Ассирийцы что за нация происхождение
Ассирийцы – народ из глубины веков
Ассирийцы – один из самых древних народов мира. Некогда они создали могущественное и поистине великое государство Ассирия, а сегодня их земли являются территорией различных стран. Большинство ассирийцев нашего времени живут в Ираке, хотя существуют этнические общины в США, Швеции, Сирии.
Ассирийский народ – истинный хранитель старинных обкуычаев, хотя изначальные его верования навсегда остались в прошлом. Тем не менее, многие языческие элементы и сегодня присутствуют в культуре ассирийцев, что свято чтят многовековые традиции. Такие культурные аспекты позволяют нам лучше понять происхождение племён и тайны их формирования. Тем более, что ассирийцы неспроста называют одним из самых загадочных народов. Чем же они интересны? Как жили их предки? И что представляют собой современные ассирийцы?
Особенности Ассирийского народа
Изначально на ассирийских территориях проживали различные племена, многие из которых называли себя сирийцами, однако имели отличительные черты в сравнении с большей частью сирийского этноса. Важнейшим консолидирующим фактором для них стало распространение христианских верований.
При этом отмечу, что окружением ассирийцев выступали сторонники зороастризма, иудаизма и ислама. В вопросах происхождения ассирийцев подавляющее большинство исследователей склоняется к тому, что формирование племён началось во времена расцвета Ассирии, древней и могущественной державы.
Ассирийцы в древности VIII век до н.э / © Ангус МакБрайт
Государство просуществовало немало столетий и занимало обширные территории. Язык ассирийцев принадлежит к арамейской группе, что также открывает связь этого народа с другими племенами. Культурное влияние арамейцев было крайне значимым.
Известно, что аккадский язык сумел вытеснить основные наречия, на которых говорили этносы Междуречья, после чего занял господствующее положение в регионе. Что примечательно, учёные отметили ярко выраженные черты семитского типа в большинство представителей ассирийского народа.
В издательстве 1903 года, посвящённом исследованиям истории жителей Ассирии, указывается следующее:
“По физич. типу айсоры — типичные семиты. У нихъ находятъ большое сходство съ кавказскими евреями ахалцыхской группы”.
В некотором роде эти сведения противоречивы. Как видите, загадок меньше не становится.
Ассирийские евреи
Автор: Уильям Джонсон
Местонахождение: DeGolyer (Студенческая библиотека) Даллас, США
Ассирийцы под властью иноземцев
В различные времена на культуру ассирийцев повлияли католики, создавшие новую ветвь местных верований, курды, с которыми народ вёл войны, а также турецкие завоеватели. Долгое время ассирийские земли, пережившие распад великой державы, находились под властью чужестранцев, что сказывалось на жизни и обычаях людей. Негативные перемены привели к резкому снижению численности населения.
В прошлом веке ассирийцев насчитывалось около миллиона человек, а большая часть тех, кто считал себя ассирийцами, находилась в подчинении у Османской империи. Власть османов едва не стала губительной для ассирийского народа. Во времена войн ассирийцев безжалостно истребляли, турки нередко “прикрывались” ими, выставляя в качестве воинов, отстаивающих интересы империи. Что примечательно, права ассирийцев не интересовали турок.
Османы уничтожали не только простых представителей этноса, но и выходцев из аристократических родов, что помогало устранять потенциальных конкурентов у власти. Массовая депортация женщин и детей стала катастрофой, едва не разбившей ассирийский народ. Несмотря на все гонения и притеснения, ассирийцы сохранили свои культурные особенности, умело использовали заимствования из обычаев других племён, а сегодня стараются проходить путь национального возрождения.
Состава армии Ксеркса. Слева направо: два халдейских пехотинца Персии, вавилонский лучник, ассирийский пехотинец.
Из книги «Сочинение профессора Оскара Йегера», 1910 год
Культура ассирийцев
Нельзя не отметить, что вклад ассирийцев в культурное наследие человечества поистине огромен. Становление их цивилизации началось ещё в древнейшие времена, когда большинства современных народов и вовсе не существовало.
В Ассирии активно развивалась письменность, создавались литературные творения, совершенствовалось искусство юриспруденции, медицины, архитектуры. Важнейшее место в древней ассирийской культуре занимали магические обряды. Врачи должны были детально изучать особенности проведения ритуалов, связанных с верованиями и почитанием божеств.
Несторианская ассирийская христианская семья, делает масло Мавана, Персия
Местонахождение: Библиотека Конгресса США
Ассирийцы хранят старинные традиции, что и сегодня занимают значительное место в их жизни. Это гостеприимные люди с добрыми сердцами. Они верят, что гость является посланником небес, а потому стараются окружить его заботой и вниманием.
Человек, пришедший в дом ассирийца, никогда не почувствует себя одиноким и брошенным. Однако гостям важно придерживаться особого этикета. Гость не должен задавать личных вопросов и допытывать хозяев об их жизни, не стоит увлекаться употреблением спиртных напитков и слишком задерживаться.
Ассирийцы празднуют ассирийский новый год (Акиту) / © Levi Clancy
Настоящим сокровищем ассирийской культуры стал фольклор этого народа. Из поколения в поколение передаются легенды, пословицы и поверья. “Была бы голова, а шапку из Багдада доставят” – гласит ассирийская поговорка, что очень точно отражает менталитет этих людей. Особое место в народном эпосе занимают предания “Катыне Габбара”, ставшие национальным достоянием Ассирии.
Ассирийцы – представители древнего народа с богатейшей культурой. Конечно, со времён возникновения и распада Ассирии до наших дней многое в укладе жизни этой народности изменилось, но суть ассирийцев осталась прежней. Это гордые, свободолюбивые люди, что главной своей ценностью считают память о предках и славных делах, что мечтают повторить в будущем.
«Если Богу будет угодно, он сохранит ассирийский народ»
Через изучение библейской истории своего народа отец Владимир стал православным священником
– Отец Владимир, можно несколько слов для наших читателей о том, кто такие ассирийцы и какова вкратце история этого народа?
– Начиная с XXIV и до VII вв. до н. э. существовало такое государство, как Ассирия, это территории Междуречья. Сейчас это государство Ирак. Новоассирийское царство считается первой мировой державой в истории человечества. Просуществовала империя около двух тысяч лет. За время своего существования ассирийцы успели сделать многое из того, что до сих пор используется человечеством. Так, например, они создали первую регулярную, хорошо дисциплинированную армию, которая захватывала соседние земли. Эта армия завоевала всю Месопотамию, Урарту, Сирию, подчинила Палестину и Египет. Именно ассирийцы первыми стали использовать переселение народов с одной захваченной территории на другую. Лекари, сопровождавшие армию в походах, стали основоположниками военно-полевой хирургии.
Ассирийским царем Ашшурбанипалом была создана уникальная для своего времени библиотека. Найденная археологами в XIX в. коллекция глиняных табличек — около 25 тыс. шт. — является самым ценным древнейшим источником для изучения истории, культуры и науки земель Междуречья. По сути, это архив того времени. Ассирийцы были не только завоевателями, но и торговцами, по их территории проходил караванный торговый рубиновый путь. Это также и крупное рабовладельческое государство Востока, основной религией которого было язычество.
– Ассирийский народ утратил свою государственность несколько тысячелетий назад, но смог пронести через века и свой язык, и свою культуру, что, безусловно, заслуживает внимания. Тем более, если учесть, что множество других народов растворились в истории. Что же помогло ассирийцам сохранить свою самоиндентичность?
Да это, можно сказать, редкий пример в истории, когда государства давно уже нет, а этнос до сих пор существует и, несмотря на территориальное разделение, сохраняет свою общность. Сегодня ассирийская этническая группа насчитывает от 3-4 млн. человек, рассеянных по всему миру. И я глубоко убежден в том, что ассирийский народ сохранился благодаря принятию христианства.
История Ассирийской Церкви свидетельствует о том, что ассирийцы в числе первых — а это 1-й – 2-й века от Р.Х. — от апостолов Фаддея и Фомы принимают веру Христову. Именно принятие христианства с одной стороны консолидировало и сплотило народ, законсервировав особый национальный колорит, а с другой привнесло лучшее, что есть в христианском мировоззрении. По своей ментальности ассирийцев можно назвать христианами Востока.
– Да, как я уже сказал, народ становится гонимым практические сразу после утраты государственности. Но замечу, что процесс гонения и рассеяния не прекращается и поныне. О чем, например, свидетельствует нынешняя ситуация в Ираке и Сирии, где живут самые большие ассирийские общины. И причины остаются теми же, что и всегда: война и религиозный фактор.
Так, одно из самых больших гонений в истории ассирийского народа последних времен — это 1914-1916 гг., которое сами ассирийцы иначе как геноцидом не называют, поскольку были гонения именно по религиозным убеждениям.
В 1914 году Османская империя стала открыто уничтожать христиан на своей территории. Находясь в предреволюционном синдроме, Российская империя не могла помогать ассирийцам, армянам, грекам, что и позволило туркам начать совершать массовые убийства христиан. Тогда погибло около полумиллиона ассирийцев. Но все же многих спасли русские войска, многие, сами спасаясь бежали в Грузию, Армению, а затем в Россию. В прошлом месяце в Золотоноше хоронили последнего старейшину, который еще помнил не только обычаи и традиции своего народа, но и тот переход через границу. Не последним фактором, почему ассирийцы бежали в эти места, было именно православие на этих землях. Они воспринимали православных как своих единоверцев.
Собственно, будучи переселенцами и беженцами, ассирийцы разделяли судьбу тех земель, на которых вынуждены были жить. После революции 1917 года среди репрессированных священников были и ассирийцы. Во время Великой Отечественной войны ассирийцы воевали против фашисткой Германии, среди представителей нашего народа два Героя Советского Союза. Множество ассирийцев, живших еще до начала войны в Киеве, были расстреляны немцами в Бабьем Яру. На Байковом кладбище общиной поставлен памятный знак в память обо всех погибших и репрессированных собратьях.
– Я сам, когда еще не было доступа к литературным источникам, думал, что те ассирийцы, которые живут на своих исконных территориях, а это район Месопотамии, нынешние Ирак, Иран и Сирия, в основном — мусульмане. Но когда стал интересоваться, изучать документы, был весьма удивлен: оказывается, очень малый процент ассирийцев приняли ислам. И отношение, надо сказать, в среде ассирийцев-христиан к тем, кто стал мусульманами, было отрицательным.
– То есть, внутри самой общины?
– Да, внутри самой общины. Слышал, даже бывали такие случаи: семья по какой-либо причине принимала ислам, но община не отторгала ее из своей среды – для них отводилось какое-то обозначенное место. Об этом говорили с сожалением, но семью не изгоняли. Разве что люди сами принимали решение ассимилироваться, отойти в сторону.
– А нынешние ассирийцы в религиозном отношении сегодня в большинстве своем кто?
– Православные, католики, несториане и протестанты.
– Можно несколько слов о несторианстве?
– Несторианство – это древняя христологическая ересь, известная еще с V века. Свое название она получила от имени Константинопольского патриарха Нестория и имеет существенные догматические разногласия с православием, которые касаются учений о Христе и Богородице. По мнению несториан, Христос был человеком и не был Богом, человеческая и божественная природа в Нем отделимы друг от друга. Тогда как согласно нашим догматам, Христос по всему Бог и человек. Соответственно, Дева Мария уже не Богородица, а просто Христородица и не почитается сторонниками этого учения как Матерь Господа. Несторианство осуджено III Вселенским собором, который состоялся в 431 году. Это как раз первый религиозный раскол среди ассирийского народа. Сегодня ассирийские несториане являются членами Ассирийской Церкви Востока.
Второе, если так можно сказать, деление среди народа, это уния 1552 г., когда часть Ассирийской Церкви перешла под протекторат Папы Римского, и таким образом возникла Сиро-Халдейская Церковь.
Авгарь писал Спасителю: «Прослышав обо всем, что рассказывают о тебе, я рассудил, что либо ты — Бог, либо Сын Божий, сошедший с небес, коли творишь такие дела» и просил у Господа исцеления от мучевшего его недуга. На что Христос ответил: «…триблаженны те, кто уверовал, не видев. Да будет ниспослано душевное и телесное здравие тебе и твоему дому во спасение всех служащих тебе» и обещал исцеление просящему. Авгарь также послал художника, дабы тот написал ему лик Иисуса из Назарета. И мы все хорошо знаем церковное Предание, когда Христос, умывшись водой, отер лицо свое платом и отдал его посланнику царя. Так появилось первое изображение Спасителя – Спас Нерукотворный.
– А каково положение в общинах сейчас? Я имею ввиду соотношение православных и несториан.
– Уже 3-4 поколения ассирийцев, живущих на территориях бывшего Советского Союза, являются православными, крестятся, причащаются, венчаются в православных канонических храмах. Но одной из главных проблем сегодня, с которым сталкиваются православные ассирийцы на территориях постсоветского пространства, это заезжие миссионеры, пытающиеся на почве сохранения культуры и языка, самобытности вернуть несторианство, как дань сохранения истории и как фактор, способствующий объединению всех ассирийцев.
Понятно, что многим приятно видеть священника, приехавшего из Ирака, но вместе с тем, заезжий батюшка вдруг начинает говорить: «Мы же несториане, вы помните?». Как вы понимаете, для меня, православного священника, на первом месте стоит вопрос спасения души, а не национальной принадлежности. Если Богу будет угодно, Он сохранит ассирийский народ. Никто ведь не отменяет любовь к родине, к национальным традициям, к лучшим назидательным примерам из истории тех народов, кровь которых течет в нас, но в погоне за национальной определенностью всегда есть риск потерять нечто несравненно более ценное – истинного Христа Бога.
– То есть Православие как таковое не может быть препятствием для сохранения национальной идентичности?
– Ни в коем случае. Ведь посмотрите, есть единство Вселенского православия, и при этом каждая Поместная Церковь имеет свои церковные традиции, особенности архитектуры, своих месточтимых святых и особо чтимые праздники. То же характерно и для православных ассирийцев. Когда-то с покойным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром мы говорили на эту тему, и он благословил по желанию общины совершать Богослужения на арамейском языке.
– Отец Владимир, расскажите об ассирийских церковных и национальных традициях.
Забавна, например, этимология ассирийского слова «шара». Все хорошо знают выражение «на шару». У ассирийцев, как и у славян, чтятся церковные праздники, и одна из градаций названия слова «праздник» звучала как шара. В этот день двери всех домов открывались настежь, и зайти мог любой – от самого богатого до самого бедного. Его радушно принимали и угощали, так и родилось «прийти на шару». Среди праздников один из самых любимых Шара Мат Марьям, этот праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы.
– А Новый год у Вас как отмечается?
– Ассирийский Новый год отмечают в апреле. Хотя великий, ныне уже покойный, знаток ассирийской традиции, профессор Петербургской духовной академии и семинарии Михаил Юханович Садо не находил в исторических источниках этого праздника. Старики этого праздника тоже не помнят. Новый год – понятие больше светское, народное. Видимо какой-то малой общине этот праздник понравился, и они сделали его частью своих традиций.
– А насколько ассирийцы знают свою генеалогию, свой род?
Собственно, для этих целей и был создан сайт «Ассирийцы Золотоноши», где пытаемся собрать всю необходимую информацию о семьях, живущих в этом городе, об общине и ее традициях.
– А какая письменность сейчас у ассирийцев? Понятно, что не клинопись.
– А отношение к женщине? Есть у ассирийцев какая-то особенность? Или всё так же, как в странах Востока? Женщина могла работать?
– Отношение к женщине всегда было уважительным. Насчёт – работать или не работать. Ассирийской женщине приходилось быть занятой на внешней работе, только если она была вдовой, или муж был болен, словом когда была беда в семье. Да и коллектив должен был быть женским, где женщина была бы под присмотром. Естественно, было преемство: если рядом нет мужа, любой мужчина, который ей был ближе, например сын, брат или отец, брал женщину на поруки, чтобы она не расхаживала сама по рынкам, по работам, а только в сопровождении мужчины или зрелой женщины. Пойти куда-то в одиночку — такое просто-напросто отсутствовало. Весь социум следил за моральным обликом своих членов. Это было делом чести всей общины. А уже глядя на местные обычаи, изменились обычаи и у нас.
– А какое отношение к представителям других национальностей? Насколько охотно допускались браки с представителями других народов?
– Изначально такие браки порицались. Наши предки всеми силами старались таких браков не допускать, искать супругов «среди своих». Для этого поддерживалось общение между городами, общинами. Ездили на праздники из Золотоноши в Нежин, из Нежина – в Прилуки, из Прилук – в Киев. Искали невест. Но над этим трудились старшие, молодёжь таким не занималась. Сейчас много смешанных браков.
– Сколько человек насчитывает ассирийская община в Украине?
– Сложно сказать. Самая большая община конечно в Киеве, это несколько тысяч человек. Есть общины в Золотоноше, Нежине, Прилуках, Запорожье, Львове, Виннице. Первые ассирийцы приехали в Украину еще в середине XIХ века, покидая обжитые территории Османской империи. У многих были иранские паспорта.
В 19 лет мне попалась в руки книга «История древней Ассирии» Д. Садаева. Книга была маленькой, в советские времена напечатанная, в которой были ссылки на древние источники, философию, в том числе и на Библию. Меня это сильно увлекло. И вот так потихоньку через изучение библейской истории своего народа я пришёл к Церкви, став православным священником.
Беседовали Наталья Горошкова,
Дмитрий Марченко
Ассирийцы: древний народ в современном мире
Ассирийцы – один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.
Ассирия – одна из древнейших империй, существовавшая с XXIV века до н. э. Это государство подчинило себе множество народов, и располагалось в период расцвета военного могущества на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Многим Ассирия знакома по знаменитым законам Хамураппи, среди которых есть и ставший впоследствии библейским тезис «око за око» (Левит 24:19-20).
Также широко известен ассирийский царь Ашшурбанипал, создавший крупнейшую из дошедших до нас библиотек древности. Наряду с достижениями культуры, ассирийцы прославились своей жестокостью по отношению к захватываемому населению и особой тактикой войны, в ходе которой они непременно выжигали дотла все вражеские территории. Несмотря на то, что империя в VII веке до н. э. пала под натиском многочисленных врагов, народ, проживавший на ее территории, до сих пор обитает во многих странах мира и мечтает возродить некогда великое государство.
По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык – новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.
Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии – с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.
Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.
Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.
Но ассирийское население сильно пострадало за свое предательство – в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.
После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.
В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой – и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.
Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви – этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.
Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.
Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские – Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.
В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда – «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.
Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.
Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат – блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины – все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России. источник