Ассамбляж что это такое в искусстве
Искусство ассамбляжа
Весной 1914 года великий Пабло Пикассо прикрепил обрезки древесины, приклеил веревку и кусок скатерти к холсту — так появился «Натюрморт». Возможно это была первая работа в технике «ассамбляж».
Cам термин «ассамбляж», в художественном смысле, вошел в лексикон в начале 1950-х годов, когда французский художник и скульптор Жан Дюбюффе создал серию коллажей «Маленькие картинки из крыльев бабочек» (1953), которые он назвал assemblages d’empreintes («сборка отпечатков»). Термин Дюбюффе укрепился, и ассамбляжем стали называть произведения искусства, выполненные из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов.
Смысл трёхмерных ассамбляжных композиций – синтез, на основе которого из старого, разрозненного «барахла» создаётся нечто новое, единое и большее, чем просто сумма отживших своё частей. В работе допускается использование любых материалов: краски, металла, дерева, ткани, бумаги, пуговиц, осколков тарелок и чашек, жгутов, «останков» кукол, дверных ручек и ключей, высушенных фруктов и овощей, зёрен, ракушек и камешков, винтиков-шестерёнок, циферблатов и проволоки – словом, всего, что подскажет художнику его фантазия.
В искусстве ассамбляжа концепция доминирует над материалом, подчиняя его своей конечной цели. И бытовой предмет может стать арт-объектом уже только потому, что таковым его посчитает художник, и для этого его не нужно видоизменять или с чем-то комбинировать.
В широкий обиход термин вошел после выставки «Искусство ассамбляжа», проходившей в нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 г. На ней были представлены работы начала ХХ века европейских и американских художников, поздних кубистов, дадаистов, футуристов и сюрреалистов – Дюбюффе, Марселя Дюшана, Пикассо, Джозефа Корнелла, Роберта Раушенберга, Ричарда Станкевича и других.
Возможно, самый выдающийся из всех мастеров ассамбляжа, Джозеф Корнелл оставил невероятное наследие для будущих поколений художников. Еще до того, как он стал художником, он был коллекционером. Корнелл наиболее известен своими «теневыми коробками», произведениями искусства, созданными из найденных материалов: фотографии, морские ракушки, игрушки, мрамор и другие викторианские безделушки, которые он покупал в сувенирных магазинах или просто находил в кучах мусора. В доме, который он делил со своей матерью, он работал в крошечной подвальной студии, заполненной архивными ящиками, досье и маленькими предметами — перьями, трубками, раковинами и мрамором — все это было им использовано необычным образом. Его миниатюрные шедевры превращают повседневные предметы в волшебные сокровища. Вместе они раскрывают увлечение Корнелла астрономией и кино, литературой и орнитологией и особенно его любовь к европейской культуре, от романтического балета до эпохи Возрождения Италии.
Смешивая эстетику народного искусства с символическими, сюрреалистическими образами, современная художница Бетти Саар борется с предрассудками, расизмом и стереотипами через ее различные коллажи и ассоциации, которые ссылаются на мистику африканских племен, историю, память и ностальгию.
Признавая потенциал существующих изображений и предметов, и стремясь наполнить их иным смыслом, художник из Боснии и Герцеговины Эмир Шеханович (Emir Šehanovic) создаёт любопытные работы в технике ассамбляж.
Ассамбляж был блестяще использован русскими художниками в начале XX века — Татлиным, Пуни, Родченко. Свои творческие концепции выражал посредством ассамбляжа и украинский художник, «отец русского футуризма», Давид Бурлюк.
Множество работ в технике «ассамбляж» создал также режиссер «Теней забытых предков» Сергей Параджанов. В его композициях использовались самые разнообразные элементы — от старых кукол до разноцветных перьев.
Таким образом, ассамбляж предоставил художникам новый способ создания искусства и на сегодняшний день, как очень гибкая форма, ассамбляж становится все популярнее.
Ассамбляж — объемное визуальное искусство с огромными возможностями для творчества
Ассамбляж (от французского assemblage — «сборка» или «монтаж») — это техника декоративно-прикладного искусства, в которой художник создает рельефное изображение путем наклеивания на плоскую основу объемных деталей или предметов. В технике ассамбляжа также допускается использование красок для живописного дополнения художественной композиции.
Ассамбляж, в отличие от родственного ему коллажа, представляет собой разновидность техники крепления трехмерных, а не двухмерных (плоских) элементов к лицевой поверхности картины. Благодаря использованию объемных деталей, изображение получается максимально реалистичным и визуально эффектным.
Применение, достоинства и материалы ассамбляжа
Ассамбляж используют в своем творчестве не только профессиональные художники и скульпторы. Эта техника также востребована в процессе обучения основам изобразительного искусства в детских садах и школах. Она улучшает ассоциативное мышление, память и внимание, помогает развивать творческие способности.
Обычные люди разных возрастов и профессий находят в ассамбляже множество других достоинств. С помощью этой техники можно:
Ассамбляж — демократичная и многогранная техника изобразительного искусства, в которой используются самые разные подручные материалы:
Профессиональные художники часто применяют для создания собственных оригинальных произведений искусства бытовой мусор и утиль. В руках мастера множество разрозненных обыденных предметов превращается в художественную композицию, наполненную глубоким эстетическим содержанием.
История ассамбляжа
История ассамбляжа в качестве признанной специалистами самостоятельной техники изобразительного искусства насчитывает около 70 лет. Автором термина assemblage является французский художник Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet), который в 1953 году впервые его использовал для обозначения созданных из утиля и обломков художественных произведений.
Но самые ранние творческие эксперименты в сфере искусства с наклеиванием на плоскую основу рельефных предметов датированы еще 1910-ми годами. Такой подход к созданию оригинальных картин и инсталляций использовали многие последователи кубизма в ходе поиска новых художественных решений. Оригинальная техника была востребована также последователями дадаизма, сюрреализма и других течений абстракционизма.
В 1961 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка «Искусство ассамбляжа», на которой были представлены работы многих американских и европейских художников в новаторской технике. С этого времени ассамбляж становится полноправным видом изобразительного искусства, а число его сторонников быстро увеличивается во всех уголках нашей планеты.
В наши дни произведения, созданные в технике ассамбляжа, неизменно привлекают внимание ценителей современного искусства. Они часто вызывают ожесточенные споры критиков, но никого не оставляют равнодушным и тем самым вносят огромный вклад в развитие мировой культуры.
Самые известные мастера ассамбляжа
К самым известным мастерам ассамбляжа можно отнести десятки разносторонних художников. И все же, особого внимания заслуживают следующие деятели искусства:
На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в аукционах искусства, чтобы приобрести шедевры антиквариата. Наш сайт также дарит всем желающим возможность напрямую купить картины у современных художников.
Картины, украшения и другие предметы в технике ассамбляж
Делаем панно в технике ассамбляж
Термин ассамбляж в 1953 году ввёл в обиход Жан Дюбюффе. Им он обозначил произведения рукотворного искусства, элементы которого выполнялись из предметов и обломков естественных материалов. Художник Сезар для своих произведений прессовал материал. Скульпторы Билла Вудроу и Тони Крэгга делали свои работы из найденных обломков и предметов.
Сделайте такую картину или похожую, с некоторыми отличиями. Посмотрите, как смастерить подобное панно в технике ассамбляж.
Распилите керамическую вазочку пополам вдоль ножовкой по металлу.
Займемся декорированием фона. Для этого используется техника папье-маше. Разорвите бумагу в клочья, опустите в воду, подождите, пока она раскиснет. После этого выньте кусочки, отожмите их руками, положите на полотенце, чтобы стекла вода.
Лист фанеры щедро смажьте ПВА, разложите на нем клочки размоченной бумаги, придавая им нужную форму.
Украсить горшок вы можете, приклеив к нему веревку в виде цветов, листиков, узора. Можно выдавить при помощи строительного пистолета резиновый герметик и выполнить рисунок им. Но затем массе нужно дать время, чтобы она высохла.
Алебастр или гипс разбавьте водой, размешайте. Аккуратно вылейте полученный раствор в вазу и вставьте в него травинки с цветами, которые будут на переднем плане картины.
Пусть панно как следует высохнет, тогда уже можно окрашивать его. Делаем это при помощи баллончика, а затем, взяв кусочек поролона, наносим слой акриловой позолоты. Все, можно вешать панно на стену. Его помогла создать техника ассамбляж и умелые ручки.
Как сделать брошь в технике ассамбляж?
Сначала делаем розу из ткани. Для этого из полотна вырезаем полосу шириной 4, а длиной 30 см, сворачиваем ее вдоль пополам и скручиваем в виде цветка. Для этого сначала производим 3–4 оборота, а затем перегибаем полоску под углом 45°, делаем закрепляющие стежки.
Далее, для создания брошки своими руками вырежьте из мешковины прямоугольник. Распушите его края, выдернув волокна по периметру по краям. Сложите заготовку пополам, немного сместив углы.
К этому элементу из мешковины нужно пришить по кругу розу из ткани. После этого из основной ткани вырежьте треугольник или полоску по косой.
Далее, для оформления броши своими руками в технике ассамбляж, закладывая складки, одновременно закругляйте заготовку. Прошейте ее, притачайте к низу броши. Теперь нужно украсить ее деревянными бусинами. Для этого потяните за нить мешковины, выньте ее, сложите пополам. Проденьте в ушко большой иголки, свертите пополам, чтобы получилось 4 сложения нити. На оба конца надеваем по овальной бусине, закрепляем их при помощи аккуратных узелков.
Сшейте эту веревочную заготовку с розочкой. Можно декорировать ее и другими элементами.
После того, как лицевая часть готова, позаботьтесь и об обратной. Сюда пришиваем бязь и крепим дублерин или клеевую паутинку. Чтобы брошь имела нужную жесткость, проложите слой верхней обтачки и синтепона большими кусочками клеевой паутинки.
Деталь из дублерина или бязи закрепляем — подгибая ткань, прошив швом через край. Махрящиеся края проклеиваем паутинкой.
Прикрепите застежку броши.
Можно оставить брошь в таком виде или придать ее другой цвет при помощи краски в аэрозоли.
Старинная картина своими руками
Глядя на следующее полотно, кажется, что оно висело на стене в замке в эпоху рыцарей. Не сразу догадаешься, что это не чеканка из бронзы, а панно, также выполненное в технике ассамбляж.
Заверните по отдельности бутылки и тарелку в фольгу, обкрутите гипсовыми бинтами, смочив их предварительно водой.
Поверх нанесите слой примерно 5 мм гипса, на бутылки — только наполовину. Подождите пока раствор высохнет, снимите отпечатки с основы.
Зашпаклюйте заготовки, дайте и этому слою высохнуть.
На тарелку нанесите орнамент. Для этого, пока шпатлевка еще сырая, положите на нее джутовый шпагат, чуть вдавливая его в раствор. Для более прочного соединения можете посадить на ПВА. Поломайте скорлупу, украсьте лепестки получившегося цветка ею, а внешние элементы — манкой.
Нанесите на ДВП шпатлевку, приложите тарелку, декорированные бутылки.
Когда шпатлевка высохнет, пройдитесь по поверхности мелкой наждачной бумагой.
Половинки фруктов «лепим» по той же технологии: сначала заворачиваем их в фольгу, но затем обмазываем не гипсом, а обкручиваем соленым тестом, сразу воткнув перчинки горошком.
Приклеиваем эти элементы к картине.
Далее, лепим из соленого теста более мелкие фрукты — виноград, оливки. Виноградные листья также делаем из теста, можно их вырезать самостоятельно или использовать шаблон. Покрываем отдельные элементы золотой акриловой краской, декорируя ею панно.
Теперь нанесите на картину черную акриловую краску, когда та высохнет — еще и золотую. Вот такое замечательное творение помогло создать интересное направление под названием ассамбляж.
Как сделать часы и табличку в технике ассамбляж?
Часы мы будем мастерить все в той же технике ассамбляж. Посмотрите, каким оригинальным получится изделие.
Возьмите часовой механизм.
Покрасьте фанеру, дайте ей высохнуть.
Разметьте место расположения цифр, приклейте возле каждого треугольник из цветного картона или обозначьте эти участки краской.
Когда высохнет, наклейте цифры.
Для придания прочности покрытию можно покрасить часы лаком.
Вырежьте лекала, приложите их к основе, обрисуйте, чтобы отметить расположение.
Чтобы рисунок был объемным, сделаем трафарет из плотных обоев.
Нанесите на обои рисунок по контуру лекала, вырежьте его — получится трафарет. Заполните получившиеся отверстия при помощи шпателя и текстурной пасты.
Осторожно снимаем этот трафарет. Возьмите в руки зубочистку и начертите на рисунке недостающие линии и элементы.
Когда паста высохнет, чуть пройдитесь по рисунку наждачной. Чтобы придать ему цвет, тонируйте разведенной водой акриловой краской при помощи губки. На углубления наносите более темный тон. Излишки краски убирайте салфеткой.
Осталось пройтись по табличке акриловым контуром, а после высыхания — покрыть лаком в несколько слоев.
Для вас — полезные видео по данной теме:
Ассамбляж — новая интересная жизнь старых вещей
Новая жизнь старых вещей возможна в интересных произведениях современного искусства — ассамбляжах. Об этом хочется поделиться и просто пообщаться на эту тему.
Ассамбляж — произведение, представляющее собой трехмерный объект, с включением нехудожественных материалов и найденных объектов, вплоть до мусора.
Ассамбляж как стиль берет свое начало в технике коллажа — графического произведения, смонтированного в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения. В отличие от коллажа, ассамбляж — произведение с включением объемных предметов. Смысл произведения — синтез, создание новой системы, где целое — больше суммы частей уже отживших свое других систем. И еще этот стиль можно назвать искусством создавать целое из несоединимых вещей.
К ассамбляжам относятся:
1. Аккумуляция — декоративные композиции из различных вещей. Например, антикварных материалов или композиции из объемных пряностей, плодов, зерен, помещенные в коробку под стекло. Такие работы показывают, как вещи, зачастую старые или ненужные, обретают жизнь в новом качестве.
2. Комбинированные картины — сочетание живописи с вещественными вставками и дополнение ее объёмными элементами.
Андрей Гусаренко, «Ожидание».
Андрей Гусаренко «Чай в пивном стакане».
Андрей Гусаренко, «Былое».
3.»Падающие картины», когда предметы монтируются непосредственно на вертикальной плоскости.
Юрий Юдаев-Рачей «Красное, белое, черное».
К сожалению, не все произведения на фото, которые я нашла в свободном доступе в сети интернет, имели указание авторства. Если вы узнаете чьи-либо работы, прошу указать автора в комментариях, — заранее благодарю.
А в повседневной жизни многих людей далекой от искусства ассамбляж можно встретить довольно часто в виде панно или открыток, он широко используется в декоре предметов обихода — шкатулок, коробов и прочих вещей. И возможно, что декорируя тот или иной предмет, используя старые вещи и их части, и в голову не придет, что таким образом происходит создание объекта современного искусства.