Ассоциативный процесс что это
Урок 2. Ассоциативное мышление
Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.
В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.
Оглавление:
Что такое ассоциации?
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.
Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.
Виды ассоциаций
Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:
В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:
Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.
Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).
С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.
Как развивать ассоциативное мышление?
Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.
Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:
Упражнения
Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.
Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.
Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.
Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:
Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.
Рекомендации
Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:
А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.
Итак, второе правило запоминания:
Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Известный итальянский писатель Джанни Родари с помощью романтического сравнения показал, как формируется ассоциация. Он сравнил высказанное слово с брошенным в реку камнем. Камень произвёл волны на воде, которые заставили колыхаться всё, что в ней находится: листок, камыш, кувшинку, поплавок удочки. Только волны от сказанного слова возникают у нас в коре головного мозга; услышанное вызывает в памяти образы, воспоминания, мысли.
Что такое ассоциация
Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей. Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века.
Как же возникают такие взаимосвязи? Человеческий мозг – сложная машина для обработки информации. Поступающие в него данные подвергаются различной обработке, в том числе анализу, синтезу, сравнению друг с другом. В это время в мозге образуются кратковременные нервные связи, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений.
К примеру, человек видит предмет. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация.
Таким образом, ассоциация – это результат сосуществования в нашем сознании большого количества образов, между которыми может наличествовать какое-либо сходство.
Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.
Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. На умении строить ассоциации, к примеру, основан язык «йеркиш», имеющий только письменную форму и предназначенный для общения с обезьянами. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями имеются определённые трудности в понимании связей между предметами.
Изучению ассоциаций посвятил себя И. М. Сеченов, выдающийся русский учёный. Исследуя рефлексы головного мозга, он пришёл к выводу, что ассоциации являются как бы соприкосновением предшествующего рефлекса с последующим.
Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга тоже возникают непрерывно. Раздражителями, вызывающими ассоциации, могут быть как внешние факторы (увиденное, услышанное и т. д.), так и внутренние (например, боли в животе заставляют вспомнить о съеденном на ночь слишком жирном куске мяса). Раздражителями могут служить даже мысли. Часто бывает, что какая-то случайная мысль порождает целый каскад других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен метко сравнил ассоциации с фейерверком: сначала возникает одна мысль, которая «взрывается», порождая несколько новых, те тоже «взрываются» и порождают множество очередных мыслей – и так много раз.
Ассоциации в психологии: основные виды
Связи между явлениями и предметами могут затрагивать те или иные их стороны.
В связи с этим выделяются ассоциации различных видов:
Возникновение ассоциаций – важное условие для полноценного мышления.
На их образование влияют несколько факторов:
Обычно ассоциации – имеют индивидуальный характер, ведь они связаны с личным опытом. Однако среди них есть такие, которые являются общими для большого количества людей, и даже такие, которые охватывают большинство людей. Так, снег большинство людей связывают с зимой, а жару – с летом.
Использование методов ассоциации в психодиагностике
Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.
Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.
Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.
В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.
Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.
Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.
Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.
Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть.
Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.
Ассоциативный процесс что это
Центр, специалисты, услуги
Хрестоматийные материалы
Лаборатория картографии
Инструментарий мастеров
Архив полезных ресурсов
Форум Блог Обратная связь
Последние действия на сайте
4164 дн. с момента
открытия on-line центра
5.1. Патология ассоциативного процесса
Ускорение мышления
Выражается в том, что условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие и легкость новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого зрительного, звукового, обонятельного и других раздражителей, отражается в речевой продукции, которая может напоминать так называемую пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда даже теряют голос или же он становится хриплым, шепотным.
Для этого варианта нарушения мышления характерна повышенная отвлекаемость, мешающая больному довести до конца любое начинание. В голове так много мыслей, что они нередко принимают характер скачки идей (fuga idearum). При этом мыслительный процесс и речевая продукция как бы имитируют бессвязность. Однако если эту речь записать на магнитофон и воспроизвести в медленном темпе, то можно определить в ней некий смысл, цель, чего никогда не бывает при бессвязности мышления.
Другим вариантом ускорения темпа мышления является ментизм (мантизм), который представляет собой возникающий помимо воли больного наплыв мыслей. Поток образов, представлений, воспоминаний обрушивается на больного в таком стремительном темпе, что он не может справиться с ними, теряется от их обилия, чувствует себя беспомощным. Некоторые исследователи считают ментизм вариантом идеаторного автоматизма синдрома Кандинского — Клерамбо при шизофрении или при органических психозах.
Ускорение ассоциативного процесса является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и т.д.).
Замедление мышления
Полная остановка течения мыслей
Насильственное мышление
Патологическая обстоятельность мышления
Персеверация мышления
Застревание на одних и тех же представлениях, выражается в постоянном повторении какого-то слова или группы слов. Обычно это — правильный ответ на первый заданный больному вопрос. На все последующие вопросы он дает тот же первичный ответ. Так, на вопрос: «Сколько вам лет?», больной правильно отвечает: «65». И далее: «Как вас зовут?» — «65», «Где вы живете» — «65» и т.д.
Это состояние (так называемые стоячие симптомы) весьма характерно для атрофических процессов головного мозга (болезнь Пика, болезнь Алцгеймера), но может отмечаться при травматических и сосудистых психозах.
Вербигерация мышления
Парциализация мышления
Резонерство
Символическое мышление
Оно присуще всем людям — и здоровым, и больным. Есть символы, которые понятны если не всем, то большинству. Например, белый халат — символ врача, черная одежда — символ траура. При патологии ассоциативного процесса в виде символического мышления символы всегда сугубо индивидуальны и понятны только самому больному.
Нет двух больных с одинаковой символикой. Источником символического мышления может быть любой предмет, сказанная кем-то нейтральная фраза, любой цвет одежды, явление природы. Например, больная 3. расценивала дождь как слезы Вселенной по поводу ее загубленной жизни, а красный цвет галстука — как намек на то, что она скоро будет гореть в «геене огненной». Символическое мышление также свидетельствует о несвежем шизофреническом процессе. Больной Б. доказывал врачу, что на СССР напали американцы, они жгут напалмом наши города и деревни, убивают стариков и детей. Видя недоумение врача, он добавил: «Вот газета, где об этом подробно написано. Все, что здесь описано, относится к нам» (в газете крупными буквами было напечатано: Вьетнам). Первая часть этого слова больным отбрасывалась, а оставшаяся часть являлась символом того, что все изложенное (а статья была действительно о жестокости американских солдат, но не в нашей стране, а во Вьетнаме) относится непосредственно к нам. Больной Ж. в состоянии психоза с особым пристрастием смотрел на номера телефонов во время телевизионной рекламы. Если в телефонном номере была цифра 8, это сулило ему счастье в настоящем и будущем. Цифра 2 предвещала горе, несчастье, тяжелую болезнь и неверность жены. Чтобы это не сбылось, нужно было в течение 5 с выключить «виновный» канал и не включать его ровно 5 ч.
Паралогическое мышление
Разорванность мышления
Это утрата логической связи между представлениями, понятиями и идеями, хотя мысль при этом иногда облекается в правильную грамматическую форму. Например: «Богемность космической фантасмагории мешает замедлению учения Мичурина». Или: «Мечта сформировалась из остаточных продуктов полей орошения с завтрашним распределением крайней облачности над всей Испанией». Крайним вариантом разорванности является шизофазия или «словесная окрошка», когда речевая продукция выражается в не связанных между собой отдельных словах или простых предложениях с обилием неологизмов (новые слова, составленные из приставки одного и корня, суффикса или окончания другого слова).
Разорванность мышления типична для шизофрении.