Ассистент и преподаватель в чем разница
Ассистент и преподаватель в чем разница
Это не значит, что Вы будете кому-то ассистировать.
В советские времена «ассистент» также считалось младшим научным званием.
Тогда ещё вопрос: после чего ассистент становится старшим преподавателем. В вузе, где я буду работать, есть и не остепененные старшие преподаватели. Видимо, на это влияет не только степень.
Как правило, стаж. При благоволении начальства 2-3 года. Хотя, бывает, что даже остепененных долго мурыжат.
В общем, на самом деле, Вас могут и сразу на должность старшего преподавателя принять, если они в Вас заинтересованы.
Есть еще один нюанс. В некоторых вузах (обычно, милицейских или военных) должности «ассистент» нет.
Там это называется просто «преподаватель».
Вам необходимо почитать ДИ на должности кафедры в Вашем институте..
Я выскажу альтернативное мнение. Ничего читать не нужно, нужно все узнавать у начальника.
В вузе, где я буду работать, есть и не остепененные старшие преподаватели. Видимо, на это влияет не только степень.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.
Новый документ:
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (http://m.garant.ru/hotlaw/federal/488647/)
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
должностей руководителей образовательных организаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев
Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных
организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678)
I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность
1. Должности педагогических работников, отнесенных к
профессорско-преподавательскому составу
Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель
2. Должности иных педагогических работников
Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
II. Должности руководителей образовательных организаций
1. Должности руководителей
Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент
2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных
подразделений и их заместителей, иные должности руководителей
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий)
структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника,
управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)
Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к
профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей
образовательных организаций относятся соответственно участвующие в
образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов,
ученые секретари советов институтов, являющихся структурными
подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций
сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих
образовательную деятельность в качестве дополнительного вида
деятельности.
3. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела
I настоящего документа, относится к должностям
профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по реализации образовательных программ
высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность
«преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего
документа, относится к должностям иных педагогических работников в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме
образовательных организаций высшего образования и организаций
дополнительного профессионального образования.
4. Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего
образования.
5. Должность «президент» предусмотрена только для образовательных
организаций высшего образования.
6. Должности «начальник факультета», «начальник института»,
«начальник кафедры» и «заместитель начальника кафедры» предусмотрены
только для образовательных организаций, реализующих образовательные
программы высшего образования в области обороны и безопасности
государства, обеспечения законности и правопорядка.
Обзор документа
Вводится единый подход к наименованию должностей педагогических работников для всех образовательных организаций.
Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.
Она устанавливает единый подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Так, предусмотрены следующие должности руководителей образовательных организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только для вузов).
Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя; руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики; советник при ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной организации, факультета (института). Таким образом, за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.
Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского состава и иных педагогических работников.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Должности, степени и звания в вузе
Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно.
Давайте разберёмся в этом.
Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:
1. Академическая должность.
2. Административная должность.
Список академических должностей
8. Научный сотрудник
3. Ведущий научный сотрудник
4. Главный научный сотрудник
11. Старший преподаватель
13. Старший научный сотрудник
7. Младший научный сотрудник
Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.
Список административных должностей
Ведущий научный сотрудник
Главный научный сотрудник
Зам. генерального директора
Зам. главного редактора
Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы
Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории
Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела
Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения
Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора
Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)
Младший научный сотрудник
Руководитель (заведующий, начальник) группы
Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории
Руководитель (заведующий, начальник) отдела
Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения
Руководитель (заведующий, начальник) сектора
Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)
Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)
Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)
Старший научный сотрудник
Список учёных степеней
В России введены две ученые степени:
Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.
Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая «почётная степень» доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.
Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.
Список учёных званий
В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:
2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.
3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.
4. Действительный член (академик) Академии наук.
Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.
Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?
Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.
Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.
В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.
Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.
О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.
Негосударственные степени и звания
И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.
Академики и член-корры
Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.
На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.
На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.
Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус.
Университетские должности: ассистент, доцент, профессор.
Стандартный путь получения этих должностей:
Преподаватель, только что устроившийся на работу в вуз и не имеющий педагогического опыта, получает должность ассистента. Необходимое требование – высшее образование по специальности. На практике сответствие специальности часто игнорируется.
После защиты кандидатской диссертации преподавателя как правило довольно скоро (через год) переводят на должность доцента. В виде исключения (и реально это редкие случаи) очень опытные преподаватели без степени, но с большим стажем и большим числом научных и учебно-методических работ могут сделать доцентом.
Доктор наук как правило становится профессором при наличии соответствующего стажа и количества работ. В виде исключения (и реально – редкие случаи) профессором может быть кандидат.
Профессорами и доцентами могут быть люди, не имеющие учёных степеней, но являющихся крупными специалистами в данной области.
Особый род халявщиков – спортсмены :-). Мастерам спорта и чемпионам, преподающим на спортивных кафедрах вузов, дают доцентские и профессорские звания без диссертаций.
P.S. Занимаемые должности в вузах – это дело часто политическое. Поскольку зарплата у преподавателей в большинстве случаев мизерная, то повышение в должности – это основной стимул и средство для повышения зарплаты, чтобы преподаватели не сбегали из вузов :-).
Поэтому очень часто в вузах работают и занимают высокие должности люди, которым просто некуда больше идти.
Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника
Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.
Студент — учащийся вуза.
Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!
Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.
Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.
Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.
Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:
Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.
Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт
Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.
Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.
Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.
Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.
К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.
Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.
Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре ).
Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.
Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.
Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.
Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).
Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.
Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).
Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).
Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.
Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Система преподавательских должностей в колледжах и университетах Северной Америки и Великобритании
Сайт Деловой английский www.delo-angl.ru
Система преподавательских должностей в колледжах и университетах Северной Америки и Великобритании
Chancellor, president, rector (в Шотландии) – ректор ВУЗа.
Pro-rector, vice-chancellor, vice-rector, vice-president, vice-principal – проректор.
University administration – ректорат в смысле руководства ВУЗа.
Faculty – а) факультет; б) профессорско-преподавательский состав.
Head of a faculty – руководитель факультета.
Department, sub department – кафедра в смысле структурного подразделения. Например: кафедра органической химии – organic chemistry (sub)department.
Нead of a chair, head of (sub)department – заведующий кафедрой. Например: заведовать кафедрой – head the (sub)department; она заведует кафедрой философии – she holds the chair of philosophy.
Professor – высший ранг преподавателя колледжа или университета.
Различаются употребления существительного Professor в британском и американском вариантах английского языка.
В британском английском: lecturer – начинающий преподаватель, senior lecturer – старший преподаватель, reader – лектор и высшая ступень – professor, часто ответственный за других преподавателей.
В американском английском: начинающий преподаватель – assistant professor, следующий ранг – associate professor, и высшая ступень full professor. Основная часть профессоров в американских университетах старается получить звание tenuer professor – пожизненный профессор, звание, которое гарантирует на этом месте получение пенсии от университета.
Assistant professor – старший преподаватель. Обычно имеет диплом бакалавра или магистра, а в крупных университетах – и доктора. Относится к категории высшего преподавательского состава, но имеет большую и менее престижную учебную нагрузку (вводные курсы, практические занятия и т.п.), чем профессор (full professor). Во многих университетах на этой должности разрешено работать не более 8-9 лет, по истечении которых следует повышение или увольнение.
Associate professor – адъюнкт-профессор. Примерно соответствует доценту в странах Европы, обычно имеет степень магистра (master’s degree) и работает над докторской диссертацией (doctor of philosophy). Назначение утверждается советом опекунов (board of trustees) после рекомендации специальной комиссии. Ему обычно дается постоянный статус (tenure), но иногда начальный контракт ограничивается несколькими годами.
Full professor – профессор, должность преподавателя в американском ВУЗе, соответствует должности профессора в российском ВУЗе. Обычно имеющий ученую степень доктора; его назначение утверждается советом попечителей (board of trustees) после рекомендации специальной комиссии. Обычно имеет постоянный статус (tenure) в университете.
Сравните русскую систему званий преподавателя университета – преподаватель, ассистент, старший преподаватель, доцент (звание при защите кандидатской диссертации, должность возможна и без защиты); профессор (звание доктора – профессора при защите докторской диссертации, должность возможна и без защиты).
Еще лексика на тему ВУЗов:
Academic adviser – а) научный руководитель – профессор, доцент, старший преподаватель, осуществляющие руководство работой аспиранта; б) В США – куратор (консультант) – руководитель из числа профессорско-преподавательского состава, помогающий студенту составить индивидуальный учебный план.
Chancellor’s / rector’s office – ректорат в смысле служебного помещения руководства.
Sitting of the department, faculty meeting – заседание кафедры, факультета.
Перейти в оглавление раздела “Справочная информация”