Ассоциации что это для детей
Ассоциативное мышление у детей. Ассоциативная теория мышления
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.
Что такое ассоциативное мышление?
Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.
Возникает логичный вопрос: «Что же такое ассоциации?» Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово «зима» вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.
Откуда берет начало теория об ассоциациях?
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин «ассоциация» в науке.
Классы, виды ассоциаций
Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:
Польза от развития ассоциативного мышления
Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.
Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем:
Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.
Что такое образное мышление у ребенка?
Связь образов и ассоциаций у детей
Развитие ассоциативного мышления у детей
Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие «цветы»), называть, различать.
Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.
Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.
Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления
Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.
Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.
Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.
Развитие ассоциативного мышления у ребёнка (из опыта преподавателя Воскресной школы)
Общаясь с детьми на занятиях, любой преподаватель в какой-то мере наблюдает результаты двойственного влияния современного ритма жизни на развитие творческих способностей у детей.
Жизнь, насыщенная многообразием гаджетов, большим объёмом различной информации, определённым образом формирует личность ребенка. С одной стороны, с ранних лет ребёнок становится уверенным пользователем технических устройств, чем очень часто вызывает радость и умиление со стороны взрослых. С другой стороны, уменьшение «живого» общения, захватывающие впечатления, вынесенные из виртуальной реальности – всё это губит в нём творческое начало, о наличии которого в каждом человеке мы очень часто забываем.
Конечно, это не обозначает, что родителям нужно отказаться от достижений современной жизни, немедленно собрать вещи и переехать с ребёнком на необитаемый остров, чтобы воспитывать его среди дикой природы. Но учитывать сугубую потребность ребёнка в дополнительном творческом развитии, формирующем полноценную личность, необходимо. Одним из факторов, помогающих в этом, является развитие ассоциативного мышления.
Сам принцип ассоциативности содержит в своей основе известную мысль: «всё познаётся в сравнении». Сравнивая предметы и явления между собой, составляя их описания, юный человек обретает бесценный опыт формирования личных понятий.
Согласно исследованиям, ассоциации имеют свою научную классификацию. Рассмотрим примеры её основных категорий:
Первые две категории должны применяться в воспитании, когда ребёнку 1,5–2 года. Показывая ему яркие картинки в книжках, обращая внимание на окружающую природу во время прогулок, взрослые знакомят малыша с основными житейскими и нравственными понятиями. При этом не следует смущаться тем, что у него ещё достаточно маленький словарный запас. Пусть ребёнок пока не может всё выразить в словесной форме, но он воспринимает информацию на подсознательном уровне через слух и зрение.
Понятия причинно-следственных связей и близости в пространстве и времени являются более сложными. Поэтому сначала родителям следует самим объяснять своему трёхлетнему малышу: «Видишь на небе тёмные тучки? Значит, скоро начнётся дождик. Видишь, опустился шлагбаум? Значит, скоро поедет поезд». Затем, когда ребёнок уже научится отвечать на вопросы, можно играть с ним, спрашивая: «Что будет, если на небе появились тёмные тучки?»
Категория под названием «дополнение» применяется в нашей жизни не очень часто. Поэтому можно кратко познакомить с ней ребёнка и переходить к самой последней, но самой интересной и сложной категории.
Осознать «подобие понятий» ребёнок может приблизительно с пятилетнего возраста. Ассоциации, построенные по данному принципу, могут усложняться и варьироваться. Следует отметить, что именно в этих ассоциациях заложено творческое начало, раскрываемое в полной мере в поэзии и музыке. Родители, воспитатели и учителя должны способствовать развитию ребёнка в данном направлении и обязательно поощрять детскую фантазию, на основе которой и будет базироваться ассоциативное мышление. При этом взрослым нужно учитывать, что ребёнок имеет право на своё личное мнение, его видение самостоятельно, ни в коем случае нельзя его ломать, можно лишь корректировать в случае вопиющих отклонений (например, мальчики могут чрезмерно увлекаться темой войны, но не в ключе защиты страны, а в ключе убийства).
В заключение предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений:
— мудрое слово очень ценно, наставляет людей, способствует их духовному возрастанию, поэтому оно похоже сокровище // пустое (праздное) слово ничего не значит, как мыльный пузырь, который в любую минуту лопнет в воздухе или будет унесён ветром;
— правдивое слово помогает людям правильно жить, поэтому схоже с указателем пути // лукавое слово извивается, скрывая правду, подобно змее, которая может ужалить.
Ассоциации что это для детей
Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов.
Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.
Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства. Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития. Мы приводим примеры игры на поиск ассоциаций. Надеемся, они покажут заинтересованным взрослым направления работы.
Условно разделим их на 2 группы:
Игры на словесные ассоциации
Ассоциации по контрасту (противоположности)
Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.
Ассоциации по сходству (подобию)
Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.
Ассоциации по смежности в пространстве/времени
Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.
Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.
Ассоциации причины – следствия.
Это основные виды ассоциаций. Дополнительно к ассоциациям можно отнести:
Дополнительно практический материал для игр на ассоциации можно взять отсюда.
Эта классификация для студентов, педагогов. Родителям, бабушкам-дедушкам сложно и нет желания разбираться, предлагаем несколько заданий (игр). Выполняя их с ребятами разного возраста (и школьниками в том числе) достаточно регулярно, можно добиться неплохих результатов.
Начинать стоит с простого поиска ассоциаций, как описано в этой статье
Игра «Хвостик к слову»
Подобная игра на ассоциации для школьников и взрослых в интернете встречается под именем «связанные ассоциации». Мы адаптируем название к возрасту наших воспитанников, дополнительно внося образ. Как думаете, что могут представить себе дошколята старшего возраста? Мышку с хвостиком: чем больше слов, тем хвостик длиннее. Паровозик с вагонами: больше слов – длиннее состав. Бусы, хоровод….
Ход игры такой. Выбираете предмет или явление и предлагаете детям назвать как можно больше связанных с темой слов. Желательно их записывать, чтобы потом установить связь слова и ассоциации. Если детей двое и более, вносим соревновательный момент: у кого хвостик длиннее.
Пример: весна. Инструкция: назови все знакомые тебе слова, относящиеся к весне. Диалог:
Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее слова можно предлагать. Скажем, исходное слово «отпуск». Наши северные дети знают в нём толк, ждут его, потому что отправятся в путешествие. Но «отпускных» ассоциаций у них немного. Играя с ребёнком (по очереди), введите новые слова: пассажир, попутчик, кондуктор и прочее.
Игра «Какого слова не хватает»
Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, я скажу: вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит третье слово будет «ужин». Получается цепочка: вечер, еда, ужин.
Если ребёнок затрудняется в придумывании предложений (что часто у речевиков, детей с другими нарушениями), третьим словом можно брать действие: кукла, девочка (играть).
Игра «Что подходит?»
Инструкция. Я назову слова, а ты скажи к каким другим словам они подходят.
Игры на ассоциации пригодятся на детском празднике, в поездке, на отдыхе, словом, везде, где наметилась скука. Продолжение следует.
Игры на ассоциации: чем полезны, как играть
Галина Журавлева
Игры на ассоциации: чем полезны, как играть
Всем известно, что познавательная сфера ребенка активно развивается в процессе игровой деятельности. И роль ассоциативных игр в этом развитии очень сложно переоценить. Ассоциация — это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. Игры на ассоциации помогают формировать такие взаимосвязи, но это далеко не единственная их полезность. Ассоциативные игры развивают: • образное мышление; • память; • логику; • внимание; • словарный запас; • коммуникативные навыки; • высокие темпы интеллектуальных процессов. Существует огромное количество разнообразных форматов и вариаций ассоциативных игр, благодаря чему играть в ассоциации весело и интересно абсолютно в любой компании и ситуации. Принцип такой игры прост и понятен: один участник называет любое слово (или показывает карточку, предмет, другой игрок предлагает в ответ свое слово-ассоциацию — то, что пришло ему на ум сразу после услышанного или увиденного. Уровень сложности без труда регулируется в зависимости от возраста игроков и их способностей. Правила игры и задания обусловлены фантазией и опытом участников. Играя с малышами, достаточно будет одного звена цепочки “образ-ассоциация”: пусть они попробуют для начала подбирать ответы на самые простые слова и картинки, знакомые им по опыту. Старшим школьникам и даже взрослым нравится играть в сложные формы ассоциативных игр, такие как “Крокодил”. Ассоциативные игры могут быть: • вербальные (ассоциации на слово); • образные (ассоциации на образ, в игре используются карточки или пантомима); • предметные (ассоциации на демонстрируемый предмет). Остановимся подробнее на вербальных играх, так как этот формат наиболее универсален и не требует специальной подготовки участников. Вербальные ассоциативныецепочки можно создавать: • по сходству (солнце-шар-мяч-одуванчик); • по противоположности (горячо-холодно, весело-грустно) ; • по пространственно-временному признаку (зима-холод-снеговик); • по причинно-следственному признаку (туча-дождь-лужа-мокро). Предлагаем вам несколько интересных вариантов вербальных ассоциаций, подходящих для игры как в паре,так и в компании: 1. “Цепочка ассоциаций”. Наиболее простой, классический вариант игры. Каждый участник должен придумать ассоциацию на слово, сказанное предыдущим игроком, создавая длинную цепочку без повторений. Если в игре участвуют двое, они продолжают цепочку по очереди. 2. “Цветочек ассоциаций”. Первое слово — сердцевину цветка — называет ведущий, остальные участники по очереди придумывают ассоциации к этому слову, создавая лепестки. Чем больше лепестков, тем пышнее и краше получается цветок. 3. “Объясни ассоциацию”. В этом варианте игры нужно не просто придумать ассоциацию на заданное слово, но еще и объяснить, почему именно эта ассоциация подходит. Наиболее интересно в нее будет играть дошкольникам: таким деткам очень понравится учить чему-то взрослых. 4. “Ассоциации с ограничением”. Усложненный вариант, подходящий школьникам. Ассоциациина заданное слово должны соответствовать определенному условию: только существительные, только съедобные и т. д. Если ребенок затрудняется, можно ему помочь, переформулировать названное им слово в подходящее под условия. Для детей, изучающих иностранные языки, отличным условием станет использование только иноязычных слов. Эта форма игрыимеет сильнейший обучающий эффект: ребенок учится мыслить категориями, управлять словарным запасом, думать на другом языке. 5. “Цепочка с секретом”. Коллективный формат первого варианта — слова-ассоциации придумываются по цепочке, но передаются от участника к участнику тайно, чтобы остальные игроки не слышали. Последний игрок называет свою ассоциацию вслух, а затем ведущий озвучивает первоначальное слово. Весёлая, динамичная игра, которую оценят даже взрослые. Придумывайте с детьми свои забавные варианты ассоциативных игр для прогулок, детских праздников или дальних поездок, здесь все зависит от фантазии и поставленной задачи. Играть в такие игры легко, весело и очень полезно, это увлекательное развлечение и прекрасный инструмент для развития и обучения.
Чем полезны игры на свежем воздухе для детей 3–6 лет Проблема современных детей – пристрастие к компьютерам и телефонам. По этой причине почти все свое время ребятня проводит не в шумных играх.
Фотоотчет «Чем полезны выставки. Бытовая техника» Выставки Хочется поделиться своей практикой, возможно, кому- то пригодится. При составлении плана на учебный год в разделе «Работа с родителями».
Консультация «Чем полезны занятия с деревом для ребёнка?» Чем полезны занятия с деревом для ребёнка? Все этапы занятия — от сбора материала до воплощения идеи в жизнь — несут в себе заряд бодрости,.
Дидактическая игра «Лото-ассоциации «Великая Отечественная война» Дидактическая игра. Лото – ассоциации «Великая Отечественная война». Цель: формирование патриотических чувств у детей 6-7 лет через ознакомление.
Сценарий игрового развлечения «Как полезны овощи и фрукты» Игровое развлечение «Если хочешь быть, здоровым кушай фрукты и овощи» Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и.
Консультация для родителей «Как играть с ребёнком в сюжетно-ролевые игры» Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории. Позволяйте ребёнку свободно выражать свои чувства, не одёргивайте его,.
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют «ведущей» –.
Консультация для педагогов и родителей «В какие игры можно играть с ребёнком, не отвлекаясь от повседневных дел?» В какие игры можно играть с ребёнком, не отвлекаясь от повседневных дел? Исследования показывают, что трудности в начальной школе испытывают.
НОД «Витамины всем нужны и полезны и важны» Беседа «Витамины всем нужны и полезны и важны». Цель: «Продолжать воспитывать потребность быть здоровым» Обучающие задачи – познакомить.
Развитие ассоциаций у младших школьников
Светлана Жеварина
Развитие ассоциаций у младших школьников
«Ассоциации»
Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребенку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком.
Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом».
Слова: зима, любовь, время, гроза.
После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.
Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе, как в устной, так и в письменной форме. Сначала предложите придумать ряд ассоциаций к тем словам, на примере которых вы объясняли это понятие, чтобы показать, что зима ассоциируется не только со снежинкой. А затем предложите и другие слова.
чайник — вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло
Для ребенка сложнее воспринимать и запоминать абстрактные понятия. Поэтому в этом варианте упражнения мы предлагаем подбирать к абстрактным понятиям ассоциации с конкретными предметами и примерами. Составьте ассоциативныеряды к следующим словам:
спорт — стадион, телевизор, футбол, мяч, скакалка, урок физкультуры дружба — успех — юмор — радость — ложь — погода —
Для занятия подготовьте предложения, небольшие тексты, лист бумаги, карандаш.
Рисование схем — один из способов логического запоминания, которому обязательно нужно научить ребенка. Объясните, что схематический рисунок — это простейший набросок, который может быть понятен только автору. Сначала нужно показать ребенку, как делается схематический рисунок к одному предложению. Приведем примеры, используя которые можно научить ребенка схематически отражать содержание предложения (все схемы примерные, могут быть и другие).
У дороги растет большое дерево.
Мальчик катается на лыжах.
Сначала выполняйте упражнение вместе с ребенком. Когда он поймет суть задания, попросите его сделать схему к предложению самостоятельно. Затем предложите составить схему для двух предложений.
Небо затянуло черными тучами. Вскоре начался сильный
Когда навык рисовать схемы будет отработан на одном-двух предложениях, можно переходить к небольшим текстам. Цель упражнения — прослушав текст, схематически зарисовать его основное содержание. Затем, воспользовавшись схемой, пересказать текст. Лучше, если пересказывать текст ребенок будет спустя некоторое время, через 30—40 минут. Тогда будет понятно, что схема помогает и сохранить информацию в памяти, и воспроизвести ее.
Был летний денек, солнце припекало все сильней. Бабочка- красавица расправила свои яркие крылышки и подставила их солнечным лучам.Она весело порхала с цветка на цветок и радостно напевала: «Ах, как чудесно! Ах, как прекрасно!»
Вдруг поднялся ветер, что-то громыхнуло вдали, и небо стало затягиваться тучами.Бабочка залепетала: «Ой, сейчас начнется дождь! Он намочит мои красивые крылья!»Цветочки хором ответили ей: «Не бойся, мы спрячем тебя под нашими лепестками».
Превращения снежинок Зимой во время снегопада снежинки летят дружно, пританцовывая и кружась, особенно, если дует ветер. Падая на землю, они превращаются в сугробы и так лежат всю зиму, укутывая все вокруг белым покрывалом. И только весной, когда начинает сильно пригревать солнце, снежинки тают, превращаясь в водные потоки.
Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку.
Цель упражнения — научиться выделять в тексте ключевые слова, которые помогут запомнить содержание и впоследствии воспроизвести его. Объясните ребенку, что ключами к запоминанию текста являются слова или словосочетания, которые передают факты (имена героев, географические названия, даты, события, их сущность и смысл.
Возможны два варианта работы над заданием: ребенок слушает текст, записывая в паузах ключевые слова или словосочетания, или читает текст самостоятельно, подчеркивая в нем ключевые слова и выписывая их на лист бумаги. Текст читается дважды. Затем ребенок должен постараться пересказать текст, держа перед собой записанные слова. Правильно сделанные выписки помогут запомнить факты и имена собственные, последовательность и сущность описываемых в тексте событий. В качестве примера предлагаем отрывок из сказки «Гуси-лебеди» о том, как девушка кинулась выручать братца, которого унесли гуси-лебеди.
. Прибежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-яга — нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и бежать, а гуси-лебеди за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться?Прибежала к молочной речке с кисельными берегами: «Речка-матушка, спрячь меня!» — «Съешь моего киселя!» Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси-лебеди пролетели. Вышла она,сказала: «Спасибо!» — и опять бежит с братцем; а гуси-лебеди воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня. «Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!» — «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками — гуси-лебеди пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси-лебеди увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди из рук вырвут! К счастью,на дороге печка: «Сударыня-печка, спрячь меня!» — «Съешь моего ржаного пирожка!» Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели.
Возможные ключевые слова: избушка на курьих ножках; схватила и бежать; гуси-лебеди в погоню; молочная речка; яблоня; сударыня-печка; ни с чем улетели. Наиболее распространенная ошибка при пересказе текста — непоследовательность изложения событий. В приведенном отрывке тоже легко можно допустить такую ошибку из-за большого количества описанных действий. Этого помогут избежать ключевые слова, если ребенок научится их выделять.
Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений и вопросы к ним.
Отвечать на вопросы к тексту или к статье в учебнике ребенку предстоит на протяжении всех лет учебы. Важно научиться выполнять это задание правильно и понять, что ответы на вопросы помогают осмыслить содержание текста и таким образом лучше его запомнить, особенно когда ответ на вопрос подтверждается словами из текста. Такие упражнения выполняются и в устной, и в письменной форме. Ребенок может не только отвечать на предложенные вопросы, но и составлять вопросы к тексту самостоятельно.
Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений.
Еще один из способов словесно-логического запоминания — это составление плана текста. Предлагаем памятку, которая поможет ребенку научиться составлять план и пересказывать текст, используя план.
1. Прочитай текст, выпиши слова, которые тебе непонятны, и выясни их значение.
2. Если у текста есть название, то обдумай его,ответь на вопрос: «Почему текст так назван?»
3. Раздели текст на несколько смысловых частей.
4. Подчеркни в каждой части ключевые слова (см. упражнение «Ключевые слова»).
5. Задай к каждой части текста вопросы (см. упражнение «Вопросы»).
6. Озаглавь каждую часть текста, используя ключевые слова или вопросы.
7. Прочитай отдельно и перескажи каждую часть текста, отраженную в плане, мысленно рисуя картинки к содержанию (см. упражнения из раздела «Запоминаем зрительно»,
8. Перескажи весь текст целиком, используя составленный тобою план.
Воспользовавшись этой памяткой, можно легко запомнить учебный материал. Для отработки умения составлять план и пересказывать по нему текст можно использовать отрывки из литературных произведений.
Для занятия вам потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги.
Подразумевается, что этот текст ребенок уже запомнил. Вы разрезаете напечатанный текст на отдельные отрывки или предложения, перемешиваете и отдаете ребенку, который получает задание восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст. Цель упражнения — проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти. Если необходимо хорошо запомнить материал, перевести его из кратковременной памяти в долговременную, то это задание с одним и тем же текстом можно выполнять несколько раз с промежутком во времени. Например, через 2—3 дня.
Повторение — важнейший способ запоминания материала. Так как мы говорим о логических способах запоминания, то речь пойдет не о механическом, а об осмысленном, активном повторении и его правилах.
Если нужно запомнить небольшой по объему материал (например, правило, то прочитай его, установи логические связи, затем повтори несколько раз подряд, мысленно создавая зрительную картинку. Затем повтори через 10—15 минут, через час. Чтобы лучше запомнить информацию, повтори материал еще через несколько дней, через месяц.
Если нужно запомнить большой по объему материал, то прочитай его полностью. Затем разбей на части, прочитывай и рассказывай по частям, используя все предложенные выше способы запоминания, повторяя по несколько раз. В конце расскажи материал полностью. Повтори через некоторое время. Необходимо учитывать, что в первые два дня после заучивания происходит наиболее быстрое забывание, поэтому в течение этого времени материал нужно повторять.
Для долгого сохранения информации в памяти ее необходимо периодически повторять.
Предложенные нами упражнения помогут вашему ребенку овладеть основными способами запоминания. Если эти навыки будут отработаны, выполнение домашних заданий и восприятие учебного материала на уроке не вызовет у ребенка затруднений.
• Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время.
• Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение.
• Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем.
• Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ.
Типичные проблемы младших школьников «Типичные проблемы младших школьников» «Успех обучения ребёнка — в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей». Выполнила.
Организация внеурочной деятельности младших школьников Доклад на методическом объединении «Организация внеурочной деятельности младших школьников» 1. Понятие «внеурочная деятельность» В целях.
Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности ИПМ-1 1. Наименование темы: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности. 2. Актуальность.
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность: На мой взгляд, позитивное содержание.
Консультация «Патриотическое воспитание младших школьников» Консультация на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников» Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных.
Народные традиции воспитания младших школьников Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую.
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ Развитие мелкой моторики руки у младших школьников с ОВЗ В. А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках.
Успешная адаптация младших школьников Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения,.