Ассамблея при петре 1 что это
Ассамблеи Петра I. Указы и политес
Петр I привнес в русскую культуру много новшеств, одним из которых стали ассамблеи, постепенно превратившиеся в светские балы с танцами, ухаживаниями и роскошными обедами. Перестановка декораций, переодевание дам и кавалеров происходила стремительно:
Но перенести Россию из Азии в Европу на ковре-самолёте по мановению волшебной палочки было не так-то просто, Россия менялась только внешне, оставаясь верной своим корням и традициям. Революцию неутомимому Петру пришлось совершать с помощью указов, приказов и прочих царских строгостей.
В ноябре 1718 года вышел высочайший Указ об ассамблеях, в корне изменивший отношение к увеселительным развлечениям: женщины получили доступ в общественные собрания, танцы стали нормой, а через пять лет увеселительные собрания распространились и на монастыри. Вот первый указ Указ:
1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.
2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.
3. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые».
Сначала мужчины и женщины сидели на ассамблеях рядами друг против друга и молчали, девушка не имела право танцевать с одним и тем же кавалером дважды за вечер. Только с годами общение становилось более оживленным, многие овладели светскими манерами общения и новыми правилами.
Но чтобы приучить к элементарным правилам гигиены, культуре пития и общению с дамами, государь вынужден был издавать один указ за другим.
«Замечено, что жены и девицы, на ассамблеи являющиеся, не знающие политесу и правил одежды иностранной, яко как кикиморы, одеты бывают. Одев робу (платье) и фижмы из атласа на грязное исподнее (белье), потеют гораздо, от чего зело гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных.
Указую впредь перед Ассамблеей мыться мылом и в бане с тщанием. И не токмо за чистотою верхней робы, но и за исподним также следить усердно, дабы гнусным своим видом не позорить жен российских».
Или вот такой Указ: «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем».
Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
За сим, с Богом, вперёд. Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья».
Так Петр строил новое общество с новыми манерами и вкусами, но всё равно ассамблеи больше походили на деревенские увеселительные пирушки, чем на церемонные французские балы. Прошло сто лет, прежде чем петровские ассамблеи превратились в те роскошные дворянские балы, о которых знаем по «Войне и миру» Толстого.
Ассамблеи при Петре I Великом
Ассамблеи — новый вид досуга для высшего общества, указ об учреждении которых Петр I издал 25 ноября 1718 года.
Основными новшествами данных собраний были:
Ассамблея при Петре I. 1858. ХЛЕБОВСКИЙ Станислав. Холст, масло.
Причины появления
Вероятнее всего, идея ассамблей зародилась у Петра еще во время Великого посольства по Европе в 1697-1698 годах. Молодой царь, с раннего детства общался с иностранцами в Немецкой слободе, возникшей в Москве еще при Иване Грозном на правом берегу р. Яузы. Слобода населялась различными иностранцами: французами, англичанами, немцами и шотландцами. Смешение обычаев и культур не вызывало конфликтов, а молодого Петра всегда привлекали новшества и умение весело проводить время в открытой для общения компании.
Кратко о сути и значении Ассамблей
Ассамблеи были предназначены для пропаганды в русском дворянском обществе новых видов досуга. Зимние ассамблеи проходили в домах знати, а летние — в Летнем саду с особым разнообразием и помпой.
Ассамблеи и новые правила этикета
Правила этикета для присутствующих на ассамблеях были определены императорским указом «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», регламентирующий поведение на ассамблеях.
«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский:
«Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало всё, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумён», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придётся плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью.»
Реакция общества на введение ассамблей
Вчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, считая подобное времяпрепровождение неприличным. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков».
«Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак. Не готовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам, молча глазели друг на друга и страшились царского гнева за отсутствие веселья. Проще воспринимали новые обычаи молодые люди». — из воспоминаний очевидца.
По началу сам Петр I руководил ассамблеями и задавал «почин» веселью, т.к. на первых порах участники сидели «как немые», а беседы не удавались. А вот сам император, по воспоминаниям С.А. Князькова, «в общении бывал весел, обходителен, разговорчив и беседу любил веселую, непринужденную». Однако, остальные присутствующие не были готовы активно участвовать в столько непривычных мероприятиях, новшества, особенно в социальной жизни, внедрялись с трудом.
Аналогичным образом происходила организация ассамблей и в Москве. Самую первую московскую ассамблю провели у князя Ромодановского, а вторую – у А.Д. Меншикова. Московское общество было еще меньше воодушевлено идей ассамблей, в результате Петр осердчал и по его приказу «объявили гостям во всеуслышанье, что в следующее Воскресенье общество имеет быть у императора в Старо-Преображенском и что все дамы старше 10-ти лет должны явиться туда, если не хотят подвергнуться тяжкому наказанию».
Но на этом император-реформатор не остановился – он повелел собирать ассамблеи и в монастырях, что было совершенно неестественным делом. По указу первоприсутствующего в Синоде, с 1723 года приказано было проводить ассамблеи в московских монастырях. Первая ассамблея состоялась 29 декабря 1723 года у архимандрита Донского монастыря. Среди приглашенных были президент Синода, архиепископы московских монастырей, чиновники синодальной конторы. Митрополит Казанский Сильвестр в своем донесении об ассамблеях архиепископа Феодосия Яновского (Франциска) высказывался об этих событиях критически:
«Он же, Францышка, будучи в Москве, оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал… Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать».
Ассамблеи после Петра I
После того как император Петр I умер ассамблеи не получили естественного продолжения. Даже попытки Петра II в 1728 году их восстановить потерпели неудачу — идея навязанного государством досуга со своими непривычными правилами не прижилась. Из единого досуга всех свободных людей, ассамблеи превратились в мероприятия разделенные по классам общества. Балы высшего света проводились отдельно от танцев средних категорий жителей.
Петровские ассамблеи: как обязанность веселиться становится традицией
Увеселения, которые Пётр завел при дворе, носили весьма неоднозначный характер и были скорее обязательными и принудительными элементами придворного обихода.
Культурный трансфер
Обстоятельства молодости и юношества Петра во многом определили его пристрастие к европейской культуре и образу жизни. Его невольная «ссылка» на берега реки Яузы стала мощным стимулом к стремлению «европеизировать» русский быт и ввести Россию в число великих мировых держав. Ещё во времена Ивана Грозного на правом берегу Яузы проживали иностранцы: англичане, французы, голландцы, шотландцы — люди разных конфессий и занятий. Территория Немецкой слободы (названной так по прилагательному «немые» — не говорившие на русском языке) была обустроена протестантскими церквями и небольшими уютными домами, в которых иностранцы могли жить своим особым укладом, фактически создавая космополитичную изолированную диаспору внутри мононационального Московского царства.
В Немецкой слободе молодого русского царя поразила небывалая открытость и простота жизни, свободное общение жителей между собой, постоянно организуемые застолья, где старики и важные особы курили трубки и пили пиво или вино. Необходимо отметить, что эти мероприятия могли посещать и представительницы прекрасного пола — вольность, недопустимая в условиях этики по предписаниям «Домостроя». Один из иностранцев, присутствовавших при русском дворе конца 17 века, писал, что «русская боярыня или боярышня отвешивала поклоны за торжественными обедами московской знати, либо церемонно лобызалась с почётными гостьми по воле хозяина дома… От теремных красавиц трудно было добиться других ответов, кроме «да», «нет», «не знаю»».
Петр I. Источник: wikipedia.org
В этой связи введение балов-ассамблей было своеобразным культурным «трансфером», попыткой перенести определенный тип придворного развлечения на национальную почву, адаптацией западноевропейских поведенческих стереотипов и социальных норм, однако с особым отечественным «колоритом». Фактически тут веселье начало приобретать государственное значение, ведь Пётр прекрасно осознавал роль ассамблей в культурных преобразованиях, которые смогут приобщить подданных к новым моделям социального существования, помогая тем самым освоить новый придворный этикет и регламентацию жизни.
Развлечения петровской эпохи
Большинство историков считают, что идею проведения ассамблей Пётр I привез из Франции в 1717 году, однако сохранились подтверждения, что уже в 1714 году состоялись первые специально организованные увеселительные мероприятия. Термин «ассамблея» охватывает широкий круг развлечений петровской эпохи: летом они проводились в Летнем саду на открытом воздухе, а зимние устраивались в домах именитых сановников. Показательно высказывание В. О. Ключевского, точно сформулировавшего суть ассамблей как особого социокультурного феномена начала 18 века: «И биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению».
Из указа Петра «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», регламентирующего поведение на ассамблеях.
«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести. […]
5. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
9. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься. […]
Петровские ассамблеи. Источник: wikipedia.org
Петровские ассамблеи впервые стали сопровождаться угощениями и закусками, то есть сам процесс смены разнообразных блюд стал своеобразным приемом для создания определенной торжественной атмосферы. Во время пауз между танцами и играми гостям разносили кофе, чай, варенье, мёд, а за ужином женщины должны были сидеть рядом с мужчинами. Именно с начала регулярного проведения ассамблей в Россию пришла культура светского танца: полонеза и менуэта, контрданса и англеза. Сам император тоже не гнушался такими «легкомысленными» развлечениям: «Екатерина, как и Пётр, танцевала очень ловко и проворно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не успевали ещё окончить и первый. Но Екатерина танцевала старательно только с государем, который, подобно ей, выделывал каждое па. С другими же кавалерами она танцевала небрежно, не подпрыгивала, не вертелась, а ходила обыкновенным шагом. Дочери Петра — Елизавета и Анна — танцевали также много и весело».
Ассамблеи в целом стали мощным толчком для укрепления (можно даже скорее сказать восстановления) статуса женщины в социуме: постепенно преодолевалась изолированность прекрасного пола от активной публичной жизни, женщины стали обретать гражданские права, а значит — и чувство собственного достоинства. Это, несомненно, отразилось хотя бы в факте последующего правления женщин-императриц (или правящих фавориток), поразительным образом совпавшего с похожими тенденциями в других европейских странах (в частности, в Австро-Венгрии и Франции). Князь М. М. Щербатов, считавший ассамблеи «исчадием пороков», все-таки признавал положительное влияние, оказываемое этим видом времяпрепровождения на противоположный пол: «Приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их, и оказующими их хороший стан; не малое же им удовольствие учинило, что должен прежде видеть с кем навек должен совокупиться, и что лица женихов их и мужей уже не покрыты стали колючими бородами».
Придворные увеселения. Источник: wikipedia.org
Смерть императора-реформатора разделила русское общество и в сфере развлечений. Нараставшее и в допетровскую эпоху различие в образе жизни простого человека и представителя родовитой фамилии теперь приобрело гигантские масштабы, которые будут осознаны в середине 19 века в таком социокультурном феномене, как «хождение в народ». Важнейший философский вопрос определения исторической судьбы русского народа всегда располагался в поле полемики «допетровской» и «послепетровской» России. Предложенный и активно внедрявшийся всесословный принцип проведения досуга постепенно был вытеснен активным ростом привилегий одной достаточно немногочисленной социальной группы — дворянства. Представители знати отмежевались от только зародившейся торгово-промышленной буржуазии и стали проводить тщательную политику намеренной закрытости своего сообщества.
Петровские ассамблеи
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра
В 1718 г. Петром I был издан указ об ассамблеях: «Ассамблея-собрание или съезд. где можно друг друга видеть и переговорить или слышать, что где делается». В летнее время ассамблеи происходили в «царском огороде», который позже стал называться Летним садом.
Решетка Летнего сада
Это был красивый сад с мраморными статуями, прудами, фонтанами, цветниками, аллеями. Был в саду также и огород, где росли «поварские травы», рядом цвели фруктовые деревья. В одной из аллей стояла прекрасная античная статуя Венеры.
С большими предосторожностями ее привезли в Петербург из Рима и установили в Летнем саду в 1720г., где она долгое время пугала своей наготой непривычных к такому зрелищу петербуржцев. «Свят, свят…срам-то какой». Во второй половине 18 в. ее перенесли в Таврический дворец, а потом под именем Венеры Таврической — в Эрмитаж
Петр ломал старые устои жестко, зачастую жестоко. Смотришь на картины Маковского и понимаешь, какую красоту утратили…особенно русские женщины, переодетые в чуждое иноземное платье.
1698г. – знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии».
Д.Белюкин. Петр I стрижет бороды боярам. 1985. Картон, темпера.
В 1700г. был преобразован календарь, празднество Нового года перенесено с осени на 1 января, указами запрещены насильственная выдача замуж и женитьба и многое другое. Продолжается Северная война, совсем недавно закончилась русско-турецкая (1710-1713)…есть от чего закружиться голове. А тут еще и ассамблеи.
Русские бояре, которые только недавно надели европейское платье, неохотно, нарушая старые традиции, везли на собрание своих жен и дочерей.
Там, как в зеркале, отразились черты той старинной эпохи – эпохи преобразования страны. Присутствовали древние аристократы – бояре и новые петровского времени, приезжали богатые купцы, офицеры, послы, моряки и кораблестроители. Многоликая разношерстная компания – люди, зачастую с трудом понимающие друг друга.
На главной аллее Летнего сада, на «Дамской» площадке устраивали танцы, на «Шкиперской» — мужчины курили, играли в шахматы и шашки, пили вино и вели деловые разговоры
А.Хлебовский. Ассамблея при Петре I. 1858. Холст, масло
Распоряжался на ассамблеях П.И.Ягужинский – камергер («царь балов»), соратник и приближенный Петра.
Неизвестный художник. Портрет П.И. Ягужинского. Начало XVIII века
Он повелевал сколько и когда пить, заставлял танцевать «до упаду», распоряжался когда отпускать гостей. Бывало приказывал запирать двери, чтобы гости не разбежались от такого веселья. Понятно, что при таком подходе ассамблеи превращались в тяжелую повинность.
Но все боялись нарушить приказ царя – не приехать собрание. За это могло последовать очень строгое наказание.
За нарушение правил (опоздание, лишняя болтовня, неуважение к гостям) на петровской ассамблее мужчин заставляли выпить «Кубок большого орла» — огромный (1,5 литра) сосуд с вином или водкой. Это была не просто грубая шутка, а наказание, опасное для здоровья, даже жизни.
Но царя это мало беспокоило
В.Серов. Петр I. 1907. Холст, масло. Третьяковская галерея.
Из заметок А.С. Пушкина к «Истории Петра»: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного, исполнены доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере, для будущего, — вторые вырывались у нетерпеливого, самовластительного помещика».
Как точно подмечено!
Особенно тожественны были ассамблеи по случаю победы или после окончания строительства нового корабля. Тогда на Неве устраивали иллюминацию и фейерверк.
Речь Петра на Ассамблее 1714г. по случаю спуска на воду корабля: «Кому из вас, братцы мои, хоть во сне снилось лет 30 назад, что мы с вами здесь у Остзейского моря будем плотничать…и построим город, в котором вы живете, что увидим таких храбрых и победоносных солдат и матросов русской крови.., что увидим у себя такое множество иноземных художников и ремесленников, доживем до того, что меня и вас станут так уважать чужестранные государи». Фактически это была панихида по старому Московскому государству… наступила эпоха Российской империи.
Небольшие пометки.
Легенда о покупке статуи Венеры говорит, что агент Петра 1 в Риме купил ее, как он писал «с отшибленной головой и без рук», но вывозить из Рима античные памятники было запрещено. Поэтому, якобы, русский дипломат Савва Рагузинский предложил Ватикану в обмен на статую Венеры мощи святой Бригитты. В действительности она была подарена римским папой Петру I.
Бояре в Древней Руси – земельная аристократия (владели вотчинами). В XI-XIV веках — ближайшие соратники князя, XV-XVII в. участвовали в государственном управления, были правителями на местах (наместники, воеводы и т.п.). Численность боярских родов при различных царях составляла от 20 до 50-ти. Петр формально не отменял боярское звание, значение его подорвало упразднение местничества, т.е. должности перестали распределяться по знатности рода. Кроме того, помимо вотчинного (боярского) землевладения появилось поместное владение — получение земли за государственную и военную службу. Последним русским боярином был И.Ю.Трубецкой, умерший в 1750г.
Петровские ассамблеи: как обязанность веселиться становится традицией
Увеселения, которые Петр завел при дворе, носили весьма неоднозначный характер и были скорее обязательными и принудительными элементами придворного обихода, нежели повсеместно приятным времяпрепровождением. У царя был составлен календарь ежегодных праздников, которые должны были беспрекословно справляться всеми придворными вельможами. Петр, отличавшийся бережливостью и порой даже скупостью, не жалел денег на разнообразные фривольные увеселения и просто попойки по случаю постройки нового корабля. Часто пили до тех пор, пока генерал-адмирал Апраксин не начинал публично плакать, жалея себя, «круглого сироту», а светлейший князь Меньшиков валился под стол. От такого количества алкоголя и продолжительного веселья гости уставали, но за уклонение полагался штраф в 50 рублей, который, разумеется, не так охотно взимался. Подобные праздничные развлечения иногда превращались в настоящий разгульный марафон. Так, по случаю подписания долгожданного Ништадского мира в 1721 году, в результате чего Россия приобрела статус империи, Петр устроил семидневный бал-маскарад, где сам он, забыв про свои недомогания, пел и танцевал наравне с остальными гостями.
Обстоятельства молодости и юношества Петра во многом определили его пристрастие к европейской культуре и образу жизни. Его невольная «ссылка» на берега реки Яузы стала мощным стимулом к стремлению «европеизировать» русский быт и ввести Россию в число великих мировых держав. Еще во времена Ивана Грозного на правом берегу Яузы проживали иностранцы: англичане, французы, голландцы, шотландцы — люди разных конфессий и занятий. Территория Немецкой слободы (названной так по прилагательному «немые» — не говорившие на русском языке) была обустроена протестантскими церквями и небольшими уютными домами, в которых иностранцы могли жить своим особым укладом, фактически создавая космополитичную изолированную диаспору внутри мононационального Московского царства.
В Немецкой слободе молодого русского царя поразила небывалая открытость и простота жизни, свободное общение жителей между собой, постоянно организуемые застолья, где старики и важные особы курили трубки и пили пиво или вино. Необходимо отметить, что эти мероприятия могли посещать и представительницы прекрасного пола – вольность, недопустимая в условиях этики по предписаниям «Домостроя». Один из иностранцев, присутствовавших при русском дворе конца XVII века, писал, что «русская боярыня или боярышня отвешивала поклоны за торжественными обедами московской знати, либо церемонно лобызалась с почетными гостьми по воле хозяина дома… От теремных красавиц трудно было добиться других ответов, кроме «да», «нет», «не знаю»».
В этой связи введение балов-ассамблей было своеобразным культурным «трансфером», попыткой перенести определенный тип придворного развлечения на национальную почву, адаптацией западноевропейских поведенческих стереотипов и социальных норм, однако, с особым отечественным «колоритом». Фактически, тут веселье начало приобретать государственное значение, ведь Петр прекрасно осознавал роль ассамблей в культурных преобразованиях, которые смогут приобщить подданных к новым моделям социального существования, помогая тем самым освоить новый придворный этикет и регламентацию жизни.
Большинство историков считают, что идею проведения ассамблей Петр I привез из Франции в 1717 году, однако, сохранились подтверждения того, что уже в 1714 году состоялись первые специально организованные увеселительные мероприятия. В целом, термин «ассамблея» охватывает самый широкий круг развлечений петровской эпохи: летом ассамблеи проводились в Летнем саду на открытом воздухе, а зимние ассамблеи устраивались в домах именитых сановников. Тут чрезвычайно показательно высказывание В.О. Ключевского, точно сформулировавшего суть ассамблей как особого социокультурного феномена начала XVIII века: это «и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению».
На ассамблеях Петр вел себя как рачительный и гостеприимный хозяин: беседовал с гостями, произносил тосты, направлял ход беседы – в общем, занимался всеми теми светскими обязанностями, список и значение которых знакомы нам по салону Анны Павловны Шерер из знаменитого романа Толстого. Вероятно, император обладал подлинной харизмой – насильственное внедрение иностранного быта и поведения (а в конечном итоге и образа мыслей) принималось неохотно, но уже к концу XVIII столетия европеизированная модель социального существования стала неотъемлемой частью русской культуры.
Петровские ассамблеи впервые стали сопровождаться угощениями и закусками, то есть сам процесс смены разнообразных блюд стал своеобразным приемом для создания определенной торжественной атмосферы. Во время пауз между танцами и играми гостям разносили кофе, чай, варенье, мед, а за ужином женщины должны были сидеть рядом с мужчинами. Именно с начала регулярного проведения ассамблей в Россию пришла культура светского танца: полонеза и менуэта, контрданса и англеза. Сам император тоже не гнушался такими «легкомысленными» развлечениям: «Екатерина, как и Петр, танцевали очень ловко и проворно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не успевали еще окончить и первый. Но Екатерина танцевала старательно только с государем, который, подобно ей. выделывал каждое па. С другими же кавалерами она танцевала небрежно, не подпрыгивала, не вертелась, а ходила обыкновенным шагом. Дочери Петра — Елизавета и Анна — танцевали также много и весело».
Ассамблеи в целом стали мощным толчком для укрепления (можно даже скорее сказать – восстановления) статуса женщины в социуме: постепенно преодолевалась изолированность прекрасного пола от активной публичной жизни, женщины стали обретать гражданские права, а значит – и чувство собственного достоинства. Это, несомненно, отразилось хотя бы в факте последующего правления женщин-императриц (или правящих фавориток), поразительным образом совпавшего с похожими тенденциями в других европейских странах (в частности, в Австро-Венгрии и Франции). Князь М. М. Щербатов, считавший ассамблеи «исчадием пороков», все-таки признавал положительное влияние, оказываемое этим видом времяпрепровождения на противоположный пол: «Приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их, и оказующими их хороший стан; не малое же им удовольствие учинило, что должен прежде видеть с кем навек должен совокупиться, и что лица женихов их и мужей уже не покрыты стали колючими бородами».
Смерть императора-реформатора разделила русское общество и в сфере развлечений. Нараставшее и в допетровскую эпоху различие в образе жизни простого человека и представителя родовитой фамилии, теперь приобрело гигантские масштабы, которые будут осознаны в середине XIX века в таком социокультурном феномене как «хождение в народ». Важнейший философский вопрос определения исторической судьбы русского народа всегда располагался в поле полемики «допетровской» и «послепетровской» России. Предложенный и активно внедрявшийся всесословный принцип проведения досуга постепенно был вытеснен активным ростом привилегий одной, достаточно немногочисленной социальной группы — дворянства. Представители знати отмежевались от только зародившейся торгово-промышленной буржуазии и стали проводить тщательную политику намеренной закрытости своего сообщества.
Из указа Петра «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», регламентирующий поведение на ассамблеях.
«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести. […]
5. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
9. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься. […]