Ассимиляция что это в психологии
Ассимиляция — это замена одного на другое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое АССИМИЛЯЦИЯ.
Слово это весьма разноплановое и применяется в различных сферах жизнедеятельности человека (биологии, обществознании, лингвистике, психологии), везде имеет несколько отличное значение.
Поэтому мы разберем вкратце все возможные аспекты применения слова ассимиляция (с примерами и пояснениями), чтобы к концу статьи у вас уже не осталось никаких вопросов по этой теме.
Ассимиляция — это.
Слово это имеет латинские корни, «assimilatio» дословно переводится как «усвоение, уподобление».
Более точное определение зависит от того, в какой сфере применяется термин «ассимиляция». А вариантов тут много:
В этой статье мы подробно расскажем, что означает «ассимиляция» применительно к каждой из этих наук.
Ассимиляция в обществознании
Ассимиляция в социологии – это когда часть общества или целый народ теряет свои индивидуальные черты и становится частью чего-то большего.
Один из ярких примеров, это миграция жителей стран третьего мира в Европу или Северную Америку.
Например, представители коренных африканских племен уже не ходят по улице в набедренной повязке, не срывают фрукты и овощи с чужих огородов и не совершают какие-то ритуальные действия, которые были в порядке вещей у них на родине.
Социальная ассимиляция бывает нескольких видов:
Также к социальной ассимиляции можно отнести смешанные браки – например, между людьми разного вероисповедания или разного цвета кожи. Так, если девушка-христианка выходит замуж за мусульманина, она чаще всего обязана соблюдать какие-то религиозные каноны мужа или вовсе поменять религию.
Ассимиляция в биологии
Ассимиляция в биологии – это процессы, в результате которых клетки живых организмов получают необходимые минералы и химические вещества. Это позволяет им производить необходимую энергию, которая служит «топливом» для их развития.
Так, все живое на планете зависит от главного источника энергии – солнечного излучения. Растения умеют напрямую его перерабатывать в энергию с помощью фотосинтеза. А вот у остальных живых организмов ассимиляция несколько сложнее. Им нужна пища.
Например, человек в процессе еды не только утоляет голод, но также получает необходимые вещества для роста внутренних органов и энергию, которая заставляет наш организм функционировать.
Попадая в желудок, все продукты с помощью желудочного сока распадаются на элементарные элементы, такие как жиры, углеводы, клетчатка, глюкоза и так далее.
Есть и обратный процесс, который называется диссимиляцией. Это распад тех самых элементарных веществ на еще более мелкие, которые потом выводятся из организма.
А совокупность двух процессов (ассимиляции и диссимиляции) носит более привычное нам название – обмен веществ или метаболизм (что это?).
В психологии
Этот термин в психологии стал впервые использовать швейцарский психолог Жан Пиаже в середине прошлого века.
Под ассимиляцией он подразумевал любые новые навыки, которые человек получает на протяжении всей жизни.
Каждая информация или опыт, так или иначе, вплетается в уже существующие у нас идеалы, дополняют их или, наоборот, разбавляют, а иногда и опровергают.
Наиболее активно ассимиляция проходит у маленьких детей. Ведь они каждый день видят и слышат что-то новое, из чего потом и складывается их мировоззрение. Поток информации обрушивается на них как лавина – от родителей, с экрана телевизора, от воспитателей и других детей в детском саду.
У взрослых этот процесс более постепенный. Ассимиляция заключается в получении новых знаний. Например, программист, который осваивает новую программу. Или шеф-повар, изучивший новый рецепт. Или футболист, у которого стал получаться новый прием дриблинга.
Также периодически мы ассимилируем свое отношение к другим людям. Например, вы всегда считали, что ваш подчиненный – отличный работник, так как он не давал усомниться в этой оценке.
Но тут вы стали замечать, что он время от времени опаздывает. И у вас в сознании возникнет уже новый образ – хороший сотрудник, но непунктуальный. Так и происходит, когда новая информация наслаивается на старую.
В лингвистике
В русском языке (да и во всех остальных) ассимиляция связана с фонетикой (что это?).
При произношении многих слов мы произносим не те звуки, которые соответствуют написанным буквам.
Например, мы говорим «кАрова» или «мАлАко», хотя эти слова пишутся через буквы «О» (корова и молоко).
Ассимиляция звуков происходит между буквами, которые относятся к одному типу и похожи друг на друга. Пример с буквами «А» и «О» мы уже показали. Но точно такая же картина в ряде случаев наблюдается и с согласными.
Так, очень похожи друг на друга «Т» и «Д». Например, в слове «отдать» они стоят по соседству, и более звонкая «Д» начинает доминировать над глухой «Т» при произношении. Когда мы говорим, слышится «оддать». А, например, произнося слово «отбить», мы, наоборот, подменяем глухую «Т» на звонкую «Д». И слышится «одбить».
Вот и все, что нужно знать о таком термине, как АССИМИЛЯЦИЯ.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Я бы не сказал, что африканцы и арабы ассимилируются в европейских странах, скорее наоборот, пытаются устанавливать свои порядки.
Если раньше в некоторых ситуациях требовалась насильственная ассимиляция, то в современном мире все стало гораздо проще. Посредством влияния интернета и телевидения очень просто подвести всех под единый образец. Более того, прогресс в этой сфере настолько ощутим, что не требуется никакого насаждения, люди добровольно меняются и подстраиваются, еще и считают это благом.
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — в концепции развития интеллекта Ж. Пиаже — атрибут, аспект адаптации. Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, по Пиаже, — это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)
Смотреть что такое АССИМИЛЯЦИЯ в других словарях:
АССИМИЛЯЦИЯ
или уподобление — усвоение веществ растением или животным. См. статьи Физиология животных и Физиология растений. Некоторыми фитофизиологами А. углерода. смотреть
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
ассимиляция ж. 1) Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике). 2) Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа (в этнографии).
АССИМИЛЯЦИЯ
ассимиляция ж.assimilation способный к ассимиляции — assimilative
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ, или анаболизм (биол.), присущий всему живому процесс, одна из сторон обмена веществ; А.- образование сложных веществ, составляющих орган. смотреть
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ в петрографии, процесс взаимодействия магмы с вмещающими породами. В результате А. магма полностью или частично растворяет вещество вмеща. смотреть
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ (этнографич.), слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, нац. самосознания. Во многих странах в услов. смотреть
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение.
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культур. смотреть
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к-рой они находятся в непос-редств. контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае А. может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин «А.» используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей нац. группы в отношении этнич. меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при к-рых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы.
Понятие А. стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом: «А. есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе к-рого индивиды или группы приобретают истор. память, чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь». До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения А. привлекалась преимущественно теория «плавильного тигля»: амер. об-во рассматривалось как огромная «творческая лаборатория», где разл. культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетич. целое.
Во вт. пол. 20 в. проводились многочисл. исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дёр Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теор. осмысление этого феномена. Ван дёр Занден различал одностороннюю А., при к-рой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы А. в амер. об-ве, пришел к выводу, что А. резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту т.зр. разделяют большинство ученых. Случаи полной А. встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиц. культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнич. группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса А.: замену старых культурых паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д.
Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.).
В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина «А.» в связи с его полит, коннотациями. Кроме того, доми
нирует понимание А. как сложного и многогранного процесса, разл. аспекты к-рого (расовые, этнич., полит., демогр., психол. и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности.
Лит.: Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chi., 1929; Berry B. Race Relations; the Interaction of Ethnic and Racial Groups. Boston, 1951; Eisenstadt S.N. The Absorption of Immigrants. Glencoe (111.), 1955;
Bierstedt R. The Social Order. N.Y., 1957; Wagley Ch., Hams M. Minorities in the New World. N.Y., 1958; Lee R.H. The Chinese in the United States of America. Hong Kong; N.Y.; Oxf., 1960; Herskovits M. The Human Factor in Changing Africa. N.Y., 1962; Van der Zanden J. American Minority Relations: The Sociology of Race and Ethnic Groups. N.Y., 1963; Gordon M. Assimilation in American Life. N.Y., 1964.
В. Г. Николаев
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ
[assimilatio — уподобление] — в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы, кристаллизация которой вызывает появление г. п., обладающих признаками гибридных образований.А. может происходить у контакта интрузии или на глубине вследствие опускания обрушающихся частей кровли в магму. Вопрос о масштабах А. спорный, хотя процессу А. некоторые исследователи приписывают важную роль как фактора металлогенической специализации (Абдуллаев и др.). По В. Николаеву, процесс А. является резко эндотермическим и поэтому не может проявляться в значительных масштабах из-за ограниченных запасов тепла в магме.
Мир Психологии
АССИМИЛЯЦИЯ
Ассимиляция неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда Ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Ассимиляция, основное значение – принимать, поглощать или соединяться. Этот термин имеет очень много значений, которые нельзя не указать здесь. Во всех приведенных ниже специальных употреблениях общий смысл отражен по крайней мере в некоторой степени.
Возможно, в психологии имеются и другие использования, но, кажется, это ясно, что термин уже испытывает информационную перегрузку. Некоторые специальные употребления во фразах приведены ниже.
предметная область термина
АССИМИЛЯЦИЯ, ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ В теории Пиаже базовая форма ассимиляция (4), основанная на том, что ребенок повторяет одну и ту же реакцию на объект или внешнюю ситуацию всегда, когда она встречается. Например, осмысление объекта каждый раз при его появлении, согласно этой теории позволяет ребенку ассимилировать различные его особенности и свойства. Этот вид предшествует рекогнитивной ассимиляции.
АССИМИЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Смотреть что такое «АССИМИЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ» в других словарях:
АССИМИЛЯЦИЯ — (от лат. assimilis подобный) уподобление, уравнивание; в психологии – отождествление содержания сознания с подобным, ранее усвоенным его содержанием, совершающееся благодаря тому, что действуют сохранившиеся в памяти следы. Философский… … Философская энциклопедия
Ассимиляция — (от лат. assimilis подобный или assimilatio уподобление, сходство, отождествление) 1) уподобление, уравнивание, слияние, усвоение; 2) (в биологии) почти то же, что анаболизм образование в организме сложных веществ из более простых; ассимиляция в… … Начала современного естествознания
АССИМИЛЯЦИЯ — Основное значение – принимать, поглощать или соединяться. Этот термин имеет очень много значений, которые нельзя не указать здесь. Во всех приведенных ниже специальных употреблениях общий смысл отражен по крайней мере в некоторой степени. 1. В… … Толковый словарь по психологии
женевская школа генетической психологии — (от греч. genesis происхождение) направление в исследовании психического развития (см. развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача … Большая психологическая энциклопедия
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия
ПИАЖЕ — (Piaget) Жан (1896 1930) швейц. психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923; рус.… … Философская энциклопедия
Психологическое направление — (лингвистический психологизм) в языкознании совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н … Лингвистический энциклопедический словарь
Макдональд, Кевин (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Макдональд, Кевин. Кевин Б. Макдональд (англ. Kevin B. MacDonald, род. 24 января 1944) профессор психологии Калифорнийского университета, известный своими работами по применению… … Википедия
Густав Юнг — Карл Густав Юнг Carl Gustav Jung Юнг в 1909 году Дата рождения: 26 июля 1875 Место рождения: Кесвиль, Тургау, Швейцария Дата смерти: 6 июня 1961 … Википедия
К. Г. Юнг — Карл Густав Юнг Carl Gustav Jung Юнг в 1909 году Дата рождения: 26 июля 1875 Место рождения: Кесвиль, Тургау, Швейцария Дата смерти: 6 июня 1961 … Википедия
Ассимиляция что это в психологии
Ю.С. Додонов. Ассимиляция, аккомодация и «недостающее звено» теории Ж.Пиаже
Добавлено Додонов Ю.С.
16.06.2006 (Правка 02.11.2007)
Термины «ассимиляция» и «аккомодация» вошли в психологическую терминологию благодаря основателю Женевской школы генетической психологии Жану Пиаже. Коротко напомним, что согласно его представлениям соответствующие им процессы являются противоположно направленными и неразрывно взаимосвязаны между собой. При этом (по мнению Пиаже) как ассимиляция не может протекать без аккомодации, так и аккомодация не существует без одновременной ассимиляции и уравновешивание этих двух процессов представляет собой, подобно своему биологическому аналогу, когнитивную адаптацию или сферу подлинного интеллекта.
Озвученные взгляды Пиаже настолько укрепились в современной психологии, что в большинстве своем не подвергаются ни сомнению, ни более детальному анализу. Однако, на наш взгляд, отдельные моменты, касающиеся процессов ассимиляции и аккомодации в их психологической трактовке, требуют не только более глубокого рассмотрения, но и, в части некоторых положений, кардинального пересмотра. В частности, противопоставление ассимиляции и аккомодации или представление их в качестве двух противоположно направленных процессов является, на наш взгляд, несоответствующим не только общепринятой научной терминологии, но и самим принципам протекания когнитивных адаптационных процессов, как в узком, так и в широком понимании этого слова.
С биологической точки зрения ассимиляция является интеграцией внешних элементов в развивающиеся или завершенные структуры организма. При этом данный термин является синонимом «анаболизма», которому противопоставлен «катаболизм» или его синоним – «диссимиляция» и нам не видится хоть сколько-нибудь правомерных обоснований, по которым, в случае с психологическим применением данной терминологии, возможно отступление от общепризнанных норм (что, к сожалению, часто наблюдается в психологии). Тем более что, как будет показано ниже, процесс диссимиляции является неотъемлемой частью адаптационных процессов. Его присутствие не является столь ярко выраженным, как у ассимиляции или аккомодации, однако это не делает его менее значимой составляющей когнитивных процессов.
Формальный смысл психологической ассимиляции заключается в экстенсивном развитии когнитивных схем. При этом увеличение числа компонентов определенной схемы ведет к увеличению ее теоретической потенциальной вариативности Vt или возможному теоретическому количеству комбинаций, которые можно составить с использованием ее элементов. В данном случае мы говорим о теоретическом потенциале, так как не все комбинации элементов могут представлять собой смыслообразующие аккомодаты. Поэтому реальная потенциальная вариативность схемы Vr имеет всегда более низкое значение и отношение Vr/Vt можно, в общих чертах, рассматривать как своеобразный коэффициент ее полезного действия.
Ассимиляционные процессы, обеспечивающие, как уже было сказано, экстенсивное развитие схем неразрывно связаны с аккомодацией. Включение нового составляющего в схему предполагает определенного рода рекомбинацию наличествующих в ней элементов, конечным результатом чего будет являться аккомодата, предполагающая использование вновь ассимилированного компонента. Вместе с тем, аккомодация может выступать и как независимый процесс, обеспечивая в стандартно заданной ситуации поиск новых комбинаций элементов, способных более эффективно удовлетворять потребность или комплекс потребностей, поставленных в соответствие конкретной схеме.
С позиции биологии возможность независимого протекания аккомодации подтверждается существованием так называемых «норм реакций». В процессе филогенеза происходит генетическая ассимиляция, состоящая в фиксации определенных фенотипических признаков. Этот процесс носит случайный характер и может рассматриваться как ответ генетической системы на стрессы, производимые внешней средой (Ваддингтон). В дальнейшем для каждого представителя вида могут наблюдаться ненаследственные вариации (аккомодаты), такие как изменения в форме или росте, но при этом все возможные вариации будут находиться исключительно в пределах допустимой «нормы» и не могут выйти за ее пределы.
В отличие от генетической ассимиляции психологический ее аналог представляет собой процесс, возможность осуществления которого является неотъемлемым условием нормальной приспособительной деятельности в случае постоянно меняющихся и усложняющихся условий обитания вида. При этом ассимиляция новых видов поведенческих реакций происходит, как правило, с определенным запасом или избыточностью и представляет собой, в ряде случаях, скрытое (латентное) научение обеспечивая тем самым избыточный «запас прочности» схемы. В дальнейшем, по мере осуществления приспособительных реакции происходит выявление наиболее эффективных, дополнительная (в силу необходимости и возможности) ассимиляция элементов-аналогов и рудиментация тех элементов, которые показали свою неуместность, не вступая в общее противоречие со схемой (попросту оказались менее эффективными).
Вместе с тем, не все изначально ассимилированные в схему «лишние» элементы являются относительно «безобидными». Некоторые из них по тем или иным причинам могут вступать в различного рода противоречия со схемой и представлять собой не просто «балласт», но и помеху или даже угрозу приспособительным реакциям. Так, например, неправильный хват инструмента, применявшийся в работе и повлекший за собой закономерную травму должен быть действительно исключен из схемы как ее элемент или диссимилирован во избежание повторения травматической ситуации.
Процесс психологической диссимиляции представляется нам не менее активным, и, кроме того, более сложным, чем процесс ассимиляции. Связано это с тем, что в отличие от своего биологического аналога мы (и, по всей видимости, другие животные), не обладаем способностью уничтожать свои знания по собственному желанию или каким-либо другим естественным путем. Диссимиляция элементов познания невозможна за пределы общей структуры знания. Этот процесс возможен лишь применительно к конкретной схеме, определяющей совершенно конкретную сферу приспособительных реакций. Никакого противоречия в данном случае нет. Диссимиляция «вредного» элемента схемы, в силу озвученных причин, не может происходить «в никуда». Поэтому единственно возможным вариантом нам представляется не просто диссимиляция, но и одновременная его ассимиляция в другую схему, либо формирование таковой на основе диссимилируемого элемента.
В данном случае функциональным назначением вновь создаваемой или модифицируемой схемы будет недопущение ошибочных, неверных действий. Наличие таких схем – «блокираторов», которые носят исключительно декларативный характер, и поэтому внешне никак себя не проявляющих, является важным условием осуществления эффективных приспособительных реакций или аккомодаций. Выступая в роли «внутреннего полицейского» такая схема активизируется в момент попытки применения неверного действия, которое может повлечь за собой пагубные для индивида последствия.
Вопрос формирования схем-блокираторов является достаточно сложным, что не позволяет нам подробно рассмотреть его в рамках данной работы. Отметим лишь то, что он затрагивает все сферы деятельности человека и при этом одним из самых значимых факторов, а во многих случаях являющимся непосредственной причиной процесса диссимиляции, является потребностно-мотивационная сфера индивида. В частности, есть все основания говорить о том, что противопоставленность принятым в конкретном обществе нормам и принципам поведения ведет к образованию антагонистических комплексов схем, находящихся в постоянном напряжении. Отличительной особенностью таких комплексов является включенность одного и того же элемента в приспособительную схему и находящуюся с ней во взаимодействии схему-блокиратор. Причиной появления комплексов-антогонизмов является невозможность диссимиляции элемента из приспособительной схемы в силу его соответствия удовлетворению потребностей при одновременном явно выраженном наличии негативных последствий, что ведет к образованию сопряженной схемы-блокиратора.
Кратко обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что адаптационные процессы обеспечиваются не двумя, как указывал Пиаже, а тремя процессами – ассимиляцией, аккомодацией и диссимиляцией. При этом процесс диссимиляции протекает только в общем взаимодействии с процессами ассимиляции и аккомодации и конечным продуктом этого взаимодействия является либо создание новой декларативной схемы-блокиратора, либо модификация уже существующей такого рода схемы. Являясь противоположно направленным процессу ассимиляции, диссимиляция в ряде случаях выступает детерминантой образования декларативных схем, в то время как ассимиляция, в первоначальном психологическом понимании этого термина, является следствием ориентировочной деятельности или поискового поведения, направленного на удовлетворение возникшей потребности. Поэтому, учитывая сложность разделения этих двух видов ассимиляций, вполне возможно применение термина рессимиляция в тех случаях, когда идет речь о выводе элемента из схемы с одновременным включением его в схему-блокиратор.
В заключении подчеркнем еще раз, что процесс аккомодации, как было показано выше, не является противоположно направленным ни к процессу ассимиляции, ни к процессу диссимиляции. Без него невозможно протекание двух других, но при этом аккомодация может выступать и как независимый, самостоятельный элемент когнитивного развития, обеспечивая качественное улучшение приспособительных реакций в стандартных ситуациях в рамках заданной схемы. И его независимое протекание, на наш взгляд, совершенно однозначно определяется термином «приспособление» который не является синонимом «адаптации» в силу того, что, адаптация обеспечивается всеми тремя озвученными процессами. Безусловно, бытовой язык допускает определенные терминологические «вольности», но в сфере научного знания необходимо, на наш взгляд, четко разграничивать эти два понятия.
1. Например, человек недавно перестал носить наручные часы. Если подойти к нему на улице и поинтересоваться «который час?», велика вероятность того, что он воспроизведет характерный для этой ситуации жест рукой. В данном случае это действие и будет представлять собой атавизм. Более яркое проявление психологических атавизмов можно наблюдать при общей психической деградации, которая может быть связана с различного рода заболеваниями или процессами старения.