Ассоциограмма что это такое
Ассоциограмма в контексте современного урока
Ассоциограмма в контексте современного урока.
Настоятельное требование, предъявляемое к современному уроку,- использование методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность, дающих возможность проявиться творческой индивидуальности учащихся. Один из таких нетрадиционных приемов – работа с ассоциограммой.
Существует целый ряд разновидностей ассоциограмм
Наиболее распостраненная и часто используемая на уроках – это свободная круговая ассоциограмма, отражающая ничем не ограниченный поток самых разнообразных ассоциаций по поводу изучаемого предмета или явления.
Побуквенная расшифровка слова ограничивает поток ассоциаций некоей графической заданностью, усложняя поставленную задачу.
Словарная змейка логически упорядочивает поток ассоциаций,
учитывает причинно – следственные связи явлений.
окно – дом – старый – друг – деревня
«Укрась слово» отражает образность восприятия, способствует обогащению словарного запаса, умению активно использовать все богатство и разнообразие лексики родного языка.
И прекрасная, трудная, единственная
З интересная, черно-белая, разная
Н мимолетная, бесконечная, ничтожная
Ь сложная, удивительная, великая
Цитатная ассоциограмма предполагает хорошее знание текста изучаемого произведения, отражает одновременно поток авторских ассоциаций и их преломление в восприятии, мироощущении учащихся.
Русь моя, деревянная Русь
О, для тебя лишь счастье наше
Дробь копыт и крик торговок
И в полях и в небе рай
Но люблю тебя, родина кроткая
А в сердце светит Русь
Ассоциограмма – акростих – одна из разновидностей побуквенной цитатной ассоциограммы.
Даль зовет манящая, душу растопив,
И как по траве окосья,
На полях звенят колосья,
Ангельски ложася ниц.
Ассоциограмма «Двойное Я» носит сопоставительный характер, задача учащихся – определить собственные ассоциации к изучаемому явлению, рассматриваемому понятию, а также определить видение их другим лицом (например, поэтом, писателем, чье творчество изучается на уроке).
Перекрестная ассоциограмма отражает сложный поток ассоциаций в их взаимосвязи, взаимодействии или противоречии.
Наиболее сложный вид ассоциограммы – карта мыследеятельности. Это своего рода графическая карта изученного, продуманного, прочувствованного, всплывшего в памяти или запланированного и желаемого.
Работа над ассоциограммой позволяет раскрыться индивидуальности каждого учащегося, самопознанию, самоанализу, сделать современный урок разнообразнее и интереснее.
Ассоциограммы в обучении монологическому высказыванию
Цель обучения иностранному языку: формирование личности, социально адаптированной в современном обществе, выпускника, свободно выражающего свои мысли на иностранном языке, понимающего речь и умеющего вести беседы на специальные темы.
Одна из задач повышения качества образования является внедрение в образовательный процесс современных продуктивных технологий обучения, позволяющих существенно повысить уровень практического владения языком.
Общеизвестно, что в основной массе учащимся, в силу ряда причин, не удается овладеть вторым иностранным языком в такой же степени, как и первым. И здесь, на мой взгляд, возникает проблема, как научить учеников полностью использовать ту лексику, которой они овладевают в процессе обучения, но порой не могут активизировать в общении. Опыт работы в школе показывает, что метод составления ассоциаграмм значительно облегчает этот процесс. Учащиеся сами (под руководством учителя) составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике, что облегчает им построение монологического высказывания по теме. Ассоциаграммы, составленные самими учащимися, дают прекрасную возможность систематизации лексики, причем процесс ее усвоения ускоряется, поскольку поиск нужной информации в определенной системе создает прочные связи в мозгу.
Ассоциограмма может представлять собой элемент обучения разговорной практике. Учитель задает тему, например: «Eine fremde Sprache». Учащиеся собирают лексику по теме, ведут поисковую работу с текстом, вспоминают лексику пройденного материала, классифицируют существительные, глаголы, прилагательные. Затем составляют вопросительные предложения с вопросительным словом и без него, повествовательные предложения. Ученик собирает опорный материал, составляет алгоритм ответа и вступает в беседу по темам «Eine fremde Sprache», «Wozu lernt man Fremdsprachen».
Метод ассоциограмм активно используем в работе с текстом в старших классах. При изучении текстов учащиеся ведут поисковую работу:
Задания и степень трудности определяет учитель. Это зависит от возраста учащихся, их психологического состояния, степени обученности, умения креативно мыслить и просто от свойства памяти.
Данный метод позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Способные учащиеся выполняют более сложные задания, например, составляют предложения с речевым клише:
Ich finde es.
Meiner Meinung nach
Ich sehe das anders
Irrtum
Gerade umgekehrt!
– давая не только положительные ответы, но и вводя в речь отрицания, сомнения, подтверждения.
Учащиеся с низкими способностями строят простые предложения.
Метод ассоциограмм позволяет от простых предложений постепенно переходить к сложным. От монологической речи в режиме учитель – ученик перейти к диалогической речи в режиме ученик – ученик, далее к полилогу в режиме ученик – класс. Например, рассказав о своей семье, переходим к расспросу о семье друга, профессиях родителей, увлечениях (используя алгоритм предыдущего текста) и далее вступаем в полилог со всей группой, подтверждая или отрицая высказывания.
Учитель следит за тем, чтобы сохранялась коммуникативная ориентированность на устную речь в рамках конкретной ситуации, в частности, текста.
В случае использования метода ассоциограмм в других видах работы следует знать последовательность его применения:
Ассоциаграммы являются обобщением опыта работы по различным УМК как российских, так и зарубежных авторов при изучении немецкого языка как второго, начиная с 5 класса (при учебной нагрузке 2 часа в неделю). Выбор УМК не влияет на принцип составления ассоциаграмм, который применим к любому УМК и возможен на любом уровне владения иностранным языком.
Статья «Что такое ассоциограмма. Учи показом, а не рассказом. Русская народная половица»
Что такое ассоциограмма
Учи показом, а не рассказом.
Русская народная половица.
В основе данного педагогического приема лежит умение устанавливать ассоциации – ассоциация (лат. аssociatio – соединение, взаимосвязь).
Ассоциограмма – это визуальное изображение связей центрального понятия или явления с другими понятиями, предметами, качествами, ассоциациями, которые осознанно или неосознанно, произвольно или непроизвольно возникают у человека на основе схожести, противопоставления, контраста, дополнения.
Поток ассоциаций у каждого человека свой, индивидуальный.
По типу образования различают:
ассоциации по сходству (оба явления имеют сходные признаки: лампочка – груша, Земля – шар);
ассоциации по контрасту (оба явления имеют противоположные признаки: легкий – тяжелый, большой – маленький, добро – зло);
ассоциации по смежности в пространстве или во времени (явления связаны близостью расположения в пространстве или по времени: стол – стул, зима – снег);
причинно-следственные ассоциации (явления связаны как причина и следствие: книгопечатание – грамотность, энергия – тепло).
Ассоциограмма как педагогический прием позволяет индивидуализировать обучение и является импульсом для активного мыслетворчества обучающихся на уроке.
Существует несколько разновидностей ассоциограмм.
1. Ассоциограмма «Солнышко». В центре – ключевое понятие, от него расходятся лучи с ассоциациями. (В немецкоязычной литературе такой вид ассоциограмм называют «словами-ежами».)
Рис.1. Пример ассоциограммы «Солнышко».
2. Линейная ассоциограмма. Используется для установления соответствий между понятиями, терминами.
Рис.2. Пример линейной ассоциограммы.
3. Круговая ассоциограмма.
В центре ассоциограммы – понятие или изображение, к которому подбираются лексические ассоциации и вписываются в сегменты вокруг центрального понятия.
Данный педагогический прием успешно используют в преподавании иностранных языков. Подобрать ассоциации к ключевому понятию на изучаемом иностранном языке достаточно сложно. Но это позволяет исключить лексические трудности, систематизировать работу с лексикой, расширить словарный запас обучающихся и сформировать у них умение составлять семантические поля, то есть группировать слова по близости значений.
Составление ассоциограмм может быть использовано на разных уроках. Этот педагогический прием требует от обучающихся наличия определенного уровня знаний и умения эти знания активизировать, а значит, плавно перейти к изучению нового материала.
С помощью ассоциограмм учитель может организовать групповую дискуссию с обучающимися, обобщить все аргументы «за» и «против» при изучении той или иной темы.
Использование ассоциограмм полезно при работе с учебными и художественными текстами, с их помощью можно составлять как устные, так и письменные тексты
Ассоциограммы успешно используются при изучении новых тем, поскольку благодаря работе с ассоциациями ученики уже могут вспомнить что-то ранее известное по теме. А когда новое знание комбинируется с ранее известной информацией, обучение проходит легче и спокойнее.
Важно упомянуть, что ассоциации неразрывно связаны с возрастными особенностями обучающихся, могут отражать их возраст, половую принадлежность, происхождение, хобби и интересы, уровень образования, общий кругозор, фоновые знания.
С помощью ассоциограмм можно эффективно вводить новую тему, но при этом следует тщательно подбирать центральное понятие для ассоциаций. Если понятие не знакомо школьникам, оно не подходит для построения ассоциограммы. И, напротив, если ученики владеют понятием в той или иной мере и имеют фоновые знания по изучаемой теме, то с помощью приема построения ассоциограмм можно не только активизировать имеющиеся знания, но «разогреть», настроить группу на работу, помочь ученикам сформулировать тему урока.
ЧТО ТАКОЕ АССОЦИОГРАММЫ И КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НАПИСАНИИ ПЕСЕН?
Конечно, музыка, в первую очередь – аудиальный опыт, но также она может быть и визуальным опытом. Динамичная музыка пробуждает эмоции, мысли, а иногда и сильную аудиовизуальную реакцию у слушателя. Не всякий творческий человек – музыкант, но всякий музыкант, безусловно – творческий человек. Фрэнк Заппа, например, свой яркий талант с легкостью переносил из одно в другое, из музыки на полотна.
Хотя вы не должны быть художником в традиционном смысле этого слова, чтобы создавать хорошую музыку, исследования на новом поприще могут сыграть хорошую роль в вашем пути как музыканта и автора песен. На самом деле, есть масса путей открыть в себе творческую сторону, даже если вы не ощущаете себя особенно творческим человеком. Вам нужно пространство для сбора своих мыслей и формирования целостного видения отдельной мелодии, песни, звучания – это очень полезно для вдохновения и обновления.
АССОЦИОГРАММЫ
Процесс, который может пригодиться музыканту – это построение ассоциограмм (mind mapping), визуальный инструмент, с помощью которого вы можете генерировать и структурировать идеи, находить совершенно новые и неожиданные пути их развития – и все это основывается на центральной теме или концепции. Ассоциограмма обычно представляет собой паутину или сеть, где новые идеи ответвляются от старых, а также устанавливаются некие «отношения» между прежде не связанными идеями по мере того, как сеть растет.
Ассоциограммы обычно используются писателями и сценаристами для того, чтобы установить отношения между идеями, персонажами и точками повествования. Исследование этих связей помогает пролить свет на новые концепции, а иногда и задать совершенно новое направление.
Музыкантам этот процесс может помочь в брейнсторминге, когда вы пытаетесь найти концепцию для альбома, отдельной композиции, или вообще, в самом начале, понять, в каком стиле вы хотите играть. По сути ассоциограмма – это своеобразное приглашение отказаться от привычного процесса «карандаш-бумага-гитара» и начать исследовать свои идеи новым образом.
АССОЦИОГРАММЫ И МУЗЫКА
Во-первых, вам нужно понять, в какую идею вы хотите углубиться. Запишите или нарисуйте ее в середине вашей карты (белого листа), затем создайте четыре-пять подкатегорий, связанных с центральной идеей, и разделите каждую из них еще на несколько ветвей. Например, если вы ищете свой стиль и, центр вашей сети занимает какой-то исполнитель, которого вы любите, подкатегориями могут быть стиль, тексты, эмоции, личностные качества этого исполнителя, его навыки.
Каждая из ветвей должна содержать что-то примечательное, то, что именно для вас отличает этого исполнителя от других, и то, что вы хотите у него позаимствовать тем или иным способом. Вы можете добавлять лишь вам понятные каракули, эскизы, цветовые пометки – чтобы потом вам самим не пришлось разбираться в хаосе (который, при ближайшем рассмотрении, окажется очень структурированной вещью).
Не думайте слишком много над картой – ее всегда можно перерисовать – если у вас в голове появилось какое-то необычное слово, внезапная эмоция, личная цель или мнение по поводу происходящего вокруг, записывайте все. Если какая-то ветка заходит в тупик – не беда. Просто продолжайте продвигаться по каждой ветке, пока не поймете, что исчерпали каждый путь. В конце процесса перед вами будет огромная паутина, полная идей, поводов для раздумья и, скорее всего, совершенно свежих мыслей.
Кстати существует масса сервисов, которые помогут вам сделать онлайн-версии ваших сетей – например, MindNode, Mind42, Bubbl.us и WiseMapping. Кстати, даже если вы и не привыкните пользоваться подобной техникой, то она может пригодиться в тот момент, когда вы будете переживать застой, и не знать, где черпать идеи и вдохновение.
Как упражнение попробуйте нарисовать сети пары песен исполнителя, которого вы очень любите. Если у вас в голове до этого была лишь пара эпитетов для их описания, то вы обнаружите, что мыслей по поводу каждой из них у вас было гораздо больше. И, опять же, это может очень хорошо вам помочь с собственными песнями. Нет никакой схемы и характеристик, с помощью которых вы должны оценивать песни, используйте собственные категории – от этого процесс будет лишь интереснее.
Когда каждая ветка сети будет закончена, отступите на шаг и попробуйте порефлексировать, глядя на свой шедевр. Повесьте его на стену и используйте как топливо для новых музыкальных целей. Ассоциограммы применимы во всех областях жизни, и во всех областях музыки – они также помогут посодействовать развитию новых репетиционных привычек, новым навыкам и т.д. – возможности бесконечны. Попробуйте развить привычку обращаться к ассоциограммам каждый раз, когда вам нужно вдохновение или немного мотивация для начала нового проекта.
Статья Ассоциограмма- педагогический прием. Автор: Данилова Матрена Гаврильевна
Ассоциограммы позволяют исключить трудность в употреблении лексики, позволяют расширить словарный запас.
Автор: Данилова Матрена Гаврильевна
Обучение в век информационных технологий – сложный и трудоемкий процесс. Объем информации, который необходимо усвоить школьникам, увеличивается в геометрической прогрессии год от года.
Как понять и запомнить сведения из разных предметных дисциплин? Как правильно работать с информацией? Как помочь нашим детям не растеряться и грамотно структурировать учебный материал?
Подобные вопросы волнуют многих учителей, да и родителей, заинтересованных в успехах своих детей.
Для успешного обучения у современного школьника должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД) или, выражаясь иначе, они должны «уметь учиться». Большое внимание уделяется, в частности, познавательным, общеучебным и логическим универсальным действиям. Раскрывая данное понятие, требуется пояснить, что универсальность этих действий проявляется в возможности их использования для решения самых разнообразных задач. И в первую очередь тех, с которыми школьники будут сталкиваться в реальной жизни. Учебными они являются по той причине, что формируются в учебной деятельности – как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Рассматриваемые педагогические приемы – ассоциограммы и кластеры – при их активном использовании на уроках могут помочь в формировании многих УУД.
Отметим некоторые из них:
поиск и выделение необходимой информации;
умение структурировать знания;
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
выделять существенные характеристики объекта;
определение основной и второстепенной информации;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
установление причинно-следственных связей;
Применение ассоциограмм и кластеров поможет учителю не только научить школьников грамотно структурировать учебный материал для его лучшего усвоения, но и сделать урок более увлекательным, вовлечь учеников в творческий процесс и дать им возможность пережить успех, что является основой интереса к учению.
Учи показом, а не рассказом.
Русская народная половица.
Ассоциограмма – это визуальное изображение связей центрального понятия или явления с другими понятиями, предметами, качествами, ассоциациями, которые осознанно или неосознанно, произвольно или непроизвольно возникают у человека на основе схожести, противопоставления, контраста, дополнения.
Поток ассоциаций у каждого человека свой, индивидуальный.
По типу образования различают:
ассоциации по сходству (оба явления имеют сходные признаки: лампочка – груша, Земля – шар);
ассоциации по контрасту (оба явления имеют противоположные признаки: легкий – тяжелый, большой – маленький, добро – зло);
ассоциации по смежности в пространстве или во времени (явления связаны близостью расположения в пространстве или по времени: стол – стул, зима – снег);
причинно-следственные ассоциации (явления связаны как причина и следствие: книгопечатание – грамотность, энергия – тепло).
Ассоциограмма как педагогический прием позволяет индивидуализировать обучение и является импульсом для активного мыслетворчества обучающихся на уроке.
1. Ассоциограмма «Солнышко». В центре – ключевое понятие, от него расходятся лучи с ассоциациями. (В немецкоязычной литературе такой вид ассоциограмм называют «словами-ежами».)
Данный педагогический прием успешно используют в преподавании иностранных языков. Подобрать ассоциации к ключевому понятию на изучаемом иностранном языке достаточно сложно. Но это позволяет исключить лексические трудности, систематизировать работу с лексикой, расширить словарный запас обучающихся и сформировать у них умение составлять семантические поля, то есть группировать слова по близости значений.
Составление ассоциограмм может быть использовано на разных уроках. Этот педагогический прием требует от обучающихся наличия определенного уровня знаний и умения эти знания активизировать, а значит, плавно перейти к изучению нового материала.
С помощью ассоциограмм учитель может организовать групповую дискуссию с обучающимися, обобщить все аргументы «за» и «против» при изучении той или иной темы.
Использование ассоциограмм полезно при работе с учебными и художественными текстами, с их помощью можно составлять как устные, так и письменные тексты
Ассоциограммы успешно используются при изучении новых тем, поскольку благодаря работе с ассоциациями ученики уже могут вспомнить что-то ранее известное по теме. А когда новое знание комбинируется с ранее известной информацией, обучение проходит легче и спокойнее.
Важно упомянуть, что ассоциации неразрывно связаны с возрастными особенностями обучающихся, могут отражать их возраст, половую принадлежность, происхождение, хобби и интересы, уровень образования, общий кругозор, фоновые знания.
Вряд ли будет продуктивной работа на уроке химии в 8-м классе при знакомстве с периодической системой химических элементов, если им предложить заполнить ассоциограмму к понятию «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», поскольку ученики могли еще ничего не слышать о периодической системе.
А вот перед изучением металлов использование ассоциограммы вполне уместно.
Примеры учебных заданий
б) Прокомментируйте ассоциации. Какие из них, по вашему мнению, имеют отношение к химии?
в) Сегодня на уроке мы будем говорить о … (ученики дополняют: металлах), их свойствах.
г) После работы над параграфом можно еще раз вернуться к ассоциограмме и определить, какая информация была известна ученикам до его изучения. Это может очень вдохновить учеников.
а) Предложите ученикам составленную ассоциограмму без ключевого слова. Обучающиеся читают ассоциации и пробуют угадать это слово. Можно работать со всем классом сразу, а можно разделить класс на группы и организовать мини-соревнование: какая группа догадается раньше, о чем пойдет речь на уроке.
На уроке иностранного языка перед началом работы над какой-то новой темой, перед чтением или перед прослушиванием текста ассоциограммы позволяют настроить учеников на предстоящую работу, снять возможные лексические трудности, систематизировать известный словарь по теме. Поскольку изучаемые темы могут повторяться в разных классах, то ученикам, как правило, есть что вспомнить.
Так, например, при изучении темы «Семья» на уроке немецкого языка задание может выглядеть так:
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Кластер как педагогический прием применим, когда отдельный ученик, группа или класс находятся в процессе поиска идеи, когда необходимо графическое, наглядное изображение мысли. Для этого на чистом листе бумаги нужно написать ключевое понятие и обвести его кружком или овалом. Вокруг этого ключевого понятия записываются ассоциации, которые спонтанно, без долгих размышлений приходят на ум. Они тоже заключаются в кружки и соединяются линиям с ключевым понятием и/или друг с другом. Сами эти ассоциации тоже становятся ключевыми понятиями, и к ним тоже подбираются ассоциации. Так на основе первоначального ключевого понятия выстраивается цепочка ассоциаций, или ассоциативная сеть. Это и есть кластер, который в дальнейшем может послужить отправной точкой для написания текстов.
Эта педагогическая технология базируется на учении о различиях в полушариях головного мозга американских неврологов Роджера Сперри и Роберта Орнстейна.
Сегодня их учение подвергается критике и не так интенсивно используется в научных и прикладных исследованиях.
Согласно их теории, левое полушарие головного мозга отвечает за понятийное мышление, логику, последовательно обрабатывает информацию, хранит информацию о повторяющихся процессах (благодаря чему нам не нужно каждый день учиться заново есть, пить, чистить зубы и т.д.).
Правое полушарие позволяет нам мыслить образно. Оно перерабатывает информацию одномоментно. Благодаря правому полушарию мы можем избегать схематичности в действиях, что позволяет нам разрывать границы привычного и совершать неожиданные поступки.
Это и есть отправная точка для кластера – педагогического приема, который позволяет задействовать в процессе письма правое полушарие, поскольку идеи, понятия собираются ассоциативно, свободно, без ограничений и строгих указаний на какие-то границы, логическую последовательность. Следовательно, кластеры помогают координировать и работу обоих полушарий головного мозга и способствуют их продуктивному взаимодействию.
Самостоятельность головы учащегося –
единственное прочное основание
всякого плодотворного учения.
К.Д. Ушинский
Практическая ценность кластеров кроется в основной цели их применения: они используются для того, чтобы снять у учеников блокаду, снизить страх, разрушить барьер перед письменными заданиями – сочинениями, эссе и др.
Свободные, нерегулируемые ассоциации повышают мотивацию обучающихся, стимулируют их желание выражаться письменно. При составлении кластера у обучающихся активизируются известные им языковые шаблоны, выражения, клише, пословицы и поговорки, они без особого напряжения и без страха получить плохую отметку находят оригинальные идеи.
Данный педагогический прием является основной формирования критического мышления школьников и может успешно применяться уже в начальной школе для составления устных рассказов.
Метод свободных ассоциаций (в психоанализе) – процедура изучения бессознательного. Пациент свободно говорит обо всем, что ему приходит на ум, будь то абсурдные, бессмысленные или даже непристойные вещи.
Выражение «свободная ассоциация» при составлении кластера обозначает, что без особых раздумываний, без контроля, без цензуры ученик записывает все, что приходит ему в голову.
Технология кластеров позволяет в полной мере задействовать нелинейное, радиальное мышление. Благодаря молниеносно возникающим ассоциациям, в многообразии которых невольно и, как правило, неожиданно проявляются какие-то примеры, образцы, эталоны, задействуется и развивается образное мышление. Появляющийся в процессе свободного ассоциирования буквально из хаоса кластер не только открывает перед нами многообразие идей и мыслей, но и может оцениваться как отражение жизненного опыта наших обучающихся.
При работе над кластером вполне допустимо, что ученик может приступить к написанию текста, не имея еще четких ответов на вопросы: Что? Где? Когда? Кто? Как?
На что следует обращать внимание при составлении кластера
Ядром, центром кластера может быть слово, предложение, метафора, какое-нибудь выражение. Оно пишется в середине чистого листа и обводится кружочком.
Спонтанные идеи (без цензуры, без долгих размышлений) следует писать вокруг ядра и тоже обводить кружочками. Их также нужно соединить линиями с ядром – ключевым понятием или между собой.
С каждым новым словом может появиться и новое ядро, служащее стимулом для появления новых ассоциаций. Так возникают ассоциативные цепочки или сети.
Работа по составлению кластера завершается, когда заканчиваются идеи и никакие ассоциации больше не приходят в голову. При взгляде на изображение кластера какая-то фраза или какое-то слово могут показаться наиболее важными, значимыми. Этот фрагмент и поможет раскрыть в тему.
Потом пишется текст по этой теме, причем жанр этого текста заранее оговаривать не обязательно.
В идеале в тексте должны быть использованы все слова и выражения из кластера.
Один из вариантов кластера может выглядеть так.
Рис. 7. Пример оформления кластера.
Тема для кластера должна мотивировать учеников.
Тема для кластера не должна быть слишком сложной, должна быть известной и понятной ученикам.
Если кластер составляет вся группа или класс, то записывайте все идеи учащихся, не комментируя их, не ограничивая количество идей и связей.
Можно помочь учащимся при создании кластера, задавая наводящие вопросы.
Целесообразно после групповой работы по составлению кластера предложить учащимся составить кластер индивидуально или работая в парах (тройках).
Примерное время для сбора ассоциаций: 7 минут.
Время для написания текста: 10 минут.
Давать комментарии к текстам и выставлять за них отметки не обязательно.
При составлении кластера не стоит обращать внимание на орфографию, пунктуацию, оформление текста и другие факторы, «парализующие» творческий порыв учеников.
Преимущества приема «Кластер»
Кластеры позволяют снижать и даже преодолевать блокады и барьеры в обучении.
Кластеры позволяют определить и активизировать фоновые знания, имеющиеся у обучающихся по теме (словарь, знание по какой-то теме, структурирование темы).
Прием строится на использовании креативного потенциала учеников.
Этот прием используется как предварительная структуризация темы.
Положительный момент использования кластеров на уроке заключается в том, что более слабые ученики, те, кто испытывает трудности в письменной речи, тоже включены в деятельность и не боятся пробовать себя в этом виде деятельности (отчасти и потому, что тексты не оцениваются, нет правильных и неправильных ответов, все нацелено на творчество).
От учеников требуется «открытость к новому», поскольку неизвестно, что может получиться по завершении работы.
Школьники учатся слушать, воспринимать и понимать идеи и видения своих одноклассников.
Тщательно подобранные темы, затрагивают учеников эмоционально, заставляют их испытывать и переживать определенные эмоции.
Применение кластеров основано на использовании креативного потенциала учеников. Этот педагогический прием может быть применен для предварительного структурирования темы урока.
Рис. 8. Пример кластера по теме «Строение земного шара» на уроке географии в 6-м классе.
Положительный момент использования кластеров на уроке заключается в том, что более слабые ученики, те, кто испытывает трудности в письменной речи, тоже включены в деятельность и не боятся пробовать себя в этом виде деятельности (отчасти и потому, что тексты не оцениваются, нет правильных и неправильных ответов, все нацелено на творчество).
При реализации данного педагогического приема от учеников требуется «открытость к новому», поскольку неизвестно, что может получиться по завершении работы. Школьники учатся слушать, воспринимать и понимать идеи и видения своих одноклассников. Тщательно подобранные темы, затрагивают учеников эмоционально, заставляют их испытывать и переживать определенные эмоции.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Как составляется кластер?
Где, по вашему мнению, целесообразнее применять технологию «кластер»: на уроке или во внеурочной деятельности?
Перечислите основные требования к составлению кластера.
Сформулируйте два задания, в которых применялась бы технология «кластер». Хотя бы в одном задании должен быть выход в письменную речь. Просмотрите письменные работы нескольких учеников. Присутствуют ли в них оригинальные идеи, необычные мысли?
Если вы работаете в параллельных классах, попробуйте дать в одном классе обычное, привычное письменное задание, а в другом классе – с предварительной работой над кластером по теме письменной работы. Просмотрите работы. Какой кла сс спр авился с заданием лучше?