Астафьев деревья растут для всех чему учит

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Астафьев деревья растут для всех чему учит. kopilka. Астафьев деревья растут для всех чему учит фото. Астафьев деревья растут для всех чему учит-kopilka. картинка Астафьев деревья растут для всех чему учит. картинка kopilka.

Отзыв о рассказе Астафьева «Деревья растут для всех»

Астафьев деревья растут для всех чему учит. otzyv astafyev derevya rastut. Астафьев деревья растут для всех чему учит фото. Астафьев деревья растут для всех чему учит-otzyv astafyev derevya rastut. картинка Астафьев деревья растут для всех чему учит. картинка otzyv astafyev derevya rastut.Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Деревья растут для всех» — деревенский мальчик, который заболел малярией. Бабушка лечила его молитвами, наговорами и травами, но это не помогало. Потом бабушка попробовала лечить внука хиной, и он временно потерял слух.

Со двора мальчика из-за болезни не выпускали, и он присмотрел для своих игр небольшой клочок земли за сеновалом. После потери слуха герой рассказа стал более наблюдательным, теперь он познавал мир только глазами. В его закуточке жила птичка мухоловка и мальчик подолгу наблюдал за ней. У птички было гнездо, и в нем она высиживала птенцов, но потом до птенцов добралась кошка и мухоловка осталась одна.

Наблюдая за одинокой птичкой, герой рассказа решил вырастить для нее высокое дерево, чтобы кошка не смогла больше добраться до птенцов. Он нашел росток, который посчитал бояркой и посадил его в своем закутке.

Но прошло время, и мальчик понял, что у него выросло какое-то другое растение. К тому времени он уже начал понемногу слышать. Мальчик объяснил бабушке, что хотел вырастить дерево, а выросло непонятно что. Бабушка посмотрела на росток и сказала, что это гречиха. Мальчик расстроился и перестал играть в своем закутке за сеновалом, тем более, что болезнь отступила и он начал играть со своими сверстниками.

Осенью бабушка ходила в лес за лечебными травами и оттуда она принесла крохотный росток лиственницы. Вместе с внуком они посадили лиственницу на пятачке за сеновалом. Мальчик спросил у бабушки, высоким ли вырастет дерево? Бабушка сказала, что лиственницы вырастают очень высокими. Еще она добавила, что деревья растут для всех – и для птиц, и для людей, для солнца и для речки. Бабушка пояснила, что сейчас наступила осень, росток лиственницы уснул, но весной он проснется и начнет расти и вскоре перегонит в росте мальчика.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Деревья растут для всех» заключается в том, что природа — она для всех, и что деревья – это всеобщее достояние. Они растут для всех живых существ, а не для кого-то конкретного. К деревьям следует относиться бережно и каждый человек должен за свою жизнь обязательно посадить дерево.

Рассказ Астафьева «Деревья растут для всех» учит быть наблюдательным, чтобы понимать, что происходит вокруг. Герой рассказа в силу своей болезни стал более внимательно смотреть на окружающий мир, более сочувственно. Он понял беду птички мухоловки и решил ей помочь, посадить дерево.

В рассказе мне понравилась бабушка мальчика, которая с пониманием отнеслась к задумке внука. Когда мальчика постигла неудача, бабушка принесла из леса саженец лиственницы и вместе с внуком посадила его за сеновалом.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Деревья растут для всех»?

Каждому своя болезнь тяжка.
Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.
Доброе дело два века живет.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Виктор Астафьев — Деревья растут для всех:
Краткое содержание

Рассказчик – мальчик-сибиряк, живет с бабушкой и дедушкой. Он с весны долго болел малярией (веснухой), бабушка вначале лечила его молитвами и ворожбой, а потом – лекарствами (хиной). Оглохший на время мальчик нашел себе свое тайное местечко, как у всякого мальчишки: в уголке огороде, в конопле. Там у него было свое хозяйство. Он жалел птичку, чьих птенцов съела кошка. Туда же он высадил боярку (боярышник). В нее кошка точно не полезет, а птицам раздолье.

Но бабушка сказала, что это всего лишь дикая гречка. Осенью, как обещала, она принесла внуку саженец лиственницы. Мальчик и землицы хорошей принес, и навоза. Внуку интересно: большим ли будет его собственное дерево? А бабушка объясняет: «деревья растут для всех», для солнца, людей, птиц. А в рост лиственница пойдет весной. Выздоравливающему мальчику, как и деревцу за сараем, снится весна…

Читательский дневник по рассказу «Деревья растут для всех» Астафьева

Сюжет

Заболевший малярией оглохший мальчик-сибиряк завел себе за сараем уголок с хозяйством, там же высадил, как он думал, куст боярки. Для птиц. Особенно той, чьих птенчиков сожрала кошка. Но это оказалась гречка. Осенью бабушка помогает ему высадить саженец лиственницы. И объясняет, что дерево подрастет весной и будет не его, а общее: для людей и птиц, и солнышка. Мальчику и маленькой лиственнице снится весна.

Отзыв

Рассказ о жизни сибирской деревни, близости деревенских людей, ребятишек к природе. Рассказ учит любить родной край, природу, родных людей, быть добрым, благодарным, трудолюбивым и заботливым, мечтать о лучшем не только для себя, но и для всех, и, конечно, доверять медицине.

Источник

Астафьев, «Деревья растут для всех»: краткое содержание, анализ

Виктор Астафьев – это удивительный писатель, создававший свои книги легким и доступным языком. В его книгах часто изображается мир детства, такой простой, родной и понятный каждому. Именно в деревенском детстве закладывалось в человека то, что мы называем чувством Родины. Это впитывалось с каждым вдохом, с каждым хорошим или дурным поступком, за которым следовало раскаяние.

К сожалению, большая часть нынешних детей лишена подобного детства. Именно по этой причине важно познакомить их с таким произведением, как «Деревья растут для всех», краткое содержание которого будет передано в статье. Такие книги помогают подрастающему и формирующемуся человеку смотреть на мир раскрытыми глазами и видеть прекрасное даже в мелочах.

Краткое содержание рассказа «Деревья растут для всех». Главный герой

Рассказчиком в этом произведении является сам автор. Он вспоминает свои детские годы. И случай, когда подхватил неприятную и затяжную болезнь малярию. Его пытались лечить всеми известными методами. Но не помогли ни бабушкины молитвы и окропления святой водой, ни лечебные порошки из городской аптеки. Хуже всего сработал способ тетушки главного героя. Ковш ледяной воды, который она вылила ему за шиворот, спровоцировал ухудшение болезни, что привело к полной потере слуха.

Мечта о собственном дереве

Потеряв способность слышать, мальчик Витя обретает свой собственный мир. Он начинает смотреть на все вокруг совсем другими глазами. Отдаленный и заброшенный уголок огорода становится его любимым местом, о котором он никому не рассказывает. Это место заросло крапивой и коноплей. Иногда туда прилетала небольшая птичка, мухоловка. Вите очень нравилось наблюдать за тем, как она чистит свои перышки и прыгает по веточкам. Попытка птички вывести птенцов закончилась плачевно, так как до гнезда, спрятанного под лопухом, добралась кошка и съела всех птенчиков. Витя мечтает посадить и вырастить большое дерево, чтобы птицы отовсюду прилетали на него и вили там гнезда, вне досягаемости кошки.

Далее в произведении «Деревья растут для всех», краткое содержание которого предлагается вниманию читателей, рассказывается о том, как мальчик Витя нашел небольшой росток и решил заботиться о нем, чтобы вырастить дерево своей мечты. Бабушка, увидев саженец, сказала, что это всего лишь небольшой кустик гречихи. Витя очень расстроился и постепенно забыл о своей мечте, так как здоровье его улучшалось и ему позволили гулять на улице с друзьями.

Дары леса и новый саженец

Осенью бабушка принесла из леса целую корзину с грибами, ягодами и разнотравьем. Перебирая пестрые лесные дары, мальчик находит завернутый в платок саженец лиственницы. Эта веточка, окаймленная желтой хвоей, внешне очень напоминает ему пушистого цыпленка.

В рассказе «Деревья растут для всех», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с основной мыслью этого произведения В. Астафьева, далее происходят следующие события.

Внук вместе с бабушкой сажает новое деревце и всю зиму с нетерпением ждет весны, чтобы увидеть, как оно подросло. На все его расспросы о саженце бабушка отвечает, что деревья растут для всех и каждая сосна шумит в своем бору.

Раскрытие смысла названия «Деревья растут для всех» в кратком содержании рассказа

Источник

Технологическая карта урока по теме «В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»: сюжет и герои»

Предмет: родная литература (русская)

Тема урока: В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»: сюжет и герои

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;

воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).

Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение, работа с текстом, беседа.

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, понимание жанровых особенностей святочного рассказа; умение строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование навыка пересказа; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Демонстрируют готовность к уроку.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организует повторение пройденного.

— дифференцированное задание: гуманистическая направленность русской л-ры

2) Инд. задание: монологическое высказывание «Человек природа как одна из тем русской литературы»» (ИС)

4) Постановка учебной задачи:

= Как показаны взаимоотношения человека и природы на страницах русской литературы 20 века?

Выполняют предложенные задания.

Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.

К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

— Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?

Обдумывают ответы на вопросы.

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организует беседу по постановке целей урока

1. Совместное целеполагание.

2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

Слово учителя с включением сообщений уч-ся (коллективная работа)

— Где и когда родился В.П.Астафьев?

— Какая трагедия произошла в детстве в семье писателя?

— О ком и о чём писал Астафьев в своих произведениях?

.Чему учат нас произведения Астафьва?

Выполняют задания, фиксируют в тетрадях основные положения.

К.: сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своей деятельности, ее коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы.

Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Организует работу по обобщению и систематиза­ции знаний и формированию рациональных способов при­менения их на практике.

1) Аналитическая работа с текстом рассказа (коллективная работа):

Выразительное чтение рассказа по цепочке в классе..

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями. Выполняют задания, отве­чают на вопросы.

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают усваиваемое содер­жание.

Р.: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

1) Исследовательская работа: анализ эпизодов (работа в парах/ группах с последующим обсуждением)

1 группа : внимательно прочитайте и расскажите о том, чем занимался мальчик в укромном уголке. Используя слова текста, расскажите всё, что вы знаете о крестьянском труде.

2 группа : какая беда случилась у мухоловки. К слову беда подберите близкие по значению слова, назовите их

3 группа : Расскажите о том, подтверждая словами из текста, как мальчик решил помочь птичке? Осуществилась ли его мечта или нет? Почему?

4 группа : Какую загадку вспомнил герой рассказа о подосиновике? А какие загадки о грибах знаете вы?

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по плану.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

= Н айдите в тексте пословицу и подумайте, как её можно соотнести с темой урока?

— Как вы понимаете слова бабушки: «Деревья…растут для всех»?

Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»:

1) Прием «Свободный микрофон»

– Актуальна ли повесть Л.Толстого?

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.

Источник

План-конспект урока литературы:»Человек и природа – одно целое! (По рассказу В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».)»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Тема: Человек и природа – одно целое! (По рассказу В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».)

Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.

Форма урока: коллективная, индивидуальная

— познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Деревья растут для всех»

— формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,

— закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

— чувства ответственности, сострадания,

— гуманного отношения к животным (растениям),

— любви к окружающей природе.

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

— коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

— Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Записывает на доске тему урока.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик.
— Что вы уже знаете об этой теме?
— Подберите слова об этом или на эту тему….
— Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются.

Открывают тетради записывают число, тему урока.

Включаются в работу. Отвечают на вопросы

Постановка цели и задачи урока.

Учитель предлагает учащимся прокомментировать высказывания.

«Много замечательных писателей – наших современников есть в России, но, может быть, самый строгий из них, самый серьёзно и остро любящий родную деревню – Виктор Астафьев. Он вовсе не зовёт нас туда, назад, в быт и жизнь ушедших поколений. Он хочет взять оттуда то, что всем нам поможет крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни.»

(Из учебника Т.Ф.Курдюмовой, )

« охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он [В.П.Астафьев] от природы наделен наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру». (Н.Яновский)

Учащиеся комментируют высказывание (примерный ответ: Детство – это особая пора в жизни человека, это самое важное и потрясающее время, когда ты веришь в чудо.

— Это способ познания мира и в то же время период взросления. Писатель часто в своих произведениях обращается к этой поре, тем самым давая понять юному читателю её значимость для каждого

Фронтальная работа с классом по вопросам:

1.Где и когда родился В.П.Астафьев?

2.Какая трагедия произошла в детстве в семье писателя?

3. О ком и о чём писал Астафьев в своих произведениях?

4.Чему учат нас произведения Астафьва?

Сообщение заранее подготовленного учащегося о творчестве писателя.

Остальные учащиеся делают записи в тетрадях

Примерные ответы учащихся:

( в деревне Овсянке Красноярского края 1 мая 1924 года ).

(утонула мать в реке Енисей )

( о людях труда, о детях и для детей, о природе и т.п.)

( Вера в человечность – это главный закон жизни по Астафьеву. Доброте, простоте, любви, дружбе…)

Первичное усвоение новых знаний.

1.Выразительное чтение рассказа по цепочке в классе..

2.Определение темы и главной мысли текста

Выразительно читают рассказ по цепочке.

Определяют тему произведения (бережное отношение к природе, любовь ко всему живому должна прививаться с детства )

Выписывают в тетрадь найденные слова- образы, делают вывод о том, что в тексте очень много олицетворений («пошла трава», поганки сморщились, крупинки проступили, саженец пошёл и т.п ), мальчик относится к природе как к живой

Первичная проверка понимания.

1 группа: внимательно прочитайте и расскажите о том, чем занимался мальчик в укромном уголке. Используя слова текста, расскажите всё, что вы знаете о крестьянском труде.

2 группа: какая беда случилась у мухоловки. К слову беда подберите близкие по значению слова, назовите их

3 группа: Расскажите о том, подтверждая словами из текста, как мальчик решил помочь птичке? Осуществилась ли его мечта или нет? Почему?

4 группа: Какую загадку вспомнил герой рассказа о подосиновике? А какие загадки о грибах знаете вы?

Работа в группах по заданиям. Обсуждение результатов. Представление ответов по плану

Вопросы на уточнение. Рецензия ответов товарищей.

Первичное закрепление знаний.

Задание классу: найдите в тексте пословицу и подумайте, как её можно соотнести с темой урока?

Дайте письменный ответ на вопрос

Как вы понимаете слова бабушки: «Деревья…растут для всех»?

Ответы учащихся: « Кто ест луг, того Бог избавит от вечных мук», только в единении с природой можно обрести здоровье, умиротворение, гармонию)

Письменно отвечают на вопрос в тетрадях. Выборочно зачитывают ответы вслух.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1.Составить план рассказа. Пересказать текст по плану.

2. Творческая работа. Нарисовать рисунок, в котором вы покажете своё отношение к природе.

Записывают домашнее задание.

Чему учит нас этот рассказ?

Как вы и ваши одноклассники бережёте природу? Расскажите об этом.

А теперь давайте послушаем самого писателя.

Аудиозапись. Обращение В.Астафьева к молодому поколению.

Заключительное слово учителя

Надо бережно относиться ко всему живому, надо беречь свою планету.

И позвольте закончить наш урок замечательным стихотворением:

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем, ласточку, мелькающую в жите.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *