Ассистент стоматолога что нужно делать
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция ассистента врача-стоматолога
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция ассистента врача-стоматолога
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Ассистент врача-стоматолога относится к среднему медицинскому персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Ассистент врача-стоматолога назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. На должность ассистента врача-стоматолога принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело» при условии прохождения повышения квалификации по программе «Сестринское дело в стоматологии».
1.4. Ассистент врача-стоматолога должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
— теоретические основы сестринского дела;
— основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;
— основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
— правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
— нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
— основную симптоматику наиболее часто встречающихся стоматологических заболеваний и принципы их лечения;
— медицинские препараты и материалы стоматологии;
— основы медицины катастроф;
— основы санитарного просвещения;
— правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
— психологию профессионального общения;
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила санитарной, личной гигиены;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
На ассистента врача-стоматолога возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Подготовка стоматологического оборудования к работе, контроль исправности оборудования и соблюдение техники безопасности при работе с ним.
2.2. Инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов, определение степени подвижности зубов, обследование мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области, определение интенсивности воспаления слизистой оболочки полости рта.
2.3. Электроодонтодиагностика, сбор и хранение биопсийного материала, приготовление пломбировочных и слепочных материалов, проведение туалета полости рта и т. д.
2.4. Обучение пациентов индивидуальной гигиене полости рта.
2.5. Доврачебная помощь при ранениях и термических повреждениях челюстно-лицевой области.
2.6. Проведение местной и проводниковой анестезии.
2.7. Снятие оттисков зубов.
2.8. Подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, проведение простейших физиотерапевтических процедур, осуществление контроля за состоянием пациента во время проведения процедуры.
2.9. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.
2.10. Проведение санитарно-просветительной работы, направленной на гигиеническое воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, профилактику стоматологических заболеваний.
2.12. Ассистирование врачу в процессе оказания помощи.
2.13. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.
2.14. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Ассистент врача-стоматолога имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Ассистент врача-стоматолога несет ответственность:
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Ассистент стоматолога что нужно делать
Согласно данным hh.ru, в России на одну вакансию ассистента стоматолога приходится в среднем 3—4 резюме. Требования работодателя к соискателям на эту позицию вполне обычные: средне-специальное медицинское образование, доброжелательность, умение общаться с клиентами.
Однако за формальными формулировками скрываются довольно конкретные и серьезные требования, а способности кандидата к их исполнению проверяются лишь временем.
СЛОЖНОСТИ ПОДБОРА
МИХАИЛ ВОЛОШКО
врач – стоматолог-терапевт
Эксперты отмечают, что профессиональных ассистентов стоматолога — с медицинским образованием, желающих развиваться именно в этом направлении, на открытом рынке мало. И если найти ассистента в частную практику возможно, то закрыть потребности сети клиник уже сложнее. При этом доверить подбор ассистента hr-отделу — довольно рисковое решение, поскольку именно личный отбор кандидатов может ответить на вопрос, смогут ли ассистент и врач стать командой.
Михаил Волошко, врач — стоматолог-терапевт, рассказывает, что, например, всех своих ассистентов отбирает сам. «Чем больше у врача опыта работы, тем, на мой взгляд, сложнее найти себе ассистента. Это связано с тем, что подстроить помощника под себя и под комфортную работу — процесс небыстрый. Все врачи работают по-разному, у каждого есть свои нюансы в работе. Главный ресурс для построения отлаженной работы с ассистентом — время», — говорит эксперт.
Если нет понимания в тандеме «врач—ассистент», то врачу приходится контролировать свою работу, настроение пациента и следить за тем, чтобы ассистент не допускал ошибок.
Михаил Волошко убежден, что предсказать на этапе отбора, сработается врач с ассистентом или нет, — невозможно. «Врач должен увидеть кандидата в процессе работы: качество, вовлеченность, заинтересованность. Обычно на это уходит 1—2 месяца. После этого срока становится понятно, смогут ли врач и ассистент стать командой», — дополняет Елизавета Афанаскина, заместитель медицинского директора сети клиник «Юнидент Стоматология».
Слова про команду — отнюдь не пафос. Если нет понимания в тандеме «врач—ассистент», то врачу приходится контролировать свою работу, настроение пациента и следить за тем, чтобы ассистент не допускал ошибок. Это естественно может сказаться на качестве работы врача.
Елизавета Афанаскина отмечает, что высший пилотаж работы ассистента, когда он способен предвидеть то, что потребуется врачу. Если этот уровень понимания достигнут, то доктор заинтересован работать как можно дольше в этой паре.
ОТВЕТСТВЕННАЯ РАБОТА
ЕЛИЗАВЕТА АФАНАСКИНА
заместитель медицинского директора сети клиник «Юнидент Стоматология»
Ассистент стоматолога — это не просто держать слюноотсос и приносить материалы, а ответственная работа в четыре руки с врачом-стоматологом. Кроме того, ассистент готовит кабинет к приему пациента, дезинфицирует и стерилизует инструменты, ведет медицинскую документацию.
«От ассистента зависит качество соблюдения СанПиН режима чистоты, качество лечения, скорость приема пациента. Немаловажны также опрятный внешний вид, грамотная речь, полное взаимопонимание с врачом», — говорит Михаил Волошко. Он сам прошел путь от ассистента до главного врача, поэтому точно знает, как должен работать помощник.
Елизавета Афанаскина дополняет, что в современных условиях лечения роль ассистента значительно возросла и без него стоматолог не может профессионально и качественно выполнять свою работу. Сегодня ассистент должен подготовить и установить перед приемом большое количество инструментов — апекслокаторы, ультразвуковые наконечники, съемное освещение.
В частности, работа терапевта под микроскопом невозможна безассистента, доктор не может отвлекаться на подбор инструментов, ассистент буквально вкладывает в руку врача все, что необходимо ему дляпроведения процедуры.
«Роль ассистента таким образом сказывается и на комфорте пациента: уменьшается время приема, иврач, и пациент меньше устают. Кроме того, важная задача ассистента — встретить пациента, проводить в кресло, успокоить, расположить к приему», — заключает Елизавета Афанаскина.
МОТИВАЦИЯ И КАРЬЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
По данным портала hh.ru, столичные работодатели готовы платить ассистенту стоматолога от 30 до 75 тыс. рублей, в зависимости от клиники, опыта и требований. Средняя же зарплата ассистента стоматолога в России составляет 41 тыс. рублей.
На ассистенте стоматолога держится очень многое: комфорт клиента, качество работы стоматолога, а значит, и репутация клиники
Хороший ассистент должен соблюдать этику «ассистент–врач» и «ассистент–пациент»
Елизавета Афанаскина отмечает, что одна из главных проблем при подборе ассистента — разница между желаемыми окладами соискателей и теми зарплатами, которые готовы платить работодатели. Но этот вопрос всегда можно решить индивидуально.
Но, кроме денег, есть и другие формы мотивации, отмечают эксперты. Нельзя забывать о карьерных перспективах — это очень важный момент, который может заинтересовать кандидата, если он действительно настроен на развитие в профессии. Он обязательно с интересом станет учиться у опытного врача. Но, чтобы такое стало возможным, опять же необходим тандем «врач—ассистент», а на его формирование, как уже говорилось выше, требуется время.
История эксперта Михаила Волошко доказывает, что позиция ассистента стоматолога может стать отличной отправной точкой для большой карьеры. Хотя кто-то и остается на этой должности и предпочитает расти вертикально, став профессиональным помощником конкретного врача стоматолога.
14 аспектов согласованности действий врача и ассистента на стоматологическом приеме
Согласованность действий врача и ассистента на стоматологическом приеме — это координация их совместных усилий на этапах подготовки, проведения и завершения лечения, что предполагает наличие у них схожей нейродинамики, активного внимания, восприятия, памяти и мышления, а также совпадение установок на качество оказания услуг пациенту — лечения и медицинского сервиса.
Если есть цель приобрести конкурентное преимущество, врач и ассистент отрабатывают систему вербальных и невербальных средств, передающих пациенту согласованность их действий.
Согласованные действия врача и ассистента — свидетельство сформировавшейся диады «врач — ассистент». Согласованность действий — важнейшее условие достижения высокого качества лечения, экономичного расходования психофизиологических ресурсов и предотвращения эмоционального выгорания медперсонала.
Согласованные действия врача и ассистента — это осязаемый пациентами фактор их профессионализма, деловитости, организованности, сосредоточенности на процессе оказании помощи. Наблюдая согласованные действия врача и ассистента, пациент переживает гамму позитивных эмоций:
Совокупность положительных впечатлений о согласованности действий медперсонала пациент включает в вывод: «стоимость лечения оправданна».
Согласованность действий врача и ассистента достигается не сразу. Обычно требуется какое-то время для взаимной адаптации, изучения особенностей работы друг друга.
Согласованность в работе врача и ассистента возникает при наличии ряда условий:
Мастерство диады «врач — ассистент» формируется в процессе осознания и тренировки отдельных аспектов согласования действий на стоматологическом приеме.
Наблюдения за работой стоматолога и его ассистента дали основание разграничить 14 аспектов лечебного приема (консультация здесь исключена), в которых правомерно добиваться согласованности их действий:
Рассмотрим содержание каждого аспекта и укажем типичные недостатки и ошибки, которые выявляются в работе медперсонала.
Подготовка к лечению
Подготовку к лечению осуществляет ассистент. То, как он проведет ее, скажется на всех моментах процесса лечения. Плохая подготовка к лечению не позволяет медперсоналу действовать согласованно — возникнут сбои, паузы, нервозность. Хорошая подготовка дает возможность обеспечить согласованность действий и демонстрировать ее пациенту.
Ассистент принимает во внимание предстоящие лечебные процедуры, специфику данного приема, а также все «дежурные» факторы процесса лечения. Он готовит:
Очень хорошее впечатление на пациента производит «доклад» ассистента врачу. Фраза произносится в момент, когда пациенту предоставлена пауза для занятия удобного положения в кресле.
«Мария Ивановна! Кабинет подготовлен к приему».
Врач реагирует: «Спасибо, Наталья! Приступаем к работе».
Далее врач обозначает (напоминает) пациенту план мероприятий: что будет сделано, какие технологии и материалы будут использованы; напоминает о согласованной на консультации стоимости лечения или уточняет ее во избежание недоразумений после завершения лечения.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Подготовка к лечению»
Ассистент отстает при подаче того, что необходимо врачу.
Причины:
Врач:
Экипировка
Последовательность действий, осуществляемых в поле зрения пациента, должна быть такой:
Примечание. Экипировку ассистента и врача в поле зрения пациента надо проводить в таких случаях: пациент давно не был у стоматолога и, предположительно, не имеет представлений о современных способах обеспечения безопасности лечения или забыл о них; мнительный человек — внимательно наблюдает за действиями медперсонала; требовательный пациент — интересуется ходом лечения, задает вопросы о его безопасности и т. п.
Экипировку следует проводить вне поля зрения пациента, если это ему неприятно, о чем можно догадаться по его поведению; если он неоднократно лечился у вас и знает о том, что вы предпринимаете меры по обеспечению безопасности лечения, в частности, уже демонстрировали экипировку.
Итак, ассистент экипирует врача после того, как надел перчатки себе.
Как помочь надеть перчатки врачу-терапевту. Ассистент должен взять надеваемую перчатку за манжетку кончиками пальцев и вывернуть ее, прикрыв свои пальцы манжеткой, при этом оба больших пальца надо отвести в сторону. Надеваемая перчатка должна быть повернута к врачу ладонной стороной. После того как врач надел перчатку, ассистент расправляет манжетку на его руке.
Как помочь надеть перчатки врачу-хирургу. Ассистент подает врачу перчатки, предварительно надев свои. Во избежание инфицирования стерильной поверхности перчаток врача ассистент берет перчатку за манжетку, при этом кончики указательных и средних пальцев обеих рук вкладывает внутрь перчатки, растягивая манжетку, а безымянные пальцы и мизинцы прижимает к ладоням своих рук, чтобы не касаться стерильных перчаток врача.
При надевании перчаток следует подавать их ладонной стороной к врачу, ориентируясь по большому пальцу. После того как врач надел перчатку, он поднимает кисть вверх, а ассистент, извлекая пальцы из перчатки, расправляет манжетку.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Экипировка»
Ассистент:
Врач:
Примечание. Некоторые участники диады «врач — ассистент» экипируются каждый самостоятельно, причем не только на терапевтическом или ортопедическом приеме, но и на хирургическом, что неправильно и является для пациента антимаркером безопасности лечения. Утрачивается психологическое значение экипировки: пациент лишен возможности увидеть отточенность этого процесса и уважительное отношение ассистента к врачу.
Дезинфекция перчаток
Ассистент дезинфицирует:
Порядок дезинфекции перчаток в поле зрения пациента:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Дезинфекция перчаток»
Ассистент:
Врач:
Занятие рабочей зоны
Пять причин находиться врачу и ассистенту в своей рабочей зоне:
Врач располагается в зоне «8—12 часов» абстрактного циферблата (условная линия с 12 на 6 часов проходит от головы к ногам пациента, лежащего в кресле), что дает:
Ассистент располагается в зоне «2—5 часов» абстрактного циферблата, что дает:
Зона передачи инструментов проходит в зоне «5—8 часов» абстрактного циферблата, что позволяет:
Пациента надо уложить в кресле с таким расчетом, чтобы удобно было работать врачу и ассистенту и чтобы максимально было удобно самому пациенту.
При нахождении удобной для пациента позы расположения в стоматологическом кресле нужно:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Занятие рабочей зоны»
Ассистент:
Врач:
Установка света лампы в начале лечения
Примечание. Лампа стоматологической установки — устройство для освещения операционного поля в полости рта пациента. Интенсивность излучения светильника современных установок — более 20 000 Люкс. Имеется регулятор интенсивности светового потока.
Ассистент включает и направляет свет лампы стоматологической установки, учитывая:
Действия ассистента:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Установка света лампы в начале лечения»
Ассистент:
Врач:
Регулировка света
Ассистент:
Примечания:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Регулировка света»
Ассистент:
Врач:
Подача инструментов и материалов
Ассистент подает врачу: карпульный шприц с анестетиком, инструменты, материалы, которые нужны на данном этапе лечения, машинный наконечник с бором.
Правила подачи анестетика:
Десять правил подачи инструментов
Примечание. Когда ассистент надевает защитный колпачок на карпульную иглу после инъекции анестетика, ему необходимо быть максимально внимательным, не спешить, чтобы не нанести себе травму — укол иглой. Следует помнить, что игла может быть инфицирована.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Подача инструментов и материалов»
Ассистент:
Врач:
Взять, перехватить, придержать
Ассистент берет или перехватывает инструмент из рук врача.
Врач берет или перехватывает инструмент из рук ассистента.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Взять, перехватить, придержать»
Ассистент:
Врач:
Заменить
Ассистент меняет в зависимости от этапа приема:
Примечание. Вскрывать упаковку со стерильным инструментом следует, производя как можно меньше шума, особенно если врач в это время разговаривает с пациентом.
Врач, в то время когда ассистент заменяет что-либо, имеет возможность:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Заменить»
Ассистент:
Врач:
Регулировка режимов
Ассистент регулирует:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Регулировка режимов»
Ассистент:
Врач:
Сушить
Ассистент: сушит операционное поле марлевыми шариками, работает водным аспиратором, чтобы удалить костную стружку и избыток жидкости из операционного поля в полости рта пациента. Жидкость и твердые остатки во рту у пациента удаляются с помощью эвакуаторов (аспираторов).
Эвакуаторы — устройства для удаления воды, слюны и твердых остатков, возникающих при обработке тканей зубов.
Эвакуация необходима, чтобы врач видел операционное поле, а также чтобы предотвратить развитие асфиксии у пациента. Эвакуаторами оснащены все современные стоматологические установки. Для удобства в работе используют наконечники эвакуаторов — пылесос и слюноотсос.
Слюноотсос применяется для удаления слюны из полости рта во время стоматологических манипуляций без использования водной струи. Имеет маленький эвакуационный наконечник, состоящий из гибкой легкозаменяемой одноразовой пластмассовой трубки.
Пылесос применяется для удаления воды, слюны и твердых остатков, так как обладает большей вакуумной тягой, чем слюноотсос. Имеет больший диаметр, чем у слюноотсоса, рабочего шланга, и более объемный наконечник. Наконечники пылесоса бывают многоразовые и одноразовые.
Восемь правил работы с пылесосом и слюноотсосом
Способы захвата наконечника пылесоса
А. Способ держания ладонью и большим пальцем (универсальный) — взять наконечник правой рукой таким образом, чтобы шланг оказался со стороны большого пальца, а большой и указательный пальцы — на вентиле перекрывающего клапана. Наконечник оказывается полностью зажатым в ладонь. Этот способ захвата особенно удобен при работе в II и III секторах зубного ряда.
Б. Способ держания «удочкой» — взять наконечник правой рукой таким образом, чтобы шланг оказался со стороны мизинца, а большой палец — на вентиле перекрывающего клапана. Этот способ захвата обычно используется при работе в I секторе зубного ряда.
В. Способ держания «пишущей ручкой» — взять наконечник правой рукой так же, как и при способе А, с той разницей, что пальцы — мизинец и безымянный — не зажимают наконечник, а располагаются вдоль него. При этом большой и указательный пальцы находятся на вентиле перекрывающего клапана. Этот способ используется при работе в дальних секторах — I и IV — зубного ряда.
Примечание. Способы захвата зависят от вида перекрывающего клапана. Если клапан закручивается (имеет вид шайбы), то надо использовать способы А или В. Если клапан в виде рычага и управляется одним большим пальцем, применяются способы А или Б.
Приемы захвата и установки слюноотсоса
Слюноотсос захватывается таким образом, чтобы большой и указательный пальцы располагались на вентиле перекрывающего клапана, остальные пальцы — вдоль наконечника. Шланг находится со стороны мизинца. Прием захвата схож с приемом захвата В наконечника пылесоса.
Когда ассистент занят подготовкой инструментария или пломбировочного материала, слюноотсос устанавливается стационарно, обычно в подъязычное пространство. Чтобы закрепить слюноотсос, гибкий наконечник изгибается в соответствии с анатомическим строением этого участка нижней челюсти.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Сушить»
Ассистент:
Врач:
Светить полимеризационной лампой
Врач наносит адгезивную систему в полость зуба (или на керамическую конструкцию), кладет порцию светоотверждаемого материала, восстанавливая полость зуба.
Ассистент отслеживает действия врача в полости рта пациента; готовит гелиолампу, настраивая нужный режим; отсвечивает порцию внесенного материала.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Светить полимеризационной лампой»
Ассистент:
Врач:
Убрать
Ассистент убирает:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Убрать»
Ассистент:
Врач:
Следить
Ассистент следит на протяжении лечебного приема:
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Следить»
Ассистент:
Врач: