу страну иностранцы имели возможность поддерживать принятые на их родине традиции. Радовали они себя танцами и в Немецкой слободе на Яузе, или на Кукуе, где частым гостем бывал молодой царевич Петр Алексеевич. Там будущий государь и познакомился с обычаем вечерних общественных собраний, на которых люди одного круга имели возможность общаться, играть в шахматы и шашки, выпивать и, конечно, танцевать. Наверное, в этой форме времяпровождения было больше от собраний торговых или мануфактурных гильдий протестантских городов европейского Севера, нежели от великосветских балов французского двора, но Петру они понравились своей душевностью и раскрепощенностью. Хотя само слово assemblée французского происхождения и переводится как «собрание».
Картина Луизы Марии Жанны Эрсен «Луи XV посещает Петра I»
Известно, что в 1717 году Петр Алексеевич побывал во Франции. Он минимум времени уделил переговорам с коллегой-монархом Людовиком XV (тому было всего семь лет) и его двором, зато много общался с учеными, художниками, знаменитыми мастерами. Царь побывал в типографии, на гобеленовой фабрике, в опере, на заседании суда, в Академии наук и т.д. Свобода и возможность равного общения с интересными ему людьми вызвали восторг монарха. Потом он отправился на воды в Спа, где месяц лечился и предавался интересным встречам.
«Не только для забавы, но и для дела»
По возвращении государь решил, что раз русское общество само не хочет общаться на манер европейского, нужно его подтолкнуть. Стоит отметить, что ранее в письменных источниках появлялись минимум три упоминания об ассамблеях, которые устраивали придворные государя, но русская аристократия не восприняла это как руководство к действию — во всяком случае, традицией такие собрания не стали. И тогда появился закон об ассамблеях, подписанный 26 ноября 1718 года.
Портрет Антона Мануйловича Дивиера
До публики его довел первый генерал-полицеймейстер Санкт-Петербурга, между прочим, генерал-адъютант, Антон Мануилович Девиер. Его ведомство распространило в столице указ «О порядке собраний в частных домах и о лицах, которые в оных участвовать могут». Вот полный текст этого документа с правилами собраний:
«Полное собрание законов Российской империи», том V стр. 597 № 3246
«Ассамблеи слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное, в котором доме собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут может друг друга увидеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава. А каким образом оные ассамблеи отправлять: то определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай войдет.
1) В котором дому имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда всякому вольно придтить, как мужескому полу, так и женскому.
2) Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.
3) Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать, и не точию вышеписанное не повинен чинить, но хотя и дома не случится оного, нет ничего; но только повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье употребляемое, в жажду, кто попросит, игры на столах, употребляемые.
4) Часы не определяются, в которым быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени; также тут быть сколько кто похочет и отъехать волен, когда хочет.
5) Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть, и в том никто другому прешкодить или унимать, также церемонии делать вставаньем, провожаньем и прочим отнюдь да не дерзает под штрафом великого орла, но только при приезде и отъезде поклоном почтить должно.
6) Определяется, каким чинам на оные ассамблеи ходить, а именно: с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также и знатным приказным, тож разумеется и о женском поле, их женам и детям.
7) Лакеям или служителям в те апартаменты не входить, но быть в сенях или где хозяин определит; также в австерии когда и в прочих местах будут балы или банкет, также не вольно вышеписанным служителям в те апартаменты входить, кроме вышеозначенных мест».
Первым на новую затею Петра отозвался Иван Иванович Бутурлин — тогда генерал-лейтенант, а позже генерал-аншеф, командир Преображенского полка, один из ближайших к царю людей. Он был с государем во Франции и, возможно, лучше других понимал, чего именно хочет Петр. Не исключено, что они обсуждали нечто подобное, а может быть, царь лично попросил Ивана Ивановича положить почин. Этого мы уже не узнаем. Но достоверно известно, что 8 декабря в доме Бутурлина на Большой Дворянской (ныне Куйбышева) состоялась первая ассамблея, положившая начало традиции общественных собраний и балов.
Петр всегда любил веселье и шумные компании. По молодости бывал и первым в застольных подвигах. Порой такие мероприятия приобретали характер совершенной вакханалии, вроде «Сумасброднейшего Всешутейского и Всепьянейшего собора». Когда государь отравился во Францию, ему было уже 45, и выдерживать былые алкогольные нагрузки становилось всё труднее. Но любовь к общению и любознательность не покидали Петра, не случайно в Париже его «можно было встретить повсюду, где представлялась возможность извлечь пользу из увиденного и услышанного». Возможно, именно изменением отношения к праздникам у самого царя и объясняется его желание приобщить подданных к культурным мероприятиям, где общение имело более сдержанный, даже интеллектуальный характер, а веселье приобретало воспитательное значение. Без сомнения, понимал Петр и значение ассамблей в общественных преобразованиях, ставивших целью приобщать подданных к новым моделям жизни.
Картина неизвестного художника «Ассамблея при дворе Петра I»
В старой русской традиции тоже было принято общение — люди ходили в гости, устраивали «званые пиры». Но отношения строились один на один, максимум — в небольшой компании равных по статусу. Первичны были богатый стол и питье, хозяин старался угодить гостям обильными и изысканными кушаньями, заодно кулуарно решались важные проблемы. Ассамблеи же смещали приоритеты — еда была необязательна или второстепенна, общение проходило в широком кругу, на первый план входили танцы, игра в шахматы и шашки, непринужденные беседы. Людей не приглашали специально, они обязаны были приходить сами. Это в корне меняло социокультурную модель поведения русской аристократии, расширяло границы высшего общества, перечеркивало родовую иерархию. Человек на ассамблее был интересен не знатным происхождением и рангом, а личными способностями и умением общаться.
Очень точно охарактеризовал ассамблеи великий русский историк Василий Осипович Ключевский: «Это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению».
Королевы ассамблей
В ассамблеях обязательно принимали участие женщины, что для традиционного русского аристократического общества было совершенно необычно. Причем делалось это насильственно — идя «в ассамблею», муж должен был взять жену и взрослых дочерей. За попытку «спрятать» своих женщин могло последовать наказание, за этим следило ведомство генерал-полицмейстера. Исключение делалось лишь в тех случаях, когда устраивающий прием хозяин был холост — в этом случае мужчины являлись в одиночестве, а танцы исключались из программы вечера. Но подобные «мальчишники» случались довольно редко.
Дамы должны были демонстрировать изысканные наряды и манеры, участвовать в беседах, в том числе на иностранных языках, и, конечно, изящно танцевать. Сегодня это кажется естественным, но тогда подобное поведение в корне меняло семейные принципы — выходить «в свет» до замужества в допетровской Руси считалось недопустимой распущенностью, теперь же знакомства молодых людей и даже легкий флирт выносились в общественную плоскость. Традицией стал выбор «королевы бала», которой хозяин дарил живую розу. В конце вечера она передавала ее тому, кто станет хозяином следующей ассамблеи. Существовали и особые знаки внимания, с помощью которых молодые люди могли, не нарушая этикета, выразить свою благосклонность.
Первые ассамблеи проводились в столице, но довольно быстро они распространились по всем городам и губерниям. Так, в 1721 году по случаю подписания Ништадского мира в Москве ассамблеи шли от Рождества до Великого поста. Места проведения были расписаны загодя — начинали у Ромодановского, затем гостей принимал Меншиков и т.д. Интересно, что в Первопрестольной к организации ассамблей подключились даже священнослужители — первым из них организовал светский раут настоятель Донского монастыря. Правда, сделано это было скорее не по доброй воле, а по прямому указанию государя.
Царские «каприоли»
Государь и его приближенные старались показать пример свободного и раскрепощенного общения. Петр неплохо танцевал и часто начинал эту часть вечера. Сохранилось описание одной из ассамблей лета 1721 году, составленное свидетелем событий Фридрихом Вильгельмом Берхгольцем, который состоял в свите герцога голштинского Карла-Фридриха:
Берхгольц Ф.В. «Дневник каммер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, 1721–1725 годы». Часть I, Стр 148
«Около девяти часов, когда вынесли вон столы, уставленные сластями, начались танцы в той же галерее, где танцевали в день празднования коронации. Его величество царь с царицею, его высочество со старшею принцессою и князь Меншиков с младшею открыли бал немецким танцем, после которого его высочество танцевал со старшею принцессою менуэт. Потом танцевали: она же с генералом Ягужинским, младшая принцесса сперва с ним, потом с его высочеством, его высочество с одною из дам, и так как общество было многочисленно, то танцы продолжались до двенадцатого часа ночи. Но его величество царь тотчас после первого танца (то есть первого менуэта, который его высочество танцевал с старшею принцессою) удалился к мужчинам».
Постепенно сложились правила и последовательность танцев. Сначала шли церемониальные полонез и менуэт, в которых танцующие принимали изящно-возвышенные позы, исполняли поклоны и реверансы, стоя напротив друг друга или шествуя в парах. Важен был рисунок передвижений и грациозность. Часто по ходу танцующие менялись партнерами. Это было своего рода знакомство и приветствие, иногда полонез называли «ходячим разговором», а длиться он мог более получаса. После этого шли более веселые англезы, алеманы, котильоны.
Картина А. Бенуа «Петр I на прогулке в Летнем саду»