Ассортимент товара что это
Что такое ассортимент — его виды и 5 способов формирования
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Часто мы употребляем различные термины и понятия, даже не задумываясь, что же это такое и почему так называется.
Сегодня мы разберем одно из таких «замыленных» для обывателя понятий – «ассортимент».
Ассортимент — это.
Допустим, зашли вы в магазин. Перед вами на витринах выставлены различные товары: на одном прилавке разложены рыбные и мясные консервы, на другом – разные виды хлебобулочных изделий, на третьем – разнообразные напитки и т. д.
То есть, каждый из представленных в магазине продуктов выложен в ассортименте, который основан на видовой принадлежности.
Вывод: ассортимент – это ряд однородных объектов, имеющих общую видовую принадлежность.
Он определяется конкретными количественными и качественными характеристиками. Условно делится на ассортиментные подгруппы.
Например, в колбасном отделе магазина товар разложен по таким подгруппам: отдельно сгруппирована вареная колбаса, отдельно – варено-копченая, отдельно – сырокопченая. Количество таких ассортиментных подгрупп называется шириной ассортимента.
Каждая из ассортиментных подгрупп имеет определенное количество наименований. Эта характеристика называется глубиной ассортимента.
Используем предыдущий пример: в магазине в колбасной подгруппе, допустим, представлено 10 наименований вареной колбасы, 12 – варено-копченой и 5 наименований сырокопченой. Эти численные показатели характеризуют глубину ассортимента.
Стоит упомянуть и о еще одной важной характеристике: высоте ассортимента. Она определяется средней ценой товара в одной ассортиментной подгруппе.
В нашем примере: высота ассортимента в подгруппе (средняя цена) вареной колбасы, допустим, составляет 220 рублей за кг, высота товарной линейки варено-копченой – 330 руб. / кг, сырокопченой – 450 руб. / кг.
Классификация (виды)
Ассортимент классифицируется в зависимости от различных признаков, объединяющих его объекты. Рассмотрим классификацию в сводной таблице:
Классификационные признаки | Виды ассортимента | Пояснение |
---|---|---|
местонахождение | производственный | набор различных видов продукции, производимых (выращиваемых) определенным предприятием (компанией) |
торговый | набор товаров, представленных к продаже | |
ассортимент услуг | набор услуг, представляемых потребителю | |
широта ассортимента | простой | характеризуется небольшим количеством подгрупп, например, магазин, торгующий только хлебобулочными изделиями |
сложный | в ассортименте – множество групп товаров (продукции, услуг). Например, супермаркет, где в продаже одежда, хозяйственные товары, продукты, алкоголь | |
групповой | ассортимент формируется по однородности функционального назначения, например, в магазине бытовой химии | |
марочный | характеризуется товарами одной марки, например, ассортимент автосалона «Toyota» | |
специализация | основной | формируется в зависимости от профиля производителя (продавца) |
сопутствующий | ассортимент не является основным для данного производства или магазина | |
смешанный | характеризуется товарными группами различного функционального назначения и разных ценовых диапазонов, например, сетевые супер- и гипермаркеты | |
степень соответствия потребностей целевой аудитории | рациональный | формируется для максимального удовлетворения потребностей конкретной целевой аудитории |
оптимальный | характеризует оптимальное соотношение удовлетворения потребностей потребителя и затрат производителя (продавца) на доведение данной продукции (товара) до потребителя |
Как формируется ассортимент
Цель любого бизнеса – это получение прибыли. Следовательно, формирование ассортимента, имеющего максимальную ликвидность – это основная задача маркетинговой группы промышленного или сельскохозяйственного предприятия, магазина, поставщика услуг.
Это значит, что ассортимент товара (продукции, услуг) должен соответствовать требованиям конечного потребителя в функциональном и ценовом аспекте.
Способы, применяемые для формирования ассортимента:
Для дальнейших пояснений возьмем наш пример с колбасным отделом: для удовлетворения потребностей малобюджетной группы покупателей маркетологом магазина было принято решение пополнить ассортимент вареной колбасой из субпродуктов по цене 110 руб. / кг (при существующей высоте товарной линейки в 220 руб. / кг);
Например, производитель популярного кетчупа выпускает сметанный соус оригинальной рецептуры под своей торговой маркой. Покупатель, доверяя производителю, охотно покупает новый вид его продукции;
Хотите знать больше? Читайте наш блог!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
С рыночной экономикой мы получили широкий ассортимент продовольственных товаров, но вот их качество оставляет желать лучшего. Понятно, что большая часть ассортимента рассчитана на людей с низким уровнем дохода, а поскольку таких людей большинство, вот и лежит на прилавке всякая дрянь, а качественной продукции очень мало.
Да сейчас не сказать, что ассортимент по цене удовлетворяет спрос. Взять, к примеру, яблоки, в магазине представлены несколько сортов этого фрукта, цены просто космические, хоть яблочки и выращены в России.
В прошлом году люди выбрасывали часть собственного урожая яблок на помойку, ибо девать было некуда, но в магазинах яблоки разных сортов по-прежнему стоили очень дорого и никто их особо не брал, вот такое моё наблюдение.
Денис: а это где такие цены? В России? Мне так кажется, что все нормально и с ценами, и с ассортиментом. Каждый год закладывают сотни тысяч гектаров высокоинтенсивных садов, вкладывая огромные деньги. Если бы не было сбыта, то в отрасль никто бы не вкладывался.
Что такое ассортимент: классификация
Узнайте, что такое ассортимент, а также ознакомьтесь с методами и принципами его формирования
Ассортимент — это список всех разновидностей товаров или услуг, которые предоставляет компания.
Прежде всего необходимо стремиться к повышению качества ассортимента, а не увеличению его количества. Чересчур большой выбор, также как и слишком маленький, заставляет пользователя сомневаться. Посмотрите, что говорит по этому поводу основатель маркетингового агентства In-scale Никита Жестков.
Содержание
Классификация ассортимента товаров
Ассортимент принято классифицировать по разным категориям. Система группировки довольно большая и сложная. Поэтому, ниже мы разберем только основные способы классификации ассортимента.
Классификация по местонахождению
Эту категорию условно подразделяется на три вида.
Классификация по широте охвата продукции
Включает в себя следующие виды.
Классификация по степени удовлетворения потребностей
В этой категории всего два вида.
Принципы формирования ассортимента
Грамотно продуманный ассортимент влияет на количество продаж и уровень конверсии. Давайте смоделируем ситуацию. Предположим, вы решили купить чехол на телефон через интернет-магазин. На первом сайте, который вы открыли, есть только три модели на ваш смартфон, на втором — свыше сотни, но очень схожих между собой, а на третьем — около тридцати, но сгруппированных по категориям. В каком из этих трех магазинов вы вероятнее всего сделаете заказ?
При формировании ассортимента необходимо больше всего внимания уделять качеству категорий, а потом уже их количеству. Важно учитывать спрос на товары, ценовой сегмент, сезонность продукции, предпочтения аудитории и другие факторы.
Методы формирования ассортимента
Существуют разные способы формирования ассортимента. Однако, условно их можно разделить на два основных метода:
Ассортиментный перечень — это утвержденный владельцем список товаров, которые должны быть в розничной торговой точке на постоянной основе. Такая продукция направлена на удовлетворение повседневного спроса потребителей.
Метод потребительского комплекса основан на удовлетворении ряда потребностей покупателей. Такой подход направлен облегчить выбор и подтолкнуть к импульсивным покупкам. Категории товаров формируют исходя из спроса, пола, возраста, трендов и других характеристик.
Ознакомьтесь с несколькими полезными рекомендациями, которые помогут вам сформировать ассортимент и работать с ним.
Помните, работа с ассортиментом — это непрерывный процесс, задача которого — удовлетворять потребности клиентов. Поэтому, следите за нуждами и интересами потенциальных покупателей, а еще регулярно отслеживайте такие показатели как себестоимость, валовая прибыль, рентабельность и другие.
Ассортимент
Грамотное формирование ассортимента способствует прибыльности бизнеса и его дальнейшему развитию. Покупатели любят широкий ассортимент — есть из чего выбирать. Но для этого нужно много ресурсов. О способах формирования ассортимента — расскажем в статье.
Что такое ассортимент
Ассортимент (с франц. «подбор продукции различных классов и исполнения») — это перечень предлагаемых организацией товаров или услуг для удовлетворения конкретных потребностей человека.
Структура
Структура ассортимента формируется с учетом технической и финансовой базы, а также с определением экономической эффективности деятельности организации. Она состоит из следующих классификационных признаков:
степень их удовлетворения.
Перечисленные особенности предусматривают разделение представленного перечня продукции по различным группам, подгруппам, видам и вариациям.
Анализируя каждый из представленных выше признаков, необходимо отметить, что по месту нахождения ассортимент может быть:
торговым — представленным в магазинах, рассчитанных на бытового потребителя, с оптовой или розничной реализацией;
промышленным — предназначенным для предприятий отдельной промышленной отрасли или их групп. Такая продукция проходит обязательную сертификацию на соответствие требованиям государственных стандартов, работа в данной сфере требует получения соответствующего разрешения.
В зависимости от широты и глубины охвата продукция бывает:
простая — ограниченный перечень товаров повседневного употребления;
сложная — с расширенным каталогом, рассчитанным на клиентов с разным достатком;
видовая — предназначена для удовлетворения определенных нужд потребителя;
марочная — список однотипных предложений от конкретной марки производителя;
сопутствующая — дополняет отдельные группы товаров;
смешанная — предполагает совмещение продукции продовольственного и промышленного назначения.
С учетом степени удовлетворения различают предложения:
Рациональные. Для удовлетворения обоснованных потребностей при максимальном обеспечении качества жизни.
Оптимальные. Отличаются большей степенью конкуренции из-за необходимости максимального удовлетворения запроса покупателя при минимальных затратах.
В зависимости от характера удовлетворяемых потребностей различают товары:
реальные — продавец располагает ими фактически;
прогнозируемые — определяются путем расчетов нужд и запросов покупателей.
Параметры ассортимента
Характеристики ассортимента определяют с учетом анализа ряда параметров:
глубины — наличия широкого ряда предложений по одной группе товаров;
насыщенности — количества товаров, которыми представлена определенная группа;
сочетаемости — показателя совместимости различных групп товаров, этот критерий применим в отношении продукции, рассчитанной на розничного покупателя;
новизны — способности удовлетворять запросы клиентов за счет новых образцов продукции.
Перечисленные критерии определяются в виде коэффициентов, указывающих на степень приближенности показателя к базовому.
В процессе изучения эффективности работы торговой компании на основе перечисленных параметров строят ситуационную модель, чтобы выяснить степень достаточности предложенного ассортимента.
При проведении классического ассортиментного ABC-анализа определяют, какая доля прибыли получена от того или иного выбора товаров. К примеру, после анализа издержек и доходов магазина может быть выявлено:
общий перечень товаров включает 50 позиций;
по 8 из них общая доля прибыли составила 70%;
5 позиций продукции принесли доход в размере 20%;
на остальные продукты пришлось 10% прибыли.
Подобная картина неравномерного распределения характерна для большинства торговых предприятий. Но это не означает, что следует прибегать к сужению выбора представленной продукции. Товары, пользующиеся большим спросом, закупаются в соответствующем количестве, а остальные продукты расширяют ассортимент, дополнительно привлекая покупателей.
Как формируется ассортимент
Любой бизнес ставит основной целью получение прибыли. Достичь ее можно при условии правильного формирования ассортимента.
Процесс управления ассортиментом состоит из:
планирования — в ходе маркетинговых мероприятий изучается покупательский спрос для определения позиций продукции, пользующейся наибольшей популярностью;
организации — подбор оптимального перечня предложений;
координации — формирование ассортиментного портфеля, стратегических групп товаров, установление разумных надбавок ;
контроля — управление запасами продукции, обеспечение регулярности поставок и широты выбора.
Грамотная организация политики торговой компании возможна при соблюдении некоторых условий:
знание целей торговой компании;
формирование верных выводов из анализа полученной информации.
Эффективная торговая деятельность невозможна без правильной организации формирования предложения с учетом потребительского спроса.
Способы формирования
Ассортимент продукции формируется методами:
Пополнение. Своевременное увеличение количества товаров по определенным позициям с учетом темпа продаж.
Расширение. Включение дополнительных наименований и образцов.
Обновление. Постоянное изучение новой продукции и последующая замена позиций, утративших популярность.
Распространение товарного знака. Брендовые изделия пользуются большим спросом, что позволяет увеличить товарооборот без дополнительных затрат на производство и закупку.
Сокращение. Те виды товаров, на которых спрос отсутствует, исключаются из представленного в продаже ассортимента.
Рациональная организация торговой деятельности предполагает комбинирование перечисленных способов для обеспечения наиболее привлекательного выбора.
Кто управляет ассортиментом
С помощью регулирования прямых и обратных связей между продавцами, покупателями и производителями обеспечивается установление и поддержание подбора продуктов в ассортиментной линейке.
Решение этой задачи в первую очередь стоит перед торговыми специалистами, обученными маркетингу, а также с опытом и навыками работы в данной сфере.
Сложность в управлении ассортиментом обусловлена следующими особенностями:
постоянное обновление производимых товаров, что требует знания качеств всей продукции ;
большое количество позиций;
Управлять широтой ассортимента должно руководство торговой компании. Для этого необходимо привлекать квалифицированный персонал либо грамотно обучать имеющийся. Также решение задачи зависит от стадии развития промышленного производства, науки и техники. От этого зависит степень покрытия растущего спроса населения соответствующими товарами.
Ассортимент
Состав однородной продукции по видам, сортам и маркам
Перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям
Содержание
Содержание
1. Виды ассортимента
2. Ассортимент продукции
3. Формирование ассортимента
4. Планирование ассортимента
5. Структура ассортимента
6. Товарный ассортимент
— Решение о широте товарного ассортимента
— Решение о наращивании товарного ассортимента
— Решение о насыщении товарного ассортимента
— Решения относительно товарной номенклатуры
Ассортимент — это состав однородной продукции по видам, сортам и маркам.
Ассортимент – это перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам).
Ассортимент — это состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг в производственном и торговом предприятиях; перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам).
Виды ассортимента
Различают ассортимент услуг, ассортимент продукции и торговый ассортимент:
ассортимент услуг — набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации ассортимент услуг подразделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой.
Ассортимент продукции — состав, соотношение отдельных видов предметов торговли в продукции предприятия, отрасли, группе товаров с учётом их качества и сортности.
В анализе конъюнктуры рынка характеристиками ассортимента являются: ширина, глубина, устойчивость и высота ассортимента.
Ассортимент товаров — группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен.
Принято различать групповой и развернутый ассортимет (номенклатуру). Групповой ассортимет — это перечень различных видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления; под развернутым А. понимают состав продукции и товаров одного вида, различаемых по отдельным признакам — маркам, профилям, артикулу, модели, фасону, росту, размеру, цвету, рисунку, расфасовке, рецепту, упаковке и др.
В современных условиях рыночной экономики в Российской Федерации многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе продукта, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для бизнесмена крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим бизнесменам необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
Ассортимент продукции
Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному продукту; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров.
Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортиментом легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере анализа конъюнктуры рынка и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.
Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п. Формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент продукции (нло производится предприятием) и ассортимент товаров (что предлагается потребителям данным продавцом).
Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки.
С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассортименте продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продукции.
Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров.
Вид продукта делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Например, книжные издания могут быть разделены на следующие ассортиментные группы: научная литература, научно-популярная, производственная и инструктивная, учебная, программная и методическая, художественная, детская, официально-документальная, справочная, общественно-политическая литература.
Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры. например учебная литература делится на учебники и учебные пособия.
Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Формирование ассортимента
Формирование ассортимента — проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству продукта, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить предмета торговли с низкими издержками.
Планирование ассортимента
Задачи ассортиментной политики могут быть различны. Это:
оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта;
соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей;
соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.
Широкая ассортиментная гамма выпускаемой продукции укрепляет рыночные позиции предприятия и расширяет объем продаж.
Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изданий, разных по стадиям жизненного цикла, но одновременно находящихся на рынке. Оптимизация номенклатуры изданий, одновременно находящихся на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать предприятию отрасли печати относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия затрат и достижения прибыли.
Ассортиментная стратегия может строиться также по следующим направлениям:
товарная дифференциация связана с выделением предприятием своих изданий в качестве особых, отличных от изданий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш» спроса;
узкая товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда причин. Иногда узкая специализация как вариант товарной политики воспринимается в качестве вынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсами для проведения успешной работы по широкому кругу товарной номенклатуры или в силу специфики самого продукта, а также особенностей технологического процесса. Причиной может служить и глубокая сегментация рынка данного издания. В ряде случаев политика узкой товарной специализации оптимальна для эффективной деятельности небольшого предприятия или когда предприятие периодически меняет узкую специализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь к меняющемуся характеру спроса;
товарная диверсификация подразумевает значительное расширение сферы деятельности предприятия и осуществление производства большого числа, как правило, не связанных между собой изданий. Такая политика обеспечивает значительную устойчивость и стабильность работы предприятия, так как служит гарантом от риска снижения спроса и кризисных явлений в производстве одного издания;
товарная вертикальная интеграция преследует цель расширить деятельность предприятия путем освоения (или присоединения к себе) производства или услуги по одной технологической цепочке. Она дает возможность экономить на затратах производства и обращения в связи с использованием более дешевого сырья и базовых компонентов основной продукции, передовой технологии и опыта интегрируемых производств, доступа к новой сбытовой сети и новым рынкам сбыта и др.
При определении оптимальной ассортиментной политики и товарной номенклатуры исходят из двух принципов:
принцип синергизма означает, что номенклатура выпускаемых товаров и услуг должна быть внутренне связана и отдельные товары и виды услуг должны дополнять друг друга. Этот принцип обеспечивает широкую экономию на масштабах деятельности предприятия за счет взаимной поддержки различных товарных групп или сфер хозяйственной деятельности. Однако в случае конъюнктурных колебаний такая система построения ассортиментной политики отличается большой уязвимостью;
принцип стратегической гибкости основывается на конгломератном построении стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы и т.д., так что неожиданные события в одной сфере не могут тяжело сказаться на развитии другой сферы и на общих результатах совокупной деятельности предприятия.
К основным факторам, определяющим ассортимент продукции предприятия, необходимость расширения и диверсификации его товарной номенклатуры, относятся:
НИОКР в рассматриваемой отрасли;
изменения, происходящие в товарном ассортименте предприятий-конкурентов;
изменения спроса на производимую предприятием продукцию на рынке, что требует разработки товарной политики, которая позволяла бы ему противостоять сужению рынка и умело пользоваться расширением рыночных возможностей;
желание и предпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукции одного предприятия;
оптимальность продаж сбытовой сети нескольких видов продукции одновременно;
развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик;
стремление избежать наличия неиспользованных или незагруженных мощностей за счет производства других, дополнительных видов продукции;
желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности предприятия.
Товарная политика предприятия требует изменения в том случае, если в течение длительного периода имеются избыточные производственные мощности; основную прибыль дают два-три вида продукции; нет достаточного количества видов продукции, соответствующих возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; объем продаж и прибыль предприятия постоянно снижаются.
Большое значение имеет выбор ассортимента выпускаемой продукции, который позволил бы предприятию отрасли печати увеличить выручку от реализации и соответственно прибыль.
Сущность планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор предметов торговли для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих предметов торговли в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.
Основными элементами (или фазами) планирования ассортимента продукции являются:
1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка;
2) оценка конкурирующих изделий-аналогов под тем же углом зрения;
3) анализ потребительских оценок качества вырабатываемых предметов торговли, т.е. определение степени их соответствия запросам покупателей (потребителей) с точки зрения способности удовлетворить конкретную потребность в функциональном и эстетическом отношении;
4) определение того, какими предметами торговли должен быть пополнен вырабатываемый ассортимент продукции и какие предмета торговли следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности и т.д. Сюда же относится решение вопроса о том, следует ли диверсифицировать производство за счет направлений, выходящих за рамки сложившейся специализации;
5) рассмотрение предложения об освоении новых предметов торговли, усовершенствовании освоенной продукции, а также о новых способах и сферах применения выпускаемых товаров;
6) разработка спецификаций новых или улучшенных предметов торговли в соответствии с требованиями покупателей;
7) изучение с помощью специалистов по научно-техническим предметам торговли и разработкам перспектив производства новых или усовершенствованных предметов торговли, включая вопросы цен, исходной стоимости и рентабельности;
8) тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления ее соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности;
9) разработка специальных рекомендаций для изготовителей продукции в отношении ее качества, типоразмера, наименования, цены, упаковки, технического обслуживания и т.д. в соответствии с результатами проведенного тестирования, пробных продаж и т.п.;
10) подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового или усовершенствованного продукта, масштабов и начальной формы его реализации (например, только пробные продажи в специально отобранных городах, освоение отдельных региональных рынков или же выход сразу на национальный рынок), планов сбыта продукции, разработку программы проведения рекламных кампаний и других мероприятий по стимулированию сбыта.
Технология планирования ассортимента имеет исходные условия:
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп и необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических и других ресурсов с тем, чтобы производить предмета торговли с низкими издержками.
Целевая направленность и искусство планирования проявляются в воплощении реальных и потенциальных возможностей предприятия в определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребность покупателя и позволяющих получить прибыль.
Типичный цикл планирования ассортимента и его реализации включает предварительную оценку замысла, за которым следуют разработка спецификаций, основанных на требованиях приобретателя, создание образцов, проверка возможностей их массового производства, рыночный тест.
Структура ассортимента
Товарный ассортимент розничного предприятия по своей структуре отличается от ассортимента оптовой организации, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.
По широте ассортимент делится на:
ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);