Ассимилировать что это в психологии
Ассимиляция — это замена одного на другое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое АССИМИЛЯЦИЯ.
Слово это весьма разноплановое и применяется в различных сферах жизнедеятельности человека (биологии, обществознании, лингвистике, психологии), везде имеет несколько отличное значение.
Поэтому мы разберем вкратце все возможные аспекты применения слова ассимиляция (с примерами и пояснениями), чтобы к концу статьи у вас уже не осталось никаких вопросов по этой теме.
Ассимиляция — это.
Слово это имеет латинские корни, «assimilatio» дословно переводится как «усвоение, уподобление».
Более точное определение зависит от того, в какой сфере применяется термин «ассимиляция». А вариантов тут много:
В этой статье мы подробно расскажем, что означает «ассимиляция» применительно к каждой из этих наук.
Ассимиляция в обществознании
Ассимиляция в социологии – это когда часть общества или целый народ теряет свои индивидуальные черты и становится частью чего-то большего.
Один из ярких примеров, это миграция жителей стран третьего мира в Европу или Северную Америку.
Например, представители коренных африканских племен уже не ходят по улице в набедренной повязке, не срывают фрукты и овощи с чужих огородов и не совершают какие-то ритуальные действия, которые были в порядке вещей у них на родине.
Социальная ассимиляция бывает нескольких видов:
Также к социальной ассимиляции можно отнести смешанные браки – например, между людьми разного вероисповедания или разного цвета кожи. Так, если девушка-христианка выходит замуж за мусульманина, она чаще всего обязана соблюдать какие-то религиозные каноны мужа или вовсе поменять религию.
Ассимиляция в биологии
Ассимиляция в биологии – это процессы, в результате которых клетки живых организмов получают необходимые минералы и химические вещества. Это позволяет им производить необходимую энергию, которая служит «топливом» для их развития.
Так, все живое на планете зависит от главного источника энергии – солнечного излучения. Растения умеют напрямую его перерабатывать в энергию с помощью фотосинтеза. А вот у остальных живых организмов ассимиляция несколько сложнее. Им нужна пища.
Например, человек в процессе еды не только утоляет голод, но также получает необходимые вещества для роста внутренних органов и энергию, которая заставляет наш организм функционировать.
Попадая в желудок, все продукты с помощью желудочного сока распадаются на элементарные элементы, такие как жиры, углеводы, клетчатка, глюкоза и так далее.
Есть и обратный процесс, который называется диссимиляцией. Это распад тех самых элементарных веществ на еще более мелкие, которые потом выводятся из организма.
А совокупность двух процессов (ассимиляции и диссимиляции) носит более привычное нам название – обмен веществ или метаболизм (что это?).
В психологии
Этот термин в психологии стал впервые использовать швейцарский психолог Жан Пиаже в середине прошлого века.
Под ассимиляцией он подразумевал любые новые навыки, которые человек получает на протяжении всей жизни.
Каждая информация или опыт, так или иначе, вплетается в уже существующие у нас идеалы, дополняют их или, наоборот, разбавляют, а иногда и опровергают.
Наиболее активно ассимиляция проходит у маленьких детей. Ведь они каждый день видят и слышат что-то новое, из чего потом и складывается их мировоззрение. Поток информации обрушивается на них как лавина – от родителей, с экрана телевизора, от воспитателей и других детей в детском саду.
У взрослых этот процесс более постепенный. Ассимиляция заключается в получении новых знаний. Например, программист, который осваивает новую программу. Или шеф-повар, изучивший новый рецепт. Или футболист, у которого стал получаться новый прием дриблинга.
Также периодически мы ассимилируем свое отношение к другим людям. Например, вы всегда считали, что ваш подчиненный – отличный работник, так как он не давал усомниться в этой оценке.
Но тут вы стали замечать, что он время от времени опаздывает. И у вас в сознании возникнет уже новый образ – хороший сотрудник, но непунктуальный. Так и происходит, когда новая информация наслаивается на старую.
В лингвистике
В русском языке (да и во всех остальных) ассимиляция связана с фонетикой (что это?).
При произношении многих слов мы произносим не те звуки, которые соответствуют написанным буквам.
Например, мы говорим «кАрова» или «мАлАко», хотя эти слова пишутся через буквы «О» (корова и молоко).
Ассимиляция звуков происходит между буквами, которые относятся к одному типу и похожи друг на друга. Пример с буквами «А» и «О» мы уже показали. Но точно такая же картина в ряде случаев наблюдается и с согласными.
Так, очень похожи друг на друга «Т» и «Д». Например, в слове «отдать» они стоят по соседству, и более звонкая «Д» начинает доминировать над глухой «Т» при произношении. Когда мы говорим, слышится «оддать». А, например, произнося слово «отбить», мы, наоборот, подменяем глухую «Т» на звонкую «Д». И слышится «одбить».
Вот и все, что нужно знать о таком термине, как АССИМИЛЯЦИЯ.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Я бы не сказал, что африканцы и арабы ассимилируются в европейских странах, скорее наоборот, пытаются устанавливать свои порядки.
Если раньше в некоторых ситуациях требовалась насильственная ассимиляция, то в современном мире все стало гораздо проще. Посредством влияния интернета и телевидения очень просто подвести всех под единый образец. Более того, прогресс в этой сфере настолько ощутим, что не требуется никакого насаждения, люди добровольно меняются и подстраиваются, еще и считают это благом.
Что такое ассимиляция
Одним из атрибутов адаптации, который может рассматриваться в рамках развития интеллекта человека, является ассимиляция. Это своеобразный условный механизм, благодаря которому индивид имеет возможность применять на практике приобретенные ранее навыки, умения, не подвергая их существенному преображению. Что же представляет собой этот механизм и кто ввел в психологию данное понятие, мы расскажем более подробно далее.
Основные термины и понятия
Мир узнал о таком понятии, как ассимиляция, благодаря Жану Пиаже, который был основателем Центра генетической психологии в Женеве (1955 год). Занимаясь развитием своей теории о направлении познания природы в психологии (генетическая эпистемология), он впервые заговорил об ассимиляции, применяя термин в контексте проявления адаптационных способностей индивида в условиях изменяемой среды.
Наравне с термином «ассимиляция» в психологии возникло обозначение и другого процесса – аккомодации (также благодаря крупнейшему психологу современности Жану Пиаже). По его версии, эти процессы являются связанными, а потому существование одного из них без второго попросту невозможно.
Согласно представлениям ученого, ассимиляция не только противоположна аккомодации, но и тесно взаимосвязана с ней. Такая психологическая связь обеспечивает гармоничное существование этих двух механизмов в человеческом сознании и представляет собой область подлинного интеллекта. Если провести параллель с биологией, уравновешивание ассимиляции и аккомодации позволяет судить о когнитивной адаптации человека.
Взгляды и теории, которые озвучивал некогда профессор Ж. Пиаже относительно ассимиляции, стали весьма популярными, что обеспечило им признание в психологии. Они настолько прочно укоренились в психологии, что современные ученые не подвергают их достоверность сомнению.
В то же время, чтобы узнать значение слова «ассимиляция» и получить более детальную трактовку термина с психологической точки зрения, следует глубже изучить природу явления.
Жан Пиаже считал ассимилирующие процессы доказательством существования структур интеллекта. По сути, это утверждение, что воздействие факторов внешнего окружения индивида может менять модели его поведения или воздействовать на них настолько, насколько сильной будет взаимосвязь индивида с существующей структурой.
Ассимиляция как один из атрибутов, обусловливающих адаптацию индивида, играет немаловажную роль в изучении человеком окружающей среды. В процессе приспособления к социуму человеку свойственно приобретать новую информацию, навыки и опыт, ассимилируя которые он получает возможность реализовывать свои идеи. При этом приобретаемые сведения могут ассимилироваться, чтобы соответствовать уже существующим представлениям и моделям поведения.
Наиболее яркий пример существования структур – это дети в раннем возрасте. Каждый ребенок постоянно вбирает в себя новую информацию и приобретает новые навыки, приспосабливая их к сложившимся ранее представлениям об окружающей среде. Но и во взрослом состоянии подобные процессы не прекращаются в нашем сознании.
Встречаясь с неизведанными ранее явлениями, объектами или событиями, взрослый человек интерпретирует полученный опыт. Благодаря этому он способен модифицировать собственные идеи и знания о мире ассимилируемыми данными, постоянно внося поправки в базу, которая была сформирована в сознании намного раньше.
Как работают механизмы, по версии ученого (пример)
Согласно идеям Пиаже, есть лишь два варианта, которыми обусловлены адаптационные процессы человека. Давайте рассмотрим каждый из них на примере.
Допустим, у ваших знакомых есть дочь, которую вы считали воплощением «святости». Однако эта девчушка совершает на ваших глазах проступок, на который (как вы считали) она не способна. Что изменится в вашем сознании? Как вы примените новую информацию?
1-й вариант. Новая информация будет ассимилироваться вашим сознанием таким образом, что вы не измените своего представления о девочке и не обратите внимание на ее поведение. Вместо этого вы предположите, что она лишь повторила плохой пример своих более невоспитанных сверстников. В результате вы все так же будете думать, что эта девочка хорошая, но уже будете знать о «темной стороне» ее личности.
2-й вариант. Используя для обработки полученной информации метод аккомодации, вы сочтете поведение девочки неприемлемым и кардинально поменяете свое мнение о ребенке. Так, во время аккомодации происходят противоположные процессы, не позволяющие информации ассимилироваться, в результате меняется не приобретаемый опыт, а ранее сформированные идеи.
Как можно увидеть, ассимиляция — это наиболее простой вариант приспособления индивида к чему-то новому, что обусловлено простотой добавления новых сведений к уже существующим знаниям. И информация, которая будет ассимилироваться человеком, позволит ему иногда рассматривать новые идеи под таким ракурсом, который максимально соответствовал бы уже существующим представлениям субъекта. Автор: Елена Суворова
ассимиляция
Полезное
Смотреть что такое «ассимиляция» в других словарях:
АССИМИЛЯЦИЯ — (лат. assimilatio, от assimilare уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиологии уподобление веществ, поглощенных животным, веществам собственного тела. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
АССИМИЛЯЦИЯ — (от лат. ad к и simi lis подобный), такая переработка попадающих извне в растительный или животный организм веществ, в результате к рой последние становятся составной частью клеток организма. А. белков с хим. стороны наиболее загадочная стадия… … Большая медицинская энциклопедия
АССИМИЛЯЦИЯ — (от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов); усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их превращение в результате биохимической реакций в… … Современная энциклопедия
АССИМИЛЯЦИЯ — АССИМИЛЯЦИЯ, ассимиляции, жен. (лат. assimilatio) (книжн.). Действие по гл. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; линг.). Ассимиляция народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
Ассимиляция — (лат. assimilatio сіңісу, ұқсасу, теңдесу) үлкен этникалық ортада саны кем және саяси мәдениеті мен әлеуметтік жағдайы төмен халықтың өзінің ұлттық болмысынан айырылып, басым халық арасында сіңіп кетуі құбылысы. Философия этностардың, халықтардың … Философиялық терминдердің сөздігі
Ассимиляция — [assimilatio уподобление] в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы,… … Геологическая энциклопедия
АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате к рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к рой они находятся в непос редств. контакте. Этот процесс может происходить… … Энциклопедия культурологии
ассимиляция — расплавление, слияние, усваивание, усвоение, уподобление, ассимилирование Словарь русских синонимов. ассимиляция сущ., кол во синонимов: 7 • ассимилирование (4) • … Словарь синонимов
Что такое АССИМИЛЯЦИЯ опыта в психологии
Ассимиляция – это психологический термин, который относится к одной из частей процесса адаптации. Термин ассимиляция был впервые введен профессором Жаном Пиаже.
В процессе ассимиляции мы вбираем в себя новую информацию или опыт и вплетаем их в уже существующие у нас идеи. Процесс ассимиляции в какой-то мере субъективен, потому что у нас есть тенденция модифицировать опыт или информацию таким образом, чтобы она подходила к уже существующим у нас представлениям, идеям, верованиям.
В раннем детстве дети постоянно ассимилируют новую информацию и опыт в уже существующее у них знание о мире. Однако, этот процесс не прекращается в процессе роста, он продолжается и у взрослых людей. Встречаясь с новизной и интерпретируя этот опыт, люди постоянно вносят маленькие и большие поправки в существующие у них идеи об окружающем мире.
Давайте подробнее рассмотрим ассимиляцию и ее роль в процессе обучения.
Как работает ассимиляция
Пиаже считал, что существует 2 основных способа того, как мы адаптируемся к новому опыту и информации. Ассимиляция – это самый легкий метод, потому что он не требует большого объема подстройки. С помощью этого процесса мы добавляем новую информацию к существующей базе знаний, иногда при этом давая другую интерпретацию этому новому опыту таким образом, чтобы он подходил к уже существующей информации.
К примеру, давайте представим, что у ваших соседей есть дочь, которую вы всегда воспринимали как милую, вежливую и добрую.
Однажды вы выглядываете в окно и видите, как эта девочка кидает снежком в вашу машину. Вы воспринимаете это как нечто грубое и недоброе, совсем не то, что вы ожидали бы от этой девочки. Как вы интерпретируете эту новую информацию? Если вы прибегаете к процессу ассимиляции, вы не будете зацикливаться на поведении девочки, предположив, что она сделала то, что видела, как делают ее одноклассники, и что она не хотела быть невежливой.
Вы не станете в корне пересматривать свое мнение о девочке, вы просто добавите новую информацию к существующему у вас знанию. Она добрая девочка, но теперь вы знаете, что у нее есть и «шкодная» часть ее личности.
Если б вы применили второй метод адаптации, описанный Пиаже, поведение девочки заставило бы вас переменить свое мнение о ней. Это процесс, который Пиаже назвал аккомодация, в котором старые идеи заменяются новой информацией.
Ассимиляция и аккомодация работают в тандеме как часть процесса обучения. Некоторая информация просто инкорпорируется в существующие схемы с помощью процесса ассимиляции, а некоторая информация приводит к развитию новых схем или полностью трансформирует старые при помощи процесса аккомодации.
Еще примеры ассимиляции
В каждом из этих примеров человек добавляет новую информацию к существующей схеме. Поэтому это описывается психологическим термином “ассимиляция”. Эти люди не изменяют и не полностью модифицируют существующие представления, как это происходило бы при аккомодации.
Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры
Ассимиляция в психологии возникла как проекция биологических процессов ассимиляции человека на его психическую составляющую. Это в первую очередь процесс познания, который возник как средство адаптации человека в мире, к окружающей его материальной и социальной среде.
Поскольку окружающие условия постоянно меняются, изменяются и его адаптационные способности. Процесс ассимиляции в сознании человека — жизненно важная функция, которая позволяет выживать ему в различных условиях.
Понятие ассимиляции в психологии. Основные термины
Ассимиляция в психологии — это процесс приобретения нового опыта и знаний через призму уже существующего мировоззрения человека и его ранее накопленного опыта и знаний об окружающем мире. Это понятие впервые было введено Жаном Пиаже. По его мнению, существует несколько этапов адаптации человека к окружающей среде, одним из которых является ассимиляция.
Восприятие одной и той же информации разными людьми различно. Сознание каждого человека индивидуально и восприятие новой информации зависит от уже существующих в его сознании идей, целей и понимания мира, как с физической, так и с социальной точки зрения. Получаемая человеком извне информация, модифицируется в сознании соответственно его представлениям, опыту и знаниям.
Как работают механизмы по версии Пиаже
В процессе взросления человек может многократно менять одни и те же представления о мире в результате получения новой информации.
Механизм ассимиляции, по мнению Пиаже, работает следующим образом:
Если во время сопоставления, преобразование существующей информации согласно новым полученным сведениям является нецелесообразным, происходит не интерпретирование, а полное ее замещение согласно содержанию новой информации.
В психологии этот механизм обработки информации называется аккомодацией. По версии Пиаже принцип построения психической ассимиляции основан на принципе биологической ассимиляции.
Ассимиляция и аккомодация связаны между собой и всегда работают последовательно. Бывают ситуации, когда человек находится в состоянии логического противоречия, которое возникает по причине конфликта между ассимиляцией и аккомодацией в отношении определенного объекта, опыта или какой-либо информации.
Чтобы выйти из подобного психического напряжения ему необходимо принять решение в пользу одного из механизмов преобразования. После того, как решение будет принято, напряженность спадает и человек переходит в состояние когнитивного равновесия.
Признаки ассимиляции
Ассимиляция играет существенную роль в развитии человека. Она влияет на формирование знаний, представлений о мире, умений, которые человек приобретает в течение жизни. В процессе развития у человека возникают новые механизмы познания мира, меняется структура понятий и их взаимосвязь в сознании.
Основные признаки ассимиляции в процессе развития:
Ассимиляция – сложный процесс, который формирует не только представление о мире, но и влияет на самореализацию человека в социуме.
Причины ассимиляции
Ассимиляция в психологии — это способность человека встраивать получаемую информацию в уже существующие информационные схемы в сознании. Основной причиной возникновения такого явления является необходимость индивидуума адаптироваться к окружающей физической и социальной среде.
С рождения человек становится заложником окружающих его обстоятельств, в результате чего у него возникает стремление познать как можно больше объектов, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для успешной адаптации и существования в соответствующих условиях. Изменение условий в дальнейшем также может служить причиной следующего этапа ассимиляции.
Кроме адаптации, у человека существуют и другие причины, побуждающие его к ассимиляции. К ним можно отнести его основные потребности (физические и социальные), различного вида мотивации (возникшие на основе его мировоззрения и целей в жизни), внешние стимулы деятельности.
Примеры ассимиляции
В процессе ассимиляции человек добавляет получаемую информацию к уже существующей информации того же типа в его сознании.
Причем эта новая информация может видоизменить определенные представления человека об изучаемом вопросе, изменить схему взаимодействия понятий в отношении какого-либо объекта и отношение к самому объекту. В процессе ассимиляции существующие представления модифицируются, но не заменяются полностью новыми представлениями.
Процесс ассимиляции иллюстрируется следующими примерами:
Связь аккомодации и ассимиляции
Ассимиляция в психологии — это процесс добавления нового знания о каком-либо объекте или явлении к уже существующему знанию о нем. В процессе получения нового опыта или новой информации в отношении какого-либо объекта человек пытается осмыслить эту информацию в соответствии с уже имеющимися в его сознании сведениями о подобных объектах (ассимиляция).
Если же имеющихся сведений недостаточно для подобного осмысления, включается новый алгоритм адаптации — аккомодация. В результате аккомодации у человека появляются совершенно новые представления об объекте.
Ассимиляция и аккомодация являются дополняющими друг друга средствами адаптации человека в окружающем мире.
В таблице приведен пример использования этих 2-х методов:
Событие | Ассимиляция | Аккомодация |
Друзья рассказали об отличном приключенческом фильме и позитивно отзывались о режиссере этого фильма | Этот режиссер знает свою работу, снимает хорошие фильмы в соответствующем жанре | |
После просмотра фильма стало ясно, что это совсем не то, что ожидалось | Этот режиссер знает свою работу, но иногда делает свою работу некачественно | |
После ознакомления с фильмографией этого режиссера и просмотра большого количества его фильмов выяснилось, что почти все его фильмы оставляют желать лучшего | Этот режиссер совершенно не умеет снимать фильмы в этом жанре |
Аккомодация происходит, когда человек получает какую-либо новую информацию, и не может ее сопоставить с уже имеющейся. Далее, узнавая новое о ранее полученной информации, происходит ее модификация (ассимиляция).
Если же со временем окажется, что все эти дополнения к этой информации ложны, произойдет снова аккомодация и представление об этом объекте будет полностью пересмотрено и изменено.
Если бы в предложенном примере оказалось, что большинство фильмов предполагаемого режиссера снято качественно, то повторная аккомодация по отношению к этому режиссеру в сознании зрителя уже бы не случилась.
Чем ассимиляция отличается от диссимиляции?
Диссимиляция является обратным процессом по отношению к ассимиляции. Если результатом ассимиляции является добавление информации к уже сформированным каким-либо понятиям в сознании человека, то диссимиляцией называется устранение части информации о каком-либо понятии или объекте.
Модель ассимиляции проблемного опыта
Процесс ассимиляции может быть применен для решения психологических проблем человека. Известный британский психолог Вильям Стайлс, исследуя эту тему, определил 8 уровней осознания проблемы человеком, пройдя которые, он сможет избавиться от своей проблемы.
Уровень 0: отвращение проблемы
Человек, не осознавая причин возникновения проблемы, просто избегает таких ситуаций или тем для разговора, которые подсознательно выводят его из эмоционального равновесия.
Для того, чтобы человек смог перейти на следующий уровень решения проблемы он должен определить в какие моменты (в каких ситуациях и во время каких тем разговора с людьми) у него возникает тревожное состояние и меняется эмоциональный фон.
Уровень 1: нежелательные мысли
После определения момента возникновения тревоги, у человека возникают мысли, связанные с проблемой. Эти мысли вызывают массу негативных чувств (страх, гнев, тревогу), которые могут спровоцировать возврат человека на предыдущий уровень.
Чтобы этого не случилось необходимо изначально быть готовым к преодолению этой ступени и проявить волевое усилие. Если самому это сделать сложно, в этом может помочь психотерапевт.
Уровень 2: смутное осознание проблемы
Вначале мысли о проблеме вызывают чувство глубокого дискомфорта и переживаний, но ее осознание и анализ помогают прояснить детали проблемы, а далее и предпосылки к формулировке самой проблемы. Прояснение ситуации приводит к снижению негативных эмоций, связанных с решаемой проблемой.
Уровень 3: формулировка и прояснение проблемы
На данном этапе человек может уже четко сформулировать свою проблему, что уже является половиной ее решения. Ведь с этого момента он может начать работу над ее устранением. Более детальная проработка причин ее появления позволит найти метод, который может повлиять на причины ее возникновения или исправить следствие этих причин.
Уровень 4: понимание/инсайт
В результате осмысления проблемы, поиска фактов и событий, которые стали причиной ее возникновения, а также связей между ними, возникает более глубокое понимание проблемы. Дальнейшее изучение этих составляющих приводит к способу ее решения, который может быть получен с помощью логических выводов или внезапно (инсайт).
В процессе этого осмысления могут возникать как негативные, так и позитивные чувства, но как только достигается необходимая ясность в рассуждениях, позитивные эмоции существенно возрастают по отношению к негативным.
Уровень 5: опробование на практике/проработка
На данном уровне предпринимаются первые попытки применения найденного решения по устранению рассматриваемой проблемы. Если в результате этих действий проблема не решается, или решается не полностью, рассматриваются дополнительные или альтернативные способы ее решения.
Для успешного поиска эффективных методов, настрой человека должен быть оптимистичным и позитивным. Возникающие препятствия на пути решения, человек должен рассматривать не как причину остановки, а как толчок к более эффективному поиску ее решения.
Уровень 6: решение проблемы
Происходит достижение поставленной задачи, проблема решается, и человек испытывает гордость и удовлетворение за проделанную работу. Он начинает понимать, что этот опыт можно использовать и в решении других проблемных ситуаций. Эмоции человека становятся более позитивными.
Уровень 7: овладение
Приобретенный опыт в решении конкретной проблемы успешно используется в других схожих ситуациях. Это умение применяется уже подсознательно, а при возникновении подобных проблем, эмоции человека носят нейтральный характер и уже не вызывают страха или тревоги.
Явления, возникающие вследствие ассимиляции бессознательного
Ассимиляция в психологии — это процесс расширения сведений в сознании человека о явлении, объекте или опыте, соответственно новой полученной информации.
В процессе ассимиляции человек может использовать не только информацию, поступающую извне, но и внутреннее содержание своего сознания, а также подсознания. В результате ассимиляции бессознательного могут наблюдаться как позитивные, так и негативные явления, связанные с психическим развитием человека.
Подсознание человека состоит из 2-х частей: коллективной и индивидуальной. Коллективное бессознательное представляет собой опыт всего человечества, накопленный тысячелетиями. В этот опыт входит как культурное, так и духовное наследие, а также информация о материальной стороне окружающего мира.
Индивидуальное бессознательное включает в себя индивидуальный опыт человека, его знания и навыки, личное миропонимание и мировоззрение, а также уникальные черты характера и нравственного развития.
В результате ассимиляции коллективного бессознательного человек может безмерно увеличить свое Эго и присвоить себе некоторые заслуги человечества или их часть. В таком случае, человек искусственно расширяет область своей личности и происходит самовозвеличивание человека над всеми, вследствие чего возникает психическая патология — мания величия.
В таком состоянии индивидуальная составляющая человека регрессирует, он становится беспомощным, слабым, хотя внешне он демонстрирует всевластие.
Существует и противоположная психическая патология — комплекс неполноценности, которая может возникнуть, если человек, ознакомившись с огромным информационным объемом коллективного бессознательного, начинает чувствовать себя подавлено.
В таком человеке появляется неуверенность и не желание тратить усилие на восприятие и изучение этой информации, в результате чего он доходит до простого глупого смирения в отношении происходящего.
Внешне, такие люди выглядят слабыми и неуверенными в себе, хотя на самом деле, это достаточно волевые люди, но с гипертрофированным Эго. Они никак не могут смириться с тем, что коллективное психическое их подсознания на несколько порядков больше, выше и сильнее их индивидуального.
Возникающие затруднения и что с ними делать?
В процессе изучения коллективного наследия прошлого, коллективная психическая составляющая сознания на какое-то время объединяется с психологией индивидуальной. По сути, сама индивидуальная сторона человека возникла из коллективного опыта, который доминировал над индивидуальным сознанием во времена первобытнообщинного строя.
Первобытный человек был более коллективным, нежели обладал какой-либо индивидуальностью. Люди того времени мало отличались друг от друга и их жизнь проходила как одно целое в интересах всего племени или коллектива. Со временем, человек стал менее зависим от какого-либо конкретного общества, и приобрел индивидуальные и уникальные черты.
Но все же, чтобы начать развитие своей индивидуальной личности, человек вначале должен ознакомиться с наследием и опытом прошлого, накопленного нашими предками. И тут могут возникать проблемы, связанные с замещением индивидуального содержания личности коллективным содержанием.
Если это происходит:
Чтобы исключить эту проблему, следует всегда помнить о том, что во время анализа и изучения коллективного опыта, нельзя допускать замещения своего индивидуального сознания какими-бы то ни было постулатами или коллективными установками прошлого (а также настоящего).
Человек находится в постоянном процессе развития, и догматическое следование по какому-либо коллективному пути может в некоторой степени притормозить его индивидуальное развитие.
На каких-то этапах следование выбранным коллективным установкам может и помочь человеку в его развитии, но достигнув определенного этапа развития, он должен уметь направлять свое индивидуальное психическое развитие в необходимом ему русле.
Ассимиляция — это одна из важнейших способностей человеческого сознания, которая позволяет познавать и изучать окружающий мир. Процесс ассимиляции начинается с раннего детства и не прекращается в течение всей жизни. В психологии это явление играет существенную роль.
Изучая материальную, социальную и духовную сферы направления жизнедеятельности, человек познает мир, создает новые материальные и духовные ценности, улучшает качество жизни, а также способствует развитию сознания людей, передавая свой опыт новым поколениям.
Видео об ассимиляции
Ассимиляция и психология завершения: