Ассортиментная матрица что это
Полезные статьи → Что такое ассортиментная матрица и зачем она нужна?
Ассортимент товаров магазина должен быть упорядочен не только на прилавке или в каталоге сайта, но и в голове у маркетолога. Для удобной систематизации товаров, предлагаемых к продаже, специалисты рекомендуют составлять ассортиментные матрицы. Матрицы помогают выбирать из бесконечного множества товарных предложений только самое нужное, причем делать это своевременно и планомерно. Что представляет собой матрица?
Ассортиментная матрица или товарная матрица — это разделенный на категории и группы перечень всех товарных позиций. Работу без ассортиментной матрицы можно сравнить с походом в гипермаркет, в котором нет указателей, все товары перемешаны и детское питание стоит на полке рядом с полиролью. Не очень-то удобно.
Для составления матрицы товаров потребуются время и силы маркетологов, категорийных менеджеров, руководящего состава. Но оно того стоит. Процесс создания ассортиментной матрицы включает в себя несколько подготовительных этапов.
1. Определение формата, концепции и особенностей позиционирования магазина
Прежде чем перейти к составлению ассортиментной матрицы, необходимо детально разработать концепцию предприятия, понять, что, кому и где вы будете продавать. Часто компании делают иначе: беспорядочно закупают товары, а затем уже смотрят, кто к ним приходит и что покупает. В условиях жесткой рыночной конкуренции это неудачный подход, ведущий к убыткам.
Начать нужно с концепции и позиционирования. На этом этапе определяют:
Успешное предприятие должно быть ориентировано на предпочтения клиентов, поэтому в процессе формирования концепции и позиционирования будет полезно узнать, каким будущие клиенты хотели бы видеть ваш магазин. Для этого на нашем ресурсе есть шаблон анкеты для сбора идей и предложений.
Когда вы определитесь с районом для открытия нового магазина, обязательно опросите жителей этого района. Так вы сможете узнать, куда они предпочитают ходить за покупками и чем продиктован их выбор. Это поможет определить точное место расположения вашей торговой точки. Преимущество анкетирования на этом этапе в том, что параллельно вы узнаете своих конкурентов и сможете примерно определить целевую аудиторию.
2. Исследование потребительского спроса и сегментирование потребителей
Вы уже имеете представление о том, кто ваш клиент, пора провести сегментирование потребителей. Есть постоянные клиенты, есть сезонные, а есть те, кто оказывается случайным посетителем. Не стоит ориентировать свое предложение на всех, нужно сосредоточиться только на постоянных посетителях, именно они сделают вам продажи.
Узнайте подробнее о людях, которые проживают в районе, где будет ваш магазин: чем они занимаются, в какую доходную группу входят, есть ли у них дети. Недостаточно определить целевую аудиторию продовольственного магазина как «все люди, которые едят». Если он находится в новом микрорайоне рядом с бизнес-центром, у целевой аудитории будут совсем не такие запросы, как у посетителей супермаркета возле старого завода на окраине города. Чтобы узнать, чего хочет потребитель, проведите исследование его портрета.
3. Товарная матрица: сравнение собственного ассортимента с ассортиментом конкурента
Также вам нужно узнать, с кем вы предстоит конкурировать. Затем изучить их ассортимент товаров, цены, преимущества и недостатки. Именно от этого и стоит отталкиваться, формируя ассортиментную матрицу и ценовую политику. Вы должны предложить людям то, чего им пока не хватает.
Например, если вокруг множество торговых точек с большим ассортиментом, но каждая категория не содержит что-то эксклюзивное, есть смысл сделать ассортимент вашего магазина не таким широким или даже оставить всего несколько товарных категорий, но углубить их и специализироваться на них. Пусть в вашей товарной матрице в каждой группе товаров будет что-то уникальное, например, редкий зарубежный продукт.
Часто конкуренты бывают и в совершенно других сферах. Например, если вы продаете путевки, вам нужно показать клиенту, что лучше потратить деньги на красивое путешествие, чем на покупку дивана в мебельном магазине по соседству.
Изучить конкурентную среду можно так же с помощью опроса потенциальных клиентов.
4. Определение основных групп товаров ассортиментной матрицы
Теперь нужно выделить основные группы товаров в матрице. Выбирайте товары, которые будут наиболее актуальны в этом районе, для вашей целевой аудитории и которые сделают ваше предложение более выгодным, чем у конкурентов.
Допустим, речь идет о продовольственном магазине, который находится рядом со студгородком. Ассортимент в соседних магазинах широкий, но цены совсем не студенческие. Чтобы привлечь покупателей, в вашем ассортименте должны быть представлены товары, которые часто покупают студенты, причем по выгодным ценам. Скорее всего, в ассортимент товарной матрицы войдут готовые обеды, салаты, выпечка, чипсы, колбасные изделия — все, что сытно, вкусно, недорого и не требует приготовления.
5. Углубление товарного ассортимента
Далее вы детализируете каждую товарную категорию матрицы, выделяя подкатегории. Важным моментом является выбор торговых марок. Ориентируйтесь на цены и потребительский спрос.
Итак, вы определились с концепцией, форматом и местоположением магазина, сегментировали рынок, определили основные группы товаров матрицы, детализировали их и выбрали торговые марки. Остается провести конечную классификацию товарных позиций матрицы, и можно приступать к составлению ассортиментной матрицы!
Вам нужно разделить категории товаров по их роли в продажах на следующие группы:
В готовом виде ассортиментная матрица представляет собой таблицу, в которой указаны: товарная группа, товарная категория и подкатегория, локальный код, наименование позиции, поставщик, категорийный менеджер, роль товара, входит ли он в ассортиментный минимум (обязательная часть ассортимента, товары, дефицит которых недопустим).
Небольшой фрагмент таблицы для нашего студенческого магазина
Ассортиментная матрица упростит работу с большим массивом данных. Благодаря ей вы будете иметь перед глазами актуальную информацию о товарах, сможете планировать обновление и совершенствование ассортимента, менять товарные позиции в зависимости от потребительских предпочтений. Например, если спрос на салат с кукурузой упадет, можно будет переместить его из категории базовых товаров в категорию периодических или заменить новой товарной позицией.
Здесь можете провести все виды маркетинговых исследований всего за 1-2 дня
Формирование ассортиментной матрицы магазина
Каждый магазин формирует товарное предложение в соответствии с ассортиментной матрицей. Рассмотрим то, что она представляет собой, и каким образом составляется, подробнее.
Что такое ассортиментная матрица и в чем ее суть
Под ассортиментной матрицей традиционно понимается ряд товаров, выложенных к продаже, который формируется по определенным принципам — обусловленным предполагаемой или фактической (выявленной по итогам предыдущей истории продаж) структурой потребностей целевой группы покупателей (одной или нескольких). Строго говоря, в матрицу должны входить стабильно продаваемые (приносящие стабильную выручку товары), в количестве и комплектности, которые при этом образуют достаточный запас для удовлетворения динамики потребления.
Иногда под товарной матрицей понимают в принципе любые товары, что входят в перечень товарных позиций, которые представлены покупателю. Это определение абсолютно верно, если соответствующий перечень составлен с учетом приведенных выше критериев, учитывающих структуру и динамику спроса. Если же товары выставлены «наобум» — без учета структуры и динамики спроса, то их нельзя признать включенными в матрицу.
Каждый товар в рамках матрицы можно «привязать» к тем или иным характеристикам, что связаны с факторами спроса. Например:
Так, если товар — куртка от определенного производителя, то она может быть:
Каждый товар, входящий в ассортиментную матрицу, должен, таким образом, соответствовать тем или иным потребительским характеристикам. Можно условиться, что магазин, продающий вышеописанную куртку, позиционирует себя как поставщик модной женской одежды для всех сезонов. И он тем или иным образом выясняет, что наибольший спрос формируется на «осеннюю» недорогую одежду. Исходя из этого, под указанные характеристики такой одежды подбирается товар — и включается в матрицу. Если товар требуемым характеристикам соответствовать не будет, то он попросту выпадет из спроса и продавать его не будет иметь смысла.
Пример самой примитивной ассортиментной матрицы (товар — блузка):
Безусловно, наряду с бюджетной «осенней» одеждой для женщин в магазине могут быть десятки других категорий товаров — каждая из которых, опять же, формируется с учетом специфики спроса на них. Магазин будет закупать у своих поставщиков — и выкладывать на прилавок, только те товары, что будут распределены по этим категориям. То есть — соответствующие матрице, определяющей товарный ассортимент.
Нюансы формирования ассортиментной матрицы
Идеальный сценарий для собственника торгового предприятия — когда ассортиментная матрица формируется еще до открытия торговой точки. Для этого в распоряжении управляющих магазином должны быть данные по структуре и динамике спроса, на основании которых затем будут формироваться различные категории товаров, составляющие матрицу.
Перед тем, как открыть крупную торговую точку в определенном месте, есть смысл сделать предварительный статистический анализ по различным критериям с помощью Big Data продуктов. Основываясь на эти статистические данные можно заранее спрогнозировать какие товары пользуются повышенным спросом, насколько сильна конкуренция в данной локации, портрет типичного покупателя и его предпочтения.
Если говорить про небольшие торговые точки, то нужные данные владелец бизнеса может получить в распоряжение в ряде случаев совершенно случайно. Например — зайдя в какой-либо из уже открытых магазинов, что есть в городе (с высокой вероятностью это будет конкурирующая торговая точка) и обнаружив, что на ту или иную категорию товара имеется спрос.
Общий алгоритм формирования товарной матрицы включает следующие основные этапы :
Каждый товар, таким образом, должен быть отнесен в рамках матрицы:
Та же женская куртка может быть включена в матрицу со следующими параметрами:
Отметим, что ориентируясь, как правило, именно на тип и потребительскую категорию — держа их в голове, покупатель идет в магазин («нужно купить куртку на осень подешевле»). Поэтому, при классифицировании товара магазину важно правильно «читать мысли» покупателя в части подобных формулировок — и стараться предлагать человеку то, о чем он думает.
Примеры типичных «мыслительных» формулировок при выборе товара:
И эти формулировки можно и нужно учитывать при формировании товарной матрицы.
Есть довольно много критериев классификации товаров — что могут быть учтены при построении матрицы. Так, общераспространен подход, по которому они делятся:
Также выделяют так называемые товары-заменители основных (типичных) ведущих, сопутствующих или престижных. Соответствующая «замена» будет преследовать скорее экономические цели производителя бизнеса — хотя и интересы покупателя, безусловно, должны быть учтены магазином. С помощью заменителей магазин компенсирует выручку за счет размещения товаров, альтернативных указанным выше:
Самая низкая единица в рамках ассортиментной матрицы — отдельно взятый товар, изделие (имеющее определенный артикул). Во всех случаях оно может быть классифицировано по рассмотренным выше критериям.
Видео — ассортиментная матрица для LAMODA и WILDBERRIES:
Отметим, что существует специфическая подкатегория товаров в рамках ассортиментной матрицы — это товары, входящие в так называемый ассортиментный минимум. Сюда могут входить товары, в принципе, любых категорий, типов и характеристик, но их будет объединять:
Отсутствие таких товаров на прилавке может нанести серьезный экономический урон бизнесу (он недополучит выручку), а также сопровождаться имиджевыми рисками (когда покупатель приходит к выводу, что «в соседнем магазине это всегда есть, поэтому не буду сюда ходить»). К фактическому отсутствию товара с точки зрения указанных последствий можно приравнять необоснованное увеличение цены, как и ухудшение качества: покупатель привыкает к определенному их уровню, и его могут неприятно удивить изменения.
Типичный товар, что входит в ассортиментный минимум магазина одежды — носки. Человек, привыкший стабильно покупать их в определенном магазине и обнаруживший в какой-то момент, что их нет (или цена выросла в два раза, либо качество ухудшилось так, что лучше бы не покупал) — скорее всего, в следующий раз пойдет в другой магазин.
Неосуществление выкладки товара, относящегося к ассортиментному минимуму — не единственная грубая ошибка, которую может допустить магазин при формировании ассортиментной матрицы. Можно привести ряд иных — заслуживающих особо внимательного рассмотрения.
Распространенные ошибки
Маркетологи считают нежелательным, а в ряде случаев недопустимым:
Особенно рискованно это в бюджетной и средней ценовой категории: покупатель, увидевший большое количество предложений от разных поставщиков по одинаковой цене, без толку простоит в магазине длительное время, выбирая товар (и основательно донимая дотошными вопросами продавцов — о том, «что это за интересное изделие»), но так ничего и не купив.
Оптимально представление товара 4-5 брендами — причем, все они должны быть более или менее узнаваемыми на местном рынке.
Покупатель попросту не поймет сразу, в чем разница между ними — и эффект будет тем же самым, что в первом случае.
В торговле часто бывает, что тот или иной товар хорошо продается «на первый взгляд». Но по экономическим критериям он — один из аутсайдеров, что показывает аналитика. Интуиция и визуальное наблюдение в торговом бизнесе — хорошо, но полагаться на статистические данные во многих случаях лучше.
Видео — системный подход в формировании ассортимента продукции розничного магазина:
Как часто нужно менять ассортиментную матрицу
Определенный ответ на этот вопрос дать сложно. Дело в том, что потребительский спрос — фактор, хотя и довольно стабильный в большинстве случаев, но он склонен к корректировке. Очень сложно ее предугадать заранее, поэтому задача бизнеса — внимательно отслеживать текущие тренды. Есть общие для большинства сценариев закономерности — когда спрос на тот или иной товар увеличивается в определенный сезон или в праздничные дни, но ситуация вне таких закономерностей иногда очень трудно поддается прогнозу.
При определении сроков и порядка изменения товарной матрицы владельцу бизнеса всегда полезно получать обратную связь от потребителя. Она может быть как прямой (то есть, когда покупатель звонит или пишет продавцу, чтобы о чем-то сказать или спросить), так и опосредованной — но выраженной в тех или иных экономических показателях. Например — оборачиваемости тех или иных товаров, или динамике спроса в привязке к тем или иным периодам. Если ранее товар хорошо продавался в выходные, а теперь — не очень, то нужно выяснить причины и поработать при необходимости над корректировкой товарной матрицы.
Определение сроков корректировки ассортиментной матрицы во многом зависит от успешности решения ряда задач, связанных с выявлением закономерностей :
Главное — не предложить им товар, который, с одной стороны, по объективным потребительским качествам вполне конкурентоспособен, с другой:
Покупатель обычно очень чувствителен к этим трем критериям — и задача магазина заключается в том, чтобы вовремя оказаться «на стороне» покупателя, и понять, что вот этот товар «я не куплю».
Кроме того, отдельные исследования показывают, что российские покупатели:
При этом, как выяснили маркетологи, россияне всегда открыты для новых товаров, но, вместе с тем, не стремятся во что бы то ни стало опередить сограждан в покупке новинок (и стараются, таким образом, получить от кого-то обратную связь по опыту совершения покупки).
Также полезно иметь в виду, что:
Что примечательно, указанные характеристики в потребительском поведении россиян могут меняться время от времени, и задача магазина — в том, чтобы уловить тренды и учесть изменения при формировании ассортиментной матрицы.
Конкуренты могут «манипулировать» ценами, различным образом корректировать политику продаж (например, инициируя предложения различных сопутствующих товаров, чего сам магазин не делает), что повлияет на оборачиваемость товаров. Опыт конкурентов учитывать всегда полезно — в том числе и при формировании ассортиментной матрицы.
Главное, чтобы поставщик неожиданно не увеличил цены и не ухудшил качество. Зафиксировать цены помогут долгосрочные контракты, а качество следует контролировать постоянно: обратная связь по выявленным недоработкам пригодится и самому поставщику. Если с ценами и качеством не все в порядке — ассортиментную матрицу вынужденно придется менять.
Резюме
Итак, ассортиментная матрица — это перечень товаров, каждый из которых можно классифицировать по тем критериям, что определены исходя из структуры и динамики спроса. Любой товар вне этих критериев не войдет в матрицу. Порядок ее формирования предполагает учет широкого спектра факторов, влияющих на спрос и уровень конкурентоспособности торгового предприятия. В необходимых случаях даже идеальная ассортиментная матрица подлежит корректировке.
Что такое планограмма выкладки товара в магазине и для чего она нужна.
Для чего нужна информационная система Цербер Россельхознадзора и кто должен в ней регистрироваться читайте в статье.
Какие сервисы позволят напечатать ценники для магазина https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/dop/pechat-tsennikov.html в онлайн режиме.
Видео — построение матрицы ABC XYZ в Excel:
Какие программы для учета товара и продажи для розничной торговли подойдут лучше в каждом конкретном случае. На какие типы программ можно ориентироваться небольшому магазину
Значительная стоимость внедрения системы электронных ценников в розничных магазинах сдерживает их широкое использование в отечественном ритейле
Как правильно установить камеры видеонаблюдения в магазине и не нарушить права покупателей и сотрудников, какое оборудование лучше выбрать
Товарная матрица
Любой бизнес основан на наличии продуктов или услуг, предлагаемых потребителю. Для эффективного ведения дел необходимо провести расширенный анализ рынка и составить товарную матрицу магазина, наполняя ассортимент торговой точки таким образом, чтобы полностью удовлетворить спрос клиентов и закрыть их основные потребности.
Товарная матрица (product grid) — это полный классифицированный список товаров, с которых складывается ассортимент конкретной точки продаж. Она составляется до открытия магазина и представляет собой таблицу или сетку с наименованиями позиций, объединенных по общему признаку.
Виды товаров в матрице
3 основных аспекта при составлении матрицы товаров
Создание оптимального товарного набора основано на трех столбах: ориентации на покупательский спрос, местоположении магазина и логистической карте поставок. Рассмотрим подробнее каждый пункт.
Ориентация на клиента
Разработка ассортиментной политики проходит после глубокого анализа целевой аудитории и ориентируется не только на общие характеристики платежеспособности и бюджета, но и на конкретные данные: пол, возраст, семейный статус, место жительства, доход, размер среднего чека. Такой подход позволит составить список товаров, необходимых большинству покупателей, и обеспечит стабильный поток клиентов в магазин.
Следует учитывать конкуренцию и развитость рынка, так как четкое разделение покупателей на группы выгодно в мегаполисах, где идет борьба за определенный социальный слой населения. Тогда как магазины в небольших городах и провинциях ориентируются на удовлетворение спроса широко круга, делая ассортимент больше, но не столь глубоким. Как пример можно привести мини-маркет, где предлагают всё от хлеба до бытовой химии, но количество брендов для каждой категории не превышает 2-3 видов или вовсе представлено в единичном варианте.
Местоположение торговой точки
На составление матрицы товаров влияет не только общее географическое положение, но и локальные характеристики, поэтому обратите внимание на особенности региона, район и локации, расположенные рядом с вашим объектом. Здесь же нужно учитывать площадь точки и объем продукции, которые можно здесь разместить, не создавая беспорядок и пресыщение потребителя.
При наличии торговой сети необходимо заранее учитывать возможность общего администрирования ассортиментных матриц и возможность быстрого перемещения товаров между филиалами.
Система поставок
На этапе составления Product Grid обратите внимание на разные виды закупок: оптовые, местные изготовители, уникальные предложения. Например, в местах с повышенной миграцией населения хорошо продаются товары узнаваемых по всей стране брендов, тогда как в других районах предпочтение отдают местным небольшим производствам.
В любом случае не должно быть перебоев и сложностей в доставке к точке. Особенное внимание нужно уделить мониторингу качества новой продукции.
При составлении матрицы товаров важно также ознакомиться с понятиями высоты, ширины и глубины ассортимента для корректной проработки товарного предложения.
7 этапов формирования Product Grid
Качественно проработанная товарная матрица с учетом сегментации потребителей и анализа рынка позволяет ускорить выход на точку безубыточности и максимально снижает риск излишних расходов и нерентабельности магазина.
Управление товарной матрицей магазина должно быть гибким и идти в ногу с запросами потребителей. Собирайте обратную связь, выявляйте наличие сезонных и других закономерностей, чтобы быстро корректировать ассортимент и не упускать клиентов.
Ошибки при разработке матрицы
При формировании Product Grid на стадии бизнес-идеи предприниматели часто делают ряд типичных ошибок, которые проявляются при старте дела и ведут к убыточным процессам. Чтобы избежать издержек и расходов не допускайте:
Образец товарной матрицы
Для создания сетки можно использовать готовый образец excel таблицы, так как такой вариант является оптимальным и легко читаемым. В таблицу в обязательном порядке включаются следующие пункты:
Вы можете скачать пример товарной матрицы в своей нише и отредактировать под свои запросы.
Удобно также использовать расширенную схему, где указывается цена закупки, размер наценки и показатели приоритетности товаров. В таком случае наиболее рентабельные единицы расписываются подробно с указанием всех параметров (широта, глубина, цена).
Учитывайте стратегические цели предприятия, формат магазина, местоположение, особенности и характер предполагаемой целевой аудитории с самого начала формирования ассортимента. Это позволит сократить время на последующие корректировки матрицы.