Ассимиляция что это общество
Ассимиляция — это замена одного на другое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое АССИМИЛЯЦИЯ.
Слово это весьма разноплановое и применяется в различных сферах жизнедеятельности человека (биологии, обществознании, лингвистике, психологии), везде имеет несколько отличное значение.
Поэтому мы разберем вкратце все возможные аспекты применения слова ассимиляция (с примерами и пояснениями), чтобы к концу статьи у вас уже не осталось никаких вопросов по этой теме.
Ассимиляция — это.
Слово это имеет латинские корни, «assimilatio» дословно переводится как «усвоение, уподобление».
Более точное определение зависит от того, в какой сфере применяется термин «ассимиляция». А вариантов тут много:
В этой статье мы подробно расскажем, что означает «ассимиляция» применительно к каждой из этих наук.
Ассимиляция в обществознании
Ассимиляция в социологии – это когда часть общества или целый народ теряет свои индивидуальные черты и становится частью чего-то большего.
Один из ярких примеров, это миграция жителей стран третьего мира в Европу или Северную Америку.
Например, представители коренных африканских племен уже не ходят по улице в набедренной повязке, не срывают фрукты и овощи с чужих огородов и не совершают какие-то ритуальные действия, которые были в порядке вещей у них на родине.
Социальная ассимиляция бывает нескольких видов:
Также к социальной ассимиляции можно отнести смешанные браки – например, между людьми разного вероисповедания или разного цвета кожи. Так, если девушка-христианка выходит замуж за мусульманина, она чаще всего обязана соблюдать какие-то религиозные каноны мужа или вовсе поменять религию.
Ассимиляция в биологии
Ассимиляция в биологии – это процессы, в результате которых клетки живых организмов получают необходимые минералы и химические вещества. Это позволяет им производить необходимую энергию, которая служит «топливом» для их развития.
Так, все живое на планете зависит от главного источника энергии – солнечного излучения. Растения умеют напрямую его перерабатывать в энергию с помощью фотосинтеза. А вот у остальных живых организмов ассимиляция несколько сложнее. Им нужна пища.
Например, человек в процессе еды не только утоляет голод, но также получает необходимые вещества для роста внутренних органов и энергию, которая заставляет наш организм функционировать.
Попадая в желудок, все продукты с помощью желудочного сока распадаются на элементарные элементы, такие как жиры, углеводы, клетчатка, глюкоза и так далее.
Есть и обратный процесс, который называется диссимиляцией. Это распад тех самых элементарных веществ на еще более мелкие, которые потом выводятся из организма.
А совокупность двух процессов (ассимиляции и диссимиляции) носит более привычное нам название – обмен веществ или метаболизм (что это?).
В психологии
Этот термин в психологии стал впервые использовать швейцарский психолог Жан Пиаже в середине прошлого века.
Под ассимиляцией он подразумевал любые новые навыки, которые человек получает на протяжении всей жизни.
Каждая информация или опыт, так или иначе, вплетается в уже существующие у нас идеалы, дополняют их или, наоборот, разбавляют, а иногда и опровергают.
Наиболее активно ассимиляция проходит у маленьких детей. Ведь они каждый день видят и слышат что-то новое, из чего потом и складывается их мировоззрение. Поток информации обрушивается на них как лавина – от родителей, с экрана телевизора, от воспитателей и других детей в детском саду.
У взрослых этот процесс более постепенный. Ассимиляция заключается в получении новых знаний. Например, программист, который осваивает новую программу. Или шеф-повар, изучивший новый рецепт. Или футболист, у которого стал получаться новый прием дриблинга.
Также периодически мы ассимилируем свое отношение к другим людям. Например, вы всегда считали, что ваш подчиненный – отличный работник, так как он не давал усомниться в этой оценке.
Но тут вы стали замечать, что он время от времени опаздывает. И у вас в сознании возникнет уже новый образ – хороший сотрудник, но непунктуальный. Так и происходит, когда новая информация наслаивается на старую.
В лингвистике
В русском языке (да и во всех остальных) ассимиляция связана с фонетикой (что это?).
При произношении многих слов мы произносим не те звуки, которые соответствуют написанным буквам.
Например, мы говорим «кАрова» или «мАлАко», хотя эти слова пишутся через буквы «О» (корова и молоко).
Ассимиляция звуков происходит между буквами, которые относятся к одному типу и похожи друг на друга. Пример с буквами «А» и «О» мы уже показали. Но точно такая же картина в ряде случаев наблюдается и с согласными.
Так, очень похожи друг на друга «Т» и «Д». Например, в слове «отдать» они стоят по соседству, и более звонкая «Д» начинает доминировать над глухой «Т» при произношении. Когда мы говорим, слышится «оддать». А, например, произнося слово «отбить», мы, наоборот, подменяем глухую «Т» на звонкую «Д». И слышится «одбить».
Вот и все, что нужно знать о таком термине, как АССИМИЛЯЦИЯ.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Я бы не сказал, что африканцы и арабы ассимилируются в европейских странах, скорее наоборот, пытаются устанавливать свои порядки.
Если раньше в некоторых ситуациях требовалась насильственная ассимиляция, то в современном мире все стало гораздо проще. Посредством влияния интернета и телевидения очень просто подвести всех под единый образец. Более того, прогресс в этой сфере настолько ощутим, что не требуется никакого насаждения, люди добровольно меняются и подстраиваются, еще и считают это благом.
Ассимиляция (социология)
Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена позаимствованная у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании [источник не указан 132 дня] определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.
Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п.; так и принудительный (насильственный) характер — военная аннексия, частичное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений.
Содержание
Примеры ассимиляций
Этнографические
Религиозные
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ассимиляция (социология)» в других словарях:
Ассимиляция — Термин ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) употребляется в нескольких областях знания: Ассимиляция (биология) совокупность процессов синтеза в живом организме. Ассимиляция (лингвистика) уподобление артикуляции одного … Википедия
Ассимиляция (значения) — Термин ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) употребляется в нескольких областях знания: Ассимиляция (биология) совокупность процессов синтеза в живом организме. Ассимиляция (лингвистика) уподобление артикуляции одного звука артикуляции… … Википедия
Ассимиляция — (от лат. assimilatio уподобление, слияние, усвоение). В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую… … Миграция: словарь основных терминов
СОЦИОЛОГИЯ РАСЫ — (SOCIOLOGY OF RACE) Социологи не считают понятие расы полезной научной категорией. Широко распространенным является мнение о том, что биологическая идея расы не может обеспечить причинное объяснение человеческого поведения. Таким образом,… … Социологический словарь
Американизация — Кошерный McDonald s в Ашкелоне, Израиль. Американизация влияние США на поп культуру, бизнес модели, язык и политик … Википедия
Тюркизация — … Википедия
Ксенофобия — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия
Этнос — (греч. ἔθνος народ) группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания,… … Википедия
Убийство Юрия Волкова — Убийство Юрия Волкова убийство 23 летнего ассистента режиссёра телеканала «Россия 2» и футбольного болельщика, произошедшее в ночь на 10 июля 2010 года в Москве. По подозрению в убийстве были задержаны трое уроженцев Чечни Магомед… … Википедия
Выкресты — (выкрест, выкрестка) перешедшие в христианство из другой религии;[1][2] чаще всего употребляется по отношению к крещёным евреям (аналог ивр. משומד, мешумад, мн. мешумадим; букв. «погубленные») и несёт негативные коннотации (несмотря на то … Википедия
Культурная ассимиляция
Культурная ассимиляция (лат. assimilatio — уподобление, сходство, сопоставление) — это понятие в социологии, в котором этническое меньшинство принимает верования, языки и обычаи доминирующей общины, теряя при этом свою собственную культуру. Данное явление обычно возникает, когда две или более общин вступают в контакт друг с другом из-за общей географической границы или иммиграции. Как только это происходит, они не могут не влиять на культуру друг друга.
Культурная ассимиляция может быть добровольным или принудительным процессом, в зависимости от ситуации, в которой взаимодействуют сообщества. Община меньшинства может добровольно принять решение стать частью культуры большинства, если это рассматривается как превосходство, или предоставляет им путь к повышению своего статуса в обществе. С другой стороны, вторгшаяся цивилизация может заставить покоренных людей принять их обычаи, угрожая преследованием или смертью, как это уже случалось исторически. Однако такая принудительная ассимиляция обычно имеет негативные последствия для завоеванной цивилизации.
В последнее время культурная ассимиляция в основном связана с ростом уровня иммиграции в развитых странах. В этой ситуации она происходит, если доминирующая культура в принимающей стране проявляет меньшую терпимость к другим. Однако эта идеология имеет все более негативное восприятие среди людей и заменяется плюралистическим или мультикультурным подходом, который рассматривает разнообразие как полезное для страны.
Первые попытки культурной ассимиляции были замечены в XVI веке с приходом европейских колонизаторов в Америку. Испанцы начали программу под названием «Sistema Encomienda», чтобы обучить туземцев европейским обычаям и обратить их в христианство, используя их силы для работы. Позже, в XIX и начале XX веков, правительство США начало программу принудительной ассимиляции, в рамках которой индейцам было запрещено практиковать свои традиционные обряды, и они были вынуждены отказаться от своей земли и посещать государственную школу и церковь. О том, какое влияние они оказали на родную культуру, свидетельствует тот факт, что из прежних 300 языков сейчас говорят только на 154.
Австралия была заселена туземцами, называемыми аборигенами, задолго до прихода европейцев. С тех пор эти племена столкнулись с явной дискриминацией, поскольку их земли были узурпированы поселенцами, после чего они были вынуждены переселиться в города, где их считали ниже белых, и подверглись сегрегации. После окончания Второй мировой войны правительство начало выдавать сертификаты тем аборигенам, которые хотели, чтобы с ними обращались как с равными гражданами. Однако, чтобы получить это «освобождение», человек должен был разорвать все связи со своей общиной и даже с семьей. По сути, эта политика поощряла аборигенов к принятию западного уровня жизни.
Когда Испания отвоевала Пиренейский полуостров у мавров в XV веке, она начала насаждать католическую религию. Эти мавры были мусульманскими захватчиками, которые правили полуостровом более 700 лет. В тот период увеличилось число обращенных в иудаизм и ислам. Испанская инквизиция приказала новообращенным либо вернуться в католичество, либо покинуть страну. Тем самым испанская корона стремилась уничтожить оппозицию и наказать всех инакомыслящих, которые могли бы дестабилизировать королевство изнутри. Чтобы избежать преследований, многие новообращенные официально перешли в католичество, но продолжали тайно исповедовать старую религию. Инквизиция продолжалась вплоть до середины XIX века.
Эмиграция. Что лучше интеграция или ассимиляция?
Эмиграция, или можно сказать расселение, это естественный процесс развития цивилизации, но, как правило, это была вынужденная мера — отчаянная попытка найти свое жизненное пространство. Природа не любит пустоты, даже если и встречались не заселенные территории, то, скорее всего, они не были заселены людьми по причине ограниченности пищевых ресурсов или слишком тяжелых условий, таких как суровые зимы восточной Европы, или засушливые сезоны Ближнего Востока. Когда территория была достаточным образом освоена, то ее приходилось завоевывать силой, что порождало регулярные войны и конфликты. Массовые исходы целых племен были, скорее всего, достаточно редким явлением, но, при этом, всегда существовал небольшой поток отчаянных одиночек или небольших семей, которые уходили на другие земли и потихоньку там абсорбировались. Как говориться — рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Сегодня расселение может быть вызвано не буквальной угрозой безопасности или голодом, а более высокими потребностями в самореализации, причастности и т.д., но, в любом случае, эмиграция — это удел тех, кто по каким-то причинам решился сняться с насиженных мест и поискать лучшей доли в другой стране.
Джон Берри (1997), в своей статье про миграцию, акультуризацию и адаптацию, выделяет два основных критерия, две оси, которые определяют четыре возможных стратегии: как вновь прибывший устанавливает связи с новым обществом, и как он готов измениться, изменить свои персональные черты, свою идентичность. Если расположить по оси X идентичность, а по оси Y отношения с принимающей группой, то мы получим четыре возможных стратегии: когда устанавливается много связей, но сохраняется собственная идентичность — интеграция; мало связей при сохранении своей идентичности — сегрегация (самоизоляция); если человек пытается поменяться в соответствии с традициями нового общества и при этом интегрироваться — ассимиляция; ну и смена идентичности без интеграции — маргинализация.
Приведенная выше классификация применима вне зависимости от способа эмиграции. Была ли это бизнес эмиграция, связанная с инвестициями и покупкой активов, или это была репатриация, с получением гражданства и всех прав прямо в аэропорту, как в Израиле, или незаконная эмиграция, когда люди буквально рискуя жизнью проникают на территории развитых стран. При всем разнообразии эмиграционных стратегий, основные сложности проходят по двум срезам: насколько человек готов «пускать корни», обзаводиться профессиональными и личными связями, и насколько он готов меняться сам, учить язык, перенимать традиции, менять свои привычки и т.д. Все это также применимо и к принимающей стороне: насколько общество готово принять нового эмигранта, насколько сильны предубеждения и стереотипы. По другой оси — насколько общество толерантно к носителям другой культуры: готовы принять нового члена общества «как есть», с плохим знанием языка, с пожизненным акцентом, с какими-то другими культурными особенностями, например, носить хиджаб или праздновать Новый год обязательно с елкой и петардами.
Эмиграция, как явление, существует столько же, сколько и само человечество. Вроде бы, имея такой колоссальный опыт расселения, человечество уже должно было выработать автоматические поведенческие стратегии, позволяющие делать этот процесс безболезненно, и к общей выгоде всех участников процесса. Да, прогресс за тысячелетия развития нашей цивилизации налицо, мы уже не убиваем сразу названных гостей, но, при всем развитии общества, некоторый уровень неприятия чужестранцев, «понаехавших», беженцев, нелегалов, фарангов, гайдзинов, олимов (список можно продолжать бесконечно), существует практически во всех странах. С одной стороны, мигранты очень нужны, особенно развитым странам, так как они занимают все пустующие ниши, проявляют чудеса предприимчивости, не пугаются тяжелой и черной работы. Многие переселенцы готовы не только много и тяжело работать, но и хорошо мотивированы учиться и развиваться самим, или дать образование своим детям. Люди, снявшиеся с привычного места обитания, находятся в состоянии дискомфорта, повышенного стресса, что и заставляет их намного больше предпринимать усилий по сравнению с коренным населением, что очень полезно экономике и обществу.
С другой стороны, нахождение в состоянии повышенного стресса, чувства незащищенности, непонимания культурных особенностей и традиций, ощущение скрытой враждебности принимающего общества, кого-то могут привести к депрессии, а могут и к немотивированной агрессии. Загнанные в угол мигранты могут начать добровольно изолироваться — компактно селиться в некоторых районах, например, китайские кварталы в Нью Йорке или арабские кварталы в Париже; или «застрять» в процессе ассимиляции, частично перенять культурные нормы и традиции нового общества, при этом успешно растерять свои культурные коды, но так и не став «своими» — маргинализироваться. Не интегрированные и не ассимилированные группы мигрантов вызывают дополнительное социальное напряжение в обществе. Такие эмигрантские гетто могут быть благодатной почвой для расцвета криминала, теневой экономики, контрабанды и т.д. В свою очередь упершиеся в стеклянный потолок недавние переселенцы, которые искренне пытались ассимилироваться, теряют всякую мотивацию, превращаются в духовных и социальных люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов. Маргинальные элементы могут предпринимать попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к социальной нестабильности: перевороты и революции, восстания и войны. Сегрегация и маргинализация — крайне нежелательные явления. Они приводят к расслоению общества, добавляют социальной напряженности, что, в свою очередь, может привести к социальным взрывам.
Полная ассимиляция, принятие всех культурных норм, освоение языка, глубокая интеграция и полное растворение в принимающей культуре, наверное, кажется лучшим вариантом. В научной литературе это явление условно называется плавильным котлом, или скороваркой. Такой процесс абсорбции вызывает колоссальный психологический дискомфорт. Такое пронизывающее влияние организационной культуры на личность человека, на его идентичность возможно только при сильном внешнем давлении. Похожий эффект можно наблюдать в военизированных структурах, в российской армии, где новобранцы через какое-то время ломаются, теряют волю и интерес к жизни, сливаются в единое целое и становятся послушной массой. Аналогичные примеры можно найти и в полицейских подразделениях и в тюрьмах. В любом случае, для работы «скороварки абсорбции» нужно плотно закрыть крышку и поднять давление. Далеко не все могут вынести такой уровень психологической нагрузки, а если к этому еще добавится ограниченные возможности по интеграции в общество, возникнет проблема «стеклянного потолка», то такой процесс «доменной печи ассимиляции» выплавит не много новых «перекованных» членов общества, а люмпенов и маргиналов.
Из предложенных эмиграционных стратегий остается один — интеграция. Современные общества знают большое количество примеров успешной интеграции новых групп эмигрантов. Залог успеха в данном случае — это толерантность к культурным особенностям прибывшей группы, низкий уровень предвзятости и общественных стереотипов. С точки зрения психологии, культура — это не единый монолит, это больше похоже на слои, на оболочки, как русская матрешка. Ученые проводили много исследований по формированию, изменению, и развитию корпоративной культуры в крупных организациях, и обнаружили, что каждый сотрудник может легко быть носителем двух и более культур. В успешных компаниях сотрудники полностью сохраняют свою идентичность, но, при этом, принимают культурные нормы корпорации. Такая вот интеграция своей личности в корпоративный мир не вызывает дискомфорта. Это как условия среды, человек принимает это и ведет себя в соответствии. Можно быть самим собой, носителем своей культуры и одновременно быть частью большой группы, полноправным участником и представителем этой группы, носителем общих культурных особенностей группы, да и своих собственных. Если расширить культурную группу до уровня страны, то получается с одной стороны достаточно пестрое общество, а с другой — у каждого есть свое достойное применение.
Ассимиляция
Существующая реальность не стабильна. Все материальные, энергетические, социальные процессы, объекты и виды энергии в природе стремятся к разделению на составляющие, взаимопроникновению и видоизменению. Этот процесс объективен, самопроизволен, нацелен на разрушение статичных структур и является естественной энтропией.
Назначение ассимиляции в общественных процессах и виды интеграция
Некоторая часть статичности присуща и государству, основная функция которого заключается в обеспечении стабильного повышения благосостояния населения. Создавая государственность, общество выработало политическую форму организации народа на определенной территории, наделило его аппаратами подчинения и управления, обеспечивающими понятные, предсказуемые, стабильные условия для проживания граждан.
Государство обеспечивает основную потребность человека в уверенности в завтрашнем дне. Для этого создаются защитные механизмы, такие как армия, полиция; поддерживающие структуры – здравоохранение, социальное обеспечение; институты для развития каждого индивида – образование культура. Государственное отношение к религии (для современности это веротерпимость между атеистами и конфессиями) закреплено законодательством.
Общество в целом и каждая его ячейка, включая отдельную личность, осознанно стремится создать в себе и вокруг себя систему стабильного процветания. Бессознательно в общественные процессы вклиниваются энтропийные факторы разрушения, заключающиеся в конфликте интересов отдельных индивидуумов и их групп. Простейший пример стихийного стремления к хаосу общественной ячейки- ребенок дразнит товарища по песочнице. Возникла драка. Родители сглаживают конфликт, или включаются в него, настаивая на собственной точке зрения, ставя в укор оппонентам их отличительные черты.
Ассимиляция этнических и социальных группировок в единый народ, это один из механизмов государства, обеспечивающих стабильное развитие для каждого члена общества.
Определение «ассимиляция»
Ассимиляцией считаются культурно-этнические изменения в сознании одной или нескольких социальных общностей, ранее объединенных по языковым, культурным или религиозным принципам, и интеграция их в единый социум данной страны.
Этническое сообщество, внутри другого этноса, изменяет свои отличительные черты и смешивается с представляющим большинством граждан государства.
(Аssimilatio, в латинском языке – уподобление).
В физике понятие «ассимиляция» имеет более жесткую трактовку – разбавление концентрации вредных веществ в водно-газовой взвеси. В биологии это поглощение и усвоение организмом (неорганических и органических объектов). Обществоведение использует более мягкие тезисы, которые не меняют суть термина.
Виды интеграции
Ассимиляция делится на принудительную и добровольную. В первом случае, это военный захват территории другого государства вместе с народом, там проживающим, и
Добровольная ассимиляция эмигрантов и социальных групп в единый народ является стандартной процедурой внутренней политики большинства постиндустриальных держав современности.
Подстройка общественных групп посредством культуры
Это наиболее действенный и безболезненный способ воздействия на массы. Ярчайшей иллюстрацией служит древний Китай во времена его захвата «Чингизидами». На тот момент, нижние чины армии Китая считались людьми «второго сорта», поскольку не смогли найти себе достойного применения в мирных профессиях.
Слабая армия не смогла противостоять организованным ордам, движущимся со стороны Монголии. Война была проиграна. Богатейшие семьи Китая оплатили значительную дань, подарили вождям захватчиков прекрасных образованных наложниц и комфортные роскошные дворцы, и возвели их в ранг правителей провинций (оставив за собой должности советников, либо пристроив доверенных лиц в качестве слуг). Ассимиляция произошла в течение жизни первого-второго поколения. Враги поняли, что разграбление региона не способствует их благосостоянию, приняли богатейшее культурное наследие Китая. Дети правителей, воспитанные китаянками, не соотносили себя с «варварами» полностью влившись в существующие общественные отношения.
Способы выравнивания общества
Сейчас посредством культурных методов ассимилируются различные этносы в государстве эмигрантов – США. Европейское экономическое сообщество прямо использует наработанные политтехнологии для выравнивания структуры общества на континенте.
Декларация веротерпимости
Международные религиозные течения изобилуют группировками радикального типа, навязывающих собственное мировосприятие, как единственную возможность получения «божественной благодати». Открытое противостояние фундаменталистам ведет к массовым беспорядкам и возникновению «святых мучеников» погибших за «правое дело».
Современные технологии коррекции сознания масс активно перестраиваются на создание среднестатистического гражданина своей страны толерантного к окружающим не зависимо от собственной расы и вероисповедания.
Ассимиляция иммигрантов
Ассимиляция заключается в следующем:
Для оценки европейского прироста населения за счет интеграции в ЕЭС сопредельных стран США предложили следующие критерии:
Получение гражданства другой державы – один из важнейших факторов ассимиляции. Согласно социологическим методикам, процесс становится сложным, с определенного вида требованиями. И от этого более желанным достижением.
Для принимающей стороны иммигранты важны как стимулирующий рынок труда фактор, здоровую демографическую составляющую, и способ укрепления демократизации общества.