Ассенизатор что за профессия
Не работа – мечта. Тонкости профессии ассенизатор(11 фото)
К романтической поездке с мужчинами-ассенизаторами мы начали готовиться заранее. Предусмотрительно была надета одежда, которую не жалко испортить, а сама встреча запланирована на послеобеденное время (дабы не возвращаться в офис и не радовать коллег волшебным амбре).
Туалетные горы и ручьи.
С «горами» и «вершинами» ассенизаторам периодически приходится сталкиваться в прямом смысле слова. Особенно зимой, когда содержимое биотуалетов замерзает и неминуемо увеличивается в объеме с числом посетителей. В таком состоянии очистить «горячую точку» невозможно.
Добросовестный арендатор (или владелец туалета) ставит внутрь обогреватель, в остальных случаях все дела откладываются до весны. А что происходит в те дни, когда текут ручьи, вполне предсказуемо…
Вооружившись ценной информацией, отправляемся в путь. Сегодня все стройки, стоянки, СТО и другие общественные места обязаны иметь биотуалеты, поэтому работы у ассенизаторов хоть отбавляй. Помимо государственного «Спецкоммунавтотранса», чистить туалеты отлично получается и у частников. Чаще всего, это обслуживание своих же кабинок, сдаваемых в аренду.
Нас сопровождает директор компании «Биоэкология», которая являет собой пример удивительного карьерного роста. Татьяна Гракович пришла в эту сферу кассиром платного туалета. В один прекрасный момент выяснилось, что она единственный работник, который разбирается в кассовых аппаратах. И ее временно сделали директором. Но ничто не может быть более постоянным, чем временное.
В отличие от преимущественно молчаливых ассенизаторов, Татьяна с удовольствием рассказывает о тонкостях туалетного дела. Предупреждает: «иногда д***ма бывает с полстенки в туалете…» К счастью, мы приехали в относительно чистое место.
Перчатки и пенопласт вместо туалетной бумаги
Команда работает слаженно: один раскручивает шланг, другой опускает его внутрь. Поддерживать за край в туалете нужно все время, пока насос не откачает жидкость. Удивительно, но на расстоянии нескольких метров казалось, что мы занимаемся чем угодно, но только не чисткой туалета. Никакого запаха и других неожиданностей. Буквально 10 минут – и дело в шляпе (в бочке). Павел Васильевич терпеливо скручивает шланг и жалуется на посетителей кабинки. Говорит, что часто шланг забивается мусором, который люди бездумно бросают в бак. Татьяна Гракович поясняет:
Чтобы очистить шланг, его надо «продуть», то есть вставить в другое отверстие в бочке. Это, по словам Павла Васильевича, работа грязная, но ему «уже как-то все равно». Он на пенсии, и подработать его попросила дочка – та самая Татьяна Гракович. До этого всю жизнь мужчина отработал водителем.
Ассенизаторам тоже бывает весело
Уж кого точно мы не ожидали встретить в лице ассенизатора, так это молодого парня. Сергей поступал учиться в БНТУ по специальности «машинные технологии литейного производства». Но с учебой почему-то не сложилось. Как он объясняет, «на дневном теряешь время».
— А здесь ты времени не теряешь?
По поводу таких вещей, как «стыдно» или «непрестижно», парень не беспокоится. По словам Сергея, об этом он даже не задумывался. Бросил учебу и спросил у матери (директора Татьяны Гракович), можно ли устроиться к ней на фирму водителем. Сначала подрабатывал на легковой машине, потом подменял работников на ассенизаторской. Так и втянулся. Друзья относятся нормально, девушки нет, планы менять работу тоже пока отсутствуют.
Что касается «ассенизаторской карьеры» сына, то тут ответ прост: «Не хочет учиться – пусть работает». К тому же для работы водителем везде требуют стаж. Мать не против, чтобы Сергей получил его здесь.
«Нашу машину даже угнать пытались»
Заканчиваем обслуживание туалета тем, что заливаем внутрь бака специальную жидкость. Она расщепляет содержимое и уничтожает запах. К слову, работает волшебная смесь не более 10 дней. Если «запахло», пора вызывать ассенизатора. Мы же отправляемся на слив. И параллельно рассуждаем по поводу надбавок за вредность.
— Сколько в среднем по рынку платят за такую работу?
— От 8 до 10 млн обещают. Но это зависит от выработки. Если мало заявок, конечно, они таких денег не получают. Летом у нас загрузка хорошая, ассенизаторы выезжают каждый день, тогда бывают и премии. А зимой из-за замерзших кабин иногда есть простои.
В машине содержимое, к слову, тоже может замерзнуть. Поэтому в сильные морозы на слив приходится ездить чуть ли не через каждые 2-3 кабинки, чтобы не оставлять в емкости ни капли богатства. На него ведь однажды всерьез позарились! Павел Васильевич до сих пор вспоминает об этом случае с улыбкой.
— Два пьяных шурика пришли в 4 утра, открыли дверь и хотели завестись, но не смогли. Потом они сказали, что им было холодно, они хотели внутри согреться и пива попить.
Туалетное джакузи
Интересно, что и в машине запаха не чувствуется. По словам директора, мы еще по-настоящему грязной работы не видели! Когда подходит срок окончания аренды, туалетные кабинки нужно мыть. И моют их чаще всего студенты. За небольшую плату.
И вот, пребывая в совершенной уверенности, что ассенизатор – не такая уж неприятная профессия, мы попадаем на слив. Нас сразу предупреждают отойти подальше. В любой момент может случиться неприятная история.
«Хозяйка» территории, пенсионерка Татьяна Карабанюк откровенничает:
— Вы хотите знать, как бывает? Шурнуло с бочки все г***но! Вот с этого шланга! Фонтаном кверху, он же под напором. Я только вовремя убежала. С этими шлангами не шуточки!
Татьяна Александровна говорит, что уже ко всему привыкла. А поначалу, когда устраивалась, неделю приходила домой и плакала. Но в ее характере – не отступать, даже перед сильной вонью.
— Это хорошо, что я территорию помыла, территория чистая. А бывает что-то выльется… Запах стоит!
Когда деньги действительно не пахнут
Коллега по цеху, ассенизатор Валера (из другой частной фирмы), заканчивает сливать свое добро. Он смеется, рассказывает, что всякое было! И его как-то полностью заливало фекалиями. Отряхнулся – и поехал дальше, на базу мыться. Засучив рукава, он работает уже более двух лет. До этого был простым водителем, а тут предложили хорошую зарплату – от 9 млн. Говорит, что пока доволен, а на будущее загадывать не хочет. Жена считает, что «деньги не пахнут». Друзья тоже вроде бы понимают, во всяком случае в глаза свое «фи» не высказывают.
— Конечно, есть. Но я его уже не чувствую. Только закончил работу – сразу мыться. Вообще, самое сложное у нас – это погодные условия. Постоянно мокрые ноги, насморк, снег, холод, грязь…
И даже во время таких признаний Валера не перестает улыбаться. «Окатило с ног до головы д***мом, ну разве не смешно?», перебрасываются шутками туалетных дел мастера и выдвигаются за новой порцией отходов. А мы зря волновались: по итогу съемки никакого запаха. А может, просто привыкли?
Ассенизатор что за профессия, какие обязанности при работе
Ассенизаторская машина – сфера применения. Чем отличиается ассенизаторская машина от илососной? Как работает машина и какой объем? Виды ассенизаторов
Профессия — ассенизатор
Ассенизаторы эксплуатируют оборудование на машинах для откачки стоков с целью удаления внутренних и промышленных загрязнителей, твердых веществ и возвращения чистой воды, биомасс и воздуха обратно в окружающую среду. Используя современные технологии, машины, установки для очистки воды ассенизаторы помогают обеспечить чистый поток для использования в домах и отраслях промышленности, предотвратить заболевания, защитить окружающую среду.
Ассенизаторы эксплуатируют оборудование и контролируют процессы откачки сточных вод на очистных сооружениях. Точные обязанности ассенизатора зависят от размера используемых машин. На небольших предприятиях один человек может запускать и обслуживать оборудование, производить ремонт, проводить испытания и вести учет. На крупных заводах, где работают многие сотрудники, ассенизаторы контролируют только один процесс с несколькими частями оборудования. Ассенизаторы также выезжают на машинах для откачки выгребных ям и септиков частных владельцев.
Сточные воды, поступающие на очистные сооружения, проходят через несколько процессов, которые устраняют критические загрязняющие вещества. Ассенизаторы контролируют счетчики и датчики, которые определяют, работает ли оборудование правильно.
Основные рабочие моменты ассенизатора:
Ассенизаторы работают во время чрезвычайных ситуаций. Сильные ливни могут затопить канализационные трубы. Утечка газообразного хлора или недостаток кислорода в установке также требуют экстренных мер. Ассенизаторы обучаются реагированию на чрезвычайные ситуации и используют специальное оборудование и процедуры безопасности для защиты общественного здоровья и объекта.
Станции откачки стоков вод должны соответствовать конкретным нормативным стандартам, которые отражены в разрешении на очистные сооружения. Ассенизаторы должны знать и соблюдать руководящие принципы законов. Список загрязняющих веществ, регулируемых этими уставами, со временем увеличился.
Время работы и доходы
Ассенизатор обычно работает на машине от восьми до двенадцати часов в день, сорок или более часов в неделю. Поскольку многие из заводов и предприятий должны иметь ассенизатора, присутствующего 24 часа в сутки, они могут работать посменно, в праздничные и выходные дни. В случае чрезвычайной ситуации, например, сбой оборудования, часто работают сверхурочно.
Заработки варьируются в зависимости от размера завода и его местоположения. А также обязанности и навыки ассенизатора, образование, опыт работы влияет на доходы. Большинство ассенизаторов получают оплату за сверхурочную работу и во время «нерабочих часов» — при откачке и обслуживании септиков частных домов. Они также получают оплачиваемый отпуск, больничные, страхование жизни, стоматологические и медицинские пособия, отложенную компенсацию и пенсии.
Образование и обучение
Из-за сложной аппаратуры и компьютерного оборудования, которое теперь используется во многих машинах, работодатели ищут кандидатов с дипломом. Потребности в образовании возрастают по мере того, как очистные машины становятся более сложными, чтобы соответствовать новым стандартам качества и нормам регулирования загрязнения.
Стажеры или операторы проходят обучение у опытных ассенизаторов. Сначала выполняют рутинные задачи, записывают показания счетчиков, берут образцы воды и шлака, а также выполняют простые работы по ремонту ассенизаторской машины: насосов, двигателей и клапанов. Большие машины по откачке стоков имеют более формальную программу обучения с учебными темами, рассчитанными и самостоятельные курсы.
В технических школах предоставляется специальная степень или сертификат для завершения программы обучения на ассенизатора. У ищущих работу на этом фоне есть больше шансов для работы и продвижения. Официально назначенные учебные центры государственных представителей также проводят курсы по обновлению навыков ассенизатора.
Ассенизатор должен обладать механическими и научными способностями. Важна ручная ловкость и внимание к деталям, иметь возможность планировать, направлять и контролировать работу машин. Ассенизаторы должны выполнять рутинную работу с оборудованием и легко переключаться с одной задачи на другую.
История создания ассенизаторской техники
Первые автомобили, предназначенные для уборки нечистот, вышли на улицы немецких городов во втором десятилетии прошлого века. Бочки были сравнительно небольшими. Монтировались они на шасси Mercedes, MAN и других популярных марок. Через некоторое время такую же спецтехнику стали выпускать в США.
По своей конструкции фекальные машины тех лет были двух типов: насосные и безнасосные. К первому виду относились модели с вакуумными насосами. С их помощью в цистернах создавалось разрежение, за счет чего нечистоты закачивались внутрь. В авто второго вида низкое давление в бочке создавалось двигателем шасси, через коллектор. С течением времени, инженеры пришли к выводу, что первый вариант лучше.
В середине 30-х гг. ассенизаторные машины появились в СССР. В 40-е годы уже было налажено их собственное производство. Выпускались модели АНИ, АНМ и АСМ. Начиная с 1968 года, для названия стали использовать аббревиатуру КО (коммунальное оборудование). Базовый индекс каждой модели включает три цифры, первая из которых обязательно пятерка. Например, КО-503. На сегодняшний день строгое требование по сертификации касается только типа шасси.
Как работает ассенизаторская машина и другое оборудование?
Когда мы определились с тем, что такое ассенизатор, пришло время ответить на не менее важный вопрос о том, что такое ассенизаторская машина. Этот вид техники – основной инструмент для откачки стоков и их последующей транспортировки к месту утилизации.
Основу для машины составляет грузовой автомобиль. Наиболее часто используются модели от ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ. Но грузовик – это только колеса для перевозки содержимого. Основное ассенизаторское оборудование состоит из следующих элементов:
Кроме перечисленного, в состав ассенизаторского комплекта могут входить и дополнительные элементы – система контроля и сигнализирования о заполненности цистерны, коробка отбора мощности, дополнительный задний отбойник и многое другое.
Нелёгкий путь к успеху
Впервые ассенизаторская машина появилась на постсоветском пространстве в начале 60-х годов прошлого столетия. Именно в этот период возникают первые звонки с неприятной экологической обстановкой. Принцип работы ассенизаторской машины должен был эффективно решить вопрос откачки нечистот и прочих ЖБО не только из выгребных ям, но и из других технологических объектов, например очистка строительной площадки, очистка прудов, засохших водоемов и т.д.
«Важно!Техника оснащена специальным навесным технологическим оборудованием, которое имеет характеристики герметичности, а значит, в достаточной мере обеспечивает первичную утилизации нечистот.»
Современные варианты комплектации вакуумных ассенизаторских машин оснащены улучшенными моделями насосного оборудования, специальными сигнальными предохранительными устройствами, технологическим резервуаром накопительного типа, автономным трубопроводным комплексом и гофрированным шлангом. Отметим, что навесное оборудование легко и без проблем монтируется на шасси многих автомобилей отечественного производства, например КАМАЗ, ЗИЛ, а самой известной моделью, которая изначально разрабатывалась для коммунальной сферы, стал ассенизатор КО 53.
Устройство и порядок работы
Спецтехника для уборки нечистот – это смонтированная на грузовом шасси ассенизаторная установка. Она может быть отечественной, на ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ либо импортной. Российская техника имеет меньшую стоимость, ее проще и дешевле ремонтировать. Зарубежная более надежная, функциональная, экономичная в эксплуатации, но стоит в полтора-два раза дороже, как сама машина, так и запчасти плюс услуги мастера по ремонту.
Такие машины применяются в тех местах, где существует необходимость откачать жидкость, в которой содержатся органические и неорганические примеси, например ил, песок, фекальные массы. В принципе можно догадаться, что работа ассенизаторских машин заключается в том, что они откачивают из системы канализации различные септики, а также занимаются очисткой ливневой канализации, осушением колодцев, водоемов, очисткой сливных ям на автомобильных мойках. Так как основной целью аренды ассенизационной машины является откачка жидкости, которая насыщена различными примесями, но консистенции суспензии, то цистерна бочка, установленная на шасси автомобиля ГАЗ, оснащается насосом, который создает в цистерне разряженный воздух, куда и поступает через гофрированную трубу-шланг на смесь, которую необходимо откачать. Насос приводят в движение с помощью двигателя автомобиля, где установлена цистерна. В бочке стоит датчик, который отключает двигатель, когда жидкость наполняет цистерну до определенного уровня. Далее привод насоса отключается, а машина следует на полигон, где утилизируется то, что находится в бочке.
Устройство
Ассенизационная установка состоит из следующих узлов и агрегатов:
Согласно ПДД, на кабине установлен проблесковый маячок. Разные модели отличаются друг от друга объемом цистерны, набором дополнительного оборудования и характеристиками. Более подробно устройство и порядок работы можно рассмотреть на технике, которая монтируется на шасси ГАЗ.
Цистерна ассенизатора
Основой конструкции ассенизационной машины является цельнометаллическая бочка. Сверху у цистерны расположена горловина с герметично закрывающейся крышкой, куда подсоединяется вакуумный насос. Снизу у бочки расположен приемный патрубок и четырехходовый кран, имеющий широкую горловину. Бочка может выдержать большое давление, а внутреннюю её поверхность нанесено специальное химическое покрытие, которое предотвращает появление коррозии. Снаружи бочку покрывают несколькими слоями ярко-красной или оранжевой краски.
Вцелом модели ассенизационных машин не сильно отличаются друг от друга. На цистерне, установленной на ГАЗ 3307, есть автоматическое отключение двигателя при заполненной до определенного уровня бочке. На машине ГАЗ 3309 дополнительно устанавливается система звукового сигнала при заполнении цистерны, а также есть автоматический клапан, перекрывающий заборную магистраль. ГАЗ 53 несёт на себе самую большую по объему цистерну, а также имеет ёмкость для чистой воды.
Цистерна рассчитана на большое давление. Ее внутренняя поверхность имеет специальное покрытие, для защиты от химически агрессивных жидкостей и коррозии. Наружная окраска чаще оранжевая либо ярко-красная.
Объем: ГАЗ-53 – 5,0 куб. м., ГАЗ-3307 – 4,0 куб. м., ГАЗ-3309 – 3,75 куб. м. Вместимость моделей на других шасси – от 3 до 12 куб. м. (отечественные), до 16 куб. м. (импортные).
Вакуумный насос
В общем случае, насосы бывают:
На ассенизаторских машинах, в основном, применяются аппараты первой категории.
Одна из наиболее популярных моделей вакуумных насосов – роторный КО-503, производства ОАО «Коммаш». Современный вариант отличается от ранних версий улучшенными показателями, а также тем, что общая система смазки заменена консистентным составом, которые подается из отдельного бака пресс-масленкой.
Рабочим органом является эксцентрично расположенный ротор с подвижными лопатками из текстолита, вставленными в пазы. Он помещен в чугунный корпус с ребрами охлаждения. При мощности 6 кВт и скорости вращения 1450 об/мин, насос обеспечивает давление на выходе 0,05 МПа и производительность 240 куб. м. / час. Вес – 85 кг, рабочая температура – 80 град С. КПД 80-90%. В процессе эксплуатации не допускается непрерывная работа в течение 1 часа и более. При выполнении ТО надо проверять состояние лопаток и менять износившиеся.
Для ассенизаторов, установленных на шасси ЗИЛ, Урал, МАЗ или КАМАЗ выпускаются более мощные насосы КО-505 и КО-510. Их характеристики следующие (значения для КО-505 и КО-510 даны через дробь):
Частота вращения, об/мин: 1150 / 1450
Производительность, куб. м. / час: 310 / 360
Температура окружающего воздуха, град С: от – 20 до + 40
КПД 505-й и 510-й моделей аналогичны 503-й. Все насосы предлагаются с правым и левым вращением ротора.
Шланги
По материалу изготовления, шланги могут быть из ПВХ либо резиновые. Рукава первого типа легкие, прочные, устойчивые против УФ-лучей и химических соединений. Вторые делаются с армированием металлической спиралью и наружным текстильным покрытием.
Стандартная длина рукава на шасси ГАЗ находится в пределах от 6 до 15 м. Такая техника рассчитана на очистку септиков глубиной до 3 м (на данный параметр влияет, в основном, объем бочки). При необходимости, можно, для наращивания, использовать 5-метровые дополнительные шланги. Диаметр рукава – от 15 до 200 мм. Конкретное значение зависит от мощности насоса.
Есть и другие модели:
Принцип действия
Основные характеристики оборудования для ассенизации
Для каждой используемой машины указываются габариты, максимальная грузоподъемность, вид используемого топлива, мощность двигателя.
Среди других важных параметров:
Для эффективной работы ассенизаторам лучше иметь несколько машин. Это позволит выбирать наиболее удобный и оправданный по затратам на выезд транспорт для каждого конкретного заказа.
Виды ассенизаторской техники
Вакуумный насос согласно общему технологическому строению создаёт разряжение внутри рабочей цистерны (полностью герметичная установка), вследствие чего происходит эффект всасывания ЖБО по специальному приёмному шлангу. Встроенные специальные датчики в автоматическом режиме управляют и регулируют режим наполняемости внутри цистерны, и при достижении определённого уровня емкости автоматически отключают работу вакуумного насоса.
Вакуумный насос ассенизатора
Продолжительность работы системы всасывания зависит от общего объёма резервуара, согласно техническим данным спецтехники, средняя продолжительность полного заполнения цистерны составляет от 4 до 12 минут. По окончании процесса всасывания, транспорт своим ходом следует в пункт утилизации ЖБО или ТБО, производится опорожнение резервуара, причём самотёком или при помощи насоса.
В целом виды и типы спецтехники ассенизаторской машины имеют одинаковую схему работы, но отличаются по:
Общее конструкционное строение спецтехники включает в себя несколько элементов:
Принципиальная часть работы ассенизаторской техники
Многие задаются вопросом, как работает ассенизаторская машина, и что нужно знать в процессе эксплуатации спецтехники. Интернет-журнал «О спецтехнике», который рассчитан на информацию об условиях аренды спецтехники в России и странах СНГ, готов предоставить вам подробные технические описания по каждой группе транспорта, используемый в качестве специализированной техники на правах аренды.
Как указывалось выше, ассенизаторская машина обустроена резервуаром или герметичной ёмкостью для утилизации откачанных ЖБО, вакуумным насосом, гофрированной трубой для откачки жидкости из септиков любой конструкции, выгребных ям, дренажный общих колодцев, сливных технологических комплексов, предусмотренные для станций автомоек, а также для природных водоёмов, небольших по размерам прудов и т.д. Общий принцип работы заключается в следующем:
«Основные характеристики ассенизаторской машины представлены в применении для конкретной модели вакуумного насоса. Ниже представлена таблица, на основании которой можно определить технические параметры насосного оборудования для конкретной модели спецтехники.»
Параметр насоса | Модель КО-503 | Модель КО-505А | Модель КО-510 |
---|---|---|---|
КПД | 0,8-0,9 | 0,8-0,9 | 0,8-0,9 |
Мощность | 6 кВт | 9 кВт | 9 кВт |
Число оборотов | 1450 об/мин | 1150 об/мин | 1450 об/мин |
Производительность помпы | 240 м3 в час | 310 м3 в час | 360 м3 в час |
Вращение ротора по конструкции | Есть правый и левый вариант | Есть правый и левый вариант | Есть правый и левый вариант |
Габариты | 470*225*280 мм | 520*290*300 мм | 670*338*310 мм |
Вес | 90 кг | 110 кг | 125 кг |
Максимальное расстояние, которое предназначено для забора жидкости, зависит в конечном итоге от длины гофрированной трубы, так средний размер такой трубы составляет от 6 до 15 погонных метров. В некоторых случаях при технологической оснащённости, ассенизаторская машина допускает использование гофрированного шланга, который имеет длину до 25 погонных метров. В очень редких случаях, когда объем ассенизаторской машины позволяет вместить значительное количество ЖБО, имеется возможность удлинить рукав еще на 5-10 метров, но вопрос удлинения зависит, прежде всего, от технической конструкции вакуумного насоса. Удлинённый размер рукава используется только в том случае, если нет иной возможности подъехать транспортному средству к месту забора жидкой суспензии.
В ряде случаев, некоторые модели спецтехники имеют отличительные черты от мощной илососной техники, и многие пользователи задаются вопросом, чем отличается илосос от ассенизатора. В данном случае вам помогут рекомендации специалистов, которые расскажут о принципиальном отличие илососной и ассенизаторской техники.
Вместимость резервуара жидких отходов для ассенизатора
Наиболее популярные и востребованные модели ассенизаторской техники-