Ассоциативный ряд что это

Что такое ассоциативное мышление и как его развить

Ассоциативный ряд что это. 1617766531. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-1617766531. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка 1617766531.

Психолог-консультант, специалист в области детской, семейной, поведенческой.

Ассоциативный ряд что это. 1614234189. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-1614234189. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка 1614234189.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Темп современной жизни предполагает быстрое мышление, хорошую память и внимательность. Без развитого ассоциативного мышления достаточно трудно уместить в 24 часа кучу ежедневных дел и стать успешным человеком. Что представляет собой способность к ассоциациям, и чем она может тебе помочь рассмотрим далее

Понятие и особенности ассоциативного мышления

Ассоциативный ряд что это. s o c i a l c u t ojnmckmzr3a unsplash. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-s o c i a l c u t ojnmckmzr3a unsplash. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка s o c i a l c u t ojnmckmzr3a unsplash.

Ассоциативное мышление — манипуляции образами, возникающими в памяти человека. Каждое изображение индивидуально и вызывает ряд других, связанных с ним функционально, визуально и т.д. На этом свойстве разума основана человеческая память и творческое мышление.

Примером ассоциативного мышления может быть ассоциация ребенка, который дает перевернутому цветку значение «девочка» и ведет дальнейшие аналогии, создаваемые в процессе игровой деятельности. У детей для фантазии нет предела, поскольку их реальный опыт достаточно мал.

Взрослый человек, например, словом «персик» олицетворяет сад, дерево, южное солнце, летнюю жару, почву, аромат фруктов. То есть более четкие, предметные описания, основанные на знаниях. Целью развития ассоциативного мышления является приближение взрослого мышления к детскому, не опирающемуся на имеющийся опыт.

Существуют особенности ассоциативного мышления:

Ассоциативный ряд что это. . Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка .

Развиваем ассоциативное мышление

Используя упражнения на развитие ассоциативного мышления, ты можешь увеличить количество ассоциативных образов и связей, и тем самым развить свой творческий потенциал, креативность, память и гибкость мышления.

Психологическое использование ассоциаций

В психологии развитие ассоциативного типа мышления играет большую роль, так как оно не только повышает общие способности человека к изучению, обработке и запоминанию информации, но и используется как метод изучения глубоких психологических проблем и личностных качеств.

Следует отметить, что ассоциативный метод исследования впервые появился в психоанализе Фрейда, который разработал и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепей, как прямой проекции глубоких внутренних, часто бессознательных проблем.

Представим тест, которые поможет тебе заглянуть в свое подсознание и выявить наиболее волнующие проблемы:

Последнее слово ассоциации считается в психологии личности самым важным на данный момент. Посмотри на него внимательно — ты практически «вытащила» его из своего подсознания. Обдумай, почему именно это слово оказывает на тебя такое влияние.

Ассоциативный ряд что это. massimo virgilio x74205hfgx4 unsplash. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-massimo virgilio x74205hfgx4 unsplash. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка massimo virgilio x74205hfgx4 unsplash.Фото Massimo Virgilio on Unsplash

Приведем пример ассоциативного ряда к слову «Весна»:

Такими ассоциациями мы смогли «вытащить» наиболее волнующий вопрос. Как только ты его осознаешь, то сможешь нивелировать путем осознанной проработки проблемы. Просто подумай о том, что сессия – это всего лишь 2-3-х недельный период жизни, в который надо побольше поработать.

Техника работает и с более серьезными проблемами, нежели сдача сессии или принятие решений. Она позволяет «убрать» тревожные мысли, вызвать из подсознания то, что способствует повышению давления или скачкам сердцебиения. При этом, проработав ассоциативный ряд ты даже не поймешь, что за проблему «вытащило» твое подсознание, а вот психологически и физиологически почувствуешь облегчение.

Как развить ассоциативное мышление

На развитие ассоциативного мышления существует множество игр и упражнений. При этом большую часть ты можешь использовать и при развитии ассоциативного мышления у детей.

Ассоциативный ряд что это. jon tyson v bgaxq2hjw unsplash. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-jon tyson v bgaxq2hjw unsplash. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка jon tyson v bgaxq2hjw unsplash.Фото Jon Tyson on Unsplash

Рассмотрим наиболее интересные занятия для самостоятельного развития:

При применении упражнений помни, что креативность и ассоциативное мышление — это сложные комплексные навыки, которые хорошо поддаются развитию. Не стоит думать, что обладание данными качествами присуще только творческим людям.

Далее представим игры, в которые ты можешь поиграть с друзьями или детьми. Они предполагают парное взаимодействие:

Таким образом, ассоциативное мышление – значимый психологический процесс. Развивая его, ты способствуешь улучшению памяти, внимания, других типов мышления. В конечном итоге, это положительно сказывается на твоей жизни: ты добиваешься больших карьерных высот, повышаешь целеустремленность и развиваешься как личность.

Источник

Урок 2. Ассоциативное мышление

Ассоциативный ряд что это. 2. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-2. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка 2.Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.

В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Оглавление:

Что такое ассоциации?

Ассоциативный ряд что это. associativnoe myshlenie. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-associativnoe myshlenie. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка associativnoe myshlenie.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Рекомендации

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Учимся с помощью ассоциаций

Для чего нужно развивать ассоциативное мышление? И что это вообще такое? Если ещё не знаете, самое время узнать и взять на вооружение. Дело в том, что в основу многих обучающих методик взят принцип ассоциаций, проще говоря, нам легче запомнить не абстрактную информацию, а ту, при запоминании которой используются ассоциации. И это не последнее слово в педагогической науке, ассоциативное мышление помогало ещё нашим предкам – выживать, делать открытия, разрешать жизненные задачи.

Набор ассоциативных понятий основывается на жизненном опыте человека. Это платформа ассоциативного мышления. Такой вид мышления участвует в обработке информации, при этом не используется логический анализ.

Что же такое ассоциация?

Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.

Задачи ассоциативного мышления:

Классификация ассоциаций

Выделяют несколько классов ассоциаций:

Ассоциировать слово можно не только с другим словом (лексическим обозначением объекта), но и с признаками объекта (запахом, цветом, образом, ощущение, воспоминанием, символом и т.д.)

Развивать ассоциативное мышление стоит, ведь у человека по многим причинам довольно ограниченный круг ассоциаций, а это не позволяет ему воспользоваться всеми возможностями ассоциативного мышления. Кроме того, оно помогает развивать память.

Ассоциативная цепочка

Запоминание новых предметов, явлений, событий и фактов происходит на основе существующего у нас опыта. Мы включаем воображение и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам. Помним, что ассоциация возникает не только с объектом, но и с его признаками. Наверняка многие из нас, чтобы запомнить пин-код банковской карточки, создают свою ассоциативную цепочку. К примеру – 8007 (год олимпийских игр в Москве + семь чудес света). Можно и два этих компонента привязать друг к другу, но чаще всего в этом нет необходимости.

Простые упражнения

Для того, чтобы целенаправленно развивать ассоциативное мышление, нужно освоить несколько несложных упражнений. Вот некоторые из них.

Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.

Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 2. Создаём ряд ассоциаций.

К придуманному слову подбираем слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.

Упражнение 3. Один признак.

Наша задача к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. К примеру: тёмный и большой (лес, двор).

Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.

Мы создаём непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.

Часто такие простые упражнения находят место на обычных школьных

уроках. И не зря! Такие развивающие минутки на уроках стимулируют мышление ребят, это помогает им писать сочинения, анализировать какую-то информацию, более прочно и просто запоминать информацию.

Эти же упражнения привычны и для индустрии рекламы. Именно так создаются рекламные концепции, пишутся слоганы.

Идём дальше

Если глубже и серьёзнее заниматься развитием ассоциативного мышления, задействуется более сложный инструментарий. Упражнения делятся на три категории: освобождающие мышление, направляющие мышление, создающие круг ассоциаций.

Первый тип упражнений преследует освобождение мышления от стереотипов. Самые простые слова вызывают на первый взгляд непонятные ассоциации, но мы поясняем их и всё становится понятным. При этом мы реально тренируем мышление в поисках непредсказуемых ассоциаций.

Упражнения направляющие мышления учат нас чувствовать систему необходимых ассоциаций, но при этом не делать её ограничением. Нам даётся задание и мы выстраиваем ряд ассоциаций с позиции разных профессий, национальностей, возрастов, религий. Так мы как будто ограничиваем мышление определённым ассоциативным набором, но это не значит, что наше мышление становится скудным. Просто мы учимся находить в нужный момент нужный пример.

В группу упражнений по расширению круга ассоциаций входят задания, предполагающие создание новых ассоциаций. Они должны появляться свободно, при этом некое логическое объяснение присутствует.

Ассоциативное мышление каждый день

Для того, чтобы развивать ассоциативное мышление, нужно каждый день в будничных вещах находить подкрепление своим занятиям. Наблюдать за прохожими, за пассажирами в транспорте, пытаясь угадать их возраст, социальный статус и т.д.

Один из лучших тренингов – интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», ведь участники отвечают на вопросы, благодаря логике мышления, образности, благодаря быстрой организации тех же ассоциативных цепочек, а не только используя общую эрудицию.

Для учащихся школ, студентов, для сотрудников компаний, стремящихся держать свой интеллектуальный багаж в тонусе развитие ассоциативного мышления трудно переоценить. Оно многофункционально, оно помогает нам более продуктивно трудиться, задействуя больший процент ресурсов головного мозга. Как видите, это не требует долгой, кропотливой тренировки, поэтому заниматься этим может каждый. А результат, будьте уверены, не заставит себя ждать.

Источник

Известный итальянский писатель Джанни Родари с помощью романтического сравнения показал, как формируется ассоциация. Он сравнил высказанное слово с брошенным в реку камнем. Камень произвёл волны на воде, которые заставили колыхаться всё, что в ней находится: листок, камыш, кувшинку, поплавок удочки. Только волны от сказанного слова возникают у нас в коре головного мозга; услышанное вызывает в памяти образы, воспоминания, мысли.

Ассоциативный ряд что это. 1570783846 2. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-1570783846 2. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка 1570783846 2.

Что такое ассоциация

Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей. Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века.

Как же возникают такие взаимосвязи? Человеческий мозг – сложная машина для обработки информации. Поступающие в него данные подвергаются различной обработке, в том числе анализу, синтезу, сравнению друг с другом. В это время в мозге образуются кратковременные нервные связи, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений.

К примеру, человек видит предмет. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация.

Таким образом, ассоциация – это результат сосуществования в нашем сознании большого количества образов, между которыми может наличествовать какое-либо сходство.

Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.

Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. На умении строить ассоциации, к примеру, основан язык «йеркиш», имеющий только письменную форму и предназначенный для общения с обезьянами. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями имеются определённые трудности в понимании связей между предметами.

Изучению ассоциаций посвятил себя И. М. Сеченов, выдающийся русский учёный. Исследуя рефлексы головного мозга, он пришёл к выводу, что ассоциации являются как бы соприкосновением предшествующего рефлекса с последующим.

Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга тоже возникают непрерывно. Раздражителями, вызывающими ассоциации, могут быть как внешние факторы (увиденное, услышанное и т. д.), так и внутренние (например, боли в животе заставляют вспомнить о съеденном на ночь слишком жирном куске мяса). Раздражителями могут служить даже мысли. Часто бывает, что какая-то случайная мысль порождает целый каскад других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен метко сравнил ассоциации с фейерверком: сначала возникает одна мысль, которая «взрывается», порождая несколько новых, те тоже «взрываются» и порождают множество очередных мыслей – и так много раз.

Ассоциации в психологии: основные виды

Связи между явлениями и предметами могут затрагивать те или иные их стороны.

В связи с этим выделяются ассоциации различных видов:

Ассоциативный ряд что это. 1570785245 3. Ассоциативный ряд что это фото. Ассоциативный ряд что это-1570785245 3. картинка Ассоциативный ряд что это. картинка 1570785245 3.

Возникновение ассоциаций – важное условие для полноценного мышления.

На их образование влияют несколько факторов:

Обычно ассоциации – имеют индивидуальный характер, ведь они связаны с личным опытом. Однако среди них есть такие, которые являются общими для большого количества людей, и даже такие, которые охватывают большинство людей. Так, снег большинство людей связывают с зимой, а жару – с летом.

Использование методов ассоциации в психодиагностике

Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.

Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.

Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.

В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.

Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.

Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.

Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.

Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть.

Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *