Ассирийцы что за нация
«Если Богу будет угодно, он сохранит ассирийский народ»
Через изучение библейской истории своего народа отец Владимир стал православным священником
– Отец Владимир, можно несколько слов для наших читателей о том, кто такие ассирийцы и какова вкратце история этого народа?
– Начиная с XXIV и до VII вв. до н. э. существовало такое государство, как Ассирия, это территории Междуречья. Сейчас это государство Ирак. Новоассирийское царство считается первой мировой державой в истории человечества. Просуществовала империя около двух тысяч лет. За время своего существования ассирийцы успели сделать многое из того, что до сих пор используется человечеством. Так, например, они создали первую регулярную, хорошо дисциплинированную армию, которая захватывала соседние земли. Эта армия завоевала всю Месопотамию, Урарту, Сирию, подчинила Палестину и Египет. Именно ассирийцы первыми стали использовать переселение народов с одной захваченной территории на другую. Лекари, сопровождавшие армию в походах, стали основоположниками военно-полевой хирургии.
Ассирийским царем Ашшурбанипалом была создана уникальная для своего времени библиотека. Найденная археологами в XIX в. коллекция глиняных табличек — около 25 тыс. шт. — является самым ценным древнейшим источником для изучения истории, культуры и науки земель Междуречья. По сути, это архив того времени. Ассирийцы были не только завоевателями, но и торговцами, по их территории проходил караванный торговый рубиновый путь. Это также и крупное рабовладельческое государство Востока, основной религией которого было язычество.
– Ассирийский народ утратил свою государственность несколько тысячелетий назад, но смог пронести через века и свой язык, и свою культуру, что, безусловно, заслуживает внимания. Тем более, если учесть, что множество других народов растворились в истории. Что же помогло ассирийцам сохранить свою самоиндентичность?
Да это, можно сказать, редкий пример в истории, когда государства давно уже нет, а этнос до сих пор существует и, несмотря на территориальное разделение, сохраняет свою общность. Сегодня ассирийская этническая группа насчитывает от 3-4 млн. человек, рассеянных по всему миру. И я глубоко убежден в том, что ассирийский народ сохранился благодаря принятию христианства.
История Ассирийской Церкви свидетельствует о том, что ассирийцы в числе первых — а это 1-й – 2-й века от Р.Х. — от апостолов Фаддея и Фомы принимают веру Христову. Именно принятие христианства с одной стороны консолидировало и сплотило народ, законсервировав особый национальный колорит, а с другой привнесло лучшее, что есть в христианском мировоззрении. По своей ментальности ассирийцев можно назвать христианами Востока.
– Да, как я уже сказал, народ становится гонимым практические сразу после утраты государственности. Но замечу, что процесс гонения и рассеяния не прекращается и поныне. О чем, например, свидетельствует нынешняя ситуация в Ираке и Сирии, где живут самые большие ассирийские общины. И причины остаются теми же, что и всегда: война и религиозный фактор.
Так, одно из самых больших гонений в истории ассирийского народа последних времен — это 1914-1916 гг., которое сами ассирийцы иначе как геноцидом не называют, поскольку были гонения именно по религиозным убеждениям.
В 1914 году Османская империя стала открыто уничтожать христиан на своей территории. Находясь в предреволюционном синдроме, Российская империя не могла помогать ассирийцам, армянам, грекам, что и позволило туркам начать совершать массовые убийства христиан. Тогда погибло около полумиллиона ассирийцев. Но все же многих спасли русские войска, многие, сами спасаясь бежали в Грузию, Армению, а затем в Россию. В прошлом месяце в Золотоноше хоронили последнего старейшину, который еще помнил не только обычаи и традиции своего народа, но и тот переход через границу. Не последним фактором, почему ассирийцы бежали в эти места, было именно православие на этих землях. Они воспринимали православных как своих единоверцев.
Собственно, будучи переселенцами и беженцами, ассирийцы разделяли судьбу тех земель, на которых вынуждены были жить. После революции 1917 года среди репрессированных священников были и ассирийцы. Во время Великой Отечественной войны ассирийцы воевали против фашисткой Германии, среди представителей нашего народа два Героя Советского Союза. Множество ассирийцев, живших еще до начала войны в Киеве, были расстреляны немцами в Бабьем Яру. На Байковом кладбище общиной поставлен памятный знак в память обо всех погибших и репрессированных собратьях.
– Я сам, когда еще не было доступа к литературным источникам, думал, что те ассирийцы, которые живут на своих исконных территориях, а это район Месопотамии, нынешние Ирак, Иран и Сирия, в основном — мусульмане. Но когда стал интересоваться, изучать документы, был весьма удивлен: оказывается, очень малый процент ассирийцев приняли ислам. И отношение, надо сказать, в среде ассирийцев-христиан к тем, кто стал мусульманами, было отрицательным.
– То есть, внутри самой общины?
– Да, внутри самой общины. Слышал, даже бывали такие случаи: семья по какой-либо причине принимала ислам, но община не отторгала ее из своей среды – для них отводилось какое-то обозначенное место. Об этом говорили с сожалением, но семью не изгоняли. Разве что люди сами принимали решение ассимилироваться, отойти в сторону.
– А нынешние ассирийцы в религиозном отношении сегодня в большинстве своем кто?
– Православные, католики, несториане и протестанты.
– Можно несколько слов о несторианстве?
– Несторианство – это древняя христологическая ересь, известная еще с V века. Свое название она получила от имени Константинопольского патриарха Нестория и имеет существенные догматические разногласия с православием, которые касаются учений о Христе и Богородице. По мнению несториан, Христос был человеком и не был Богом, человеческая и божественная природа в Нем отделимы друг от друга. Тогда как согласно нашим догматам, Христос по всему Бог и человек. Соответственно, Дева Мария уже не Богородица, а просто Христородица и не почитается сторонниками этого учения как Матерь Господа. Несторианство осуджено III Вселенским собором, который состоялся в 431 году. Это как раз первый религиозный раскол среди ассирийского народа. Сегодня ассирийские несториане являются членами Ассирийской Церкви Востока.
Второе, если так можно сказать, деление среди народа, это уния 1552 г., когда часть Ассирийской Церкви перешла под протекторат Папы Римского, и таким образом возникла Сиро-Халдейская Церковь.
Авгарь писал Спасителю: «Прослышав обо всем, что рассказывают о тебе, я рассудил, что либо ты — Бог, либо Сын Божий, сошедший с небес, коли творишь такие дела» и просил у Господа исцеления от мучевшего его недуга. На что Христос ответил: «…триблаженны те, кто уверовал, не видев. Да будет ниспослано душевное и телесное здравие тебе и твоему дому во спасение всех служащих тебе» и обещал исцеление просящему. Авгарь также послал художника, дабы тот написал ему лик Иисуса из Назарета. И мы все хорошо знаем церковное Предание, когда Христос, умывшись водой, отер лицо свое платом и отдал его посланнику царя. Так появилось первое изображение Спасителя – Спас Нерукотворный.
– А каково положение в общинах сейчас? Я имею ввиду соотношение православных и несториан.
– Уже 3-4 поколения ассирийцев, живущих на территориях бывшего Советского Союза, являются православными, крестятся, причащаются, венчаются в православных канонических храмах. Но одной из главных проблем сегодня, с которым сталкиваются православные ассирийцы на территориях постсоветского пространства, это заезжие миссионеры, пытающиеся на почве сохранения культуры и языка, самобытности вернуть несторианство, как дань сохранения истории и как фактор, способствующий объединению всех ассирийцев.
Понятно, что многим приятно видеть священника, приехавшего из Ирака, но вместе с тем, заезжий батюшка вдруг начинает говорить: «Мы же несториане, вы помните?». Как вы понимаете, для меня, православного священника, на первом месте стоит вопрос спасения души, а не национальной принадлежности. Если Богу будет угодно, Он сохранит ассирийский народ. Никто ведь не отменяет любовь к родине, к национальным традициям, к лучшим назидательным примерам из истории тех народов, кровь которых течет в нас, но в погоне за национальной определенностью всегда есть риск потерять нечто несравненно более ценное – истинного Христа Бога.
– То есть Православие как таковое не может быть препятствием для сохранения национальной идентичности?
– Ни в коем случае. Ведь посмотрите, есть единство Вселенского православия, и при этом каждая Поместная Церковь имеет свои церковные традиции, особенности архитектуры, своих месточтимых святых и особо чтимые праздники. То же характерно и для православных ассирийцев. Когда-то с покойным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром мы говорили на эту тему, и он благословил по желанию общины совершать Богослужения на арамейском языке.
– Отец Владимир, расскажите об ассирийских церковных и национальных традициях.
Забавна, например, этимология ассирийского слова «шара». Все хорошо знают выражение «на шару». У ассирийцев, как и у славян, чтятся церковные праздники, и одна из градаций названия слова «праздник» звучала как шара. В этот день двери всех домов открывались настежь, и зайти мог любой – от самого богатого до самого бедного. Его радушно принимали и угощали, так и родилось «прийти на шару». Среди праздников один из самых любимых Шара Мат Марьям, этот праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы.
– А Новый год у Вас как отмечается?
– Ассирийский Новый год отмечают в апреле. Хотя великий, ныне уже покойный, знаток ассирийской традиции, профессор Петербургской духовной академии и семинарии Михаил Юханович Садо не находил в исторических источниках этого праздника. Старики этого праздника тоже не помнят. Новый год – понятие больше светское, народное. Видимо какой-то малой общине этот праздник понравился, и они сделали его частью своих традиций.
– А насколько ассирийцы знают свою генеалогию, свой род?
Собственно, для этих целей и был создан сайт «Ассирийцы Золотоноши», где пытаемся собрать всю необходимую информацию о семьях, живущих в этом городе, об общине и ее традициях.
– А какая письменность сейчас у ассирийцев? Понятно, что не клинопись.
– А отношение к женщине? Есть у ассирийцев какая-то особенность? Или всё так же, как в странах Востока? Женщина могла работать?
– Отношение к женщине всегда было уважительным. Насчёт – работать или не работать. Ассирийской женщине приходилось быть занятой на внешней работе, только если она была вдовой, или муж был болен, словом когда была беда в семье. Да и коллектив должен был быть женским, где женщина была бы под присмотром. Естественно, было преемство: если рядом нет мужа, любой мужчина, который ей был ближе, например сын, брат или отец, брал женщину на поруки, чтобы она не расхаживала сама по рынкам, по работам, а только в сопровождении мужчины или зрелой женщины. Пойти куда-то в одиночку — такое просто-напросто отсутствовало. Весь социум следил за моральным обликом своих членов. Это было делом чести всей общины. А уже глядя на местные обычаи, изменились обычаи и у нас.
– А какое отношение к представителям других национальностей? Насколько охотно допускались браки с представителями других народов?
– Изначально такие браки порицались. Наши предки всеми силами старались таких браков не допускать, искать супругов «среди своих». Для этого поддерживалось общение между городами, общинами. Ездили на праздники из Золотоноши в Нежин, из Нежина – в Прилуки, из Прилук – в Киев. Искали невест. Но над этим трудились старшие, молодёжь таким не занималась. Сейчас много смешанных браков.
– Сколько человек насчитывает ассирийская община в Украине?
– Сложно сказать. Самая большая община конечно в Киеве, это несколько тысяч человек. Есть общины в Золотоноше, Нежине, Прилуках, Запорожье, Львове, Виннице. Первые ассирийцы приехали в Украину еще в середине XIХ века, покидая обжитые территории Османской империи. У многих были иранские паспорта.
В 19 лет мне попалась в руки книга «История древней Ассирии» Д. Садаева. Книга была маленькой, в советские времена напечатанная, в которой были ссылки на древние источники, философию, в том числе и на Библию. Меня это сильно увлекло. И вот так потихоньку через изучение библейской истории своего народа я пришёл к Церкви, став православным священником.
Беседовали Наталья Горошкова,
Дмитрий Марченко
Ассирийцы — культура и жизнь древнего народа в современном мире
Передняя Азия — удивительный регион хотя бы потому, что здесь живут люди ассирийского народа, некогда принадлежавшие великому государству Ассирия. Сейчас они расселились по всей планете, но по-прежнему считаются одним из самых загадочных, древних и удивительных народов мира.
Где живут (Территория)
История
Ассирийцам помогло объединиться христианство. Формирование народа происходило среди мусульман, иудеев и зороастрийцев. В разные времена на ассирийцев повлияли католики, что привело к появлению новой ветви — сиро-католицизма, курды, вступившие с ассирийцами в войну, а также турки. Им постоянно приходилось испытывать гнет и выдерживать атаки неприятеля. Все это привело к значительному уменьшению народности. В 20 веке насчитывалось около миллиона человек, которые называли себя ассирийцами, большая часть являлась подданными османов.
В Первую Мировую геноцид продолжился, многих мужчин отправляли на войну.
Османы уничтожали даже элиту, после чего принялись за массовую депортацию женщин и детей. Гонения распространялись и на пожилых, мусульманские османы не жалели людей в дороге, поэтому некоторые просто не сумели выжить в ходе депортации.
В Иране часть ассирийцев пыталась отбиваться от курдского населения и персов. Спасало присутствие российских войск, но в 1918 году русские покинули территорию, после чего началось уничтожение ассирийцев, значительная часть погибла от болезней. Некоторые смогли укрыться на территориях, подконтрольных Британии. Конфискация земель британцами у арабского и курдского населения вызывала недовольство, поэтому ассирийцы вновь оказались под ударом. В итоге большая часть расселилась по Ираку, Соединенным Штатам Америки и в Сирии.
Культура
Вклад в мировую культуру ассирийцев начался еще с давних времен. Каждому, кто желал называться грамотным, необходимо было знать вавилонский, шумерский и ассирийский языки, а также владеть различными диалектами (например, деловым вавилонским). Рабочих в канцелярии обязывали учить аккадский язык, требовался и арамейский.
Техника написания была особая и зависела от материала: папируса, кожи, глины. Это стало причиной появления уникальной письменности и литературы, которая практически не дошла до наших дней. Наиболее известным литературным произведением, написанным в 5 веке до нашей эры, является повесть об Ахикаре, рассказывающая о царях Синнахерибе и Асархаддоне. Известно, однако, что повесть претерпела много изменений, поэтому ее точный вариант остается загадкой. В то же время она служит хорошим материалом для понимания бытности царских особ того времени.
Науку ассирийцы особо не развивали. Однако они составили рецепты, полезные справочники, простейшие химические формулы, астрологические наблюдения и медицинские трактаты. Ассирийцы упражнялись в юриспруденции, вели сочинения на вавилонском. Проблема изучения научных трудов заключается в смешивании их с колдовскими учениями, которые писали жрецы. Есть и действительно интересные моменты: описания военной техники, создание инженерных сооружений, строительство крепостей.
Ассирийцы достигли больших высот в архитектурном деле. Основным материалом оставался сырцовый кирпич, а для облицовки использовали камень. Именно ассирийцы использовали зиккураты — башни ступенчатообразного типа. Украшались здания рельефом и росписью, которые высекали на плитах. Художники часто изображали охотников и животных. Изображения восхваляли царей, войско, срамили врагов. Современные ассирийцы бережно хранят и почитают культуру предков и создают на ее основе собственную. Из известных ассирийских современных трудов можно отметить «Истребителя колючек» — сборник сказаний, рассказов и легенд.
Фольклор
Фольклор ассирийцев интересен эпосом «Катыне Габбара». Он полностью переведен на русский язык и частично издается на английском.
Первый том эпоса рассказывает о царе Тума, который сталкивается с дьяволицей Шиддой (также Лилит), нападавшей на население. Она порабощает женщин и мужчин, а детей съедает. Царю приходится созывать воинов, чтобы воззвать их к смелости и сразиться с чудовищем. Но мало кто из пришедших на зов царя мужей желает вступить в схватку. Только храбрый Катыне отважился дать бой Лилит.
Во втором томе идет повествование о подвигах Катыне, что служит своеобразной предысторией воина. Ему предстоит столкнуться с загадочной и невероятно сильной женщиной. Чтобы победить ее, нужно поднять локоны, с чем храбрый Катыне справляется с легкостью. Вторым испытанием становится сражение с 2 быками, нападающими на жителей маленькой деревни. И с ними Катыне справляется легко. Далее он отправляется в царство Шидды (Лилит). Внезапно ему является проводник, рассказывающий об опасностях — это очередное испытание, которое проверяет стойкость разума юноши. Как только он вторгается в пещеру, закрытую мраморной дверью, злые духи жалобно начинают просить прогнать проводника, называя его злым колдуном. Катыне оказывается стойким и игнорирует их голоса, а после сдвигает камень-«корону», принадлежавшую Шидде.
На этом второй том заканчивается, и читатель возвращается к великой битве. Герою удается победить Шидду, но в конце произведения авторы оставляют загадочное послание, которое намекает, что все прочитанное является аллегорией на борьбу добра и зла, которая никогда не заканчивается.
Жизнь
Детей стараются воспитывать смелыми и честными. Именно честность считается лучшим качеством в человеке. Правда, как говорят сами ассирийцы, является залогом смелости. Сплетничать, сохранять легкомыслие, болтать почем зря — все это отрицательные явления. В обществе ассирийцев завоевать авторитет может только щедрый, уважающий старших, смелый человек. В семьях за каждым ребенком следят пристально и всегда контролируют поведение.
Гость — это счастье и радость. Обычай гостеприимства предписывает обращаться с гостем как с посланником небес. Гостю же важно соблюдать определенный этикет, предписывающий надолго не задерживаться, много не пить, лишних вопросов не задавать. Постоянно ходить в гости тоже не принято, нужно делать это хотя бы через день.
Интересным образом сложилось отношение к женщине. Если мужчина работал и выступал всегда главой семьи, то перед женщиной ставилась задача воспитывать детей. Работа для нее в принципе считалась наказанием. Женщина будет несчастной, если ей придется работать. Покинуть дом она могла под присмотром пожилой женщины или одного из родственников-мужчин. Сейчас ассирийским девушкам не запрещено открывать лица.
Традиции
Традиции складывались на протяжении долгих веков, поэтому почти все выглядят довольно необычными.
Свадьба
Свадебные обычаи специфичны: горные жители на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев принято похищать невесту. За девушку обязательно нужно отдавать откуп, что указывает на собственническое отношение. Если до свадьбы женщина принадлежит отцу, то после она по праву считается собственностью новой семьи. Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток. Затем наступает пора отправляться в дом жены, где молодожены будут жить вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и беспрекословно им подчиняться, иначе ее мог ждать развод, который приравнивался к позору. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.
Праздники
Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками.
Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый никому человек.
Религия
Условно ассирийцев можно разделить на представителей:
Все ветви являются христианскими. Халдейская церковь формируется из священников, обучающихся в Багдадской патриаршей семинарии. Службы проводятся на сирийском языке. Ассирийская церковь Востока также тяготеет к восточно-сирийским обрядам и считается одной из самых древних восточных церквей. Сейчас обе церкви имеют хорошие отношения друг с другом и ведут сотрудничество в рамках «патриаршего» заявления.
Ассирийский относят к новоарамейскому языку. Лингвисты считают новоарамейский частью сирийского, вошедшего в состав в качестве диалекта. Использование языка началось с 5 века до нашей эры. В лексике прослеживается влияние аккадского языка.
Жизнь в разных местах/странах
В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. Сложности во взаимоотношениях с армянами не наблюдаются — велик рост смешанных браков. Населению не запрещают изучать ассирийский и преподавать его в сельских школах.
В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В основном они живут в крупных городах, знают грузинский и русский языки. Свободно говорят на ассирийском и владеют особым диалектом новоарамейского. Правительство способствует развитию и интеграции населения с грузинами, дает свободу вероисповедания. В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно самими ассирийцами. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье. Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев — значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.
Жилище
Наиболее интересным жилищем являются старинные дома ассирийцев. Знать могла позволить себе дома с несколькими комнатами. Убранство помещений было богатым, причем богатство заключалось в большом количестве циновок, цветных тканей и ковров. Мебель украшали металлическими пластинами, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Окна в домах располагались под крышей и были квадратными. В них использовались глиняные или деревянные рамы. Стены оштукатуривались известью. В жаркое время года их поливали водой и в процессе испарения таким образом охлаждали помещение.
Обычные горожане не могли позволить себе много мебели, тем более инкрустированной дорогими изделиями из слоновой кости. Максимум каждый мог иметь несколько табуретов или стульев, а в качестве спального места использовалась циновка. Муж и жена спали на кроватях, а гости и дети — как раз на подстилках.
Печь строили во дворе, там же держали кувшины с вином и отдельно с водой. Воду использовали для умывания и питья. Рядом с печью держали котел, в котором кипятили воду.
Пищу принимали за столом: у богатых столы были большими, простые же люди могли позволить себе маленькие столики на коротких ножках. Женщины и мужчины держались в домах раздельно и только во время трапезы садились за общий стол.
Для защиты от сглаза или злых духов использовались амулеты в виде страшных существ. На каждом амулете вырезали заговор, который отгонял духов. Некоторые амулеты вешали над дверями, другие зарывали под порогом. Древние ассирийцы имели свой культ богов, покровительствующий хозяевам дома. Их фигурки тоже ставили в разные места комнат. Каждой из них периодически давали яства в знак жертвоприношения.
Одежда
Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространенными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая как можно более крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почете была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.
Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.
Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды — многослойное тесто.
Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус.
Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху — смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие.
Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик.
Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком.
Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.
Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.