Астафьев деревья растут для всех чему учит
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Астафьева «Деревья растут для всех»
Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Деревья растут для всех» — деревенский мальчик, который заболел малярией. Бабушка лечила его молитвами, наговорами и травами, но это не помогало. Потом бабушка попробовала лечить внука хиной, и он временно потерял слух.
Со двора мальчика из-за болезни не выпускали, и он присмотрел для своих игр небольшой клочок земли за сеновалом. После потери слуха герой рассказа стал более наблюдательным, теперь он познавал мир только глазами. В его закуточке жила птичка мухоловка и мальчик подолгу наблюдал за ней. У птички было гнездо, и в нем она высиживала птенцов, но потом до птенцов добралась кошка и мухоловка осталась одна.
Наблюдая за одинокой птичкой, герой рассказа решил вырастить для нее высокое дерево, чтобы кошка не смогла больше добраться до птенцов. Он нашел росток, который посчитал бояркой и посадил его в своем закутке.
Но прошло время, и мальчик понял, что у него выросло какое-то другое растение. К тому времени он уже начал понемногу слышать. Мальчик объяснил бабушке, что хотел вырастить дерево, а выросло непонятно что. Бабушка посмотрела на росток и сказала, что это гречиха. Мальчик расстроился и перестал играть в своем закутке за сеновалом, тем более, что болезнь отступила и он начал играть со своими сверстниками.
Осенью бабушка ходила в лес за лечебными травами и оттуда она принесла крохотный росток лиственницы. Вместе с внуком они посадили лиственницу на пятачке за сеновалом. Мальчик спросил у бабушки, высоким ли вырастет дерево? Бабушка сказала, что лиственницы вырастают очень высокими. Еще она добавила, что деревья растут для всех – и для птиц, и для людей, для солнца и для речки. Бабушка пояснила, что сейчас наступила осень, росток лиственницы уснул, но весной он проснется и начнет расти и вскоре перегонит в росте мальчика.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Астафьева «Деревья растут для всех» заключается в том, что природа — она для всех, и что деревья – это всеобщее достояние. Они растут для всех живых существ, а не для кого-то конкретного. К деревьям следует относиться бережно и каждый человек должен за свою жизнь обязательно посадить дерево.
Рассказ Астафьева «Деревья растут для всех» учит быть наблюдательным, чтобы понимать, что происходит вокруг. Герой рассказа в силу своей болезни стал более внимательно смотреть на окружающий мир, более сочувственно. Он понял беду птички мухоловки и решил ей помочь, посадить дерево.
В рассказе мне понравилась бабушка мальчика, которая с пониманием отнеслась к задумке внука. Когда мальчика постигла неудача, бабушка принесла из леса саженец лиственницы и вместе с внуком посадила его за сеновалом.
Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Деревья растут для всех»?
Каждому своя болезнь тяжка.
Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.
Доброе дело два века живет.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Виктор Астафьев — Деревья растут для всех:
Краткое содержание
Рассказчик – мальчик-сибиряк, живет с бабушкой и дедушкой. Он с весны долго болел малярией (веснухой), бабушка вначале лечила его молитвами и ворожбой, а потом – лекарствами (хиной). Оглохший на время мальчик нашел себе свое тайное местечко, как у всякого мальчишки: в уголке огороде, в конопле. Там у него было свое хозяйство. Он жалел птичку, чьих птенцов съела кошка. Туда же он высадил боярку (боярышник). В нее кошка точно не полезет, а птицам раздолье.
Но бабушка сказала, что это всего лишь дикая гречка. Осенью, как обещала, она принесла внуку саженец лиственницы. Мальчик и землицы хорошей принес, и навоза. Внуку интересно: большим ли будет его собственное дерево? А бабушка объясняет: «деревья растут для всех», для солнца, людей, птиц. А в рост лиственница пойдет весной. Выздоравливающему мальчику, как и деревцу за сараем, снится весна…
Читательский дневник по рассказу «Деревья растут для всех» Астафьева
Сюжет
Заболевший малярией оглохший мальчик-сибиряк завел себе за сараем уголок с хозяйством, там же высадил, как он думал, куст боярки. Для птиц. Особенно той, чьих птенчиков сожрала кошка. Но это оказалась гречка. Осенью бабушка помогает ему высадить саженец лиственницы. И объясняет, что дерево подрастет весной и будет не его, а общее: для людей и птиц, и солнышка. Мальчику и маленькой лиственнице снится весна.
Отзыв
Рассказ о жизни сибирской деревни, близости деревенских людей, ребятишек к природе. Рассказ учит любить родной край, природу, родных людей, быть добрым, благодарным, трудолюбивым и заботливым, мечтать о лучшем не только для себя, но и для всех, и, конечно, доверять медицине.
Астафьев, «Деревья растут для всех»: краткое содержание, анализ
Виктор Астафьев – это удивительный писатель, создававший свои книги легким и доступным языком. В его книгах часто изображается мир детства, такой простой, родной и понятный каждому. Именно в деревенском детстве закладывалось в человека то, что мы называем чувством Родины. Это впитывалось с каждым вдохом, с каждым хорошим или дурным поступком, за которым следовало раскаяние.
К сожалению, большая часть нынешних детей лишена подобного детства. Именно по этой причине важно познакомить их с таким произведением, как «Деревья растут для всех», краткое содержание которого будет передано в статье. Такие книги помогают подрастающему и формирующемуся человеку смотреть на мир раскрытыми глазами и видеть прекрасное даже в мелочах.
Краткое содержание рассказа «Деревья растут для всех». Главный герой
Рассказчиком в этом произведении является сам автор. Он вспоминает свои детские годы. И случай, когда подхватил неприятную и затяжную болезнь малярию. Его пытались лечить всеми известными методами. Но не помогли ни бабушкины молитвы и окропления святой водой, ни лечебные порошки из городской аптеки. Хуже всего сработал способ тетушки главного героя. Ковш ледяной воды, который она вылила ему за шиворот, спровоцировал ухудшение болезни, что привело к полной потере слуха.
Мечта о собственном дереве
Потеряв способность слышать, мальчик Витя обретает свой собственный мир. Он начинает смотреть на все вокруг совсем другими глазами. Отдаленный и заброшенный уголок огорода становится его любимым местом, о котором он никому не рассказывает. Это место заросло крапивой и коноплей. Иногда туда прилетала небольшая птичка, мухоловка. Вите очень нравилось наблюдать за тем, как она чистит свои перышки и прыгает по веточкам. Попытка птички вывести птенцов закончилась плачевно, так как до гнезда, спрятанного под лопухом, добралась кошка и съела всех птенчиков. Витя мечтает посадить и вырастить большое дерево, чтобы птицы отовсюду прилетали на него и вили там гнезда, вне досягаемости кошки.
Далее в произведении «Деревья растут для всех», краткое содержание которого предлагается вниманию читателей, рассказывается о том, как мальчик Витя нашел небольшой росток и решил заботиться о нем, чтобы вырастить дерево своей мечты. Бабушка, увидев саженец, сказала, что это всего лишь небольшой кустик гречихи. Витя очень расстроился и постепенно забыл о своей мечте, так как здоровье его улучшалось и ему позволили гулять на улице с друзьями.
Дары леса и новый саженец
Осенью бабушка принесла из леса целую корзину с грибами, ягодами и разнотравьем. Перебирая пестрые лесные дары, мальчик находит завернутый в платок саженец лиственницы. Эта веточка, окаймленная желтой хвоей, внешне очень напоминает ему пушистого цыпленка.
В рассказе «Деревья растут для всех», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с основной мыслью этого произведения В. Астафьева, далее происходят следующие события.
Внук вместе с бабушкой сажает новое деревце и всю зиму с нетерпением ждет весны, чтобы увидеть, как оно подросло. На все его расспросы о саженце бабушка отвечает, что деревья растут для всех и каждая сосна шумит в своем бору.
Раскрытие смысла названия «Деревья растут для всех» в кратком содержании рассказа
Технологическая карта урока по теме «В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»: сюжет и герои»
Предмет: родная литература (русская)
Тема урока: В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»: сюжет и герои
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;
воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).
Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение, работа с текстом, беседа.
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, понимание жанровых особенностей святочного рассказа; умение строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование навыка пересказа; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Приветствует. Мотивирует к обучению.
Демонстрируют готовность к уроку.
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.
Р.: готовность к самообразованию.
Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Организует повторение пройденного.
— дифференцированное задание: гуманистическая направленность русской л-ры
2) Инд. задание: монологическое высказывание «Человек природа как одна из тем русской литературы»» (ИС)
4) Постановка учебной задачи:
= Как показаны взаимоотношения человека и природы на страницах русской литературы 20 века?
Выполняют предложенные задания.
Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.
К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.
Р: осуществление рефлексии своей деятельности.
П.: умение применять знания в конкретной ситуации.
Выявление места и причины затруднения
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа
— Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?
Обдумывают ответы на вопросы.
Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Р.: осознают недостаточность своих знаний.
К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Организует беседу по постановке целей урока
1. Совместное целеполагание.
2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).
Участвуют в полилоге, выполняют задания.
К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.
Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.
П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.
Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
Слово учителя с включением сообщений уч-ся (коллективная работа)
— Где и когда родился В.П.Астафьев?
— Какая трагедия произошла в детстве в семье писателя?
— О ком и о чём писал Астафьев в своих произведениях?
.Чему учат нас произведения Астафьва?
Выполняют задания, фиксируют в тетрадях основные положения.
К.: сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.
Р.: осуществление рефлексии своей деятельности, ее коррекция.
П.: установление правил продуктивной работы.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике.
1) Аналитическая работа с текстом рассказа (коллективная работа):
Выразительное чтение рассказа по цепочке в классе..
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.
1) Исследовательская работа: анализ эпизодов (работа в парах/ группах с последующим обсуждением)
1 группа : внимательно прочитайте и расскажите о том, чем занимался мальчик в укромном уголке. Используя слова текста, расскажите всё, что вы знаете о крестьянском труде.
2 группа : какая беда случилась у мухоловки. К слову беда подберите близкие по значению слова, назовите их
3 группа : Расскажите о том, подтверждая словами из текста, как мальчик решил помочь птичке? Осуществилась ли его мечта или нет? Почему?
4 группа : Какую загадку вспомнил герой рассказа о подосиновике? А какие загадки о грибах знаете вы?
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по плану.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
= Н айдите в тексте пословицу и подумайте, как её можно соотнести с темой урока?
— Как вы понимаете слова бабушки: «Деревья…растут для всех»?
Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»:
1) Прием «Свободный микрофон»
– Актуальна ли повесть Л.Толстого?
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке
К.: отображение в речи совершаемых действий.
Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.
П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.
План-конспект урока литературы:»Человек и природа – одно целое! (По рассказу В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».)»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Тема: Человек и природа – одно целое! (По рассказу В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».)
Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.
Форма урока: коллективная, индивидуальная
— познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Деревья растут для всех»
— формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,
— закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
— чувства ответственности, сострадания,
— гуманного отношения к животным (растениям),
— любви к окружающей природе.
В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:
— коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
— Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!
Записывает на доске тему урока.
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик.
— Что вы уже знаете об этой теме?
— Подберите слова об этом или на эту тему….
— Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются.
Открывают тетради записывают число, тему урока.
Включаются в работу. Отвечают на вопросы
Постановка цели и задачи урока.
Учитель предлагает учащимся прокомментировать высказывания.
«Много замечательных писателей – наших современников есть в России, но, может быть, самый строгий из них, самый серьёзно и остро любящий родную деревню – Виктор Астафьев. Он вовсе не зовёт нас туда, назад, в быт и жизнь ушедших поколений. Он хочет взять оттуда то, что всем нам поможет крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни.»
(Из учебника Т.Ф.Курдюмовой, )
« охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он [В.П.Астафьев] от природы наделен наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру». (Н.Яновский)
Учащиеся комментируют высказывание (примерный ответ: Детство – это особая пора в жизни человека, это самое важное и потрясающее время, когда ты веришь в чудо.
— Это способ познания мира и в то же время период взросления. Писатель часто в своих произведениях обращается к этой поре, тем самым давая понять юному читателю её значимость для каждого
Фронтальная работа с классом по вопросам:
1.Где и когда родился В.П.Астафьев?
2.Какая трагедия произошла в детстве в семье писателя?
3. О ком и о чём писал Астафьев в своих произведениях?
4.Чему учат нас произведения Астафьва?
Сообщение заранее подготовленного учащегося о творчестве писателя.
Остальные учащиеся делают записи в тетрадях
Примерные ответы учащихся:
( в деревне Овсянке Красноярского края 1 мая 1924 года ).
(утонула мать в реке Енисей )
( о людях труда, о детях и для детей, о природе и т.п.)
( Вера в человечность – это главный закон жизни по Астафьеву. Доброте, простоте, любви, дружбе…)
Первичное усвоение новых знаний.
1.Выразительное чтение рассказа по цепочке в классе..
2.Определение темы и главной мысли текста
Выразительно читают рассказ по цепочке.
Определяют тему произведения (бережное отношение к природе, любовь ко всему живому должна прививаться с детства )
Выписывают в тетрадь найденные слова- образы, делают вывод о том, что в тексте очень много олицетворений («пошла трава», поганки сморщились, крупинки проступили, саженец пошёл и т.п ), мальчик относится к природе как к живой
Первичная проверка понимания.
1 группа: внимательно прочитайте и расскажите о том, чем занимался мальчик в укромном уголке. Используя слова текста, расскажите всё, что вы знаете о крестьянском труде.
2 группа: какая беда случилась у мухоловки. К слову беда подберите близкие по значению слова, назовите их
3 группа: Расскажите о том, подтверждая словами из текста, как мальчик решил помочь птичке? Осуществилась ли его мечта или нет? Почему?
4 группа: Какую загадку вспомнил герой рассказа о подосиновике? А какие загадки о грибах знаете вы?
Работа в группах по заданиям. Обсуждение результатов. Представление ответов по плану
Вопросы на уточнение. Рецензия ответов товарищей.
Первичное закрепление знаний.
Задание классу: найдите в тексте пословицу и подумайте, как её можно соотнести с темой урока?
Дайте письменный ответ на вопрос
Как вы понимаете слова бабушки: «Деревья…растут для всех»?
Ответы учащихся: « Кто ест луг, того Бог избавит от вечных мук», только в единении с природой можно обрести здоровье, умиротворение, гармонию)
Письменно отвечают на вопрос в тетрадях. Выборочно зачитывают ответы вслух.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1.Составить план рассказа. Пересказать текст по плану.
2. Творческая работа. Нарисовать рисунок, в котором вы покажете своё отношение к природе.
Записывают домашнее задание.
Чему учит нас этот рассказ?
Как вы и ваши одноклассники бережёте природу? Расскажите об этом.
А теперь давайте послушаем самого писателя.
Аудиозапись. Обращение В.Астафьева к молодому поколению.
Заключительное слово учителя
Надо бережно относиться ко всему живому, надо беречь свою планету.
И позвольте закончить наш урок замечательным стихотворением:
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем, ласточку, мелькающую в жите.