Астафьев царь рыба чему учит
Анализ произведения «Царь-рыба» (В.П. Астафьев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.04.2020 · Обновлено 20.04.2020
Астафьев относится к писателям-деревенщикам, которые в своих произведениях пытались донести до читателя необходимость сохранения русской культуры, затрагивали темы экологии и сохранения окружающей среды, нравственности жителей деревни и города. Повесть Царь-рыба входит в одноименный цикл рассказов, объединенных местом и временем действия, темами браконьерства и отношений между человеком и природой. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения «Царь-рыба» по плану.
История создания
Рассказ «Царь-рыба» является ключевым в сборнике, что отражено в его названии. Сборник был написан в 1976 году и сначала публиковался в журнале «Наш современник» по мере написания новых рассказов. «Царь-рыба» был пятым.
Затем автор выстроил повести в отдельном сборнике, следуя композиционной логике. В сборнике он повествует о жизни людей у реки, частыми сюжетными ходами рассказов являются: преступление против природы и последующее наказание. Чаще всего это браконьерство в рыбной ловле. Все произведения в сборнике автобиографичны. Сам писатель долгое время жил в глубинке и наблюдал за нравами местных жителей.
История написания рассказа «Царь-рыба» была не менее драматична, чем история публикации. Автор имел напряженные отношения с цензурой. Но именно эта работа по счастливой случайности начала выходить в свет по частям и без правок! Писатель был удивлен, как и его друзья, но на втором выпуске уже получил предупреждение сверху: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». Естественно, Виктор Петрович не почистил, и третий номер с рассказом не выпустили в печать. Однако к тому моменту книга стала резонансной, и не дать ей хода было уже невозможно. Рассказ просочился в зарубежную печать и вызвал полемику. Поэтому произведения Астафьева из этого цикла продолжили печатать, и «Царь-рыба» имел наибольший успех. Власти же сменили гнев на милость и наградили талантливого автора государственной премией СССР.
Жанр, направление
Рассказ «Царь-рыба» написан в реалистическом направлении и относится к деревенской прозе. Сам сборник автор определил, как «повествование в рассказах».
Доказать это нетрудно: в центре повествования один главный герой, других персонажей минимум, объем краткий, сюжетная линия — одна. Особенностью можно назвать рекурсию главного героя. Основной конфликт происходит в нем самом, внешняя борьба с осетром перенеслась во внутрь и вскрыла давний нарыв. Герой вспоминает свое прошлое, действие переносится туда же.
Смысл названия
Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком. Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.
Так вспоминает слова дедушки Игнатий, когда встречает царь-рыбу:
«А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте. Ненадежно дело варначье…»
Композиция
Композиция рассказа «Царь-рыба» – классическая: завязка, развитие действия и развязка.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.
Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр, ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.
По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он любил одну девушку из деревни, но она предпочла ему приезжего офицера. Он уехал, Глаша осталась, и мужики подговорили Игнатьича проучить гулящую девку. Он завел ее в чащу, получил то, что хотел, и пнул ногой в реку — неглубоко, для наказания. Потом он просил прощения, но понял теперь, что этого мало. Бог вступился за женщину. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон перечислил образы в рассказе «Царь-рыба» в формате таблицы:
Зиновий Игнатьич | Самый богатый рыбак на селе, человек замкнутый, хитрый и алчный. У него сложные отношения с семьей, они с братом враждуют. Из его воспоминаний известно, что он поступил жестоко по отношению к женщине и поднял на нее руку. Им движет одна цель — нажива. Поймать рыбу он хочет в качестве трофея, чтобы получить деньги и похвастаться перед односельчанами. В какой-то момент эти мотивы становятся для него важнее жизни, но он раскаивается в своих прегрешениях и освобождается от рыбы. |
Глаша | Ведомая и легкомысленная девушка, которая, впрочем, была обманута так же, как и Зиновий. Офицер уехал, а она осталась наедине с суровыми деревенскими нравами. Глаша отличается кротостью и покорностью судьбе. Она не стала жаловаться на обидчика и снесла оскорбление без ропота. |
Царь-рыба | Это символ природного божества, которое наделено некоей судебной властью. В фольклоре местных жителей такая рыба — сама судьба. Ее удается встретить единожды, но необходимо отпустить, иначе удача обернется проклятием. Эту рыбу нельзя трогать, она священна для рыбаков, ведь они сильно зависимы от речной стихии и могут пострадать от ее гнева за чрезмерную жадность и неуважение к хозяину вод. |
(жизненный путь, природа и человек, быт и нравы деревни, любовь)
Тематика рассказа «Царь-рыба» может быть описана подробнее, но растягивать разбор ею Многомудрый Литрекон не хочет (и так много информации). Поэтому если Вам необходимы дополнения, напишите в комментариях, и они появятся:
Проблемы
Проблематика рассказа «Царь-рыба» тоже может быть расширена по Вашему указанию:
Основная идея
Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».
Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.
Чему учит?
Рассказ «Царь-рыба» учит человечности, разумному пользованию природными ресурсами. Главное и ценное в жизни не нажива и богатство, не статус, а сама жизненная энергия, духовная гармония, жизнь в соответствии с законами природы и законами духовной чистоты.
«…и ему сделалось легче… от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
О чем заставляет задуматься Астафьев? Каковы нравственные уроки в рассказе «Царь-рыба»? Они состоят в том, что человеку нельзя зазнаваться и думать, что окружающий мир создан исключительно для его наживы. Нужно ответственно использовать то, что дано, и давать взамен. Жители деревни только берут рыбу и живность, но не заботятся о природе. Не менее бездумно они распоряжаются друг другом. Женщина в деревне становится такой же рыбой, которую берут, не спрашивая, и даже наказывают за сопротивление. В семьях мы видим соперничество и борьбу за материальные ценности. Вот к чему ведет хищнический менталитет рыбаков, которые грабят не только окружающий мир, но и своих домочадцев. Мы может сделать для себя такой вывод: в основе человеческих отношений должен быть обмен, а грабеж. Мы должны поддерживать нормальное состояние экосистемы и нашей семьи, а не драться за кусок, убивая всех на своем пути.
Критика
Художественные средства в рассказе «Царь-рыба» весьма изобильны и интересны. В качестве одного из главных изобразительных средств в рассказе автор использует ассоциации между человеком и природой. Астафьев раскрывает человека через природу и наоборот, используя метафоры и сравнения:
«И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная… Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Человек — это дитя природы, он должен быть един с нею, поэтому она помогает ему обличить и осознать его грехи. В повествовании о борьбе Игнатьича с рыбой его образ обобщается, и автор называет иногда его “человек”, а не по имени. Тем самым показывая масштаб взаимоотношений человека и природы.
О мастерстве автора писали многие критики:
«Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева — это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», — писал В.Г.Распутин о писателе В.П. Астафьеве.
«Царь-рыба» — краткое содержание повести Виктора Астафьева
Если вы еще не начинали читать произведение русского писателя Виктора Астафьева «Царь-рыба», предлагаем ознакомиться с его кратким содержанием, которое можно использовать для заполнения читательского дневника.
Так же в статье, помимо пересказа, описываются главные персонажи, дан небольшой анализ, где разбирается жанр, главные мысли и идеи.
«Царь-рыба» — это одно из произведений Астафьева, которое он написал в 1976 году. Повесть вошла в авторский сборник «Царь-рыба. Повести. Рассказы».
Главные герои повести Виктора Астафьева
Ниже приводится характеристика главных персонажей произведения:
Зиновий Игнатьич – это богатый человек на селе, имеет большой дом и хозяйство. Знакомые называют его механиком из-за умелых рук и больших знаний. Он работает браконьером, ловит рыбу в запрещенных местах из-за чего вскоре и поплатился.
Командор – это младший брат Игнатьича, который одновременно является его злейшим врагом. Они постоянно ссорятся и борются за улов и реку. Из-за этой вражды вся жизнь Командора пошла под откос.
Царь-рыба – огромная рыба, которая в один момент попалась на крючок Игнатьича. Но из-за своей силы осетру удалось утащить рыбака глубоко под воду. И в один момент они попадают в ловушку, в которой оба могут погибнуть.
«Царь-рыба» — краткое содержание произведения
Зиновий Игнатьич — самый успешный на селе рыбак, богатый, у него хорошая изба и есть все, что душа пожелает. У Зиновия есть особое чутье, которое помогает ему ловить самую большую и дорогую рыбу.
Несмотря на то, что его могут посадить из-за его жадности, Зиновий продолжает заниматься браконьерством.
Однажды, когда мужчина рыбачил, ему попался огромный осетр. Обрадовавшийся Игнатьич ударил топором по голове осетра, но, не удержавшись, упал в воду и запутался в своих же сетях. И тут герой понял, что в один момент может просто погибнуть вместе со своей добычей.
Стараясь изо всех сил выпутаться, он делает только хуже и, в конце концов, полностью запутывается в сетях. Опечаленный герой начинает вспоминать всю свою жизнь, все свои плохие и хорошие поступки.
Внезапно Зиновий вспоминает, что утром он повстречал старого рыбака, который рассказал Игнатьичу, что если за его душой есть грех, то лучше сегодня не идти на рыбалку. Не поверив, главный герой отправляется на ловлю и вот только сейчас понимает, что совершил большую ошибку, не приняв во внимание слова старого человека.
Зиновий начинает вспоминать все свои грехи и возвращается в прошлое, к своей невесте Глахе.
Когда-то на селе пополз слух, что Глаха начала встречаться с приезжим лейтенантом. Озверевший Зиновий надругался над девушкой и избил солдата. После этого между молодыми людьми появилась сильная неприязнь. Через несколько лет каждый из них нашел свою любовь, но эта страшная вражда так и осталась.
Зиновий из последних сил хватается за жизнь и одновременно пытается покаяться. Внезапно осетру удалось избавиться от сетей, тем самым выпуская рыбака на волю. Поднявшись наверх, Игнатьич понял, что совершал в своей жизни немало ошибок и, решив покаяться, отказывается от браконьерства.
Анализ произведения
Жанр произведения определяется как повествование в рассказах.
Главная мысль – писатель хотел донести до читателей, что они должны хранить и уважать природу, не разрушать ее, а наоборот помогать ей расцвести. Если мы не будем заботиться об окружающем мире, всех нас будет ждать гибель.
Чему учит данное произведение? «Царь-рыба» учит людей уважать окружающий мир, не быть жестоким и циничным, жить в гармонии с природой. Жажда и привычка брать от природы по максимуму приводит главного героя к опасности, он чуть не попался в собственные сети и не погиб.
Произведение учит не идти на поводу у эмоций и не совершать необдуманных поступков, из-за которых может разрушиться своя собственная жизнь и жизнь близких людей.
Обязательно прочтите данное произведение в оригинале, например онлайн, если нет возможности сходить в библиотеку.
Анализ рассказа В.Астафьева «Царь-рыба» методическая разработка по литературе (11 класс)
История создания
Рассказ «Царь-рыба» является ключевым в сборнике, что отражено в его названии. Сборник был написан в 1976 году и сначала публиковался в журнале «Наш современник» по мере написания новых рассказов. «Царь-рыба» был пятым.
Затем автор выстроил повести в отдельном сборнике, следуя композиционной логике. В сборнике он повествует о жизни людей у реки, частыми сюжетными ходами рассказов являются: преступление против природы и последующее наказание. Чаще всего это браконьерство в рыбной ловле. Все произведения в сборнике автобиографичны. Сам писатель долгое время жил в глубинке и наблюдал за нравами местных жителей.
История написания рассказа «Царь-рыба» была не менее драматична, чем история публикации. Автор имел напряженные отношения с цензурой. Но именно эта работа по счастливой случайности начала выходить в свет по частям и без правок! Писатель был удивлен, как и его друзья, но на втором выпуске уже получил предупреждение сверху: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». Естественно, Виктор Петрович не почистил, и третий номер с рассказом не выпустили в печать. Однако к тому моменту книга стала резонансной, и не дать ей хода было уже невозможно. Рассказ просочился в зарубежную печать и вызвал полемику. Поэтому произведения Астафьева из этого цикла продолжили печатать, и «Царь-рыба» имел наибольший успех. Власти же сменили гнев на милость и наградили талантливого автора государственной премией СССР.
Жанр, направление
Рассказ «Царь-рыба» написан в реалистическом направлении и относится к деревенской прозе. Сам сборник автор определил, как «повествование в рассказах».
Доказать это нетрудно: в центре повествования один главный герой, других персонажей минимум, объем краткий, сюжетная линия — одна. Особенностью можно назвать рекурсию главного героя. Основной конфликт происходит в нем самом, внешняя борьба с осетром перенеслась во внутрь и вскрыла давний нарыв. Герой вспоминает свое прошлое, действие переносится туда же.
В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ
Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле — браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.
Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.
Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.
Смысл названия
Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком. Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.
Так вспоминает слова дедушки Игнатий, когда встречает царь-рыбу:
«А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте. Ненадежно дело варначье…»
Популярные сочинения
Композиция
Композиция рассказа «Царь-рыба» – классическая: завязка, развитие действия и развязка.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.
Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр, ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.
По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он любил одну девушку из деревни, но она предпочла ему приезжего офицера. Он уехал, Глаша осталась, и мужики подговорили Игнатьича проучить гулящую девку. Он завел ее в чащу, получил то, что хотел, и пнул ногой в реку — неглубоко, для наказания. Потом он просил прощения, но понял теперь, что этого мало. Бог вступился за женщину. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил.
Анализ произведения
В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.
В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.
Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.
Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон перечислил образы в рассказе «Царь-рыба» в формате таблицы:
Зиновий Игнатьич | Самый богатый рыбак на селе, человек замкнутый, хитрый и алчный. У него сложные отношения с семьей, они с братом враждуют. Из его воспоминаний известно, что он поступил жестоко по отношению к женщине и поднял на нее руку. Им движет одна цель — нажива. Поймать рыбу он хочет в качестве трофея, чтобы получить деньги и похвастаться перед односельчанами. В какой-то момент эти мотивы становятся для него важнее жизни, но он раскаивается в своих прегрешениях и освобождается от рыбы. |
Глаша | Ведомая и легкомысленная девушка, которая, впрочем, была обманута так же, как и Зиновий. Офицер уехал, а она осталась наедине с суровыми деревенскими нравами. Глаша отличается кротостью и покорностью судьбе. Она не стала жаловаться на обидчика и снесла оскорбление без ропота. |
Царь-рыба | Это символ природного божества, которое наделено некоей судебной властью. В фольклоре местных жителей такая рыба — сама судьба. Ее удается встретить единожды, но необходимо отпустить, иначе удача обернется проклятием. Эту рыбу нельзя трогать, она священна для рыбаков, ведь они сильно зависимы от речной стихии и могут пострадать от ее гнева за чрезмерную жадность и неуважение к хозяину вод. |
(жизненный путь, природа и человек, быт и нравы деревни, любовь) Тематика рассказа «Царь-рыба» может быть описана подробнее, но растягивать разбор ею Многомудрый Литрекон не хочет (и так много информации). Поэтому если Вам необходимы дополнения, напишите в комментариях, и они появятся:
Вариант 3
Основным замыслом рассказа «Царь-рыба», является показать проблему отношения современного человечества к природе, к окружающему миру. Безграничное пользование дарами природы, недрами земли и ухудшение общей экологии, плюс загрязнение окружающей среды. Что является страшной глобальной трагедией планеты. Также немаловажной темой, которую затронул автор – нравственная проблема человека, его очищение и покаяние перед самим собой и перед людьми.
Вся эти проблемы отражены на примере двух главных героев рассказа: заядлого рыбака Зиновия Игнатьевича и гигантских размеров Царя-рыбы осетра.
Первый герой рыбак – это символ вседозволенности и безнаказанности над всем: над людьми в поселке, над природой и окружающим миром.
Второй осетр – его размеры указывают о том, что он является Царь–рыбой, как и Царь–зверей лев, орел – Царь-птиц, т.е. олицетворение самой природы, ее величия и могущества.
По старым легендам, когда человеком овладевает алчность и жажда наживы, когда ему все становиться мало, и он желает поймать все больше или самую большую рыбу, то Царь-рыба сама решит судьбу этого человека и все может обернуться бедой. Как будто природа тем самым заставляет переосмыслить все в своей жизни и найти правильный истинный путь к спасению.
Действие разворачивается на реке, где Игнатьич рыбачил один, поскольку не хотел делиться ни с кем добычей. И вот закинув удочку и поймав осетра, сам угождает в свои сети, падая в реку. В западне оказываются оба и осетр и рыбак. Борясь каждый за свою жизнь, они одновременно тянут сети каждый в свою сторону, человек вверх, а рыба вниз. Размеры Царь-рыбы перевешивают, и он утягивает рыбака на дно.
Здесь-то Игнатьич и вспоминает о легенде рассказанную еще дедом, о том, что ели душа не чиста то с Царь-рыбой шутки плохи. Тогда он с мольбой обращается к богу и просит о прощении и раскаивается обо всех содеянных им грехах. После чего рыба высвобождается от сетей и крючков, и уходит на дно, а рыбак освобождается не только от сетей, но и от тяжкого груза, висевшего у него на душе.
Наступает гармония человека с природой, ведь он тоже является частичкой природы. Очень важно не в последний момент своей жизни вспомнить о природе, а заботиться о ней постоянно.
Проблемы
Проблематика рассказа «Царь-рыба» тоже может быть расширена по Вашему указанию:
Основная идея
Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».
Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.
Царь-рыба
Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.
Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.
Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему – один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.
Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.
Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.
Чему учит?
Рассказ «Царь-рыба» учит человечности, разумному пользованию природными ресурсами. Главное и ценное в жизни не нажива и богатство, не статус, а сама жизненная энергия, духовная гармония, жизнь в соответствии с законами природы и законами духовной чистоты.
«…и ему сделалось легче… от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
О чем заставляет задуматься Астафьев? Каковы нравственные уроки в рассказе «Царь-рыба»? Они состоят в том, что человеку нельзя зазнаваться и думать, что окружающий мир создан исключительно для его наживы. Нужно ответственно использовать то, что дано, и давать взамен. Жители деревни только берут рыбу и живность, но не заботятся о природе. Не менее бездумно они распоряжаются друг другом. Женщина в деревне становится такой же рыбой, которую берут, не спрашивая, и даже наказывают за сопротивление. В семьях мы видим соперничество и борьбу за материальные ценности. Вот к чему ведет хищнический менталитет рыбаков, которые грабят не только окружающий мир, но и своих домочадцев. Мы может сделать для себя такой вывод: в основе человеческих отношений должен быть обмен, а грабеж. Мы должны поддерживать нормальное состояние экосистемы и нашей семьи, а не драться за кусок, убивая всех на своем пути.