Ассирийцы что за нация религия
«Если Богу будет угодно, он сохранит ассирийский народ»
Через изучение библейской истории своего народа отец Владимир стал православным священником
– Отец Владимир, можно несколько слов для наших читателей о том, кто такие ассирийцы и какова вкратце история этого народа?
– Начиная с XXIV и до VII вв. до н. э. существовало такое государство, как Ассирия, это территории Междуречья. Сейчас это государство Ирак. Новоассирийское царство считается первой мировой державой в истории человечества. Просуществовала империя около двух тысяч лет. За время своего существования ассирийцы успели сделать многое из того, что до сих пор используется человечеством. Так, например, они создали первую регулярную, хорошо дисциплинированную армию, которая захватывала соседние земли. Эта армия завоевала всю Месопотамию, Урарту, Сирию, подчинила Палестину и Египет. Именно ассирийцы первыми стали использовать переселение народов с одной захваченной территории на другую. Лекари, сопровождавшие армию в походах, стали основоположниками военно-полевой хирургии.
Ассирийским царем Ашшурбанипалом была создана уникальная для своего времени библиотека. Найденная археологами в XIX в. коллекция глиняных табличек — около 25 тыс. шт. — является самым ценным древнейшим источником для изучения истории, культуры и науки земель Междуречья. По сути, это архив того времени. Ассирийцы были не только завоевателями, но и торговцами, по их территории проходил караванный торговый рубиновый путь. Это также и крупное рабовладельческое государство Востока, основной религией которого было язычество.
– Ассирийский народ утратил свою государственность несколько тысячелетий назад, но смог пронести через века и свой язык, и свою культуру, что, безусловно, заслуживает внимания. Тем более, если учесть, что множество других народов растворились в истории. Что же помогло ассирийцам сохранить свою самоиндентичность?
Да это, можно сказать, редкий пример в истории, когда государства давно уже нет, а этнос до сих пор существует и, несмотря на территориальное разделение, сохраняет свою общность. Сегодня ассирийская этническая группа насчитывает от 3-4 млн. человек, рассеянных по всему миру. И я глубоко убежден в том, что ассирийский народ сохранился благодаря принятию христианства.
История Ассирийской Церкви свидетельствует о том, что ассирийцы в числе первых — а это 1-й – 2-й века от Р.Х. — от апостолов Фаддея и Фомы принимают веру Христову. Именно принятие христианства с одной стороны консолидировало и сплотило народ, законсервировав особый национальный колорит, а с другой привнесло лучшее, что есть в христианском мировоззрении. По своей ментальности ассирийцев можно назвать христианами Востока.
– Да, как я уже сказал, народ становится гонимым практические сразу после утраты государственности. Но замечу, что процесс гонения и рассеяния не прекращается и поныне. О чем, например, свидетельствует нынешняя ситуация в Ираке и Сирии, где живут самые большие ассирийские общины. И причины остаются теми же, что и всегда: война и религиозный фактор.
Так, одно из самых больших гонений в истории ассирийского народа последних времен — это 1914-1916 гг., которое сами ассирийцы иначе как геноцидом не называют, поскольку были гонения именно по религиозным убеждениям.
В 1914 году Османская империя стала открыто уничтожать христиан на своей территории. Находясь в предреволюционном синдроме, Российская империя не могла помогать ассирийцам, армянам, грекам, что и позволило туркам начать совершать массовые убийства христиан. Тогда погибло около полумиллиона ассирийцев. Но все же многих спасли русские войска, многие, сами спасаясь бежали в Грузию, Армению, а затем в Россию. В прошлом месяце в Золотоноше хоронили последнего старейшину, который еще помнил не только обычаи и традиции своего народа, но и тот переход через границу. Не последним фактором, почему ассирийцы бежали в эти места, было именно православие на этих землях. Они воспринимали православных как своих единоверцев.
Собственно, будучи переселенцами и беженцами, ассирийцы разделяли судьбу тех земель, на которых вынуждены были жить. После революции 1917 года среди репрессированных священников были и ассирийцы. Во время Великой Отечественной войны ассирийцы воевали против фашисткой Германии, среди представителей нашего народа два Героя Советского Союза. Множество ассирийцев, живших еще до начала войны в Киеве, были расстреляны немцами в Бабьем Яру. На Байковом кладбище общиной поставлен памятный знак в память обо всех погибших и репрессированных собратьях.
– Я сам, когда еще не было доступа к литературным источникам, думал, что те ассирийцы, которые живут на своих исконных территориях, а это район Месопотамии, нынешние Ирак, Иран и Сирия, в основном — мусульмане. Но когда стал интересоваться, изучать документы, был весьма удивлен: оказывается, очень малый процент ассирийцев приняли ислам. И отношение, надо сказать, в среде ассирийцев-христиан к тем, кто стал мусульманами, было отрицательным.
– То есть, внутри самой общины?
– Да, внутри самой общины. Слышал, даже бывали такие случаи: семья по какой-либо причине принимала ислам, но община не отторгала ее из своей среды – для них отводилось какое-то обозначенное место. Об этом говорили с сожалением, но семью не изгоняли. Разве что люди сами принимали решение ассимилироваться, отойти в сторону.
– А нынешние ассирийцы в религиозном отношении сегодня в большинстве своем кто?
– Православные, католики, несториане и протестанты.
– Можно несколько слов о несторианстве?
– Несторианство – это древняя христологическая ересь, известная еще с V века. Свое название она получила от имени Константинопольского патриарха Нестория и имеет существенные догматические разногласия с православием, которые касаются учений о Христе и Богородице. По мнению несториан, Христос был человеком и не был Богом, человеческая и божественная природа в Нем отделимы друг от друга. Тогда как согласно нашим догматам, Христос по всему Бог и человек. Соответственно, Дева Мария уже не Богородица, а просто Христородица и не почитается сторонниками этого учения как Матерь Господа. Несторианство осуджено III Вселенским собором, который состоялся в 431 году. Это как раз первый религиозный раскол среди ассирийского народа. Сегодня ассирийские несториане являются членами Ассирийской Церкви Востока.
Второе, если так можно сказать, деление среди народа, это уния 1552 г., когда часть Ассирийской Церкви перешла под протекторат Папы Римского, и таким образом возникла Сиро-Халдейская Церковь.
Авгарь писал Спасителю: «Прослышав обо всем, что рассказывают о тебе, я рассудил, что либо ты — Бог, либо Сын Божий, сошедший с небес, коли творишь такие дела» и просил у Господа исцеления от мучевшего его недуга. На что Христос ответил: «…триблаженны те, кто уверовал, не видев. Да будет ниспослано душевное и телесное здравие тебе и твоему дому во спасение всех служащих тебе» и обещал исцеление просящему. Авгарь также послал художника, дабы тот написал ему лик Иисуса из Назарета. И мы все хорошо знаем церковное Предание, когда Христос, умывшись водой, отер лицо свое платом и отдал его посланнику царя. Так появилось первое изображение Спасителя – Спас Нерукотворный.
– А каково положение в общинах сейчас? Я имею ввиду соотношение православных и несториан.
– Уже 3-4 поколения ассирийцев, живущих на территориях бывшего Советского Союза, являются православными, крестятся, причащаются, венчаются в православных канонических храмах. Но одной из главных проблем сегодня, с которым сталкиваются православные ассирийцы на территориях постсоветского пространства, это заезжие миссионеры, пытающиеся на почве сохранения культуры и языка, самобытности вернуть несторианство, как дань сохранения истории и как фактор, способствующий объединению всех ассирийцев.
Понятно, что многим приятно видеть священника, приехавшего из Ирака, но вместе с тем, заезжий батюшка вдруг начинает говорить: «Мы же несториане, вы помните?». Как вы понимаете, для меня, православного священника, на первом месте стоит вопрос спасения души, а не национальной принадлежности. Если Богу будет угодно, Он сохранит ассирийский народ. Никто ведь не отменяет любовь к родине, к национальным традициям, к лучшим назидательным примерам из истории тех народов, кровь которых течет в нас, но в погоне за национальной определенностью всегда есть риск потерять нечто несравненно более ценное – истинного Христа Бога.
– То есть Православие как таковое не может быть препятствием для сохранения национальной идентичности?
– Ни в коем случае. Ведь посмотрите, есть единство Вселенского православия, и при этом каждая Поместная Церковь имеет свои церковные традиции, особенности архитектуры, своих месточтимых святых и особо чтимые праздники. То же характерно и для православных ассирийцев. Когда-то с покойным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром мы говорили на эту тему, и он благословил по желанию общины совершать Богослужения на арамейском языке.
– Отец Владимир, расскажите об ассирийских церковных и национальных традициях.
Забавна, например, этимология ассирийского слова «шара». Все хорошо знают выражение «на шару». У ассирийцев, как и у славян, чтятся церковные праздники, и одна из градаций названия слова «праздник» звучала как шара. В этот день двери всех домов открывались настежь, и зайти мог любой – от самого богатого до самого бедного. Его радушно принимали и угощали, так и родилось «прийти на шару». Среди праздников один из самых любимых Шара Мат Марьям, этот праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы.
– А Новый год у Вас как отмечается?
– Ассирийский Новый год отмечают в апреле. Хотя великий, ныне уже покойный, знаток ассирийской традиции, профессор Петербургской духовной академии и семинарии Михаил Юханович Садо не находил в исторических источниках этого праздника. Старики этого праздника тоже не помнят. Новый год – понятие больше светское, народное. Видимо какой-то малой общине этот праздник понравился, и они сделали его частью своих традиций.
– А насколько ассирийцы знают свою генеалогию, свой род?
Собственно, для этих целей и был создан сайт «Ассирийцы Золотоноши», где пытаемся собрать всю необходимую информацию о семьях, живущих в этом городе, об общине и ее традициях.
– А какая письменность сейчас у ассирийцев? Понятно, что не клинопись.
– А отношение к женщине? Есть у ассирийцев какая-то особенность? Или всё так же, как в странах Востока? Женщина могла работать?
– Отношение к женщине всегда было уважительным. Насчёт – работать или не работать. Ассирийской женщине приходилось быть занятой на внешней работе, только если она была вдовой, или муж был болен, словом когда была беда в семье. Да и коллектив должен был быть женским, где женщина была бы под присмотром. Естественно, было преемство: если рядом нет мужа, любой мужчина, который ей был ближе, например сын, брат или отец, брал женщину на поруки, чтобы она не расхаживала сама по рынкам, по работам, а только в сопровождении мужчины или зрелой женщины. Пойти куда-то в одиночку — такое просто-напросто отсутствовало. Весь социум следил за моральным обликом своих членов. Это было делом чести всей общины. А уже глядя на местные обычаи, изменились обычаи и у нас.
– А какое отношение к представителям других национальностей? Насколько охотно допускались браки с представителями других народов?
– Изначально такие браки порицались. Наши предки всеми силами старались таких браков не допускать, искать супругов «среди своих». Для этого поддерживалось общение между городами, общинами. Ездили на праздники из Золотоноши в Нежин, из Нежина – в Прилуки, из Прилук – в Киев. Искали невест. Но над этим трудились старшие, молодёжь таким не занималась. Сейчас много смешанных браков.
– Сколько человек насчитывает ассирийская община в Украине?
– Сложно сказать. Самая большая община конечно в Киеве, это несколько тысяч человек. Есть общины в Золотоноше, Нежине, Прилуках, Запорожье, Львове, Виннице. Первые ассирийцы приехали в Украину еще в середине XIХ века, покидая обжитые территории Османской империи. У многих были иранские паспорта.
В 19 лет мне попалась в руки книга «История древней Ассирии» Д. Садаева. Книга была маленькой, в советские времена напечатанная, в которой были ссылки на древние источники, философию, в том числе и на Библию. Меня это сильно увлекло. И вот так потихоньку через изучение библейской истории своего народа я пришёл к Церкви, став православным священником.
Беседовали Наталья Горошкова,
Дмитрий Марченко
«Убереги нас от зла, Господь». Как иудеи, турки и арабы истребляли самый древний христианский народ
Миллионы христиан, населявшие Сирию и Ирак, в последние десятилетия в ужасе покинули свои дома. Одних не пощадили гонения и кровавые расправы, другие бежали за границу за лучшей жизнью. Жуткие данные об убийствах христиан на Ближнем Востоке, кажется, уже не удивляют, но мало кто знает, что когда-то и они, выходцы из древнего народа ассирийцев, построившего первую мировую империю, подчиняли себе целые народы. Как люди, купавшиеся в роскоши и завоевывавшие всех, кто не хотел им подчиниться, сами оказались в положении рабов, почему сегодня о них никто не вспоминает и даже папа римский не может им помочь — в материале «Ленты.ру».
Ассирия, ассирийцы — у большинства людей эти слова вызывают ассоциации разве что со школьным учебником истории. Однако потомки древнего народа, основавшего одно из первых государств Междуречья, живут среди нас по сей день. Современные ассирийцы — христиане, их церкви есть по всему миру, в том числе и в Москве. Однако за свою веру им пришлось пострадать — и от врагов христианства в прошлые века, и от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в наши дни.
Материалы по теме
Незаметный геноцид
Людской товар
Иисус Христос говорил на языке ассирийцев — арамейском и, вполне возможно, был потомком ассирийских переселенцев с Ниневийской равнины. По крайней мере, так считают многие ассирийцы. Сейчас местность, из которой произошел этот народ, — город Мосул и его окрестности — территория Ирака, в последние годы терзаемого войной.
Глубокие корни
На пике своего могущества Ассирийское царство захватило земли от гор Загрос, границы Древней Персии, до побережья Средиземного моря — современных Палестины, Израиля и Ливана. Метрополией империи стал город Ниневия: туда стекались деньги и люди, там строились сказочные дворцы и вершились судьбы. Ассирийцам приходилось отнимать ресурсы у присоединенных земель, в результате метрополии жили в изобилии, а отдаленные части империи голодали. Возвышение Ассирии было предвестником грабежей, разрушений, убийств, изнасилований, увечий, порабощений и разделения семей.
Чтобы унять недовольство присоединенных народов, ассирийские правители решили переселить их с исконных земель поближе к метрополии — хотя для тех времен нормой скорее было просто вырезать всех бунтовщиков вместе с семьями. Таким образом, например, иудеи оказались жителями окрестностей Ниневии, а на побережье Средиземного моря обосновались носители арамейского языка. Способы установления политического господства постоянно развивались ценой систематической экономической эксплуатации.
Ждать пришлось сравнительно недолго: Ассирия просуществовала около 20 веков, пик ее могущества оказался и того короче — чуть меньше века. Примерно 2,5 тысячи лет назад столицу Ассирийского царства Ниневию разрушили вавилонские войска. Многочисленные рабы с радостью наблюдали, как богатые жители метрополий пытались спастись от захватчиков.
Например, иудейский летописец по имени Наум даже не скрывал своего восторга. Он проклинал Ниневию, называл ее «развратницей приятной наружности» и был уверен: вавилоняне, убивая ассирийцев, выполняют волю высших сил. В наши дни Наум считается христианским пророком, одним из авторов Ветхого Завета, ему приписывают авторство книги, в которой говорится о разрушении Ниневии и всего Ассирийского царства.
Сохранилась и гробница Наума — предполагают, что она находится в синагоге в городке под названием Алькош (другие варианты названия — Алькуш или Алькаш) всего в 30 километрах к северу от разрушенной тысячи лет назад Ниневии. В наше время за гробницей, кстати, присматривает ассириец-христианин. Парадоксально, но он охраняет ее не совсем по своей воле: когда-то он дал такое обещание своим друзьям-евреям.
Парадоксальна не только история Наума и Ниневии, но и Ассирии в целом. Она внушала и ненависть, подобно той, о которой писал Наум, и страх. Люди в отчаянии бежали от ассирийской армии и радовались, когда первая в истории империя наконец пала. Впрочем, даже ненавидевшие Ассирию скорбели о былом величии — об этом, в частности, говорится в книге пророка Иезекииля.
Первый христианский народ
Бывшие владения разбитого вавилонянами Ассирийского царства переходили из рук в руки. К началу нашей эры территории современных Израиля и Палестины стали провинцией Римской империи, и местные евреи далеко не всегда были просто рабами. Да, кто-то действительно в очередной раз прислуживал захватчикам, однако среди иудеев было немало перегринов — формально свободных людей без гражданства — и даже полноправных граждан империи.
Однако они остались: по некоторым преданиям, уже с I века нашей эры проживавшие в районе современного Мосула ассирийцы начали принимать христианство. На диалектах арамейского языка говорят и современные ассирийцы, на этом же языке они проводят службы в церквях. Трое волхвов, направлявшиеся принести дары новорожденному Иисусу, если верить тому же преданию, произошли из ассирийского города Амадия.
В некоторых исторических документах христиан так и называли — ассирийцы. Современные проповедники Северного Ирака считают: Иисус вырос среди ассирийских переселенцев, и потому мыслил теми же категориями, что они. Нетрудно понять, почему ассирийцы стали первым народом, который массово принял его вероучение.
В начале нашей эры ассирийцы компактно проживали к северу от Дамаска — в местности, которая сейчас разделена сирийско-турецкой границей. В первые века христианства на этих территориях были основаны древнейшие монастыри: монастырь Святой Феклы в 55 километрах от Дамаска, монастыри Мар Бехнам и Мар Маттай возле Мосула, монастырь Мор-Габриэль на турецком плато Тур-Абдин.
Уже во втором веке ассирийцы-христиане двинулись дальше на восток, рассказывая о своем учении. К концу IV века в Средней Азии целые города приняли новую веру: ныне туркменский город Мерв был христианским центром, настоящей метрополией новой веры. Из Мерва христианство распространялось дальше вдоль Великого Шелкового пути. Помимо Средней Азии, ассирийские миссионеры отправлялись на Кавказ — в Грузию, Армению и Осетию. И дальше — в Крым, на северное побережье Черного моря. Распространение христианства стало для них одной из главных идей.
Трагедии и гонения
Впрочем, далеко не всем нравились представители новой религии. Гонения на христиан устраивали и их ближайшие соседи, иудеи. Один из лидеров восстания против Рима Шимон Бар-Кохба приказывал убивать тех, кто откажется отречься от учения Христа. Одно из самых первых свидетельств об уничтожении христиан относится к середине I века нашей эры, периоду правления императора Нерона. Древнеримский историк Тацит писал:
После христиане еще не раз переживут гонения и нападения — и в Византийской империи, и в доисламской Аравии, и при исламских властях — например, Омейядском и Аббасидском халифате. Впрочем, в основном магометане просто заключали договор с подневольным христианским населением: согласно таким соглашениям, они могли спокойно исповедовать свою религию, но при этом признавать господство ислама во всех сферах жизни.
Сравнительно мирное сосуществование разных религий длилось сравнительно недолго: уже в XX веке христианам досталось от мусульман. Одновременно с геноцидом армян в Османской империи стали истреблять и два других крупнейших христианских народа, живших на их территории, — понтийских греков и ассирийцев.
Однажды мусульмане собрали всех христианских детей от шести до пятнадцати лет и заставили подняться к вершине горы, известной как Раш-эль Хаджар. Там их бросали в пропасть, перерезая горло одному за другим
Считается, что с 1915 года были изгнаны или погибли сотни тысяч ассирийцев, живших на плато Тур-Абдин. Оба народа подвергались жестоким гонениям османских властей, которые действовали под предлогом «освобождения от нетюркского элемента».
Эти земли позднее заселили курдские племена и — в меньшей степени — турки. Ассирийцы же бежали на север, в распадавшуюся Российскую империю: осели в Грузии и Армении, многие поселились в Москве. В 1920-х и 1930-х годах основным промыслом поселившихся в столице Советской России ассирийцев была чистка обуви. Фотографии того времени показывают: у многих уличных чистильщиков башмаков — характерные восточные черты.
Спасаясь от геноцида, ассирийцы уходили и в исторические земли — на юг, в Ниневийскую равнину, где их соплеменники соседствовали с арабскими племенами и езидами. Ни арабы, ни езиды не принимали участия в геноциде, поэтому рядом с ними христиане были в безопасности. Третьим направлением расселения стали берега реки Хабур на северо-востоке современной Сирии. Там ассирийцы тоже соседствовали с арабами, поэтому проблем не возникало.
Новая волна гонений на ассирийцев-христиан началась в Ираке после свержения Саддама Хусейна в 2003 году. В стране активизировались радикалы-сунниты: они нападали на ассирийцев и устраивали кровавые теракты в их церквях. Сотни тысяч ассирийцев вынуждены были покинуть Ирак и уехать в Сирию, Европу, Австралию или Канаду.
Затем пришла «арабская весна» 2011 года, а за ней — террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), завоевавшая земли Сирии и Ирака. Одно из самых жутких происшествий тех лет — нападение на монастырь Святой Феклы в Сирии в декабре 2013-го. Местные монахини находились в плену у исламистов почти три месяца, после долгих переговоров их передали Ливану. Правительственные силы освободили монастырь лишь в апреле 2014-го, в его восстановлении участвовала и Русская православная церковь.
Впрочем, на этом гонения ИГ на христиан не заканчиваются.
Геноцид сегодня
Более 135 тысяч ассирийцев были вынуждены бежать с родины, чтобы спастись от ИГ. Самый крупный исход случился на севере Ирака летом 2014 года. К тому времени Ниневийская равнина стала основным анклавом ассирийцев на Ближнем Востоке.
В городах и селах равнины жили, по разным оценкам, до 300 тысяч представителей этого этноса. Условной столицей общины был город Бахдида — так его называют на арамейском, для арабов это город Хамдания, а с османских времен за ним закрепилось турецкое название Каракош. Там до лета 2014 года проживало до 100 тысяч человек, в основном ассирийцы, принадлежащие к разным течениям христианства.
Материалы по теме
Профессор из халифата
«Это дно, хуже быть не может»
Террористы не только уничтожали мирных жителей, их дома и церкви, но и занимались грабежами. Как рассказал во время визита в Бахдиду папе римскому Франциску один из местных священников, старинные христианские манускрипты ИГ продавало на черном рынке. Это был один из необходимых террористам источников дохода.
Возвращение христиан
Ниневийская равнина находилась под властью ИГ более двух лет. Ее освобождение началось лишь осенью 2016 года. Эта операция стала частью битвы за Мосул, крупнейший город под властью террористов. Бахдиду освободили в результате совместного наступления иракских правительственных войск и христианского ополчения «Части защиты Ниневийской равнины».
Бои за Мосул продолжались еще девять месяцев. 10 июля 2017 года премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади объявил о полном освобождении от террористов города и его окрестностей. Правда, бои в Старом городе продолжались еще неделю, и лишь в августе-сентябре военным удалось отловить боевиков, которые скрывались в старинных катакомбах. В сентябре того же года ликвидировали группу боевиков, которая пряталась в болотистой местности неподалеку от Мосула. Только после завершения этих операций ассирийцам разрешили возвращаться в родные города и села, освобожденные от ИГ.
Монах Мари Сэлебу, который 15 лет прожил в Ливане, сейчас занимается ремонтом одного из монастырей Бахдиды. Сэлебу полон решимости снова превратить его в место паломничества. Он уже посадил вокруг деревья в надежде, что однажды христиане будут устраивать здесь пикники.
По словам местных жителей, когда возобновились службы в церквях и уроки в школах, стало понятно, что жизнь в Бахдиде налаживается. Один из журналистов, посетивших город накануне визита папы римского, рассказал, что город снова претендует на звание центра христианской жизни Ирака. Сюда приезжают священнослужители и ассирийцы, которые покинули Ирак много лет назад — еще до появления террористов из ИГ.
Однако, по данным британского издания The Guardian, в Бахдиду пока вернулось лишь 30 процентов тех, кто жил в городе до лета 2014-го года. Большинство ассирийских беженцев осели в Австралии.
Впрочем, у беженцев еще теплится надежда на возвращение и восстановление нормальной жизни. Ее вселил в том числе визит папы римского Франциска в начале марта 2021 года: это был первый апостольский визит в истории. Перед отъездом понтифик рассказал, что давно хотел навестить людей, которые так много страдали в последние годы. Он даже заехал в «бывшее сердце ИГ»: северо-западные районы Ирака.
Кроме надежды визит Франциска, кстати, принес и долю беспокойства: власти Ирака опасались, что многочисленные христиане, собравшиеся на пути следования кортежа и на службы, заразят друг друга коронавирусом. Ситуация с распространением болезни в Ираке и так очень серьезная: по этому показателю страна — один из мировых лидеров. После визита небольшой всплеск заболеваемости действительно произошел: если в первых числах марта в стране регистрировали примерно четыре тысячи заражений в день, то к середине месяца прирост превышал шесть тысяч.
Во время своего выступления на мосульской площади Четырех церквей (Хош аль-Бийа) в окружении развалин, которые власти не могут убрать уже почти четыре года, папа Франциск призвал христианскую общину активнее возвращаться в регион. Однако сделать это не так просто, как кажется.