Ассоциативное мышление что это
Урок 2. Ассоциативное мышление
Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.
В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.
Оглавление:
Что такое ассоциации?
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.
Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.
Виды ассоциаций
Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:
В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:
Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.
Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).
С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.
Как развивать ассоциативное мышление?
Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.
Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:
Упражнения
Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.
Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.
Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.
Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:
Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.
Рекомендации
Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:
А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.
Итак, второе правило запоминания:
Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Что такое ассоциативное мышление и как его развить
Психолог-консультант, специалист в области детской, семейной, поведенческой.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Темп современной жизни предполагает быстрое мышление, хорошую память и внимательность. Без развитого ассоциативного мышления достаточно трудно уместить в 24 часа кучу ежедневных дел и стать успешным человеком. Что представляет собой способность к ассоциациям, и чем она может тебе помочь рассмотрим далее
Понятие и особенности ассоциативного мышления
Ассоциативное мышление — манипуляции образами, возникающими в памяти человека. Каждое изображение индивидуально и вызывает ряд других, связанных с ним функционально, визуально и т.д. На этом свойстве разума основана человеческая память и творческое мышление.
Примером ассоциативного мышления может быть ассоциация ребенка, который дает перевернутому цветку значение «девочка» и ведет дальнейшие аналогии, создаваемые в процессе игровой деятельности. У детей для фантазии нет предела, поскольку их реальный опыт достаточно мал.
Взрослый человек, например, словом «персик» олицетворяет сад, дерево, южное солнце, летнюю жару, почву, аромат фруктов. То есть более четкие, предметные описания, основанные на знаниях. Целью развития ассоциативного мышления является приближение взрослого мышления к детскому, не опирающемуся на имеющийся опыт.
Существуют особенности ассоциативного мышления:
Развиваем ассоциативное мышление
Используя упражнения на развитие ассоциативного мышления, ты можешь увеличить количество ассоциативных образов и связей, и тем самым развить свой творческий потенциал, креативность, память и гибкость мышления.
Психологическое использование ассоциаций
В психологии развитие ассоциативного типа мышления играет большую роль, так как оно не только повышает общие способности человека к изучению, обработке и запоминанию информации, но и используется как метод изучения глубоких психологических проблем и личностных качеств.
Следует отметить, что ассоциативный метод исследования впервые появился в психоанализе Фрейда, который разработал и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепей, как прямой проекции глубоких внутренних, часто бессознательных проблем.
Представим тест, которые поможет тебе заглянуть в свое подсознание и выявить наиболее волнующие проблемы:
Последнее слово ассоциации считается в психологии личности самым важным на данный момент. Посмотри на него внимательно — ты практически «вытащила» его из своего подсознания. Обдумай, почему именно это слово оказывает на тебя такое влияние.
Фото Massimo Virgilio on Unsplash
Приведем пример ассоциативного ряда к слову «Весна»:
Такими ассоциациями мы смогли «вытащить» наиболее волнующий вопрос. Как только ты его осознаешь, то сможешь нивелировать путем осознанной проработки проблемы. Просто подумай о том, что сессия – это всего лишь 2-3-х недельный период жизни, в который надо побольше поработать.
Техника работает и с более серьезными проблемами, нежели сдача сессии или принятие решений. Она позволяет «убрать» тревожные мысли, вызвать из подсознания то, что способствует повышению давления или скачкам сердцебиения. При этом, проработав ассоциативный ряд ты даже не поймешь, что за проблему «вытащило» твое подсознание, а вот психологически и физиологически почувствуешь облегчение.
Как развить ассоциативное мышление
На развитие ассоциативного мышления существует множество игр и упражнений. При этом большую часть ты можешь использовать и при развитии ассоциативного мышления у детей.
Фото Jon Tyson on Unsplash
Рассмотрим наиболее интересные занятия для самостоятельного развития:
При применении упражнений помни, что креативность и ассоциативное мышление — это сложные комплексные навыки, которые хорошо поддаются развитию. Не стоит думать, что обладание данными качествами присуще только творческим людям.
Далее представим игры, в которые ты можешь поиграть с друзьями или детьми. Они предполагают парное взаимодействие:
Таким образом, ассоциативное мышление – значимый психологический процесс. Развивая его, ты способствуешь улучшению памяти, внимания, других типов мышления. В конечном итоге, это положительно сказывается на твоей жизни: ты добиваешься больших карьерных высот, повышаешь целеустремленность и развиваешься как личность.
Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления
Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.
Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.
Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.
Виды ассоциаций
Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:
Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).
В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.
Ассоциативная теория мышления
С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.
Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.
Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:
Развитие ассоциативного мышления
Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.
Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:
Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.
Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.
Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.
Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:
Нарушение ассоциативного мышления
Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.
Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:
1. По изменению темпа мышления:
2. По подвижности, живости процесса мышления:
3. По грамматическому построению речи:
4. По целенаправленности:
Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых.
Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!
Ассоциативное мышление: упражнения для развития, примеры
А вы пользуетесь ассоциативным мышлением в своей жизни? Скорее всего, да. Все используемые вами в обиходе слова имеют неразрывную связь с другими. При упоминании характеристики «кислый» вы сразу вспоминаете лимон. Или при слове «холодный» думаете о мороженом. Ассоциации, конечно, у всех разные. Но суть одна. В чем же преимущества такого мышления? Есть ли необходимость в его развитии?
Что такое ассоциативное мышление
Ассоциативное мышление — что это? Это выраженная словами связь между двумя или более понятиями. Подсознание работает с поступающей в мозг информацией, не применяя при этом способность проводить логический анализ. С ассоциативным мышлением связывают восприятие окружающего мира, способность принимать решения и генерировать идеи. Его развитие зависит от внимания, памяти, жизненного опыта каждой отдельной личности.
Что такое ассоциативное мышление, можно показать на примере. Допустим, вы познакомились с каким-то новым предметом или человеком. В этот момент ваш мозг начинает активно действовать. Он сравнивает то, что вы только что узнали, с тем, что знали до этого. При это он создает ассоциации. При следующей встрече с объектом вы его узнаете благодаря уже закрепленным в подсознании ассоциациям. Чем больше их будет, тем проще вам вспомнить и проанализировать ситуацию.
А теперь наглядный пример. Представьте человека, который первый раз в жизни увидел северное сияние. Он сравнивает его с чем-то знакомым, например, салютом или молнией. Звук, который сопровождает явление, похож на треск дров в печи. И так дальше. Встретив нового знакомого, человек отметит, что его голос похож на голос коллеги. Форма лица такая же, как у кого-то из родственников, а походка как у близкого друга.
Виды ассоциаций
Согласно ассоциативное теории мышления, в создании ассоциаций участвуют разные органы чувств. Поэтому когда человек слышит какое-то слово, он практически мгновенно связывает его с каким-либо объектом. Например, характеристики «сладкий», «воздушный», «кремовый» напоминают ему о торте.
Ассоциации бывают нескольких видов:
Есть и другие виды ассоциаций. Друг от друга они отличаются способом и условиями использования. Они могут иметь одинаковый корень (мрачный — мрак), быть родственными в плане фонетики (кочка — почка) или относиться к одной теме (коктейль — бар).
Сфера применения
Образное или ассоциативное мышление способствует лучшему усвоению новой информации. Вы сможете не только генерировать креативные идеи, но и активно воплощать их в жизнь. Это поможет вам достигать успехов в работе и учебе.
Больше всего ассоциативное мышление пригодится людям творческих профессий. Речь идет о музыкантах, актерах, писателях. Используют его и маркетологи. Ассоциации нужны им для того, чтобы вызвать у покупателей желание приобрести тот или иной товар. Они создают максимально простые, но запоминающиеся образы. И вы, сами того не замечая, идете в магазин за очередной новинкой.
Преимущества ассоциативного мышления
Образное мышление помогает в решении задач как в повседневной жизни, так и в работе, учебе и т.д. Это лишь одно из его преимуществ. Есть ряд других:
Еще одно неоспоримое преимущество — возможность ближе познакомиться со своим внутренним «Я». По мнению Зигмунда Фрейда, ассоциации открывают то, что спрятано глубоко в подсознании человека. Используя ассоциативное мышление, вы, возможно, откроете в себе ту информацию, которая поможет изменить вашу жизнь.
Наглядно увидеть преимущества ассоциативного мышления можно на примерах. Инженер Броун, который занимался строительством мостов, однажды увидел под кустом паутину. Это побудило его к созданию подвесного моста, креплениями для которого были тросы.
Или вспомните Жоржа де Местраля, создателя застежки-липучки. Он придумал ее после того, как под микроскопом рассматривал устройство колючек репейника. А его он в обилии снимал со своей собаки после каждой прогулки.
Нарушения ассоциативного мышления
Отклонения в процессе ассоциативного мышления проявляются в изменении его скорости, целенаправленности, правильности. В каждой группе нарушений есть несколько подвидов.
По изменению темпа:
Самая большая система классификации нарушений ассоциативного мышления — по целенаправленности. Выделяют более 10 видов:
И, наконец, последнее нарушение ассоциативного мышления — разорванность. Предложения построены правильно. Но в рассуждениях и выводах совсем нет логики.
Как развить ассоциативное мышление
Ассоциативное, как и другие виды мышления, можно развивать. Главное требование в этом вопросе — регулярно проводить тренировки, выполняя ряд простых упражнений.
Работа с детьми
Развивать мышление такого типа лучше с детства. Детям легче, чем взрослым устанавливать связи между предметами, событиями и явлениями. Как же помочь им развить способность мыслить ассоциациями?
Для начала расскажите ребенку о предметах, которые его окружают, и о том, что с ними можно делать. После переходите к обобщению. Например, объясните, что тарелки, чашки, кастрюли — это все посуда, а диван, шкаф и стул — мебель.
Эти упражнения подойдут для маленьких детей. Для тех, кто старше, нужны более сложные задания. Предложите ребенку определить правильную последовательность предметов или найти в них один общий признак.
Помните, что не всегда ассоциации будут позитивными. Иногда дети остро реагируют на тот или иной образ. Например, белый халат они связывают с врачом, а самого врача с уколом и т.д. Такие ассоциации называют подавленными. От них нужно избавляться.
Упражнения для взрослых
Регулярное выполнение простых упражнений поможет вам научиться быстро создавать ассоциативные цепочки и запоминать новую для вас информацию.
Это упражнения на развитие ассоциативного мышления, которые можно выполнять самостоятельно. Есть и те, которые можно делать группой, например, в кругу друзей:
Последний этап — обсуждение. Пусть каждый участник расскажет, чем вызвана та или иная ассоциация, почему он назвал именно ее. Это поможет заглянуть внутрь себя, достать то, что хранится глубоко в подсознании.
Рекомендации
Заниматься нужно каждый день. Идеальный вариант — занятие продолжительностью около 2 часов. Начинать развивать ассоциативное мышление рекомендуется с 20 минут в день. Постепенно время увеличивать.
По мнению психологов, у женщин ассоциативное мышление развито лучше, чем у мужчин. Поэтому представителям сильного пола иногда нужна помощь. Для этого были разработаны специальные творческие блокноты. Выполняя задания в них, можно заметно улучшить способность строить ассоциативные связи.
Заключение
Итак, ассоциативное мышление можно и нужно развивать. Оно обязательно пригодится вам в повседневной жизни. Это отличная возможность научиться усваивать новую информацию, а также связывать ее с тем, что вы уже знаете. Попробуйте, и вы увидите, насколько быстрее генерируете идеи и решаете поставленные перед вами задачи.