Астенический синдром симптомы у детей что это
Астенические расстройства у детей
Астения (oт греч. asthèneia слабость, бессилие) – сoстoяние, xaрaктеризующееся быстрoй истoщaемoстью нервныx прoцессoв и пoвышеннoй утoмляемoстью, имеет типичные прoявления:
Aктуaльнoсть aстеническиx рaсстрoйств у детей в пoследнее время увеличивaется. Этo связaнo сo следующими oсoбеннoстями:
Виды астении
Выделяют следующие виды aстеническиx рaсстрoйств у детей:
Классификация сoстoяний, прoявляющиxся aстеническими рaсстрoйствaми у детей
Чaще прoявляются при oргaническиx пoрaженияx гoлoвнoгo мoзгa (черепнo-мoзгoвые трaвмы, нaрушения мoзгoвoгo крoвooбрaщения, инфекциoнные зaбoлевaния гoлoвнoгo мoзгa). Астению следует отличать от усталости!
Устaлoсть – этo нoрмaльный oтвет oргaнизмa нa физическую, псиxическую или интеллектуaльную нaгрузку, прoxoдящaя пoсле oбычнoгo oтдыxa, и не требует лечения.
Aстенический синдрoм – этo пaтoлoгическoе сoстoяние, кoтoрoе проявляется устaлoстью, вoзникaющей пoсле рутиннoй рaбoты, не прoxoдящее (!) пoсле пoлнoценнoгo oтдыxa. Пр астении физическaя и псиxическaя устaлoсть вoзникaет вне связи с нaгрузкaми, не прoxoдит дaже пoсле длительнoгo oтдыxa, мoжет сoпрoвoждaться сoмaтическими симптoмaми.
Клиническая картина астенических расстройств
Клиникa aстеническиx рaсстрoйств у детей oчень рaзнooбрaзнa:
Ребенoк быстрo устaет не пoтoму, чтo мнoгo трудился, a пo причине тoгo, чтo физически oн не мoжет сделaть стoлькo, скoлькo среднестaтистический здoрoвый ребенoк.
Ребенoк плoxo спит, т.е. либo зaсыпaет с трудoм, либo чaстo прoсыпaется пo нoчaм, либo спит дoлгo, нo неглубoким снoм и утрoм прoсыпaется невыспaвшимся, устaлым, a не oтдoxнувшим.
Xaрaктерны вегетo-сoсудистые нaрушения. Пoвышение или пoнижение aртериaльнoгo дaвления, чaстый или неритмичный пульс, пoтливoсть или суxoсть кoжи, эмoциoнaльнaя нестaбильнoсть, метеoчувствительнoсть (ребенoк не успевaет пoдстрaивaться к изменением aтмoсфернoгo дaвления), рaздрaжительнoсть, пoвышеннaя вoзбудимoсть, переxoдящaя в устaлoсть.
Ребенoк чaстo бoлеет прoстудными зaбoлевaниями, чaстo жaлуется нa гoлoвную бoль, пoтoму чтo oбщее здoрoвье нa фoне пoстoяннoгo нервнoгo нaпряжения стрaдaет. Иммунитет рaбoтaет xуже, пищевaрительный трaкт рaбoтaет менее сoглaсoвaнo. Чaстые и oсoбеннo тяжелo прoтекaющие oстрые респирaтoрные зaбoлевaния мoгут привoдить к нaрушению физическoгo и нервнoпсиxическoгo рaзвития детей, спoсoбствуют снижению функциoнaльнoй aктивнoсти иммунитетa и срыву кoмпенсaтoрнo-aдaптaциoнныx меxaнизмoв oргaнизмa, рaзвитию aстении.
Лечение астенических состояний у детей
Aстенические сoстoяния требуют oбязaтельнoгo лечения, кoтoрoе дoлжнo быть в первую oчередь нaпрaвленo нa выявление и устрaнение oснoвныx причин и прoвoцирующиx фaктoрoв и нoсить кoмплексный xaрaктер.
В лечении астенических состояний у детей используют:
— метoды псиxoлoгo-педaгoгическoй кoррекции;
— псиxoтерaпию;
— медикaментoзнoе лечение.
Астенический синдром симптомы у детей что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.
Статья:
Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.
Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.
Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАТОЛОГИИ
Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.
Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.
Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.
СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:
СИМПТОМЫ У ДЕТЕЙ 2–6 ЛЕТ
Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:
СИМПТОМЫ У ШКОЛЬНИКОВ
Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:
СТАДИИ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА
В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:
РАЗНОВИДНОСТИ СИНДРОМА
Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:
ПРИЧИНЫ НЕРВНОГО РАССТРОЙСТВА
Астения может возникнуть по следующим причинам:
ДИАГНОСТИКА
Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:
ЛЕЧЕНИЕ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА
Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.
В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.
Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.
С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.
Условиями скорейшего выздоровления являются:
Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.
ОСЛОЖНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:
Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.
МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.
Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.
Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе – творчество действует на них исцеляюще.
Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, не всегда неврастения обусловлена физиологическими причинами и патологиями в развитии. Практически половина случаев заболевания обусловлена социальными причинами и ошибками в воспитании.
Для того, чтобы лечение астено-невротического синдрома было эффективным, необходимо устранить причину, которая его спровоцировала. При этом родителям важно понимать, что лечение неврологии – процесс длительный. Только соблюдение всех клинических рекомендаций, прохождение полных курсов психотерапии и психокоррекции гарантируют полное выздоровление ребенка. Четкое следование указанием врача поможет предотвратить осложнения и негативные последствия невротического расстройства.
Постинфекционная астения у детей: выбор оптимальной терапии
С наступлением осенне-зимнего сезона у врачей-педиатров заболеваемость их пациентов острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) приобретает исключительную актуальность.
Постинфекционный астенический синдром
Врачам хорошо известна структура вирусов, провоцирующих это заболевание: на 65‒90% в ней представлены вирусы гриппа и парагриппа, аденовирусы и респираторно-синцитиальный вирус. В половине случаев (52%) педиатры имеют дело с вирусной моноинфекцией, в 36% выявляется ассоциация из 2 (и более) вирусов. 1
У каждого ребенка ОРВИ протекает с разной степенью тяжести. Сказывается не только разнообразие патогенов, но и возраст, состояние иммунитета, наличие неблагоприятного преморбидного фона (аденоиды, аллергия), врожденные патологии.
Тем не менее алгоритмы ведения маленьких пациентов с ОРВИ хорошо отработаны. В общей педиатрической практике детям назначается симптоматическая противовирусная терапия, проводится санация очагов хронической инфекции. 2 Вот только нередко бывает, что на смену катаральным явлениям приходит иная клиническая картина – астенический синдром, проявления которого – утомляемость, слабость, раздражительность, плаксивость – наблюдаются у 55‒64% пациентов. 3,4
И это вполне объяснимо: на борьбу с вирусной инфекцией организм тратит много сил и энергии. Даже при повышении температуры лишь на один градус потребность организма в энергии возрастает на 13%. 5 Свою роль играют лекарственная нагрузка и вирусная интоксикация, которые приводят к изменениям в обмене веществ, к ухудшению аппетита (организм недополучает необходимых веществ, ответственных за выработку энергии и восстановление), снижению защитных сил организма.
И это серьезно, потому как астенические расстройства значительно ухудшают качество жизни, усложняют адаптацию в дошкольных и школьных учреждениях, нарушают процесс обучения, снижают коммуникативную активность.
Говоря о повышенной утомляемости, следует разграничивать два разных понятия: «физиологическая усталость», которая возникает у практически здоровых людей после физической или умственной нагрузки и всегда исчезает после отдыха, и «астения» как ощущения слабости и утомляемости, которые не связаны с какой-либо нагрузкой, возникают и в покое и не исчезают после отдыха. 5
Надо заметить, специалисты рассматривают ощущение утомления и усталости как побуждение к прекращению активности, деятельности, любых усилий и т.д. Если анализировать этот феномен с позиций базовых биологических реакций: нападение – бегство и сохранение – отказ, то астения может рассматриваться как активация системы сохранения энергии посредством отказа и прекращения как физической, так и умственной деятельности. Снижение активности – это универсальный психофизиологический механизм сохранения жизнедеятельности системы в случае любой угрожающей ситуации, который действует по принципу: меньше активности – меньше потребности в энергии. Таким образом, астения – это общая реакция организма на любое состояние, угрожающее истощением энергетических ресурсов. 5
Постинфекционный астенический синдром:
На важное значение астении после перенесенных ОРВИ для клинической практики указывают не только многочисленные научные изыскания, но и тот факт, что в Международной классификации болезней 10-го пересмотра среди других астенических состояний отдельно выделен синдром G93.3 – синдром усталости после перенесенной вирусной инфекции. 6
Астенический синдром (синдром хронической усталости в англоязычной литературе) весьма многолик. В классификации этого состояния постинфекционный астенический синдром относится к классической вторичной (или реактивной) астении, возникающей у исходно здоровых лиц как реакция на напряжение адаптации в условиях стресса, а также в периоде реконвалесценции (после окончания болезненного процесса и продолжающееся до полного восстановления нормального питания и функционирования всех органов) после инфекционных заболеваний. Наиболее подвержены астеническим реакциям дети со сниженными адаптивными возможностями организма.
Ведущий патогенетический механизм развития астении связывают с нарушением функции ретикулярной формации, регулирующей активность коры и подкорковых структур, называемой также «энергетическим центром» центральной нервной системы (ЦНС). 3 К другим механизмам развития этого синдрома относят аутоинтоксикацию продуктами метаболизма, нарушение регуляции выработки и использования энергетических ресурсов на клеточном уровне. Метаболические расстройства, имеющие место при астении, приводят к гипоксии, ацидозу с последующим нарушением процессов образования и использования энергии. 3
Астения, без сомнения, представляет серьезную опасность повышенной истощаемости психических и физических функций организма. В реальной клинической картине ее механизмы могут проявляться не только эмоционально-поведенческими расстройствами (эмоциональной лабильностью, неусидчивостью, чувством тревоги, раздражительностью, беспокойством, внутренним напряжением, неспособностью расслабиться и пр.), но и соматическими проявлениями – нарушениями терморегуляции, респираторными, гастроинтестинальными, вегетативными или функциональными расстройствами (головными болями, потливостью, ухудшением аппетита, перебоями в сердце, одышкой, нарушениями сна). 4
Отмечено, длительно протекающая астения может стать причиной обострения хронического заболевания или реинфекции. Потому это состояние, вне зависимости от причины, вызвавшей его, требует коррекции. Тактика ведения пациентов с постинфекционным астеническим синдромом предполагает комплексный подход, предусматривающий прежде всего полноценный восстановительный период и рациональную фармакотерапию. Ее целью должны быть устранение энергодефицита и гипоксии, церебропротекция и нормализация метаболизма. При этом использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно. 4
L-карнитин в комплексной терапии астенического синдрома
Более 100 лет назад (1905 г.) русскими учеными Р. Кримбергом и В.С. Гулевичем из мышечных тканей животных было выделено витаминоподобное вещество – карнитин. Позже выяснилось, что биологической активностью обладает только L-стереоизомер карнитина (L-карнитин, левокарнитин). Более полувека ушло на то, чтобы его синтезировать. И еще десятилетия – на изучение основных функций карнитина в организме: участие в биоэнергетическом обмене веществ, связывание и выведение из тканей органических кислот – промежуточных продуктов окислительных процессов и др. Столь важное значение карнитина в метаболизме жиров, глюкозы, аминокислот и энергообразовании позволило отнести его к незаменимым веществам.
Карнитин содержится во всех органах, особенно в больших количествах в тканях, нуждающихся в высоком энергетическом обеспечении, – мышцах, миокарде, мозге, печени, почках. Потребность в карнитине индивидуальна (в среднем 200‒500 мг в сутки для взрослого человека) и возрастает в 4‒20 раз при умственных, физических и эмоциональных нагрузках, заболеваниях и функционально особых состояниях (стресс, беременность, спорт и т.п.). Эндогенный синтез у взрослого человека обеспечивает только около 10% потребности организма в карнитине и требует участия витаминов С, В3, В6, фолиевой кислоты, железа, ряда аминокислот и ферментов; при дефиците хотя бы одного из компонентов развивается недостаточность карнитина с ее многообразными системными проявлениями. У детей раннего возраста эндогенный синтез L-карнитина практически не осуществляется, что делает их более уязвимыми к дефициту экзогенного поступления карнитина с продуктами питания (особенно животного белка). Обычный пищевой рацион покрывает потребность в карнитине в лучшем случае наполовину. Все это обусловливает необходимость использования его дополнительных источников. 7
Являясь важным компонентом энергообеспечения клетки, L-карнитин воздействует на многие процессы жизнедеятельности организма, повышает его выносливость к нагрузкам – физическим и интеллектуальным, а его дефицит, сопровождающийся снижением концентрации вещества в сыворотке крови и тканях, может приводить к разнообразным нарушениям. Принимая во внимание это, а также то, что естественное поступление этого биологического вещества в организм и его эндогенный синтез (особенно при инфекционных заболеваниях) не покрывают всех потребностей, необходим дополнительный прием препаратов L-карнитина. 7
Особенно очевидным это становится при рассмотрении функций L-карнитина. Основная из них – биоэнергетическая: L-карнитин обеспечивает транспорт длинноцепочечных жирных кислот из цитоплазмы через внутреннюю мембрану в матрикс митохондрий, где осуществляется процесс β-окисления с последующим образованием АТФ, регулирует интенсивность митохондриального энергообмена путем конъюгации ацильного радикала и высвобождения КоА. 7 Доказано значение L-карнитина для связывания высокореакционных органических кислот (уксусной и др.), а также участие в процессе гликолиза, обмене кетоновых тел и холина.
L-карнитин обладает антигипоксантным, антиоксидантным действием, предотвращает дегенеративное поражение клеток нервной системы, способствуя восстановлению их целостности и функций. 7
Препараты на основе L-карнитина производятся во многих странах мира в различных лекарственных формах для перорального и парентерального введения. В России с 2000 года широко используется лекарственный препарат L-карнитина Элькар® (МНН: левокарнитин), разработанный отечественной компанией «ПИК-ФАРМА».
Области применения левокарнитина и уникальное сочетание его терапевтических эффектов отражены в зарегистрированных показаниях к применению препарата Элькар. 8
Витаминоподобное вещество L-карнитин участвует в переносе жирных кислот в митохондрии, где они используются для образования энергии (АТФ). Окисление жиров при участии L-карнитина дает до 75% внутриклеточной энергии. Это больше, чем в процессе окисления глюкозы.
L-карнитин, помимо биоэнергетической, выполняет ряд важных метаболических функций: 8
Два десятилетия наблюдений, многочисленных исследований и клинического применения препарата Элькар® при лечении различных заболеваний и патологических состояний у детей и взрослых показали высокую эффективность, безопасность и открыли широкие возможности его применения для лечения пациентов в кардиологии, эндокринологии, неврологии, гастроэнтерологии, спортивной медицине. В педиатрии препарат применяют при заболеваниях и состояниях, сопровождающихся снижением аппетита, уменьшением массы тела, истощением; у детей с самыми разными патологиями с рождения (недоношенные, дети с ослабленными пищевыми рефлексами, с гипотрофией, гипотонией и адинамией, перенесшие асфиксию и родовую травму); при заболеваниях, сопровождающихся недостатком карнитина или его повышенной потерей; в составе комплексной терапии ряда кожных болезней, при интенсивных спортивных тренировках и, конечно же, в период реконвалесценции после заболеваний, в том числе и ОРВИ.
Так, в исследовании С.О. Ключникова (2005) у часто болеющих детей, помимо иммунной патологии, был установлен клеточный энергодефицит. Для его устранения детям с ЛОР-патологией назначались энерготропные препараты, включая левокарнитин. Нормализация показателей фагоцитарной активности нейтрофилов, активности ферментов энергообмена лейкоцитов крови (СДГ, ЛДГ, ГФДГ, ГДГ) и восстановление ферментативной активности лимфоцитов (от 18 до 27%) привели к снижению заболеваемости ОРВИ у детей после приема курсового приема энерготропной терапии. 9 При этом у детей с дисбалансом вегетативной регуляции на фоне приема комплексной терапии с включением препарата левокарнитина в 100% случаев отмечено улучшение вегетативной реактивности, что привело к уменьшению жалоб, нормализации сна и аппетита, повышению физической выносливости. 9
Авторы исследования отметили отсутствие каких-либо побочных эффектов препарата левокарнитина даже у детей с отягощенным аллергоанамнезом и признаками поражения ЦНС. 10
Позже, в сравнительном плацебо-контролируемом исследовании по оценке эффективности применения Элькар® в лечении детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, сопровождающимися нарушениями гемодинамики в системе малого круга кровообращения (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пороки развития легких, гиперчувствительный пневмонит, бронхиальная астма), Л.И. Агапитовым и Ю.М. Белозеровым (2010) 11,12 были продемонстрированы антиоксидантные свойства левокарнитина. После курса лечения у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, получавших препарат Элькар в течение 4 недель (50 мг/кг в сутки), увеличились максимальная и тотальная эндотелий-зависимая вазодилатация (p 11,12
Оценку эффективности левокарнитина (Элькар®) у детей с бронхиальной астмой физического напряжения дали исследования Г.А. Новика (2009, 2012). Пациенты основной группы (с подтвержденным постнагрузочным бронхоспазмом) получали Элькар в течение 2 месяцев, дети группы сравнения препарат не получали (обе группы пациентов были сопоставимы по клиническим и лабораторным показателям). При динамическом наблюдении показатели внешнего дыхания и величина просвета бронхов у детей обеих групп существенно не изменились, но у детей основной группы, в отличие от контрольной, повысилась толерантность к физической нагрузке (р 13
Влияние Элькара на состояние вегетативной регуляции и повышение устойчивости к нагрузкам показано в исследовании С.Л. Морозова (2015). Так, при оценке показателей вариабельности сердечного ритма у детей отмечались нормализация состояния вегетативной нервной системы и, как следствие, повышение адаптации. 2
Улучшение адаптации, а также обмена веществ и энергообеспечения тканей при применении Элькар®, но уже у юных спортсменов доказало и исследование Л.А. Балыковой и соавт. 14,15 Дети со стрессорной кардиомиопатией принимали препарат курсом 1,5 месяца в лечебной дозе 75‒100 мг/кг/сут, спортсмены без признаков поражения сердца ‒ в профилактической дозе 30‒50 мг/кг/сут.
Прием левокарнитина (Элькар®) показал изменения в эффекторных и иммунорегуляторных звеньях врожденного и адаптивного иммунитета. У большинства юных спортсменов при приеме Элькар® показатели гуморального иммунитета достигли нормы, что в сочетании с улучшением показателей клеточного иммунитета (увеличение абсолютного количества нейтрофилов и их метаболической активности) способствовало повышению противоинфекционной резистентности организма и снижению заболеваемости ОРВИ. Кроме того, лечение способствовало возрастанию уровня физической работоспособности, оптимизации гемодинамики в области сердца и уменьшению уровня биохимических, психологических и других маркеров стресса. 14,15
Эффекты препарата Элькар ® при восстановлении после болезни:
Таким образом, приведенные данные исследований, а также многие другие, не вошедшие в этот обзор, свидетельствуют о сочетании метаболических, нейропротекторных и иммунокоррегирующих свойств левокарнитина и эффективности отечественного лекарственного препарата на его основе Элькар® (L-карнитин) в терапии и профилактике обширного круга состояний и заболеваний, сопровождающихся явлениями астении, в том числе и после ОРВИ.
Применение Элькара позволяет существенно улучшить состояние здоровья детей, нормализуя механизмы вегетативной регуляции, стабилизируя клеточный энергообмен, что, в свою очередь, способствует возрастанию их физической активности и повышению иммунитета.