Ассистент по актерам это что
Менеджер артиста VS ассистент. Кто это? Зачем нужен?
Сегодня поговорим о том, кто такой менеджер артиста, зачем нужен менеджер и почему артисты ищут себе менеджера.
Если спросить «А для чего тебе нужен менежер? Чтобы он делал что?», в ответ появляются расплывчатые ответы.
Это неконкретно и неизмеримо! Это не разговор.
Из разговора с артистами становится понятно, что они ищут себе личного ассистента, а не менеджера. Это не одно и то же.
Искать человека нужно не по названию профессии, а исходя из конкретных задач, которые подлежат выполнению.
Ассистента ищут большинство артистов.
Ассистент выполняет поставленные перед ним задачи: найти паблики для рекламы, найти выход на радио, найти медиа-ресурс для интервью, раскидать песню на лейблы и проч.
Это важно для работы. Но это не то, для чего нужен менеджер.
Задача менеджера – четко прописать цели артиста на короткий, средний и длительный срок (в измеряемых величинах) и определить и обеспечить ресурсы, необходимые для достижения этих целей.
Это ключевое отличие роли менеджера и ассистента.
Менеджер должен выстроить бизнес, сформировать видение для движения команды, дать команде ресурсы для выполнения целей, а ассистент выполняет текущие задачи.
Отличается и уровень ответственности.
Если артист не выполнил план, команда не пришла к намеченным целям – чаще всего вина лежит на менеджере. Его задачей было обеспечить ресурсы, предусмотреть риски, поставить задачи участникам коллектива.
Ассистент выполняет то, что ему говорят, в рамках своей компетенции.
Менеджер – это управленец, задача которого выстроить работу коллектива артиста.
Ассистент – это человек, выполняющий текущие задачи, которые ставит менеджер.
В нашем мире, особенно в самом начале карьеры артиста, роли в коллективе совмещаются в одном человеке. Часто артист одновременно и менеджер, и ассистент в одном лице. Ещё чаще менеджер выполняет работу ассистента.
Практически во всех случаях это необходимость, так как в команде ещё нет ресурсов для чёткого разделения ролей.
Но даже на начальном этапе важно понимать, как устроена команда большого артиста, ведь рано или поздно придётся столкнуться с необходимостью собирать многочисленную команду и чётко распределять роли в коллективе.
Ассистент режиссера по актёрам
Ассистент режиссера по актёрам — это правая рука режиссера в подборе актёров на фильм. В международном кинематографе эта профессия носит название кастинг-директора. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Кастинг — процесс подбора актеров в кинофильм, который состоит из 3 этапов:
Кастинг актёров — важнейший этап в создании фильма. Если, как говорят в кинопроизводстве, отличный сценарий составляет 50% успеха, то правильный подбор актёров — все 80%. Поэтому ассистент режиссёра по актерам работает в тесном сотрудничестве с режиссёром и решающее слово остаётся за последним. Ведь только режиссёр изначально знает — как выглядит внешне главный герой его фильма, как двигается, разговаривает и т. д. Замысел нового фильма рождается в голове режиссера и все герои уже существуют в его воображении.
Ассистент режиссёра по актёрам (или кастинг-директор) собирает информацию об актерах в так называемой актерской базе или агентствах Москвы и Петербурга либо ищет новые лица в учебных заведениях в соответствии с идеей сценариста и режиссера. Настоящие профи хорошо ориентируются в этой среде, всегда в курсе того — какие актеры насколько и где заняты, как ведут себя во время съёмок. У опытных ассистентов есть своя актёрская база, постоянно обновляемая, которая состоит не только из фотографий, но и видеоматериалов.
Чтобы безошибочно подобрать варианты кандидатов, ассистент должен чувствовать и знать потребности режиссера. А в голове надо постоянно держать «фотобанк» – целую галерею лиц и фамилий актёров. После утверждения актёров на роли и начала съёмок ассистент режиссёра остаётся на связи с актёрами, составляя графики их съёмочных дней.
Особенности профессии
Профессиональные обязанности ассистента режиссёра зависят от периода съёмок. В первые дни после прочтения сценария ассистент мысленно подбирает актёров, которые бы могли соответствовать типажу и характеру героев.
В подготовительный период он занимается:
Во время съёмочного периода в задачи ассистента входит:
Но даже если ассистент режиссёра не участвует в каком-либо проекте, он постоянно работает над обновлением и совершенствованием своей актерской базы, посещает театры, учебные студенческие спектакли, дипломные работы выпускников, общается с кастинг-директорами других фильмов.
Кто такой кастинг-директор и как он зажигает новые кинозвезды
Представьте: премьера фильма, на сцене стоит взволнованный актер и благодарит родных и близких за свой успех. Он обязательно вспомнит режиссера и продюсера. Но как часто в этот момент можно услышать о кастинг-директоре? А ведь он делает огромную работу: читает сценарий, обзванивает актерские агентства, ездит по городам и провинциальным театрам. И все это, чтобы отыскать самого талантливого артиста, который подойдет для каждой отдельной роли и просто украсит собой фильм. Кто такой кастинг-директор и как он зажигает новые звезды, выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Какой Пуаро из Кеннета Брана, говорили критики о выборе актера в фильме «Убийство в «Восточном экспрессе». У всех перед глазами бельгийский сыщик в исполнении Дэвида Суше. А ведь от правильного подбора артистов зависит восемьдесят процентов успеха фильма. И этим должен заниматься ассистент режиссера по актерам, или кастинг-директор. В Голливуде эта профессия давно известна. В России настоящих специалистов напересчет.
Кастинг-директор тесно сотрудничает с режиссером и продюсером. Главная его задача – привести к ним самого подходящего кандидата на роль. Впрочем, некоторые авторы предпочитают отбирать артистов самостоятельно. Свою карьеру Карен Шахназаров начинал как ассистент режиссера, и знает все нюансы этой работы.
«Я все контролирую. Нет, мне нельзя подсунуть артиста по дружбе. Я, во-первых, сам неплохо знаю артистов, и вообще, когда начинаю картину, начинаю специально по театрам ходить, смотреть, кто появился. Я стараюсь быть в курсе», – признался режиссер.
Но все же большинство режиссеров сегодня не обходится без помощи кастинг-директора. Работает он почти круглосуточно, а в голове постоянно держит «фотобанк» – целую галерею лиц и фамилий актеров. Начинающие, молодые актеры ходят на кастинги в среднем два раза в неделю. И для многих из них пробы – настоящее испытание.
На счету у кастинг-директора Юлии Мариной более 100 проектов. В их числе «Притяжение», «Лед» и комедия «Горько!». Она подбирала актеров и для военной драмы «Т-34». Говорит, даже знаменитые артисты не могут миновать проб.
«Без проб очень мало кого приглашают сразу сниматься. Если даже в том фильме у тебя была главная роль, в новом проекте, возможно, ты не попадешь в ансамбль. Потому что очень многие пробы мы делаем сразу ансамблевые. Это когда несколько человек в кадре. Так делали пробы на «Т-34». Мы приглашали на пробы сразу несколько человек, и делали несколько ансамблей с Сашей Петровым», – отметила кастинг-директор Юлия Марина.
Кастинг на художественный фильм длится, как правило, от трех до шести месяцев. Рекордсмен – Андрей Звягинцев, он подолгу подбирает исполнителей. Но даже когда артиста утвердили на роль, работа кастинг-директора на этом не заканчивается. Он сопровождает его вплоть до конца съемок, помогая не терять веру в себя. Сами кастинг-директора называют себя бойцами невидимого фронта. И удачей для себя считают не только коммерческий успех фильма со своими актерами – значит правильно сработало чутье. Счастье – если артист, которому ты помог зажечься, поблагодарит тебя в день премьеры.
Курсы ассистентов режиссера по актерам: промежуточные итоги
Курсы ассистентов режиссера по актерам: промежуточные итоги
Сейчас на курсах «Мосфильма» учатся три группы по направлениям подготовки «Вторые кинооператоры», «Ассистенты звукорежиссера» и «Ассистенты режиссера по актерам».
Программа курсов насыщенная с самого начала: она включает в себя погружение в специальность с первых дней, изучение основ кинопроизводства и работы всех цехов в съемочной группе, искусствоведческие дисциплины (история российского и зарубежного кино, история зарубежного и русского театра, история русской литературы и др.) и кинопросмотры. Практикующие профильные специалисты подробно рассказывают слушателям курсов обо всех этапах кинопроизводства. Кроме того, регулярно проводятся творческие встречи с представителями всех ключевых кинематографических профессий – продюсерами, режиссерами, операторами, художниками и многими другими. Обучение на курсах принципиально бесплатное.
Мы писали о том, какие профильные занятия проходили у слушателей курсов по техническим направлениям подготовки – «Вторые кинооператоры» и «Ассистенты звукорежиссера». Сейчас пришло время подробно рассказать о занятиях на курсе «Ассистенты режиссера по актерам».
Слушатели курса ассистентов режиссера по актерам с кастинг-директором Натальей Вихрян
Помимо занятий с мастерами Вячеславом Захаровичем Максаковым и Любовью Хохловой, а также приглашенными кастинг-директорами, на курсе проводятся творческие встречи с представителями различных кинопрофессий. Ассистент режиссера по актерам работает в тесной связке с режиссерским департаментом. Именно поэтому на занятия были приглашены представители таких значимых профессии в киноиндустрии, как второй режиссер Юлия Покровская и режиссер, сценарист, педагог, Народный артист РФ, лауреат премий «Ника» и ТЭФИ Владимир Иванович Хотиненко.
Слушатели курса ассистентов режиссера по актерам смотрят актерские пробы с кастинг-директором Натальей Вихрян
Второй режиссер Юлия Покровская
Ассистент режиссера по актерам тесно взаимодействует со вторым режиссером, которого еще называют «начальником штаба» в съемочной группе. О работе со слушателями курса рассказала представитель этой профессии Юлия Покровская:
«Провести несколько занятий меня любезно пригласила руководитель курсов на «Мосфильме» Мария Витальевна Гузанова, я ей очень благодарна за это. Я хотела провести занятия максимально нескучно, «без отрыва от производства».
Работа второго режиссера над любым проектом начинается с изучения сценария, и уже на этом этапе мы сотрудничаем с ассистентом по актерам. Литературный сценарий надо превратить в режиссерскую версию, подготовить много документов для разных департаментов. Мы со слушателями курса учились работать с документами. Все же я пыталась донести до них мысль, что какими бы знаниями мы не обладали, самое главное во время работы над проектом – создать удобную атмосферу для творчества и производства.
На первом этапе идет подготовка списков персонажей с подробным описанием. Это делает режиссер-постановщик вместе со вторым режиссером и кастинг-директором. Если ассистент режиссера по актерам принимает участие в кастинге и имеет возможность предлагать кого-то из актеров, он должен понимать специфику персонажа, участвовать в его разработке.
Карта персонажей нужна, чтобы облегчить подбор актерского ансамбля, чтобы у всех в группе было единое видение на этот счет.
От второго режиссера ассистент по актерам получает также поэпизодный план. В этом документе прописана как сценарная, так и производственная составляющая проекта. Помимо этого второй режиссер высылает ассистенту по актерам предварительный КПП (календарно-постановочный план), чтобы совместно рассчитать количество актерских смен и определить их график. В свою очередь я от ассистента по актерам получаю график занятости артистов, на основании которого я строю КПП. Мы очень много согласовываем, постоянно на телефоне. Я всегда настаиваю на том, чтобы КПП был утвержден за месяц до съемок.
Помимо знакомства с основными документами на занятиях я пыталась моделировать для начинающих специалистов реальные производственные ситуации. Мы смотрели видеоматериалы, чтобы у слушателей курса развивалось внимание и складывалось понимание, из чего состоит съемочный день. Мы обсуждали такие детали, как солнце, тени, работу с животными и многое другое. Мы смотрели фрагменты из картин, в работе над которыми я участвовала, например, фильм «Орлеан» режиссера Андрея Прошкина.
Помимо этого, мы со слушателями курсов проработали мини-фильм на два съемочных дня, который я снимала для «Квартета И». Эта история изложена на двух страницах, но мы подробно расписывали все, что может понадобиться для съемок: объекты, график съемок и др. Пытались даже ставить на основе этого актерские этюды, чтобы слушатели курса понимали хотя бы примерно, что чувствует актер, какие задачи ему приходится выполнять на площадке. Этим материалом мы занимались два дня очень подробно, они с собой унесли и поэпизодный план, и режиссерский сценарий, и вызывные листы. В принципе они уже готовы к тому, чтобы снять этот материал. Да, они ассистенты по актерам, но у некоторых есть предрасположенность к режиссуре, эти навыки точно будут для них полезны. Мы даже пытались с ними сделать несколько раскадровок, разработать трюковые сцены.
На мой взгляд, ассистент по актерам должен быть более терпеливым и мягким человеком, чем второй режиссер, но в то же время собранным, организованным, который вселяет в актера уверенность, что все делается правильно».
Кинорежиссер Владимир Хотиненко
Режиссер Владимир Хотиненко (фильмы и сериалы «Зеркало для героя», «Рой», «Мусульманин», «Прибытие поезда», «72 метра», «Гибель империи», «Поп», «Достоевский», «Бесы», «Демон революции», «Ленин. Неизбежность») рассказал слушателям курсов о своем подходе к проведению актерских проб и принципах работы с актерами:
«Я на всех своих проектах работал с большим количеством звезд. Если на масштабных проектах устраивать даже микро-пробы, то все равно это отнимает огромное количество времени.
Именно поэтому во время работы над сериалом «Гибель Империи» для Первого канала я предложил проводить актерские фотопробы. Это был беспрецедентный случай, со стороны канала был очень серьезный контроль. Перед актерами Сергеем Маковецким и Чулпан Хаматовой я поставил задачу сыграть так, будто они сейчас фотографируются, а через секунду их расстреляют. Они были одеты в исторические костюмы, я пригласил очень хорошего фотографа, получились прекрасные снимки. Но актерам среднего уровня такую задачу ставить совершенно бессмысленно, страшно подумать, что они изобразят. А артисты такого высокого уровня, как Сергей и Чулпан, справились потрясающе. У них получился фантастически одинаковый взгляд, они смотрят в камеру, как два попугайчика-неразлучника. Важно и то, какие они приняли позы, как они сидят. У меня был целый альбом таких фотопроб, но не было ни одной секунды видеопроб с диалогами».
По словам Владимира Ивановича, у каждого режиссера свой подход к подбору актеров, нет однозначно правильного решения этого вопроса:
«Фильм «Бег» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова один из моих любимых. Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов пробовались в декорациях. Для проб снимали сцену игры в карты. Актеры так роскошно это сделали, что их пробы потом вошли в кино.
Я начал с решительно другого, хотел, чтобы актеры не испытывали никакого неудобства во время проб.
Когда я готовился к съемкам фильма «Рой», то во время проб изображал журналиста. Я брал интервью у актеров о событиях, изложенных в сценарии. Для этого они должны были знать сюжет, но не обязаны были помнить текст сценария наизусть. Я их спрашивал как очевидцев событий. Из этих проб затем получился документальный фильм на час и десять минут, который я потом представил на худсовете. Получилось совершенно самостоятельное произведение о еще не снятом, не существующем фильме. Это меня вдохновило, мне понравилась эта метода.
Для проб на фильм «72 метра» я придумал формат фотоателье. Актеры были в костюмах, и во время подготовки к съемкам и ожидания в очереди я беседовал с ними как бы невзначай. Мне это позволило понять, достаточно ли они хорошо понимают персонажей, что они думают об этой роли, что говорят о ней в неформальной обстановке. Получилось достаточно живо и интересно. В общем, нет правильных или неправильных подходов, каждый выбирает свой метод работы».
Личный ассистент звезды: вся правда о профессии
Хроника
Последние несколько дней все только и говорят о том, как Бейонсе обращается со своей ассистенткой Сэм Гринберг. Певица одернула девушку, чтобы та прекратила поправлять ее платье на красной дорожке, и мировая общественность тут же углядела в поведении звезды что-то крайне невоспитанное.
Круглосуточная работа
Всегда на связи
Понятия «выключенный телефон» просто не существует. Личный ассистент звезды должен быть на связи всегда. Для того, чтобы клиент всегда мог дозвониться, у помощников обычно сразу несколько телефонов, звук в каждом из которых установлен на максимум. Если вы думаете, что клиент поймет, если его помощник не услышит звонок из-за усталости, то ошибаетесь. Брайан рассказывает, что если звезда не может дозвониться на один номер, то просто начинает звонить на все остальные телефоны до тех пор, пока не добьется желаемого.
Экстренная ситуация
Далеко не всегда понимание экстренной ситуации у звезды и ее ассистента совпадает.
Однажды мы с моим начальником остановились в арендованной квартире, в которой он раньше не был. Я спал в одной комнате, а он в другой. В три часа ночи он позвонил мне, потому что не мог понять, как включать свет. Он попросил меня прийти к нему и включить ему свет. Для него это было экстренной ситуацией,
Оплата труда
Перекус на ходу
Никаких слез
Многие люди хотят работать на знаменитостей. Но следует понимать, что для такой работы нужно иметь действительно толстую кожу, вы не можете плакать. Это занятие не для слабонервных. Получить работу легко, а вот удержаться на ней гораздо сложнее. Вас могут уволить, если вы не сможете держать себя в руках,
Будьте готовы к странным просьбам
Звезды часто привередливы. Среди их просьб бывают и весьма странные и трудновыполнимые.
Работа ассистента включает в себя очень многое. Вы можете помогать с делами, а можете носить за звездой шляпу. Конечно, если вы работаете на кого-то вроде Билла Гейтса или Уоррена Баффета, то вы вряд ли получите какие-то экстраординарные просьбы касательно развлечений,
Однажды я был с одним миллиардером в Лас-Вегасе. Там есть ресторан, в котором подают специальный бургер, который очень ему нравился. Он очень хотел этот бургер, но ресторан уже был закрыт. Я постучал в двери, но мне ответили, что они уже не обслуживают клиентов. Пришлось заплатить пять тысяч долларов, чтобы нам открыли ресторан и мой клиент мог съесть свой бургер,
— рассказывает Брайан Дэниел.
Кстати, личная жизнь звездных клиентов тоже находится в зоне ответственности личного ассистента. Звезды часто просят своих помощников организовать романтический ужин.
Дружеская помощь
Ассистент и звезда столько времени проводят вместе, что между ними невольно возникают дружеские отношения. Селебрити доверяют своим помощникам секреты и свои переживания. Но в этом вопросе следует быть очень осторожным. Необходимо соблюдать субординацию.
Дальнейшая карьера
Некоторые люди работают в данной сфере по тридцать лет, хоть оборот в сфере развлечений достаточно высок. Многие со временем начинают работать в продакшн-компаниях или даже становятся партнерами. Есть те, кто начинает свою карьеру как водитель, потом становится ассистентом, а потом уходит в продакшн. Но для некоторых работа ассистентом становится тупиком. У вас должно быть что-то, что вы можете предложить, чтобы перед вами открылись двери,
Большие надежды
Многие, изъявляя желание работать со звездами, не понимают, что образ этих людей на экране отличается от того, какие они в реальной жизни. Так что Брайан Дэниел подчеркивает, что не стоит питать надежд, чтобы потом не разочароваться.
И снова странные просьбы
Брайан говорит, что начиная работать личным ассистентом звезды, нужно быть готовым к тому, что придется делать то, что совсем не хочется.